Научная статья на тему 'Конституционно-правовой статус прокурора в уголовном судопроизводстве'

Конституционно-правовой статус прокурора в уголовном судопроизводстве Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
801
133
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОКУРОР / ПРОЦЕССУАЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ / НАДЗОР / ОБВИНЕНИЕ / ВОССТАНОВЛЕНИЕ ЗАКОННОСТИ / PROSECUTOR / PROCEDURAL FUNCTIONS / SUPERVISION / PROSECUTION / RESTORATION OF JUSTICE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Тугутов Булат Анатольевич

В статье автор анализирует правовой статус прокурора в соответствии с нормами Конституции Российской Федерации, законодательства о прокуратуре и уголовно-процессуального закона. Рассмотрены основные процессуальные функции прокурора на всех стадиях уголовного судопроизводства и внесены предложения об усовершенствовании законодательной базы применительно к правовому положению прокуратуры в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Constitutional Status of the Prosecutor in the Criminal Process

The author analyzes the legal status of the prosecutor according to the Constitution of the Russian Federation, the legislation on public prosecution and the criminal procedure law. The author studies the key procedural functions of the prosecutor at all stages of criminal proceedings and presents some ideas on improving the legislative framework regarding the general legal status of public prosecution.

Текст научной работы на тему «Конституционно-правовой статус прокурора в уголовном судопроизводстве»

УДК 343.163

Б.А. Тугутов

КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ СТАТУС ПРОКУРОРА В УГОЛОВНОМ СУДОПРОИЗВОДСТВЕ

В статье автор анализирует правовой статус прокурора в соответствии с нормами Конституции Российской Федерации, законодательства о прокуратуре и уголовно-процессуального закона. Рассмотрены основные процессуальные функции прокурора на всех стадиях уголовного судопроизводства и внесены предложения об усовершенствовании законодательной базы применительно к правовому положению прокуратуры в целом.

Ключевые слова: прокурор, процессуальные функции, надзор, обвинение, восстановление законности.

B.A. Tugutov

THE CONSTITUTIONAL STATUS OF THE PROSECUTOR IN THE CRIMINAL PROCESS

The author analyzes the legal status of the prosecutor according to the Constitution of the Russian Federation, the legislation on public prosecution and the criminal procedure law. The author studies the key procedural functions of the prosecutor at all stages of criminal proceedings and presents some ideas on improving the legislative framework regarding the general legal status of public prosecution.

Keywords: prosecutor, procedural functions, supervision, prosecution, restoration of justice.

Основы правового положения органов прокуратуры России закреплены в главе 7 Конституции Российской Федерации (далее - Конституция РФ) «Судебная власть и прокуратура». Необходимо отметить, что редакция наименования данной главы приведена в соответствие с Законом Российской Федерации о поправке к Конституции РФ от 05 февраля 2014 г. № 2-ФКЗ «О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации». Ранее данная глава именовалась «Судебная власть». В соответствии с ч.1 ст.129 Конституции РФ «полномочия, организация и порядок деятельности прокуратуры Российской Федерации определяются федеральным законом». Таким образом, необходимость принятия федерального закона в соответствующей сфере прямо предусмотрена Основным законом.

В продолжение основополагающих норм Конституции РФ законодатель в статье 1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» от 17 января 1992 г. № 2202-1 (далее - Закон о прокуратуре) закрепил основные государственно-правовые функции прокуратуры. Так, согласно ч. 1 ст. 1 Закона о прокуратуре прокуратура РФ - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации. Этой же нормой установлено, что прокуратура выполняет и иные функции, установленные федеральными законами.

Говоря о конституционно-правовом статусе прокурора в уголовном процессе, мы имеем в виду прежде всего систему его процессуальных функций, осуществляемых им на всех стадиях уголовного судопроизводства. Поэтому выделим из действующего закона те функции, имеющие прямое либо опосредованное отношение к уголовно-процессуальным стадиям. Так, согласно действующей редакции частей 2 и 3 статьи 1 Закона о прокуратуре прокуратура осуществляет: 1) надзор за исполнением законов органами, осуществляющими дознание и предварительное следствие; 2) надзор за исполнением законов администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу; 3) уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации; 4) координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью; 5) участие в рассмотрении дел судами; 6) опротестование противоречащих закону решений, приговоров, определений и постановлений судов.

В доктрине и на практике наиболее распространенной точкой зрения является мнение о наличии в уголовном процессе трех основных функций: обвинения, защиты и разрешения уголовного дела [1, с. 5; 2, с. 189-200]. Помимо указанных трех основных функций называются также такие функции, как расследование, поддержание гражданского иска, возражение против иска, надзор за точным и единообразным исполнением законов и иные.

К примеру, А.Г. Халиулин выделяет в современном российском уголовном процессе двенадцать функций: 1) уголовного преследования; 2) защиты; 3) разрешения дела; 4) прокурорского надзора за точным и единообразным исполнением законов; 5) расследования; 6) гражданского иска; 7) защиты против иска; 8) судебного контроля; 9) обеспечения прав и охраны законных интересов участников процесса; 10) оказания юридической помощи; 11) предупреждения преступлений; 12) вспомогательную [3, с. 25].

Нет единого мнения и по поводу наличия функций у прокурора. Так, по мнению М.Э. Семененко, прокурор только в судебных стадиях уголовного процесса осуществляет такие функции, как: 1) уголовное преследование; 2) надзор за точным и единообразным применением закона; 3) предъявление и поддержание гражданского иска; 4) предупреждение преступлений; 5) воспитательно-профилактическая функция [4, с. 8]. По мнению А.А. Тушева, прокурор в уголовном судопроизводстве выполняет семь функций: 1) борьбы с

преступностью; 2) надзорную; 3) правозащитную; 4) уголовного преследования; 5) руководства процессуальной деятельностью следователя, дознавателя, органов дознания по возбуждению уголовных дел и расследованию преступлений; 6) координации деятельности правоохранительных органов по возбуждению уголовных дел и расследованию преступлений; 7) установления объективной истины по делу [5, с. 43.].

Нормой ч.2 ст.37 УПК РФ прокурору в ходе досудебного производства по уголовному делу предоставлены обширные полномочия, посредством осуществления которых прокурор реализует свою основную процессуальную функцию - прокурорский надзор за исполнением законов органами, осуществляющими дознание и предварительное следствие, которая «пронизывает» все досудебные стадии с момента поступления сообщения о преступления в компетентные органы до направления уголовного дела в суд. В случае выявления каких-либо нарушений законности со стороны органов дознания и следствия надзорная деятельность прокурора становится более динамичной, поскольку он начинает применять весь правовой арсенал мер прокурорского реагирования - с этого момента прокурор начинает реализовать функцию восстановления законности. Итак, полагаем, основу системы процессуальных функций прокурора на указанных стадиях составляют именно эти две названные фундаментальные функции.

В чем же проявляются вышеуказанные функции? Как уже говорилось выше, закон наделяет прокурора достаточно широкими полномочиями в досудебном производстве. Функция надзора, являясь по сути своей более обширной и статичной по отношению к функции восстановления законности, полагаем, может проявлять себя в следующих процессуальных формах:

1) на стадии доследственной проверки:

- проверка материалов доследственных проверок, находящихся в производстве органов дознания и следствия, по которым не принято итоговое процессуальное решение;

- проверка законности и обоснованности решений следователя или руководителя следственного органа об отказе в возбуждении уголовного дела;

- дача указаний о производстве отдельных проверочных мероприятий;

2) на стадии возбуждения уголовного дела:

- проверка законности и обоснованности решений следователя, руководителя следственного органа, дознавателя, начальника органа дознания, начальника подразделения дознания о возбуждении уголовного дела;

- истребование и проверка материалов доследственной проверки, содержащих сведения, послужившие основанием для возбуждения уголовного дела;

3) на стадии предварительного расследования:

- дача согласия дознавателю на возбуждение перед судом ходатайства об избрании, отмене или изменении меры пресечения либо о производстве иного процессуального действия, которое допускается на основании судебного решения;

- проверка законности и обоснованности решений о приостановлении или прекращении уголовного дела и принимать по ним решение в соответствии с УПК РФ.

Функция восстановления законности может применяться прокурором в случае выявления им конкретных нарушений законодательства и проявляется в формах:

1) на стадии доследственной проверки:

- отмена незаконных постановлений об отказе в возбуждении уголовного

дела;

- внесение требований и представлений об устранении нарушений законности в адрес начальника органа дознания либо следственного органа;

- вынесение мотивированного постановления о направлении соответствующих материалов в следственный орган или орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных прокурором нарушений уголовного законодательства;

2) на стадии возбуждения уголовного дела:

- отмена незаконных или необоснованных постановлений следователя, руководителя следственного органа, начальника органа дознания, начальника подразделения дознания, дознавателя о возбуждении уголовного дела;

3) на стадии предварительного расследования:

- внесение требований и представлений об устранении нарушений законности в адрес начальника органа дознания либо следственного органа;

- отмена незаконных или необоснованных постановлений органа дознания, начальника органа дознания, начальника подразделения дознания и дознавателя;

- отстранение дознавателя от дальнейшего производства расследования, если им допущено нарушение требований УПК РФ;

- изъятие любого уголовного дела у органа дознания и передача его следователю с обязательным указанием оснований такой передачи;

- возвращение уголовного дела дознавателю, следователю со своими письменными указаниями.

Изложенный выше перечень правовых механизмов, позволяющих прокурору полноценно осуществлять функции надзора и восстановления законности, как мы знаем, далеко не исчерпывающий, нами приведены лишь наиболее характерные и распространенные формы их проявления.

Безусловно, помимо указанных процессуальных функций мы признаем наличие у прокурора на досудебных стадиях уголовного судопроизводства таких функций, как координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью и надзор за исполнением законов администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу. Однако полагаем, данные функции не являются собственно уголовно-процессуальными, поскольку реализуются прокурором не в связи с исполнением им требований уголовно-процессуального закона, а в большей мере в связи с исполнением норм Закона о прокуратуре и законодательства в соответствующей сфере правоотношений.

Говоря о роли прокурора на судебных стадиях уголовного судопроизводства, проанализируем ч. 3 ст. 37 УПК РФ, согласно которой в ходе судебного производства по уголовному делу прокурор поддерживает государственное обвинение, обеспечивая его законность и обоснованность. Представляется, что в данном случае прокурор осуществляет не одну, а три функции, которые ошибочно объединены в одну. Так, осуществляя функцию поддержания государственного обвинения, прокурор обеспечивает обоснованность обвинения; осуществляя функцию надзора за соблюдением законности, прокурор обеспечивает законность обвинения. В случае, когда доказательства виновности подсудимого не нашли подтверждения, дальнейшее поддержание обвинения явилось бы нарушением закона. Прокурор в этом случае, осуществляя функцию восстановления законности, вправе отказаться от обвинения.

Таким образом, как в ходе досудебного производства, так и в судебном производстве по уголовному делу функции прокурора по уголовному делу составляют определенную систему. На досудебных стадиях уголовного процесса прокурор осуществляет функции: 1) надзора за исполнением законов органами, осуществляющими дознание и предварительное следствие; 2) надзора за исполнением законов администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу; 3) восстановления законности; 4) предъявления гражданского иска; 5) координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью.

На судебных стадиях уголовного судопроизводства к числу функций прокурора относятся:1) поддержание государственного обвинения; 2) надзор за соблюдением законности; 3) восстановление законности; 4) предъявление и поддержание гражданского иска.

Кроме того, в анализируемой главе Конституции РФ органам прокуратуры, в отличие от судебных органов, посвящена только одна статья общего характера. В Основном законе не указаны основные функции и полномочия прокуратуры, основные принципы ее деятельности, особый статус работников данного ведомства, гарантии неприкосновенности работников прокуратуры, порядок финансирования, в то время как значение и роль органов прокуратуры в укреплении законности во всех сферах правоприменительной деятельности сложно переоценить.

С учетом приведенной авторской позиции, особой значимости органов прокуратуры полагаем целесообразным внести изменения:

- в Конституцию РФ путем включения в нее отдельной главы, регламентирующей правовой статус органов прокуратуры;

- в уголовно-процессуальное законодательство и законодательство о прокуратуре с целью приведения его в соответствие с реальным статусом прокурора в уголовном судопроизводстве и объективными социально-правовыми потребностями.

Кроме того, ввиду особой значимости правоотношений, в которые вовлечены органы прокуратуры, полагаем целесообразным рассмотреть возможность правового регулирования в указанной сфере путем принятия отдельного федерального конституционного закона о прокуратуре.

Список использованной литературы

1. Мотовиловкер Я.О. Основные уголовно-процессуальные функции. -Ярославль : Яросл. гос. ун-т, 1976. - 93 с.

2. Строгович М.С. Курс советского уголовного процесса : основные положения науки советского уголовного процесса : в 2 т. Т.2. - М. : Наука, 1968. - 2 т. - 616 с.

3. Халиулин А.Г. Осуществление функции уголовного преследования прокуратурой России. - Кемерово : Кузбассвузиздат, 1997. - 223 с.

4. Семененко М.Э. Проблемы уголовного преследования, осуществляемого прокурором в суде : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - М., 2001. - 25 с.

5. Тушев А.А. Прокурор в уголовном процессе Российской Федерации. -СПб. : Юрид. центр Пресс, 2005. - 325 с.

Информация об авторе

Тугутов Булат Анатольевич - кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского, административного судопроизводства и обеспечения судебной деятельности, Восточно-Сибирский филиал Российского государственного университета правосудия, 664074, г. Иркутск, ул. Ивана Франко, д. 23а; e-mail: boulat-law@mail.ru.

Information about the author

Tugutov, Bulat A. - Ph.D. in Law, Ass. Professor, Chair of Civil, Administrative Justice and Judicial Activities, East Siberian Branch of the Russian State University of Justice, 23a Ivana Franko st., 664074, Irkutsk; е-mail: boulat-law@mail.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.