КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО
DOI 10.24411/2227-7315-2020-10070 УДК 342
М.А. Липчанская, Е.А. Отставнова
КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ И НРАВСТВЕННЫЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА В РЕАЛИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНЫХ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА*
Введение: в статье проведен системный анализ понятий «социальное государство» и «искусственный интеллект», рассмотрены нормативно-правовые и нравственные основы использования искусственного интеллекта в реализации социальных прав и свобод человека, гарантированных Конституцией РФ 1993 г. Цель: выявить и проанализировать правовые основы, устанавливающие возможность, механизм и пределы использования искусственного интеллекта при реализации социальных прав и свобод; обосновать соотношение морально-нравственных устоев общества с перспективой внедрения искусственного интеллекта в социальную сферу. Методологическая основа: выводы опираются на данные научных исследований, проводимых социологами, юристами, медицинскими работниками, представителями технических наук, с применением диалектического, сравнительного и системного методов исследования. Результаты: аргументирована авторская позиция относительно роли искусственного интеллекта как одного из правомочий социальных прав и свобод человека. Предложен механизм правового регулирования данной сферы с учетом современных вызовов и цифровизации. Выводы: в статье показано, что решение проблемы видится во внесении соответствующих дополнений в Национальную Концепцию развития искусственного интеллекта в России до 2030 года. При этом основными принципами регулирования применения искусственного интеллекта в социальной сфере должны стать следующие: повышение качества жизни российских граждан; равный доступ к достижениям искусственного интеллекта независимо от пола, расы, национальности, состояния здоровья, имущественного и должностного положения и других признаков; обеспечение и защита права на врачебную, семейную
© Липчанская Мария Александровна, 2020
Доктор юридических наук, профессор кафедры конституционного права (Саратовская государственная юридическая академия); e-mail: [email protected]
© Отставнова Елена Александровна, 2020
Кандидат юридических наук, доцент кафедры конституционного права (Саратовская государственная юридическая академия); e-mail: [email protected]
© Lipchanskaya Mariya Aleksandrovna, 2020
Doctor of law, Professor, Constitutional law department (Saratov State Law Academy)
© Otstavnova Elena Aleksandrovna, 2020
Candidate of law, Associate professor, Constitutional law department (Saratov State Law Academy)
* Работа выполнена при поддержке гранта РФФИ 20-011-00765 «Конституционно-правовой механизм реализации социальных прав и свобод с использованием искусственного интеллекта: проблемы правового регулирования, пределы и ответственность».
и личную тайну при использовании искусственного интеллекта; обеспечение права на неприкосновенность личности.
Ключевые слова: конституционные права и свободы человека, социальные права, социальное государство, искусственный интеллект, конституционное право на социальное обеспечение, конституционное право на охрану здоровья и медицинскую помощь.
М.А. Lipchanskaya, Е.А. Otstavnova
CONSTITUTIONAL, LEGAL, AND MORAL PRINCIPLES FOR USING ARTIFICIAL INTELLIGENCE IN THE IMPLEMENTATION OF HUMAN SOCIAL RIGHTS AND FREEDOMS
Background: the system analysis of the concepts of "social state" and "artificial intelligence" is carried out, the legal and moral foundations of the use of artificial intelligence in the implementation of human social rights and freedoms guaranteed by the 1993 Constitution of the Russian Federation are considered. Objective: to identify and analyze the legal foundations that establishes the possibility, mechanism and limits of using artificial intelligence in the implementation of social rights and freedoms; substantiate the correlation of moral principles of society with the prospect of introducing artificial intelligence into the social sphere. Methodology: the conclusions are based on the data of scientific research conducted by sociologists, lawyers, medical professionals, representatives of technical sciences using dialectical, comparative and systemic research methods. Results: the author's position on the role of artificial intelligence as one of the powers of human social rights and freedoms is reasoned. The mechanism of legal regulation of this sphere is proposed taking into account modern challenges and digitalization. Conclusions: the article shows that the solution to the problem is seen in making appropriate additions to the National Concept of artificial intelligence development in Russia until 2030. At the same time, the main principles for regulating the use of artificial intelligence in the social sphere should be: improving the quality of Russian citizens' life; equal access to artificial intelligence achievements regardless of gender, race, nationality, health status, property and official status, and other characteristics; ensuring and protecting the right to medical, family, and personal privacy when using artificial intelligence; and ensuring the right to personal integrity.
Key- words: constitutional human rights and freedoms, social rights, social state, artificial intelligence, and the constitutional right to health care and medical care.
§ Статья 7 Конституции Российской Федерации устанавливает обязанность
£ государства проводить социальную политику, обеспечивающую каждому рос-| сиянину достойную жизнь. Последняя понимается, прежде всего, как возмож-
2 ность обладать и пользоваться благами современной цивилизации, культурными § ценностями, услугами предприятий сферы обслуживания, иметь надлежащие | жилищные условия и медицинскую помощь, современную бытовую технику,
3 средства передвижения, рациональное и достаточное питание и др. Достойная 1 жизнь предполагает свободное развитие личности, предоставление ей возмож-$ ности усвоить достижения науки, культуры, получить профессию [1, с. 129].
Современный этап развития науки обеспечивает новые возможности для реализации принципа социального государства, связанные с созданием и внедрением искусственного интеллекта. Однако его понимание остается неоднозначным как в гуманитарных, так и в технических знаниях. Наиболее общим в его определении является факт подобия естественному интеллекту человека. 70 Так, Нильс Нильсон справедливо считает, что искусственный интеллект — это
антропогенный продукт, способный осуществлять интеллектуальное поведение, машина, способная выполнять действия, для которых обычно требуется интеллект человека [2, с. 7]. Безусловно, внедрение искусственного интеллекта в социальную сферу, в частности в медицину, социальное обслуживание, образование, в значительной степени может повысить качество жизни граждан.
Принцип социальной государственности определяется как способ перераспределения национального дохода в интересах общества в целом, в частности в пользу социально слабых [3, с. 1021]. Статья 7 Конституции России выделяет такие социально уязвимые группы, как безработные, инвалиды, семьи с детьми, пенсионеры.
В Российской Федерации на государственном уровне уделяется внимание поддержке указанным категориям лиц. Это тем более актуально, что старение населения является на сегодня одной из острейших проблем в нашей стране. По данным Росстата, с 2012 г. количество лиц пенсионного возраста выросло более чем на 4 тыс., и с каждым годом эта цифра будет повышаться. Инвалидизация общества также на высоком уровне. Федеральный реестр инвалидов по состоянию на 1 октября 2019 г. насчитывает 11,95 млн таких граждан, в т.ч. 679,9 тыс. детей-инвалидов1.
Это актуализирует необходимость внедрения достижений искусственного интеллекта в двух направлениях. Первое предусматривает уход за лицами, которые в силу возраста или физических недостатков не могут о себе позаботиться, повышение качества их жизни, в т.ч., за счет социализации (инклюзивное образование, профессиональная подготовка, интерактивное общение и т.д.). Второе направление должно быть связано с повышением экономического развития страны [4, с. 350], что позволит поднять уровень жизни работающих граждан и перераспределить достаточные социальные блага в пользу социально уязвимых групп. Следует согласиться с теми авторами, которые утверждают, что искусственный интеллект призван компенсировать недостаток экономических и человеческих ресурсов [5, с. 247].
Следовательно, искусственный интеллект — это средство реализации принципа социального государства. Его основное назначение — рост экономических показателей за счет увеличения производительности труда и, как следствие, повышение благосостояния граждан. И соответственно качественные изменения социальной сферы.
Разработка механизмов реализации указанных выше направлений зависит от социальной политики государства, которое обязано создавать надлежащие материальные, политические, правовые и иные условия для осуществления прав и свобод человека, их воплощения в реальной жизни [3, с. 27]. Критерии уровня жизни российских граждан определены главой государства и стали основой разработки национальных проектов по 13 ключевым направлениям: здравоохранение, образование, демография, культура, безопасные и качественные автодороги, жилье и городская среда, экология, наука, малое и среднее предпринимательство, цифровая экономика, производительность труда и поддержка занятости, международная кооперация и экспорт, комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры2. По каждому из них Правительством РФ приняты специальные программы.
1 Официальный сайт Росстата. URL: https://rosinfostat.ru/pensii/#i-6 (дата обращения: 11.02.2020).
2 См.: Указ Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» (в ред. от 19 июля 2018 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2018. № 20, ст. 2817. 71
В совокупности эти документы стали называть «национальными проектами», поскольку они направлены на то, чтобы обеспечить более эффективное научно-технологическое развитие России и, как следствие экономики и социальной сферы. Цифровые технологии и искусственный интеллект призваны помочь в решении этих вопросов. Они пронизывают практически все направления специальных программ. Так, например, одной из задач национального проекта «Образование» является использование в школах при обучении технологий дополненной и виртуальной реальности; в нацпроекте «Безопасные и качественные автомобильные дороги» — обеспечение к 2021 г. допуска беспилотных автомобилей, а к 2023 г. — внедрение автоматических систем управления дорожным движением; Национальный проект «Культура» предусматривает повышение в 6 раз количества оцифрованных памятников культуры и внесение их в Национальную электронную библиотеку. Другие проекты, такие как «Здравоохранение», «Демография», «Производительность труда и поддержка занятости» предусматривают развитие цифровых технологий в этих сферах с целью повышения доступа граждан к государственным и медицинским услугам, переобучения и т.д. Таким образом, можно говорить о том, что национальные проекты направлены на обеспечение принципа социального государства в России, в т.ч., с использованием искусственного интеллекта.
Само понятие «искусственный интеллект» в российском праве появилось сравнительно недавно. Так, Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации, утвержденная Указом Президента РФ 1 декабря 2016 г.3, предусматривает направления развития и использования цифровых данных, интеллектуальных производственных технологий, роботизированных систем и т.д., которые в настоящее время входят в понятие «искусственный интеллект». Однако самого этого понятия в Стратегии не содержится. Основной целью Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации является противостояние внешним и внутренним угрозам, к которым отнесены угрозы суверенитету страны, невысокие экономические показатели, экологическое неблагополучие.
В Указе Президента РФ от 9 мая 2017 г. № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы»4 искусственный интеллект назван в числе основных направлений развития российских информационных и коммуникационных технологий. При этом подчеркивается, что эти технологии стали частью современных управленческих систем во всех отраслях экономики, сферах государственного управления. Например, согласно Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства РФ 22 ноября 2008 г. № 1734-р51 в рамках транспортной безопасности предусматривается внедрение нового поколения бортовых систем безопасности с использованием компьютерных технологий с элементами искусственного интеллекта.
3 См.: Указ Президента РФ от 1 декабря 2016 г. № 642 «О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации» // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2016. № 49, ст. 6887.
4 См.: Указ Президента РФ от 9 мая 2017 г. № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы» // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2017. № 20, ст. 2901.
5 См.: Распоряжение Правительства РФ от 22 ноября 2008 г. № 1734-р «О Транспортной стратегии Российской Федерации» (в ред. от 12 мая 2018 г.) // Собр. законодательства Рос.
72 Федерации. 2008. № 50, ст. 5977.
В Программе «Цифровая экономика Российской Федерации»®! разработанной Правительством РФ в 2017 г. и впоследствии утратившей силу, упоминается искусственный интеллект в качестве одной из основных сквозных цифровых технологий. Однако и в ней не раскрывается его содержание. А нейротехнология, робототехника, технологии виртуальной и дополненной реальности указаны отдельно. Следовательно, разработчиками Программы они представлялись отдельными категориями, не входящими в понятие «искусственный интеллект». Дальнейшие научные исследования этой дефиниции и быстрое технологическое развитие позволили перейти на новый этап формирования направлений государственной политики в данной сфере.
Этот этап получил свое начало с момента утверждения Указом Президента РФ Национальной стратегии развития искусственного интеллекта в России до 2030 года. В ней впервые дано понятие искусственного интеллекта с точки зрения права. Под ним буквально понимается «комплекс технологических решений, позволяющий имитировать когнитивные функции человека (включая самообучение и поиск решений без заранее заданного алгоритма) и получать при выполнении конкретных задач результаты, сопоставимые, как минимум, с результатами интеллектуальной деятельности человека. Комплекс технологических решений включает в себя информационно-коммуникационную инфраструктуру, программное обеспечение (в том числе в котором используются методы машинного обучения), процессы и сервисы по обработке данных и поиску решений»7! Как видно из определения, современное понимание искусственного интеллекта в праве связывается с компьютерными технологиями. Однако искусственный интеллект включает в себя когнитивные функции, которыми обладает человек, поскольку ведущими технологиями искусственно интеллекта в Стратегии названы компьютерное зрение, обработка естественного языка, распознавание и синтез речи, интеллектуальная поддержки принятия решений.
В Стратегии обозначены основные взаимосвязанные сферы развития искусственного интеллекта: экономическая и социальная. Это еще раз подтверждает актуальность вопроса построения социального государства в России на современном этапе, которое без экономической составляющей невозможно. Особое внимание в Стратегии уделено принципам развития и использования искусственного интеллекта в России, к которым отнесены: защита прав и свобод человека; безопасность граждан и юридических лиц; прозрачность; технологический суверенитет страны; целостность инновационного цикла; разумная бережливость; поддержка конкуренции.
Из всего вышеизложенного видно, что в настоящее время понятие «искусственный интеллект» в российском праве находится на стадии формирования. Оно не закреплено в законодательстве, а лишь используется в политико-правовых документах, таких как стратегии, программы, не имеющие нормативного характера. Это связано с тем, что анализируемое понятие еще не получило своего однозначного доктринального определения в юридической науке. Однако соответствующие технологии развиваются быстрыми темпами, что ведет к возникновению новых общественных отношений, требующих установления конкретных правил
6 См.: Распоряжение Правительства РФ от 28 июля 2017 г. № 1632-р «Об утверждении программы «Цифровая экономика Российской Федерации» // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2017. № 32, ст. 5138.
7 См.: Указ Президента РФ от 10 октября 2019 г. № 490 «О развитии искусственного интеллекта в Российской Федерации» // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2019. № 41, ст. 5700. 73
поведения. Президент РФ как глава государства, определяя перспективные направления внутренней политики, указывает на необходимость апробации и внедрения в социально-экономическую и иные сферы жизнедеятельности общества искусственного интеллекта, использование которого актуализируется, в т.ч. и при реализации социальных прав человека.
Роль искусственного интеллекта в реализации именно социальных прав личности, закрепленных Конституцией РФ, имеет первостепенное значение, поскольку он способен вывести жизнь человека на новый качественный уровень. В первую очередь это касается права на социальное обеспечение. Согласно ст. 39 Конституции России каждому человеку гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей. Вторая часть статьи предусматривает лишь пенсии и пособия в качестве поддержания человека, оказавшегося в трудной жизненной ситуации.
Федеральный закон «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» устанавливает и иные виды социальной помощи тем лицам, которые полностью или частично утратили способности либо возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, обеспечивать основные жизненные потребности в силу заболевания, травмы, возраста или наличия инвалидности. Это относится и к случаям невозможности обеспечения ухода за инвалидом, ребенком, детьми или отсутствия попечения над ними. Согласно Закону социальные услуги могут быть предоставлены на дому, в полустационарных и стационарных условиях, они включают в себя следующие подвиды: социально-бытовые, социально-медицинские, социально-психологические, социально-педагогические, социально-трудовые, социально-правовые, услуги в целях повышения коммуникативного потенциала8. Следует согласиться с теми исследователями, которые утверждают, что право на социальное обеспечение перешло на новый уровень, где его определяющей становится массовость, общественная значимость и обязательность получения гражданами социальных благ [6, с. 34]. Таким образом, искусственный интеллект станет незаменимым средством ухода за больными, лицами с ограниченными физическим возможностями, пожилыми. А в будущем — за детьми. Примечательно, что данные разработки ведутся в приоритетном порядке в странах Европы. В отличие от США и Китая, где целью создания искусственного интеллекта выступают финансовая выгода и поддержание политической системы, целью европейских государств является улучшение качества жизни людей. Это подтвердил президент Франции в своем интервью британскому изданию Economist, когда отметил, что Франция планирует потратить на развитие искусственно интеллекта 1,5 млрд евро9.
Представляется, что данный вопрос актуален для европейских стран в связи с утратой традиционных семейных ценностей. К примеру, во Франции исследователи отмечают снижение количества граждан, желающих вступить в брак, а также увеличение семей, не желающих иметь детей. Все большую популярность набирают «гражданские пакты солидарности» — гражданские контракты между людьми разного или одного пола, желающими совместно проживать [7, с. 25].
8 См.: Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» (в ред. от 1 мая 2019 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2013. № 52 (ч. I), ст. 7007; 2019. № 18, ст. 2215.
9 Россия сегодня. URL: https://inosmi.ru/politic/20191108/246190685.html (дата обращения: 74 31.01.2020).
С 2013 г. во Франции узаконены однополые браки и возможность усыновления ими детей. Французские исследователи Жером Минонзио и Жюли Пажис отмечают, что Франция в настоящее время испытывает процесс старения населения. А утрата семейных ценностей приводит к тому, что граждане не готовы ухаживать за больными или престарелыми членами общества. Эта обязанность ложится на государство [8].
Аналогичная политика в отношении семьи проводится в Швеции и Великобритании, где престарелые граждане проживают, в основном, в специализированных домах или домах-интернатах10. Утрата семейных ценностей и связи поколений привела к изолированности человека. Так, в Великобритании жалобы около 9 млн человек на одиночество привели к введению поста министра по делам одиночества11.
Разрушение института семьи в европейских государствах привело к необходимости создания и использования технологий искусственного интеллекта для ухода за пожилыми гражданами и инвалидами, поскольку эта проблема перешла из разряда семейной в государственную. Для ее решения необходимо соблюдение баланса между использованием умных технологий и социализацией личности, сохранением человеческого общения. Повсеместное внедрение искусственного интеллекта может способствовать дальнейшей изолированности человека от общества и социальных связей. Особенно это касается лиц с ограниченными физическими возможностями. Также с развитием репродуктивных технологий и искусственного интеллекта в будущем возможно зачатие и рождение человека вне организма матери, уход за ребенком при помощи умных систем, что также может негативно сказаться на институте семьи.
Перечисленные угрозы (опасения) детерминировали разработку рекомендации для Европейской комиссии в отношении норм гражданского права о робототехнике, где подчеркивалось, что искусственный интеллект не должен заменять человека, а должен дополнять его возможности. Роботы по уходу за людьми не должны заменять человеческое общение, а обязаны выполнять рутинные задачи, быть ассистентами врачей12.
Таким образом, внедрение искусственного интеллекта, в т.ч. в социальную сферу, может привносить как положительную, так и отрицательную динамику в реализацию социальных прав и свобод человека, что обуславливает объективную необходимость разработки правовых пределов использования искусственного интеллекта при реализации социальных прав и свобод. Прежде всего это касается права на социальное обеспечение и защиту семьи.
Опыт государств Европы показывает, что в реализации права социального обеспечения применение искусственного интеллекта оправданно, но не должно снижать коммуникативную составляющую в обществе. При этом необходима государственная политика в отношении поддержания нравственности и семейных ценностей, поскольку человек — существо социальное и не может полноценно развиваться вне человеческого общения. Разрабатывая в дальнейшем
10 Прогресс по-шведски, или Пластиковые родители. Post^p po szwiedzku. Материалы польских кинематографистов. URL: http://juvenaljustice.ru/ index.php/ news/897-progress-po-shvedski-ili-plastikovye-roditeli (дата обращения: 25.02.2019).
11 В Великобритании появился министр по вопросам одиночества. URL: https://tass.ru/ obschestvo/4881148 (дата обращения: 31.01.2020).
12 Резолюция Европарламента от 16 февраля 2017 года. URL: http://robopravo.ru/riezoliut-siia_ies (дата обращения: 27.01.2020). 75
нормативно-правовые акты в сферах общественных отношений, связанных с искусственным интеллектом, необходимо учитывать данный аспект в целях формирования человекоориентированной правовой политики государства. Следует согласиться с Председателем Конституционного Суда РФ В.Д. Зорькиным в том, что «никакая, даже самая глубоко и изощренно разработанная и формально совершенная, правовая система не будет полноценно действовать, если она лишена фундамента в виде нравственного общества. Нам предстоит одолеть трудный путь воссоздания в России массовой здоровой моральной нормативности» [9, с. 14].
Медицина и здравоохранение в настоящее время во всем мире считаются перспективными направлениями внедрения искусственного интеллекта. С его помощью возможно во много раз улучшить качество жизни людей. Он применим при постановке точного диагноза (особенно на ранних стадиях заболевания), назначении лечения — индивидуального и оптимального для конкретного пациента, проведении точных операций, реабилитации и реставрации человеческого организма. К примеру, американской корпорацией IBM разработана когнитивная система IBM Watson, позволяющая выявлять онкологические заболевания на ранних стадиях и подбирать эффективное лечение для каждого пациента.
Проект DeepMind Health, который ведет британская компания, направлен на раннюю диагностику глазных болезней. Разработчики уже сотрудничают с Глазной больницей Мурфильдса с целью повышения качества лечения пациентов. Израильская компания MedyMatch Technology разработала на базе ИИ и Big Data решение, благодаря которому врачи могут точнее диагностировать инсульт [10, с. 89]. Сегодня хирургический робот «Da Vinci» в США выполняет ° сложнейшие операции.
? В мире активно развивается телемедицина. В России в Сколково разрабатыва-
й ются 3-D принтеры, киберпротезы рук и прочие гаджеты. Все чаще появляется | информация о создании бионических протезов глаз, бионических нанолинз, i увеличивающих возможности зрения в 5 раз. В России активно ведется вне-| дрение искусственного интеллекта для инклюзивного образования. Например, i 26 сентября 2019 г. Институтом по информационным технологиям в образовании
§ ЮНЕСКО в партнерстве с Культурно-спортивным реабилитационным комплек-
ф
| сом Всероссийского общества слепых и компанией «Элита Групп» был открыт | Центр ИКТ-компетенций во Владивостоке. Для оснащения центра компания 'I предоставила комплекс специализированного программно-аппаратного обеспе-| чения, включая портативные компьютеры с вводом/выводом шрифтом Брайля | и синтезатором речи «ElBraille», электронные видеоувеличители и другие g тифлотехнические средства, предназначенные для активного приспособления | незрячих людей к окружающей среде [11, с. 13]. В России более 500 000 рабочих g мест врачей (т.е. почти 100 %) уже автоматизированы и связаны с медицинскими § информационными системами. Для удобства пользования медицинскими услу-| гами для граждан страны функционирует интернет-сервис «личный кабинет», J который включает в себя: электронную регистратуру и электронные рецепты; разрабатывается сервис «интегрированная электронная медицинская карта».
Список возможностей искусственного интеллекта в медицине можно продолжать. Однако приведенных примеров достаточно для доказательства безграничных возможностей изучаемого феномена в деле повышения качества жизни человека. Основной упор в правовом регулировании данных процессов 76 должен быть сделан не на цели извлечения прибыли, а на достижение высших
социальных целей: приумножения народонаселения, увеличения продолжительности жизни, борьбы с болезнями, достижения высокого духовного и морального уровня, обеспечения счастливой жизни. Архитектоника новой медицины должна быть направлена на совершенствование человека [12, с. 28].
Статья 41 Конституции РФ гарантирует каждому человеку право на охрану здоровья и медицинскую помощь независимо ни от каких условий. Следовательно, в дальнейшем, должно быть предоставлено в равной степени всем российским гражданам право на пользование искусственным интеллектом при получении медицинской помощи. Особенно это касается государственных и муниципальных медицинских учреждений, где такая помощь оказывается бесплатно за счет страховых взносов. В противном случае внедрение искусственного интеллекта в медицинскую сферу приведет к еще большему социальному расслоению общества и социальным конфликтам. Коммерциализация данного вопроса — это прямое нарушение Конституции РФ.
Другой тревожащей стороной при использовании интеллектуальных систем в медицине является обеспечение права на частную жизнь и неприкосновенность личности. Потому возникает необходимость правового регулирования доступа к базе данных пациентов и установления ответственности за ее неправомерное использование. Кроме того, возникает вопрос: можно ли считать ошибку, допущенную интеллектуальной системой, «врачебной ошибкой»? И кто будет нести за нее ответственность? На наш взгляд, в настоящий момент работа искусственного интеллекта должна быть сведена к положению помощника врача. Последнее слово должно оставаться за медицинским работником. Организм каждого человека уникален, поэтому могут возникать его непредсказуемые реакции в процессе диагностики или лечения. В этих случаях только человек может вовремя принять нестандартное решение.
Таким образом, искусственный интеллект на современном этапе развития общества приобретает все большую значимость. От него зависит эффективность реализации социальных прав и свобод человека, которые гарантированы российской Конституцией 1993 г. По-сути, это новый виток в понимании самих прав человека, наполнении их содержания и реализации.
В перспективе это, возможно, повлечет за собой тотальное изменение российского законодательства, регулирующего реализацию гарантированных Конституцией РФ социальных прав и свобод. В настоящий момент это преждевременно, поскольку и в конституционной доктрине, и в действующей правовой системе России отсутствует однозначное понятие искусственного интеллекта. На наш взгляд, было бы целесообразно, в утвержденной и принятой к реализации Национальной стратегии развития искусственного интеллекта на период до 2030 года предусмотреть отдельный раздел, посвященный реализации социальных прав граждан. Основными принципами при этом должны оставаться следующие направленность на человека, на повышение его качества жизни; равный доступ к достижениям искусственного интеллекта; защита права на врачебную, семейную и личную тайну; обеспечение права на неприкосновенность личности.
Библиографический список
1. Комментарий к Конституции Российской Федерации (постатейный). 2-е изд., пересмотр. / под ред. В.Д. Зорькина. М.: Норма, Инфра-М, 2011. 1008 с.
2. Нильсон Н. Искусственный интеллект: методы поиска решений / пер. с англ. В.Л. Стефанюка; под ред. С.В. Фомина. М.: Мир, 1973. 270 с.
3. Юридическая энциклопедия / под общ. ред. Б.Н. Топорнина. М.: Юрист, 2001. 1267 с.
4. Малько А.В. Проект концепции российской правовой политики в сфере искусственного интеллекта как доктринальный документ // Балтийский гуманитарный журнал. 2019. № 4. С. 348-352.
5. Уинстон П.Г. Искусственный интеллект / пер. с англ. В.Л. Стефанюка; под ред. Д.А. Поспелова. М.: Мир, 1980. 519 с.
6. Миронова Т.К. Право на социальное обеспечение в системе социально-экономических прав // Право и государство: теория и практика. 2010. № 3. С. 33-36.
7. Матвейчик Т.В., Пецевич-Шчэнсна Г.Е., Романова А.П. Особенности организации помощи пожилым людям за рубежом // Здравоохранение (Минск). 2010. № 7. С. 24-27.
8. Jérôme Minonzio et Julie Pagis Entraide familiale et solidarités entre générations. Problèmes politiques et sociaux, n° 962-963, juillet-août 2009 p. 136-138. Avant-propos // Problèmes politiques et sociaux. P., 2009. N 962-963. P. 5-10.
9. Комментарий к Конституции Российской Федерации (постатейный). 2-е изд., пересмотр. / под ред. В.Д. Зорькина. М.: Норма, Инфра-М, 2011. 1008 с.
10. Гусев А.В., Добриднюк С.Л. Искусственный интеллект в медицине и здравоохранении // Информационное общество. 2017. № 4-5. С. 78-93.
11. Международный образовательный реабилитационный форум «Владивосток 2019» // ООН в России. 2019. № 3. С. 13.
12. Колесниченко О.Ю., Колесниченко Ю.Ю., Литвак Н.Д. Искусственный интеллект в здравоохранении: системные проблемы // Редиум. Журнал о российском рынке лекарств и медицинской технике. 2017. № 4. С. 24-30.
References
1. Commentary on the Constitution of the Russian Federation (itemized). 2nd ed., Revision / ed. by V.D. Zorkin. M .: "Norma", "Infra-M", 2011. 1008 p.
2. Nielson N. Artificial Intelligence: Methods for Finding Solutions: Transl.. from English by V.L. Stefanyuk; under the editorship of S.V. Fomin. M.: Mir, 1973. 270 р.
3. Legal Encyclopedia / Under the general. ed. of B.N. Topornin. M.: «Lawyer», 2001. 1267 p.
4. Malko A.V. The Draft Concept of the Russian Legal Policy in the Field of Artificial Intelligence as a Doctrinal Document // Baltic Humanitarian Journal. 2019. N 4. P. 348-352.
5. Winston P.G. Artificial Intelligence / Transl. from English by V.L. Stefanyuk; under the editorship of D.A. Pospelov. M.: Mir, 1980. 519 р.
6. Mironova T.K. The Right to Social Security in the System of Socio-economic Rights // Law and the state: theory and practice. 2010. № 3. Р. 33-36.
7. Matveichik T.V., Petsevich-Shchensna G.E., RomanovaA.P. Features of the Organization of Assistance to Older People Abroad // Health (Minsk). 2010. № 7. P. 24-27.
8. Jérôme Minonzio et Julie Pagis Entraide familiale et solidarités entre générations. Problèmes politiques et sociaux, n 962-963, juillet-août 2009 pp. 136-138. Avant-propos // Problèmes politiques et sociaux. P., 2009. N 962-963. P. 5-10.
9. Commentary on the Constitution of the Russian Federation (itemized). 2nd ed., Revised / ed. by V.D. Zorkin. M.: Norma, Infra-M, 2011. 1008 p.
10. Gusev A.V., Dobridnyuk S.L. Artificial Intelligence in Medicine and Health Care // Information Society. 2017. N 4-5. Р. 78-93.
11. International Educational Rehabilitation Forum «Vladivostok 2019» // UN in Russia. 2019. No 3. P. 13.
12. Kolesnichenko O.Yu., Kolesnichenko Yu.Yu., Litvak N.D. Artificial Intelligence in Healthcare: Systemic Problems // Redium. Magazine on the Russian market of medicines and medical equipment. 2017. N 4. P. 24-30.