Научная статья на тему 'Электронный календарь событий. Жанровые характеристики'

Электронный календарь событий. Жанровые характеристики Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
478
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРНЕТ-ЖАНРОВЕДЕНИЕ / ИНТЕРНЕТ-КОММУНИКАЦИЯ / ЖАНР / ЖАНРОВЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ / ГИПЕРТЕКСТ / ГИПОТЕКСТ / INTERNET GENRE STUDIES / INTERNET COMMUNICATION / GENRE / GENRE CHARACTERISTICS / HYPERTEXT / HYPOTEXT

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Сурина Вера Николаевна, Каменева Вероника Александровна

Проанализированы жанровые особенности электронного календаря событий, что позволило определить, к какому жанру его можно отнести: ядерному или периферийному, первичному или вторичному, сложному или простому. Анализ проведен на материале гипотекстов, извлеченных из сайтовых гипертекстов американских медицинских учреждений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Electronic Event Calendar. Genre Characteristics

The article analyzes genre peculiarities of the “electronic event calendar”. It allows to determine which genre it can be referred to: nuclear or peripheral, primary or secondary, complex or simple. The analysis was carried out on the basis of hypotexts material taken out of site-hypertexts of American medical institutions.

Текст научной работы на тему «Электронный календарь событий. Жанровые характеристики»

Вестник Челябинского государственного университета. 2014. № 16 (345). Филология. Искусствоведение. Вып. 91. С. 132-134.

В. Н. Сурина, В. А. Каменева

ЭЛЕКТРОННЫЙ КАЛЕНДАРЬ СОБЫТИЙ. ЖАНРОВЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Проанализированы жанровые особенности электронного календаря событий, что позволило определить, к какому жанру его можно отнести: ядерному или периферийному, первичному или вторичному, сложному или простому. Анализ проведен на материале гипотекстов, извлеченных из сайтовых гипертекстов американских медицинских учреждений.

Ключевые слова: интернет-жанроведение, интернет-коммуникация, жанр, жанровые характеристики, гипертекст, гипотекст.

Коммуникация в интернет-пространстве до настоящего времени не обрела стандартизированной формы. Это проявляется в том, что создаются новые форматы структурирования рекламной, политической, культурной и другой информации, появляются новые жанры. Устоявшиеся жанры устной и письменной речи на новом субстрате модифицируются, утрачивая одни и приобретая новые характеристики.

Анализируемые гипотексты, извлеченные из сайтовых гипертекстов американских медицинских учреждений, были проанализированы в аспекте их жанровых особенностей. Идентифицированные жанры были отнесены 1) к соответствующему типу в структурной иерархии «простой речевой жанр - сложный речевой - гипержанр», 2) дифференцированы как ядерный или периферийный жанр и 3) определены как первичный или вторичный жанр.

В вопросе деления жанров на ядерные и периферийные наше мнение полностью совпадает с мнением Н. В. Денисовой, считающей, что «ядерные речевые жанры являются обязательной составляющей гипержанра или выявляются в абсолютном большинстве буклетов и сайтов соответственно. Данные жанры составляют основу гипержанра, имея собственную, но в то же время соотнесенную с общей для гипержанра, функцию. Ядерные жанры могут быть простыми и сложными. Периферийные речевые жанры не обязательны в структуре ги-пержанров»1. Таким образом, можно сказать, что отличие периферийных жанров от ядерных заключается в том, что их присутствие не носит обязательного характера, а зависит от интенций адресанта.

В ходе анализа жанров электронной коммуникации, входящих в состав гипержанра «вебсайт организации», к периферийным жанрами были отнесены следующие: «часто задаваемые

вопросы», «электронный календарь событий» и «электронная медицинская энциклопедия».

В настоящей статье будут представлены данные по анализу только одного из периферийных жанров, входящих в состав исследуемого гипержанра, - «электронного календаря событий».

Анализируя жанры электронной коммуникации, входящие в состав гипержанра «вебсайт организации», мы руководствовались дополненным нами универсальным алгоритмом, известным еще с античности2, но актуальным до сегодняшних дней3 и заключающимся в поочередном анализе ряда аспектов. В первую очередь мы уделяли внимание тематической направленности, то есть отвечали на вопрос о том, какая информация раскрывается текстом данного жанра (вопрос «Что?»). Следующим пунктом анализа был субстрат (вопрос «Где? На чем?») - «материальная, вещественная субстанция «носителя знака», по определению Н. Б. Лебедевой4. Иными словами, это то, на чем размещена информация. Субстрат определяет каналы передачи информации и коды. Их анализ и описание стилистических особенностей позволили ответить на вопрос «Как?». Далее рассматривался круг возможных адресантов (вопрос «Кто?») и адресатов (вопрос «Кому?»), определялись коммуникативные цели жанра (вопрос «Зачем?»).

Рассмотрим подробнее выделенный нами периферийный жанр - электронный календарь событий. Ю. Ю. Полякова определяет три вида «классических» календарей, субстратом которых является печатный носитель: «Отрывной календарь — карманный или настенный календарь-книжка с отрывными листами, где на одном листе располагается информация по данному дню (реже - неделя или месяц). Нередко используется как настенный кален-

Электронный календарь событий. Жанровые характеристики

133

дарь. Перекидной календарь - настольный или настенный календарь-книжка, у которого по прошествии указанного периода (дня, недели или месяца) перекидываются страницы (например, на «пружине»). К началу века он набрал большую популярность, чем отрывной. Табель-календарь — календарь в виде таблицы, может быть как карманным, так и настенным или настольным. Карманный календарь -малоформатный печатный календарь такого размера, чтобы его можно было положить в карман (то есть не больше почтовой открытки). Выпускается в виде таблицы (один плотный лист) или книжки (отрывной карманный календарь)»5.

Обратимся к материалу нашего исследования. Возьмем, например, календарь, размещенный на сайте NewYork-Presbyterian Hospital (рис. 1.).

Рис. 1. Календарь, размещенный на сайте NewYork-Presbyterian Hospital

Электронный календарь оформлен в виде таблицы, содержание которой представляет собой числа месяца. На основании сходства в оформлении отнесем его к виду «табель-календарь». Электронный календарь отличается от «классического» тем, что числа являются гиперссылками, активация которых переводит реципиента на заметку о событии, запланированном на данную дату. Например, активация гиперссылки (5) переводит пользователя на

гипотекст, информирующий о событиях, запланированных на 5 августа: «Global Health Essential Course 2013» и «Breastfeeding Fair».

Переход по гиперссылке, обозначенной символом (»), позволяет «перелистывать» календарь на последующий месяц, что делает его схожим с перекидным календарем. Таким образом, кажется правомерным определение электронного календаря событий как вторичного по отношению к перекидному календарю.

Отличительные черты электронного календаря обусловливаются спецификой субстрата. Такие свойства интернет-пространства, как интерактивность и гипертекстуальность, позволяют структурировать и компактно размещать большой массив информации на ограниченном интернет-пространстве, что представляется невозможным в случае с печатным календарем в силу его физической ограниченности. Более того, электронные календари признаются нами более информативными и прагматичными в связи с тем, что технические характеристики субстрата позволяют размещать не только короткую заметку о предстоящем событии, но и предлагать реципиенту более подробную информацию, оформленную в традициях жанра рекламной статьи. Также благодаря субстрату информация может часто обновляться, что позволяет адресанту следить за ее актуальностью.

Говоря об адресанте, следует отметить его двойственный аспект: организатором мероприятия может выступать как сама организация, анонсирующая мероприятие, так и сторонняя. Например, на сайте Mary Washington HealthCare размещена заметка о проведении Medical Arts Pharmacy Ice Cream 1/2 BOGO, организаторами которой являются Medical Arts Pharmacy, Homecare America и Eye Care Center. Из этого следует, что в данном случае имеются два адресанта: учреждение, анонсирующее мероприятие, - Mary Washington HealthCare, и учреждение, его организующее, - Medical Arts Pharmacy, Homecare America и Eye Care Center. Адресатом может являться любое заинтересованное лицо, имеющее возможность подключения к сети Интернет.

Информация передается посредством визуального статичного канала. Среди невербальных средств передачи информации следует отметить изображения и фотографии, сопровождающие статичные тексты. Таким образом, определены следующие коды передачи информации: вербальный англоязычный, цве-

134

В. Н. Сурина, В. А. Каменева

Рис. 2. Гипотекст, информирующий о событиях, запланированных на 5 августа

товой, графический, цифровой, индексный и символьный.

Основной интенцией адресанта при размещении календаря событий является информирование адресата о предстоящих событиях. Таким образом, электронный календарь событий реализует информационную коммуникативную цель.

Согласно результатам анализа, гипотексты данного раздела объединены общим заголовком «Календарь событий» и общей тематикой. Субстратом всех из них является интернет-пространство сайта, ограниченное рамками гипотекстов и гиперссылок. Адресант - организаторы мероприятий и руководство медицинского учреждения, адресат - любое заинтересованное лицо, имеющее технический доступ к сети Интернет. Информация передается посредством визуального статичного канала. Из всех кодов передачи информации используются вербальный англоязычный, цветовой, графический, цифровой, индексный и символьный. Все гипотексты электронного календаря выполняют информационную функцию. Перечисленные аргументы позволяют выделить жанр «Электронный календарь событий» как простой жанр.

Таким образом, анализ жанровых характеристик по указанному алгоритму анализа позволил отнести «электронный календарь событий» к периферийным, вторичным и простым жанрам.

Примечания

1 Денисова, Н. В. Рекламные жанры научно-образовательного дискурса : дис. ... канд. филол. наук. Томск, 2008. 207 с.

2 Аристотель. 1) Риторика // Античные риторики : собр. текстов, ст., коммент. / под ред.

А. А. Тахо-Годи ; пер. с греч. Н. Платоновой. М., 1978. С. 337-692 ; 2) Риторика. Поэтика / пер. Н. Платоновой, В. Аппельрот. М., 2012. 352 с.

3 См.: Анисимова, Т. В. О принципах классификации риторических жанров // Речевое общение : специализир. вестн. / Краснояр. гос. ун-т / под ред. А. П. Сковородникова. 2000. Вып. 2 (10). С. 43-48.

4 См.: Лебедева, Н. Б. Естественная письменная русская речь как объект лингвистического исследования // Вестн. Башкир. гос. пед. ун-та. 2001. Гуманитар. науки. № 1. С. 4-11.

5 Полякова, Ю. Ю. Церковный календарь как жанр религиозного языка, или Церковный календарь глазами языковеда // Православный собеседник : альм. Казан. духов. семинарии. 2012. Вып. 2 (22). С. 74-82.

Источники

URL: http://www.hscpediatriccenter.com;

URL: http://www.gwhospital.com.

URL: http://www.downtownhospital.org.

URL: http://www.marywashingtonhealthcare.com.

URL: http://www.dimensionshealth.org.

URL: http://www.whcenter.org.

URL: http://www.childrenhospital.org.

URL: http://www.beverlyhospital.org.

URL: http://www.bmc.org ; http://www.dmc.org.

URL: http://www.emersonhospital.org.

URL: http://steward .org/Good-Samaritan.

URL: http://www.winchesterhospital.org.

URL: http://www. nmh.org.

URL: http://www.orthohospital.org.

URL: http://www.rwmc.org.

URL: http://www.alegentcreighton.com/immanuel-

medical-center.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.