Научная статья на тему 'Конституционно-правовое обеспечение организации и деятельности советов по вопросам высшего образования в США'

Конституционно-правовое обеспечение организации и деятельности советов по вопросам высшего образования в США Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
150
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНСТИТУЦИЯ США / U.S. CONSTITUTION / КОНСТИТУЦИИ ШТАТОВ / УНИВЕРСИТЕТ / UNIVERSITY / ВЫСШАЯ ШКОЛА / HIGH SCHOOL / СОВЕТ ПОПЕЧИТЕЛЕЙ / BOARD OF TRUSTEES / СОВЕТ ОБРАЗОВАНИЯ / BOARD OF EDUCATION / ИНСТИТУТ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / INSTITUTION OF HIGHER EDUCATION / ОБРАЗОВАНИЕ / EDUCATION / STATE CONSTITUTIONS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Хазов Е.Н., Николаев Б.В., Касаткин М.Н.

В статье проведен анализ конституционно-правового регулирования, обеспечения, организации и деятельности советов по вопросам высшего образования в США с целью заимствования их положительного опыта, связанного с реформированием высшего образования в Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Constitutional and legal framework of the organization and the council for higher education in the USA

This article analyzes the constitutional and legal regulation, security, organization and activities of the Council for higher education in the United States to borrow their positive experience is the reform of higher education in the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «Конституционно-правовое обеспечение организации и деятельности советов по вопросам высшего образования в США»

роризмом в соответствии с Федеральным законом от 6 марта 2006 г. № 35-Ф3 «О противодействии терроризму»4 (в ред. от 8 ноября 2011 г.). В целях пресечения и раскрытия террористического акта, минимизации его последствий и защиты жизненно важных интересов безопасности личности по решению должностного лица, принявшего в соответствии с законом решение о проведении соответствующей операции, в пределах территории ее проведения может вводиться правовой режим на период ее проведения. Решение о введении правового режима, включая определение территории (перечня объектов), в пределах которой (на которых) такой режим вводится, и перечня применяемых мер и временных ограничений), а также решение об отмене правового режима подлежат незамедлительному обнародованию.

Таким образом, можно сделать вывод, что современный период развития Российского государства характеризуется глубоким реформированием политических, социальных, экономических, духовных и организационных основ общественной и государственной жизни.

Происходит переоценка и обновление мировоззренческих установок. На первый план обоснованно выдвигаются общечеловеческие ценности, демократия, права и свободы личности. Именно личность представляет собой цель и смысл деятельности государства, а ее права и свободы являются высшей ценностью в государстве. Главной в реализации задач обеспечения безопасности личности является конституционно-правовая база, на которой основана политическая воля государства, происходит объединение усилий всех органов, сил и средств, входящих в государственную систему обеспечения безопасности личности, координация их деятельности с негосударственной системой, включающей в себя граждан и их объединения, политические партии. Поэтому закрепленные в Конституции Российской Федерации положения требуют неуклонного претворения их в жизнь, а соответствующее законодательство — дальнейшего совершенствования.

_

4 СЗ РФ. 2006. № 11. Ст. 1146; № 31. Ст. 3452.

КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

ОРГАНИЗАЦИИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОВЕТОВ ПО ВОПРОСАМ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В США

Е.Н. ХАЗОВ,

доктор юридических наук, профессор Московского университета МВД России;

Б.В. НИКОЛАЕВ,

кандидат юридических наук, доцент Пензенского государственного университета;

М.Н. КАСАТКИН, адъюнкт Московского университета МВД России

Аннотация. В статье проведен анализ конституционно-правового регулирования, обеспечения, организации и деятельности советов по вопросам высшего образования в США с целью заимствования их положительного опыта, связанного с реформированием высшего образования в Российской Федерации.

Ключевые слова: Конституция США, конституции штатов, университет, высшая школа, совет попечителей, совет образования, институт высшего образования, образование.

CONSTITUTIONAL AND LEGAL FRAMEWORK OF THE ORGANIZATION AND THE COUNCIL FOR HIGHER EDUCATION IN THE USA

E.N. HAZOV,

doctor of legal sciences, professor of the Moscow university ofthe Ministry of Internal Affairs of Russia;

B.V. NIKOLAEV,

candidate of of legal sciences, associate professor of the Penza state university;

M.N. KASATKIN,

adjunct of the Moscow university ofthe Ministry of Internal Affairs of Russia

Annotation. This article analyzes the constitutional and legal regulation, security, organization and activities of the Council for higher education in the United States to borrow their positive experience is the reform of higher education in the Russian Federation.

Keywords: the U.S. Constitution, state constitutions, university, high school, board of trustees, the board of education, the institution of higher education, education.

Одной из констант конституционного регулирования в штатах США в сфере высшего образования является регламентация деятельности органов, управляющих или координирующих деятельность институтов высшего образования. Подобные положения отсутствуют в конституциях штатов Айдахо (упоминается лишь Совет земельных комиссаров штата, который обладает некоторыми полномочиями в отношении земель, предназначенных для нужд образования), Айова (упоминается лишь Совет образования), Вашингтон, Вермонт, Висконсин, Делавэр, Западная Виргиния, Иллинойс (упоминается лишь Совет образования штата), Индиана, Кентукки, Массачусетс, Миннесота, Мэн, Мериленд, Нью-Гэмпшир, Нью-Джерси, Огайо (Совет штата по образованию), Орегон, Пенсильвания, Род-Айленд, Теннеси, Южная Дакота, Южная Каролина, Юта.

Существенно различаются наименования соответствующих органов руководства и координации институтов высшего образования. Наиболее распространенным является совет регентов: Аляска, Аризона (Регенты университета и другие управляющие советы), Гавайи, Джорджия, Канзас (Совет регентов штата), Монтана (Совет регентов высшего образования), Небраска (отдельно упоминается Совет по управлению колледжами штата) Невада, Нью-Йорк (Регенты университета), Нью-Мексико, Оклахома.

Встречаются и другие наименования: советы попечителей (штаты Вайоминг, Северная Каролина), советы и комиссии, управляющие штатными институтами (Арканзас), советы инспекторов (Виргиния), Управляющие советы и Совет регентов университета (Колорадо), Советы регентов и совет наблюдателей (Луизиана), Совет попечителей институтов высшего образования штата (Миссисипи), Координирующий совет по высшему образованию и Совет кураторов университета штата (Миссури), Контролирующие советы (Мичиган).

Конституция штата Флорида предусматривает советы попечителей, которые управляют отдельными университетами штата, Совет управляющих, который руководит штатной университетской системой, а также локальные советы попечителей, управляющие местными университетами1.

Конституции ряда штатов ограничиваются общей констатацией наличия таких руководящих органов. Так, Конституция штата Виргиния устанавливает, что «управление такими институтами и статус и полномочия их советов инспекторов и других управляющих советов устанавливается законом» (ст. 8 § 9)2. В соответствии с Конституцией штата Коннектикут «генеральная ассамблея будет определять размер, число членов, срок полномочий и порядок назначения управляющих советов

Университета Коннектикута и других устанавливаемых составных единиц или координирующих советов в данной системе»3. Конституция штата Северная Каролина гласит: «Генеральная ассамблея обеспечивает выбор попечителей Университета Северной Каролины и других высших учебных заведений»4.

В то же время значительное число конституций штатов содержит более или менее развернутые положения относительно порядка формирования этих советов, их состава, срока полномочий и порядка их прекращения. Как правило, такие советы формируются губернатором с одобрения сената (Вайоминг, Гавайи, Джорджия, Калифорния, Канзас, Луизиана, Оклахома, Миссисипи, Миссури, Аризона, Мичиган) или законодательного органа в целом (Аляска). Некоторые конституции содержат дополнительные положения: «в соответствии с законом» (Аризона, Мичиган, Монтана), включают некоторых лиц ex officio — губернатора (Аризона), президента университета и суперинтенданта публичного образования (Вайоминг).

Конституция штата Мичиган предусматривает подобную процедуру формирования советов трех университетов штата, но члены советов общинных и младших колледжей назначаются Советом образования штата5. В штате Колорадо советы избираются «в соответствии с законом». При этом «Совет регентов избирает из своих членов председателя для ведения заседаний и вице-председателя, выполняющего в случае отсутствия председателя его функции»6. В штате Небраска члены совета избираются от округов и студенческого совета (последние без права участия в голосовании при принятии решений)7.

В соответствии с положениями Конституции штата Нью-Мексико «губернатор номинирует и с согласия сената назначает членов каждого такого совета для каждого института. Губернатор будет выбирать с согласия и совета сената представителя студенчества из списка, предоставленного президентом института. Составляя список, президент будет отдавать должное внимание рекомендациям президента студенческого совета института»8.

1 The Constitution of the State of Florida 1968. URL://http://www.-leg.state.fl.us/Statutes/index.cfm?Mode=Constitution&Submenu=3& Tab=statutes&CFID=44762251&CFTOKEN=23515869.

2 The Constitution of the State of Virginia. URL://http://www.legis.sta-te.va.us/Laws/search/Constitution.htm#SS 1.

3 The Constitution of the State of Connecticut. URL://http://www. cga.ct.gov/asp/Content/constitutions/CTConstitution.htm.

4 The Constitution of the State of North Carolina 1971. URL://http:// www.statelibrary.dcr.state.nc.us/nc/stgovt.

5 The Constitution of the State of Michigan 1963. URL://http://www. legislature.mi.gov/ (S(c0jnzr55h1f2mkrtqdb2prfl))/mileg.aspx?page= getobject&objectname=mcl-constitution&highlight.

6 The Constitution of the State of Colorado. URL://http://www.mic-hie.com/colorado/ lpext.dll?f=templates&fn=main-h.htm&cp.

7 The Constitution of the State of Nebraska. URL://http://www.uni-web.legislature.ne.gov/QS/laws.php?mode=show_con.

8 The Constitution of the State ofNew Mexico 1911. URL://http://www. conwaygreene.com/nmsu/lpext.dll?f=templates&fn=main-h.htm&2.0.

В штате Северная Дакота семь членов совета назначаются губернатором с утверждения сената из числа избирателей и налогоплательщиков штата, проживающих в нем не менее пяти лет, восьмой участник назначается губернатором из числа студентов очной формы, находящихся на хорошем академическом счету в соответствующем образовательном институте. «Губернатор назначает из списков по три кандидата на каждую должность, представляемых по решению четырех из следующих пяти лиц: президента образовательной ассоциации Северной Дакоты, главного судьи Верховного суда штата, суперинтенданта публичной инструкции, временного президента сената, спикера палаты представителей с согласия большинства избранных членов сената»9.

Особый порядок формирования управляющего совета определяет Конституция штата Алабама (разд. 264): «По истечении срока полномочий члена совета оставшиеся члены тайным голосованием избирают преемника, кандидатура которого может быть утверждена или отклонена сенатом, в последнем случае сенат самостоятельно избирает попечителей»10.

Пожалуй, наиболее подробно порядок формирования советов определяет Конституция штата Флорида (в соответствии с поправками 2002 г.): «Каждый совет попечителей будет состоять из шести членов, назначаемых губернатором, и пяти, назначаемых управляющим советом. Назначенные члены совета будут утверждаться сенатом и осуществлять полномочия в течение пятилетнего срока в порядке, установленном законом. Глава сената преподавателей или другое эквивалентное лицо и президент студенческого совета также являются членами совета. «Совет управляющих состоит из 17 членов. Губернатор назначает 14 граждан, служащих выполнению целей штатной университетской системы. Назначенные члены совета утверждаются сенатом и осуществляют полномочия в течение семилетнего срока. Комиссар образования, глава консультативного совета сенатов преподавателей или эквивалентное лицо и президент студенческой ассоциации Флориды или эквивалентное лицо также входят в состав совета»11.

Конституции штатов включают различные положения относительно состава советов, определяющих как количественные, так и качественные характеристики. Состав советов может включать семь (конституции штатов Вайоминг, Монтана, Калифорния, Нью-Мексико, Оклахома), восемь (конституции штатов Мичиган, Северная Дакота), девять (конституции штатов Канзас, Миссури, Невада, Нью-Йорк не менее девяти), двенадцать (конституция штата Миссисипи) членов. В двух конституциях штатов устанавливается альтернативная численность: штат Арканзас (пять, семь, десять членов

и устанавливается запрет на увеличение или сокращение числа членов совета), Конституция штата Небраска (от шести до восьми членов).

Другие штаты, прямо не определяя численность совета, устанавливают общий принцип определения его состава обычно по числу представителей от избирательных округов по выборам в Конгресс: Конституция штата Алабама (два представителя от того округа по выборам в Конгресс, где находится университет, по одному от иных избирательных округов штата), Конституция штата Джорджия (по одному члену от каждого округа по выборам в Конгресс и пять других членов от штата в целом; губернатор не будет являться членом такого Совета), Конституция штата Луизиана (по два члена от каждого избирательного округа и один от штата в целом).

Конституция штата Гавайи более мягко определяет, что «по крайней мере часть членов совета должна представлять географические регионы штата». Некоторые советы включают в свой состав, как уже отмечалось, должностных лиц в силу занимаемого положения: штат Монтана (губернатор и суперинтендант публичного образования без права участия в голосовании), штат Аризона (губернатор), штат Вайоминг (президент университета и суперинтендант публичного образования), штат Калифорния (губернатор, лейтенант-губернатор, спикер ассамблеи, суперинтендант публичного образования, президент и вице-президент ассоциации выпускников университетов и действующий президент университета), штат Алабама (суперинтендант образования и губернатор, который ex officio является президентом совета). Многие советы включают в свой состав представителей студенчества, в частности советы в штате Небраска включают трех студентов без права решающего голоса, в том числе президента студенческого совета.

Конституции штатов устанавливают обязательные требования партийного представительства (Миссури, Невада, Нью-Мексико), расы и пола (Луизиана) и даже институционального представительства (согласно Конституции штата Северная Дакота «не более двух членов совета могут иметь бакалаврскую степень одного института»). Конституция штата Миссисипи предусматривает наличие значительных квалификаций в отношении членов советов «из числа квалифицированных избирателей, проживающих в соответствующем округе, достигших двадцатипятилетнего возраста и обладающих высоким

9 The Constitution of the State of North Dakota (as amended to 1973). URL://http://www.harbornet.com:80/rights/nodakota.txt.

10 The Constitution of the State of Alabama 1901. URL://http:// www.legislature.state.al.us/CodeOfAlabama/Constitution/1901/Con-stitution 1901_toc.htm.

11 The Constitution of the State of Florida 1968. URL://http://www. leg.state.fl.us/Statutes/index. cfm?Mode=Constitution&Submenu=3& Tab=statutes&CFID=44762251&CFTOKEN=23515869.

уровнем интеллекта, широтой знаний, характером и подготовкой, необходимых для выполнения соответствующих обязанностей при исполнении советом своих высоких и благородных задач во имя прогресса и процветания населения штата и образовательных институтов, не подверженных политическим соображениям»12.

Одной из наиболее детализированных в этом отношении является Конституция штата Калифорния (ст. 9 разд. 9)13, согласно которой совет состоит из семи членов ex officio: губернатора, лейтенант-губернатора, спикера ассамблеи, суперинтенданта публичного образования, президента и вице-президента ассоциации выпускников университетов, действующего президента университета и 18 назначаемых губернатором и одобряемых сенатом большинством голосов членов; при условии, однако, что в настоящее время назначенные члены продолжают занимать должность до истечения их срока полномочий.

Кроме того, члены совета могут по собственному праву и после консультаций с представителями преподавателей и студентов университета, включая членов академического сената и студенческого правления, назначить в состав совета преподавателя университета или другого ин-

преподавателей и студентов может быть значительно меньшим (один-два года). Штат Арканзас связывает продолжительность полномочий с составом совета (пять лет при составе в пять членов, семь лет при семи членах совета, десять лет при десяти членах совета соответственно).

Согласно Конституции штата Арканзас отставка членов осуществляется губернатором после утверждения большинством голосов членов легислатуры, а «квалификации, денежное вознаграждение и отставка членов совета регентов регулируется законом»14. В штате Нью-Мексико члены совета «не подвергаются отставке, за исключением случаев некомпетентности, пренебрежения обязанностями или должностного преступления при условии, однако, что такая отставка возможна лишь при условии предоставления ответного слова такому члену. Высший суд штата осуществляет исключительную первоначальную юрисдикцию в отношении отставки членов совета в соответствии с правилами, принятыми Судом, и его решения будут окончательными (поправки 1949 г., 1986 г., 1994 г.)»15.

В штате Оклахома отставка членов «возможна только в соответствии с законом об отставке избранных должностных лиц, не подлежащих импичменту»16, напротив, в

ститута высшего образования и представителя студентов штате Северная Дакота в отношении таких лиц пред-(на каждый академический период) на срок не менее од- усмотрена процедура импичмента17. В соответствии с Кон-

ституцией округа Колумбия члены совета «не будут получать жалование, но им могут быть компенсированы расходы, связанные с осуществлением своих обязанностей»;

ного года с первого июля.

Регентами должны быть лица, широко отражающие экономическое, культурное и социальное разнообразие штата, включая этнические меньшинства и женщин. Это не означает, однако, применение специальной формулы или квот при отборе регентов. При отборе кандидатов в совет регентов губернатор консультируется с консультативным советом, в состав которого входят: спикер ассамблеи и два публичных члена, назначаемых спикером, вре- положения относительно порядка и оснований упразднения, роспуска и реорганизации советов, а также порядка

«они могут быть отрешены от должности только по основаниям и в порядке, установленном законом»18. Конституция штата Вайоминг делегирует определение обязанностей и прав попечителей закону19

Еще более лаконичными являются конституционные

менный президент сената и два публичных члена, назначаемых комитетом сената по правилам процедуры, два публичных члена, назначаемых губернатором, глава регентов университета, представитель выпускников, избранный ассоциацией выпускников университета, студент университета, избранный советом студенческих президентов, преподаватель, избранный академическим сенатом университета. Срок полномочий членов такого совета составляет четыре, два и один год.

Конституции устанавливают различный срок полномочий членов общештатных советов, предусматривая принцип ротации: четыре года (Невада), шесть лет (конституции штатов Небраска, Колорадо, Луизиана, Техас, округ Колумбия, Нью-Мексико), семь лет (конституции штатов Джорджия, Оклахома), восемь (Конституция штата Мичиган), девять (Конституция штата Миссисипи), двенадцать лет (конституции штатов Алабама, Калифорния), при этом срок полномочий специальных представителей

их работы. «Отмена или передача полномочий совета... не допускается, если такой совет не упраздняется или консолидируется с другим штатным институтом» (Конституция штата Арканзас); генеральная ассамблея полномочна определять упразднение или реорганизацию совета (Кон-

12 The Constitution of the State of Mississippi 1890. URL://http:// www.olemiss.edu/depts/law_lib_research/laws/msconst.html.

13 The Constitution of the State of California. URL://http://www.le-ginfo.ca.gov/const-toc.html.

14 The Constitution of the State of Arkansas 1874. URL://http:// www.sos.arkansas.gov/ar-constitution/arconst/arconst.htm.

15 The Constitution of the State of New Mexico 1911. URL://http:// www.conwaygreene.com/nmsu/lpext.dll?f=templates&fn=main-h.htm&2.0.

16 The Constitution of the State of Oklahoma. URL://http://www.ok-legal.onenet.net/okcon/index.html.

17 The Constitution of the State of North Dakota (as amended to 1973). URL://http://www.harbornet.com:80/rights/nodakota.txt.

18 The Constitution of the District of Columbia. URL://http://www. government.westlaw.com/linkedslice/default.asp?SP=DCC-1000.

19 The Constitution of the State of Wyoming. URL://http://www. soswy.state.wy.us/Forms/Publications/07WYConstitution.pdf.

ституция штата Айова); «заседания регентов являются публичными, за исключением случаев, предусмотренных законом» (Конституция штата Калифорния), «формальные сессии управляющих советов будут открыты для публики» (Конституция штата Мичиган).

Значительной детализацией отличаются положения конституций полутора десятка штатов относительно функций и полномочий советов. В Конституции штата Аляска к ведению совета относится «управление университетом, формирование политики вуза и назначение президента университета». В Конституции штата Вайоминг—«управление университетом, его землями и собственностью». Конституция штата Гавайи определяет следующие полномочия совета: формулирование политики, ее осуществление в университете через свое исполнительное должностное лицо (президента университета, назначаемого советом), исключительная юрисдикция в отношении структуры, управления и деятельности университета, что не исключает право легислатуры издавать общештатные законы.

В Конституции штата Мичиган к полномочиям совета отнесены общее руководство институтом, контроль за его

у. "ЛЛ \

расходами, назначение по мере необходимости президента

гими преподавателями и административными работниками институтов на срок, не превышающий четыре года». Совет может аннулировать контракт в связи с правонарушением, неэффективностью профессиональной деятельности или неподобающим поведением, но только не по политическим причинам. Это не ограничивает полномочий легислатуры принимать поправки, консолидировать, упразднять или изменять статус любых таких институтов»21.

Координирующий совет штата Миссури провозглашается «преемником комиссии по высшему образованию со всеми полномочиями и обязанностями и будет иметь такие полномочия и обязанности в соответствии с законом»22.

Наиболее развернутыми являются положения о компетенции советов в конституциях штатов Джорджия, Калифорния, Луизиана, Северная Дакота, округа Колумбия.

Так, Совет регентов штата Джорджия обладает в соответствии с Конституцией «исключительными полномочиями по созданию новых публичных колледжей, младших колледжей и университетов штата Джорджия с одобрения Палаты представителей и Сената. Такое голосование не требуется для изменения статуса колледжа, института или университета, существующего на дату вступления в силу

соответствующего института; в Конституции штата Мон- данной конституции. Руководство, контроль и управление тана — надзор, координация, управление, контроль за уни- университетской системой Джорджии осуществляется Со-верситетской системой штата и другими публичными об- ветом регентов университетской системы штата Джор-разовательными системами в соответствии с законом, при джия». «Все ассигнования для институтов университетской этом совет назначает комиссара высшего образования и системы штата будут направляться Совету регентов, кото-определяет его обязанности, а фонды и ассигнования под рый полномочен размещать и распределять их среди соот-контролем совета регентов подчиняются тем же условиям ветствующих институтов в целях обеспечения эффектив-аудита, что и другие штатные фонды; в Конституции штата ного экономичного управления университетской систе-Невада — контроль и управление делами и фондами уни- мой». «Совет регентов владеет, приобретает, арендует, верситета.., незамедлительная организация горнорудного продает, передает правовой титул и иным образом распо-факультета, факультетов сельского хозяйства, механики, ряжается публичной собственностью, может осуществлять

право на принудительное отчуждение частной собственности в соответствии с законом, осуществляет иные полномочия в соответствии с законом», а также «принимает пожертвования, предоставляет гранты, осуществляет передачу земли, зданий и другой собственности для использования университетской системой Джорджии»23.

В штате Калифорния совет обладает полномочиями в сфере «организации и управления и подлежит только такому законодательному контролю, который необходим для обеспечения безопасности его фондов в соответствии с условиями капиталовложений в университет и такими конкурентными процедурами, которые могут быть приме-

военного дела; в Конституции штата Техас -тов Университета Техаса может инвестировать постоянный университетский фонд в другие ценные бумаги».

В соответствии с Конституцией штата Колорадо (ст. 8 «Институты штата» § 5 (2)) «управляющие советы штатных институтов высшего образования, установленные Конституцией или законом, будут иметь общий надзор в отношении соответствующих институтов и исключительный контроль и управление всеми фондами и ассигнованиями в отношении таких институтов, если иное не установлено законом. Регенты университета избирают президента университета и принимают решение о его отставке. Он является главным исполнительным должностным лицом университета, членом его факультета и осуществляет политику и программы, устанавливаемые советом регентов»20.

В штате Миссисипи «совет имеет полномочия выбирать глав различных институтов высшего образования и заключать контракты с деканами, профессорами и дру-

20 The Constitution of the State of Colorado. URL://http://www.mic-hie.com/colorado/ lpext.dll?f=templates&fn=main-h.htm&cp.

21 The Constitution of the State of Mississippi 1890. URL://http://www. olemiss.edu/depts/law_lib_research/laws/msconst.html.

22 The Constitution of the State of Missouri 1945 (rev. 2006). URL:// http://www.sos.mo.gov/pubs/missouri_constitution.pdf.

23 The Constitution of the State of Georgia 1982. URL://http://www. sos.georgia.gov/elections/constitution_2007.pdf.

нимы к университету в соответствии с законом для обеспечения строительных контрактов, продаж недвижимости, покупки материалов, товаров и услуг»24.

Совет «управляет и распоряжается собственностью университета, находящейся в его владении, при условии, что продажа реальной собственности университета будет осуществляться на основе обязательной конкурентной процедуры в соответствии с законом. Кроме того, совет обладает полномочиями по эффективному управлению таким трастом, в том числе полномочен выступать в роли истца и ответчика в судебном процессе, использовать печать, передавать соответствующие полномочия комитетам, профессорско-преподавательскому составу университета, иным подразделениям. Регенты будут получать все фонды от продажи земель в соответствии с актом Конгресса от 2 июля 1862 г. и иными актами, вносящими соответствующие поправки».

Совет регентов в соответствии с Конституцией штата Луизиана (ст. 8 разд. 5) «планирует, координирует и несет бюджетную ответственность за все публичное высшее образование», полномочен пересматривать или отменять существующие программы департамента образования или сходного подразделения штата по присуждению академических степеней, одобрять, отклонять или изменять предложенную академическую программу.., исследовать возможности учреждения нового высшего учебного заведения, принимать решения по созданию нового образовательного совета или переходу существующего института от одного совета к другому». «При этом совет должен представить легислатуре отчет в течение года после отчета или по истечении года с момента получения просьбы об отчете от легислатуры штата, при этом последняя может предпринять аффирмативное действие по такому предложению в форме закона, принятого 2/3 избранных членов каждой палаты. Совет вправе формулировать и пересматривать мастер-план для высшего образования штата (как минимум, такой план включает формулу для справедливого распределения фондов между институтами высшего образования), требовать ежегодного бюджетного предложения от каждого совета высшего образования для обеспечения операционных и капитальных нужд соответствующего института. Совет направляет свои бюджетные рекомендации всем институтам высшего образования и указывает на приоритетные направления в капитальном строительстве и улучшении инфраструктуры университетских кампусов»25.

Совет высшего образования штата Северная Дакота создается для контроля и управления перечисляемых Конституцией штатных образовательных институтов и обладает полной властью над такими институтами, в том числе правом «предписывать, ограничивать или изменять академические курсы, предлагаемые в институтах высшего об-

разования.., передавать их работникам детали управления данными институтами.., организовывать и реорганизовывать в конституционных и законодательных рамках работу контролируемых институтов и делать все необходимое для эффективного экономичного управления институтами высшего образования»26.

Кроме того, Совет предписывает им «стандартные системы отчетов» и раз в два года и за шесть месяцев до начала очередной сессии легислатуры предоставляет отчет губернатору о работе контролируемых институтов. Главы вузов направляют бюджетные предложения Совету, который рассматривает их и подает единый унифицированный бюджет бюджетному совету штата и легислатуре (вся процедура проводится два раза в год, при этом сельскохозяйственные вузы могут иметь отдельный бюджет). Совет контролирует расходы институтов высшего образования и назначает на срок не более трех лет комиссара высшего образования с офисом в г. Бисмарк, который должен быть выпускником колледжа или университета с хорошей репутацией и иметь навыки работы в системе высшего образования. Комиссар является главным исполнительным должностным лицом Совета и исполняет предписанные ему Советом обязанности. При этом Конституция подчеркивает

' '(ЛГИ I У 1 у'/

прямой характер соответствующего положения, не требующего законодательного действия.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Конституция округа Колумбия подробно определяет бюджетные полномочия и полномочия Совета высшего образования по распоряжению и управлению собственностью штата, а также устанавливает, что Совет «осуществляет общий надзор за всеми штатными институтами высшего образования, направляет и контролирует все фонды и ассигнования и обладает другими полномочиями и обязанностями в соответствии с законом»27.

Таким образом, наиболее распространенными полномочиями советов являются руководство институтами высшего образования (как прямо перечисленными, так и определяемыми лишь категориально), назначение президента университета, контроль в отношении академических программ, а в некоторых случаях внутренней структуры (в конституциях штатов Гавайи, Невада) и контрактов с преподавателями (в Конституции штата Миссисипи), финансовые и бюджетные полномочия, полномочия управления и распоряжения собственностью университетов (землями), принятия решений по вопросу о создании, реорганизации и ликвидации институтов высшего образования.

24 The Constitution of the State of California. URL://http://www.le-ginfo.ca.gov/const-toc.html.

25 The Constitution of the State of Louisiana 1974. URL://http://www. legis.state.la.us/lss/lss.asp?folder=72.

26 The Constitution of the State of North Dakota (as amended to 1973). URL://http://www.harbornet.com:80/rights/nodakota.txt.

27 The Constitution of the District of Columbia. URL://http://www. government.westlaw.com/linkedslice/default.asp?SP=DCC-1000.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.