Вестник Челябинского государственного университета. 2014. № 10 (339).
Филология. Искусствоведение. Вып. 90. С. 125-127.
В. Н. Сурина
КОНСТИТУТИВНЫЕ ПРИЗНАКИ ЖАНРА «ДОМАШНЯЯ СТРАНИЦА»
Затрагивается вопрос об электронных жанрах. На материале гипертекстов сайтов американских медицинских учреждений жанр «домашняя страница» рассматривается как сложный жанр. Также приводятся данные анализа его конститутивных признаков.
Ключевые слова: жанр, электронный жанр, гипертекст, сайтовый гипертекст.
Сайты медицинских учреждений, так же как и сайты любых других организаций, в качестве «отправной точки» имеют домашнюю страницу. Л. А. Капанадзе рассматривает «следующие наиболее распространенные «электронные жанры»: собственно веб-сайт, домашняя страница (имеет меньший масштаб, нежели сайт), электронная библиотека, электронный журнал, электронное письмо, чат (разговоры «в прямом эфире»), форум, гостевая книга, доска объявлений, коллекция программ, каталог (например, виртуального магазина), коммерческие объявления, рекламные баннеры и др.»1. При этом, ученый ставит в один ряд такие жанры, как веб-сайт и домашняя страница. Мы, в свою очередь, считаем целесообразным уточнить, что веб-сайт относится к категории гипержанра, в то время как домашняя страница в качестве его структурного компонента является сложным жанром.
Все композиционные элементы домашней страницы (далее ДС) объединены тематически. Они служат для описания деятельности медицинского учреждения. Хотя контентный состав ДС не является строго регламентированным и зависит от интенций адресанта, анализ исследуемого нами материала показал наличие определенной тенденции в плане структурной организации ДС. Под данной тенденцией мы понимаем все более частое использование одних и тех же элементов при создании ДС. Среди них: заголовок с названием медицинского учреждения, новости, баннеры различного характера, сервис поиска по сайту, основное меню. Основное меню представляет собой гиперссылки, отсылающие реципиента к различным рубрикам сайта, таким как: «О нас», «Услуги», «Информация для пациентов», «Контакты» и т. д.
Заголовок, представляющий собой номинальную конструкцию, расположен в верхней части поля веб-страницы и информирует пользователя о том, на сайте какого медицинского учреждения он находится.
Кроме заголовка одним из основных элементов домашней страницы является лента новостей, касающихся деятельности конкретной организации. Интернет-новости как жанр интернет-коммуникации будут детально описаны нами позже.
Баннеры могут быть как статичными, так и динамичными. Как правило, в верхней части поля домашней страницы расположено от трех до шести закольцованных крупных баннера, сменяющих один другого. Содержание текстов данных баннеров различается. Анализ исследуемого материала показал наличие новостных, рекламных и баннеров-объявлений.
Новостные баннеры, как правило, содержат заголовок «Новости» и / или название медицинского учреждения, а к полному тексту отправляет гиперссылка, которая оформлена либо как сам заголовок, либо в виде императивной языковой конструкции «Read more» или «Learn more».
Рекламные баннеры, согласно анализируемому материалу, содержат информацию о заслугах медицинского учреждения и его персонала, которые отражаются в различных рейтингах; характеризуют медицинское учреждение как надежное, имеющее большой опыт работы. С точки зрения лексического оформления, следует отметить их лаконичность, наличие оценочных прилагательных (experienced, indispensible hospital) и прилагательных в сравнительной (More than 450 000 patients visits a year) и превосходной (the most experienced, the best) степенях сравнения. Например, динамичный баннер, размещенный на домашней странице сайта Medstar Washington Hospital Center, называет это учреждение самым опытным в регионе: «The area’s most experienced hospital».
Баннеры-объявления информируют пользователя о предстоящем событии, дают его координаты и время проведения. Указаны дата и время семинара, лектор и контактные данные. В плане языкового оформления необходимо
126
В. Н. Сурина
отметить использование цифр вместо букв для экономии пространства; использование графических средств выделения, лаконичность текста.
Субстратом домашней страницы является интернет-пространство, ограниченное рамками веб-сайта. Технические параметры данного субстрата делают возможным частую смену информации, указываемой на домашней странице. Например, такое качество киберпространства позволяет обновлять ленту новостей, размещая на ней наиболее актуальные баннеры, заменяя устаревшие и т. п.
Перед тем как приступить к анализу адресанта и круга возможных адресатов, необходимо разграничить понятие адресанта и автора. Адресант, в нашем понимании, это лицо или группа лиц, от имени которых исходит передача информационного сообщения, а автор -непосредственный создатель или составитель текста.
В нашем случае адресантом является руководство медицинского учреждения, непосредственные авторы остаются анонимными. Возможный круг адресатов - безграничное число лиц, интересующихся медицинскими услугами и имеющих технические возможности подключения к сети Интернет.
Информация, размещенная на домашней странице, передается различными каналами: визуальным (статичным и динамичным), а также визуально-аудиальным. Визуально-ау-диальный канал передачи информации характерен для видеороликов, размещаемых в новостной ленте домашней страницы. Статичные тексты и изображения представляют визуальный статичный способ, а динамичные баннеры - визуальный динамичный.
Анализ домашних страниц англоязычных сайтов медицинских учреждений показал высокую степень их креолизации. Большая часть информации передается различными невербальными средствами: символами, изображениями, цветовыми фонами, фотографиями и т. д. Использование данных средств делает домашнюю страницу яркой и легко читаемой, следовательно, увеличивает шансы того, что адресат продолжит работу с данным сайтом и не разорвет цепочку связи адресант-адресат.
Домашняя страница - это первое, что адресат видит при открытии сайта организации. В связи с этим основной коммуникативной интенцией адресантов при оформлении данной веб-страницы и отбора для нее контента явля-
ется создание положительного образа учреждения, привлечение внимания реципиента. Основными средствами для достижения данной цели являются новостные сообщения и баннеры-объявления. Таким образом, имиджевая коммуникативная интенция адресанта является первоочередной. Использование баннеров с заслугами медицинского учреждения носит скрытый рекламный характер, выделяя данное учреждение из круга конкурентов. Например, на домашней странице New York-Presbyterian размещен статичный баннер следующего содержания: «New York Magazine’s Best Doctors 2013. New York-Presbyterian Hospital again has the most physicians listed in New York Magazine’s “Best Doctors” issue - The 13the straight year as # 1». Афиширование успехов медицинского персонала служит рекламой для самого учреждения и позволяет достигнуть коммуникативной интенции адресанта - выделить учреждение из числа конкурентов.
В связи с тем, что содержание домашней страницы представляет собой информационный массив, правомерно говорить о выполнении информационной функции. Другими словами, еще одной коммуникативной интенцией адресанта является информирование адресата об успехах медицинского учреждения в осуществлении профессиональной деятельности.
Сайты некоторых медицинских учреждений содержат прямое обращение к адресанту. Например, руководители MedStar Washington hospital center призывают реципиентов следить за обновлениями интернет-блога данной медицинской организации, обслуживающей ежегодно около полумиллиона пациентов: «During the next several weeks, we will share information through our new daily blog and show you what it’s like to be behind the scenes at the largest and busiest hospital in the nation’s capital, which cares for nearly half a million patients each year. Please share with your friends and family and keep coming back for more! http://medstarwashington-hospitalcenter.blogspot.com/». Таким образом, одной из интенций адресанта можно считать побуждение адресата постоянно следить за обновлением информации о деятельности учреждения.
Подводя итог, отметим, что конститутивные характеристики анализируемого жанра «домашняя страница» в полной мере реализуются в ряде гипотекстов сайтового гипертекста, объединенных тематически. Субстратом является интернет-пространство, ограниченное рамка-
ми сайта. Адресант - руководство медицинского учреждения, адресат - любое лицо, заинтересованное в медицинских услугах, имеющее технический доступ к сети Интернет. Домашняя страница сайта медицинского учреждения реализует четыре коммуникативные интенции адресанта: информационную, побудительную, имиджевую и рекламную. Таким образом, мы приходим к выводу о том, что жанр «домашняя страница» является сложным, так как в его состав входят несколько жанров: простые, такие как «баннер», «объявление», «интервью», и сложные - например, жанр «новости». Согласно материалу исследования, домашняя страница является структурным компонентом
всех сайтов медицинских учреждений, соответственно жанр «домашняя страница» является ядерным в составе гипержанра «веб-сайт организации». Домашняя страница веб-сайта появилась одновременно с возникновением нового субстрата, в связи с чем нельзя говорить о наличии жанра-предшественника, что позволяет нам определить жанр «домашняя страница» как первичный.
Примечания
1 Капанадзе, Л. К. Структура и тенденция развития электронных жанров. Жизнь языка : сб. к 80-летию М. В. Панова. М., 2001.