Научная статья на тему 'Конституционно-правовые основы формирования и функционирования государственной власти субъекта Российской Федерации'

Конституционно-правовые основы формирования и функционирования государственной власти субъекта Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1871
232
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВЛАСТИ / ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ / СУБЪЕКТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / ФЕДЕРАЛИЗМ / PRINCIPLES OF THE ORGANIZATION OF THE POWER / PUBLIC AUTHORITIES / SUBJECT OF THE RUSSIAN FEDERATION / FEDERALISM

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Мамочкина Елена Михайловна

В статье рассматривается вопрос формирования и функционирования государственной власти субъекта РФ. Дается определение принципам организации власти. Предлагается новая редакция ст. 1 Федерального закона № 184-ФЗ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONSTITUTIONALLY - LEGAL BASES OF THE FORMATION AND FUNCTIONING OF THE GOVERNMENT OF THE SUBJECT OF THE RUSSIAN FEDERATION

This article is devoted to research of a question of the formation and functioning of the government of the subject of the Russian Federation. The definition is given to the principles of the organization of the power. New edition of article 1 of the Federal law No. 184-FZ is offered.

Текст научной работы на тему «Конституционно-правовые основы формирования и функционирования государственной власти субъекта Российской Федерации»

37 См.: Положение о Комиссии Правительства Российской Федерации по вопросам агропромышленного комплекса: утверждено Постановлением Правительства РФ от 21 июля 2012 г. № 755 // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2012. № 31, ст. 4380; 2016. № 1, ч. 11, ст. 241.

38 См.: Александрова Л.А Кластеризация в экономике: предпосылки, закономерности, механизмы. Саратов, 2005.

39 См.: Росрыболовство проведет укрупнение рыбзаводов и избавит их от непрофильных функций. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

40 См.: Крючкова М. Интервью руководителя Росрыболовства И. Шестакова журналу «Fishnews - Новости рыболовства» // «Fishnews - Новости рыболовства». 2015. 4 дек.

41 Кластеры могут появиться, например, на базе Калининградского государственного технического университета и АтлантНИРО, Мурманского государственного технического университета и ПИНРО, Дмитровского филиала АГТУ и ВНИИПРХа, Дальрыбвтуза и ТИНРО-Центра // Росрыболовство намерено создать сеть научно-образовательных кластеров на базе НИИ и вузов. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс ».

42 См.: Рыбохозяйственная наука составила план исследований на 2016 г. // Fishnews. 2015. 26 нояб.

43 См.: Трошина Е. Выступление на заседании Общественного совета Росрыболовства с докладом о реализации закона об аквакультуре // Пресс-служба Росрыболовства. 2015. 3 нояб.

Е.М. Мамочкина

КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В статье рассматривается вопрос формирования и функционирования государственной власти субъекта РФ. Дается определение принципам организации власти. Предлагается новая редакция ст. 1 Федерального закона № 184-ФЗ.

Ключевые слова: принципы организации власти, органы государственной власти, субъект Российской Федерации, федерализм.

E.M. Mamochkina

THE CONSTITUTIONALLY — LEGAL BASES OF THE FORMATION AND FUNCTIONING OF THE GOVERNMENT OF THE SUBJECT OF THE RUSSIAN FEDERATION

This article is devoted to research of a question of the formation and functioning of the government of the subject of the Russian Federation. The definition is given to the principles of the organization of the power. New edition of article 1 of the Federal law No. 184-FZ is offered.

Keywords: principles of the organization of the power, public authorities, subject of the Russian Federation, federalism.

В настоящее время Россия переживает период радикальных реформ. Федеративная форма государственного устройства, закрепленная действующей Конституцией России (ст. 1), оказывает большое влияние на конституционный механизм государственной власти Российской Федерации, характер и принципы взаимоотношений Федерации и ее составных частей — субъектов России. Как отмечает Т.В. Заметина, федерализм — это не только форма государственного устройства, но и определенное качественное состояние общественных отношений, правовой режим, при котором обеспечиваются компромисс интересов,

© Мамочкина Елена Михайловна, 2016

Преподаватель кафедры конституционного и муниципального права (Поволжский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации); е-1гшП: mamochkina.elena@yandex.ru

партнерские отношения Центра и регионов, единство и многообразие, используются многочисленные каналы взаимного влияния субъектов федеративных отношений в целях согласования базовых потребностей1.

Исследование принципов организации государственной власти субъектов Федерации обусловлено важностью выяснения базовых начал построения и функционирования регионального механизма государственной власти. Конституционно-правовые принципы организации государственной власти субъектов РФ, во-первых, формируются на основе конституционных принципов конституционного строя и федерализма, конкретизируются учредительными и иными актами на региональном уровне; во-вторых, учитывают реальное состояние конституционных и федеративных отношений и корреспондируются с общими принципами управления; в-третьих, отражают общие закономерности конституционно-правового развития и специфику организации власти в конкретном субъекте, его взаимодействия с органами государственной власти Федерации и органами местного самоуправления.

Вопрос о понятии принципов организации государственной власти нельзя отнести к числу вновь возникших в юридической науке. К нему не утрачивают интерес и современные исследователи. Традиционно под принципом понимаются основные правила поведения, исходные положения какой-либо теории, учения2. Принципы организации государственной власти рассматриваются и в общеправовом, и в отраслевом аспектах3.

По мнению Н.М. Добрынина, конституционное понятие «общие принципы организации системы органов государственной власти субъектов РФ» означа-з ет «устанавливаемые федеральным законом общие для всех субъектов РФ, не ? связанные с особенностями их внутреннего устройства основные начала фор-Л мирования, организации и деятельности (включая взаимодействие) органов | государственной власти субъектов РФ, а также результаты конкретизации этих I основных начал в конституциях (уставах), законах и иных правовых актах

1 субъектов РФ»4.

го

| Анализ положений Конституции РФ 1993 г. и ст. 1 Федерального закона от

§ 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодатель-

| ных (представительных) и исполнительных органов государственной власти

2 субъектов Российской Федерации» (в ред. от 9 марта 2016 г.)5 (далее — Феде° ральный закон от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ) позволяет выявить отправные « начала организации органов государственной власти субъектов РФ, которые | можно подразделить на две группы: 1) принципы конституционного строя Рос-

0 сии (распространение суверенитета на всю территорию Российской Федерации,

1 верховенство Основного Закона страны и федеральных законов на всей терри-

0

° тории Российской Федерации, разделение государственной власти на законода-

го

тельную, исполнительную и судебную); 2) принципы российского федерализма

1 (государственная и территориальная целостность России, единство системы | государственной власти, разграничение предметов ведения и полномочий между

органами государственной власти Федерации и органами государственной власти субъектов Федерации).

Рассматривая указанные принципы, можно прийти к выводу, что их перечень не является исчерпывающим. Конечно, установленные в качестве отправных начал положения о государственной целостности Российской Федерации и рас-246 пространения суверенитета на всю ее территорию, о верховенстве Конституции

РФ и федеральных законов, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов РФ, единстве и разделении властей относятся к базовым принципам организации власти в субъектах. Они направлены на сохранение Российской Федерации как федеративного государства в условиях ее многообразного субъектного состава, предотвращение сепаратистских тенденций, сохранение единого правового и экономического пространства, сбалансированного разделения компетенции между Федерацией и субъектами. Однако в ст. 1 Федерального закона № 184-ФЗ не учитываются другие важные принципы организации власти в субъектах Федерации, которые получили свое закрепление в федеральном законодательстве, а также в конституциях, уставах, законах субъектов Федерации.

Полагаем, что принципы организации государственной власти субъектов, о необходимости закрепления которых свидетельствует название самого Закона, это не только принципы федерализма и конституционного строя, но и отправные начала формирования (образования) и работы органов государственной власти субъектов РФ, принципы взаимодействия их между собой и с федеральными органами государственной власти. Последняя группа принципов вообще зачастую остается за пределами внимания региональных законодателей. Это препятствует установлению и поддержанию равноправных и эффективных взаимоотношений Федерации и субъектов и сводится к применению «односторонних» методов принятия решений федеральным Центром без учета интересов и специфики субъектов Федерации. К принципам взаимодействия Федерации и субъектов относятся принципы согласования их интересов (координации деятельности | соответствующих органов), взаимной информированности и ответственности. и

В связи с этим полагаем, что ст. 1 Федерального закона № 184-ФЗ необходимо а дополнить и изложить в новой редакции, закрепив следующие принципы орга- о низации государственной власти в субъекте: 1) социальной ориентированности к (обеспечения прав и свобод человека); 2) государственной целостности Российской о

п

Федерации и распространения суверенитета на всю ее территорию; 3) единства а системы государственной власти и ее разделения на законодательную, исполни- в

е

тельную и судебную; 4) верховенства Конституции РФ и федеральных законов на о всей территории Российской Федерации; 5) разграничения предметов ведения ю

Т5

и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации |

и органами государственной власти субъектов, делегирования полномочий; к

6) сочетания выборности и наделения полномочиями (назначаемости) органов а

государственной власти и должностных лиц субъектов Федерации; 7) сочетания |

единоначалия и коллегиальности в деятельности данных органов государствен- ии

ной власти; 8) согласования (координации) в процессе принятия решений на №

региональном уровне и во взаимоотношениях с органами государственной вла- 11

сти Федерации и других субъектов; 9) взаимной информированности в системе )

органов власти субъектов РФ; 10) открытости, гласности, взаимодействия органов б власти субъектов Федерации с населением и институтами гражданского общества; 11) ответственности органов и должностных лиц субъектов Федерации.

Подводя итог вышесказанному, можно заключить, что под принципами организации государственной власти в области следует понимать основополагающие начала (совокупность идей и законодательных положений), определяющих содержание и порядок реализации правовых предписаний о формировании и функ- 247

ционировании органов государственной власти субъектов РФ. Выстраиванию равноправных взаимоотношений федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов РФ будет способствовать внесение соответствующих изменений и дополнений в Федеральный закон от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ и некоторые нормативно-правовые акты субъектов РФ.

1 См.: Заметина Т.В. Федерализм в системе конституционного строя России: автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. Саратов, 2010. С. 4.

2 См., например: Советский энциклопедический словарь / под ред. А.М. Прохорова. М., 1979. С. 1072.

3 См., например: Демина И.А. Закрепление принципов организации и системы органов государственной власти в уставном законодательстве области как субъекте Российской Федерации: автореферат дис. ... канд. юрид. наук. М, 2006; Иванец Г.И., Калинский И.В., Червонюк В.И. Конституционное право России: энциклопедический словарь / под общ. ред. В.И. Червонюка. М., 2002. С. 432.

4Добрынин Н.М. Новый российский федерализм и конституционная реформа как неизбежность перемен // Журнал российского права. 2004. № 3. С. 13.

5 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 1999. № 42, ст. 5005; 2016. № 11, ст. 1493.

В.В. Храмушин

ЗАЩИТА КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ ГРАЖДАН В АРБИТРАЖНОМ ПРОЦЕССЕ: ПРЕДПОСЫЛКИ, СУЩНОСТЬ И ФОРМЫ

Статья посвящена теоретическому анализу материально-правовых предпосылок, а также сущности и формам защиты прав конституционных прав граждан в арбитражном процессе. Обосновывается положение о том, что данные категории являются неотъемлемой частью механизма защиты конституционных прав граждан в арбитражном процессе. Рассматривается соотношение процедур медиации и арбитражного судопроизводства как средств защиты конституционных прав граждан. Аргументируется теоретическое понятие юрисдикции.

Ключевые слова: механизм защиты конституционных прав граждан; юрисдикционные формы; процедура медиации; конституционные права граждан; защита прав; арбитражный процесс.

V.V. Khramushin

PROTECTION OF CITIZENS CONSTITUTIONAL RIGHTS IN THE ARBITRATION PROCESS: BACKGROUND, ESSENCE AND FORMS

The presented article is devoted to theoretical analysis of the substantive prerequisites, as well as of the nature and forms of protection of the rights of citizens ' constitutional rights in the arbitration process. The article describes the rationale of the provisions that these categories are an integral part of the mechanism of protection of citizens constitutional rights in the arbitration process. The paper analyzes the relative procedures of mediation and arbitration as means of protecting citizens ' constitutional rights. Substantiates the theoretical concept of jurisdiction.

Keywords: mechanism of protection of constitutional rights of citizens; jurisdictional forms; mediation; constitutional rights of citizens; protection of rights; arbitration process.

Научно-правовая категория «механизм» является одним из универсальных познавательных инструментов, применяемых для онтологических исследова-

© Храмушин Валерий Владимирович, 2016

Аспирант кафедры арбитражного процесса (Саратовская государственная юридическая академия)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.