Ромайкин И. А.
КОНСТИТУЦИОННАЯ ОХРАНА ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА ДО РОЖДЕНИЯ КАК МЕТАЮРИДИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН
17.2. КОНСТИТУЦИОННАЯ ОХРАНА ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА ДО РОЖДЕНИЯ КАК МЕТАЮРИДИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН
Ромайкин Иван Александрович, преподаватель кафедры международного и европейского права; юрисконсульт
Место работы: ФГБОУ ВО «Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева»; ГАУЗ РМ «МИАЦ» Министерства здравоохранения Республики Мордовия
Аннотация: статья посвящена проблеме теоретического осмысления конституционной охраны человеческой жизни до рождения. Затрагиваются основные аспекты данной проблемы. Конституционная охрана жизни человека до рождения понимается как правовая аксиома и обладающий нравственно-юридической природой метаюриди-ческий феномен, проистекающий из общих начал теории конституционного права и непосредственно связанный с категориями права на жизнь и достоинством личности.
Ключевые слова: конституционная охрана жизни человека до рождения, право на жизнь, достоинство личности, пренатальная стадия развития.
CONSTITUTIONAL PROTECTION OF HUMAN LIFE BEFORE BIRTH AS METAJURIDICAL PHENOMENON
Romaykin Ivan A., teacher of chair of International and European law; lawyer
Place of employment: National Research Mordovia State University; Medical information and analytical center of Ministry of health of the Republic of Mordovia
Abstract: this article is devoted to problem of theoretical comprehension of constitutional protection of human life before birth. The author touches the main aspects of this problem. Constitutional protection of human life before birth considers as legal axiom and having moral and legal nature metajuridical phenomenon, which follows from general principles of theory of constitutional law and linked with categories of the right to life and dignity of persons.
Keywords: constitutional protection of human life before birth, the right to life, dignity of persons, prenatal stage of development.
В настоящее время одной из актуальнейших проблем для отечественной юридической науки является проблема конституционной охраны жизни человека до рождения. Актуальность этой проблемы обусловлена состоянием действующего законодательства, в соответствии с которым каждая женщина самостоятельно решает вопрос о материнстве (ст. 56 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. №323-Ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации») [12]. Между тем, ст. 20 Конституции РФ закрепляет: каждый имеет право на жизнь [4]. «Это право охраняется законом, - отмечает Г.Д. Садовникова. - Никто не может быть произвольно лишен жизни» [10].
Согласно сведениям Министерства здравоохранения РФ, общее число абортов за 2017 г. в России «составило 627,1 тыс. по сравнению с 688,1 тыс. в 2016 году. При этом среди тех, кто забеременел впервые, зафиксировано 45,8 тыс. абортов (7,3% от общего числа)» [14]. В этом плане наблюдается медленное снижение количества абортов: «в 2012 году граждане государства РФ сделали миллион абортов, в 2000-м - два миллиона. Мало того... начиная с 2007 года количество родов у нас стало превышать количество абортов» [9]. Тем не менее, национальные цели развития России, обозначенные в Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. №204, первой из которых названа цель обеспечения устойчивого естественного роста численности населения Российской Федерации [11], ставят нас перед необходимостью самого тщательного анализа сложившейся в этом плане ситуации и поиска решений, в том числе, в правовом поле.
В этой связи, говоря о проблеме конституционной охраны нерожденной жизни, не претендуя на оконча-
тельность и исчерпанность выводов, хотелось бы обратить внимание на следующее.
1. Конституционная охрана жизни до рождения проистекает из общего смысла доктрины конституционного права, одним из постулатов которой является утверждение об обладании каждым человеком права на жизнь и достоинством личности. В соответствии с Письмом Министерства здравоохранения РФ от 17 июля 2017 г. №154/10/2-4792, плод «нельзя уподобить органу или части органа материнского организма, поэтому аборт на любом сроке беременности является намеренным прекращением жизни человека. Через несколько дней после зачатия у ребенка формируются дыхательная, нервная, пищеварительная системы, внутренние органы. Через 18 дней начинает биться сердце. В 21 день приходит в действие его собственная система кровообращения, кровь ребенка НЕ смешивается с кровью матери и может отличаться от нее по группе. В 6 недель формируются ручки, ножки, глаза, нос и уши. Малыш совершает первые движения, хотя мать еще не чувствует их, так как весит он только 30 грамм. В 8 недель ребенок умеет сосать палец, как новорожденный младенец. Он чувствует боль. В 10-11 недель ребенок еще очень мал, но у него уже можно было бы снять отпечатки пальцев, он двигает глазами, языком. Он различает сладкий и горький вкусы. В 11-12 недель малыш дышит, реагирует на свет и тепло, шум. У него сформированы все системы его органов. В 14 недель ребенок засыпает и просыпается вместе с матерью» [7].
Полагаем, что приведенных сведений достаточно, чтобы признать, что право на жизнь возникает в момент зачатия ребенка. «Жизнь человека, - указывают в специально посвященном этому вопросу докладе И.В. Пон-кин, В.В. Еремян, М.Н. Кузнецов, А.А. Понкина, - начи-
нается в момент его зачатия, и ребенок на пренаталь-ной стадии развития до своего рождения самим фактом своего существования, в том числе фактом пребывания в физических (биологических) отношениях со своей матерью, имеет определенный правовой статус, который дает ему право на защиту. При этом термины «эмбрион» и «плод» используются исключительно для указания на этапы онтогенетического развития человеческого индивида, но никак не могут быть основанием признания отсутствия ценности жизни ребенка на пре-натальной стадии развития» [8, с.10].
Соответственно, пренатальная стадия развития жизни человека должна быть осмыслена как особый, но равный с постнатальным период жизни человека, и, следовательно, подразумевающий конституционное признание за ним достоинства и права на государственную защиту и уважение жизни. Подобный подход придаст целостность в этой области как конституционной теории, так и законодательной практике.
2. Конституционная охрана жизни до рождения имеет двойную нравственно-юридическую природу, ибо связана не только с интересами отдельного частного лица (свободой беременной женщины распоряжаться собственной беременностью), но и с общегосударственным публичным интересом - проблемой стабильного демографического развития народа (населения государства) - ср. Указ Президента.
Б.Н. Чичерин указывал, «что государственный закон не может быть основан на чистом нравственном законе. Надобно, чтобы к последнему присоединялся закон юридический, имеющий принудительную силу, действующий и помимо совести. Юридический же закон истекает из существа свободной воли; им определяются и разграничиваются права. Этот закон получает высшее нравственное значение, когда самая воля, которой права он определяет, становится органом и представителем высшего нравственного порядка, то есть когда это воля общественная. Цели частного лица, составляющие содержание личной воли, могут быть эгоистические, корыстные; до юридического закона это не касается. Пользуясь своим правом, лицо может из корыстных видов нанести величайший вред другому (summum jus summa injuria). Напротив, общественная, или государственная, воля должна действовать во имя общего блага; для этого она установлена. Если она действует иногда из частных видов, то это противоречит ее существу. Поэтому она имеет высшее нравственное значение» [15].
Это означает, что свобода женщины распоряжаться собственной беременностью (частный интерес), на наш взгляд, в определенном смысле может находить ограничения в национальном интересе, а именно устойчивом демографическом развитии населения государства. Ведь если женщина решается на прерывание беременности (естественно, за исключением медицинских показаний, когда ставится под угрозу сама жизнь будущей матери), руководствуясь какими-то личными, сиюминутными и не оправданными мотивами, то тем самым наносится вред не только здоровью женщины, но и государству, ибо таким решением женщина отказывает в рождении не только новому человеку, но и гражданину.
3. В этой связи конституционная охрана жизни до рождения должна пониматься не столько как простой и принудительный запрет на совершение аборта, но как проявление со стороны государственной власти уваже-
ния к человеческой личности и его неотчуждаемому достоинству и заботе о развитии человека в течение всей его жизни, а не только после рождения. «Человеческое достоинство ребенка на пренатальной стадии развития не детерминируется, не зависит и не может быть детерминировано какими бы то ни было условиями со стороны любых иных лиц, в том числе государства, или обстоятельствами, продиктованными мнением или волей со стороны каких-либо лиц (включая родителей такого ребенка и медицинских работников). Такое человеческое достоинство не только самоценно, но и самореферентно - то есть не детерминировано какими бы то ни было внешними (по отношению к ребенку на пренатальной стадии развития) юридическими или фактическими условиями или субъективным отношением или мнением, проистекает из самоценности человеческой жизни и автономии личности» [8, с.12].
Ст. 21 Конституции РФ закрепляет, что достоинство личности охраняется государством и ничто не может быть основанием для его умаления. «В аксиологической системе конституционного регулирования категория достоинства следует сразу же за категорией человеческой жизни... что имеет свое обоснование: эта ценность как бы соединяет, интегрирует на высшем нормативном правовом уровне биологические и духовные начала человеческой личности, когда биологическое существование есть необходимая предпосылка и основание духовного» [3]. Иными словами, достоинство личности появляется одновременно с моментом появления человеческой жизни (т.е. самой личности) в момент зачатия и не соотносится прямо с нормативным установлением момента возникновения у личности прав и свобод. Категория достоинства личности связана с категорией жизни, но не связана прямо с правом на жизнь, т.к. достоинство - это качественная характеристика. Кроме этого, Конституция РФ, говоря об обладании каждой личностью достоинством, не устанавливает, с какого момента личность обладает им, и это совершенно правильно, ибо человек обладает достоинством всегда, в том числе и после смерти.
Провозглашая ценность нерожденной человеческой жизни, государство подчеркивает свой социальный и правовой характер. Вместе с тем, законодательная охрана жизни носит взаимно обязывающий характер по отношению к обществу - тем самым государственная власть напоминает своим гражданам о том, что каждый из них ответственен не только за свою собственную жизнь, но и жизнь своих потомков, а значит -за сохранение и укрепление своего отечества. Здесь находит свое проявление одно из важнейших свойств любого государства - преемственность традиции государственного общежития.
4. Многочисленные нормы отечественного законодательства, обходя собственно жизнь нерожденного ребенка, упоминают его как участника тех или иных правоотношений, тем самым так или иначе признавая за ним обладание правосубъектностью.
Например, согласно ч.1 ст. 1116 ГК РФ «к наследованию могут призываться граждане, находящиеся в живых в момент открытия наследства, а также зачатые при жизни наследодателя и родившиеся живыми после открытия наследства» [13].
Уголовный кодекс РФ также содержит нормы, прямо или косвенно упоминающие еще не родившегося ребенка: «в ст. 105 Уголовного кодекса РФ к числу отягчающих вину обстоятельств относится убийство жен-
Ромайкин И. А.
КОНСТИТУЦИОННАЯ ОХРАНА ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА ДО РОЖДЕНИЯ КАК МЕТАЮРИДИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН
щины, заведомо для виновного находящейся в состоянии беременности, а согласно ст. 111 Уголовного кодекса РФ прерывание беременности, как и лишение потерпевшего какого-либо органа, является причинением тяжкого вреда его здоровью» [2, с.216].
В соответствии с ч.2 ст.7 Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» в России введено законодательное «закрепление прав детей, зачатых при жизни потерпевшего, на получение страховых выплат в случае смерти застрахованного в результате наступления страхового случая» [5, с.18].
Налоговый кодекс РФ относит «лиц, эвакуированных из населенных пунктов, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие аварии на производственном объединении «Маяк» (1957 г.), а также из зоны Чернобыльской АЭС (1986 г.), в том числе детей, которые на момент эвакуации находились в состоянии внутриутробного развития» [5, с.18] к категории налогоплательщиков, имеющих право на стандартные налоговые вычеты. И так далее.
Это подтверждает тот факт, что правосубъектность нерожденного ребенка признается на уровне общего смысла и общих начал теории права. Таким образом, признание ценности нерожденной жизни есть, по нашему мнению, правовая аксиома. Согласно устоявшемуся в отечественной юридической науке определению, аксиомы права - «правовые положения, которые в результате проверки многовековой общественно-исторической практикой стали непреложными, исходными, элементарными истинами - привычными и самоочевидными, вне которых невозможно существование права как социального явления» [1, с.93]. При этом правовое признание нерожденной жизни соответствует всем основным признакам правовых аксиом, выделяемым исследователями: «1) Аксиомы выражают нравственные основы права, его общечеловеческое содержание. Необходимость их соблюдения очевидна с точки зрения здравого смысла, принципов морали и справедливости, поэтому они не нуждаются в особых доказательствах. 2) Идеи, выражаемые правовыми аксиомами, являются основными положениями, на которых базируется большинство других правовых норм. 3) Правовые аксиомы не вызывают сомнений, не допускают иных толкований. Из них логически выводятся, на их основе определяются, разрабатываются все остальные категории правовой науки, которые затем вводятся в нормы права...» [1, с.93]. Соответствие этим признакам состоит в том, что:
- признание абсолютной ценности нерожденной жизни олицетворяет нравственное начало права и подчеркивает, что право в своей сущности основывается на моральных, и даже, как недавно выразился пресс-секретарь НК «Роснефть» М.В. Леонтьев, глубоко религиозных [6] принципах. Ценность человеческой жизни не вызывает сомнений и является определяющей при выработке правовых норм и категорий;
- конституционная охрана нерожденной жизни проистекает из провозглашенного и закрепленного на международном и внутригосударственном уровнях права на жизнь и достоинство личности. Право на жизнь - основное и фундаментальное личное право, из которого исходят и на котором основываются все правовые нормы законодательства демократических государств. Согласно ст. 18 Конституции РФ, права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием [4].
Нормы законодательства ряда зарубежных государств, где установлен нормативный запрет на прерывание беременности есть не что иное, как объективация этой правовой аксиомы в действующих законах.
5. В итоге мы приходим к заключению, что конституционная охрана жизни человека до рождения представляет собой своеобразный метаюридический феномен, существующий независимо от его законодательного закрепления на уровне общей теории права и в известном смысле даже не требующий специального правового обоснования. Его существование как ме-таюридической реальности обусловлено фактом развития человеческой жизни на её пренатальной стадии (ср. Письмо Минздрава РФ) и пониманием пренатальной стадии развития человека как особой, но равной по значению с постнатальным (послеродовым) этапом жизни человека.
Все вышесказанное позволяет заключить, что всеми основными правами, в первую очередь правом на жизнь, человек начинает обладать именно с момента зачатия и данное право должно охраняться государством. В этой связи доктринальное понимание права на жизнь должно быть, по нашему мнению, дополнительно проанализировано и осмыслено с позиций развития человека на пренатальной стадии.
Автор надеется, что приведенные в этом очерке краткие соображения относительно такого важного вопроса, как конституционная охрана жизни нерожденного ребенка, могут послужить к дальнейшему исследованию этой проблемы и выработке единой позиции как на теоретическом, так и законодательном уровне, которая отвечала бы представлению о человеке как абсолютной ценности, что является одним из краеугольных камней доктрины конституционализма.
Список литературы:
1. Давыдова М.Л. Правовые аксиомы как средство юридической техники// Вестник ВолГУ. - Серия 9. Вып.6. -2007. С. 93-98.
2. Каверина Е.В. Конституционно-правовое регулирование защиты жизни ребенка до рождения в Российской Федерации // Вестник СГТУ. - 2013. - №3 (72) С.214-217.
3. Комментарий к Конституции Российской Федерации (под ред. В.Д. Зорькина, Л.В. Лазарева). - М.: «Эксмо», 2010. [Электронный документ]/ СПС Гарант.
4. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г) (с поправками) // [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://constitution.garant.ru/ (дата обращения 9.09.2018 г.)
5. Крылатова И.Ю. Право ребенка на жизнь как элемент основ конституционного строя // Российское право: Образование. Практика. Наука. - 2017. - №4 (100). С. 13-21.
6. Михаил Леонтьев: Удивляет, когда узнаешь, что человек - неверующий// [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://foma.ru/mihail-leontev-udivlyaet-kogda-uznaesh-chto-chelovek-neveruyushhiy.html (дата обращения 9.09.2018 г.).
7. Министерства здравоохранения Российской Федерации от 17 июля 2017 г. № 15-4/10/2-4792 [Электронный документ]/ СПС Гарант.
8. Понкин И.В., Еремян В.В., Кузнецов М.Н., Понкина А.А. О правовых основаниях правового признания ценности жизни, человеческого достоинства и права на жизнь ребенка, находящегося на пренатальной стадии развития (Предварительный доклад от 01.07.2014 г.) // Нравственные императивы в праве. - 2014. - №2. С.4-46.
9. Россия побеждает аборты // [Электронный ресурс] -Режим доступа: https://tsargrad.tv/articles/rossija-pobezhdaet-aborty_104949 (дата обращения 30.07.2018 г.).
10. Садовникова Г.Д. Комментарий к Конституции Российской Федерации (постатейный). 10-е изд., испр. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2016. [Электронный документ]/ СПС Гарант.
11. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»// Российская газета от 9 мая 2018 г. № 97с.
12. Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № З23-Ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» [Электронный документ]/ СПС Гарант.
13. Часть третья Гражданского кодекса Российской Федерации от 26 ноября 2001 г. № 146-ФЗ. Принята Государственной Думой 1 ноября 2001 г., одобрена Советом Федерации 14 ноября 2001 г. // Собрание законодательства Российской Федерации от 3 декабря 2001 г. № 49 ст. 4552.
14. Число абортов в России за год снизилось на 8,8% // [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://tass.ru/obschestvo/5372418 (дата обращения 30.07.2018 г.)
15. Чичерин Б.Н. Общее государственное право (под редакцией и с предисловием В.А. Томсинова). - М.: «Зерцало», 2006. [Электронный документ]/ СПС Гарант.
РЕЦЕНЗИЯ
на статью И. А. Ромайкина «Конституционная охрана жизни до рождения как метаюридический феномен»
Статья И.А. Ромайкина «Конституционная охрана жизни до рождения как метаюридический феномен» написана на актуальную и значимую для отечественной юридической науки тему, поскольку проблемы, связанные с законодательной защитой нерожденных детей в последнее время постоянно находятся в поле зрения отечественных правоведов.
Рассматривая конституционную защиту жизни нерожденных детей, автор выделяет ключевые, по его мнению, стороны этой проблемы, главным образом доктринального характера, так как именно на доктринальном уровне еще не выработано единой позиции по этому вопросу.
Так, говоря о моменте возникновения права на жизнь в контексте конституционной охраны жизни до рождения, автор настаивает, что оно возникает с момента зачатия ребенка, аргументируя свою позицию Письмом Министерства здравоохранения РФ.
Рассматривая юридическую природу конституционной охраны нерожденной жизни, автор высказывает интересную позицию о ее двойной нравственно-юридической природе, связанной не только с законодательным регулированием, но и с ответственностью будущей матери за стабильное демографическое развитие народа.
С точки зрения государственной политики конституционная охрана жизни до рождения представляет собой, по мнению автора, проявление со стороны государственной власти уважения к человеческой личности, что вытекает из конституционного принципа неотчуждаемости прав, свобод и достоинства личности. Кроме того, конституционное закрепление охраны нерожденной жизни дополнительно подчеркивает социальный и правовой характер государства.
Анализируя нормы различных отраслей права, автор показывает, что во всех случаях нерожденный ребенок гак или иначе выступает как субъект права, несмотря на отсутствие прямого законодательного закрепления статуса нерожденного ребенка как субъекта права. Отсюда автор делает вывод, что конституционная охрана жизни до рождения есть правовая аксиома, проистекающая из общего смысла теории права.
Все сказанное позволяет автору заключить, что конституционная охрана жизни до рождения представляет собой своеобразный метаюридический феномен, существующий независимо от его законодательного закрепления и не требующий специального правового обоснования. Существование этого феномена обусловлено развитием человеческой жизни на пренатальной стадии и пониманием пренатальной стадии как особой, но равной с постнатальным периодом жизни человека.
Таким образом, статья И.А. Ромайкина представляет собой самостоятельно исполненную научную работу, выполненную на актуальную для юридической науки тему, содержащую авторский подход к раскрытию заявленной темы. Статья рекомендуется для публикации в открытой печати.
Рецензент:
кандидат юридических наук, доцент кафедры государственного и административного права ФГБОУ ВО «МГУ им. Н.П. Огарева»
Д.С. Стенькин