Научная статья на тему 'Конституционно-правовые гарантии защиты прав экономических мигрантов в Российской Федерации'

Конституционно-правовые гарантии защиты прав экономических мигрантов в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
464
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГАРАНТИИ / GUARANTEES / ИНОСТРАННЫЕ ГРАЖДАНЕ / FOREIGN CITIZENS / ЛИЦА БЕЗ ГРАЖДАНСТВА / STATELESS PERSONS / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ МИГРАНТЫ / ECONOMIC MIGRANTS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Колокольцев Алексей Владимирович

Статья посвящена исследованию вопроса конституционно-правовых гарантий защиты прав экономических мигрантов. Анализируется понятие гарантии; приводится классификация гарантий. Рассматриваются конкретные конституционно-правовые гарантии защиты прав экономических мигрантов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The State Guarantees of Right’s Protection of Economic Migrants in Russian Federation

The article is devoted to the study of question of the state guarantees of right’s protection of economic migrants. The concept of guarantee is analyzed and classification of guarantees is given. Concrete state guarantees of right’s protection of economic migrants are considered.

Текст научной работы на тему «Конституционно-правовые гарантии защиты прав экономических мигрантов в Российской Федерации»

А.В. Колокольцев

КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ГАРАНТИИ ЗАЩИТЫ ПРАВ ЭКОНОМИЧЕСКИХ МИГРАНТОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Статья посвящена исследованию вопроса конституционно-правовых гарантий защиты прав экономических мигрантов. Анализируется понятие гарантии; приводится классификация гарантий. Рассматриваются конкретные конституционно-правовые гарантии защиты прав экономических мигрантов.

Ключевые слова: гарантии, иностранные граждане, лица без гражданства, экономические мигранты.

A.V. Kolokoltsev

THE STATE GUARANTEES OF RIGHT'S PROTECTION OF ECONOMIC MIGRANTS IN RUSSIAN FEDERATION

The article is devoted to the study of question of the state guarantees of right's protection of economic migrants. The concept of guarantee is analyzed and classification of guarantees is given. Concrete state guarantees of right's protection of economic migrants are considered. Keywords: guarantees, foreign citizens, stateless persons, economic migrants.

В ст. 16 французской Декларации прав человека и гражданина 1789 г. было установлено: «Общество, в котором не обеспечено пользование правами и не проведено разделение властей, не имеет конституции»1.

В юридической науке есть различные определения понятия «гарантии». Так, Н.И. Матузов под гарантиями понимает условия и средства, обеспечивающие фактическую реализацию и всестороннюю охрану прав и свобод человека и гражданина2. Гарантии - это некоторые факты позитивной действительности, которые способствуют воплощению правовых норм в жизнь. В приведенном определении гарантии рассматриваются как «условия» и «средства». Условия направлены на создание благоприятной обстановки для государственной защиты. Фактически это социально благоприятная для прав человека среда. Средства обеспечения прав и свобод человека применяются для целенаправленного воздействия на среду и поведение людей для обеспечения прав. Эти средства позволяют государственным органам, органам местного самоуправления проводить активную деятельность по обеспечению надлежащего осуществления основных прав и свобод.

Б.С. Эбзеев утверждает, что гарантии - суть выражения социальной ответственности государства, обязанностей его органов и должностных лиц создавать все необходимые условия для реализации гражданами принадлежащих им прав и свобод и предоставлять личности надежный инструментарий их охраны и защиты3.

Можно выделить различные группы гарантий: социально-экономические, политические и юридические гарантии4.

Юридические гарантии установлены в законе. Они подразделяются на следующие виды: 1) материально-правовые; 2) процедурные; 3) процессуальные.

Все гарантии могут быть общими (распространяются на несколько прав и свобод) и специальными (распространяются на конкретные права и свободы).

© Колокольцев Алексей Владимирович, 2014

Аспирант кафедры конституционного и международного права (Саратовская государственная юридическая академия); e-mail: [email protected]

Права человека обеспечиваются не только общими, но и специальными (юридическими) гарантиями, к которым относится система средств правовой охраны и защиты личности и средства их правомерной реализации. Роль системы названных средств велика в связи с тем, что демократические права и свободы, зафиксированные в Конституции РФ и российском законодательстве, могут превратиться в пустые декларации, если их осуществление не будет материально и юридически гарантировано.

Гарантии этих прав играют ключевую роль в механизме реализации прав и свобод человека. Сами гарантии не обеспечивают автоматического их осуществления. Человек должен быть поставлен в такие юридические и фактические условия, при которых возможна реализация того или иного права. Государство обязано обеспечивать и создавать условия для наиболее полного использования человеком своих прав и свобод, а также их охраны и защиты.

Конституция РФ закрепляет следующие средства охраны и защиты прав и свобод:

право человека самому защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом (ч. 2 ст. 45);

гарантированная каждому судебная защита его прав и свобод (ст. 46);

право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействиями) органов государственной власти или их должностных лиц (ст. 53);

закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет (ст. 54);

* запрет издавать законы, отменяющие или умаляющие права и свободы че-

? ловека и гражданина (ст. 55);

а. гарантии правосудия (презумпция невиновности (ст. 49), запрет повторного

осуждения за одно и то же преступление (ст. 50), право на пересмотр приговора). I Гарантии прав и свобод экономических мигрантов обладают определенными

1 особенностями. Как уже отмечалось, объем прав и обязанностей будет разным

го

| для внешних и внутренних экономических мигрантов, вследствие этого объем

| гарантий для экономических мигрантов (граждан и не граждан Российской

| Федерации) будет разным.

2 В ч. 3 ст. 62 Конституции России закрепляется, что иностранные граждане ° и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут « обязанности наравне с российскими гражданами, кроме случаев, установленных | федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

0 Особую роль для экономических мигрантов играют гарантии их трудовых

1 прав.

0

° Трудовой кодекс РФ (далее — ТК РФ) не содержит никаких ограничений

го

3 для трудящихся-мигрантов в их трудовых правах и не исключает их из сферы

1 действия трудового законодательства России. Таким образом, трудовое законо-| дательство России устанавливает равные гарантии реализации прав как для

внутренних экономических мигрантов, так и для внешних.

Положения ст. 11 ТК РФ закрепляют, что «на территории Российской Федерации правила, установленные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, распространяются на трудовые отношения с участием иностранных граждан, лиц без гражданства, организаций, созданных 156 или учрежденных иностранными гражданами, лицами без гражданства либо с

их участием, международных организаций и иностранных юридических лиц». Эти правила регулируют трудовые отношения вышеупомянутых лиц наравне с российскими гражданами, если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором РФ.

К гарантиям прав и свобод экономических мигрантов относится механизм самозащиты - конституционное право каждого защищать свои права, свободы и законные интересы всеми способами, не противоречащими закону. Способами самозащиты являются обжалование действий должностных лиц, обращение в средства массовой информации, использование международно-правовых средств защиты нарушенных прав и др. В законодательстве РФ расширяется перечень форм и средств самозащиты. ТК РФ содержит специальную гл. 59 «Самозащита работником трудовых прав». Согласно ст. 379 «работник (в т.ч. и иностранный), известив работодателя или своего непосредственного руководителя либо иного представителя работодателя в письменной форме, может отказаться от выполнения работы, не предусмотренной трудовым договором, или той, которая непосредственно угрожает его жизни и здоровью». Работодателям и их представителям запрещается воспрепятствовать работникам в осуществлении самозащиты трудовых прав.

Значительная роль при осуществлении трудовых прав экономическим мигрантом отводится установленным законодательством организационно- правовым средствам их соблюдения - гарантиям осуществления трудовых прав. По целевому назначению организационно-правовые средства подразделяются на гарантии реализации и гарантии охраны трудовых прав экономических мигрантов.

К гарантиям реализации права на труд экономических мигрантов относятся ш гарантии, закрепленные в Законе РФ от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 «О занято- н сти населения в Российской Федерации» (в ред. от 2 июля 2013 г.)5: гарантия на С

а

свободу выбора вида занятости, в том числе работу с различными режимами Ц

о

труда (рабочее время и время отдыха); гарантия на бесплатное содействие в к

о

подборе подходящей работы и трудоустройстве со стороны федеральной службы о' занятости; гарантия на бесплатное обучение новой профессии (специальности), | повышение квалификации в системе службы занятости или по ее направлению в

в иных учебных заведениях; гарантия на компенсацию в соответствии с законо- н

о

дательством материальных затрат в связи с направлением на работу в другую Ю местность; гарантия правовой защиту от необоснованного увольнения. и

Функции охраны права экономического мигранта на труд выполняют нормы, с

к

устанавливающие запрещение необоснованного отказа в приеме на работу и за- запрещение работодателю устанавливать преимущества при приеме на работу вне д

е

зависимости от профессиональных качеств работника (ст. 64 ТК РФ). |

Таким образом, в Российской Федерации государственные органы как на № федеральном, так и на региональном уровне, должны проводить активные дей- 9 ствия по созданию благоприятной обстановки для эффективной реализации 22 трудовых и социальных прав и свобод трудящихся-мигрантов путем внесения 4 соответствующих изменений и дополнений в российское законодательство.

Иностранные граждане и лица без гражданства имеют право на предпринимательскую и иную экономическую деятельность в Российской Федерации (ст. 34 Конституции РФ). Они могут быть собственниками большинства объектов собственности на территории Российской Федерации и использовать их для предпринимательской деятельности. Положение иностранных предпринимателей 157

на российском рынке закрепляется Федеральным законом от 9 июля 1999 г. № 160-Ф3«0б иностранных инвестициях в Российской Федерации» (в ред. от 6 декабря 2011 г.)6.

Право на свободный труд и занятие отдельными видами трудовой деятельности реализуется иностранцами в России не только в отношении предпринимателей, но и в отношении наемных работников.

На иностранных граждан и лиц без гражданства распространяются положения ч. 1 ст. 37 Конституции РФ, закрепляющей свободу труда и право каждого свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.

Важной для осуществления прав экономических мигрантов является гарантия свободного передвижения и выбора места пребывания и жительства. Положение Конституции РФ (ч. 1 ст. 27) гарантирует каждому, кто законно находится на территории Российской Федерации, право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства. Однако «временно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин не вправе по собственному желанию изменять место своего проживания в пределах субъекта Российской Федерации, на территории которого ему разрешено временное проживание, или избирать место своего проживания вне пределов указанного субъекта Российской Федерации»7.

В России существует конституционное право на информацию. Конституция РФ (ч. 4 ст. 29) гарантирует, что «каждый» имеет право свободно искать, получать, производить и распространять информацию любым законным способом. 3 Каждый - это и иностранный гражданин, и лицо без гражданства. Иностранцы ¿- на общих основаниях могут получать и распространять информацию, например,

сп

- в процессе беседы, чтения и передачи литературы. Для них действуют те же огра-| ничения, что и для российских граждан. На практике только 6% иностранных | граждан получают информацию о существующих вакансиях и условиях труда | в России8. Из-за неосведомленности иностранных граждан и лиц без граждан° ства в процессе осуществления ими трудовой деятельности происходят грубые

0

| нарушения их прав и свобод (получают заработную плату ниже прожиточного | минимума, не имеют льгот, работают без выходных, отпусков и т.д.). >1; Иностранным гражданам и лицам без гражданства, наравне с гражданами

| Российской Федерации, гарантируется право на социальное обеспечение. Госу-| дарственные пенсии и социальные пособия выплачиваются тем иностранцам, & которые законно проживали и трудились в Российской Федерации и на тех же '§ основаниях, что и российские граждане.

ё Конституция РФ гарантирует «каждому» право на охрану здоровья и медицин-

§ скую помощь (ч. 1 ст. 41). Следовательно, таким правом обладают и иностранные

1 граждане, и лица без гражданства. В принятом в 2011 г. Федеральном законе | № З23-Ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»(в ред.

от 28 декабря 2013 г.)9 указывается, что лица без гражданства, постоянно проживающие на территории Российской Федерации, пользуются правом на медицинскую помощь наравне с российскими гражданами, если международным договором не предусмотрено иное. Иностранные граждане могут пользоваться этим правом на условиях, предусмотренных законодательством РФ или ее международными 158 договорами (ч. 3 ст. 19).

На иностранцев распространяется и право на отдых, закрепленное в Конституции Российской Федерации (ч. 5 ст. 37) и выражающееся в том, что каждому работающему по трудовому договору гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск.

Таким образом, экономические мигранты, как внутренние (граждане Российской Федерации), так и внешние (иностранные граждане и лица без гражданства), имеют ряд одинаковых и специфических гарантий, определенных законодательными актами РФ. Различие конституционных прав и гарантий для внешних и внутренних экономических мигрантов может заключаться в некоторых ограничениях для иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации.

Конституционно-правовые гарантии, предусмотренные российским законодательством для экономических мигрантов, по нашему мнению, являются необходимыми, но недостаточными для полноценной и комфортной жизни человека и гражданина. Одна из целей переезда экономических мигрантов - поиск наиболее комфортных условий труда и более высокой его оплаты. С какими проблемами может столкнуться мигрант, переехав в другую местность? В первую очередь это проблема жилья. Конституция РФ в ч. 1 ст. 40 провозглашает, что «каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища».

Жилище является одним из важнейших материальных условий жизни человека (наряду с пищей, водой, одеждой и др.). О праве на жилище говорится в ст. 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах 1966 г.10 и других международных документах. В российском законодательстве понятие «жилище» ш определено в ч. 2 ст. 15 ЖК РФ, который устанавливает, что жилое помещение - это н изолированное помещение, являющееся недвижимым имуществом, пригодным для С

а

постоянного (а не только временного) проживания человека, отвечающее санитарным т

о

условиям, правилам и нормам, требованиям закона. к

о

Конституционное право на жилище означает юридически гарантированную О' возможность каждого быть обеспеченным постоянным жилищем. Это относит- | ся и к иностранным гражданам, лицам без гражданства, которые могут иметь в

жилье в России, хотя порядок предоставления жилья гражданам Российской н

о

Федерации и тем, кто не имеет российского гражданства, а также отдельным Ю категориям граждан Российской Федерации неодинаков. |

Таким образом, законодательство Российской Федерации, закрепляя право С

к

каждого арендовать жилище, обременяет гражданина процедурой оформления а' временной регистрации по месту пребывания. Считаем этот факт не совсем д оправданным. По нашему мнению, Конституция РФ, помимо закрепления | права каждого на жилище, должна гарантировать свободу проживания в этом № жилище, не обязывая человека проходить бюрократическую процедуру оформ- 99 ления временной регистрации, тем более, что процесс оформления временной 2 регистрации непосредственно связан с письменным согласием арендодателя 4 жилого помещения, что в условиях современной российской действительности не всегда осуществимо. Многие арендодатели жилых помещений отказываются давать согласие на временную регистрацию их квартирантов, и обязать их к этому никто не может. Таким образом, можно использовать практику США, когда человек, меняя место своего жительства или пребывания, просто по почте отсылает в компетентные органы уведомление об изменении своего адреса 159

проживания, либо закрепить обязанность арендодателя жилого помещения оформить временную регистрацию для своего нанимателя. Считаем, что ч. 1 ст. 40 Конституции РФ можно дополнить следующими строчками: «Каждому гарантируется временная регистрация по месту пребывания». Для экономического мигранта это становится не обязанностью, а правом.

1 См.: Конституции государств Европейского Союза / под ред. Л.А. Окунькова. М., 1997. С. 695.

2 См.: Теория государства и права: курс лекций / под. ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько. М., 1997. С. 171-176.

3 См.: ЭбзеевБ.С. Конституционные основы свободы личности в СССР. Саратов, 1982. С. 123.

4 См.: Некрасов СИ. Конституционное право Российской Федерации: конспект лекций. М., 2009. С. 70.

5 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 1996. № 17, ст. 1915; 2013. № 27, ст. 3477.

6 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 1999. № 28, ст. 3439; 2011. № 50, ст. 7351.

7 См.: Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (в ред. от 28 декабря 2013 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2002. № 30, ст. 3032; 2013. № 52, ч. 1, ст. 6955.

8 См.: Российская газета. 2005. 19 июля.

9 См.: .: Собр. законодательства Рос. Федерации. 2011. № 48, ст. 6724; 2013. № 52, ч. 1, ст. 6951.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10 См.: Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах: принят 16 декабря 1966 г. Резолюцией 2200 (XXI) на 1496-м пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН) // Международное публичное право: сборник документов. Т. 1. М., 1996. С. 464-470.

В.И. Радченко, О.А. Угланова

ПРЕДЕЛЫ КОНСТИТУЦИОННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ФЕДЕРАТИВНОГО УСТРОЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В статье исследуются пределы федеративного устройства Российского Федерации. Обосновывается значение данной категории в развитии современной науки.

Ключевые слова: публичная власть, взаимодействие частей Федерации, демократические принципы, постановления Конституционного Суда РФ, пределы роста, практика укрупнения субъектов Федерации.

V.I. Radchenko, O.A. Uglanova

THE LIMITS OF CONSTITUTIONAL CONTROL OF THE FEDERAL STRUCTURE OF THE RUSSIAN FEDERATION

Explores the limits of the Federal structure of the Russian Federation. Value of the given category locates in development of modern science.

Keywords: public authority, the interaction of the parts of Federation, democratic principles, decrees of the Constitutional Court of Russian Federation, limits to growth, the practice of consolidation of the subjects of Federation

Категория «предел» как философское учение и как одно из основных понятий глобалистики стала одним из важных предметов в науке в 70-80-х гг. прошлого столетия. В наши дни она не только не утратила своего значения, но и приобрела новый смысл.

© Радченко Василий Иванович, 2014

Доктор юридических наук, профессор, профессор кафедры конституционного и международного права (Саратовская государственная юридическая академия)

© Угланова Оксана Александровна, 2014

Кандидат юридических наук, доцент кафедры конституционного и международного права (Саратовская 160 государственная юридическая академия)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.