КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СПОСОБОВ ОБРАЗОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ
Я.А. Тимофеева, магистрант1, ведущий специалист2
Научный руководитель: Т.В. Слюсаренко1, канд. юрид. наук, доцент
*Московский университет имени С.Ю. Витте
2ООО «Авиапредприятие Газпром Авиа»
(Россия, г. Москва)
DOI:10.24412/2500-1000-2023-8-1-76-78
Аннотация. В данной статье рассматривается конституционно-правовое регулирование способов образования государственных органов. Анализируется роль и значение конституции как основного источника государственно-правового регулирования, принципы и стандарты, определяющие способы образования государственных органов. Выделяются основные способы образования государственных органов, включая выборы, назначение, селекцию и другие механизмы. Рассматривается практика различных стран относительно регулирования способов образования государственных органов и выявляются основные тенденции и проблемы в данной области. Анализ проводится на основе действующих конституций и законодательства различных стран.
Ключевые слова: конституционно-правовое регулирование, способы образования государственных органов, Конституция, выборы, назначение, селекция, государственное право, законодательство.
Конституционно-правовое регулирование общественных отношений в значительной степени сопряжено с организацией системы органов государственной власти. Это - традиционный объект конституционно-правового регулирования, который обычно не связывается с другими отраслями законодательства и права. Именно конституционное право призвано урегулировать, какие именно государственные органы уполномочены от имени страны осуществлять публичную власть, каковы механизмы их формирования, деятельности, досрочного прекращения полномочий и ответственности. Важное конституционное значение имеют также вопросы установления компетенции государственных органов, регулирования их взаимодействия друг с другом как субъектов конституционных правоотношений, юридически свободных в принятии соответствующих решений в рамках установленных законом полномочий и функций. Все это в той или иной мере характеризует конституционно-правовую категорию «система органов государственной власти» [3].
Конституционно правовое регулирование способов образования государствен-
ных органов очень важно для обеспечения стабильности и эффективности государственной системы. Это связано с тем, что правильное функционирование государственных органов является главным условием успешного развития страны.
Способы образования государственных органов переживали и продолжают переживать изменения в зависимости от социально-политических условий и развития государственности. Конституционное право является основным источником права, который устанавливает и определяет процесс и правила формирования государственных органов.
У многих стран в мире сложилась система трех ветвей власти - исполнительной, законодательной и судебной. Способы и условия образования каждого органа отдельно и всей системы в целом закрепляются и регулируются внутриконститу-ционными нормами. Они определяются исходя из принципов разделения власти, баланса интересов и подчинения закону.
Законодательная власть образуется на основе конституционных нормативных актов и выборов. Принцип представительства является основным в процессе фор-
мирования парламента. Исполнительная власть образуется путем выборов или назначения лидером государства или правительства. Судебная власть образуется на основе профессионального отбора судей и назначения, их работа регламентируется конституционными нормами.
Конституционное право также устанавливает возможность и процедуру образования других государственных органов, таких как президент, государственный совет, министерства и т.д. Важно, чтобы органы власти обладали объективной авторитетностью и политической легитимностью. Их легитимность зависит от того, насколько они соответствуют конституционным требованиям и нормам, обеспечивают защиту прав и свобод граждан и способствуют развитию государства.
Все способы образования государственных органов регулируются и контролируются конституционным правом. Это позволяет обеспечить соблюдение принципов разделения и баланса власти, а также обеспечить гражданам возможность принимать активное участие в формировании и управлении государством.
Конституционно-правовая наука не имеет единого мнения по этому поводу. Существует множество интерпретаций этого закона, в том числе и на законодательном уровне. Позиция КС РФ по данному вопросу была сформулирована в ходе рассмотрения дела, касающегося толкования статьи 71 Конституции Российской Федерации. Конституционное правосудие поставило вопрос о различии между понятиями система и структура. Суд разъяснил, что в соответствии с Федеральным законом «Об исполнительных органах государственной власти» система исполнительной власти должна быть определена федеральными законами. Понятие «система» обозначает совокупность органов, входящих в эту систему. По мнению КС РФ, понятие «система» не имеет четкого определения. Проблема заключается в том, что многие из этих терминов до сих пор не имеют однозначного толкования.
В первую очередь, необходимо разобраться с понятиями «органы государственной власти», понятием «государ-
ственные органы» и тем, как они функционируют в современной российской действительности [2].
В большинстве теоретических исследований подчеркивается, что государственный орган (или орган государственной власти) - это элемент государственного аппарата. В отличие от государства, представляющего собой форму общественной организации, государственный аппарат характеризуется в качестве «системы государственных органов», осуществляющих от имени государства его функции [3]. При такой трактовке термина «государственный аппарат» может сложиться впечатление, что это понятие полностью тождественно категории «система органов государства».
По нашему мнению, между «государственным аппаратом» и «системой органов государства» есть определенные отличия. Вторую категорию составляют «внешние» аспекты взаимодействия государства с его аппаратом и другими носителями власти, в том числе государственными служащими. Конституционно-правовая концепция «системы госорганов» позволяет акцентировать внимание на внутреннем устройстве государственных органов. Если речь идет о статусе органа, его полномочиях и функциях, то они должны быть четко определены в конституционном законе. Если такая аналогия допустима, то можно говорить о том, что понятие «государственное управление» и система государственных органов находятся в равном соотношении [1].
Эта точка зрения согласуется с некоторыми мнениями, высказанными в литературе по праву. Меркулов отмечает, что «орган государственной власти является достаточно обособленной и самостоятельной структурой, деятельность которой непосредственно связана с осуществлением той или иной функции». А.А. Петров считает, что «система органов» - это «формирование и деятельность [органов] государственной власти». В данном случае речь идет о трех ветвях государственной власти, объединенных интеграционными функциями и выполняющих функции государства. В своей работе «Органы госу-
дарственной власти» рассматриваются как вания государственных органов имеет составная часть механизма государствен- ключевое значение для стабильности и ного управления, который осуществляет эффективности государственной системы. законодательную, исполнительную и су- Оно определяет процедуры образования и дебную деятельность от имени государ- легитимности органов власти, а также ства. обеспечивает соблюдение конституцион-
Таким образом, конституционно- ных принципов, прав и свобод граждан. правовое регулирование способов образо-
Библиографический список
1. Гаврилов Роман Владимирович Механизм конституционно-правового регулирования системы органов государственной власти в современной России // Актуальные проблемы российского права. - 2019. - №11.
2. Комбарова Е.В. Конституционно-правовой механизм разрешения разногласий в системе органов публичной власти Российской Федерации: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - Саратов, 2019.
3. Куликова Ю.А. Проблемы правового регулирования сроков пребывания в должности президентов Российской Федерации и государств-членов Содружества Независимых Государств: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - М., 2022.
CONSTITUTIONAL AND LEGAL REGULATION OF METHODS OF FORMATION
OF STATE BODIES
Ya.A. Timofeeva, Graduate Student1, Leading Specialist2
Supervisor: T. V. Slyusarenko1, Candidate of Legal Sciences, Associate Professor, Associate Professor
1Witte Moscow State University 2Gazprom Avia Aviation Enterprise LLC (Russia, Moscow)
Abstract. This article discusses the constitutional and legal regulation of the ways of formation of state bodies. The role and significance of the constitution as the main source of state legal regulation, principles and standards determining the ways of formation of state bodies are analyzed. The main methods of formation of state bodies, including elections, appointment, selection and other mechanisms, are highlighted. The practice of various countries regarding the regulation of the ways of formation of state bodies is considered and the main trends and problems in this area are identified. The analysis is carried out on the basis of the current constitutions and legislation of various countries.
Keywords: constitutional and legal regulation, methods offormation of state bodies, the Constitution, elections, appointment, selection, state law, legislation.