Научная статья на тему 'Конституционно-правовые аспекты укрепления суверенитета народа Кыргызстана'

Конституционно-правовые аспекты укрепления суверенитета народа Кыргызстана Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
570
125
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Общество и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СУВЕРЕНИТЕТ / КОНСТИТУЦИЯ РЕСПУБЛИКИ КЫРГЫЗСТАН / ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ / УПРАВЛЕНИЕ / SOVEREIGNTY / CONSTITUTION THE KYRGYZ REPUBLIC / LEGAL ASPECTS / MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Абдыкаимов Ергали Дадаханович, Ракимбаев Эркимбек Нурдинович

В статье рассматриваются категория «суверенитет», понятия «народный суверенитет», «национальный суверенитет», «государственный суверенитет», гарантии, факторы, концептуальные основы государственного суверенитета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Constitutional and legal aspects of the sovereignty of the people of Kyrgyzstan

The paper analyzes category «sovereignty», concepts «people’s sovereignty», «national sovereignty», «state sovereignty», guarantees, factors, conceptual bases of state sovereignty.

Текст научной работы на тему «Конституционно-правовые аспекты укрепления суверенитета народа Кыргызстана»

Абдыкаимов Ергали Дадаханович

аспирант кафедры конституционного права

Юридического института Кыргызского национального университета им.Ж. Баласагына

Ракимбаев Эркимбек Нурдинович

доктор юридических наук,

профессор Академии государственного управления при Президенте Кыргызской Республики, президент Кыргызско-Российской академии социальных технологий и местного самоуправления

(e-mail: klab03@rambler.ru)

Конституционно-правовые аспекты укрепления суверенитета народа Кыргызстана

В статье рассматриваются категория «суверенитет», понятия «народный суверенитет», «национальный суверенитет», «государственный суверенитет», гарантии, факторы, концептуальные основы государственного суверенитета .

Ключевые слова: суверенитет, Конституция Республики Кыргызстан, правовые аспекты, управление.

E.D. Abdykaimov, Post-graduate of a Chair of Constitutional Law of the Legal Institute of the Kyrgyz National University of Zh. Balasagyn;

E.N. Rakimbayev, Doctor of Law, Professor of Academy of Public Administration at the President of the Kyrgyz Republic, President of the Kyrgyz-Russian Academy of Social Technologies and Local Government; e-mail: klab03@rambler.ru

Constitutional and legal aspects of the sovereignty of the people of Kyrgyzstan The paper analyzes category «sovereignty», concepts «people's sovereignty», «national sovereignty», «state sovereignty», guarantees, factors, conceptual bases of state sovereignty.

Key words: sovereignty, Constitution the Kyrgyz Republic, legal aspects, management.

Тема работы предопределяется теоретической и практической значимостью проблемных вопросов, касающихся суверенитета Кыргызской Республики. Отмечая научную разработанность отдельных аспектов проблематики, следует указать на то, что вплоть до настоящего времени в национальной юридической науке отсутствуют исследования, в которых осуществлялся бы комплексный междисциплинарный анализ нормативных и институциональных оснований государственного суверенитета в условиях развития Кыргызстана.

В преамбуле Конституции Кыргызской Республики отмечается: «Мы, народ Кыргызстана, выражая непоколебимую веру и твердую волю, будем развивать и укреплять кыргызскую государственность, оберегать государственный суверенитет и единство народа» [1, с. 70].

Категория «суверенитет» занимает особое место при теоретическом и практическом рассмотрении современных проблем конститу-

ционного права, является фундаментальной, «субординирующей по отношению к себе все остальные государствоведческие категории и понятия» [2, с. 6].

В этой связи нам предстоит исследовать основные факторы ослабления суверенитета современного государства и разработать конкретные рекомендации по совершенствованию концепции суверенитета современного Кыргызстана.

Ключевыми ценностными характеристиками демократического и суверенного государства являются: гарантия прав и свобод человека, справедливые законы (активно воплощаемые в жизнь общества), осуществление власти с участием представителей народа, существование качественных механизмов и средств воздействия на власть, взаимная ответственность государства и личности за выполнение своих обязательств как друг перед другом, так и перед мировым сообществом.

318

Как основа политической практики идея суверенитета в советский период была закреплена уже в качестве конституционного принципа. Так, в ст. 3 Основного Закона (Конституции) СССР 1924 г. принцип государственного суверенитета был применен к субъектам советской федерации - союзным республикам. Суверенитет СССР формально был закреплен лишь в Конституции СССР 1977 г. (ст. 75). В русском же дореволюционном законодательстве понятие «суверенитет» и иные производные от него понятия не употреблялись.

Декларация о государственном суверенитете Республики Кыргызстан от 15 декабря 1990 г. объявила Республику Кыргызстан независимым, суверенным демократическим государством. Установила, что территория Республики Кыргызстан является целостной и неделимой, на ней действует только Конституция Республики Кыргызстан [3].

В иерархии понятий «народный суверенитет», «национальный суверенитет», «государственный суверенитет» на первом месте находится народный суверенитет, выражающий верховное, неотчуждаемое право народа определять свою судьбу, быть единственным и независимым носителем и выразителем верховной власти в государстве и обществе. При этом не следует отождествлять понятия народного и национального, а также национального и государственного суверенитетов, как отмечает С.В. Смирнов [4, с. 79].

Для обеспечения суверенитета Кыргызстану необходимо своевременно выявлять, анализировать и учитывать факторы, ослабляющие государственный суверенитет. Исходя из цели эффективного противодействия им, следует постоянно совершенствовать систему гарантий государственного суверенитета Кыргызской Республики и при помощи моделирования общих условий и реализации правовых средств обеспечения государственного суверенитета стремиться нейтрализовать указанные факторы.

Как отмечает В.Д. Зорькин, «несмотря на глубокие и многочисленные изменения, происходящие в мире в последние полтора десятилетия, государственный суверенитет остается основой конституционного строя большинства государств» [5, с. 18].

Говоря о проблеме суверенитета в конституционном строе Российской Федерации, необходимо выделить следующие принципиальные положения, имеющие существенное значение для развития отечественной конституционно-правовой доктрины и практики конституционного регулирования.

Основу российской государственности составляет единая система власти. Единственным носителем суверенитета и источником власти в Российской Федерации является многонациональный народ Российской Федерации. Из этого положения органично вытекает тезис о единстве государственного суверенитета, который принадлежит только Российской Федерации в целом и которым не обладают субъекты Федерации. Власть субъекта Федерации не есть суверенная власть, а лишь составная часть единой системы государственной власти. Таким образом, можно сказать, что в структуре российского федерализма существуют элементы унитаризма, позволяющие сохранить политическое и правовое единство и территориальную целостность государства, дающие ему возможность функционировать как единый организм.

Подписание Федеративного договора или договоров о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти ее субъектов не сказывается на конституционной природе Российской Федерации, и она не становится конституционно-договорной или договорной, а остается конституционной федерацией [6, с. 16].

Все вышеперечисленные положения нашли свое отражение в практике Конституционного Суда Российской Федерации.

Так, Конституционный Суд РФ поставил точку в споре о делимости суверенитета, закрепив, что субъекты России не имеют статуса суверенного государства и решить вопрос иначе в своих конституциях не могут.

Конституционный Суд РФ в п. 2.1 данного акта разъяснил, что, во-первых, суверенитет Российской Федерации как демократического федеративного правового государства, распространяющийся на всю ее территорию, закреплен Конституцией РФ в качестве одной из основ конституционного строя (ч. 1 ст. 4). Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации, согласно Конституции РФ, является ее многонациональный народ (ч. 1 ст. 3), который, сохраняя исторически сложившееся государственное единство, исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов и возрождая суверенную государственность России, принял Конституцию РФ.

Во-вторых, суверенитет, предполагающий по смыслу ст. 3-5, 67 и 79 Конституции РФ верховенство, независимость и самостоятельность государственной власти, полноту законодательной, исполнительной и судебной властей госу-

319

дарства на всей его территории и независимость в международном общении, представляет собой необходимый качественный признак Российской Федерации как государства, характеризующий ее конституционно-правовой статус.

В-третьих, Конституция РФ связывает суверенитет Российской Федерации, ее конституционно-правовой статус и полномочия, а также конституционно-правовой статус и полномочия республик, находящихся в составе Российской Федерации,не с их волеизъявлением в порядке договора, а с волеизъявлением многонационального российского народа - носителя и единственного источника власти в Российской Федерации. Основной Закон Российской Федерации, определяя статус республик как субъектов Российской Федерации, исходит из относящегося к основам конституционного строя Российской Федерации, а следовательно, к основам конституционного строя республик, принципа равноправия всех субъектов. Признание же за республиками суверенитета нарушило бы этот принцип, поскольку другие субъекты суверенитетом не обладают [7, с. 69].

Однако необходимо отметить, что все постановления, принятые Конституционным Судом по проблемам суверенитета в федеративном государстве, не нашли практического воплощения в деятельности центральных властей, органов законодательной и исполнительной власти субъектов Федерации. Учредительные акты некоторых республик в составе Российской Федерации по-прежнему содержат противоречащие федеральной Конституции положения о государственном суверенитете и статусе субъектов международного права. Причина подобного положения вещей кроется в отсутствии соответствующих исследований данной проблематики, а также в правовой системе Российского

государства эффективного механизма контроля над исполнением решений Конституционного Суда [8, с. 70].

В Конституции Кыргызской Республики четко установлено, что Кыргызская Республика является суверенным государством. Кыргызская Республика обладает полнотой государственной власти на своей территории, самостоятельно осуществляет внутреннюю и внешнюю политику. Народ Кыргызстана является носителем суверенитета и единственным источником государственной власти в Кыргызской Республике. Народ Кыргызстана осуществляет свою власть непосредственно на выборах и референдумах, а также через систему государственных органов и органов местного самоуправления на основе Конституции и законов [1, с. 70].

В этой связи, на наш взгляд, в целях эффективности действия гарантий суверенитета необходимо выявлять, анализировать и учитывать факторы, ослабляющие суверенитет Кыргызстана (риски, вызовы и угрозы), и, исходя из цели противодействия им, постоянно совершенствовать систему гарантий государственного суверенитета Кыргызской Республики.

В современных условиях особую опасность для Кыргызстана представляют проблемы миграции населения, терроризма, религиозного экстремизма и другие современные риски, вызовы и угрозы.

В связи с этим необходимо постоянное осуществление анализа современных вызовов и угроз, комплекса факторов, ослабляющих народный суверенитет, и формулирование практических рекомендаций, а также принятие Концепции суверенитета Кыргызской Республики на период с 2015 по 2030 годы в целях построения эффективной системы гарантий народного суверенитета Кыргызстана.

1. Конституция Кыргызской Республики: принята референдумом (всенародным голосованием) Кыргызской Республики 27 июня 2010 г. Бишкек, 2010.

2. Котов А. К. Государственный суверенитет Республики Казахстан: политико-правовой анализ становления и проблемы национально-государственного развития: ав-тореф. дис.... д-ра юрид. наук. Алматы, 1994.

3. Декларации о государственном суверенитете Республики Кыргызстан. Верховный Совет Республики Кыргызстан. Бишкек, 31 авг. 1991 г. // Союз. 1991. № 38.

4. Смирнов С. В. Суверенитет современного государства в условиях глобализации: во-

1. The Constitution of the Kyrgyz Republic: adopted by referendum (popular vote) of the Kyrgyz Republic of June 27, 2010. Bishkek, 2010.

2. Kotov A.K. State sovereignty of the Republic of Kazakhstan: political and legal analysis of formation and problems of nation-state development: auth. abstr.... Dr of Law. Almaty, 1994.

3. Declarations of state sovereignty of the Republic of Kyrgyzstan. The Supreme Council of the Republic of Kyrgyzstan. Bishkek, Aug. 31, 1991 // Union. 1991. № 38.

4. Smirnov S.U The sovereignty of the modern state in the context of globalization: theory and practice questions: diss. ... Master of Law. Ulyanovsk, 2011.

320

просы теории и практики: дис. ... канд. юрид. наук. Ульяновск, 2011.

5. Зорькин В.Д. Апология Вестфальской системы // Россия в глобальной политике. 2004. № 3. Т. 2.

6. Ереклинцева Е.В. Суверенитет и демократия как конституционные ценности современной России: вопросы теории и практики: автореф. дис.... канд. юрид. наук. Челябинск, 2010.

7. Романова Л.М. Национальный суверенитет в условиях глобализации: институционально-правовой анализ: автореф. дис.... д-ра юрид. наук. Ростов н/Д, 2009.

8. Крылов В.М. Становление и развитие Республики Башкортостан как субъекта Российской Федерации (конституционно-правовые аспекты): дис. ... канд. юрид. наук. М., 2007.

5. Zorkin V.D. Apology of the Westphalian system // Russia in global policy. 2004. № 3. Vol. 2.

6. Ereklintseva E.V. Sovereignty and democracy as constitutional values of modern Russia: theory and practice questions: auth. abstr. ... Master of Law. Chelyabinsk, 2010.

7. Romanova L.M. National sovereignty in the context of globalization: institutional and legal analysis: auth. abstr.... Dr of Law. Rostov-on-Don, 2009.

8. Krylov V.M. Formation and development of the Republic of Bashkortostan as a subject of the Russian Federation (the constitutional and legal aspects): diss. ... Master of Law. Moscow, 2007.

321

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.