Научная статья на тему 'КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ В РОССИИ ЭФФЕКТИВНОГО СИСТЕМАТИЗИРОВАННОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА'

КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ В РОССИИ ЭФФЕКТИВНОГО СИСТЕМАТИЗИРОВАННОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
12
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
систематизация законодательства / российское правовое пространство / информационные технологии в праве. / systematization of legislation / Russian legal space / information technologies in law.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Виноградова Елена Валерьевна

Формирование современного российского правового пространства обусловлено созданием эффективного взаимодействия юридических и технологических механизмов. В качестве одного из важнейших факторов, предопределяющих перспективы развития отечественной правовой системы безусловно можно считать вовлеченность юридического сообщества в разработку инновационных решений. Достижения в сфере информационных технологий обусловливают высокий уровень возможности анализа юридических терминов и понятий, обеспечивающим единством их употребления в нормативно-правовых актах. В статье анализируются конституционно-правовые основы систематизации российского законодательства, на основе применения новых информационно-технологических инструментов. Актуальность исследования обусловлена важностью систематизации российского правового пространства в современном мире, основанном на ускорении технологических процессов во всех сферах жизни современного общества, зачастую опережающих правовое регулирование.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONSTITUTIONAL AND LEGAL BASIS FOR THE FORMATION OF EFFECTIVE SYSTEMATIZED LEGISLATION IN RUSSIA

The formation of the modern Russian legal space is due to the creation of effective interaction between legal and technological mechanisms. One of the most important factors predetermining the prospects for the development of the domestic legal system can certainly be considered the involvement of the legal community in the development of innovative solutions. Advances in the field of information technology provide a high level of analysis of legal terms and concepts, ensuring the uniformity of their use in legal acts. The article analyzes the constitutional and legal foundations for the systematization of Russian legislation, based on the use of new information technology tools. The relevance of the study is due to the importance of systematizing the Russian legal space in the modern world, based on the acceleration of technological processes in all spheres of life of modern society, often ahead of legal regulation.

Текст научной работы на тему «КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ В РОССИИ ЭФФЕКТИВНОГО СИСТЕМАТИЗИРОВАННОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА»

ТЕОРИЯ КОНСТИТУЦИИ

DOI: 10.24412/2076-1503-2023-11-136-140 NIION: 2018-0076-11/23-871 MOSURED: 77/27-023-2023-11-871

ВИНОГРАДОВА Елена Валерьевна,

доктор юридических наук, профессор, главный научный сотрудник сектора конституционного права и конституционной юстиции Института государства и права РАН, e-mail: evigpran@igpran.ru

КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ В РОССИИ ЭФФЕКТИВНОГО СИСТЕМАТИЗИРОВАННОГО

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Аннотация. Формирование современного российского правового пространства обусловлено созданием эффективного взаимодействия юридических и технологических механизмов. В качестве одного из важнейших факторов, предопределяющих перспективы развития отечественной правовой системы безусловно можно считать вовлеченность юридического сообщества в разработку инновационных решений. Достижения в сфере информационных технологий обусловливают высокий уровень возможности анализа юридических терминов и понятий, обеспечивающим единством их употребления в нормативно-правовых актах. В статье анализируются конституционно-правовые основы систематизации российского законодательства, на основе применения новых информационно-технологических инструментов. Актуальность исследования обусловлена важностью систематизации российского правового пространства в современном мире, основанном на ускорении технологических процессов во всех сферах жизни современного общества, зачастую опережающих правовое регулирование.

Ключевые слова: систематизация законодательства, российское правовое пространство, информационные технологии в праве.

VINOGRADOVA Elena Valerievna,

Doctor of Law, Professor, Chief Researcher of the Sector of Constitutional Law and Constitutional Justice

Institute of State and Law RAS

CONSTITUTIONAL AND LEGAL BASIS FOR THE FORMATION OF EFFECTIVE SYSTEMATIZED LEGISLATION IN RUSSIA

Annotation. The formation of the modern Russian legal space is due to the creation of effective interaction between legal and technological mechanisms. One of the most important factors predetermining the prospects for the development of the domestic legal system can certainly be considered the involvement of the legal community in the development of innovative solutions. Advances in the field of information technology provide a high level of analysis of legal terms and concepts, ensuring the uniformity of their use in legal acts. The article analyzes the constitutional and legal foundations for the systematization of Russian legislation, based on the use of new information technology tools. The relevance of the study is due to the importance of systematizing the Russian legal space in the modern world, based on the acceleration of technological processes in all spheres of life of modern society, often ahead of legal regulation.

Key words: systematization of legislation, Russian legal space, information technologies in

Рассуждая о концепции развития современного российского законодательства необходимо учитывать, что существу-

ющие конституционные подходы, обуславливают необходимость формирования гарантий его системности и непротиворечивости [3].

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2023

Вытекающие из положений Конституции принципы поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, правовой определенности и разумной стабильности правового регулирования, предсказуемости законодательной политики, создают предпосылки для создания специальных принципов. К ним можно отнести:

- системность (т.е. системный характер построения самой отрасли и ее надлежащая «вписанность» в систему законодательства);

- комплексность;

- целостность (исчерпывающий характер регулирования в рамках данной отрасли);

- преемственность с предшествовавшим правовым регулированием и т.д.

Работа по систематизации российского законодательства существенно облегчена тем, что она может и должна опираться на положения Конституции РФ, в которых идеология конституционализма уже нашла свое практическое воплощение.

История развития идей систематизации в России уходит своими корнями в ХУ-ХУ1 века, когда были оформлены попытки систематизации, а точнее кодификации в Судебниках ХУ-ХУ1 веков. В силу необходимости установления норм судебного процесса как в уголовных, так и в гражданских делах, возникла потребность в систематизации. Перед восшествием династии Романовых на престол, законодательство находилось в состоянии хаоса и беспорядка. Нормативные акты часто противоречили друг-другу и не были широко известны. Поэтому была важна разработка документа, позволяющего кодифицировать законодательство и систематизировать разрозненные правовые нормы.

Соборное Уложение 1649 года, принятое во времена царя Алексея Михайловича, стало первым систематизированным актом, охватывающим значимые сферы. Его разработкой занималась специальная комиссия под руководством князя Н.И. Одоевского. Этот документ устранял устаревшие правовые акты и ссылался на эти акты в своем тексте. Однако разделение права на отрасли только начиналось, но так или иначе это была положительная тенденция к развитию системы права и законодательства.

Понимание Императором Петром I необходимости подчинения законам каждого подданого выступило причиной для принятия Указа от 18 февраля 1700 года о необходимости упорядочивания всех правовых актов, изданные после Соборного Уложения 1649 года. Для этой цели был создан специальный орган - Палата об уложении, первый орган, ХУП-ХУШ века, а впоследствии в 1711 году был создан Сенат, который взял этот вопрос под свой контроль. Однако работа по

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2023

упорядочению законодательства протекала с большим трудом и не привели к успеху, несмотря на создание множества комиссий, занимающихся этим вопросом.

В одной из резолюций Александр I писал: «Закон должен быть для всех единствен. Коль скоро я себе дозволяю нарушать законы, кто тогда почтет за обязанность наблюдать их?» Однако, систематизация законодательства в то время была идеей, реализовать которую смог лишь Николай I, который учредил в структуре личной канцелярии специального отделения для кодификации законов.

Императором были созданы семь ревизионных комиссий для проверки соответствия Свода существующему законодательству.

Работу над созданием систематизированного законодательства возглавлял М.М. Сперанский, который разделил проект на этапы.

- Сначала было создано Полное собрание законов (далее - ПСЗ), которое включало нормативные материалы от Соборного уложения до начала царствования Николая I и насчитывало свыше 50 тыс. актов (46 томов). В последствии ПСЗ было дополнено законодательством до 1881 года. При этом, кодификация все же не была полной в виду того, что часть тактов так и не смогли найти.

- Затем был создан Свод законов Российской империи, в который были включены лишь действующие нормы, а также устранены противоречий. Свод был структурирован по отраслевому принципу, а не по хронологическому принципу как ПСЗ Разделение законов на публичное и частное было вдохновлено западноевропейскими концепциями.

- В последствии, Сперанский, изучая западные кодексы, пришел к выводу о необходимости создания собственной правовой системы, которая не только бы собирала воедино, но и развивала законодательство. Основной целью выступило приведение законодательства в соответствие с текущими общественными условиями и требованиями, а также, что важно, было направлено на укрепление самодержавия. Однако данной идее не суждено было реализоваться.

В период существования советского государства процесс систематизации был продолжен, в частности, 2 сентября 1976 года ЦК КПСС, Президиум Верховного Совета СССР и Совет Министров СССР приняли постановление «О подготовке и издании Свода законов СССР», который должен включать в себя семь разделов законодательства:

1) об общественном и государственном устройстве;

2) о социальном развитии и культуре, социально-экономических правах граждан;

3) о рациональном использовании и охране природных ресурсов;

4) о народном хозяйстве;

5) о международных отношениях и внешних экономических связях;

6) об обороне страны и охране государственных границ;

7) о правосудии, прокурорском надзоре и охране правопорядка.

Ведение сводов законов СССР и РСФСР прекратилось в конце 1980-х годов из-за интенсивного законотворчества и значительных политических изменений.

В 1995 году была предпринята попытка возродить систематизацию законодательства посредством Указа Президента РФ «О подготовке к изданию Свода законов Российской Федерации». Основная задача Свода законов заключалась в улучшении и сведении всех законов в один источник, а также в устранении противоречий. Отсутствие выполнения поставленной задачи обуславливает ее актуальность в настоящие дни.

В 1998 году Президент РФ принял Указ № 170 «О мерах по повышению эффективности работы, связанной с формированием Свода законов Российской Федерации».

В 2001 году, в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, отмечалась необходимость систематизации законодательства, для ведения учета новых экономических реалий и сохранения традиционных отраслей.

Сегодня многие работы, как теоретиков права, так и ученых, содержат тезисы о хаотичности и бессистемности российского законодательства. Например, академик Д. А. Керимов [4] своем выступлении сделал предложение начать работу по систематизации законодательства и разработке Свода законов России.

При разработке теоретических основ систематизации законодательства следует исходить из того, что ее целью является совершенствование и развитие не какой-то отдельной отрасли или подотрасли законодательства, а всей системы российского права. В конечном счете систематизация должна служить укреплению правовых начал государственной и общественной жизни в целом.

При этом важно учитывать и «доктриналь-но-технические» параметры, и содержательное соответствие кодифицируемых норм принципам права применительно к потребностям развития общества в конкретно-исторических условиях.

Основу кодификации законодательства составляет система права, которая является док-

тринальной юридико-логической моделью для законодательной практики.

В силу необходимой логической взаимосвязи между системой права (как юридико-доктри-нальной конструкцией) и системой законодательства (как официально-властным установлением) важным теоретическим ориентиром для кодификации тех или иных отраслей законодательства являются принципы, положенные в основу соответствующей отрасли права.

В плоскости такой постановки проблемы следует отметить прежде всего слабую разработанность принципов, определяющих концептуальные основы комплексных отраслей законодательства.

Кроме того, поскольку углубление дифференциации правового регулирования приводит к тому, что наряду с кодификационными актами, имеющими общеотраслевой характер, все чаще появляются кодексы, объединяющие нормы определенной правовой подотрасли (бюджетный кодекс, таможенный кодекс, лесной кодекс и т.д.), становится актуальной необходимость более глубокой разработки специфических правовых принципов, лежащих в основе этих подотраслей и обусловливающих необходимость их самостоятельной кодификации.

Важно иметь в виду и изменение институциональной структуры традиционных отраслей права (появление новых правовых институтов и существенное обновление прежних), что требует определенного переосмысления принципов, лежащих в их основе.

Однако главный барьер - это профессиональная работа парламента по поиску того баланса интересов всех сторон, охваченных правовым регулированием в соответствующей сфере общественной жизни, который должен лежать в основе законодательного решения. Ведь только такой подход отвечает конституционному требованию принципа формального правового равенства, выраженному, в частности, в ч. 3 ст. 17 Конституции РФ, согласно которой осуществление прав и свобод одних субъектов правового общения не должно нарушать права других.

Характерной чертой современных глобальных процессов являются новые информационные технологии. Они оказывают решающее влияние и на технологию кодификации. Новейшие информационные технологии дают возможность оперативно обрабатывать и актуализировать колоссальный массив правовых данных.

Очевидно, традиционные «бумажные» технологии в обозримой перспективе не исчезнут. Останутся и созданные с их помощью эталонные образцы. Тем не менее технологическая основа современной систематизации и кодификации

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2023

законодательства - это сетевые базы данных, Интернет-технологии, глобальная информационная инфраструктура.

С учетом растущего влияния информации большинство современных государства стремится ясно выразить свою политику, стратегические направления и национальные доктрины в области продовольственной, экологической и других видов безопасности, чтобы они были понятны населению. Одним из средств формирования адекватного представления о работе государственных органов, которые совместно с обществом реализуют различные приоритеты, является перспективная информационная политика. Эта политика позволяет эффективно использовать информацию, информационные ресурсы и технологии в качестве ресурсов развития государства и совершенствования системы государственного управления. При разработке такой политики учитываются доктринальные и концептуальные положения, что позволяет создавать целевые программы, определять долгосрочные и среднесрочные приоритеты, а также целевые показатели эффективности конкретных информационных технологий.

Не решена задача обеспечения доступа к открытым данным, содержащимся в информационных системах государственных органов, число которых достигает в Государственном реестре более 300. Необходима разработка меры по раскрытию информации о проектах нормативных правовых актов и результатах их обсуждения, изменение формата информационных систем в законодательной и судебной ветвях власти, для удовлетворения потребности граждан и организаций в обеспечении равного доступа к юридически значимым информационным ресурсам.

Существуют различные нормативно-правовые акты подзаконного характера, которые имеют прямое влияние на повышение эффективности деятельности государственных и муниципальных органов власти. В качестве таковых выступают административные регламенты, которые устанавливают порядок предоставления государственных или муниципальных услуг и определяют стандарты их предоставления. В концептуальных документах и законодательных актах продолжается нормотворческий процесс, закладываются государственные управленческие решения высшей степени значимости и сложности. При этом существуют отдельные проблемы, вызванные следующими причинами:

- несогласованность правотворческой деятельности и систематизации законодательства;

- рассредоточенность правовых норм информационной сферы;

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2023

- отсутствие гармонизации и соответствия национального и международного правового регулирования различных институтов, например, в области использования электронной цифровой подписи;

- нереализованность мероприятий направленных на систематизацию нормативных правовых актов ввиду принятия новых;

- снижение качества экспертизы законопроектов, что приводит к появлению дублированных или противоречивых норм.

Применение новейших информационных технологий в органах государственной власти, несмотря на масштабную направленность, приоритетно стремится к улучшению качества управления, расширению круга подготовленных специалистов, вовлеченных в информационные процессы. Поэтому, при создании информационных подсистем различных государственных органов, а затем их объединении в единую информационную систему государственного управления, необходимо говорить не только о повышении эффективности работы с документами, регистрацией, сбором, хранением, обработкой и передачей информации, но и о появлении совершенно нового явления - глобальной информатизации.

Инновации в области информационных технологий в государственном управлении имеют сложный характер и связаны с одновременным и согласованным использованием информационных, организационных, правовых, социально-психологических, кадровых, технических и многих других факторов. Комплексное применении обозначенных ресурсов является необходимым условием для претворения в жизнь систематизации заканодательства, способной оказать качественное влияние на развитие правовой системы Российской Федерации в целом.

Исследователи [8] утверждают, что состоянию на 2016 год около 100 государств приняли законодательные акты о доступе к информации и установили официальные правила доступа к информации органов государственного управления. Более 2/3 из них приняли такие акты в последние 15 лет. В последние годы в их число вошли государства с различным уровнем экономического, политического и технологического развития, включая Россию, Грецию, Данию, Францию, Бразилию, Чили, Китай, Индонезию, Тунис, Нигерию и Эфиопию. Многие государства, такие как Казахстан, Египет, Ботсвана, Гана, Камбоджа и Парагвай, находятся на разных этапах принятия подобных законопроектов. Кроме того, право на доступ к информации закреплено в конституциях государств, а также в законах о различных областях информатизации.

Систематизация законодательства представляет собой процесс упорядочивания правовых норм, осуществляемый путём их внешней или внутренней обработки. Необходимость реализации обозначенного способа совершенствования законодательства осознавалась в различные исторические эпохи Российского государства начиная с периода существования Московского государства по настоящий момент.

Стоит учитывать модернизацию и качественную трансформацию рассматриваемого процесса ввиду появления более инновационных способов и методов совершенствования законодательства. Условия текущей реальности на смену более привычной и понятной классификации нормативно-правовых актов диктуют необходимость создания правовой информационной системы, в целях:

- защиты прав и свобод граждан;

- оптимизации правовой системы;

- повышения эффективности реализации функций, возложенных на соответствующие уполномоченные органы;

- обеспечения внутреннего и внешнего суверенитета;

- а также создания единой информационно-правовой базы.

Весьма тезисно обозначенные в данной статье вопросы правовых основ систематизации российского законодательства, призваны актуализировать интерес научного юридического сообщества к этой теме. Несмотря на проводимые исследования [2, 5, 6, 7], очевидно, что отечественное законодательство остро нуждается в систематизации.

Список литературы:

[1] Виноградова Е.В. Информационные инструменты в праве. Использование RegTech в отношении медицинской информации. // Образование и право №5. 2023. С.11-15.

[2] Виноградова Е.В. Информационные инструменты в праве. LegalTech, LawTech и RegTech. // Правовая политика и правовая жизнь. 2023. №1. С.. 14-21.

[3] Зорькин В.Д. Тезисы доклада на Международных правовых чтениях им. М.М. Сперанского «Кодификация российского законодательства» - (Санкт-Петербург, 1 октября 2010 г.).

[4] Керимов, Д. А. Система права и систематизация законодательства / Д. А. Керимов // Право и образование. - 2003. - № 1. - С. 7-28.

[5] Намчук А.В. Блокчейн-технологии в оценке эффективности научных исследований. // Право и государство: теория и практика. №7. 2022. С.196-199.

[6] Новые горизонты развития системы информационного права в условиях цифровой трансформации. Под ред. Т.А.Поляковой, А.В.Мен-балеева и др. М.2022. с.368.

[7] Информационно-технологическое обеспечение юридической деятельности (Legaltech). Под ред. А.В.Менбалеева, Т.А.Поляковой, и др. М.,Проспект 2023. с.368.

[8] Троян Н.А. Информационно-правовое обеспечение развития Национальной системы правовой информации: автореферат дис. ... кандидата юридических наук: 12.00.13 Институт государства и права Российской академии наук]. -Москва, 2021.

Spisok literatury:

[1] Vinogradova E.V. Informacionnye instru-menty v prave. Ispol'zovanie RegTech v otnoshenii medicinskoj informacii. // Obrazovanie i pravo №5. 2023. S.11-15.

[2] Vinogradova E.V. Informacionnye instru-menty v prave. LegalTech, LawTech i RegTech. // Pravovaya politika i pravovaya zhizn'. 2023. №1. S.. 14-21.

[3] Zor'kin V.D. Tezisy doklada na Mezhdun-arodnyh pravovyh chteniyah im. M.M. Speranskogo «Kodifikaciya rossijskogo zakonodatel'stva» - (Sankt-Peterburg, 1 oktyabrya 2010 g.).

[4] Kerimov, D. A. Sistema prava i sistem-atizaciya zakonodatel'stva / D. A. Kerimov // Pravo i obrazovanie. - 2003. - № 1. - S. 7-28.

[5] Namchuk A.V. Blokchejn-tekhnologii v ocenke effektivnosti nauchnyh issledovanij. // Pravo i gosudarstvo: teoriya i praktika. №7. 2022. S.196-199.

[6] Novye gorizonty razvitiya sistemy informa-cionnogo prava v usloviyah cifrovoj transformacii. Pod red. T.A.Polyakovoj, A.V.Menbaleeva i dr. M.2022. s.368.

[7] Informacionno-tekhnologicheskoe obe-spechenie yuridicheskoj deyatel'nosti (Legaltech). Pod red. A.V.Menbaleeva, T.A.Polyakovoj, i dr. M.,Prospekt 2023. s.368.

[8] Troyan N.A. Informacionno-pravovoe obe-spechenie razvitiya Nacional'noj sistemy pravovoj informacii: avtoreferat dis. ... kandidata yuridicheskih nauk: 12.00.13 Institut gosudarstva i prava Rossijs-koj akademii nauk]. - Moskva, 2021.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.