УДК - 342.72/.73
Маннапова А.И. студент 1 курса магистратуры Бикмухаметова А.Б. студент 1 курса магистратуры Курманов М. М., д. ю. н. профессор, д.н. (доцент) преподаватель Амирова Р. Р., к. ю. н. преподаватель
кафедра конституционного и административного права Казанский (Приволжский) федеральный университет
КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ГАРАНТИИ СВОБОДЫ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Аннотация: Свобода выражения мнений относится к наиболее важным правам и свободам человека в демократическом государстве. Это право закреплено в существующих международных законах о правах человека, а также в большинстве конституций различных стран мира. В конституционном праве Российской Федерации свобода выражения мнения является одним из основных личных и политических прав человека и гражданина. В научной работе рассматриваются и анализируются конституционно-правовые гарантии реализации свободы мысли и слова, а также конституционная система защиты свободы мысли и слова.
Ключевые слова: свобода слова, конституция, демократическое государство, конституционные права.
Mannapova A.I. 1st year master's student Bikmukhametova A.B. 1st year master's student Kurmanov M.M., Doctor of Law professor, d.s. (docent) teacher Amirova R.R., Ph.D.
teacher
department of constitutional and administrative law Kazan (Volga Region) Federal University
CONSTITUTIONAL AND LEGAL GUARANTEES OF FREEDOM OF MASS INFORMATION IN THE RUSSIAN FEDERATION
Abstract: Freedom of expression is one of the most important human rights and freedoms in a democratic state. This right is enshrined in existing international human rights laws, as well as in most constitutions of various countries of the world. In the constitutional law of the Russian Federation, freedom of expression is one of the basic personal and political rights of a person and citizen. The scientific work examines and analyzes the constitutional and legal guarantees for the realization of freedom of thought and speech, as well as the constitutional system for the protection of freedom of thought and speech.
Keywords: freedom of speech, constitution, democratic state, constitutional rights.
Институт массовой информации — важнейший институт информационного права. Этим институтом регулируются информационные отношения, возникающие при производстве и распространении массовой информации.
Свобода массовой информации гарантируется Конституцией РФ.
Институт массовой информации, как и институт интеллектуальной собственности, базируется как на правовом фундаменте на основной информационной конституционной норме.
Средства массовой информации являются действительно функциональным инструментом, который информирует граждан о деятельности власти и ее взаимосвязи с обществом. Они оперативно освещают события, произошедшие в мире, а также мгновенно анализируют поступившие данные. Кроме того, СМИ играют не последнюю роль в формировании общественного мнения, являются реально действенным механизмом влияния на мнение людей. Практически во всех значимых сферах нашей жизни мы можем пронаблюдать их роль. СМИ могут быть как инструментом политической борьбы, элементом рынка, субъектом правоотношений, так и носителем культурной и творческой деятельности.
Свободный доступ к информации стал одним из важнейших элементов эволюционного развития общества. Информирование граждан, государственных и общественных структур об окружающем мире и событиях, которые в нем происходят, стало возможным благодаря постоянной модернизации систем, технологий и средств передачи информации. Немаловажную роль при этом играет принятие нормативных актов, которые обеспечивают надежные гарантии и контролируют правовое регулирование условий данного процесса.
Характер, содержание, сферы взаимоотношения государства и СМИ в правовом демократическом государстве регулирует, прежде всего, та законодательная база, в которой указываются положения и роль СМИ в обществе. К таковым можем отнести как специальный закон о СМИ, так и
другие законодательные акты. По сути, законодательство отводит СМИ именно ту роль, которую они играют в современном обществе. Речь идет об объеме их полномочий, тех рамках и пределах, в которых государство через свои органы оказывает воздействие на СМИ, тем самым регулируя их деятельность.
Можно сказать, что соотношение прав и обязанностей отличает законодательство одной страны, в которой свобода слова предоставляется и гарантируется, от другой, в которой ее нет, либо она лишь упоминается.
Законодательство Российской Федерации о СМИ есть результат установления и развития конституционных норм, которые декларируют модель демократии, сформированную на протяжении истории, социально -политической практики, как в России, так и в зарубежных странах.
Конституционно-правовое обеспечение деятельности СМИ призывает сформировать деятельность информационных потоков, создать условия для развития гражданского общества, цивилизованного диалога между властью, обществом и гражданами, а также обеспечить комфортные условия для профессиональной деятельности журналистов и перенаправить социальные конфликты в область конструктивных дискуссий.
Основная идейная концепция действующей Конституции Российской Федерации состоит в обеспечении правовых гарантий человека, соблюдении и защите высших ценностей, его прав и свобод. При этом свобода массовой информации на сегодняшний день представляет одно из необходимых условий демократического развития государства и общества.
Один из главных институтов СМИ - это институт информационного права. Областью регулируемых им отношений являются производство и распространение массовой информации.
Конституция Российской Федерации представляет правовой фундамент для данного института. Свобода распространения информации, как и иные права и свободы граждан, не может быть безгранична, в связи с этим Конституция Российской Федерации не абсолютизирует этот принцип, а балансирует с правами и законными интересами других людей, учитывая интересы общества и государства. Например, в части 5 статьи 29 говорится о запрете цензуры и гарантиях свободы массовой информации.
Конституционно-правовое установление правовой нормы в виде системности и конкретности обретает важные информационные правомочия, которые находят свое закрепление в той же статье 29 Конституции Российской Федерации:
- гарантируется право свободного выражения мыслей и слов;
- запрещено принуждение к выражению своего мнения и убеждению либо отказу от них;
- гарантируется право свободного поиска и получения, передачи, а также производства и распространения информации каким бы то ни было законным способом.
Проанализировав правомочия, которые установлены в этой статье, можно сделать определенные выводы. А именно: каждая свобода, регламентированная в статье 29 Конституции Российской Федерации, имеет относительно обособленный характер. В то же время они между собой связаны и взаимно дополняют друг друга.
Например, правовой институт СМИ представляет собой одну из важнейших гарантий, реализующих свободы мысли и слова, а также права на информацию. Одновременно каждая из данных свобод в какой -то степени осуществляет обеспечение института СМИ, например право на открытый доступ к информации о том, как проходит законодательный процесс, а также о его результатах.
Еще одним примером может являться право любого человека на свободный поиск и получение информации о ходе деятельности судебной власти и об открытом характере судопроизводства, регламентированное частью 1 статьи 123 Конституции Российской Федерации.
Также ярким примером служит право получать достоверную информацию о состоянии окружающей среды, что подтверждается свободой экологической информации, которая напрямую следует из статьи 42 Конституции Российской Федерации.
Конституционные нормы, которые регулируют отношения, имеющие связь с правом на свободу совести (ст. 28 Конституции), а также с правом на свободу творчества в любых его проявлениях и доступ к ценностям культуры (ст. 44 Конституции), включают в себя такие правомочия СМИ, которые гарантируют осуществление вышеназванных основных прав и свобод в информационной подсистеме.
Одновременно конституционный институт СМИ воплощается посредством определенной конституционно закрепленной системы гарантий, часть последних выражена как прямые конституционные запреты, которые обязаны соблюдать все государственные органы, организации, учреждения и их должностные лица, к примеру, прямой запрет цензуры в Конституции Российской Федерации, содержащийся в части 5 статьи 29.
Среди конституционных гарантий свободы СМИ особое место занимает статья 13 Конституции Российской Федерации, которая закрепляет принципы идеологического и политического многообразия и обеспечивает информационный плюрализм и идеологическое разнообразие средств массовой информации.
В заключение, проанализировав конституционно-правовые гарантии свободы массовой информации, можно констатировать, что
конституционная правовая база свободы СМИ в Российской Федерации составлена в необходимой и достаточной форме.
Использованные источники:
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993г. с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020).
2. Барановская Е.А., Ненахова A.A. Изменения правового регулирования средств массовой информации: обеспечение безопасности государства или ущемление свободы слова? // Евразийская адвокатура. 2015. № 4 (17). С. 53-55.
3. Кравцов A.A. Защита конфиденциальной речевой информации на объектах коммуникации. О примерах такого рода проблем // Известия Тульского государственного университета. Технические науки. 2013. № 3. С. 232.
4. Фролова И.Г. Конституционно-правовые гарантии свободы массовой информации в Российской Федерации: дис. канд. юрид. наук. Саратов, 2012. С. 3-4.
5. Витрук Н.В. Конституционные права и свободы личности в контексте взаимодействия гражданского общества и правового государства. - М.: ГОУ ВПО «Российская академия правосудия», 2016. С. 400.