УДК 346.62 + 346.542
А.Н. Зевайкина*
КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ**
В статье рассматриваются вопросы определения энергетической политики РФ в аспекте повышения энергоэффективности и энергосбережения и сделаны выводы о необходимости разработки теоретической сравнительной модели ценообразования на энергетическом рынке, создания государственного центра инновационных разработок в области энергоэффективности и энергосбережения при уполномоченном государственном органе исполнительной власти, а также обеспечения правовых, организационных и экономических условий для производства высокотехнологичного и энергоэффективного промышленного оборудования, оптимизации его размещения на основе утверждаемой схемы, в соответствии с которой рассматривать инвестиционные программы инвесторов и др.
Ключевые слова: товарный рынок, энергоэффективность, энергосбережение, энергопотребление, ценообразование, государственное управление, модернизация экономики, энергетический рынок.
В соответствии с положениями Энергетической стратегии России на период до 2030 года, утв. распоряжением Правительства РФ от 13.11.2009 г. [1], целью энергетической политики России является максимально эффективное использование природных энергетических ресурсов и потенциала энергетического сектора для устойчивого роста экономики, повышения качества жизни населения страны и содействия укреплению ее внешнеэкономических позиций.
В структуре баланса энергоресурсов РФ, составляемого Федеральной службой государственной статистики, более половины составляют природные энергетические ресурсы — нефть, газ, уголь — 1670,2 млн тонн условного топлива (согласно опубликованным данным за 2010 год) [2].
Несмотря на широкое обсуждение вопроса о необходимости использования «возобновляемых» источников энергии — энергии солнца, энергии ветра, энергии вод (в том числе энергии сточных вод) (ст. 3 Федерального закона от 26.03.2003 г. № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» [3]) на российском рынке, их доля невелика, и в ближайшие годы вряд ли изменится кардинальным образом соотношение в использовании природных (практически невозобновляемых) и возобновляемых источников энергии.
* © Зевайкина А.Н., 2014
Зевайкина Анна Николаевна ([email protected]), кафедра гражданского процессуального и предпринимательского права, Самарский государственный университет, 443011, Российская Федерация, Самара, ул. Акад. Павлова, 1.
** Исследование выполнено в рамках гранта Президента Российской Федерации для государственной поддержки молодых ученых за счет средств федерального бюджета (МК-5828.2012.6).
Активное использование природных энергетических ресурсов за последние несколько десятилетий привело к серьезным экологическим последствиям, с одной стороны, а с другой — подчинило все рынки товаров, работ, услуг условиям обращения (в том числе ценообразованию) энергетических товаров (продукции) — нефти, нефтепродуктов, газа, угля, электрической энергии. Поэтому в условиях ограниченности природных энергетических ресурсов возникает необходимость научного обоснования правовой политики на энергетическом товарном рынке, направленной на создание эффективного механизма правового регулирования отношений между субъектами на розничных и оптовых рынках энергетических товаров и продукции, а также отношений, возникающих при государственном регулировании и государственно-частном партнерстве на энергетических рынках.
Энергетическая правовая политика определяет на основании конституционных и отраслевых принципов правового регулирования приоритеты, основные направления юридической деятельности (правотворческой и правореализационной) уполномоченных органов власти и служит основой для формирования системы энергетического законодательства.
Энергетическая правовая политика основана на принципах государственной энергетической политики, которые определены Энергетической стратегией России на период до 2030 года. Главными стратегическими ориентирами долгосрочной государственной энергетической политики являются: а) энергетическая безопасность; б) энергетическая эффективность экономики; в) бюджетная эффективность энергетики; г) экологическая безопасность энергетики.
Принципы государственной энергетической политики определяются Конституцией РФ. Так, принцип энергетической безопасности следует из ст. 9 Конституции РФ, которая устанавливает, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории, владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц (ст. 36), каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением (ст. 42).
Действие принципа энергетической безопасности раскрывается в отраслевом законодательстве, в том числе Федеральном законе от 21.07.2011 г. № 256-ФЗ «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса», Федеральном законе от 21.11.1995 г. № 170-ФЗ «Об использовании атомной энергии», Федеральном законе от 01.12.2007 г. № 317-ФЗ «О Государственной корпорации по атомной энергии «Рос-атом» и др.
Обеспечение энергетической безопасности должно включать следующие составляющие: 1) определение технических требований к объектам топливно-энергетического комплекса, а также к процессам добычи (генерации), переработки, реализации, утилизации энергетических товаров и продукции путем создания системы технических регламентов, национальных стандартов и иных документов; 2) введение в действие экологических стандартов безопасности; 3) действие стандартов промышленной безопасности; 4) разработку системы мер, направленных на увеличение инвестиций в строительство и модернизацию объектов топливно-энергетического комплекса; 5) разграничение компетенции уполномоченных органов государственной власти, местного самоуправления, а также конкретизацию прав, обязанностей и ответственности субъектов предпринимательской деятельности на энергетических рынках и субъектов-потребителей энергетических товаров.
Одним из аспектов энергетической безопасности является упорядочение отношений по использованию земельных участков для строительства и эксплуатации энергетических объектов, которые являются объектами промышленной опасности. На наш взгляд, необходимо внесение изменений в Градостроительный кодекс РФ — введение понятия «линейный объект», «линейный объект, входящий в состав топливно-энергетического комплекса». При строительстве энергетических объектов (нефтяных и газовых скважин и т. д.) необходимо заключение соглашений об установлении частного сервитута при строительстве объектов. Необходимым является установление практики заключения соглашений об использовании земельных участков на период эксплуатации энергетических объектов, создающих правовой режим охранной зоны объекта, если оно заключается в отношений, например промысловых объектов, где режим охранной зоны устанавливается на основании актов рекомендательного характера (РД) и обоснован в проектной документации при строительстве энергетического объекта, например промыслового трубопровода.
Необходима система выкупа земельных участков под промышленными объектами, представляющими наибольшую опасность, например под нефтяными скважинами. Однако в данном случае возникает проблема определения экономически обоснованной цены при выкупе земельных участков под опасными производственными объектами. Для ее разрешения предлагается определение перечня объектов путем категорирования по степени опасности (ФЗ «О безопасности объектов топ-ливно-промышленного комплекса»), земельные участки под которыми могут находиться в государственной (федеральной) собственности, установление методики расчета выкупной стоимости и включение ее в стоимость лицензии, т. е. фактически выкуп может осуществляться за счет средств субъекта, который будет эксплуатировать месторождение или использовать земельный участок для строительства промышленного объекта и последующей сдачи такого участка в аренду владельцу промышленного объекта. После окончания эксплуатации объекта и прекращения пользования участком он подлежит рекультивации (проводится технический и биологический этапы рекультивации) и в случае возможности его использования может быть передан в частную собственность на условиях возмездности.
Исходя из конституционных постулатов приобретают первостепенное значение принципы энергоэффективности и энергосбережения как условия сохранения природных энергетических ресурсов и окружающей среды.
В настоящее время энергоэффективность, энергосбережение и ядерная энергетика обоснованно отнесены к приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники в соответствии с Указом Президента РФ от 07.07.2011 г. № 899 «Об утверждении приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в РФ и перечня критических технологий РФ».
Государственная энергетическая политика в области энергоэффективности и энергосбережения в РФ включает несколько периодов ее формирования.
На первом этапе развития энергетики СССР (с 20-х по 50-е годы ХХ века) в энергопотреблении преобладали энергосберегающие технологии. Это было вызвано относительной дороговизной топлива, систематической дефицитностью топливного баланса, его угольной моноструктурой (доля нефти в общем производстве и потреблении энего-ресурсов не превышала 20 %, что едва обеспечивало потребности в моторном топливе) и наличием единственного высококачественного энергоносителя — дорогой и дефицитной электроэнергии [4]. Ситуация начинает меняться с конца 60-х годов ХХ века, когда в результате успехов геологических исследований и быстрого развития отраслей промышленности по добыче углеводородного топлива (нефти и природного газа) наблюдается резкое увеличение энергоемкости производства. Если за период с 1931 по 1960 гг.
национальный доход СССР вырос в 20 раз, общее энергопотребление — в 8,4 раза, т. е. если энергоемкость национального дохода сокращалась за десятилетие в среднем на 18— 20 %, то за период 1961—1980 гг. национальный доход возрос в 3,25 раза, а общее энергопотребление — в 2,43 раза, т. е. удельная энергоемкость национального дохода за десятилетие сократилась только на 12—13 % [5]. Если в 1965 г. годовая экономия энергоресурсов по пятилеткам составляла 150 млн т условного топлива, то в 1985 г. — только 85 млн т условного топлива [6]. Такое явное замедление энергосберегающих тенденций возникло, по-видимому, как реакция на удешевление энергоресурсов. Однако уже начиная с конца 70-х годов ХХ века рост затрат на добычу и транспорт нефти и природного газа привел к необходимости проведения широкомасштабных исследований для перевода экономики страны на энергосберегающий путь развития. В зарубежных странах в этот период также наблюдается резкое усиление внимания к вопросам экономии топлива и энергии, повышения эффективности их использования, что было связано в том числе с резким повышением мировых цен на нефть после снижения по решению ОПЕК в 1973 г. объемов добычи нефти, послужившего началом «первого энергетического кризиса». Например, по заданию правительства ФРГ в 1974—1978 гг. большой группой западногерманских экономистов (Клаус М., Мейер-Абих, Хорст Май-кснер) проводилось исследование, по результатам которого были разработаны политико-экономические мероприятия экономии энергии в промышленности, на транспорте, в домашних хозяйствах и мелкими потребителями [7].
В РФ правовые основы энергосбережения были заложены принятием постановления Правительства РФ от 01.06.1992 г. № 371 «О неотложных мерах по энергоснабжению в области добычи, производства, транспортировки и использования нефти, газа и нефтепродуктов» [8]. 7 мая 1995 г. был принят указ Президента РФ № 472 «Об основных направлениях энергетической политики и структурной перестройки топливно-энергетического комплекса РФ на период до 2010 года» [9], в котором повышение эффективности использования топливно-энергетических ресурсов и создание необходимых условий для перевода экономики страны на энергосберегающий путь развития провозглашалось одним из основных приоритетов энергетической политики РФ. В этом же году во исполнение названного Указа Президента РФ № 472 была принята Энергетическая стратегия России [10]. В постановлении Правительства РФ от 02.11.1995 г. № 1087 «О неотложных мерах по энергосбережению» [11] предусматривалось осуществление в течение 1995—2000 гг. комплекса первоочередных мер по реализации потенциала энергосбережения. Первый Федеральный закон № 28-ФЗ «Об энергосбережении» был принят 03.04.1996 г. [12]. Однако из-за отсутствия разработанных механизмов его реализации его применение не привело к ожидаемому радикальному изменению ситуации в области энергопотребления.
Действующий Федеральный закон от 23.11.2009 г. № 261-ФЗ (ред. 10.07.2012 г.) «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» устанавливает понятие, принципы правового регулирования в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, формы государственного регулирования и саморегулирования в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, информационного и договорного обеспечения мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, а также государственно-частного партнерства в данной области деятельности.
Согласно легальному определению, энергосбережение — это реализация организационных, правовых, технических, технологических, экономических и иных мер, направленных на уменьшение объема используемых энергетических ресурсов
при сохранении соответствующего полезного эффекта от их использования (в том числе объема произведенной продукции, выполненных работ, оказанных услуг) (ст. 2 Закона № 261-ФЗ).
Энергетическая эффективность — характеристики, отражающие отношение полезного эффекта от использования энергетических ресурсов к затратам энергетических ресурсов, произведенным в целях получения такого эффекта, применительно к продукции, технологическому процессу, юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю (ст. 2 Закона № 261-ФЗ).
В настоящее время исследование эффективности является предметом специального научного направления — теории эффективности. Эта теория имеет свой понятийный аппарат, и многие ее положения успешно используются в различных областях практической деятельности, в том числе применимы и к области энергоэффективности. Под эффективностью понимается наиболее общее свойство любых целенаправленных процессов (операций), которое раскрывается через понятие «цель операции» и объективно выражается степенью достижения этой цели с учетом затрат ресурсов и времени [13].
Обеспечение реализации принципа энергетической эффективности и энергосбережения предполагает постепенное изменение условий оборота энергетических товаров (ресурсов) на товарных рынках, переход от затратного метода ценообразования на энергетические товары (ресурсы) к рыночному. В качестве положительного примера может быть использован опыт Германии, где при осуществлении контроля ценообразования энергетических товаров используется модель сравнительного рынка, т. е. теоретическая расчетная модель товарного рынка, в которой должен осуществлять предпринимательскую деятельность хозяйствующий субъект. Российское антимонопольное законодательство предусматривает использование критерия сравнительного (аналогического) рынка при определении монопольно высоких или монопольно низких цен, что приводит к ориентированности хозяйствующих субъектов на предельные издержки объема производительности и, следовательно, к постоянному увеличению цен на энергетические товары, которое государство вынуждено сдерживать путем применения административных мер.
Исходя из сказанного, возникает необходимость конкретизации пределов государственного регулирования энергетических рынков, что предполагает дальнейшее совершенствование энергетического законодательства. На наш взгляд, более верным представляется использование термина «публичное регулирование» вместо привычного «государственное регулирование», т. к. регулирование, в том числе и на энергетических рынках, осуществляют не только уполномоченные органы государственной власти, но и органы местного самоуправления.
Формы и методы публичного регулирования различны в зависимости от отнесения энергетического рынка к оптовому либо розничному, от цели реализации и приобретения товара (продукции) приобретателем, за исключением рынка теплоэнергетики (только розничный) и рынка атомной энергетики (только оптовый). Государственное регулирование на оптовом рынке должно включать преимущественно экономические методы, предполагающие косвенное воздействие на субъектов предпринимательской деятельности, а на розничном рынке — сочетать административные методы, предполагающие прямое воздействие на субъектов предпринимательской деятельности, в том числе и тарифное регулирование, и экономические методы, предполагающие косвенное воздействие на субъектов предпринимательской деятельности.
Создание глобального конкурентного рынка предполагает создание четкой и отлаженной системы управления как на уровне публичных образований, так и на
уровне отдельных организаций, а также высокую предпринимательскую активность участников рынка, действующих в условиях неопределенности экономической ситуации, необходимости соблюдения стандартов деятельности и требований по охране окружающей среды. Для этого необходимы глубокие и серьезные изменения и отчасти переосмысление цели и функций государства, компетенции его органов, а также взаимоотношений между органами государственной власти, местного самоуправления и участниками рынка.
Публичная власть устанавливает внешние условия функционирования рынка, в том числе:
— определение порядка и форм пользования природными энергетическими ресурсами — на основании разрешения (лицензии, например, недрами), договоров (например, соглашения о разделе продукции и др.);
— определение порядка и условий функционирования конкурентной среды в рамках единого экономического пространства РФ (товарный рынок) и отдельных его составляющих — рынков отдельных видов энергетических товаров и продукции, контроль за соблюдением установленных правил и границ дозволенного поведения на рынке;
— определение структуры рынка, его разделение на отдельные составляющие с учетом особенностей, требующих отдельного правового регулирования в нормативно-правовых актах, а также определение форм и методов государственного регулирования (степени воздействия публичной власти на экономическую деятельность). Данные особенности необходимо отражать в актах государственной политики: программах, концепциях, стратегиях, которые, на наш взгляд, не являются источниками права в традиционном смысле, т. к. не содержат признака общеобязательности нормы и не предусматривают юридической ответственности за неисполнение.
Необходима организация деятельности субъектов предпринимательской деятельности на рынках определенных видов товаров путем создания саморегулируемых организаций, членство в которых является необходимым условием осуществления предпринимательской деятельности — продажи товаров, выполнения работ и оказания услуг приобретателям таковых. В связи с этим предложено внесение изменений в часть первую Гражданского кодекса РФ (ст. 50 ГК РФ), предусматривающих введение обязательного членства коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей в саморегулируемых организациях, создаваемых при ведении предпринимательской деятельности на отдельных видах товарных рынков. Дополнить ст. 50 ГК РФ п. 5 следующего содержания: «Юридические лица являются членами саморегулируемых организаций в случаях, установленных федеральными законами».
Организованное саморегулирование может устанавливать профессиональные правила своей деятельности в корпоративных актах, которые принимаются путем коллективного обсуждения наиболее профессиональными участниками рынка. В соответствии с п. 1.2. Концепции развития гражданского законодательства корпоративные отношения предлагается включить в предмет гражданского права (п. 1 ст. 2 ГК РФ). Предлагается урегулировать порядок принятия корпоративных актов — обязательное выставление на сайте в сети Интернет, сбор предложений и замечаний (процедура публичного обсуждения), правила нормотворческой техники, порядок опубликования и вступления в силу корпоративных актов, установление иерархии таких актов, поскольку они являются обязательными для всех участников профессионального сообщества.
В Энергетической стратегии России на период до 2030 года предусмотрено обеспечение учета основных положений Стратегии при разработке корпоративных и
региональных стратегических документов и формировании инвестиционных планов и программ в сфере энергетики. Поэтому корпоративные акты профессиональных сообществ на энергетическом рынке — саморегулируемых организаций — также должны включать стратегии своего развития как программных (прогнозных) документов, которые согласуются с положениями Энергетической стратегии России.
На наш взгляд, регулирующие государственные органы со временем, по мере накопления опыта и авторитетности саморегулируемыми организациями, должны ограничиваться принятием только общеобязательных правил, обеспечивающих безопасность, в том числе и в области технического регулирования, которое именно для энергетического товарного рынка имеет наиболее важное значение по сравнению с другими рынками, поскольку объекты топливно-энергетического комплекса являются источниками повышенной опасности и требуют неукоснительного соблюдения правил и норм промышленной безопасности субъектами (законными владельцами) при их проектировании, строительстве, эксплуатации и прекращении деятельности.
Отдельного рассмотрения требуют вопросы государственно-частного партнерства на энергетических рынках. Органы публичной власти оказывают содействие в выборе места размещения объекта, оформлении распорядительных документов, получении согласований, обеспечивают заключение договоров для государственных и муниципальных нужд. Необходимым условием государственно-частного партнерства является прозрачность заключения соглашений о государственно-частном партнерстве, способом заключения соглашения должны являться торги, обеспечение гласности и возможности осуществления государственного и негосударственного контроля.
На наш взгляд, государственно-частное партнерство возможно не только в области инвестиционной деятельности на товарном рынке, но и в других формах, например, государственная поддержка субъектов малого предпринимательства в области развития инфраструктуры энергетических рынков может включать формирование на базе уполномоченного государственного органа центров управления интеллектуальными правами на основании договоров с правообладателями и имеющих базу данных по патентам на изобретения, промышленные образцы, полезные модели и иные объекты интеллектуальной собственности) с тем, чтобы оказывать содействие в выборе технологии использования интеллектуальных прав, оформления договорных отношений с правообладателями и др.
Россия находится на пути включения национальных рынков отдельных видов энергетических товаров и продукции в глобальные мировые рынки. В будущем с развитием технологий преобразования энергии, интегрированного использования различных видов источников энергии (возобновляемых — энергии солнца, ветра, геотермальных и др., невозобновляемых — минеральных ресурсов) и их сочетания в целях экономии ресурсов (например, использования днем электрической энергии, генерируемой за счет энергии солнца, в темное время суток — электрической энергии, вырабатываемой за счет гидроэнергетики, и т. д.) Россия неизбежно будет включена в мировой энергетический рынок и должна стать мировым лидером на нем, к чему нужно должным образом подготовиться.
Мировые тенденции влияют и на энергетический рынок РФ. Несмотря на отказ от подписания Договора к Энергетической Хартии, необходимо внесение изменений в российское энергетическое законодательство с учетом последствий вступления во Всемирную торговую организацию (ВТО). Для этого необходимо решить в первую очередь вопросы экономического характера, в том числе вопрос о порядке формирования и расчете себестоимости энергетического товара, затрат на его про-
изводство и продажу. По исследованиям экономистов, методики определения затрат и себестоимости энергетических товаров и продукции, в том числе электрической энергии, продуктов переработки нефти, газа и др. в России и в зарубежных странах существенно различаются, причем в России данные показатели значительно выше, что уже само по себе делает российских участников рынка неконкурентоспособными на мировом рынке. Вступление во Всемирную торговую организацию (ВТО) потребует внесения некоторых изменений в тарифную политику, поэтому должны быть созданы условия для иного способа определения затрат и расчета тарифов, в частности, предложенного выше создания расчетной модели эффективного товарного рынка. При этом реальные участники рынка могли бы сравнивать свои затраты с расчетной моделью, которая может служить основой для формирования инвестиционных и производственных программ субъектов энергетического рынка.
На сегодняшнем этапе у субъектов энергетического рынка мотивация к снижению своих экономических издержек невысока в силу серьезного влияния государства на ценообразование, монополистического и олигополистического характера рынков отдельных видов энергетических товаров, отсутствия системы должной правовой охраны прав потребителей, гарантированности снабжения их энерготоварами и небольшого количественного выбора продавцов (поставщиков). Кроме того, система управления субъектами энергетического рынка в целом уступает по качеству процесса управления зарубежным корпорациям, особенно в сегменте малого и среднего предпринимательства, что показывают, например, происходящие процессы реорганизации путем присоединения малого и среднего предпринимательства, обладающих лицензиями на разработку энергетических полезных ископаемых (ресурсов), к субъектам крупного предпринимательства, чаще вертикально интегрированным компаниям.
Таким образом, по итогам проведенного исследования представляется возможным сделать следующие выводы.
1. Энергетическая правовая политика представляет собой систему правовых средств, направленных на создание эффективного механизма правового регулирования отношений между субъектами на розничных и оптовых рынках энергетических товаров и продукции, а также отношений, возникающих при государственном регулировании и государственно-частном партнерстве на энергетических рынках.
2. Содержание энергетической правовой политики определяется конституционными основами об использовании природных ресурсов, имущественных правах на них, а также нормами о безопасном использовании окружающей среды.
3. Энергетическая правовая политика основана на принципах государственной энергетической политики, которая представляет собой систему средств, определяющих основные направления государственного регулирования на энергетическом товарном рынке, реализации форм и методов государственного регулирования на энергетическом товарном рынке.
4. В условиях вступления во Всемирную торговую организацию, формирования открытого энергетического рынка и изменения публичных функций предложено использование термина «публичное регулирование на товарном рынке».
5. С учетом применения принципов энергоэффективности и энергосбережения как главных стратегических ориентиров долгосрочной государственной энергетической политики обосновано предложение о создании расчетной модели эффективного товарного рынка с тем, чтобы реальные участники рынка сравнивали свои затраты с расчетной моделью, которая может служить основой для формирования инвестиционных и производственных программ субъектов энергетического рынка.
6. Исходя из разграничения форм и методов публичного регулирования на оптовых и розничных рынках необходима конкретизация компетенции его органов,
а также взаимоотношений между органами государственной власти, местного самоуправления и участниками рынка. Предложено введение обязательного членства хозяйствующих субъектов на отдельных видах энергетических рынков в саморегулируемых организациях.
Библиографический список
1. Распоряжение Правительства РФ от 13.11.2009 г. № 1715-р «Об Энергетической стратегии России на период до 2030 года» // Собрание законодательства РФ. 2009. № 48. Ст. 5836.
2. Энергобаланс в 2010 году Официальный сайт в сети Интернет Федеральной службы государственной статистики. URL: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/business/prom/ el_balans.htm.
3. Федеральный закон от 26.03.2003 № 35-Ф3 «Об электроэнергетике» // Собрание законодательства РФ. 2003. № 13. Ст. 1177.
4. Вольфберг Д.Б., Макаров А.А. Рациональное использование и экономия топливно-энергетических ресурсов // Современные проблемы энергетики. М.: Энергоатомиз-дат, 1984.
5. Вольфберг Д.Б., Макаров А.А. Рациональное использование и экономия топливно-энергетических ресурсов // Современные проблемы энергетики. М.: Энергоато-миздат, 1984.
6. Свидерская О.В. Основы энергосбережения6 курс лекций. 4-е изд., стереотип. Минск: Акад. упр. при Президенте Респ. Беларусь, 2006. 296 с.
7. Экономия энергии — новый энергетический источник / пер. с нем. Б.Н. Бомо-лов, Е.Ф. Охрименко, М.З. Штернгарц / отв. ред. В.А. Киров. М.: Прогресс, 1982.
8. Постановление Правительства РФ от 01.06.1992 г. № 371 «О неотложных мерах по энергоснабжению в области добычи, производства, транспортировки и использования нефти, газа и нефтепродуктов» // Российская газета. 1992. 5 июня. № 128.
9. Указ Президента РФ от 07.05.1995 г. № 472 «Об Основных направлениях энергетической политики и структурной перестройки топливно-энергетического комплекса Российской Федерации на период до 2010 года» // Собрание законодательства РФ. 1995. № 19. Ст. 1739.
10. Постановление Правительства РФ от 13.10.1995 г. № 1006 «Об Энергетической стратегии России» // Собрание законодательства РФ. 1995. № 43. Ст. 4065.
11. Постановление Правительства РФ от 02.11.1995 г. № 1087 «О неотложных мерах по энергосбережению» // Собрание законодательства РФ. 1995. № 45. Ст. 4342.
12. Федеральный закон от 03.04.1996 № 28-ФЗ «Об энергосбережении» // Собрание законодательства РФ. 1996. № 15. Ст. 1551.
13. Бровкина Н.Д. Оценка эффективности и аудит: соотношение и взаимосвязь // Аудит и финансовый анализ. 2004. №2. С.201.
References
1. Decree of the Government of the Russian Federation from November 13, 2009 № 1715-r "About the energy strategy of Russia in the period till 2030". Sobranie zakonodatel'stva RF [Corpus of legislation of the RF], 2009, no. 48, article 5836 [in Russian]
2. Power balance in 2010. Official site of the Federal State Statistics Service in the Internet. Available at: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/business/prom/el_balans.htm [in Russian]
3. Federal law of the Russian Federation from March 26, 2003 № 35-FZ "About electrical energy industry". Sobranie zakonodatel'stva RF [Corpus of legislation of the RF], no. 13, article 1177. [in Russian]
4. Volfberg D.B., Makarov A.A. Rational use and economics of fuel and energy resources in Sovremennye problemy energetiki [Modern problems of power industry]. M., Energoatomizdat, 1984. [in Russian]
5. Volfberg D.B., Makarov A.A. Rational use and economics of fuel and energy resources in Sovremennye problemy energetiki [Modern problems of power industry]. M., Energoatomizdat, 1984. [in Russian]
6. Sviderskaya O.V. Fundamentals energosberezheniya: lectures. 4th ed., stereotype. Minsk: Acad. Exercise. the President of the Resp. Belarus, 2006. 296 p. [in Russian]
7. Saving of power — new power source. Bomolov B.N., Okhrimenko E.F., Shterngarts M.Z.(Transl.). V.A. Kirov (ed.). M.: Progress, 1982, p. 88. [in Russian]
8. Resolution of the Government of the Russian Federation from June 10, 1992 № 371 "About the urgent arrangements on energy supply in the sphere of extraction, production, transportation and use of oil, gaz and petroleum products". Rossiiskaiagazeta [Russian newspaper], no. 128. [in Russian]
9. Decree of the President of the Russian Federation from May 07, 1995 № 472 "About the main aspects of energy policy and structural improvement of fuel and energy complex of the Russian Federation in the period till 2010". (07 May, 1995). Sobranie zakonodatel'stva RF [Corpus of legislation of the RF], no. 19, article 1739 [in Russian]
10.Resolution of the Government of the Russian Federation from October 13, 1995 № 1006 "About the energy strategy of Russia". Sobranie zakonodatel'stva RF [Corpus of legislation of the RF], no. 43, article 4065 [in Russian]
11.Resolution of the Government of the Russian Federation from November 02, 1995 № 1087 "About the urgent arrangements on energy saving". Sobranie zakonodatel'stva RF [Corpus of legislation of the RF], no. 45, article 4342 [in Russian]
12. Federal law of the Russian Federation from April 03, 1996 № 28-FZ "About energy saving"]. Sobranie zakonodatel'stva RF [Corpus of legislation of the RF], no.15, article 1551 [in Russian]
13.Brovkina N.D. Evaluation of efficiency and audit: correlation and interaction. Audit i finansovyi analiz [Audit and financial analysis], no. 2, p. 201 [in Russian]
A. N. Zevaikina*
CONSTITUTIONAL AND LEGAL BASIS OF ENERGY POLICY OF THE RUSSIAN FEDERATION
In the article the questions of determination of energy policy of the Russian Federation are examined in the aspect of increase of energy efficiency and energy-savings and conclusions about the necessity of development of theoretical comparative model of pricing at the energy market are made, creation of state center of innovative developments in the area of energy efficiency and energy-savings at the authorized public organ of executive power, and also providing of legal, organizational and economic terms for the production of hi-tech and energy effective industrial equipment, optimization of its placing on the basis of confirmed scheme in accordance with which investment program of investors and others is established.
Key words: commodity market, energy efficiency, energy-savings, energy consumption, pricing, state management, modernization of economy, power market.
* Zevaikina Anna Nikolaevna ([email protected]), the Dept. of Civil Procedural and Entrepreneurial Law, Samara State University, Samara, 443011, Russian Federation.