Научная статья на тему 'Конституции штатов и гарантии религиозной свободы в США'

Конституции штатов и гарантии религиозной свободы в США Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
763
117
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
РЕЛИГИЯ / КОНСТИТУЦИИ ШТАТОВ / КОНСТИТУЦИОННЫЙ ПРИНЦИП РАВНОПРАВИЯ / СВОБОДА СОВЕСТИ / ДИСКРИМИНАЦИЯ / RELIGION / STATE CONSTITUTIONS / CONSTITUTIONAL PRINCIPLE OF EQUALITY / FREEDOM OF CONSCIENCE / DISCRIMINATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Николаев Борис Викторович, Хазов Евгений Николаевич

Рассматриваются вопросы конституционного регулирования взаимодействия между религией, обществом и государством на уровне штатов. Выявлены основные направления конституционного регулирования в этой сфере, особенности религиозных положений конституций отдельных штатов. В результате проведенного исследования сделан вывод о существенно более развернутом конституционном регулировании религиозных вопросов на уровне штатов по сравнению с Конституцией США 1787 г. Несмотря на существенное многообразие соответствующих конституционных положений, следует отметить общие подходы для конституций штатов в отношении определения основных направлений конституционной регламентации в рассматриваемой области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

States' constitutions and guarantees of religious freedom in the USA

Considered the issues of constitutional regulation of interaction between religion, society and the state at the state level. The main directions of constitutional regulation in this area, the particular religious provisions of the constitutions of individual states are revealed. Concluded that there is a more detailed constitutional regulation of religious issues at the state level compared to the US Constitution of 1787. Noted that despite the significant variety of relevant constitutional provisions, there are general approaches to this issue in state constitutions with respect to determining the main directions of constitutional regulation in this area.

Текст научной работы на тему «Конституции штатов и гарантии религиозной свободы в США»

УДК 342 ББК 67.400.1

DOI 10.24411/2414-3995-2020-10009 © Б.В. Николаев, Е.Н. Хазов, 2020

Научная специальность 12.00.02 — конституционное право; конституционный судебный процесс; муниципальное право

КОНСТИТУЦИИ ШТАТОВ И ГАРАНТИИ РЕЛИГИОЗНОЙ СВОБОДЫ В США1

Борис Викторович Николаев,

доцент кафедры «Уголовное право», кандидат исторических наук, доцент Пензенский государственный университет (440026, Пенза, ул. Красная, д. 40)

E-mail: nikolboris@yandex.ru; Евгений Николаевич Хазов, профессор кафедры конституционного и муниципального права, доктор юридических наук, профессор Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117437, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12)

E-mail: evg.hazow@yandex.ru

Аннотация. Рассматриваются вопросы конституционного регулирования взаимодействия между религией, обществом и государством на уровне штатов. Выявлены основные направления конституционного регулирования в этой сфере, особенности религиозных положений конституций отдельных штатов. В результате проведенного исследования сделан вывод о существенно более развернутом конституционном регулировании религиозных вопросов на уровне штатов по сравнению с Конституцией США 1787 г. Несмотря на существенное многообразие соответствующих конституционных положений, следует отметить общие подходы для конституций штатов в отношении определения основных направлений конституционной регламентации в рассматриваемой области.

Ключевые слова: религия, конституции штатов, конституционный принцип равноправия, свобода совести, дискриминация.

STATES' CONSTITUTIONS AND GUARANTEES OF RELIGIOUS FREEDOM IN THE USA

Boris V. Nikolaev,

Associate Professor of the Department of Criminal Law, Candidate of Historical Sciences, Associate Professor Penza State University (440026, Penza, ul. Krasnaya, d. 40);

Evgeniy N. Khazov,

Professor of the Department of Constitutional and Municipal Law, Doctor of Legal Sciences, Professor

Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot' (117437, Moscow, ul. Akademika Volgina, d. 12)

Abstract. Considered the issues of constitutional regulation of interaction between religion, society and the state at the state level. The main directions of constitutional regulation in this area, the particular religious provisions of the constitutions of individual states are revealed. Concluded that there is a more detailed constitutional regulation of religious issues at the state level compared to the US Constitution of 1787. Noted that despite the significant variety of relevant constitutional provisions, there are general approaches to this issue in state constitutions with respect to determining the main directions of constitutional regulation in this area.

Keywords: religion, state constitutions, constitutional principle of equality, freedom of conscience, discrimination.

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Для цитирования: Николаев Б.В., Хазов Е.Н. Конституции штатов и гарантии религиозной свободы в США. Вестник экономической безопасности. 2020;(1):59-64.

1 Статья подготовлена при финансовой поддержке РФФИ, грант № 19-011-00559 А «Государство, право и религия в США: законодательство и правоприменительная практика».

От самых своих истоков североамериканская государственность характеризуется определенным дуализмом в отношении религии. С одной стороны, ярко выраженная мессианская направленность «града на холме», значительное влияние религиоз-

ных общин на становление некоторых колоний и, впоследствии, штатов, с другой стороны, отстаиваемая некоторыми отцами-основателями (в частности, Т. Джефферсоном) секуляризация политической жизни и доктрина четкого разделения церкви

и государства, — обусловили некоторую противоречивость взаимодействия религиозных объединений и молодой американской государственности.

Подобная противоречивость сохраняется, хотя и в несколько модифицированном виде, и в настоящее время. Повышение роли так называемой «гражданской религии» при относительном снижении общественной поддержки традиционных религий сопровождается ростом столкновений различных систем теистических и атеистических взглядов в современных США. Знаками современной противоречивой ситуации является рост преступлений на почве религиозной ненависти, зарегистрированный опросами общественного мнения высокий уровень нетерпимости американцев к атеистам и мусульманам, конфликт между традиционными христианскими и радикальными либеральными ценностями в таких вопросах, как ограничение абортов, рост числа неопределившихся, приверженцев «духовных, но не религиозных» убеждений [8, с. 833—834], легализация однополых браков, гарантии прав сексуальных меньшинств и трансгендеров, вопросы образования, семейного воспитания детей, использования религиозных символов, молитв, религиозных служб в общественных местах.

Особое значение в этой связи приобретают религиозные положения Первой поправки к Конституции США и соответствующая практика Верховного Суда США. Десять слов религиозной клаузулы данной поправки стали одними из наиболее противоречиво толкуемых как в рамках научных дискуссий, так и в рамках судебной практики. Это подтверждается и достаточно обширной судебной практикой. Во-первых, поправка устанавливает запрет на «государственное установление религии». Во-вторых, конституционные положения гарантируют «свободу осуществления религии», которая определяется как индивидуальное абсолютное право, гарантируемое государством, и предполагает защиту от различных форм религиозной дискриминации. Исследователи отмечают тот факт, что в действующей федеральной Конституции взаимодействие государства и религии осталось «по существу, неопределенным»: Конституция США «охватывает то, с чем практически все американцы согласны (а именно, идея религиозной свободы), оставляя при этом совершенно неу-

регулированным то, в чем у американцев существуют существенные разногласия (что означает или влечет за собой религиозная свобода)» [9, с. 104; 10, с. 208].

В отличие от Конституции США основные законы штатов имеют более широкий круг объектов регламентации. Содержание и структура конституций штатов существенно различаются, а общий перечень статей, включенных в основные законы штатов, охватывает около 40 наименований [13, с. 203].

Изменяется значение конституций штатов и в рамках правоприменительного процесса. Исследователи отмечают повышение роли конституций штатов в качестве правовой основы судебных решений по защите гражданских прав в последние десятилетия по сравнению с предшествующим федеральным судебным доминированием [12, с. 71—72]. Более того, по мнению Главного судьи Верховного Суда штата Индиана Р.Т. Шепарда, «защита американцев от тирании требует превращения верховных судов штатов и конституций штатов в реально властные центры, обеспечивающие гарантии прав человека»

[7, с. 75].

В целом, исследователи отмечают необходимость обязательного учета конституций штатов при анализе североамериканского конституционализма и его сравнении с конституционализмом в других, в том числе европейских государствах [11, с. 1643— 1644].

В отличие от союзной Конституции учредительные акты штатов содержат специальные (иногда весьма детальные) положения относительно религии и религиозных институтов. Это обусловлено рядом факторов. Прежде всего, американская федерация изначально создавалась самими субъектами «снизу», «договорным» способом, и потому федерации делегировались лишь основополагающие, очевидно требующие единых усилий и воли полномочия. Вторым фактором является большая гибкость, подвижность конституций штатов, многие из которых приняты в ХХ в. либо претерпели значительные изменения в эпоху становления и развития социальной государственности в США, что способствовало закреплению в них вопросов высшей школы. В-третьих, сама концепция конституционных документов штатов существенно отличается от док-

трины федеральной Конституции. Последняя представляет собой закрепление базовых принципов организации государственной власти, устанавливает систему федеральной власти и гарантирует базовые личные и политические права и свободы человека и гражданина. Конституции штатов более разнообразны и по структуре, и по характеру, и по объему, несмотря на наличие таких «обязательных» элементов, как «билль о правах» и закрепление системы организации власти [18].

Из пятидесяти конституций штатов три приняты в XVIII в. (Конституция штата Массачусетс 1780 г., конституции штатов Вермонт и Нью-гемпшир 1793 г.), девять конституций приняты до 1860 г., еще двадцать одна до 1900 г., пять до 1945 г. и лишь двенадцать конституций были приняты после Второй мировой войны: Нью-Джерси (1947 г.), Гавайев (1950 г.), Аляски (1956 г.), Мичигана (1962 г.), Коннектикута (1965 г.), Флориды (1968 г.), Иллинойса (1970 г.), Виргинии (1970 г.), Северной Каролины (1970 г.), Монтаны (1972 г.), Луизианы (1974 г.), Джорджии (1982 г.). Следует отметить период наибольшей конституционной активности во второй половине 1960-х и начале 1970-х гг., что связано с масштабными изменениями в связи с усилением роли государства, в том числе на уровне штатов в различных сферах общественной жизни. В этот же период происходят и значительные реформы уже действующих конституций [19].

После принятия Первой поправки к Конституции США только четыре из первоначальных штатов сохраняли основные законы, устанавливающие определенную религию. В 1833 году последний из штатов — Массачусетс — отказался от соответствующих конституционных положений. По рекомендации Президента Гранта в 1876 году Дж. Блейном был внесен проект конституционной поправки, запрещающей финансирование публичных школ, находящихся под контролем религиозных институтов. Несмотря на отказ Конгресса принять поправку, с этого времени одним из основных требований принятия в Союз новых штатов становится свобода новых членов Союза «от любого сектантского контроля» [14, с. 29—30].

Современные конституции штатов содержат, как правило, общие положения биллей о правах штатов, посвященные свободе совести, дополнен-

ные во многих случаях специальными положениями по вопросам религии в сфере образования и других сферах. При наличии существенного разнообразия конституционного регулирования взаимодействия религии и высшей школы в различных штатах, можно выделить наиболее устойчивые и типичные элементы такого регулирования (наряду с общим положением о свободе совести в биллях о правах). Во-первых, это — запрет публичного финансирования религиозных институтов и программ, который может носить абсолютный характер, но может и содержать ряд оговорок и ограничений [17, с. 126—129]. Во-вторых, конституции устанавливают запрет на религиозное обучение в системе публичных институтов образования. В-третьих, запрещается любая дискриминация на религиозной основе в системе образования, прежде всего, при поступлении на учебу или на работу, в том числе использование религиозного теста или квалификации. В-четвертых, конституции запрещают проведение обязательных религиозных служб или ритуальных действий. Однако, принимая во внимание традиционно религиозную основу общественной морали во многих штатах, а также роль церкви в становлении системы образования в целом и высшей школы США в частности [16, с. 36—37; 15, с. 86—91], ряд конституций содержат особое положение об уважении (или содействии) религиозных, общеморальных и образовательных ценностей. Следует упомянуть и законодательство о финансировании высшей школы, поскольку именно финансовый контроль зачастую является наиболее эффективным средством воздействия на высшие учебные заведения и всю систему высшей школы в целом.

Наиболее часто встречающимся названием соотвествующего положения в биллях о правах конституций штатов является «свобода религии» (в частности, конституции штатов Аляска, Делавэр, Джорджия, Луизиана, Нью-Мексико, Род-Айленд) или «религиозная свобода» (конституции штатов Алабама, Арканзас, Колорадо, Иллинойс, Мэн, Миссури, Небраска, Нью-гэмпшир, Нью-Йорк, Северная Каролина, Пенсильвания, Вашингтон) [20].

В некоторых конституциях свобода религии закрепляется наряду со свободой совести (конститу-

ции штатов Аризона, Миннесота), и, даже, по аналогии с федеральной Конституцией, со свободой слова, собраний, прессы и петиций (конституции штатов Гавайи, Южная Каролина).

Присутствуют и другие наименования: «гарантии религиозной свободы» (конституция штата Айдахо), «свобода культа и религиозных убеждений» (конституция штата Мичиган), «свобода совести, образование, необходимость религии и знания» (конституция штата Огайо) [23, с. 58—60].

Одним из наиболее универсальных религиозных положений конституций штатов в США является запрет на установление религии, который соот-вествует клаузуле Первой Поправки к Конституции США 1787 г. «об установлении религии». Так, Конституция штата Алабама гласит: «никакая религия не может быть установлена законом; ... никто не может быть принужден к посещению любых религиозных учреждений» [1].

Как уже отмечалось, даже названия соотвеству-ющих положений конституций штатов указывают на второй важный элемент конституционного регулирования в сфере взаимодействия религии и государства: гарантии религиозной свободы. В то же время ряд конституций предусматривает возможность ограничения религиозной свободы, если она несовместима «с миром и безопасностью штата» (конституции штата Калифорния, Джорджия) или с «общественной моралью, миром и безопасностью» (конституция штата Флорида), с религиозными правами других лиц (конституция штата Мэн), а в штате Айдахо прямо запрещается религиозное «оправдание полигамии или любого другого преступления» [21].

Кроме того, конституции штатов устанавливают запрет дискриминации или, напротив, привилегий для отдельных религиозных объединений. Согласно конституции штата Алабама «закон не может создавать преимущества какой-либо религиозной секте, деноминации, ритуалу», а конституция штата Калифорния гарантирует «свободное осуществление и использование религии без дискриминации или преференции» [22].

Другими направлениями конституционного регулирования религиозных вопросов на уровне штатов являются запреты: установления клятвы или присяги религиозного характера (или, напротив, не-

соответствующих религиозным убеждениям человека) при занятии должности как в государственных органах и учреждениях, так и в иных общественных организациях и учреждениях (в частности, конституции штатов Айдахо, Арканзас, Индиана, Огайо); специальных религиозных тестов, требований, квалификаций для занятия какой-либо должности (конституции штатов Айова, Арканзас, Висконсин, Дэлавэр, Иллинойс, Индиана, Канзас, Колорадо, Мэн, Миннесота, Миссури, Небраска, Огайо, Орегон, Пенсильвания, Теннесси, Юта); запрет финансирования религиозных институтов (конституции штатов Аризона, Висконсин, Мичиган, Миссури, Нью-гэмпшир, Оклахома, Орегон, Техас, Юта), в том числе образовательных, или установления специальных налогов и сборов; ограничение процессуальных прав американских граждан по религиозным основаниям, в том числе права быть свидетелем, присяжным заседателем (конституции штатов Айова, Аризона, Индиана, Калифорния, Миссурри, Мичиган, Мэриленд, Невада, Нью-Йорк, Орегон, Северная Дакота), или избирательных прав (конституции штатов Канзас, Миннесота, Юта). Так, конституция штата Юта запрещает любые религиозные требования на выборах любого уровня, закрепляя отсутствие «союза между Штатом и Церковью», равно как и доминирование какой-либо церкови над Штатом или вмешательство со стороны церкви в осуществление функций государства [6]. Конституция штата Миннесота также запрещает религиозный ценз для активного избирательного права при проведении выбора любого уровня в пределах штата [5]. Сходное положение содержит и конституция штата Канзас [4].

Существенно различается и объем соотвеству-ющих конституционных положений. Так, в одних конституциях непосредственно религии посвящена одна статья, некоторые из которых являются весьма лаконичными (конституции штатов Аляска, Гавайи, Канзас, Коннектикут, Луизиана, Миссисипи, Нью-Мексико, Нью-Йорк, Оклахома, Северная Каролина, Южная Каролина, Юта). Так, статья 1.4 «Свобода религии» конституции штата Аляска ограничивается запретом принятия закона об установлении религии или запрещении ее свободного осуществления» [2] (по аналогии с религиозными положениями Первой Поправки к Конституции США).

Напротив, некоторые конституции содержат более развернутые религиозные положения (конституции штатов Индиана, Калифорния, Миссури, Мэрилэнд, Орегон, Техас). Так, в конституции штата Индиана религиозным вопросам непосредственно посвящены семь статей (со второй по восьмую). Они предусматривают, в частности, «естественное право каждого на поклонение Всемогущему Богу в соответствии с требованиями своей совести» (статья 2), запрет вмешательства с помощью закона в свободу вероисповедания и свободу совести (статья 3), запрет «привилегий со стороны закона в отношении какого-либо вероисповедания, религиозного общества или образа вероисповедания»; а также «принуждения посещать, возводить или поддерживать какое-либо место поклонения или поддерживать какой-либо религиозный ритуал без согласия соответствующего лица» (статья 4), запрет «религиозных требований для занятия какой-либо должности» (статья 5), запрет государственного финансирования религиозных учреждений (статья 6), запрет ограничений процессуальной дееспособности (в частности права выступать в качестве свидетеля) в связи с религиозными убеждениями соотвеству-ющего лица (статья 7), запрет установления клятвы или присяги, несовместимой с религиозными убеждениями лица [3].

Исследователи отмечают самостоятельный характер Конституции штата Индиана по отношению к Конституции США 1787 г. в сфере обеспечения свободы совести [7, с. 97—99].

Таким образом, конституции штатов более многообразны, в сравнении с Конституцией США 1787 г., в деле правового регулирования взаимодействия между религией, обществом и государством. Следует, при этом, различать основные модели конституционного регулирования религиозной сферы на уровне штатов. Первая модель характеризуется наличием, как правило, одной специализированной статьи, которая ограничивается в основном закреплением приниципа религиозной свободы, недискриминации по религиозным основаниям и запрета установления обязательной или официальной религии штатом. Вторая модель характеризуется более развернутым содержанием и наряду с вышеупомянутыми основополагающими принципами, существенно конкретизирует основные направления

нейтрализации религиозной деятельности, обеспечения баланса между свободой функционирования религиозных объединений и недопустимости чрезмерного сращивания церковной деятельности и государственной власти. В связи с этим, конституции штатов устанавливают прямые запреты на введения религиозных квалификационных требований, требований или условий для поступления на государственную службу, приобретения избирательных прав [24], принесения религиозной присяги или клятвы религиозного характера для встпуления в должность, государственного финансирования религиозных институтов и программ, в том числе образовательных. Следует отметить тенденцию расширения использования конституционных положений при принятии решений судами штатов по спорам, связанным с защитой свободы совести и религиозных прав граждан и религиозных объединений.

Литература

1. Constitution of the State of Alabama 1901 // https://law.justia.com/constitution/alabama/

2. Constitution of the State of Alaska 1956 // https://ltgov.alaska.gov/information/alaskas-constitution/

3. Constitution of the State of Indiana 1851 // https://www.law.indiana.edu/uslawdocs/inconst.html

4. Constitution of the State of Kanzas // http:// www.kssos.org/other/pubs/KS_Constitution.pdf

5. Constitution of the State of Minnesota 1857 // https://www.revisor.mn.gov/constitution/

6. Constitution of the State of Utah // https:// onlineutah.us/constitution.shtml.

7. Deboer M.J. Justice Brent Dickson, State constitutional interpretation, and the religion provisions of the Indiana Constitution // Indiana Law Review. 2016. Vol. 50.

8. Miller С. «Spiritual But Not Religious»: rethinking the legal definition of religion // Virginia Law Review. 2016. Vol. 102.

9. Smith St.D. The Rise and Decline of American Religious Freedom. Cambridge, Massachusetts: Harvard University Press, 2014.

10. Tushnet Mark. Liberals, Litigants, and the Disappearance of Consensus About the Religion Clauses // Texas Law Review. 2014. Vol. 93.

11. Versteeg M., Zackin E. American Constitutional Exceptionalism Revisited // The University of Chicago Law Review. 2014. Vol. 81.

12. Егоров С.А. Конституционализм в США: политико-правовые аспекты / С.А. Егоров. М.: Наука, 1993.

13. Лафитский В.И. Конституционный строй США / Владимир Ильич Лафитский. М.: Контракт, 2007.

14. Николаев Б.В., Павлова Н.А. Государство, высшее образование и религия: североамериканская модель регулирования // Современные проблемы науки и образования. 2011. № 2.

15. Николаев Б.В. Конституции штатов и правовое регулирование высшего образования в США // Государство и право. 2011. № 5.

16. Николаев Б.В. Религия и высшее образование в США: особенности конституционно-правового регулирования // Конституционное и муниципальное право. 2008. № 2.

17. Николаев Б.В., Хазов Е.Н. Конституционно-правовое регулирование вопросов государственного финансирования религиозных образовательных институтов и программ в США // Вестник Московского университета МВД России. 2008. № 11.

18. Горшенева И.А., Зинченко Е.Ю., Егоров С.А., Патрикеев В.Е., Смольяков А.А., Томин В.А., Фоми-чев А.В., Хазов Е.Н., Ячменев Ю.В. Конституционное право зарубежных стран. М., 2017.

19. Маилян С.С., Зиборов О.В., Эриашви-ли Н.Д., Кадников Н.Г., Хазов Е.Н., Ординарцев И.И., Давитадзе М.Д., Клименко А.И., Иванов А.А., Варсеев В.В., Никитин М.И., Джафа-ров Н.К. Правоведение. 4-е изд., перераб. и доп. М., 2019.

20. Зубов И.Н., Василевич Г.А., Хазов Е.Н., Прудников А.С. Конституционное право зарубежных стран. Учебник для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки «Юриспруденция». М., 2013.

21. Хазов Е.Н., Горшенева И.А., Иванцов С.В., Егоров С.А., Ларина Л.А., Воробьев В.Ф., Зинченко Е.Ю., Харламов С.О., Дурнев В.С., Саудаха-нов М.В. Организация деятельности полиции зарубежных стран. Учебно-методическое пособие. М., 2017.

22. Ендольцева А.В., Эриашвили Н.Д., Мир-зоев Г.Б., Тамаев Р.С., Химичева О.В., Хазов Е.Н., Галузо В.Н., Миронов А.Л. Правоохранительные органы зарубежных стран. Учебник. М., 2013.

23. Гончаров С.И., Хазов Е.Н. Основные элементы юридического механизма реализации прав, свобод и обязанностей человека. В сборнике: Актуальные проблемы административного и административно-процессуального права сборник тезисных статей. Министерство внутренних дел Российской Федерации. Московский университет. М., 2003.

24. Эбзеев Б.С., Гасанов К.К., Виноградов В.А., Хазов Е.Н., Прудников А.С., Белоновский В.Н., Эриашвили Н.Д., Егоров С.А., Курскова Г.Ю., Оса-велюк А.М., Миронов А.Л., Кальгина А.А., Павлов Е.А., Шуленин В.В., Кирсанов А.Ю., Саудаха-нов М.В., Громов К.Э., Тутханян Г.А. Избирательное право. Сер. Юриспруденция для бакалавров. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2015.

25. Лафитский В.И. Конституция американского штата. (Политико-правовой анализ). Дис. ... канд. юрид. наук. М., 1984 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.