Научная статья на тему 'Конституционная реформа и подъем "Tай Рак Тай"как новой формы тайской политической партии'

Конституционная реформа и подъем "Tай Рак Тай"как новой формы тайской политической партии Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
162
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Дискурс-Пи
ВАК
Ключевые слова
ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ / ДЕМОКРАТИЯ / РЕФОРМЫ / КОНСТИТУЦИЯ / ВЫБОРЫ / POLITICAL PARTIES / DEMOCRACY / REFORMS / CONSTITUTION / ELECTIONS

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Таномсакчай П.

Данная статья посвящена изменениям конституции Таиланда 1997 г. Эти институциональные реформы имели решающее значение, поскольку они радикально изменили политико-институциональный ландшафт страны. Реформы обеспечили новые возможности и стимулы для политических деятелей, которыми умело воспользовались Таксин Чинават и его партия «Тай Рак Тай». С помощью ключевых реформ власть Т. Чинавата и его партии укреплялась по отношению к партнерам, коалиции и внутрипартийным фракциям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Constitutional Reform and the Rise of “Thai Rak Thai”As a New Form of the Thai Political Party

This article is devoted to changes in the constitution of Thailand in 1997. These institutional reforms were crucial, as they radically changed the political and institutional landscape of the country. The reforms provided new opportunities and incentives for politicians, who skillfully took advantage of Thaksin Shinawatra and his party “Thai Rak Thai”. With the help of key reforms, T. Shinawatra’s power and his party were strengthened in relation to partners, coalitions and inner-party factions.

Текст научной работы на тему «Конституционная реформа и подъем "Tай Рак Тай"как новой формы тайской политической партии»

УДК 321.727+324+328.1+329.051+329.1 DOI 10.17506/dipi.2018.30.1.8893

конституционная реформа и подъем <^айрак тай» как новой формы тайской политической партии

Аннотация

Данная статья посвящена изменениям конституции Таиланда 1997 г. Эти институциональные реформы имели решающее значение, поскольку они радикально изменили политико-институциональный ландшафт страны. Реформы обеспечили новые возможности и стимулы для политических деятелей, которыми умело воспользовались Таксин Чинават и его партия «Тай Рак Тай». С помощью ключевых реформ власть Т. Чинавата и его партии укреплялась по отношению к партнерам, коалиции и внутрипартийным фракциям.

Ключевые понятия:

политические партии, демократия, реформы, конституция, выборы.

В современных исследованиях политические партии в Таиланде широко рассматриваются с позиций трех альтернативных подходов: политико-экономического, политико-социологического и политологического.

Политико-экономический подход, по мнению таких исследователей, как Сунсид Пириярангсан, Пасук Понгпайчит и Кевин Хьюисон, объясняет, что природа тайской политики определяется лежащими в ее основе социально-экономическими реалиями. Другими словами, акцент в этом подходе делается на тесной взаимосвязи между политической и предпринимательской деятельностью - политика является просто продолжением бизнеса другими средства-

Уральский Федеральный Университет,

кафедра теории и истории международных отношений,

аспирант,

Екатеринбург, Россия, E-mail: g.preeprang@gmail.com

таномсакчай Припранг,

ми [12]. Центральное место в таком понимании тайских партий занимает идея политических фракций: партии представляют собой союзы различных фракций, объединенные не общей идеологией, а общими финансовыми интересами, личными связями.

Политико-социологический подход рассматривает тайские политические партии с точки зрения поддержки их более широкими структурами тайского общества. Партии характеризуются формированием групп и клик, связанных с широкими социальными сетями через сложную сеть личных контактов и обязательств. Для сторонников этого подхода тайские партии являются не чем иным, как коллективом групп персонализированных фракций. Данный подход рассматривает политические партии с точки зрения отношений между патроном и клиентом [13, с. 297]. Этот подход лежит в основе некоторых работ Джима Хоккея, Майкла Нельсона и Даниэля Аргироса [7, с. 67].

По мнению сторонников политологического подхода, Таиланд должен перейти к двухпартийной системе, такой же, как в Британии и США [14, с. 19]. Коалиционные политические системы, широко распространенные в Западной Европе, неизменно считаются непригодными для Таиланда. Политологи считают, что Таиланд должен стремиться к статусу двухпартийной системы, которая рассматривается в качестве реального воплощения демократической партийной политики. Необходимо также, чтобы политические партии обладали двумя ключевыми элементами: идеологией (тесно связанной с конкретными политическими платформами, позициями и обещаниями манифеста) и организационной сложностью (включающей массовое членство и сеть отделений).

Итальянский политолог Анджело Панебьянко предложил концепцию «массовой бюрократической партии» [10], которая стала привлекательной как для тайских, так и нетайских исследователей. Массовая бюрократическая партия имеет членов по всей стране, которые представляют значительную часть избирателей и обеспечивают непосредственную связь между политиками и электоратом. Такая партия дисциплинирована, имеет четко определенные правила и процедуры; руководство имеет легитимность и поддержку членов партии и депутатов. Элементы массовой бюрократической партии можно увидеть в различных тайских партиях. Партия «Новое устремление», основанная в 1990 году, является классическим примером попытки построения массовой бюрократической партии: с самого начала партия «Новое устремление» характеризовалась продуманными формальными структурами, претензиями на огромное членство и наполнялась большим количеством опытных бюрократов и военных чинов.

Политолог Д. МакКарго утверждает, что в тайской партийной системе в 1990-х гг. новой реальностью становится «профессиональная избирательная партия» - новый тайский партийный режим, в котором руководство стремится установить прямую связь с избирателями через средства массовой информации и с помощью различных маркетинговых методов [6, с. 130-131]. Электоральные профессиональные партии характеризуются доминированием небольшого основного руководства, которое тесно сотрудничает с группой профессиональных политических организаторов, в состав которых входят специалисты по СМИ, маркетингу, PR и рекламе. Так, к примеру, Демократическая партия Таиланда на выборах в сентябре 1992 года активно использовала английские

слоганы в Бангкокских плакатах и имиджевые PR-технологии для создания привлекательного образа кандидата в депутаты от столицы страны Абхисита Вейджаджива. Политолог К. Бейкер утверждает, что в 1990-х гг. демократы успешно скорректировали свой политический образ, отразив тем самым происшедшие изменения в тайском обществе. Для смены имиджа они привлекли технократов и новое поколение молодых городских специалистов, символизировавших собой стремление крупных городов к модернизации [3, с. 85]. В итоге демократы смогли заручиться поддержкой своей партии в Бангкоке, а также укрепить свою традиционную базу на Юге страны.

Огромную роль в трансформации тайской партийной системы сыграла конституционная реформа 1997 г., связанная с принятием «Народной конституции» [9, с. 664]. Реформа была направлена на повышение подотчетности как избранных депутатов, так и правительственных чиновников, на содействие более сильным, более национально ориентированным политическим партиям. Конституция 1997 г. коренным образом изменила избирательную систему Таиланда. Был осуществлен переход от блокового голосования к смешанной двухуровневой системе [1]. Одним из самых больших изменений в Конституции 1997 г. было введение полностью избираемого Сената. В прошлом сенаторы Таиланда назначались премьер-министром. Большинство из них были чиновниками из вооруженных сил. После Конституционной реформы 1997 г. большинство сенаторов - бизнесмены.

Яркой особенностью Конституции 1997 г. является призыв к децентрализации. Таиланд традиционно был высокоцентрализованным государством в политическом и экономическом планах. Конституция предоставила определенную политическую и экономическую автономию местным органам власти.

Конституция увеличивает полномочия премьер-министра: он наделяется правом распускать палату представителей и назначать досрочные выборы. Во время своего первого срока премьер-министр Таксин Чинават использовал этот увеличенный рычаг, чтобы сохранить партийные фракции лояльными к партии «Тай Рак Тай», хотя некоторые политики были крайне недовольны.

Принятие Конституции 1997 г. способствовало подъему премьер-министра Таксина Чинавата и его политической партии «Тай Рак Тай» (ТРТ), которая победила на парламентских выборах в 2001 г. с большим отрывом от правящей Демократической партии. Конституция приняла ряд институциональных реформ, направленных на поощрение кандидатов отказаться от личных стратегий и перейти к более программным и партийно-ориентированным стратегиям [8]. Партия «Тай Рак Тай» стала, на наш взгляд, первым серьезным претендентом на настоящую профессиональную партию в Таиланде, поскольку обладала многими ее признаками. ТРТ стремилась представить себя как новый вид политической партии, подчеркивая то, что ее депутаты являются выходцами из самых разных социальных слоев [9, с. 668]. Данная реальность легла в основу стратегии «Великой коалиции ТРТ».

Политика денег (Money Politics) играет огромную роль в победах ТРТ на выборах. Согласно С. Суттхисангиаму, ее суть сводится к тому, что новые группировки капиталистов приходят на смену прежним, которые ослабли и обанкротились во время экономического кризиса 1997 года [2, с. 95]. Для пар-

тии ТРТ союзы с городскими и сельскими политиками являются решающими. Тайский политолог Анек Лаотаматас утверждает, что партия ТРТ фактически является двумя партиями в одной, принимая форму «двойной структуры», поскольку имеет развитые партийные сети как в столице страны, так и в сельской местности [4, с. 201].

Избирательный успех ТРТ в 2001 г. был тесно связан с так называемой «популистской политикой», обращенной к фермерам, которые стали должниками в результате Азиатского финансового кризиса 1997 г., с обещаниями сильного экономического восстановления. Партия ТРТ также обратилась к сельским деревням и борющимся предприятиям в период избирательной кампании 2005 г. В частности, политика ТРТ содержала проект «Здоровье для всех» или «30 бат (денежная единица Таиланда) на каждого заболевшего». Этот проект преследовал цель обеспечить равные возможности для доступа граждан к основным медицинским услугам, оказание поддержки местным производителям.

П. Понгпайхит и К. Бейкер утверждают, что популистская политика ТРТ была частью более широкой повестки дня, направленной на изменения политической системы страны, связанной с созданием мощной централизованной партии, поддерживаемой коммерческими фирмами, и с реализацией программы укрепления социального порядка [4, с. 229].

Партия «Тай Рак Тай» обычно рассматривается как сила, чей национальный призыв, подкрепленный маркетинговыми кампаниями и политикой, рассчитанной на непосредственный охват сельских избирателей, может преодолеть традиционные политические реалии. Однако новизна этих тенденций неочевидна. Скорее ТРТ поднимает старомодную политику на новые высоты, превращая политические фракции в обширные и сложные сети, ориентированные на своего политического лидера - Т. Чинавату.

1. Конституция королевства Таиланд 1997 г.: официальный текст [Электронный ресурс]. URL: https://www.constituteproject.org/constitution/ Thailand_2007.pdf (дата обращения: 17.04.2018).

2. Суттхисангиам С. Власть и оппозиция: особенности политического процесса в Таиланде (2001-2010 гг.): Дисс. ... канд. пол. наук. Росс. ун-т дружбы народов, М., 2015. P. 95.

3. Baker C. Pluto-populism: Thaksin and popular politics. London: Routledge.

Р. 85.

4. Laothamatas A. A tale of two democracies: conflicting perceptions of elections and democracy in Thailand. New York: University Press, 1996. Р. 201.

5. McCargo D., Pathmanand U. The Thaksinization of Thailand. Stockholm: Nordic Institute of Asian Studies, 2005. P. 219.

6. McCargo D. Thailand's political parties: real, authentic and actual, in Kevin Hewison (ed.), Political Change in Thailand: Democracy and Participation. London: Routledge, 1997. Р. 130-131.

7. Nelson M.H., Arghiros D. Democracy, Development and Decentralization in Provincial Thailand, Richmond. Curzon, 2001. Р. 67.

8. Nelson M.H. Thailand's House Elections of 6 January 2001: A Statistical Report, KPI Reports. Nonthaburi: Center for the Study ofThai Politics and Democracy,

King Prajadhipok Institute, 2002.

9. Ockey J. Change and continuity in the Thai party system // Asian Survey. -2003 - № 4 (43). P. 663-680.

10. Panebianco A. Political Parties: Organization and Power. Cambridge: University Press, 1988.

11. Phongpaichit P., Baker C. Thaksin: The Business of Politics in Thailand. Copenhagen: NIAS Press, 2002. P. 229.

12. Phongpaichit P., Piriyarangsan S. Corruption and Democracy in Thailand. Bangkok: Political Economy Centre, Chulalongkorn University, 1994.

13. Scott J.C. Corruption in Thailand. Cambridge: Schenkman, 1979. P. 297.

14. Tongdhamachart K. Towards a Political Party Theory in Thai Perspective. Singapore: Maruzen Asia, 1982. P. 19.

References

1. Konstituciya korolevstva Tailand 1997 g.: oficial'nyj tekst [E'lektronnyj resurs]. URL: https://www.constituteproject.org/constitution/Thailand_2007. pdf (data obrashheniya: 17.04.2018).

2. Suttxisangiam S. Vlast' i oppoziciya: osobennosti politicheskogo processa v Tailande (2001-2010 gg.): Diss. ... kand. pol. nauk. Ross. un-t druzhby narodov, M., 2015. P. 95.

3. Baker C. Pluto-populism: Thaksin and popular politics. London: Routledge.

P. 85.

4. Laothamatas A. A tale of two democracies: conflicting perceptions of elections and democracy in Thailand. New York: University Press, 1996. P. 201.

5. McCargo D., Pathmanand U. The Thaksinization of Thailand. Stockholm: Nordic Institute of Asian Studies, 2005. P. 219.

6. McCargo D. Thailand's political parties: real, authentic and actual, in Kevin Hewison (ed.), Political Change in Thailand: Democracy and Participation. London: Routledge, 1997. P. 130-131.

7. Nelson M.H., Arghiros D. Democracy, Development and Decentralization in Provincial Thailand, Richmond. Curzon, 2001. P. 67.

8. Nelson M.H. Thailand's House Elections of 6 January 2001: A Statistical Report, KPI Reports. Nonthaburi: Center for the Study of Thai Politics and Democracy, King Prajadhipok Institute, 2002.

9. Ockey J. Change and continuity in the Thai party system // Asian Survey. -2003 - № 4 (43). P. 663-680.

10. Panebianco A. Political Parties: Organization and Power. Cambridge: University Press, 1988.

11. Phongpaichit P., Baker C. Thaksin: The Business of Politics in Thailand. Copenhagen: NIAS Press, 2002. P. 229.

12. Phongpaichit P., Piriyarangsan S. Corruption and Democracy in Thailand. Bangkok: Political Economy Centre, Chulalongkorn University, 1994.

13. Scott J.C. Corruption in Thailand. Cambridge: Schenkman, 1979. P. 297.

14. Tongdhamachart K. Towards a Political Party Theory in Thai Perspective. Singapore: Maruzen Asia, 1982. P. 19.

UDC 321.727+324+328.1+329.051+329.1 DOI 10.17506/dipi.2018.32.3.8893

constitutional reform and the rise of "thai rak thai" as a new form of the thai political party

Thanomsakchai Preeprang,

Ural Federal University,

Department of Theory and History of International Relations,

Post-graduate Student,

Ekaterinburg, Russia,

E-mail: g.preeprang@gmail.com

Annotation

This article is devoted to changes in the constitution of Thailand in 1997. These institutional reforms were crucial, as they radically changed the political and institutional landscape of the country. The reforms provided new opportunities and incentives for politicians, who skillfully took advantage of Thaksin Shinawatra and his party "Thai Rak Thai". With the help of key reforms, T. Shinawatra's power and his party were strengthened in relation to partners, coalitions and inner-party factions.

Key concepts:

political parties, democracy, reforms, constitution, elections.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.