ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ ^
Актуальные проблемы конституционного права
КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ
СТАТУС ЛИЦ С МНОЖЕСТВЕННЫМ ГРАЖДАНСТВОМ
И.С. Безжон,
аспирант кафедры конституционного и муниципального права ФГБОУ ВПО «РПА Минюста России» Научная специальность: 12.00.02 -конституционное право; конституционный судебный процесс;
муниципальное право E-mail: [email protected]
Аннотация. Рассматриваются вопросы конституционно-правового положения лиц, имеющих два и более гражданств в РФ, случаи приобретения двойного гражданства, особенности дипломатической защиты граждан, имеющих двойное гражданство и прохождения ими воинской службы.
Ключевые слова: гражданство, правовой статус лиц, множественное гражданство.
THE CONSTITUTIONAL-LEGAL
STATUS OF PERSONS WITH MULTIPLE CITIZENSHIP
I.S. Bezzhon,
graduate student of chair of the constitutional and municipal law FGBOU of VPO «RPA of Ministry of Justice of Russia»
Annotation. The article deals with the problems of constitutional and legal status of persons with dual citizenship in the Russian Federation, the cases of getting dual citizenship, details of the diplomatic protection of citizens with dual citizenship and the passage of military service.
Keywords: citizenship, legal status of persons, multiple citizenship.
Гражданство — это устойчивая правовая связь человека с государством, принадлежность человека к государству, выраженная в совокупности их взаимных прав и обязанностей. Гражданство служит предпосылкой и основой правового статуса гражданина. Предоставляя человеку гражданство, государство берет на себя обязательство обеспечить реализацию в полном объеме его прав и свобод, защиту и покровительство за пределами страны. Следует обратить внимание на то, что в этой правовой конструкции участники взаимоотношений — государство и индивид — выступают в качестве равноправных сторон. Ущемление прав одной из них неизбежно ведет к деформации всей системы взаимоотношений. В настоящее время мы наблюда-
ем попытки воссоздать неравенство во взаимоотношениях государства и индивида, путем расширения прав индивида. Одним из приемов реализации такого подхода является обращение к концепции двойного (множественного) гражданства как способа наиболее полного удовлетворения интересов, прав и свобод наших соотечественников за рубежом.
Как правило, в отечественной и зарубежной литературе рассматриваются вопросы, связанные с двойным гражданством, обладателей которого называют бипатридами (полипатридами). В то же время в данной статье хотелось бы подчеркнуть, что двойное гражданство следует рассматривать в качестве частного случая множественного гражданства. Употребление в научной литературе термина
32
Вестник Московского университета МВД России
№ 9/2012
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
Актуальные проблемы конституционного права
«двойное гражданство», приводит к одностороннему и упрощенному рассмотрению вопросов множественного гражданства. В этой связи считается целесообразным использовать преимущественно термин «множественное гражданство», который является более широким по своему значению, и отражает современные подходы к рассмотрению данной проблемы.
Правовое регулирование вопросов множественного гражданства — прерогатива государства, допускающего или отвергающего в отношении собственных граждан возможность приобретать гражданство другого государства или предоставлять свое гражданство другим лицам. Данное положение закреплено в качестве принципа в ряде международных соглашений, например Гаагской Конвенции «О некоторых вопросах, касающихся коллизий между законами о гражданстве», 1930 г.1, Европейской конвенции о гражданстве 1997 г.2
Множественное гражданство возникает в силу многих причин, порой не зависящих от воли обладателя многогражданства. Преобладающим источником множественного гражданства является расхождение в установленных различными государствами условиях и порядке приобретения и утраты прав гражданства - по рождению, по семейному положению (при браке, разводе или усыновлении) и при натурализации по желанию и ходатайству данного лица3.
Множественное гражданство чаще всего порождается в результате коллизии законодательства различных государств, когда одно государство при определении принадлежности к своему гражданству следует исключающему принципу «право крови», то есть признает своими гражданами лиц, родители которых являются его гражданами, а другое государство следует включающему принципу «право почвы», то есть признает своими гражданами лиц, родившихся на ее территории.
Также возникновение множественного гражданства может явиться результатом целенаправленной государственной политики, когда законодатель сознательно преследует цель ущемить суверенитет другого государства, сохранить влияние в бывших колониях или обострить международную обстановку.
Причинами возникновения множественного гражданства могут быть также специальные международные соглашения4.
Как правило, проблема правового положения лиц с множественным гражданством рассматривается в курсе международного права, между тем она
имеет и немаловажное значение для курса конституционного (государственного) права. Это значение заключается в том, что данная проблема непосредственно связана с определением правового положения таких лиц на территории государства, объема прав и свобод, гарантированных им государством, а также и возлагаемых на бипатридов обязанностей5.
Несомненно, миграционные людские потоки способствуют порождению множественного гражданства. Миграцию населения невозможно остановить, поскольку процессы глобализации на сегодняшний день приобрели интенсивный характер. Кроме того, люди вынуждены иммигрировать из-за политико-социальных конфликтов, продолжающихся кровопролитных войн, происходящих на их родине. Некоторые иммигранты стремятся приобрести гражданство принявшей их страны, сохранив при этом свое прежнее гражданство.
Наконец, множественное гражданство распространяется еще и по той причине, что государства становятся все более терпимы к этому явлению. Даже страны, провозгласившие своей целью сокращение множественного гражданства, на практике относятся к нему с удивительным благодушием6.
В конституционном праве разных стран по-разному решается вопрос о допустимости множественного гражданства и его последствиях. Конституции ряда государств (например Румынии) допуская множественное гражданство, устанавливают при этом, что высшие государственные должности могут заниматься лицами, имеющими гражданство только данного государства7. В некоторых государствах (например, Литве) множественное гражданство запрещается конституцией как общее правило, но допускается в отдельных установленных законом случаях8. Наконец, некоторые конституции прямо указывают на непризнание за гражданами данного государства иного гражданства (Республика Кыргызстан).
В советской правовой литературе множественное гражданство рассматривалось как коллизионное, и в силу этого, безусловно, нежелательное яв-ление9. И в советской доктрине гражданства и во всех законах о гражданстве СССР двойное гражданство последовательно отвергалось.
Тем примечательнее выглядит резкое изменение позиции государства в отношении множественного гражданства и введение в Конституцию Российской Федерации от 12 декабря 1993 года нормы, его признающей.
Согласно ч. 1 ст. 62 Конституции РФ, гражданин
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
Актуальные проблемы конституционного права
Российской Федерации может иметь гражданство иностранного государства (множественное гражданство) в соответствии с федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
В настоящее время некоторые юристы рассматривают двойное гражданство как позитивное явление, способствующее интеграции государств, ликвидации административных барьеров и снятию социальной напряженности.
Допущение, поощрение или запрещение государством множественного гражданства зависит в целом от его сложившихся исторических особенностей, социально-экономической и политической ситуации.
Приобретая правовой статус полипатрида, такое лицо может не порывать своих связей со страной происхождения и сохранить, при этом, гражданство того государства, в котором постоянно проживает, осуществляет трудовую деятельность. В условиях интенсификации правового и экономического сотрудничества между различными странами, нарастающими миграционными процессами, охватившими все мировое пространство, развития такого явления как глобализация, вполне очевидной кажется подобная ситуация. В данном контексте прежде всего проявляются психологический и моральный аспекты института гражданства, реализация которых позволяет индивиду почувствовать себя гражданином своей Родины, не отказавшейся от него. В связи с этим наличие множественного гражданства представляется необходимостью для отдельно взятого человека.
Помимо того, заключение договора о множественном гражданстве будет иметь своим результатом развитие сотрудничества, сближение экономических и политических интересов, укрепление дружбы и взаимопонимания между государствами.
Наличие гражданства страны проживания является гарантией предоставления лицу социальных, политических, экономических и иных прав, приравнивая его тем самым к другим гражданам.
Однако наряду с положительными свойствами, множественное гражданство обладает определенными трудностями, усложняющими его реализацию. К ним относятся проблемы, связанные, например, с налогообложением, дипломатической защитой индивида и несением воинской службы. Кроме того, некоторые государства опасаются, что огромное количество полипатридов будет способствовать ослаблению суверенитета, возможности вмешательства в их внутренние дела.
Вопрос о военной службе лиц с двойным или множественным гражданством особенно часто был предметом межгосударственных споров. Может возникнуть положение, когда лицо, имеющее двойное или множественное гражданство, подлежит призыву на военную службу в государствах своего гражданства, причем, конечно, оно будет проходить ее только в одном государстве. Другое государство, гражданином которого оно является, вправе, если это лицо окажется в пределах его юрисдикции, привлечь его к ответственности за прохождение военной службы в иностранном государстве или уклонение от призыва на военную службу. Защита, которую первое государство имеет право ему предоставить, практически оказывается бессильной. Вопрос может быть урегулирован либо путем непосредственных дипломатических переговоров, либо путем заключения международного договора о военной службе лиц с множественным гражданством10.
Таким образом, посредством межгосударственных и внутригосударственных средств, заключения международно-правовых соглашений проблемы, связанные с прохождением военной службы и дипломатической защитой лица с кумулятивным гражданством, могут быть разрешены.
Обычно вопросов по поводу налогообложения недвижимого имущества не возникает, так как все без исключения государства придерживаются принципа, что недвижимое имущество облагается налогом только государством, на территории которого оно располагается. В этом есть проявление территориального суверенитета государства. Вместе с тем если государство, где находится недвижимое имущество, кроме налога с недвижимого имущества взимает также налог с доходов от этого недвижимого имущества, то собственник имущества, получающий такие доходы, должен также уплачивать и его. В дальнейшем государство гражданства (или государство постоянного местонахождения, резидент-ства) собственника имущества имеет возможность осуществить налогообложение доходов, получаемых лицом от этой недвижимости.
Целесообразно заметить, что в соответствии с законодательством многих государств доход, полученный от сдачи в аренду или иного использования имущества, находящегося в государстве, рассматривается как происходящий из источника в этом государстве (ст. 208 Налогового кодекса РФ; ст. ст. 861, 862 Кодекса внутренних доходов США) вне зависимости от резидентства арендатора или места
34 -Вестник Московского университета МВД России- № 9 / 2012
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
Актуальные проблемы конституционного права
осуществления арендных платежей. Вместе с тем, как неоднократно отмечалось, государство гражданства или государство резидентства арендатора вправе облагать налогами его совокупные доходы, в том числе полученные из источников в другой стране.
При решении вопросов гражданства следует учитывать интересы государства; кроме того, государство всегда должно представлять, в состоянии ли оно оказывать защиту и покровительство своим гражданам, не лишаются ли они его поддержки, став одновременно гражданами другого государства.
Можно заключить, что государственная политика в области двойного гражданства претерпевает процессы либерализации. Современный подход в условиях российской действительности к решению данной проблемы — толерантное отношение к по-липатризму.
Возможность наличия у лица, проживающего на территории России, множественного гражданства, требует от законодателя введения ограничений в рамках правового статуса данных лиц, отсутствие которых может повлечь угрозу интересам государства.
Литература
1. Черномордик, Е.Я. К вопросу о двойном гражданстве в иностранном и международном праве // Советское государство и право, 1947. №1.
2. Российское гражданство : учеб. пособие для вузов / под ред. проф. В.Я. Кикотя, Н.М. Смородина. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : юнити-дана, 2005.
3. Эбзеев, Б.С. Конституционные основы свободы личности в СССР. : Саратов, 1982.
4. Хаммар, Т. Государство, нация и множественное гражданство // Российский бюллетень по правам человека, 1994. Вып.3.
5. Шевцов, В.С. Правовые основы советского гражданства. - М., 1971.
6. Сафронов, В.М. Конституция СССР и советское гражданство. - М., 1984.
7. Лысенко, С.Л. Советское гражданство. - Киев, 1983.
8. Черниченко, С.В. Международно-правовые вопросы гражданства. - М. : Международные отношения, 1968.
1 Сборник международных правовых документов, регулирующих вопросы миграции. М. : Международная организация по миграции, 1994.
2 Европейская конвенция о гражданстве, (Страсбург, 6 ноября 1996 года). Совет Европы и Россия. Сборник документов / отв. ред. Ю.Ю. Берестнев. М. Юрид. лит., 2004.
3 Черномордик Е.Я. К вопросу о двойном гражданстве в иностранном и международном праве // Советское государство и
право.1947. №1.
4 Российское гражданство : учеб. пособие для вузов / под ред. проф. В.Я. Кикотя, Н.М. Смородина. 2-е изд., перераб. и доп. М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2005.
5 Эбзеев Б.С. Конституционные основы свободы личности в СССР. Саратов, 1982.
6 Томас Хаммар. Государство, нация и множественное гражданство // Российский бюллетень по правам человека. 1994. Вып.3.
7 Конституция Румынии от 21 ноября 1991 г. Текст Конституции приводится по сборнику «Конституции государств Европы». Издательство НОРМА, 2001.
8 Конституция Литвы (Литовской Республики) от 25 октября 1992 г. Текст Конституции приводится по сборнику «Конституции государств Европы». Издательство НОРМА. 2001.
9 См.: Шевцов В.С. Правовые основы советского гражданства. М., 1971.; Сафронов В.М. Конституция СССР и советское гражданство. М., 1984.; Лысенко С.Л. Советское гражданство. Киев, 1983.
10 Черниченко С.В. Международно-правовые вопросы гражданства. М. : Международные отношения, 1968.