Научная статья на тему 'КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ И ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВА НА ДОСТУП К ДОСТОВЕРНОЙ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ'

КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ И ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВА НА ДОСТУП К ДОСТОВЕРНОЙ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
31
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
право / экологическая информация / окружающая среда / law / environmental information / environment

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Довбня К. С.

В данной статье рассматривается проблема достоверной информации об окружающей среде. Акцентируется внимание на изучении конституционного права на достоверную информацию об окружающей среде.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONSTITUTIONAL AND LEGAL ASPECTS AND PROBLEMS OF REALIZATION OF RIGHT OF ACCESS TO RELIABLE ENVIRONMENTAL INFORMATION

This article examines the problem of reliable information about the environment. Attention is focused on the study of the constitutional right to reliable information about the environment.

Текст научной работы на тему «КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ И ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВА НА ДОСТУП К ДОСТОВЕРНОЙ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ»

УДК 342

Довбня К.С.

студентка 1-го курса факультета управления Кубанский государственный аграрный университет им. И.Т. Трубилина (г. Краснодар, Россия)

КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ И ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВА НА ДОСТУП К ДОСТОВЕРНОЙ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ

Аннотация: в данной статье рассматривается проблема достоверной информации об окружающей среде. Акцентируется внимание на изучении конституционного права на достоверную информацию об окружающей среде.

Ключевые слова: право, экологическая информация, окружающая среда.

В данной статье рассматривается важное конституционное право - право на достоверную экологическую информацию. В современном мире информация играет ключевую роль в жизни каждого человека, общества и всей страны.

В контексте развития информационного общества чрезвычайно важен доступ к актуальной и точной информации, которая способствует принятию обоснованных решений и развитию. Вместе с тем, с увеличением объема информации и появлением новых технологий возникают проблемы, связанные с точностью получаемой информации и ее защитой от искажений.

Ввиду того, что право на доступ к достоверной экологической информации является одним из основных прав человека, закрепленных в Конституции Российской Федерации, данная проблема остается актуальной на протяжении долгого периода времени.

Под экологической информацией подразумевается сведения о лицах, предметах, фактах, явлениях и процессах, имеющих значение для охраны

окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, охраны здоровья граждан.

Доступ к достоверной экологической информации предоставляет возможность осведомленности о состоянии окружающей среды, уровне её загрязнения, радиационной обстановке, выбросах и других аспектах, связанных с воздействием на природу. Эта информация должна быть доступной общественности, за исключением случаев, касающихся государственной тайны.

Данное определение основано на норме, содержащаяся в ст. 2 раннее существовавшего Федеральный закон от 20 февраля 1995 г. №24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации», преобразованная с учетом предметной, преимущественно природоохранной, специфики экологического права».

Проблема недостаточной реализации права на доступ к достоверной экологической информации приводит к негативным последствиям для окружающей среды и здоровья населения, и выражается в следующих аспектах:

- необходимость разработки и систематизации экологического права с учетом положительного опыта других стран, позволяющего обеспечить стабильное правовое регулирование отношений в сфере экологической информации на постоянной основе.

- недостаточный уровень доступности экологической информации, который может явиться предпосылкой для ограничения в реализации других конституционных прав граждан, включая конституционное право на благоприятную окружающую среду и возмещение ущерба.

Среди основных проблем реализации конституционного права на доступ к достоверной экологической информации выделяют:

1. Законодательные проблемы - отсутствие качественных нормативных правовых актов, регулирующих охрану окружающей среды и реализацию экологических прав.

2. Проблемы правосознания и культуры - необходимость в повышении уровня правового сознания и культуры участников правоотношений, включая образование и воспитание в области экологии.

3. Правоприменительные проблемы - недостатки в обеспечении сохранения окружающей среды в рамках обязанностей государственных органов, органов местного самоуправления, физических лиц и хозяйствующих субъектов.

Заслуженный деятель науки РФ С. А. Боголюбов, в своем научном труде «Экологическое право» утверждает, что «информационные права граждан связаны с экологическими и имеют определенное влияние на их реализацию, а каждый гражданин Российской Федерации имеет право на получение своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды в местах проживания, мерах по ее охране».

В своих научных работах М. М. Бринчук утверждает, что право граждан на экологическую информацию способствует обеспечению права на благоприятную окружающую среду, участию в процедурах подготовки и принятия экологически значимых решений, защите экологических прав и другим экологически значимым процессам.

Важнейшими источниками в Российской Федерации, упорядочивающие правила воздействия на окружающую среду, являются указы Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, а также другие ведомственные нормативные правовые акты.

По моему мнению, в настоящее время в России существует несколько негативных аспектов, которые непосредственно влияют на окружающую среду и напрямую связаны с экологической безопасностью.

Один из них — это изменение климата, приводящее к неблагоприятным и экстремальным погодным условиям, а именно: засухам, паводкам, землетрясениям, наводнениям и к другим видами катастроф.

Экологическое законодательство предусматривает большое количество сведений природоохранного характера, которые необходимо выделять в составе экологической информации, в частности сведения о состоянии окружающей среды и ее компонентов (например, ст.3, 5, 6, 12, 63 и др. Федерального закона от 10 января 2002г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» ), о негативном воздействии и их загрязнении, об объектах, источниках такого воздействия (ст.3, 5, 6, 23 и пр. Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха»).

Несмотря на наличие конституционных норм, определяющих гражданские права на получение юридически достоверной информации и свободу выражения личного мнения, на практике возникают проблемы с доступом к информации и обеспечением ее достоверности, включая ограничения, связанные с государственной и коммерческой тайной, а также контентом, содержащим призывы к насилию и экстремизму. Все эти ограничения необходимы для защиты интересов населения и государства, несмотря на возможность осуществления преград для свободного доступа к информации.

С развитием информационных технологий возрастает проблема надежности информации в социальных сетях, для ее проверки требуется разработка новых технологий и механизмов. Поэтому необходимо следить за достоверностью информации, разрабатывать положения и правила подготовки специалистов в этой области, а также создавать специализированные органы, ответственные за обработку и распространение информации.

В заключение следует отметить, что реализация права на достоверную экологическую информацию призвана обеспечиваться посредством совершенствования законодательного органа о праве на доступ к экологической информации, нововведения среди информационных технологий, неотложного контроля за функционированием государственных органов для обеспечения доступа к экологической информации, реализации условий для деятельности в информационной сфере, а также регуляции баланса между потребностью в доступе к экологической информации и ее ограниченности.

На мой взгляд, для решения выше обозначенной проблемы, стоит расширить законодательную базу о праве на доступ к экологической информации и ввести ответственность за нарушение данного права, при этом учитывать баланс между коммерческой тайной и доступом к экологической информации, приоритет отдавая последней, так как право на экологическую информацию - всеобщее право народа.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 19.12.2018) «Об охране окружающей среды» // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 04.04.2024);

2. Федеральный закон от 24.06.1998 89-ФЗ (ред. от 31.12.2018) «Об отходах производства и потребления» // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 04.04.2024);

3. Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (ред. от 14.07.2022) // Российская газета. № 6. 12.01.2002;

4. Бринчук М. М. Экологические права человека в условиях глобализации. Гл. 4 вкн.: Права человека и процессы глобализации современного мира. М., 2005. 329с;

5. Боголюбов С. А. Защита экологических прав. М., 1996. 414с.

Dovbnya K.S.

Kuban State Agrarian University named after I.T. Trubilin

(Krasnodar, Russia)

CONSTITUTIONAL AND LEGAL ASPECTS AND PROBLEMS OF REALIZATION OF RIGHT OF ACCESS TO RELIABLE ENVIRONMENTAL INFORMATION

Abstract: this article examines the problem of reliable information about the environment. Attention is focused on the study of the constitutional right to reliable information about the environment

Keywords: law, environmental information, environment.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.