Конституционно- правовой статус детей, оставшихся без попечения родителей
Шинкарюк Дарья Валерьевна,
директор «Новосибирская Академия педагогики практической психологии и социальной работы» E-mail: tch7tch@yandex.ru
Данная работа посвящена анализу правового статуса несовершеннолетних детей, лишенных родительской опеки, в контексте разработки и совершенствования концепции их конституционно-правового статуса в Российской Федерации. Цель исследования заключается в осмыслении и предложении методов оптимизации правового регулирования в данной области, с учетом принципа наилучшего удовлетворения интересов детей. В рамках работы использован систематический подход к анализу действующего законодательства, включая Семейный кодекс РФ, постановления Правительства РФ, а также международные акты и доктринальные источники. Ключевым результатом является выявление необходимости внедрения и модификации национальных и международных механизмов для защиты прав несовершеннолетних, а также акцент на принципе максимального учета их интересов. Результаты исследования могут найти применение в дальнейшем развитии законодательной и правоприменительной практики, направленной на улучшение положения детей, лишенных родительской опеки. Новизна работы заключается в комплексном анализе существующей правовой базы и предложении путей ее совершенствования. В заключении подчеркивается критическая важность государственной поддержки и защиты прав таких детей.
Ключевые слова: правовой статус детей, несовершеннолетние без попечения родителей, гарантии прав детей, наилучшие интересы ребенка, правовая защита детей-сирот, системный подход к правам ребенка, усыновление, правовое воспитание.
В современной России до сих пор актуальной остаётся проблематика социальной интеграции и адаптации сирот и детей, лишённых родительского попечения, а также анализ факторов, способствующих возникновению ситуаций, когда дети оказываются без надзора. В настоящее время причины, по которым дети попадают в эту категорию, трансформировались. В частности, на передний план выдвигаются такие аспекты, как эрозия семейных ценностей, рост числа детей, рождённых вне брака, что связано с уменьшением социальной значимости института брака, а также недостаточный уровень правовой осведомлённости среди населения.
В результате анализа официальных статистических данных за 2022 год [10] было установлено, что в РФ зафиксировано снижение численности несовершеннолетних, лишенных родительского попечения, до 375 699 человек по сравнению с 390 949 человек в предыдущем году. При этом большинство из них (337 598 человек) проживает в семейных условиях, в то время как 34 077 человек находятся под опекой специализированных учреждений. Кроме того, за 4 024 детьми установлена государственная опека. Данное изменение обусловлено корректировкой государственной политики, направленной на улучшение качества жизни несовершеннолетних, что включает в себя активизацию программ в сферах образования, воспитания, здравоохранения и обеспечения доступности отдыха для детей. Эти меры способствовали формированию условий для улучшения защиты прав и интересов детей. По информации от Уполномоченного при президенте РФ по правам ребенка Марии Львовой-Беловой, на начало 2023 года около 288 тысяч детей-сирот и детей без родительского попечения находились в очереди на предоставление жилья. Эти данные свидетельствуют о продолжающейся работе по обеспечению социальной поддержки и защиты наиболее уязвимых категорий несовершеннолетних в РФ [1].
Тем не менее, статистические данные свидетельствуют о том, что около полумиллиона детей продолжают пребывать в сложных жизненных обстоятельствах, испытывая недостаток социальной поддержки. Одной из ключевых задач, которую должно выполнять любое государство, придерживающееся правовых принципов, является оказание помощи и забота о детях, лишённых родительской опеки. Международные и национальные российские правовые стандарты сходятся в положениях о критической важности обеспечения защиты и поддержки таких детей в первую очередь. В пер-
5 -о
сз ж
■с
см о см
вом пункте 20-й статьи Конвенции ООН о правах ребёнка [1] говорится, что ребёнок, который временно или окончательно лишен возможности находиться в семье, или для которого пребывание в семье не соответствует его интересам, должен получить специализированную защиту и помощь со стороны государства. Российская нормативно-правовая база, затрагивающая защиту прав и интересов несовершеннолетних, представлена обширным ассортиментом документов. Ключевое место среди них занимают Конституция Российской Федерации (далее - Конституция, Основной закон) [4], Семейный кодекс Российской Федерации (далее - СК РФ) [3], а также различные законодательные и подзаконные акты, действующие на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. В частности, СК РФ включает несколько глав, регулирующих защиту прав и интересов детей, оставшихся без родительского присмотра.
Обеспечение защиты и соблюдение прав детей, особенно тех, кто лишился родительского ухода, стоит в числе основных обязанностей каждого государства, стремящегося к демократическим и правовым идеалам, включая РФ. Важность закрепления конституционных гарантий для таких детей не может быть переоценена в контексте их правовой защиты.
Следует особо акцентировать внимание на том, что политика государства в данной области должна быть направлена на четко определенные цели и методы их достижения. В противном случае возникает риск несоответствия и конфликта между законодательными актами, регулирующими защиту прав детей, и несогласованности в судебной практике.
В ходе конституционной реформы 2020 года был закреплен принцип «приоритета детских интересов» (пункт 4 статьи 67.1 Конституции РФ), который нашел свое дальнейшее развитие в статье 1 СК РФ, подчеркивающей необходимость «приоритетной защиты прав и интересов несовершеннолетних». Несмотря на эти меры, текущая система защиты прав и интересов детей без попечения родителей остается недостаточно развитой и не соответствует международным стандартам в сфере прав детей.
В Основном законе установлены фундаментальные положения о правовом статусе детей, исходя из конституционного принципа равноправия всех людей и граждан (ст. 19, ч. 2). Таким образом, в правовой науке обычно анализируют статус детей в контексте их общего конституционного статуса как индивидуальностей, который, в свою очередь, является производным от статуса индивида в правовом поле [11].
Использование системного подхода дает основания утверждать, что разработка концепции конституционно-правового статуса детей, потерявших родительскую опеку, должна осуществляться через призму обеспечения их прав с учетом принципа «наилучшего удовлетворения их интересов».
В отечественной правовой доктрине вопрос конституционно-правового положения несовер-
шеннолетних освещен достаточно широко. В частности, В.Л. Кабанов проанализировал комплексно принцип максимального учета интересов детей и его применение в контексте международных законодательных актов. Особое внимание уделяется вопросу о том, как принцип максимального учета интересов несовершеннолетних реализуется в гражданском судопроизводстве и в процессе усыновления [12].
А.Ю. Верин в своем исследовании вопроса о совершенствовании правового статуса несовершеннолетних подчеркивает, что это задача по доведению системы их прав, свобод и обязанностей до оптимального состояния, что включает в себя внедрение новых и модификацию существующих национальных и международных механизмов для их эффективной реализации и защиты, в целях максимального принятия во внимание интересов несовершеннолетних [7].
Кроме того, важно отметить, что во втором пункте Положения о работе учреждений для детей-сирот и детей без попечения родителей, утвержденном постановлением Правительства РФ от 24 мая 2014 года № 481 [5], фиксируется принцип максимального учета интересов таких детей среди основных принципов деятельности этих организаций. Однако, содержание данного принципа в документе не раскрывается.
Текущая модель обеспечения прав и благополучия детей, лишенных родительского попечения, строится на восприятии их как объектов воздействия, не принимая во внимание их активную роль в социальных взаимодействиях.
Т.В. Лобанова подчеркивает, что «юридическое положение детей должно быть выделено из общего правового статуса индивида, учитывая уникальность детства как такового» [8]. В своем диссертационном исследовании, Т.В. Лобанова проводит сравнительный анализ правовых статусов детей в Великобритании и РФ, приходя к выводу о том, что «в Соединенном Королевстве вопросы правового статуса детей рассматриваются отдельно от общего правового статуса индивида, что позволяет осуществлять его более тщательное и детальное регулирование» [9].
Мы убеждены, что в процессе применения конституционного принципа равенства важно учитывать правосубъектность, выступающую ключевым аспектом юридического статуса субъекта. Особая потребность в защите детей, оставшихся без родительской опеки, обусловлена их уникальным положением, связанным с отсутствием родителей и, как следствие, ограниченным доступом к реализации определенных прав.
В четвертом пункте 67.1 статьи Конституции РФ утверждается обязанность государства исполнять роль родителей по отношению к детям, которые лишились родительского попечения, обеспечивая таким образом защиту их прав в рамках законодательства. Интерпретация этого положения в контексте равноправия перед законом подчеркивает его применимость как к процессу устрой-
ства детей-сирот и лишенных родительской опеки в семьи, так и к другим аспектам, касающимся нахождения ребенка в заботе заменяющих родителей лиц.
Принцип равенства, применяемый к детям-сиротам и тем, кто остался без родительской заботы, подразумевает, согласно статье 155.3 СК РФ, закрепление их прав на получение содержания, воспитания, образования, гармоничное развитие, уважение к личному достоинству, защиту своих интересов и прав, а также на социальные льготы и жилищные гарантии. Важно подчеркнуть, что такие дети обладают теми же правами, что и другие несовершеннолетние (согласно статьям 55-57 СК РФ), что подчеркивает их равноправный статус в обществе.
Рассматривая принцип оптимального учета интересов детей в контексте законодательной сферы, следует подчеркнуть, что законодательство специализированно предусматривает обязательность учета интересов ребенка. Это проявляется, в частности, при рассмотрении вопросов об изъятии ребенка из семьи (согласно пункту 1 статьи 73 СК РФ) и при определении вопросов об усыновлении ребенка (согласно пункту 2 статьи 127 СК РФ). В соответствии с законодательством, каждый ребенок обладает правом на воспитание в семейной обстановке, по возможности, правом на знание и уход со стороны своих биологических родителей, а также правом на совместное проживание с ними, исключая случаи, когда это может противодействовать его личным интересам (пункт 2 статьи 54 СК РФ).
Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.1998 N 124-ФЗ [4] устанавливает в качестве приоритета государственной политики предотвращение любых форм дискриминации детей, укрепление их основополагающих прав и законных интересов, а также восстановление нарушенных прав (пункт 1 статьи 4).
Подводя итоги настоящего исследования необходимо сформулировать и обобщить следующие выводы. Конституционно-правовой статус детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, получает свои реальные очертания через призму общего правового статуса личности несовершеннолетнего, обеспечиваемого системой конституционных прав и свобод, а также специфических норм, закрепленных на уровне международно-правовых документов и внутреннего законодательства Российской Федерации, в частности, в СК РФ. Этот статус подчеркивает, что несовершеннолетние, лишенные родительского попечения, обладают полным спектром субъективных прав, при этом их юридические обязанности переходят к лицам, взявшим их на воспитание под опеку или попечительство. Таким образом, конституционное закрепление прав и свобод несовершеннолетних играет ключевую роль в определении и защите их статуса, обеспечивая надлежащий уровень правовой защиты для этой уязвимой категории детей.
Тем не менее, осуществленный анализ конституционных норм и законодательства, касающегося
прав детей, показывает, что закрепление принципов, связанных с конституционно-правовым положением детей, оставшихся без попечения родителей, не обладает необходимой системностью.
Исходя из ключевого значения принципа, рассмотренного в настоящей статье, мы приходим к выводу, что разработка концепции конституционно-правового статуса детей, лишенных родительского попечения, должна основываться прежде всего не на равенстве сторон, что является традиционной основой для определения конституционно-правового статуса личности, а на принципе наилучшего учета их интересов. Чтобы усовершенствовать систему защиты и гарантировать права этих детей, принципиально важно установить их статус в контексте правовых гарантий, уделяя особое внимание принципу оптимального представления их интересов. Оценка интересов детей должна проводиться с учетом их правового статуса, что предполагает обязательное обеспечение их прав во всех областях. Для достижения эффективности в реализации прав детей, которые лишились родительской заботы, критически важно ориентироваться на максимально возможное удовлетворение их потребностей и интересов, обеспечиваемое соответствующими законодательными мерами.
В дополнение к этому, ключевые принципы государственной политики, направленной на защиту интересов детей, должны строиться вокруг идеи максимального принятия во внимание их блага, что влечет за собой необходимость внесения соответствующих положений в Федеральный закон № 124, статью 4. Концепция, основанная на принципе наилучшего удовлетворения потребностей детей, оказавшихся без родительской опеки, подчеркивает важность закрепления данного принципа и выявления областей его применения.
Литература
1. Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990) [Электронный ресурс] // Доступ: СПС «Консультант Плюс Проф» (Дата обращения: 22.02.2024).
2. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) [Электронный ресурс] // Доступ: СПС «Консультант Плюс Проф» (Дата обращения: 22.02.2024).
3. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 N 223-ФЗ (ред. от 31.07.2023) (с изм. и доп., вступ. в силу с 26.10.2023) [Электронный ресурс] // Доступ: СПС «Консультант Плюс Проф» (Дата обращения: 22.02.2024).
4. Федеральный закон от 24.07.1998 N 124-ФЗ (ред. от 28.04.2023) «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Доступ: СПС «Консультант Плюс Проф» (Дата обращения: 22.02.2024).
5 -о
сз ж
■с
5. Постановление Правительства РФ от 24.05.2014 N 481 (ред. от 19.04.2022) «О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей» (вместе с «Положением о деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей») [Электронный ресурс] // Доступ: СПС «Консультант Плюс Проф» (Дата обращения: 22.02.2024).
6. В России оказалось слишком много сирот [Электронный ресурс] // Доступ: https://www.ng. ru/economics/2023-07-25/1 _8782_orphans (Дата обращения: 22.02.2024).
7. Верин А.Ю. Правовой статус несовершеннолетнего и особенности его реализации: диссертация ... кандидата Юридических наук: 12.00.01 / Верин Андрей Юрьевич; [Место защиты: ФГАОУВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет»], 2017.- 186 с.
8. Лобанова Т.В. Правовой статус ребенка в аспекте классификации его прав // Вестник Башкирск. ун-та. 2008. № 3. URL: https://cyber-leninka.ru/article/n/pravovoy-status-rebenka-v-aspekte-klassifikatsii-ego-prav (дата обращения: 22.02.2024).
9. Лобанова Т.В. Правовое положение ребенка в России и Великобритании (Англии): теоретико-правовой анализ: теоретико-правовой анализ: дис. . канд. юрид. наук: 12.00.01 Уфа, 2006 171 с. РГБ ОД, 61:07-12/169
10. Поддержка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей [Электронный ресурс] // Доступ: https://edu.gov.ru/activi-ty/main_activities/orphans/ (Дата обращения: 22.02.2024).
11. Селютина Е.Н. Правовой статус ребенка как юридическая категория: понятие, структура, специальная правосубъектность // Вестник государственного и муниципального управления. 2014. № 2-1. URL: https://cyberlenin-ka.ru/article/n/pravovoy-status-rebenka-kak-yuridicheskaya-kategoriya-ponyatie-struktura-spetsialnaya-pravosubektnost (дата обращения: 22.02.2024).
12. Кабанов В.Л. Реализация принципа наилучшего обеспечения интересов ребенка по международному и национальному праву: монография. Москва, 2018.
CONSTITUTIONAL AND LEGAL STATUS OF CHILDREN
LEFT WITHOUT PARENTAL CARE
Shinkariuk D.V.
Novosibirsk Academy of Pedagogy of Practical Psychology and Social Work
This work is dedicated to the analysis of the legal status of minors 5E deprived of parental care in the context of developing and improving S2 the concept of their constitutional and legal status in the Russian •a- Federation. The aim of the research is to comprehend and suggest о methods for optimizing legal regulation in this area, taking into account the principle of best interests of the child. A systematic ap-Л proach to analyzing the current legislation was used in the study,
including the Family Code of the Russian Federation, resolutions of the Government of the Russian Federation, as well as international instruments and doctrinal sources. The key outcome is the identification of the need for the implementation and modification of national and international mechanisms to protect the rights of minors, as well as emphasis on the principle of maximum consideration of their interests. The research results can be applied in the further development of legislative and law enforcement practices aimed at improving the situation of children deprived of parental care. The novelty of the work lies in the comprehensive analysis of the existing legal framework and suggestions for its improvement. The conclusion emphasizes the critical importance of state support and protection of the rights of such children.
Keywords: legal status of children, minors without parental care, guarantees of children's rights, best interests of the child, legal protection of orphaned children, systematic approach to children's rights, adoption, legal upbringing.
References
1. The Convention on the Rights of the Child (approved by the UN General Assembly on 11/20/1989) (entered into force for the USSR on 09/15/1990) [Electronic resource] // Access: SPS Consultant Plus Prof (Date of application: 02/22/2024).
2. The Constitution of the Russian Federation (adopted by popular vote on 12.12.1993 with amendments approved during the all-Russian vote on 07/01/2020) [Electronic resource] // Access: SPS "Consultant Plus Prof" (Date of application: 02/22/2024).
3. Family Code of the Russian Federation dated 12/29/1995 N 223-FZ (as amended on 07/31/2023) (with amendments and additions, intro. effective from 10/26/2023) [Electronic resource] // Access: SPS Consultant Plus Prof (Date of application: 02/22/2024).
4. Federal Law No. 124-FZ of 07/24/1998 (as amended on 04/28/2023) "On basic guarantees of the rights of the child in the Russian Federation" [Electronic resource] // Access: SPS "Consultant Plus Prof" (Date of application: 02/22/2024).
5. Decree of the Government of the Russian Federation dated 05/24/2014 N 481 (ed. from 04/19/2022) "On the activities of the Organization 5. "On the activities of organizations for orphans and children left without parental care, and on the placement of children left without parental care in them" (together with the "Regulations on the activities of organizations for orphans and children left without parental care, and on the placement of children left without parental care in them parents") [Electronic resource] // Access: SPS "Consultant Plus Prof" (Date of application: 02/22/2024).
6. There were too many orphans in Russia [Electronic resource] // Access: https://www.ng.ru/economics/2023-07-25/1_8782_or-phans (Date of application: 02/22/2024).
7. Verin A. Yu. The legal status of a minor and the specifics of its implementation: dissertation ... Candidate of Law Sciences: 12.00.01 / Verin Andrey Yuryevich; [Place of protection: Federal State Educational Institution "Kazan (Volga Region) Federal University"], 2017.- 186 p.
8. Lobanova T.V. The legal status of a child in the aspect of the classification of his rights // Bulletin Bashkirsk. un-ta. 2008. № 3. URL: https://cyberleninka.ru/article/ri/pravovoy-status-rebenka-vaspekte-klassifikatsii-ego-prav (date of application: 02/22/2024).
9. Lobanova T.V. The legal status of the child in Russia and the United Kingdom (England): theoretical and legal analysis: theoretical and legal analysis: dis. ... cand. Jurid. sciences': 12.00.01 Ufa, 2006 171 p. RGB OD, 61:07-12/169
10. Support for orphans and children left without parental care [Electronic resource] // Access: https://edu.gov.ru/activity/main_ activities/orphans / (Date of appeal: 02/22/2024).
11. Selyutina E.N. The legal status of a child as a legal category: concept, structure, special legal personality // Bulletin of State and Municipal Administration. 2014. No.2-1. URL: https://cyberlen-inka.ru/article/n/pravovoy-status-rebenka-kak-yuridicheskaya-kategoriya-ponyatie-struktura-spetsialnaya-pravosubektnost (date of application: 02/22/2024).
12. Kabanov V.L. Implementation of the principle of the best interests of the child in international and national law: monograph. Moscow, 2018.