КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ СТАТУС МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ В РЕСПУБЛИКЕ ХАКАСИЯ
А.Р. Ахметов, магистрант
Научный руководитель: А.В. Минаев, канд. юрид. наук, доцент Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова (Россия, г. Абакан)
DOI: 10.24411/2500-1000-2020-11236
Аннотация. Целью данной статьи является рассмотрение обеспечения условий для эффективной деятельности местного самоуправления в Республики Хакасия, разработки специальной программы его развития, в которой должны содержаться конкретные мероприятия по созданию целостной законодательной базы. Немаловажным моментом является проведение работы с населением по повышению правовой культуры. Для исключения противоречий федерального и регионального законодательства, исключения противоречий, нужно более конкретно сформулировать полномочия Российской Федерации и её субъектов.
Ключевые слова: государство, общество, местное самоуправление, население, законодательство, муниципальная власть, Россия, Республика Хакасия.
Государство и общество нуждаются в функционировании местного самоуправления, одним из главных направлений которого является реализация интересов населения. Основы местного самоуправления заложены в Основном Законе нашего государства. Для реализации конституционных положений прежде всего необходима целостная правовая база, состоящая из нормативных актов различного уровня, но ее наличие не реализует в полном объеме институт местного самоуправления.
Местное самоуправление сочетает в себе государственное и общественное начала. Государственное начало проявляется установлением правовых основ института местного самоуправления. В свою очередь общественное начало характеризует деятельность населения по реализации права на местное самоуправление. На сегодняшний день отмечается преобладание государственного начала, что может свести местное самоуправление к управлению на местах [1].
Отметим, что муниципальную власть отличают общие признаки органов государственной власти, а отличает местное самоуправление от государственной власти наделение муниципальных органов публичной и социальной властью. Однако, местное самоуправление сложно назвать
самостоятельным, так как оно зависит от политики государства в целом.
У государственной и муниципальной власти одна направленность, один источник власти - народ, в связи с чем, деятельность местного самоуправления должна идти в ногу с политикой государства.
Особенности исторического развития местного самоуправления в Российской Федерации характеризует проведение реформ «сверху», которое сложно назвать последовательны и равномерным. В этой связи, преобразования сложно провести за короткий срок [2].
На сегодняшний день в России становление местного самоуправления вряд ли можно назвать завершенным, для этого требуется более длительный период.
Развитие местного самоуправления происходит в определённом правовом пространстве, в связи с чем, модель местного самоуправления напрямую связана с правовой системой государства. В Российской Федерации существует несколько моделей местного самоуправления, что закреплено в федеральном законодательстве. По этой причине немаловажную роль играют национальные исторические и иные особенности.
В 1990-е годы в краях, областях и республиках российского государства регио-
нальные законодатели приняли документы, имеющие конституционное значение, -уставы, которые определяли статус местного самоуправления на своих территориях [3].
На выборной основе сформировались представительные органы местных сообществ, население избрало глав местного самоуправления, сложилась система муниципальной службы. Местного самоуправления бурно развивалось, становилось муниципальное право, в основу которого была заложена российская специфика и региональная практика.
В это же время был принят Закон СССР «Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства в СССР», положивший начало формированию порядка и деятельности местных органов самоуправления [4]. Позднее был принят законодательный акт, который регулировал деятельность муниципальных служащих.
Таким правовым актом стал Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» [5].
Законодательство Республики Хакасия содержало две организационные модели местного самоуправления, отраженные в уставах муниципальных образований.
Для моделей было характерно разное положение высшего должностного лица местного самоуправления, что сказывалось на деятельности всей системы органов муниципального образования. Правовая основа местного самоуправления развивалась на федеральном, республиканском и муниципальном уровнях [6].
По этой причине было сложно приводить законодательство республики и уставы муниципальных образований в соответствие федеральному законодательству. Многие положения уставов муниципальных образований Хакасии расширяли круг лиц, обладающих правом осуществление местного самоуправления [7]. Интересным фактом была выраженная национальная специфика создание органов местного самоуправления.
Так, в 1993-1997 гг. на голосовании хакасы отдавали предпочтение кандидату титульной национальности, оставляя без внимания профессиональные качества
кандидата, игнорируя опыт руководящей работы, должность, возраст и т.д. [8].
В тех территориях с наибольшим количеством хакасов, поддержку получали представители коренной национальности, тогда как в городах - Саяногорске и Чер-ногорске, где хакасы составляли меньший процент населения, «кандидаты титульной национальности не добивались высоких результатов» [9].
Происходящие преобразования позволяют выделить следующие этапы развития политического процесса в Республике Хакасия.
Первый этап (1990-1991 гг.) характеризует повышение государственно-правового статуса автономной республики, создание самостоятельной системы местного самоуправления. В указанный период в регионе оживилась политическая жизнь.
Начало второго этапа датировано сентябрем 1993 г. Данный этап завершился тем, что региональные политические институты окончательно сформировались -была принята Конституция Республики Хакасия, а исполнительная власть победила законодательную, а именно, в 1997 г. прошли новые выборы в органы местного самоуправления [10].
В законодательстве Республики Хакасия закреплены две организационные модели, отраженные в уставах муниципальных образований. Организационные модели должны учитывать принцип разделения властей, что поможет избежать сосредоточения власти в одних «руках».
Считаем, что более эффективной организационной моделью является та, в которой Глава администрации не входит в представительный орган. Целесообразно применять модель, предусматривающую должность Главы муниципального образования только в небольших муниципальных образованиях.
Законодательство, которое регулирует общественные отношения на уровне муниципального образования, является многоуровневым, что, конечно же, накладывает определённый отпечаток [11].
Правовая основа местного самоуправления развивается на трех уровнях одновременно: на федеральном, на уровне
субъекта и в муниципальном образовании. По этой причине сложно привести законодательство субъектов Российской Федерации и уставов муниципальных образований в соответствие федеральному законодательству.
Для того, чтобы институт местного самоуправления постоянно развивался и совершенствовался, нужны конкретные действия. Прежде всего, необходимо с формировать правовую базу.
Для исключения противоречий федерального и регионального законодательства, исключения противоречий, нужно более конкретно сформулировать полномочия Российской Федерации и её субъектов.
Местное самоуправление в Республике Хакасия требует дальнейшего целенаправ-
Библиографический список
1. Чепунов О.И. Система органов государственной власти в Российской Федерации: теоретические и конституционно-правовые аспекты: Монография. - М.: Социум, 2010. -292 с.
2. Минаев А.В., Королева Е.А. Инновационные технологии в осуществлении правосудия // Администратор суда. - 2019. - №3. - С. 51-53.
3. Минаев А.В., Дубровский О.Н. Особенности осуществления местного самоуправления в приграничных муниципальных образованиях, на примере Республики Тыва (монография). Кызыл: Изд-во РИО ТувГУ, 2012. - 291 с.
4. Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства в СССР: закон СССР от 9.04.1990 // Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР. - 1990. - № 44. - Ст. 914.
5. О местном самоуправлении в Российской Федерации: закон РФ от 21.04.1992 // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. - 1992. - № 46. -Ст. 2618.
6. О местном самоуправлении в Республике Хакасия: закон РХ от 4.06.1992 // Хакасия. - 1992. - 14 июня.
7. Устав города Абазы от 14 дек. 1999 г. // Хакасия. 1999. 7 дек. С. 2-3.
8. Шпигальских Ю.А. Становление и развитие системы государственного управления и местного самоуправления // Хакасия как субъект РФ. - Абакан: Республика, 2000. -Вып. 2. - 81 с.
9. Юнгейм Е.Л. Местное самоуправление в Республике Хакасия. Становление и проблемы // Хакасия как субъект РФ: опыт, проблемы, перспективы. - Абакан: Республика, 2001. - С. 202-204.
10. Мангазеев В. Местное самоуправление в Республике Хакасия (проблемы, пути решения) // Хакасия как субъект РФ: опыт, проблемы, перспективы. - Абакан: Республика, 2000. - Вып. 2. - С. 77-78.
11. Чепунов О.И. Об эффективности судебной власти // Современное право. - 2009. -№5. - С. 79.
ленного развития. С целью обеспечения условий для эффективной деятельности местного самоуправления требуется специальная программа его развития, в которой должны содержаться конкретные мероприятия по созданию целостной законодательной базы. Немаловажным моментом является проведение работы с населением по повышению правовой культуры.
Местное самоуправление требует от населения определённого уровня правовой культуры, нужно также учитывать национальные и территориальные особенности республики. Такая специфика должна найти свое отражение в законодательстве субъекта о местном самоуправлении.
THE CONSTITUTIONAL AND LEGAL STATUS OF MUNICIPALITIES IN THE REPUBLIC OF KHAKASSIA
A.R. Akhmetov, Graduate Student
Supervisor: A.V. Minaev, Candidate of Legal Sciences, Associate Professor Khakass State University named after N.F. Katanova (Russia, Abakan)
Abstract. The purpose of this article is to consider the provision of conditions for the effective activity of local self-government in the Republic of Khakassia, the development of a special program for its development, which should contain specific measures to create an integral legislative framework. An important point is the work with the population to improve the legal culture. To exclude contradictions between federal and regional legislation, exclude contradictions, it is necessary to more specifically formulate the powers of the Russian Federation and its subjects.
Keywords: state, society, local government, population, legislation, municipal authority, Russia, Republic of Khakassia.