Научная статья на тему 'Правовое регулирование вертикальной интеграции субъектов энергетического товарного рынка'

Правовое регулирование вертикальной интеграции субъектов энергетического товарного рынка Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
409
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Зевайкина А. Н.

В статье рассматриваются вопросы правового регулирования формирования структуры энергетического товарного рынка, интеграции субъектов в условиях глобализации энергетических рынков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL REGULATION OF VERTICAL INTEGRATION OF SUBJECTS OF ENERGY COMMODITY MARKE

In the article questions of legal regulation of formation of structure of energy commodity market, integration of subjects in the conditions of globalization of the energy markets are considered.

Текст научной работы на тему «Правовое регулирование вертикальной интеграции субъектов энергетического товарного рынка»

УДК 346.62 + 346.542

А.Н. Зевайкина* ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ВЕРТИКАЛЬНОЙ ИНТЕГРАЦИИ СУБЪЕКТОВ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО ТОВАРНОГО РЫНКА**

В статье рассматриваются вопросы правового регулирования формирования структуры энергетического товарного рынка, интеграции субъектов в условиях глобализации энергетических рынков.

Ключевые слова: товарный рынок, энергетика, вертикальная интеграция, конкуренция, кластер, структура договорных отношений, саморегулирование.

В условиях проводимого курса модернизации российской экономики особую актуальность приобретает рациональное, бережливое и эффективное распределение и использование энергоресурсов, что предполагает проведение исследования структуры построения энергетического товарного рынка.

Энергетический товарный рынок, являясь частью единого экономического пространства РФ, характеризуется наличием продуктовых и географических границ и состоит из отдельных видов отраслевых рынков [1, с. 77]. Однако с развитием научного и технического прогресса границы между отраслевыми рынками изменяются, что обусловлено появлением новых технологических связей. Например, Энергетическая стратегия РФ предусматривает развитие когенерации (объединенной выработки тепловой и электрической энергии). Кроме того, субъекты отраслевых рынков являются одновременно поставщиками и потребителями энерготоваров и продукции на отраслевых рынках. Так, производственная деятельность в области добычи энергетических полезных ископаемых (энергоресурсов) немыслима без приобретения электроэнергии, теплоснабжения. И наоборот, для работы объектов электроэнергетики, теплоснабжения требуется приобретение нефти, мазута, газа и других энергоресурсов.

Энергетические рынки можно классифицировать в зависимости от способа генерации (получения) источников (носителей) энергии: 1) рынок нефти и продуктов ее переработки; 2) рынок газа и продуктов его переработки; 3) рынок угля, сланцев, торфа и продуктов его переработки; 4) рынок электроэнергии; 5) рынок теплоэнергетики.

В зависимости от характеристик источника энергии, используемого для получения энергопродукции и энерготоваров, можно выделить:

1) энергетические рынки продукции и товаров, полученных в результате использования возобновляемых источников энергии (энергии солнца, ветра, вод (в том числе энергии сточных вод), приливов, волн водных объектов, геотермальной энергии с использованием природных подземных теплоносителей, низкопотенциальной тепловой энергии земли, воздуха, воды с использованием специальных теплоносителей, биомассы, отходов производства и потребления; 2) энергетические рынки продукции и товаров, полученных в результате использования невозобновляемых источников энергии (минерального сырья — нефти, природного газа, угля, сланцев, торфа) [2, с. 230].

Исходя из легального определения товарного рынка, сформулированного в ст. 4 Федерального закона «О защите конкуренции» [3], энергетический товарный рынок представляет собой систему правоотношений субъектов, осуществляющих предпринимательскую деятельность, включающую несколько последовательных стадий технологического цикла по добыче (производству, генерации), переработке (преобразованию), передаче и продаже энергопродукции (предназначенной для дальнейшего преобразования, переработки) и энерготоваров (предназначенных для конечного потребления).

Формирование энергетического товарного рынка в РФ в условиях вступления во Всемирную торговую организацию (ВТО) предполагает реализацию продуманной государственной политики, направленной на интеграцию российского энергетического рынка, с тем чтобы Россия сохранила лидирующее положение на мировых энергетических рынках на наиболее выгодных для нее позициях.

В Энергетической стратегии России на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Пра-

* © Зевайкина А.Н., 2013

Зевайкина Анна Николаевна ([email protected]), кафедра гражданского процессуального и предпринимательского права Самарского государственного университета, 443011, Россия, Самара, ул. Акад. Павлова, 1.

** Исследование выполнено в рамках гранта Президента Российской Федерации для государственной поддержки молодых ученых за счет средств федерального бюджета (МК-5828.2012.6).

вительства РФ от 13.11.2009 г. [4], констатируется, что особенности предстоящего периода развития мировых энергетических рынков связаны с процессами их реструктуризации, возрастанием удельного веса развивающихся стран, обострением конкуренции. Поэтому стратегической задачей России является не только сохранение своих позиций на мировом энергетическом рынке как крупнейшего поставщика энергоносителей, но и качественное изменение характера присутствия на нем.

В философии интеграция (от лат. integratio — «восстановление, возобновление», integer — «целый») определяется как сторона процесса развития, связанная с объединением в целое ранее разнородных частей и элементов. Процессы интеграции могут иметь место как в рамках уже сложившейся системы — в этом случае они ведут к повышению уровня ее целостности и организованности, так и при возникновении новой системы из ранее не связанных элементов. Отдельные части интегрированного целого могут обладать различной степенью автономии. В ходе процессов интеграции в системе увеличивается объем и интенсивность взаимосвязей и взаимодействия между элементами, в частности надстраиваются новые уровни управления [5].

В экономической литературе под интеграцией понимается объединение экономических субъектов, углубление их взаимодействия, развитие связей между ними [6]. Экономическая интеграция имеет место как на макроуровне — уровне национальных хозяйств целых стран, так и на микроуровне — между организациями, компаниями, корпорациями. Экономическая интеграция приводит к расширению и углублению производственнотехнологических связей, совместному использованию ресурсов, объединению капиталов и в целом к созданию более благоприятных условий осуществления экономической деятельности.

Примером интеграции на энергетических рынках на макроуровне является сотрудничество в энергетической сфере между Европейским союзом, Причерноморскими и Прикаспийскими государствами, а также соседними с ними странами на основе реализации программы «INOGATE» («ИНОГЕИТ»). Россия в этой программе участвует в качестве наблюдателя. Согласно информации, размещенной на официальном портале программы [7], «INOGATE» — это международная программа сотрудничества в энергетической сфере между Европейским союзом и странами-партне-рами — Арменией, Азербайджаном, Белоруссией, Грузией, Казахстаном, Киргизстаном, Молдовой, Таджикистаном, Туркменистаном, Украиной и Узбекистаном. Страны договорились сотрудничать для достижения следующих четырех главных целей: 1) конвергенции энергетических рынков на

основе принципов внутреннего энергетического рынка ЕС с учетом особенностей стран-партне-ров; 2) повышения энергетической безопасности путем решения вопросов экспорта / импорта энергоносителей, диверсификации поставок, транзита энергоносителей и спроса на энергоносители; 3) устойчивого энергетического развития, включая развитие энергоэффективности и возобновляемых источников энергии; 4) привлечения инвестиций в энергетические проекты общего интереса.

От имени стран-партнеров программа «ГЫООАТЕ» представлена соответствующими министерствами 12 стран, отвечающими за энергетику. Координационным механизмом программы является технический секретариат «ШООАТЕ», расположенный в Киеве. Структура сотрудничества покрывает области нефти и газа, электричества, возобновляемых источников энергии и эффективности использования энергии. «ГЫООАТЕ» также касается широких стратегий по энергетической безопасности как стран-партнеров, так и ЕС. С 2007 г. программа финансируется Европейским инструментом соседства и партнерства (Е№1).

На микроуровне выделяют вертикальную и горизонтальную интеграцию. Горизонтальная интеграция хозяйствующих субъектов на энергетических рынках приводит к объединению организаций, действующих, как правило, на одном и том же уровне (стадии) предпринимательской деятельности, технологического цикла. Такое объединение может привести к экономии ресурсов, повышению общей производительности за счет синергетического эффекта. Например, в зарубежной практике деятельность по геологоразведочному изучению твердых полезных ископаемых осуществляют малые организации — компании-юниоры. Крупные компании обычно не имеют дочерних обществ или подразделений, которые занимались бы геологическим изучением недр. После получения необходимой геологической информации крупные компании, как правило, покупают часть или все акции компании-юниора [8, с. 7], т. е. происходит реорганизация в форме присоединения.

Горизонтальная интеграция хозяйствующих субъектов на энергетических рынках может осуществляться и на основании заключения гражданско-правовых договоров, в том числе и нетипичных (непоименованных ГК РФ). Например, на рынке нефти и газа такие договоры получили наименование нефтесервисных, область их действия — оказание услуг по геологоразведке, бурению, выполнению геофизических работ, ремонта скважин, технологических решений (инжиниринг), производство нефтепромыслового оборудования и др. Чтобы выстроить стройную систему договорных связей, обеспечивающую продвижение энер-

готовара от производителя до потребителя, необходимо проанализировать схему движения товарного потока, определить экономические цели для хозяйствующих субъектов и договорные модели, которые могут быть использованы.

Наиболее четко система договорных связей структурирована в законодательстве в области электроэнергетики и теплоснабжения, где субъекты разделены по функциональному принципу, что в целом является, на наш взгляд, положительным явлением и может быть использовано для структурирования договорных отношений и на топливных энергетических рынках, хотя имеется ряд дискуссионных вопросов. Например, многообразие моделей договорных обязательств на рынке электроэнергетики породило дискуссию о соотношении норм ГК РФ о договоре энергоснабжения и Федерального закона «Об электроэнергетике».

Вертикальная интеграция предполагает объединение субъектов в процессе деятельности двух и более последовательных стадий технологического цикла. В экономической литературе отмечается, что вертикальная интеграция может включать «форвардную интеграцию», завершающую технологический процесс (например, нефтяная компания управляет своими заправочными станциями), или «обратную интеграцию», направленную назад, к началу технологического процесса [9]. Преимуществом вертикальной интеграции является проведение согласованной политики организации в отношении качества выпускаемой продукции и товаров, надежности производства цикла.

Вертикальная интеграция на энергетическом товарном рынке построена на основании либо возникновения отношений зависимости и участия (основного общества и его аффилированных лиц, входящих в группу, — вертикально-интегрированные компании — ВИНК), либо заключения вертикальных соглашений.

На российском энергетическом товарном рынке преобладает вертикальная интеграция, построенная на системе участия (ВИНК) и зависимости хозяйственных обществ. Предпосылки ее появления были заложены ориентацией на централизацию управления энергетикой в плановой экономике советского периода и в постсоветский период приватизации.

ВИНК, преобладающие на рынках нефти и газа, имеют возможность устанавливать прямые договорные связи (исключая посредников) внутри группы от нефтеперерабатывающего завода до организации розничного рынка нефтепродуктов. Однако такая система отношений хотя и является более надежной и контролируемой, но работает неэффективно, т. к. дочерние организации, входящие в состав ВИНК, действуют на основании руководящих актов основного общества, между

ними отсутствует конкуренция, они мало заинтересованы в инновационном развитии, их бюджеты и инвестиционная политика определяются усмотрением основного общества. Отчасти указанные причины и привели к технологической отсталости российского энергетического бизнеса. При отсутствии действенных экономических и административных регуляторов технологические особенности функционирования рынков топливно-энергетического комплекса порождают возможности деятельности посредников, наличие которых не обусловлено экономической необходимостью и приводит к повышению цен на конечный энергетический продукт. Основным недостатком вертикальной интеграции является затруднение допуска других организаций (особенно организаций малого и среднего предпринимательства) на рынок.

Основной движущей силой возникновения предпринимательских правоотношений должна являться реализация экономического интереса к установлению хозяйственных связей для осуществления предпринимательской деятельности, что и возможно в условиях соперничества, т. е. конкурентной среды. На наш взгляд, дальнейшее развитие конкуренции на энергетических рынках возможно не путем установления большего количества запретов, а путем изменения стратегии развития субъектов энергетического рынка. Экономическая наука доказывает, что уже сегодня большинство рынков представляют собой рынки, на которых продаются различные варианты основного продукта или дифференцированные товары. Следуя так называемой стратегии дифференциации продукта, хозяйствующие субъекты пытаются преодолеть ценовые ограничения рынка, усилить свое положение и извлечь возможно большую экономическую прибыль [10, с. 74].

Любой отраслевой рынок представляет собой сложное образование с определенной степенью дифференциации продукта. Поэтому задача законодателя — установить четкие требования видам и составу энергопродукции и товарам путем составления классификатора и принятия технических регламентов, а также установить стимулы для расширения ассортимента выпускаемых энерготоваров, в том числе и в области нефте- и газохи-мии. Данный классификатор энергопродукции и энерготоваров должен быть использован и при разработке технических регламентов и документов в области стандартизации, что позволит упорядочить процедуры идентификации продукции и товаров, подлежащих оценке соответствия, а в некоторых случаях — сократить избыточность обязательного подтверждения соответствия. Расширение ассортимента выпускаемой энергопродукции и товаров позволит диверсифицировать производство, привлечь новых субъектов на рынок,

расширить его границы. Отчасти решить проблему формирования конкурентной среды на энергетическом рынке поможет формирование кластеров [11, с. 120].

Наиболее крупные субъекты на отдельных видах отраслевых энергетических рынков (ВИНК) возникли в период проведения приватизации государственного и муниципального имущества и не только являются хозяйствующими субъектами, но и выполняют некоторые государственные функции. Пример тому — регулирующие полномочия ОАО «Газпром», установленные Федеральным законом «О газоснабжении» [12]. Избыточность функций приводит к обсуждению проектов реформирования газовой отрасли экономики, в том числе путем проведения реорганизации в форме разделения по примеру РАО «ЕЭС». На наш взгляд, разделение ОАО «Газпром» в настоящее время преждевременно, хотя назрела необходимость внесения изменений в федеральный закон о газоснабжении в части разграничения субъектов, входящих в данную группу лиц, по функциональному признаку, в том числе на осуществляющие управленческие и хозяйственные функции.

Кроме того, необходимо усиление саморегулирования на энергетическом рынке, создание са-морегулируемых организаций как корпораций, выражающих интересы участников отдельных видов энергетических рынков. На наш взгляд, более эффективным будет государственное регулирование путем установления требований к саморегу-лируемым организациям на отраслевых энергетических рынках, членство в которых должно являться обязательным и одновременно допуском к осуществлению профессиональной деятельности. Саморегулируемые организации могут выполнять следующие функции: вести реестры участников рынка, контролировать выполнение членами обязательных требований, например, формировать программы повышения квалификации, проводить конкурс по отбору образовательных организаций и заключать договоры о проведении повышения квалификации своих членов с образовательными организациями, осуществлять контроль за повышением квалификации руководителей и ведущих специалистов организаций. Кроме того, саморе-гулируемые организации могут заниматься разработкой примерных условий договоров, договорных схем, необходимых для развития отрасли, организовывать проведение научной работы, инициировать предложения по совершенствованию законодательства, что будет способствовать развитию системы частных прав участников рынка. В условиях формирования сильных корпоративных сообществ смогут в полной мере заработать такие механизмы разрешения споров, как медиа-

ция, третейские суды. Кроме того, саморегулиру-емые организации, зная особенности технического и организационного характера своей отрасли экономики, могут быть представителями при взаимодействии и разрешении споров с органами государственного регулирования и контроля.

Необходимо также повышение требований к информационной открытости субъектов энергетических рынков. Повышенные требования к информационной открытости следует установить для хозяйствующих субъектов, имеющих доступ на глобальные энергетические рынки Таможенного союза, ВТО и др.

Библиографический список

1. Зевайкина А.Н. Понятие и структура энергетического товарного рынка в Российской Федерации // Основы экономики, управления и права. 2012. № 2 (2).

2. Зевайкина А.Н. Соотношение публично-правового и частно-правового регулирования на энергетическом товарном рынке Самарской области в условиях модернизации экономики // Вестник Самарского государственного университета. Гуманитарная серия. 2012. № 8/1 (99).

3. О защите конкуренции: федеральный закон от 26.07.2006 № 135-Ф3 (ред. от 28.07.2012) // Собрание законодательства РФ. 2006. № 31. Ч 1. Ст. 3434.

4. Об Энергетической стратегии России на период до 2030 года: распоряжение Правительства РФ от 13.11.2009 № 1715-р // Собрание законодательства РФ. 2009. № 48. Ст. 5836.

5. Философский энциклопедический словарь / под. ред. Л. Ф. Ильичева [и др.]. М.: Советская энциклопедия, 1983.

6. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. М.: ИНФРА-М, 1999.

7. ШООАТЕ: официальный портал программы. иЯГ: http://www.inogate.org/.

8. Василевская Д.В. О совершенствовании законодательства о недрах в целях привлечения к геологоразведочной деятельности юниорных компаний // Проблемы горного, земельного и экологического права в нефтегазовом комплексе: труды кафедры горного права / под ред. Д.В. Василевской. М.: МАКС Пресс, 2011. Выпуск 9.

9. Экономика: толковый словарь / под ред. И.М. Осад-чей. М.: ИНФРА-М: Весь Мир, 2000.

10. Рой Л.В., Третьяк В.П. Анализ отраслевых рынков. М.: ИНФРА-М, 2010.

11. Зевайкина А.Н. Правовое регулирование формирования нефтехимического кластера в Самарской области // Вестник Самарского государственного университета. 2012. № 7 (98).

12. О газоснабжении в РФ: федеральный закон от 31.03.1999 № 69-ФЗ (ред. 07.11.2011) // Собрание законодательства РФ. 1999. № 14. Ст. 1667.

13. Об электроэнергетике: федеральный закон от 26.03.2003 № 35-Ф3 (ред. от 29.06.2012) // Собрание законодательства РФ. 2003. № 13. Ст. 1177.

A.N. Zevaikina* LEGAL REGULATION OF VERTICAL INTEGRATION OF SUBJECTS OF ENERGY COMMODITY MARKE**

In the article questions of legal regulation of formation of structure of energy commodity market, integration of subjects in the conditions of globalization of the energy markets are considered.

Key words, commodity market, power, vertical integration, competition, cluster, structure of contractual relations, self-regulation.

* Zevaikina Anna Nikolaevna ([email protected]), the Dept. of Civil Procedural and Entrepreneurial Law, Samara State University, Samara, 443011, Russian Federation.

** Research is executed within a grant of the President of the Russian Federation for the state support of young scientists at the expense of means of the federal budget (MK-5828.2012.6).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.