Научная статья на тему 'Конституционно-правовые гарантии самозащиты прав работников при задержке выплаты заработной платы'

Конституционно-правовые гарантии самозащиты прав работников при задержке выплаты заработной платы Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1152
123
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНСТИТУЦИЯ РФ / ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА / КОНСТИТУЦИОННЫЕ ГАРАНТИИ / ПРАВО НЕ САМОЗАЩИТУ / RF CONSTITUTION / WAGES / CONSTITUTIONAL GUARANTEES / SELF-DEFENSE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Карпушкин Алексей Валентинович

В статье рассматриваются вопросы конституционного гарантирования реализации права работника на своевременную выплату заработной платы. На основе анализа конституционных принципов и норм делается вывод о том, что реализация конституционного права на самозащиту возможна только на основе гарантии оплаты всего времени приостановки работы в случае задержки заработной платы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Конституционно-правовые гарантии самозащиты прав работников при задержке выплаты заработной платы»

УДК 342.7

А. В. Карпушкин

КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ГАРАНТИИ САМОЗАЩИТЫ ПРАВ РАБОТНИКОВ ПРИ ЗАДЕРЖКЕ ВЫПЛАТЫ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы конституционного гарантирования реализации права работника на своевременную выплату заработной платы. На основе анализа конституционных принципов и норм делается вывод о том, что реализация конституционного права на самозащиту возможна только на основе гарантии оплаты всего времени приостановки работы в случае задержки заработной платы.

Ключевые слова: Конституция РФ, заработная плата, конституционные гарантии, право не самозащиту.

Abstract. The article examines the constitutional guaranteeing of employee's right to timely wage payments. The analysis of constitutional principles and norms concludes that in case of delayed wages the implementation of the constitutional right to self-defense can only be based on a guarantee of payment for total time of work suspension.

Key words: RF Constitution, wages, constitutional guarantees, self-defense.

В науке конституционного права под гарантиями понимаются правовые средства, способы и условия, с помощью которых обеспечивается осуществление того или иного права человека и гражданина. Реализация права становится возможной только тогда, когда ему корреспондирует чья-то обязанность. Как справедливо отмечает М. В. Баглай, «каждое право только тогда может быть реализовано, когда ему соответствует чья-то обязанность его обеспечить. Гарантии, в сущности, и есть обязанности, применительно к конституционным правам и свободам это обязанность государства» [1, с. 278]. Специфика конституционного гарантирования социально-трудовых прав состоит в том, что конституционное право человека на труд должно обеспечиваться не только договорными с работодателем средствами, но и обязанностью государства обеспечить защиту трудовых прав человека.

В соответствии с ч. 3 ст. 37 Конституции РФ каждый имеет право на вознаграждение за труд, без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда. Данная конституционная норма конкретизируется Трудовым кодексом РФ, устанавливающим основным принципом правового регулирования трудовых отношений обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы (ст. 2) и указывающим среди обязанностей работодателя обязанность выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с Трудовым кодексом РФ, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами (ст. 22). При этом за нарушение сроков выплаты заработной платы предусматривается ответственность работодателя (ст. 142 Трудового кодекса РФ) [2].

Как видно из приведенных положений, федеральный законодатель, закрепляя обязательность выплаты заработной платы, указывает на необходи-

мость ее выплаты в строго оговоренные сроки. Обязанность работодателя выплачивать заработную плату, в сущности, является гарантией конституционного права работника на вознаграждение за труд. Обязанность же своевременной выплаты выступает гарантией защиты работника от ее задержки. Следовательно, обязанность работодателя по выплате заработной платы своевременно и в полном размере является одним из правовых средств, обеспечивающих реализацию корреспондирующего права работника. При этом наличием обязанностей, обеспечивающих осуществление предоставленных работникам прав, гарантии в этой сфере не исчерпываются. Конституционноправовые гарантии рассматриваемых прав включают в себя и механизм их защиты в случае неисполнения обязанного субъекта своих обязательств.

В силу ч. 1 ст. 45 Конституции РФ государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется. Реализуя данные конституционные положения, органы государственной власти на уровне правотворчества принимают меры по недопущению задержки выплаты заработной платы. Так, Указ Президента РФ от 19 января 1996 г. № 66 посвящен мерам по обеспечению своевременности выплаты заработной платы из бюджетов всех уровней [3], Указом Президента РФ от 10 марта 1994 г. № 458 прокуратуре предписано при осуществлении надзора за соблюдением работодателями законодательства о труде особое внимание уделять задержке выплаты заработной платы [4], Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 324 утверждено Положение о Федеральной службе по труду и занятости [5]. За нарушение правил выплаты заработной платы предусмотрена административная (ст. 5.27 КоАП РФ) [6] и уголовная ответственность (ст. 145.1 УК РФ) [7].

Исходя из ч. 2 ст. 45 Конституции РФ законодатель, наряду с государственной защитой прав и свобод человека, предоставляет каждому возможность и самому защищать свои права всеми способами, не запрещенными законом. Данная норма является важнейшим компонентом системы гарантирования прав и свобод, служит постоянным напоминанием органам власти о незыблемости прав человека и направлена на предотвращение любого пересмотра или снижения государством уровня гарантий прав и свобод. Какой бы эффективной ни была система государственной защиты, возможность каждого самостоятельно защищать свои права сама по себе указывает на то, что человек является прежде всего самостоятельной личностью, защищаемой, но не опекаемой правоприменителем.

Основной принцип конституционного государства, выражающийся в формуле «государство для человека, а не человек для государства», определяет конституционный статус человека, признавая его не пассивной единицей, наделение и защита прав которой зависит от волюнтаристских усмотрений правоприменителя, а самодостаточной личностью. Это детерминирует обязательное признание права каждого на самозащиту, что является важнейшей составляющей правового положения личности в Российской Федерации, в которой как в правовом демократическом государстве в соответствии с основами конституционного строя человек, его права и свободы являются высшей ценностью (ст. 1 и 2 Конституции РФ). Фундаментальное значение права на самозащиту выражается в возможности каждым реально защищать свои права и не быть полностью зависимым от того, защитит его государство или нет, что гарантирует осуществление реальной защиты прав человека, даже

если органы государственной власти не выполнят свои конституционные обязанности по их защите.

В связи с этим, помимо предусмотренной ч. 1 ст. 142 Трудового кодекса РФ ответственности работодателя, допустившего задержку заработной платы, ч. 2 этой статьи закрепляет право работника в случае задержки причитающихся ему сумм на срок более 15 дней, известив работодателя в письменной форме, приостановить работу на весь период до выплаты задержанной суммы (за исключением некоторых случаев, указанных в названной статье). Так, не допускается приостановление работы:

- в период введения военного, чрезвычайного положения или особых мер в соответствии с законодательством о чрезвычайном положении;

- в органах и организациях Вооруженных сил Российской Федерации, других военных, военизированных и иных формированиях и организациях, ведающих вопросами обеспечения обороны страны и безопасности государства, аварийно-спасательных, поисково-спасательных, противопожарных работ, работ по предупреждению или ликвидации стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций, в правоохранительных органах;

- государственными служащими;

- в организациях, непосредственно обслуживающих особо опасные виды производств, оборудования;

- работниками, в трудовые обязанности которых входит выполнение работ, непосредственно связанных с обеспечением жизнедеятельности населения (энергообеспечение, отопление и теплоснабжение, водоснабжение, газоснабжение, связь, станции скорой и неотложной медицинской помощи).

Запрет на приостановление работы в этих случаях не может рассматриваться как неконституционное ограничение права на самозащиту, так как этот запрет установлен федеральным законом и обусловлен достижением конституционно значимых целей защиты основ конституционного строя, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства, что соответствует нормам ч. 3 ст. 55 и ст. 56 Конституции РФ. Во всех же остальных случаях, если выплата заработной платы работодателем задерживается, работник может приостановить работу, что обеспечивает его право на защиту своих прав и свобод, в частности, права на своевременную выплату заработной платы.

Однако конституционного провозглашения права на самозащиту и его конкретизации в текущем законодательстве недостаточно. Реализация названного права протекает в конкретных условиях, требующих законодательной регламентации прав и обязанностей заинтересованных лиц. Отсутствие такой регламентации делает неясным правовые последствия реализации права, что может сделать возможным создание работодателем неблагоприятных условий для работника, реализующего конституционное право на самозащиту. Безусловно, в законодательстве невозможно предусмотреть все действия работника, защищающего свои права, особенно если для защиты им выбрана неюрисдикционная форма защиты. Однако чрезмерное абстрагирование права на самозащиту сводит на нет саму возможность практического воплощения этого права. Закрепление права на приостановку работы требует разрешения таких вопросов, как: роль вины работодателя в задержке заработной платы; надо ли присутствовать работнику, приостановившему работу, на своем рабочем месте; вопросы оплаты времени приостановки работы. Неко-

торые из этих вопросов трудовым законодательством разрешены однозначно. Так, нахождение ст. 142 Трудового кодекса РФ в системном единстве со ст. 236 Трудового кодекса РФ, устанавливающей материальную ответственность работодателя независимо от наличия его вины, освобождает работника при принятии решения о приостановке работы от выяснения и учета того, есть ли вина работодателя в задержке выплаты заработной платы. Также работник освобожден от обязанности присутствовать на своем рабочем месте в течение периода, на который им приостановлена работа. Это следует из содержания ст. 142 Трудового кодекса РФ во взаимосвязи с ч. 3 ст. 4 Трудового кодекса РФ, предоставляющей работнику право отказаться от выполнения работы в связи с нарушением установленных сроков выплаты заработной платы или выплаты ее не в полном размере, что является гарантией защиты от принудительного труда, запрещенного ч. 2 ст. 37 Конституции РФ.

Вместе с тем, закрепляя право работника на самозащиту путем приостановления работы, законодатель не урегулировал вопрос оплаты времени приостановки работы. Имеющаяся неясность вызывает правовую неопределенность обязанности работодателя по возмещению работнику не полученного им среднего заработка за время приостановки работы. Некоторыми авторами совершенно необоснованно вносятся предложения по оплате этого периода в соответствии с правилами, содержащимся в ст. 157 Трудового кодекса РФ, т.е. как оплаты времени простоя [8, с. 338], где время простоя по вине работодателя оплачивается в размере не менее двух третей средней заработной платы работника, время простоя по причинам, не зависящим от работодателя и работника, оплачивается в размере не менее двух третей тарифной ставки, оклада (должностного оклада), рассчитанных пропорционально времени простоя. Работодатели же отсутствие прямого указания в законе на обязанность выплачивать заработную плату в период приостановки работы трактуют в пользу вообще невыплаты заработной платы за этот период.

Возможные в этом случае негативные последствия для работника, выражающиеся в неначислении заработной платы или ее начислении не в полном объеме за этот период ослабляют саму возможность реализации конституционного права на самозащиту.

Однако телеологическое толкование ст. 142 и 236 Трудового кодекса РФ и выявление конституционно-правового смысла гарантирования прав и свобод человека приводит к заключению о необходимости наложения на работодателя обязанности начислять заработную плату за весь период приостановки работы в полном объеме. К такому выводу мы приходим исходя из следующего.

В соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и законодательством Российской Федерации трудовые отношения складываются на основе согласования воли сторон трудового договора с принятием на себя взаимных прав и обязанностей, в том числе и обязанности работодателя выплачивать заработную плату своевременно и в полном объеме. Исходя из норм ст. 236 Трудового кодекса РФ, в случае нарушения установленного срока выплаты заработной платы работодатель обязан выплатить ее с уплатой процентов. Материальная ответственность работодателя наступает независимо от того, воспользовался ли работник правом на самозащиту или нет. Отсутствие законодательного указания на обязанность начисления заработной платы в период приостановки работы не может рассматриваться как право неначислять заработную плату.

Право работника на отказ от работы в случае задержки заработной платы предусматривается федеральным законом, является мерой вынужденного характера и направлено на принуждение работодателя к выполнению своих обязательств по своевременной выплате заработной платы. Поскольку Трудовым кодексом РФ не оговорено иное, работники, приостановившие работу, имеют право на сохранение среднего заработка на весь период приостановки работы наравне с работниками, продолжающими работать, так как приостановка работы, хотя и носит волевой характер, но имеет под собой основания, не связанные с виной работника.

Наличие гарантии в виде возможности самозащиты права на своевременную заработную плату обеспечивает осуществление работником своих трудовых прав. Однако сама эта гарантия не может существовать без другой гарантии, исключающей негативные последствия для работника, воспользовавшегося правом на самозащиту. Иное исказило бы саму суть гарантирования прав и свобод человека, когда защита прав и свобод законными способами не может причинять ущерб защищающемуся. Таким образом, гарантия в виде оплаты времени приостановки работы в случае задержки заработной платы выступает как бы гарантией гарантии своевременности оплаты труда, заключающейся в возможности самозащиты.

Иными словами, названная гарантия (оплата времени приостановки работы) выступает гарантией второго уровня, без которой предоставление основной гарантии (самозащиты через приостановку работы) утрачивает свой конституционно-правовой смысл. Приостановка работы без оплаты сводит эту гарантию к декларативности, так как приводит к фактическому сужению иных конституционных прав в случае реализации работником права на самозащиту. Лишение работника средств к существованию за этот период не обеспечивает реального механизма защищенности работника в момент самостоятельного отстаивания своих прав и ставит его в неравное положение с работником, не прибегшим к самозащите.

Таким образом, обязанность оплатить все время вынужденной приостановки работы в полном объеме в случае задержки заработной платы вытекает из конституционных прав человека и выступает конституционноправовой гарантией защиты права на своевременное вознаграждение за труд.

Список литературы

1. Баглай, М. В. Конституционное право Российской Федерации / М. В. Баглай. -М. : Норма, 2006. - 784 с.

2. Трудовой кодекс РФ // Собрание законодательства Российской Федерации. -2002. - № 1 (ч. I). - Ст. 3.

3. Указ Президента РФ от 19 января 1996 г. № 66 «О мерах по обеспечению своевременности выплаты заработной платы за счет бюджетов всех уровней, пенсий и иных социальных выплат» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1996. - № 4. - Ст. 265.

4. Указ Президента РФ от 10 марта 1994 г. № 458 «Об ответственности за нарушения трудовых прав граждан» // Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. - 1994. - № 11. - Ст. 857.

5. Постановление Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 324 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по труду и занятости» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2004. - № 28. - Ст. 2901.

6. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2002. - № 1 (ч. I). - Ст. 1.

7. Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1996. - № 25. - Ст. 2954.

8. Комментарий постатейный к Трудовому кодексу РФ / отв. ред. Н. Г. Гладков, И. О. Снигирева. - М. : Профиздат, 2006. - 1032 с.

Карпушкин Алексей Валентинович

кандидат юридических наук, доцент, кафедра государственно-правовых дисциплин, Пензенский государственный университет

Karpushkin Aleksey Valentinovich Candidate of juridical sciences, associate professor, sub-department of state and legal disciplines, Penza State University

E-mail: [email protected]

УДК 342.7 Карпушкин, А. В.

Конституционно-правовые гарантии самозащиты прав работников при задержке выплаты заработной платы / А. В. Карпушкин // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. -2011. - № 1 (17). - С. 16-21.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.