Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМА ТОЛКОВАНИЯ ПРАВА НА ДОСТОВЕРНУЮ ИНФОРМАЦИЮ О СОСТОЯНИИ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ'

ПРОБЛЕМА ТОЛКОВАНИЯ ПРАВА НА ДОСТОВЕРНУЮ ИНФОРМАЦИЮ О СОСТОЯНИИ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
39
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
экологическая безопасность / окружающая среда / достоверная информация / конституционное право / экология. / environmental security / environment / reliable information / constitutional law / ecology.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ивлева Юлия Ивановна

Право каждого на благоприятную окружающую среду предусмотрено положениями действующей Конституции РФ, международными актами и конкретизировано в рамках отраслевого национального законодательства. Однако в настоящий момент наблюдается наличие правовых пробелов и ограничений относительно вопроса толкования и непосредственного правоприменения обозначенного. В целях устранения подобной ситуации необходимо внесение должной конкретизации и осуществление дифференцирования таких понятий как «информация об окружающей среде» и «экологическая информация».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEM OF INTERPRETING THE RIGHT TO RELIABLE INFORMATION ON THE STATE OF THE ENVIRONMENT

The right of everyone to a favorable environment is provided for by the Constitution of the Russian Federation, international acts and is concretized within the framework of national legislation. However, presently there are legal gaps and limitations regarding the issue of interpretation and direct law enforcement of the specified. In order to eliminate such a situation, it is necessary to introduce proper specification and differentiation of such concepts as “environmental information” and “ecological information”.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМА ТОЛКОВАНИЯ ПРАВА НА ДОСТОВЕРНУЮ ИНФОРМАЦИЮ О СОСТОЯНИИ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ»

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРАВО

DOI: 10.24412/2076-1503-2023-11-517-520 NIION: 2018-0076-11/23-942 MOSURED: 77/27-023-2023-11-942

ИВЛЕВА Юлия Ивановна,

ФГБУН «Институт государства и права Российской академии наук», Россия, г. Москва, e-mail: [email protected]

ПРОБЛЕМА ТОЛКОВАНИЯ ПРАВА НА ДОСТОВЕРНУЮ ИНФОРМАЦИЮ О СОСТОЯНИИ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

Аннотация. Право каждого на благоприятную окружающую среду предусмотрено положениями действующей Конституции РФ, международными актами и конкретизировано в рамках отраслевого национального законодательства. Однако в настоящий момент наблюдается наличие правовых пробелов и ограничений относительно вопроса толкования и непосредственного правоприменения обозначенного. В целях устранения подобной ситуации необходимо внесение должной конкретизации и осуществление дифференцирования таких понятий как «информация об окружающей среде» и «экологическая информация».

Ключевые слова: экологическая безопасность, окружающая среда, достоверная информация, конституционное право, экология.

IVLEVA Yulia Ivanovna,

Institute of State and Law, Russian Academy of Sciences, Moscow, Russian Federation

THE PROBLEM OF INTERPRETING THE RIGHT TO RELIABLE INFORMATION ON THE STATE OF THE ENVIRONMENT

Annotation. The right of everyone to a favorable environment is provided for by the Constitution of the Russian Federation, international acts and is concretized within the framework of national legislation. However, presently there are legal gaps and limitations regarding the issue of interpretation and direct law enforcement of the specified. In order to eliminate such a situation, it is necessary to introduce proper specification and differentiation of such concepts as "environmental information" and "ecological information".

Key words: environmental security, environment, reliable information, constitutional law, ecology.

Обеспечение экологической безопасности является одним из основных направлений национальной политики Российской Федерации, предусмотренным Указом Президента РФ «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» от 2 июля 2021 г. № 4001. Важность и значимость обозначенного определены ввиду степени влияния экологических последствий на жизнь граждан, на суверенитет государства, на экономическую, социальную и иные сферы жизни общества. Достижение состояния, при котором экологический компонент национальной безопасности находится на приемлемом и пригодном для

1 Указ Президента РФ от 2 июля 2021 г. № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации от 5 июля 2021 г. № 27 (часть II) ст. 5351.

благоприятной жизнедеятельности уровне - это основная задача каждого государства, Российская Федерация не является исключением. Наличие огромной территории, расположенной в различных природно-климатических условиях, соседство с экологически-неблагоприятными странами, функционирование численного множества промышленных объектов, осуществляющих выбросы в окружающую среду, обозначенные и иные факторы, служат основанием для формирования масштабной системы обеспечения экологической составляющей безопасности отечественного государства.

В силу наднационального характера вопроса обеспечения экологической безопасности отдельные и наиболее доктринальные положения берут свое начало из международных актов, одним из

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2023

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

которых выступает Всеобщая декларация прав человека1, как ключевой документ в сфере определения прав и свобод каждого гражданина. В качестве основного права человека указанным актом, а именно статьей 19, определена подлежащая применению, в том числе в области обеспечения экологической безопасности, возможность получать и распространять информацию, вне зависимости от такого обстоятельства как государственные границы.

В рамках рассматриваемого правового института на национальном уровне существенная роль отводится совокупности прав, свобод и обязанностей, закрепленных Конституцией Российской Федерации2, фундаментальным актом, являющимся базой для регламентации и упорядочивания данных отношений. В частности, согласно 42 статье Основного Закона РФ каждый обладает правом на достоверную информацию о состоянии окружающей среды, а положения части 2 статьи 24 обозначенного акта возлагают на органы государственной власти и местного самоуправления обязанность по обеспечению возможностью знакомиться с документами и иными материалами, которые в свою очередь непосредственно затрагивают права и свободы субъектов, указанных в 42 статье Конституции РФ. Основной закон служит фундаментом для дальнейшего становления отраслевого законодательства, в соответствии с чем конкретизация различных правовых явлений и категорий осуществляется на уровне иных нормативно-правовых актов. Исследуемый компонент, а именно право каждого на достоверную информацию об окружающей среде, конкретизирован в различных законах, в том числе в:

- статье 4.3 и 11 Федерального закона от 10 января 2002 г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды»3 (далее - Федеральный закон «Об охране окружающей среды»);

- статье 8 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»4;

1 Всеобщая декларация прав человека (принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217 А (III) от 10 декабря 1948 г) // Текст Декларации опубликован в «Библиотечке «Российской газеты» совместно с библиотечкой журнала «Социальная защита», 1995 г., № 11, с. 10.

2 Конституции Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01 июля 2020 г) // Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 06 ноября 2023 г, № 0001202210060013.

3 Федеральный закон от 10 января 2002 г № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» // Собрании законодательства Российской Федерации от 14 января 2002 г № 2 ст. 133.

4 Федеральный закон от 30 марта 1999 г №

52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополу-

- пункте 2 части 4 статьи 8 Федерального закона от 27 июля 2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»5 (далее - Федеральный закон «Об информации») и иных актах.

Так, в соответствии с положениями Федерального закона «Об информации», под информацией в целом понимаются сведения, а именно данные или сообщения, представленные в различной форме. Относительно правовой природы, сущности информации об окружающей среде существуют разнообразные точки зрения, согласно которым данное понятие может быть представлено в качестве:

- определенного перечня сведений или данных, наделенных экологическим компонентом (А.К. Голиченков [1]);

- самостоятельной области экологического регулирования (О.Л. Дюбовик [3]);

- общественных отношений, к которым относятся различные сведения, выступающие составным элементов предмета экологического права (С.А. Боголюбов [4]).

Обозначенные и иные позиции в различной мере определяют смысловой характер данного понятия, однако общей спецификой выступает наличие экологического компонентов, дифференцирующего представленную от информации в иных сферах жизни общества. Однако, ввиду отсутствия должного пояснения специфики предоставляемых сведений, а также их содержания в действующих нормативно-правовых актах, возникают сложности реализации права на достоверную, то есть неискаженную и полученную от надежных источников, информацию в правоприменении.

В своей работе М.М. Бринчук [5] делает вывод о том, что: «информация о реальном состоянии окружающей среды рассматривается как важнейший фактор «достучаться» до публичной власти». Согласившись с сущностью данного высказывания, стоит обратить внимание на необходимость конкретизации столь важного элемента в сфере предоставления доступа к информации, а именно к объему его содержания. Существенным признаком выступает отраслевая специфика таковых сведений, а именно предназначение в контексте экологического правового регулирования.

Остановимся более подробно на положении Федерального закона «Об охране окружающей

чии населения» // Собрание законодательства Российской Федерации от 5 апреля 1999 г. № 14 ст. 1650.

5 Федеральный закон от 27 июля 2006 г № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» // Собрании законодательства Российской Федерации от 31 июля 2006 г. № 31 (часть I) ст. 3448.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2023

среды», согласно которому информация о состоянии окружающей среды представляет собой сообщения и данные посвященные как ретроспективным, текущим так и прогнозируемым процессам, явлениям, которые в ней происходят, воздействиям осуществляемой в результате деятельности, мероприятиям, направленным на охрану окружающей среде. Данные сведения могут быть представлены в различных формах, при этом все они являются общедоступными и неподлежащими ограничению за исключением причисленных к государственной тайне. Важно обратить внимание на тот факт, что в соответствии с Федеральным законом «Об охране окружающей среды» данная информация приравнена к экологической, то есть с точки зрения законодательства информация об охране окружающей среды это и есть экологическая информация.

В целях надлежащего толкования и определения сущностной составляющей права на информацию об окружающей среде необходимо определить значение такой конструкции как «окружающая среда». Данное понятие представляет собой наличие некой совокупности компонентов не только природной среды, но и антропогенных, природных и смешанных (природно-антропоген-ных) объектов. Обозначенные категории обладают следующими ярко выраженными специфическими чертами, позволяющими дифференцировать каждый из них:

- природным объектом является как экологическая система в целом, так и составляющие ее элементы, которые сохранили природные свойства;

- природно-антропогенным объектом принято считать измененный или созданный человеком природный объект, который сохранил свои природные свойства, а также выполняет рекреационные и защитные функции;

- в свою очередь, антропогенным выступает объект, который не обладает природными свойствами и создан индивидом для удовлетворения и обеспечения его социальных потребностей.

Представленный понятийный ряд позволяет понять, что часть компонентов окружающей природной среды не обладает природным характером, свойством, происхождением, а также не направлена на выполнение функций обозначенного содержания. В соответствии с чем, право доступа к информации об окружающей среде включает в себе как естественно созданные, так и рукотворные компоненты, которые не связаны с природой, а также обладают косвенной взаимосвязью с экологическим правовым регулированием.

На основании проведенного анализа автором настоящей работы был сделан вывод о том,

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2023

что конституционно предусмотренное право каждого на достоверную информацию имеет широкий спектр применения и не ограничивается исключительно отношениями в области охраны окружающей среды. В соответствии с обозначенным возникает вопрос целесообразности закрепления в Федеральном законе «Об окружающей среде» «экологической информации» равной «информации об окружающей среде». Обозначенная особенность может быть вызвана такой причиной как унификация понятий для предотвращения возникновения противоречий именно в контексте отраслевой специфики. В данном случае информация об окружающее среде, предусмотренная рассматриваемым нормативно-правовым актом, лишь частично соответствует конституционной идее.

Ввиду наличия антропогенного элемента, а также уровня воздействия экологическая информация представляет собой совокупность сведений как об окружающей среде, так и иных направлениях общественной жизни: соответствии жилищных условий экологическим требованиям, согласованности решений уполномоченных на то органов государственной власти экологическим нормам и иное. Следовательно, понятие «экологическая информация» является более широким в содержательном плане по сравнению с «информацией об окружающей среде», которая выступает лишь ее частью. Также стоит отметить наличие иной проблемы реализации рассматриваемого конституционного права, а именно наличие следующего обстоятельства: существенная часть подобной «экологической информации» не соответствует требованиям открытости и доступности для населения, поскольку составляет объект коммерческой тайны и не подлежит обнародованию, предоставлению и разглашению. В данном случае право на информацию об отдельных элементах окружающей среды противопоставлено праву собственности на документы, в которых изложена данная информация. Таким образом, в настоящий момент наблюдается наличие неопределенности в понимании пределов распространения права на информацию, в результате чего наличие полных, достоверных и своевременных сведений не означает их общедоступность. Подобная ситуация приводит к недостаточной и неполной реализации конституционных основ действующего законодательства, а возникшее сокрытие сведений служит причиной возникновения нарушений, негативных последствий для экологической обстановки, национальной безопасности, реального сектора экономики, изменения численности биологического разнообразия, а также жизни и здоровья населения.

• ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Список литература:

[1] Голиченков А.К. Экологическое право России: словарь юридических терминов: Учебное пособие для вузов. — М.: Издательский Дом «Городец», 2008. — С.135.

[2] Дубовик О.Л. Экологическая информация: понятие, виды, режим, защита / Зеленый мир. - 2003. - № 21-22. - С. 6.

[3] Боголюбов С. А., Галиновская Е. А., Емельянова В. Г. Экология: Юрид. энцикл. словарь / Ин-т законодательства и сравн. правоведения при Правительстве Рос. Федерации. - Москва: НОРМА, 2000. - С. 144.

[4] Бринчук, М. М. Экологические пределы как фактор развития экологического права / М. М. Бринчук // Астраханский вестник экологического образования. - 2019. - № 2(50). - С. 163-171.

[5] Виноградова Е.В. Конституционные гарантии реализации норм международного права охраны окружающей среды (интерэкоправа) в Российской Федерации // Аграрное и земельное право. 2019. №9 (177). URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/konstitutsionnye-garantii-realizatsii-norm-mezhdunarodnogo-prava-ohrany-okruzhayuschey-sredy-interekoprava-v-rossiyskoy-federatsii (дата обращения: 13 ноября 2023 г.).

Spisok literatury:

[1] Golichenkov A.K. Jekologicheskoe pravo Rossii: slovar' juridicheskih terminov: Uchebnoe posobie dlja vuzov. — M.: Izdatel'skij Dom «Goro-dec», 2008. — S.135.

[2] Dubovik O.L. Jekologicheskaja informacija: ponjatie, vidy, rezhim, zashhita / Zelenyj mir. - 2003. - № 21-22. - S. 6.

[3] Bogoljubov S. A., Galinovskaja E. A., Emel'janova V. G. Jekologija: Jurid. jencikl. slovar' / In-t zakonodatel'stva i sravn. pravovedenija pri Pravitel'stve Ros. Federacii. - Moskva: NORMA, 2000. - S. 144.

[4] Brinchuk, M. M. Jekologicheskie predely kak faktor razvitija jekologicheskogo prava / M. M. Brinchuk // Astrahanskij vestnik jekologicheskogo obra-zovanija. - 2019. - № 2(50). - S. 163-171.

[5] Vinogradova E.V. Konstitucionnye garantii realizacii norm mezhdunarodnogo prava ohrany okruzhajushhej sredy (interjekoprava) v Rossijskoj Federacii // Agrarnoe i zemel'noe pravo. 2019. №9 (177). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/konstitut-sionnye-garantii-realizatsii-norm-mezhdunarodnogo-prava-ohrany-okruzhayuschey-sredy-interekoprava-v-rossiyskoy-federatsii (data obrashhenija: 13.11.2023).

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.