Научная статья на тему 'КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ КЫРГЫЗСТАНА В СОСТАВЕ СССР'

КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ КЫРГЫЗСТАНА В СОСТАВЕ СССР Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
147
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНСТИТУЦИЯ / ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / НАЦИОНАЛЬНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ АВТОНОМИЯ / КИРГИЗСКАЯ ССР

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бакалбаев Замир Мурзаматович

В статье кратко рассматривается основные этапы конституционно-правового регулирования экономического развития Кыргызстана в качестве национально-территориальной автономии в составе РСФСР, а затем в виде союзной республики в период существования Советского Союза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Бакалбаев Замир Мурзаматович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONSTITUTIONAL AND LEGAL REGULATION OF THE ECONOMIC DEVELOPMENT OF KYRGYZSTAN AS PART OF USSR

The article briefly discusses the main stages of the constitutional and legal regulation of the economic development of Kyrgyzstan as a national-territorial autonomy within RSFSR, and then as a union republic during the existence of the Soviet Union.

Текст научной работы на тему «КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ КЫРГЫЗСТАНА В СОСТАВЕ СССР»

ЮРИДИЧЕСКИЕ НА УКИ / JURIDICAL SCIENCES

УДК 342.417

https://doi.org/10.33619/2414-2948/83/32

КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ КЫРГЫЗСТАНА В СОСТАВЕ СССР

©Бакалбаев З. М., ORCID: 0000-0002-4653-3668, Киргизский национальный университет им. Жусупа Баласагына, г. Бишкек, Кыргызстан, bakalbayev90@bk.ru

CONSTITUTIONAL AND LEGAL REGULATION OF THE ECONOMIC DEVELOPMENT OF KYRGYZSTAN AS PART OF USSR

©Bakalbaev Z., ORCID: 0000-0002-4653-3668, Kyrgyz National University named after Jusup Balasagyn, Bishkek, Kyrgyzstan, bakalbayev90@bk.ru

Аннотация. В статье кратко рассматривается основные этапы конституционно-правового регулирования экономического развития Кыргызстана в качестве национально-территориальной автономии в составе РСФСР, а затем в виде союзной республики в период существования Советского Союза.

Abstract. The article briefly discusses the main stages of the constitutional and legal regulation of the economic development of Kyrgyzstan as a national-territorial autonomy within RSFSR, and then as a union republic during the existence of the Soviet Union.

Ключевые слова: Конституция, экономическое развитие, национально-территориальная автономия, Киргизская ССР.

Keywords: Constitution, economic development, national-territorial autonomy, Kirghiz SSR.

Развитие кыргызской государственности длительное время происходило в условиях регулирования общественных отношений на основе обычных (адатных) норм т. н. права «кочевых цивилизаций», формировавшегося территориально на стыке европоцентристской, китаецентристской и исламской цивилизаций. Со второй половины XIX-го века современная территория Кыргызстана оказалась в составе Российской империи, законы которой действовали применительно к кыргызскому этносу в совокупности с адатным (обычным) и исламским правом [1].

В октябре 1917 года в результате революций рухнула Российская империя и создано социалистическое федеративное государство — РСФСР. После этого становление государственности в Кыргызстане происходило в виде национально-территориальных автономий в составе РСФСР: 14 октября 1924 года была образована Кара-Киргизская автономная область; 25 мая 1925 года Кара-Киргизская АО была переименована в Киргизскую автономную область; 1 февраля 1926 года была образована Киргизская АССР, конституция которой была утверждена 30 апреля 1929 года Вторым Всекиргизским съездом Советов (https://clck.ru/32KSaJ).

Конституция Киргизской АССР состояла из 7 разделов и 16 глав. В ней, как и в других конституциях советских республик, главной задачей провозглашалось «гарантировать диктатуру пролетариата в целях подавления буржуазии, уничтожения эксплуатации человека

человеком и осуществления коммунизма, при котором не будет ни деления на классы, ни государственной власти» (https://clck.ru/32KSbc). Конституционно-правовые основы экономического развития определялись в ряде положений: государство в «обеспечение интересов трудового народа, признает своей задачей проведение широкой системы мероприятий, направленных к укреплению и развитию сельского хозяйства и индустриализации Киргизии» (ст. 10); труд признавался обязанностью всех граждан (ст. 12); «Вся земля, леса, недра, воды, а равно фабрики и заводы, железнодорожный, водный и воздушный транспорт и средства связи составляют собственность Рабоче-Крестьянского государства на основах, определяемых особыми законами Союза Советских Социалистических Республик, и верховными органами РСФСР» (ст. 18). Наряду с иными полномочиями к ведению автономной республики относились: «общее руководство ... народным хозяйством ... и контроль над государственными доходами и расходами; утверждение административно-хозяйственного деления; утверждение планов всего народного хозяйства и отдельных отраслей его; утверждение бюджета; вопросы финансового и налогового характера, установление надбавок к государственным налогам и сборам в местные доходы» (ст. 26). Был установлен специальный раздел «о бюджетных правах Киргизской АССР, в котором определялись ее полномочия в области составления, утверждения и исполнения республиканского и местного бюджетов» (https://clck.ru/32KSaJ) (ст. 62-66).

После принятия т.н. «сталинской» конституции 5 декабря 1936 года Киргизская АССР была преобразована в союзную республику, а 23 марта 1937 года принята Конституция Киргизской ССР (https://clck.ru/32KSdC).

Конституция Киргизской ССР 1937 года содержала ряд статей (ст. 4-12), регулирующих вопросы экономического характера:

- «Экономическую основу Киргизской ССР составляют социалистическая система хозяйства и социалистическая собственность на орудия и средства производства», которая «имеет либо форму государственной собственности (всенародное достояние), либо форму кооперативно-колхозной собственности (собственность отдельных колхозов, собственность кооперативных объединений)» (https://clck.ru/32KSdC);

- «Земля, ее недра, воды, леса, заводы, фабрики, шахты, рудники, железнодорожный, водный и воздушный транспорт, банки, средства связи, организованные государством крупные сельскохозяйственные предприятия (совхозы, машинно-тракторные станции и т.п.), а также коммунальные предприятия и основной жилищный фонд в городах и промышленных пунктах являются государственной собственностью, то есть всенародным достоянием» (https://clck.ru/32KSdC);

- «Наряду с социалистической системой хозяйства, являющейся господствующей формой хозяйства в Киргизской ССР, допускается законом мелкое частное хозяйство единоличных крестьян, скотоводов и кустарей, основанное на личном труде и исключающее эксплуатацию чужого труда»;

- «Хозяйственная жизнь Киргизской ССР определяется и направляется государственным народнохозяйственным планом» [4]; и др.

Конституционная система СССР и Киргизской ССР, установленная в 1936-1937 гг., просуществовала почти 40 лет. В ходе последующего развития страны с учетом результатов политического, государственного и хозяйственного строительства в Конституцию СССР, а соответственно и в Киргизской ССР, вносились изменения. Они отражали процессы, связанные с преодолением последствий сталинского режима личной власти (культа личности) после 1953 г. и расширения гарантий ряда конституционных социально-

экономических прав граждан (на труд, отдых, образование, пенсионное обеспечение) и др. [1].

После принятия Конституции СССР 1977 года 20 апреля 1978 года была принята Конституция Киргизской ССР 1978 года (https://clck.ru/32KSg6) содержавшая специальную главу «Экономическая система» (ст. 10-18). В этих статьях основного закона были закреплены положения, характерные для советского государства того периода — о государственной и личной собственности, труде, плановом развитии экономики Киргизской ССР как составной части единого народнохозяйственного комплекса СССР, и др. Данная глава располагалась в разделе I «Основы общественного строя и политики Киргизской ССР» и следовала сразу за первой главой «Политическая система», что, по справедливому мнению исследователей, «отражает высокую конституционную значимость данной проблематики в советском государстве» [2], а в «выступлениях высших должностных лиц и юридической литературе советского периода подчеркивался приоритет экономического развития и совершенствования инструментов (в том числе конституционно-правовых), обеспечивающих данное развитие» [3].

В то же время, ошибки и противоречия в большей мере в экономической политике привели к социально-экономическим и политическим потрясениям, краху т.е. «социалистической экономики» и, в конечном счете, к распаду СССР в 1991 году. Незадолго до этого в декабре 1990 года была принята Декларация о государственном суверенитете Республики Кыргызстан (https://clck.ru/32KShh). В этом акте, носившем, безусловно, конституционно-правовой характер, содержались новеллы, имевшие особое значение для создания принципиально иных основ экономического развития (ст. 10): «Республика Кыргызстан самостоятельно организует свою экономическую жизнь. В республике функционируют разнообразные формы собственности, обладающие равным правовым статусом, которые являются основой формирования и развития рыночных отношений и направлены на удовлетворение, прежде всего, интересов граждан республики, в рамках не запрещенной законом трудовой деятельности доходы граждан не ограничиваются, и наряду с этим осуществляется система социальной защищенности населения. ... Решение вопросов союзной собственности (общей собственности всех республик) осуществляется на договорной основе между республиками субъектами этой собственности.

Республика Кыргызстан самостоятельно создает банковскую, ценовую, финансовую, налоговую систему, формирует государственный бюджет, при необходимости вводит свою денежную единицу» (https://clck.ru/32KShh).

В Национальной стратегии устойчивого развития Кыргызской Республики на период 2013-2017 годы справедливо резюмируется: «В новейшей истории Кыргызстана первые шаги к восстановлению государственности, созданию собственной экономики и возрождению национальной культуры были сделаны в XX веке в составе бывшего Советского Союза. Наш народ достиг многого за советский период развития, но та эпоха безвозвратно ушла» (https://clck.ru/GZ9rz).

Закрепление в советском конституционном законодательстве статуса Киргизской ССР в качестве суверенного государственного образования было формально-юридическим. В то же время, несмотря на декларативность и фиктивность ряда конституционно-правовых положений, полагаем, что создание Киргизской ССР в качестве союзной республики в составе СССР имело стратегически важное значение для формирования экономических, политических, культурно-образовательных основ национальной государственности, формирования национальной элиты, интеллигенции, подготовки научных кадров, управленцев, в т.ч. специалистов в сфере экономики и конституционно-правового развития.

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 8. №10. 2022

https://www.bulletennauki.ru https://doi.org/10.33619/2414-2948/83

Список литературы:

1. Джумагулов А. М. Правовая политика Кыргызской Республики в сфере международных отношений: вопросы теории и практики: дисс. ... д-ра юрид. наук. Бишкек, 2020. С. 58-59.

2. Григорьева В. А. Конституционно-правовое положение государства в российской экономической системе: дисс. ... канд. юрид. наук. М., 2014. С. 48-49.

3. Скрипко В. П. Конституционные основы государственного руководства экономикой развитого социализма: дисс. ... канд. юрид. наук. М., 1984. С. 3-5.

References:

1. Dzhumagulov, A. M. (2020). Pravovaya politika Kyrgyzskoi Respubliki v sfere mezhdunarodnykh otnoshenii: voprosy teorii i praktiki: Dr. diss. Bishkek, 58-59. (in Russian).

2. Grigoreva, V. A. (2014). Konstitutsionno-pravovoe polozhenie gosudarstva v rossiiskoi ekonomicheskoi sisteme: J.D. diss. Moscow, 48-49. (in Russian).

3. Skripko, V. P. (1984). Konstitutsionnye osnovy gosudarstvennogo rukovodstva ekonomikoi razvitogo sotsializma: J.D. diss. Moscow, 3-5. (in Russian).

Работа поступила Принята к публикации

в редакцию 18.09.2022 г. 23.09.2022 г.

Ссылка для цитирования:

Бакалбаев З. М. Конституционно-правовое регулирование экономического развития Кыргызстана в составе СССР // Бюллетень науки и практики. 2022. Т. 8. №10. С. 236-239. https://doi.org/10.33619/2414-2948/83/32

Cite as (APA):

Bakalbaev, Z. (2022). Constitutional and Legal Regulation of the Economic Development of Kyrgyzstan as Part of USSR. Bulletin of Science and Practice, 5(10), 236-239. (in Russian). https://doi.org/10.33619/2414-2948/83/32

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.