ПРАВО
УДК 342.1 (10.15.41)
А. А. Олесов
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СУВЕРЕНИТЕТ В ФЕДЕРАТИВНОМ ГОСУДАРСТВЕ
Раскрывается содержание государственного суверенитета через основные признаки государства, перечисляются его основные характеристики. Уделяется внимание раскрытию понятия и сущности федерализма. На основе этого определяются особенности суверенитета в федеративном государстве, его свойства и состояние, в частности характер его (суверенитета) образования, путем разделения суверенитетов ранее независимых государственных образований либо иная правовая природа возникновения. Соотносятся понятия «суверенитет» и «федерализм», разрешается вопрос о невозможности делимости государственного суверенитета, говорится о возможности сосуществования, взаимосвязи, взаимообусловленности и взаимодействии двух разноуровневых суверенитетов. Также дается оценка различным теориям о суверенитете государств, приводятся доводы за и против, обосновывается жизнеспособность этих теорий.
Ключевые слова: федерализм, государство, суверенитет, субъекты федерации.
В классическом понимании понятие «суверенитет» это - верховенство государственной власти во внутренних делах и независимость в международных отношениях.
Основоположник теории государственного суверенитета Ж. Боден понимал его как неограниченную законами верховную власть над гражданами и подданными, постоянную и абсолютную власть государства, наивысшую власть распоряжаться. Такая власть, по его мнению, выступает обязательным атрибутом любого государства и определяющим условием его существования [1].
Государственный суверенитет - неотъемлемое, имманентное свойство государства, отличающее его от иных публично-правовых институтов, «в силу которого государство обладает всеми правами, необходимыми для осуществления его функций (внешних и внутренних), а также независимостью от других государств и верховенством на своей территории», считает В. В. Горюнов [2].
В. С. Шевцов трактует государственный суверенитет как совокупность неотъемлемых и органически присущих государственной власти свойств, выражающих ее сущность и проявляющихся в соответствующих политико-правовых формах во внутренней и внешнеполитической деятельности государства. К таким свойствам относятся верховенство государственной власти внутри страны и ее независимость от какой-либо иной власти в международно-правовом общении.
Государственный суверенитет выступает институциональным признаком государства и является обязательным условием международной правосубъектности последнего [3]. Суверенитет россий-
ского государства закреплен в ст. 4 Конституции Российской Федерации в качестве одной из основ конституционного строя в сфере организации и деятельности государственной власти.
Государство как носитель государственного суверенитета имеет следующие основные характеристики:
1. Государство создает самодостаточную систему управления, которая не требует внешнего вмешательства. Суверенитет государства предполагает верховенство, независимость государственной власти внутри территории соответствующего государства (внутренний суверенитет) и неподчинен-ность по отношению к другим государствам.
2. Посредством наличия правовой системы и принятия нормативно-правовых актов государство определяет свое правовое положение и положение государственного аппарата.
Г. Еллинек, например, рассматривал государственный суверенитет как способность государства к «исключительному правовому самоопределению». Он писал о том, что только суверенное государство «может - в пределах установленных или признанных им самим правовых границ - совершенно свободно нормировать содержание своей компетенции» [4]. В формировании как собственного статуса, так и правового статуса всех прочих участников правоотношений проявляется определенная роль государства. Государство посредством определения правового статуса задает тому или иному лицу правовую позицию [5].
3. Государство призвано обеспечить правопорядок, который возникает в результате фактической реализации правовых норм, претворения их в жизнь, является итогом правового регулирования.
Правопорядок обеспечивается государством. Осуществляя полный суверенитет в пределах своей территории, государство устанавливает правопорядок, которому подчинены все находящиеся там физические и юридические лица [6].
Вышеизложенное классическое понимание государственного суверенитета, на наш взгляд, противоречит как таковой сущности федерализма, которая выражается в децентрализации государства.
Родоначальником теории федерализма считается И. Альтузиус (1562-1638), который считал, что федерация учреждалась в результате иерархического возвышения новообразованного союза над меньшими по размерам союзами - начиная с семьи вплоть до государства [7].
В разные временные периоды как мировой истории, так и истории российского государства федерализм использовали для решения различных политических задач. Поскольку федерализм, кроме прочего, можно рассматривать и как средство объединения государства, так и децентрализации, в зависимости от государственной идеологии.
Федерализм, - пишет Р. Арон, - представляет собой единственное цельное усилие, чтобы выйти из тупика и наладить порядок [8].
Говоря о федерации в контексте реализации суверенитета, российские ученые понимают под федерацией «объединение политико-территориальных единиц (образований) в единое государство», кроме того, в своих работах наделяют вышеупомянутые политико-территориальные единицы суверенитетом, хоть и ограниченным [9-11].
А. Б. Венгеров пишет, что «государственные образования, входящие в состав федеративного государства, могут не являться государствами в собственном смысле слова, поскольку они не обладают полным суверенитетом, т. е. самостоятельностью и независимостью по всем вопросам внутренней и внешней политической жизни» [12].
Профессор М. Н. Марченко имеет мнение, что федерализм предполагает добровольное ограничение суверенитета объединяющихся государств, когда они по взаимной договоренности передают часть своих суверенных прав федерации [13].
По нашему мнению, наделение признаками суверенности субъектов федерации противоречит сущности государства, и об этом впервые говорил уже вышеупомянутый Ж. Боден - родоначальник теории суверенитета. Он утверждал, что в условиях федерации суверенитетом обладает союз в целом, а не отдельные его части [14].
Интересная точка зрения на проблему суверенитета в федеративном государстве, не сводимая ни к одному из названных вариантов, высказана
Э. В. Тадевосяном. По его мнению, «в федератив-
ном государстве (если его субъекты являются суверенными государствами) речь должна идти не о разделе суверенитета между федерацией в целом и ее субъектами, не об их полусуверенности или о каких-либо долях суверенитета у каждой из этих сторон, а о сосуществовании, взаимосвязи, взаимообусловленности и взаимодействии двух разноуровневых суверенитетов, каждый из которых (прежде всего во внутригосударственном аспекте) не может успешно реализовываться обособленно, в отрыве от другого» [15].
Государства как полноправные, отдельно существующие, суверенные политико-территориальные образования способны выступить лишь учредителями союзной федерации, создав ее путем заключения единого договора. Став субъектами федерации, они самоограничивают свои полномочия и предметы ведения настолько существенно, что утрачивают государственный суверенитет. С момента создания федерации субъекты не передают ей суверенитет, не делятся им, а утрачивают его, и только федерация обладает государственным суверенитетом [16].
Относительно понятия «суверенитет субъектов федерации» существует теория делимости государственного суверенитета.
Учение исходит из того, что в федеративном государстве суверенную власть в равной мере осуществляют как федерация, так и ее составляющие (субъекты); соответственно, суверенитет принадлежит и федерации, и субъектам, каждому в своей сфере.
Но с данной теорией мы не можем согласиться, на наш взгляд, субъекты федеративного государства не обладают суверенитетом, государственным в частности, поскольку федеративное государство суверенно как единое образование, так как именно оно как целостный организм фактически обладает верховенством государственной власти внутри страны, неподчиненностью никаким иным субъектам и независимостью в международных отношениях, кроме того, характеризуется недопустимостью принуждения со стороны других государств и юридическим равноправием с ними. С данной точки зрения в России государственный суверенитет - это только суверенитет Российской Федерации как государства и субъекта международного права.
Данную точку зрения еще в XIX в. высказывали Г. Еллинек и П. Лабанд, полагавшие, что суверенитетом обладает лишь федеративное государство в целом. Аналогичной позиции придерживается М. В. Баглай, подчеркивающий, что субъекты многих федераций не будут независимыми государствами, ибо в противном случае их союз был бы конфедерацией.
Кроме того, в государстве, в рамках которого возможно признание «двух государственных суверенитетов» (уровень федерации и уровень субъектов), возникает риск распада и обособле-
ния отдельных субъектов государства, что противоречит назначению самого федерализма, который призван служить объединению и единству государства.
Список литературы
1. Боден Ж. Метод легкого познания истории. М.: Наука, 2000. С. 136-137.
2. Горюнов В. В. Суверенитет Российской Федерации: сущность, содержание, гарантии: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2007. С. 7.
3. Палиенко Н. И. Суверенитет. Историческое развитие идеи суверенитета и ее правовое значение. Ярославль: Типография Губернского Правления, 1903. 566 с.
4. Еллинек Г. Общее учение о государстве. СПб.: Изд-е Н. К. Мартынова, 1908. С. 363.
5. Пинаева О. С. Российская Федерация как субъект правоотношения в современном обществе: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Владимир, 2008. С. 6.
6. Лукашук И. И. Международное право. Общая часть. М.: Wolters Kluwer Russia, 2008. 250 с.
7. Шахрай С. М. Конституционное правосудие в системе российского федерализма. СПб.: ун-т МВД России, 2001. С. 247.
8. Арон Р. Демократия и тоталитаризм. М.: Изд-во «Текст», 1993. 303 с.
9. Комаров С. А. Общая теория государства и права: курс лекций. М.: Манускрипт, 1996. С. 58.
10. Теория государства и права: учебник для юрид. вузов и факультетов / под ред. В. М. Корельского, В. Д. Перевалова. М.: Норма-Инфра,
1997. С. 183.
11. Конев Ф. Ф. Федерализм: целостность федерального государства // Конституционное и муниципальное право. 2004. № 4. С. 24.
12. Венгеров А. Б. Теория государства и права: учебник для юридических вузов. М.: Юриспруденция, 1998. С. 122.
13. Общая теория государства и права. Академический курс в 2-х томах / отв. ред. проф. М. Н. Марченко. Т. 1. Теория государства. М.: Зерцало, 1998. С. 98.
14. История политических и правовых учений: учебник / под ред. д-ра юрид. наук, профессора Э. О. Лейста. М.: Зерцало, 2000. С. 227.
15. Тадевосян Э. В. К вопросу о характере государственной власти субъекта Федерации // Государство и право. 2000. № 3. С. 21.
16. Авакьян С. А. Конституционное право России. М.: Норма, 2006. Т. 2. С. 42.
Олесов А. А., аспирант.
Томский государственный педагогический университет.
Ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061.
E-mail: [email protected]
Материал поступил в редакцию 05.04.2014.
1.
2.
A. A. Olesov
THE NATIONAL SOVEREIGNTY IN FEDERAL STATE
In the article the contents of state soveregnty are examined through main attributes of state, its main characteristics are enumerated. The consideration is given to examination of the definition and essence of «federalism». On the basis of it there is the detection of the specifics of sovereignty in the federal state, its attributes and status, in particular, the nature of its (sovereignty) formation by division of sovereignties of early independent state formations, or another legal nature of origin. The conceptions of «sovereignty» and «federalism» are brought into correlation. The matter of impossibility of state sovereignty division is solved. There is a reasoning of possibility of coexistence, interconnection and interdependence of two split-level sovereignties. Moreover, in the article different theories of state sovereignty receive an assessment, the arguments for and against are given, the viability of these theories is proved.
Key words: federalism, state, sovereignty, subject of the federation.
References
Boden Zh. Easy method of learning history. Moscow, Nauka Publ., 2000. pp. 136-137 (in Russian).
Goryunov V. V. Sovereignty of the Russian Federation: essence, contents, guarantees. Abstract of thesis cand. leg. sci. Ekaterinburg. 2007. p. 7 (in Russian).
Palienko N. I. Sovereignty. Historical development of idea of the sovereignty and its legal effect. Yaroslavl, Tipografiya Gubernskogo Pravleniya Publ., 1903. 566 p. (in Russian).
4. Yellinek G. General doctrine of state. St. Petersburg, N. K. Martynov Publ., 1908. Р. 363 (in Russian).
5. Pinaeva O. S. The Russian Federation as a subject of legal relationship in modern society. Abstract of thesis cand. leg. sci. Vladimir. 2008. Р. 6 (in Russian).
6. Lukashuk I. I. International law. General part. Moscow, Wolters Kluwer Russia Publ., 2008. 250 p. (in Russian).
7. Shakhray S. M. Constitutional justice in the system of russian federalism. St. Petersburg, un-t MVD Rossii Publ., 2001. p. 247 (in Russian).
8. Aron R. Democracy and totalitarianism. Moscow, Text Publ. 1993. P.303 (in Russian).
9. Komarov S. A. General theory of state and law. Course of lectures. Moscow, Manuskript Publ. 1996. p. 58.
10. Theory of State and Law: A Textbook for universities and law faculties. Under the editorship Korelskiy V. M., Perevalov V. D. Moscow, Norma-Infra Publ., 1997. P. 183. (in Russian).
11. Konev F. F. Federalism: integrity of the federative state. Constitutional and municipal law, 2004, no. 4, p. 24 (in Russian).
12. Vengerov A. B. Theory of state and law. Textbook for law schools. Moscow, Yurisprudentsiya Publ. 1998. P. 122. (in Russian).
13. General theory of state and law. Academic course in 2 vol. Managing editor of Marchenko M. N. vol. 1. Theory of state. Moscow, Zertsalo Publ.,
1998. P. 98. (in Russian).
14. History of political and legal doctrines. Textbook under the editorship Doctor of Legal Sciences professor Leist E. O. Moscow, Zertsalo Publ., 2000. P. 227 (in Russian).
15. Tadevosyan A. V. To the problem of nature of state authority of the subject of the Federation. State and Law, 2000, no. 3, p. 21. (in Russian).
16. Avakian S. A. Constitutional law of Russia. Moscow, Norma Publ., 2006, vol. 2, p. 42 (in Russian).
Tomsk State Pedagogical University.
Ul. Kievskaya, 60, Tomsk, Russia, 634061.
E-mail: [email protected]