DOI 10.47643/1815-1329_2023_7_66 УДК 342.7
КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА В ИРАКЕ CONSTITUTIONAL PROVISIONS ON HUMAN AND CIVIL RIGHTS AND FREEDOMS IN THE REPUBLIC OF IRAQ Али Джихад Аммар Раад,
аспирант Юридического института Российского университета дружбы народов (РУДН). Россия, г. Москва, ул. Миклухо-Маклая, 6. E-mail: ammarraad277@gmail.com;
Ali Jihad Ammar Raad,
Doctorate Student of the Institute of Law of the RUDN University. Russia, Moscow, Miklukho-Maklaya str., 6. E-mail: ammarraad277@gmail.com
Краткая аннотация: В статье рассмотрены основные права и свободы человека и гражданина в Республике Ирак, а именно: проведено сходство и различие между категориями «права» и «свободы», представлена классификация прав и свобод и их содержание по иракской Конституции 2005 г., проанализированы нормы федеральных законов Ирака, сделан вывод о принадлежности части прав и свобод, установленных Конституцией Ирака не только гражданам, но и лицам, находящимся на территории страны. По результатам исследования предложено осуществление ряда мер, направленных на реализацию конституционных прав человека: принятие специального закона, закрепляющего гарантии обеспечения гендерного равенства во всех сферах общественной жизни; введение информационных технологий и электронного производства в судебном процессе; включение в текст Конституции Республики Ирак статей, регулирующих культурные права человека.
Abstract: The article examines the basic human and civil rights and freedoms in the Republic of Iraq, namely: the similarity and difference between the categories of "rights" and "freedoms" is carried out, the classification of rights and freedoms and their content according to the Iraq Constitution of 2005 is presented, the norms of the federal laws of Iraq are analyzed, the conclusion is made about the ownership of some of the rights and freedoms, established by the Constitution of Iraq by not only citizens, but also persons located on the territory of the country. According to the results of the study, several measures aimed at the realization of constitutional human rights are proposed: the adoption of a special law that enshrines guarantees of gender equality in all spheres of public life; the introduction of information technologies and electronic production in the judicial process; the inclusion in the text of the Constitution of the Republic of Iraq of provisions regulating cultural human rights.
Ключевые слова: Конституция Ирака 2005 г., права и свободы человека и гражданина, исламское право.
Keywords: The Constitution of Iraq 2005, human and civil rights and freedoms, Islamic law.
Для цитирования: Али Джихад Аммар Раад. Конституционно-правовое регулирование прав и свобод человека и гражданина в Ираке //Аграрное и земельное право. 2023. № 7(223). С. 66-68. http://doi.org/10.47643/1815-1329_2023_7_66.
For citation: Ali Jihad Ammar Raad. Constitutional provisions on human and civil rights and freedoms in the Republic of Iraq // Agrarian and Land Law. 2023. No. 7(223). pp. 66-68. http://doi.org/10.47643/1815-1329_2023_7_66.
Статья поступила в редакцию: 01.06.2023
Изучению прав и свобод личности, вопросам содержания и их обеспечения в Республике Ирак посвящены работы отечественных и зарубежных исследователей: Б.И. Исмаилова, Т.А. Дураева, Т.Н. Балашовой, Е.В. Бердниковой, С.Н. Братановского, Т.А. Загхмута, Д.С. Сафарова, Г.З.А. Аль-Мухамеда, Р. Дубессана, А.С.К. Кадема, К.М. Тарбуша, С.А. Ахмеда Камарана, М. Аль-Сури, Х. Аль-Лами, У. Х. Рашида, Т. К. Харба, А. А. Обей-да, М. Ч. Басиуни и др. В настоящее время Республика Ирак стоит на пути к построению правового государства, обязанностью которого является обеспечение реально действующего механизма реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина. Как отмечает У.Х. Рашид«для этого правительством должны быть приняты меры, чтобы перевести концепцию, закрепленную в конституции в реальность» [1].
В периодическом докладе Ирака, представленном в Организации Объединенных Наций в 2011 году отмечено, что «Республика Ирак привержена принципам прав человека, которые закреплены в ее Конституции и на международном уровне. Страна прилагает все необходимые усилия для осуществления правовых и институциональных инициатив, направленных на формирование уважительного отношения к правам человека и нетерпимости ко всем формам дискриминации». Постоянная иракская Конституция 2005 г. определяет в ст. 1, что «Республика Ирак -независимое суверенное государство, системой правления которого является демократическая, федеративная, парламентская республика».
Характерной чертой Конституции Республики Ирак является то, что раздел второй разделен на две главы: «Права» и «Свободы», тогда как в большинстве конституций мира статьи, посвященные правам и свободам личности, представлены в одной главе.
Что касается разграничения категорий «права» и «свободы», то в качестве критерия отличия может выступить характер участия публичной власти в их удовлетворении. Так, «если «права человека» - это конкретная область деятельности индивида, которая гарантирована государством, и последнее может вмешаться в их реализацию, то «свобода человека» - это сфера или область деятельности человека, в которую государство не должно вмешиваться, здесь человек самостоятельно определяет свое поведение» [2].
Обращаясь к Конституции Республики Ирак, можно заметить, что большинство норм содержат оговорку в виде условия или гарантии со стороны государства. Так, в соответствии со ст. 16: «Всем иракцам гарантировано право равных возможностей, и государство обязано предпринимать необходимые меры для его реализации». Согласно, ст. 17 «каждый имеет право на частную жизнь, если это не нарушает права других людей или общественную мораль». Классификация прав и свобод человека и гражданина закреплена в Конституции Республики Ирак и представлена следующим образом: 1) гражданские и политические права (ст. 14-21); 2) экономические, социальные и культурные права (ст. 22-34); 3) свободы (ст. 35-44). Перечень гражданских прав, согласно Конституции, включает в себя равенство без дискриминации (ст. 14), право на жизнь, безопасность и свободу (ст. 15), право на равенство возможностей (ст. 16), право на личную тайну и неприкосновенность жилища (ст. 17), право на гражданство (ст. 18), право на судебную защиту и справедливое судебное разбирательство (ст. 19).
Республика Ирак принимает решительные меры по предотвращению дискриминации в Ираке и обеспечению равенства всех перед законом. Также государством предпринимаются попытки в борьбе с гендерной дискриминацией в политической и трудовой сферах. Статья 47 Кон-
Публично-правовые (государственно-правовые) науки
ституции Республики Ирак закрепляет, что законом о выборах для женщин-депутатов в Совете Представителей устанавливается квота, составляющая не менее 1/4 общего числа депутатов нижней палаты. В свою очередь, Закон № 45 от 2013 года «О выборах» предусматривает, что одним из первых трех кандидатов в избирательном списке обязательно должна быть женщина. Таким образом, присутствие женщин в политической деятельности в Ираке обеспечено с помощью такого механизма, как квотирование.
В части реализации трудовых прав мужчины и женщины равны во всех ее сферах. Исходя из норм Трудового кодекса № 37 от 2015 года, равенство прав обеспечивается в вопросах трудоустройства, оплаты труда, профессиональной подготовки и продвижения по службе. Однако, в настоящее время, реального механизма защиты прав женщин в Ираке практически не существует, в связи с несовершенством законодательной базы и отсутствием системы органов, обеспечивающих реализацию прав женщинами, проведение политики и осуществление контроля в этой области. В связи с этим, на федеральном уровне необходимо принятие отдельного закона, который бы дал определение термину «дискриминация», закрепил гарантии гендерного равенства в различных областях общественной жизни, определил органы, осуществляющие мониторинг и политику в области обеспечения равных прав женщин и мужчин, и органы, контролирующие исполнение норм, закрепленных в законе.
Согласно п. 2 ст. 18 Конституции Республики Ирак, «иракцем является любое лицо, которое родилось от иракских отца или матери. Правоотношения, вытекающие из гражданства, регулируются законом. Законом Республики Ирак № 26 от 2006 года «О гражданстве», мужчинам и женщинам предоставлены равные права по передаче иракского гражданства своим детям. Данное положение согласуется с нормами Международной Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации женщин, принятой Генеральной Ассамблеей ООН в 1979 году.
Рассматривая содержание конституционного права на судебную защиту, необходимо отметить, что ранее статья 19 Конституции входила в противоречие со ст. 3 Закона Республики Ирак № 17 от 2005 года «Об устранении правовых ограничений на судебную защиту», которым из области судебного контроля были исключены вопросы об образовании, налогах, пенсиях. Но впоследствии действие статьи 3 Закона № 17 от 2005 года было отменено Законом № 3 от 2015 года, что гарантировало судебную защиту лиц, обращающихся в суды для разрешения споров, возникающих в сфере образования, налогов и пенсий.
Как отмечает в своей работе М. Рады, «любое законодательство, противоречащее текстам конституции, касающееся прав и свобод, должно быть отменено» [3]. Позиция автора согласуется с текстом 2 статьи Конституции Республики Ирак от 2005 года, резюмирующей, что «невозможно издание закона, противоречащего правам и основным свободам, изложенным в конституции».
В соответствии со ст. 5 Конституции Республики Ирак, «признается верховенство закона. Народ является источником власти и ее легитимности. Власть народа осуществляется путем всеобщего прямого и тайного голосования и посредством конституционных институтов».
Статья 20 Конституции закрепляет, что «все граждане - мужчины и женщины - имеют право участвовать в общественной жизни и осуществлять свои политические права, включая право голосовать и выдвигать свою кандидатуру на выборах».
Таким образом, гражданам гарантировано прямое или косвенное участие в государственных делах и осуществление контроля за действиями исполнительной власти. Наряду с этим, статья 16 Конституция Республики Ирак, гарантирует равный доступ к государственной службе, закрепляя за иракцами право на равные возможности и обязанность государства принимать необходимые меры для его реализации.
К социально-экономическим правам, согласно Конституции Республики Ирак, относятся такие права, как: право на труд и право на участие в профсоюзах (ст. 22), право на частную собственность (ст. 23), право на осуществление предпринимательской деятельности (ст. 25), право на минимальную заработную плату (ст. 28), защита материнства, детства и старости, забота о детях и молодежи (ст. 29), право на социальное обеспечение и здравоохранение (ст. ст. 30, 31, 32), право на чистую окружающую среду (ст. 33), право на образование (ст. 34).
В соответствии со ст. 22 Конституции Республики Ирак, «все иракцы имеют право на труд, гарантирующий им достойный уровень жизни». Пункт 2 этой же статьи предусматривает, что «трудовые отношения регулируются законом на экономической основе с учетом принципов социальной справедливости». В связи с этим, Конституция Ирака, Закон № 37 от 2015 года (Трудовой кодекс) и Закон № 24 от 1960 года «О государственной гражданской службе» в своих нормах содержат гарантии равных условий и равных возможностей для реализации права на труд каждого трудоспособного гражданина независимо от пола, расы, языка или религии.
Особо охраняемыми являются трудовые права женщин, статья 85 Закона № 37 от 2015 года (Трудового кодекса) устанавливает запрет на «наем на работу в тяжелых или вредных условиях и в ночное время (за исключением административной работы и работы в сфере здравоохранения и организации досуга). Эта же статья определяет, что беременные женщины не могут привлекаться на сверхурочные работы.
Постоянная Конституция Республики Ирак в статье 25 определила приоритеты государства в экономической сфере, в сфере развития и поощрения частного предпринимательства, а также экспорта некоторых продуктов местного производства.
Право на предпринимательскую деятельность защищается государством во всех отраслях народного хозяйства: торговле, добыче полезных ископаемых, выращивании зерна, фруктов и овощей, в области скотоводства, мукомольного производства, металлургии и т. д. [1]
Согласно статье 30 Конституции, «государство гарантирует как отдельным лицам, так и семьям, особенно женщинам и детям, социальное и медицинское страхование, базовые услуги, необходимые для свободной и достойной жизни, в дополнение к адекватному уровню доходов и достойному жилищу». В пункте 2 данной статьи закреплено: «Государство гарантирует иракцам социальное и медицинское обеспечение в случае старости, болезни, нетрудоспособности, бездомности, сиротства или безработицы. Государство обеспечивает их жилищем и специально разработанными программами реабилитации. Эти права регулируются законом».
Правовое регулирование социального и пенсионного обеспечения в Ираке осуществляется несколькими законами: Законом № 126 от 1980 года «О социальном обеспечении» предусматривающим предоставление социальной защиты для малообеспеченных слоев населения,
лиц, не имеющих доходов, инвалидов; Законом № 39 от 1971 года «О пенсиях и социальном обеспечении», устанавливающим социальные гарантии лицам, занятых в частном секторе; Законом № 14 от 2014 года «О пенсиях», в область регулирования которого входят вопросы предоставления пенсионных выплат государственным служащим.
Касаясь рассмотрения права на образование, нельзя не отметить, что оно является одним из важнейших социокультурных прав человека [4]. Образование является основополагающим фактором в развитии общества и правом, гарантированным государством [5]. В соответствии со статьей 34 Конституции «иракцы имеют право на бесплатное образование на всех его стадиях».
Отдельное внимание государство уделяет вопросам обеспечения конституционного права на образование лиц с особыми образовательными потребностями (инвалиды, лица с ограниченными возможностями здоровья). В этих целях был принят Закон № 38 от 2013 года «Об уходе за инвалидами и лицами с особыми потребностями», который предусматривает предоставление специальных технических средств, подготовку педагогического персонала, разработку образовательных программ, адаптированных под нужды данной категории обучающихся.
Согласно интервью, проведённому с директором департамента по охране детства в Министерстве труда и социальных вопросов Ирака Абиром Махди Аль-Чалаби, в Багдаде существует 17 образовательных учреждений, рассчитанных на обучение лиц с психическими расстройствами, 11 - в остальных провинциях. Эти учреждения предоставляют образовательные, медицинские, социальные, транспортные услуги лицам с особыми образовательными потребностями бесплатно [6]. В целом можно отметить, что социально-экономические права представлены достаточно развернуто и соответствуют стандартам закрепления таких прав в конституционных актах современных государств. Культурные права не получили своего закрепления в тексте Конституции Республики Ирак, хотя они заявлены в структуре части 2 «Экономические, социальные и культурные права» главы 1 раздела 2 Конституции. Несмотря на отсутствие норм, регулирующих данную группу прав в тексте Конституции, Министерством культуры предпринимаются меры, направленные на преодоление и устранение барьеров, препятствующих различным категориям граждан (пожилым людям, инвалидам и сиротам) принимать участие в культурной жизни. Также Министерство культуры способствует вовлечению детей в мероприятия в сфере культуры и искусства посредством распространения различных изданий, в том числе книг и журналов. Для них также организованы занятия в области искусства и культуры, компьютерные классы и экскурсии по различным туристическим и историческим местам.
По мнению К.Е. Игнатенковой, «по своей юридической природе и системе гарантий права и свободы практически идентичны» [7]. Однако, автор отмечает и определенные различия между этими категориями: «в широком смысле право означает узаконенную возможность что-либо делать, осуществлять, а свобода независимость, отсутствие ограничений и стеснений. Свобода по сравнению с правами характеризуется большим «простором» для личного усмотрения индивида» [8].
Проведя анализ конституционных норм, можно прийти к выводу, что права и свободы, содержащиеся в Конституции, принадлежат не только гражданам Ирака, но и лицам, находящимся на его территории [9]. Конституция Республики Ирак регулирует правовой статус человека и гражданина, применяя при наделении правами разных категорий лиц, следующие выражения: «каждый имеет право...», «никто не может быть задержан...» и т.д. Таким образом, в тексте Конституции Республики Ирак установлены социально-экономические, гражданские, политические права, культурные права заявлены, но не получили своего отражения. Анализ норм Конституции и федеральных законов показал, что часть норм, закрепленных в законодательстве, остаются декларативными и в должной степени неурегулированными, в связи с чем, является обоснованным принятие ряда законодательных решений, а также дальнейшее проведение государственной политики, направленной на обеспечение и реализацию прав граждан [10]. В частности, предложено разработать и принять на федеральном уровне специальный закон, который закрепил бы гарантии равенства мужчин и женщин во всех областях общественной жизни; «внедрить» информационные технологии в судебный процесс, посредством внесения соответствующих норм в действующие законы, регулирующие деятельность судебных органов, обеспечить техническое, организационное и финансовое обеспечение судебной системы в целом; включить во второй раздел первой главы Конституции Ирака нормы, закрепляющие культурные права в целях их обеспечения и реализации гражданами, а также защиты со стороны уполномоченных органов [11].
Библиогра фия:
1. Rashid U.H. Constitutional guarantees of rights and freedoms in the Iraqi Constitution of 2005 // Bulletin of the University of Babylon. 2013. N 3. С. 647-663.
2. Сафаров Д.С. Права человека и глобализация в контексте исламской правовой культуры: история и современность: дис. ... канд. юр. наук / Сафаров Д.С. Душанбе, 2012. 216 с.
3. Rada M. The guarantees of observance of the constitutional bases in Iraq / Rada M. Дания: Arab Academy, 2005. 435 с.
4. Деманова С.В. Конституционное право на получение бесплатного высшего образования в Российской Федерации: дис. ... канд. юр. наук / Деманова С.В. Саратов, 2012. 184 с.
5. Дубессан Рафед Х. Дубессан, Аль Мухамед Гани Зкаер Атия. Основы конституционного строя Ирака // Конституционные чтения: сб. науч. трудов. Вып. 5: Актуальные проблемы конституционного права в решениях Конституционного Суда Российской Федерации. Воронеж : Изд-во Воронеж. гос. ун-та, 2011. С. 10-15.
6. Интервью профессора A.Al-Chalabi //Официальный сайт новостного портала AINoor. URL:http://new.alnoor.se/article.asp?id=323033 (Дата обращения: 01.01.2022 г.).
7. Игнатенкова К.Е. Дозволение как способ правового регулирования: дис ...канд.юр.наук / Игнатенкова К.Е. Саратовская гос. академия права. Саратов, 2006. 229 с.
8. Akkush H.M. Democracy and freedom / Akkush H.M. Baghdad: Library of Baghdad, 2013. 267 с.
9. Nader L. Iraq and Democracy // Anthropological Quarterly. 2003. N 3. C. 479-483.
10. Al-Jaafari I., Al-Rikabi J. Iraq and Democracy: An Interview with Ibrahim Al-Jaafari // St Antony's International Review. 2007. N 2. С. 103-110.
11. Al-Shadeedi H., Van Veen E. Iraq's adolescent democracy: Where to go from here / Hauge: Clingendael Institute, 2020. 50 с.
References:
1. Rashid U.H. Constitutional guarantees of rights and freedoms in the Iraqi Constitution of 2005 // Bulletin of the University of Babylon. 2013. N 3. pp. 647-663.
2. Safarcv D.S. Human rights and globalization in the context of Islamic legal culture: history and modernity: dis. ... Cand. of Legal Sciences /Safarcv D.S. Dushanbe, 2012. 216 p.
3. Rada M. The guarantees of observance of the constitutional bases in Iraq / Rada M. Denmark: Arab Academy, 2005. 435 p.
4. Demanova S.V. The constitutional right to receive free higher education in the Russian Federation: dis. ... Cand. of Legal Sciences /Demanova S.V. Saratov, 2012. 184 p.
5. Dubessan Rafed H. Dubessan, Al Mohamed Ghani Zkaer Atiyah. Fundamentals of the constitutional system of Iraq // Constitutional readings: collection of scientific works. Is. 5: Actual problems of constitutional law in the decisions of the Constitutional Court of the Russian Federation. Voronezh: Publishing House of Voronezh. State University, 2011. pp. 10-15
6. Interview with Professor A. Al-Chalabi // Official website of the news portal AlNoor. URL: http://new.alnoor.se/article. asp?id=323033 (Date of address: 01.01.2022).
7. Ignatenkova K.E. Permission as a method of legal regulation: dis. ... Candidate of Legal Sciences / Ignatenkova K.E. Saratov State Academy of Law. Saratov, 2006. 229 p.
8. Akkush H.M. Democracy and freedom / Akkush H.M. Baghdad: Library of Baghdad, 2013. 267 p.
9. Nader L. Iraq and Democracy // Anthropological Quarterly. 2003. N 3. C. 479-483.
10. Al-Jaafari I., Al-Rikabi J. Iraq and Democracy: An Interview with Ibrahim Al-Jaafari // St. Anthony's International Review. 2007. N 2. pp. 103-110.
11. Al-Shadeedi H., Van Veen E. Iraq's adolescent democracy: Where to go from here / Hauge: Clingendael Institute, 2020. 50 p.