Научная статья на тему 'Юридическая ответственность за правонарушения в области охраны водных объектов на примере Министерства природных ресурсов и экологии Республики Хакасия'

Юридическая ответственность за правонарушения в области охраны водных объектов на примере Министерства природных ресурсов и экологии Республики Хакасия Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
111
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Конституция Российской Федерации / государственный надзор / береговая полоса / исполнительный орган / юридическая ответственность / Минприроды Хакасии. / Constitution of the Russian Federation / state supervision / coastal strip / executive body / legal liability / Ministry of Natural Resources of Khakassia.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Т. М. Володин

В настоящей статье рассмотрено такое правонарушение как несоблюдение гражданином Российской Федерации условия обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе. Привлечение гражданина к юридической ответственности согласно Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях, а также возложение на правонарушителя обязанности устранить выявленное нарушение путем обращения в суд общей юрисдикции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL LIABILITY FOR OFFENSES IN THE FIELD OF PROTECTION OF WATER BODIES ON THE EXAMPLE OF THE MINISTRY OF NATURAL RESOURCES AND ECOLOGY OF THE REPUBLIC OF KHAKASSIA

This article considers such an offense as non-compliance by a citizen of the Russian Federation with the conditions for ensuring free access by citizens to a public water body and its coastal strip. Bringing a citizen to legal liability in accordance with the Code of Administrative Offenses of the Russian Federation, as well as imposing on the offender the obligation to eliminate the violation by applying to a court of general jurisdiction.

Текст научной работы на тему «Юридическая ответственность за правонарушения в области охраны водных объектов на примере Министерства природных ресурсов и экологии Республики Хакасия»

ЮРИДИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ПРАВОНАРУШЕНИЯ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ВОДНЫХ ОБЪЕКТОВ НА ПРИМЕРЕ МИНИСТЕРСТВА ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ЭКОЛОГИИ РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ

Т.М. Володин, студент

Научный руководитель: А.В. Минаев, канд. юрид. наук, доцент Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова (Россия, г. Абакан)

DOI: 10.24411/2500-1000-2019-11506

Аннотация. В настоящей статье рассмотрено такое правонарушение как несоблюдение гражданином Российской Федерации условия обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе. Привлечение гражданина к юридической ответственности согласно Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях, а также возложение на правонарушителя обязанности устранить выявленное нарушение путем обращения в суд общей юрисдикции.

Ключевые слова: Конституция Российской Федерации, государственный надзор, береговая полоса, исполнительный орган, юридическая ответственность, Минприроды Хакасии.

Юридической ответственностью можно назвать применение мер государственного принуждения по отношению к правонарушителю. За каждое противоправное деяния человек отвечает перед законом и судом.

Юридическая ответственность наступает только за те деяния, которые предусмотрены правовыми нормами, при этом налагается такая ответственность компетентными государственными органами [1].

Разберем один из случаев правонарушения, а также процедуру принуждения устранения нарушения на примере Министерства природных ресурсов и экологии Республики Хакасия (далее по тексту Минприроды Хакасии).

Согласно Федеральному закону «О прокуратуре Российской Федерации» от 17.01.1992 № 2202-1 в органах прокуратуры в соответствии с их полномочиями разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов [2].

Так, группа жителей одного из районов Республики Хакасия обнаружив нарушение своих прав, предусмотренных Водным кодексом Российской Федерации, направленных на равный доступ физических лиц, юридических лиц к приобретению права пользования водными объектами, за ис-

ключением случаев, предусмотренных водным законодательством, обратились с заявлением в органы прокуратуры, для принятия мер прокурорского реагирования. Описанное в заявлении нарушение проявляется в виде ограничения права беспрепятственного доступа граждан к водоему, а именно: озеро «Собачье» с двух сторон ограждено забором на расстоянии 9 метров с одной стороны и 3,5 метров с другой.

Прокуратурой района проведена проверка исполнения законодательства, направленного на обеспечение беспрепятственного доступа граждан к водоемам и их прибрежной полосе. По результатам проверки установлено, что озеро «Собачье» с двух сторон ограждено забором на расстоянии менее 20 метров от водного объекта. Данный факт указывает на нарушение Водного законодательства Российской Федерации, где прямо указано, что каждый гражданин вправе иметь доступ к водным объектам общего пользования и бесплатно использовать их для личных и бытовых нужд, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

По результатам проверки, прокуратурой была направлена информация в адрес

Минприроды Хакасии для принятия мер в рамках предоставленных полномочий.

Так, согласно п. 2.1.3.1. Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Республики Хакасия, утвержденное постановлением Правительства Республики Хакасия от 25 июня 2013 года № 346, Минприроды Хакасии уполномочено на осуществление регионального государственного надзора в области использования и охраны водных объектов, за исключением водных объектов, подлежащих федеральному государственному надзору [3].

На основании информации, поступившей из прокуратуры района, старшим государственным инспектором Республики Хакасии в области охраны окружающей среды, в присутствии собственника земельного участка, установлено наличие ограждения, в том числе и в береговой полосе озера «Собачье», расположенного от водной глади с одной стороны на расстоянии 9 метров, с другой стороны 3,5 метров.

Старшим государственным инспектором Республики Хакасия в области охраны окружающей среды собственник земельного участка признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.12.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, то есть несоблюдение условия обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе, с назначением ему административного наказания в виде штрафа. Не согласившись с вынесенным постановлением, собственник земельного участка обратился в районный суд, где принятое постановление о привлечении собственника земельного участка к административной ответственности оставлено без изменения. Решением Верховного суда Республики Хакасия, решение районного суда оставлено без изменения.

Таким образом, исполнительный орган государственной власти, а именно Минприроды Хакасии, на основании проведенной прокуратурой проверки, привлекло к юридической ответственности гражданина Российской Федерации (собственни-

ка земельного участка) за правонарушения в области охраны водных объектов.

Однако, несмотря на то, что гражданин привлечен к ответственности, само нарушение фактически осталось не устранено.

В целях устранения выявленного нарушения и на основании вступившего в законную силу постановления об административном наказании, Минприроды Хакасии обратилось с исковым заявлением в суд с просьбой о признании действий собственника земельного участка по размещению ограждения незаконными, а также возложении на собственника земельного участка обязанности обеспечить свободный доступ граждан к водному объекту -озеро «Собачье» и его береговой полосе.

В обосновании своих требований Минприроды Хакасии приводит следующие доводы.

Частью 1 статьи 6 Водного кодекса Российской Федерации устанавливается, что поверхностные водные являются общедоступными, то есть граждане имеют право иметь доступ к ним и бесплатно использовать их для личных и бытовых нужд, если иное не предусмотрено Водным кодексом и другими Федеральными законами. В соответствии с частью 2 статьи 6 Водного кодекса Российской Федерации каждый гражданин вправе иметь доступ к водным объектам общего пользования и бесплатно использовать их для личных и бытовых нужд, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами [4].

В соответствии с пунктом 3 статьи 17 Конституции Российской Федерации[5], частями 3, 4 статьи 1, статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнение положений статьи 6 Водного кодекса Российской Федерации не ставится в зависимость от права, на основе которого соответствующий земельный участок используется лицом. Пунктом 3 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законом (ст. 129 ГК РФ), осуществляются их собственником свободно, если это не наносит ущерба ок-

ружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц [6].

Полоса земли вдоль береговой линии (границы водного объекта) водного объекта общего пользования (береговая полоса) предназначается для общего пользования. Ширина береговой полосы водных объектов общего пользования составляет двадцать метров, за исключением береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров. Ширина береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров, составляет пять метров (ч. 6 ст. 6 ВК РФ). Каждый гражданин вправе пользоваться (без использования механических транспортных средств) береговой полосой водных объектов общего пользования для передвижения и пребывания около них, в том числе для осуществления любительского и спортивного рыболовства и причаливания плавучих средств (ч. 8 ст. 6 ВК РФ).

Приватизация земельных участков в пределах береговой полосы запрещена в силу пункта 8 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации [1].

Наличие в береговой полосе водного объекта общего пользования ограждения, возможность граждан использовать всю береговую полосу без ограничений для передвижения и пребывания около данного водного объекта (без использования механических транспортных средств) не обеспечивает.

Вышеуказанные доводы суд счел убе-

роды Хакасии к собственнику земельного участка удовлетворены в полном объеме. При рассмотрении апелляционной жалобы Верховным судом Республики Хакасия, исковые требования относительно освобождения береговой полосы водного объекта общего пользования от незаконно возведенного ограждения - удовлетворены. Также суд обязал собственника земельного участка в течение одного месяца освободить береговую полосу водного объекта общего пользования - озеро «Собачье» шириной двадцать метров от конструкций заборного ограждения, расположенных на земельном участке.

В случае если собственник земельного участка в установленный судом срок не выполнит решение суда, Минприроды Хакасии будет вынужденно направить исполнительный лист в Федеральную службу судебных приставов для принудительного исполнения решения суда.

Таким образом, на примере одного правонарушения мы рассмотрели процедуру привлечения к юридической ответственности гражданина Российской Федерации Министерством природных ресурсов и экологии Республики Хакасии на основании информации прокуратуры района, которая в свою очередь провела проверку исполнения законодательства, направленного на обеспечение беспрепятственного доступа граждан к водоемам и их прибрежной полосе по заявлению группы лиц, также являющимися гражданами Российской Федерации, отстаивающие свои права, данные им законом Российской Федерации.

дительными, исковое заявление Минпри-

Библиографический список

1. Чепунов О.И., Минаев А.В. Государственное управление и «Ручной режим» // Вестник Тувинского государственного университета. №1 Социальные и гуманитарные науки. - 2016. - №1 (28). - С. 151-156.

2. Чепунов О.И., Минаев А.В. Контрольная (надзорная) функция как элемент эффективности публичной власти//Право и государство: теория и практика. - 2015. - №9 (129). -С. 36-42

3. Положение о Министерстве природных ресурсов и экологии Республики Хакасия, утвержденное постановлением Правительства Республики Хакасия от 25 июня 2013 года № 346.

4. Чепунов О.И., Минаев А.В. К вопросу об эффективности власти // Вестник Тувинского государственного университета. №1 Социальные и гуманитарные науки. - 2017. -№1 (32). - С. 135-142.

5. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, 04.08.2014, № 31.

6. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть четвёртая от 18 дек. 2006 г. № 230-Ф3: принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 24 нояб. 2006 г.: одобр. Советом Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации 8 дек. 2006 г.: введ. Федер. законом Рос. Федерации 18 дек. 2006 г. № 231-ФЗ: в ред. Федер. закона от 3 авг. 2018 г. № 339-ФЗ [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс» http://www.consultant.ru/ (дата обр. 25.01.2019г.)

LEGAL LIABILITY FOR OFFENSES IN THE FIELD OF PROTECTION OF WATER BODIES ON THE EXAMPLE OF THE MINISTRY OF NATURAL RESOURCES AND ECOLOGY OF THE REPUBLIC OF KHAKASSIA

T.M. Volodin, student

Supervisor: A.V. Minaev, Candidate of Legal Sciences, Associate Professor Khakass State University named after N.F. Katanova (Russia, Abakan)

Abstract. This article considers such an offense as non-compliance by a citizen of the Russian Federation with the conditions for ensuring free access by citizens to a public water body and its coastal strip. Bringing a citizen to legal liability in accordance with the Code of Administrative Offenses of the Russian Federation, as well as imposing on the offender the obligation to eliminate the violation by applying to a court of general jurisdiction.

Keywords: Constitution of the Russian Federation, state supervision, coastal strip, executive body, legal liability, Ministry of Natural Resources of Khakassia.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.