Научная статья на тему 'Константин Карлович Грот - создатель Александро-Мариинского попечительства о слепых, гуманист, педагог, меценат'

Константин Карлович Грот - создатель Александро-Мариинского попечительства о слепых, гуманист, педагог, меценат Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
775
123
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЯ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ СЛЕПЫХ В РОССИИ / АЛЕКСАНДРО-МАРИИНСКОЕ ПОПЕЧИТЕЛЬСТВО О СЛЕПЫХ / САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЕ УЧИЛИЩЕ СЛЕПЫХ / СОЦИАЛЬНАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ СЛЕПЫХ / ИДЕИ К.К. ГРОТА О ПРИЗРЕНИИ СЛЕПЫХ / HISTORY OF EDUCATION OF BLIND PEOPLE IN RUSSIA / ALEXANDER & MARY PATRONAGE FOR BLIND PEOPLE / SAINT-PETERSBURG SCHOOL FOR BLIND / SOCIAL REHAB FOR BLIND PEOPLE / GROT'S IDEAS ABOUT BLIND'S CHARITY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Терентьева А.В.

Статья посвящена меценату и выдающемуся государственному деятелю Константину Карловичу Гроту. На базе мемуаров и архивных материалов рассмотрена история обучения слепых в России в 19 веке и создания Александро-Мариинского училища слепых в Санкт-Петербурге. В статье показана роль К.К. Грота в становлении тифлопедагогики в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Konstantin Karlovich Grot - the founder of Alexander Mariinsky fund of the blind, humanist, teacher and philanthropist

The article is devoted to philanthropist and outstanding statesman Konstantin Karlovich Grot. The history of the blind education in Russia in the 19th century and foundation of the Alexander Mariinsky Blind School in Saint Petersburg is analyzed on the basis of memoirs and archival materials. The article shows the role of K.K. Grot in the development of pedagogy for the blind and visually impaired in Russia.

Текст научной работы на тему «Константин Карлович Грот - создатель Александро-Мариинского попечительства о слепых, гуманист, педагог, меценат»

Терентьева А.В.

КОНСТАНТИН КАРЛОВИЧ ГРОТ - СОЗДАТЕЛЬ АЛЕКСАНДРО-МАРИИНСКОГО ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА О СЛЕПЫХ, ГУМАНИСТ, ПЕДАГОГ, МЕЦЕНАТ

К.К.Грот (1815-1897гг.) - выдающейся государственный деятель и меценат России XIX века. Он был самарским губернатором, членом Государственного совета, исполнял обязанности министра финансов и внутренних дел, участвовал в проведении либеральных реформ в России - крестьянской, городской, тюремной, финансовой.

константин карлович грот сочетал в себе европейскую образованность, преданность и любовь к России, деловую немецкую организованность и необычайную чуткость в отношениях к людям. К. К. Грот был человеком высоких нравственных и моральных устоев, и ему сложно было пройти мимо нуждающихся в помощи людей. Будучи уже немолодым и всего в жизни добившимся в плане карьеры и положения в обществе человеком, он посвятил последние 17 лет своей жизни помощи слепым людям, их воспитанию и обучению. Личность К.К.Грота, педагога, создателя первых образовательных учреждений для слепых в России конца XIX века, обошли вниманием в советской историографии и заслуживает сегодня пристального изучения.

У автора этих строк есть свои личные мотивы написать о К. К. Гроте. Мой предок, М. Б. Перов, был одним из первых отечественных тифлопедагогов XIX века, участником первых съездов тифлопедагогов России. Моя бабушка, К. Б. Пе-рова,родилась и жила в училище слепых в Санкт-Петербурге на Песочной улице до 1917 года вместе со своими родителями — сотрудниками училища [6.С.3].На этом исторические совпадения не закончились.Судьба нашей семьи сложилась так, что мой отец Василий Петрович Мезрин— педагог, историк, видный деятель народного образования Ленинграда — 20 лет проработал директором школы-интерната №1 для слепых и слабовидящих. Он всерьез заинтересовался деятельностью К. К. Грота и в 1990-е годы увлек этой идеей весь коллектив школы. В итоге с 2000 года школа-интернат для слепых в Санкт- Петербурге стала носить имя К. К. Грота.

К. К. Грот был человеком высоких нравственных и моральных устоев, и ему сложно было пройти мимо нуждающегося в помощи человека. Что же подвигло

уже немолодого и всего в жизни добившегося в плане карьеры и положения в обществе человека на то, что бы посвятить последние 17 лет своей жизни помощи слепым людям? По свидетельству потомков К.К. Грота: «Это, видимо, обуславливалось целым рядом причин личного характера: отсутствием собственной семьи, определенной степенью одиночества, слабым здоровьем, постепенной потерей зрения» [1, с.32].

Подготовка к созданию российской организации помощи слепым начинается с того момента, когда константин карлович грот возглавил главное попечительство для пособия нуждающимся семействам воинов. Во время русско-турецкой войны 1877-1878 годов в России появилось большое количество инвалидов, среди которых было много слепых. К.К.Грот явился человеком, который стремился помочь слепым учиться и найти свое место в жизни. Константин Карлович пришел к выводу, что обучение слепых надо начинать в детском возрасте: «Труд вполне доступен для взрослого слепца, но все же легче обучать слепых детей, нежели взрослых. Дети — тот благодарный материал, который в руках опытного педагога может дать изумительные успехи. Да если перебрать в уме различные отряды слепых, то именно дети должны оказаться на первом плане в заботах о слепых» [2, с.373].

Для открытия нового заведения для слепых детей в россии не хватало очень многих важных составляющих, но К. К. Грот с присущей ему деловой хваткой в 1880 году приступил к устройству училища в столице, считая это личным делом, не жалея на него собственных средств, времени и здоровья. Требовались большие средства, участок земли под строительство в Петербурге, учебные пособия и книги для слепых, архитекторы и строители, а главное - педагогические кадры, люди, готовые и умеющие работать со слепыми детьми по современным методикам. С последнего — конечно, самого важного обстоятельства — и начинает действовать К.К.Грот. На свои личные средства он направляет в Дрезден молодую талантливую учительницу Екатерину Романовну Труберг для изучения практики обучения слепых.

Одновременно К.К.Грот приходит к мысли о необходимости создания всеохватывающей российской организации для помощи слепым, вне зависимости от ведомственной принадлежности. Это был пример соединения частной и государственной благотворительности, характерный для России того времени. Создание Попечительства для призрения слепых было делом весьма актуальным. В России, по данным последней всеобщей переписи, около У миллиона людей были совсем или отчасти лишены зрения; значительную часть этого числа составляли слепые дети. По мнению академика Н. Н. Малофеева, покровительство царской семьи и активизация общественной благотворительности в этот исторический период позволили К.К.Гроту быстро и успешно решать вопросы обучения слепых в Рос-сии[3.с.80].13 февраля 1881 года императором Александром II были утверждены основные начала для деятельности Мариинского попечительства для презрения слепых, а 18 октября 1881 года под председательством К. К. Грота прошло первое общее собрание его членов.

К.К. Грот привлекал к деятельности попечительства известных людей, готовых делать крупные пожертвования на благо слепых. Этому способствовали его безупречная деловая репутация, друзья среди столичной интеллигенции, многолетние деловые связи в среде чиновников. Крупные суммы пожертвовали, прежде всего, сам Константин Карлович и его родственники: сестра Розалия, брат академик Яков Карлович и его жена писательница Наталья Петровна Семенова, шурин П. П. Семёнов-Тянь-Шаньский, жена Александра Николаевна. Среди друзей и сподвижников были выдающиеся деятели культуры: В. Г. Короленко, А. Ф. Кони, М. М. Антокольский, А. М. Опекушин. Представители интеллигенции не только деньгами, но и силой своего авторитета, резцом, кистью, на страницах печати, в публичных выступлениях привлекали внимание общества к такой малоизвестной широким кругам проблеме, какжизнь слепых.К. К. Грот ценил всякое проявление милосердия по отношению к слепым, не только знаменитых людей, но и представителей всех сословий и разного имущественного положения. Он собственноручно посылал расписки о получении пожертвований и членские билеты попечительства людям из многих губерний страны.

Константин Карлович задумал создать в Санкт-Петербурге большое училище слепых, которое стало бы методической базой для тифлопедагогов России. К.К. Грот мечтал о том, чтобы, готовясь работать со слепыми детьми, учителя ездили не заграницу, а в Санкт-Петербург.

Для этого грандиозного замысла требовалось большое новое помещение, построенное в соответствие со всеми современными требованиями, был необходим удобный участок земли, желательно недалеко от центра. В конце XIX века, когда город переживал очередной строительный бум, получить землю для строительства было не так-то просто, даже со связями и авторитетом К.К. Грота, как члена Государственного совета. В Петербургском государственном историческом архиве хранятся документы, повествующие о долгой борьбе попечительства о слепых за землю под постройку училища. В итоге по настоятельной просьбе К.К.Грота, нашедшего компромисс с городскими властями, просьба совета Мариинского попечительства о слепых к Городской думе на заседании 25 июня 1886 года была удовлетворена, было принято решение: «...участок городской земли на Аптекарском острове 5000 саж.земли под постройку здания института слепых уступить в безвозмездное использование с тем, чтобы в институт были принимаемы в известном числе слепые уроженцы Петербурга по предварительной договоренности с больничной комиссией. Предоставив городу вакации в размере 10, а впоследствии 10% призреваемых.» [7, с.60]. Архитектором нового здания училища стал будущий академик Анатолий Осипович Томишко. До этого времени он уже разработал несколько типов зданий ведомственных учреждений, построил знаменитую тюрьму «Кресты» на Арсенальной набережной в Петербурге. Не обошлось, конечно, без советов европейских педагогов. Константин Карлович специально пригласил своего давнего друга Бютнера из Берлина для консультаций по проектированию здания, в соответствии с новейшими требованиями тифлопедагогики.

В результате в новом здании училища было все предусмотрено для удобства и здоровья слепых: широкие коридоры, большие окна, удобные лестницы, специальное освещение, водопровод, умывальники и даже ванны для купания детей. Был спроектирован большой сад со специальными дорожками и поребриками [4, с.6.]. По свидетельству современников, петербуржцы специально приходили на Аптекарский остров посмотреть на образец современной архитектуры.

Супруга Александра II Мария Александровна пожертвовала миллион рублей на создание благотворительного заведения в Петербурге. Император хотел увековечить память своей супруги и передал средства К. К. Гроту. Было принято решение: «передать Попечительству 1052650 рублей в виде капитала с тем, чтобы доход с него обращался на содержание Александро-Мариинского училища слепых детей» [2, с.394.]. Так Петербургское училище слепых, получило свое окончательное название — Александро-Мариинское. Пожертвованный миллион позволил завершить строительство и оборудование комплекса зданий для слепых, как это было задумано К.К.Гротом. В 1889 году в присутствии императорской семьи состоялось открытие Петербургского училища слепых, которое было рассчитано на 120 детей.

На третьем этаже училища был сооружен православный храм во имя Святой Марии Магдалины. Храм был освящен 29 мая 1890 года священником Знаменской церкви Митрофаном Никифоровским. Убранство церкви было отделано деревом и производило большое впечатление на современников. Настоятелем церкви был в 1892-1898 годах священник Николай Петрович Аквилонский. В дни больших церковных праздников члены совета попечительства и другие благотворители приезжали в эту церковь, чтобы насладиться пением хора слепых воспитанников, который славился на весь Петербург божественными голосами.

Музыка являлась важной составляющей воспитания слепых. «Училище для слепых без музыки немыслимо. Где слепые, там должна быть и музыка. Влияние музыки на впечатлительную душу слепого весьма благотворно и ценно», — писал ближайший подвижник К.К.Грота, директор училища Г.П. Недлер [7.С.63]. Хоровое пение для слепых было введено как обязательный предмет. К. К. Грот пригласил преподавать пение и игру на фортепиано известного музыканта, композитора Федора Абта, огромная заслуга которого состояла в создании для преподавателей музыки руководства к изучению нотной грамоте Брайля.

Петербургское Мариинское училище слепых было разделено на три отделения: подготовительное, учебное и ремесленное. Задачами первого отделения были: ознакомление с правилами поведения, изучение окружающих предметов, развитие правильной и краткой речи, искоренение дурных привычек, привитие навыков самообслуживания, чистоплотности, аккуратности, выработка умений самостоятельно без помощи зрячих умываться, одеваться, принимать пищу. В учебный план входили: Закон божий; русский язык (объяснение прочитанного, пересказ при помощи вопросов, заучивание стихотворений, выразительное чтение стихов); арифметика (счет и устное решение задач в пределах 20, четыре арифметических действия); предметные уроки (ознакомление с окружающей средой);

фребелевские занятия для развития чувствительности рук: плетение цветных бумажных полос, лепка, нанизывание бус, бисера, сортировка горошин, сгибание бумаги, занятие со строительными кубиками); гимнастика и подвижные игры; упражнение органов чувств (обоняния и вкуса, упражнения слуха и осязания); пение светское и духовное. В учебном отделении обучение осуществлялось по программе двухклассной начальной школы для зрячих детей. Учебный план включал: Закон Божий; русский язык; предметные уроки; арифметику; родиноведение и географию; историю; естествознание; фребелевские занятия; пение, гимнастику и подвижные игры.

В училище помимо учебных занятий воспитанники занимались ремеслом. Когда ребенку исполнялось 12 лет, и он был уже достаточно окрепшим, можно было приступать к техническим занятиям: плетение жгутов из суконных кромок и соломы, соломенных половиков, кромочных ковров, сидений для стульев, производство различных щетинных и травяных щеток, корзин, веревок и канатов. В первые годы технические занятия проводились от 3 до 6 часов в неделю, а в последний год обучения — 12 часов в неделю. Из женских рукоделий в училище для слепых преподавались: вязание шнурков на вилке, простое вязание на двух и на пяти спицах, вязание в тамбур, филейное вязание, вязание кружев, ручное шитье, изготовление маленьких корзин. Позже появились и такие специальности, как массаж и настройка роялей. Каждый воспитанник изучал одно основное и одно дополнительное ремесло. Выбор дополнительного ремесла зависел,прежде всего, от способностей ученика, его собственного желания и его домашнего материального положения.

К. К. Грот считал, что слепые должны не только изучать ремесло, но и готовиться к самостоятельному ведению производства. Ученики знакомились с закупкой материала, с ценами, с качеством сырья, со способами вычисления цен. В последний год обучения проводились практические занятия, когда ученики были поставлены в такие условия, с какими им придется сталкиваться в жизни, они должны были работать как самостоятельные мастера. Слепых девиц также приучали к выполнению разных домашних работ: накрывать на стол, убирать со стола, мыть посуду, стирать пыль, подметать полы и т. п. К исполнению некоторых домашних работ приучали и мальчиков. Музыкально одаренные ученики продолжали заниматься музыкой, готовясь, стать музыкантами или настройщиками музыкальных инструментов.

Деятельность К.К.Грота на благо слепых получила отклик в сердцах незрячих и всех неравнодушных к чужим бедам людей по всей России. К.К.Грота стали называть «другом всех слепых». После кончины Константина Карловича 12 июня 1903 года император утвердил переименование «.части Песочной улицы на Аптекарском острове, начиная от набережной р. Малой Невки до речки Карповки в улицу Грота» [7, с.104.]. Так Константин Карлович, надеюсь навсегда,оставил свое имя на карте родного города, там, где он отдавал тепло своего сердца, свои знания и немалые личные средства людям, где его больше всего любили. Интересно, что улица носит имя Грота уже более ста лет без изменений, в то время

как большинство улиц Петербурга, да и сам город, не раз переименовывались.

В честь двадцатипятилетия Попечительства императрицы Марии Александровны о слепых, основанного К. К. Гротом, 18 октября 1906 года на территории Петербургского училища для слепых был открыт памятник К.К.Гроту скульптора М.М.Антокольского. Памятник имеет вид колонны из красного гранита с бюстом К. К. Грота. У пьедестала находится фигура слепой девочки с книгой на коленях. Книга эта совершенно реальная — «Детский мир» К. Д. Ушинского, напечатанная русским рельефным шрифтом «уницитал», открыта на 95-й странице, при желании ее можно даже прочитать. Эта трогательная аллегория памятника символична для судьбы подвижника, просветителя и мецената, каковым являлся Константин Карлович Грот.

ЛИТЕРАТУРА

1. Константин Карлович Грот и его педагогическое наследие. СПб.: Изд-во РГПУ иим.А.И.Герцена,1999. 74с.

2. Константин Карлович Грот, как государственный и общественный деятель (12 января 1815-30 октября 1897). Материалы к его биографии и характеристики. К столетию со дня его рождения: в 3 т. СПБ., 1915. Т.1. 489с.

3. Малофеев H.H. Обучение слепых в России XIX века: государство и фи-лантропия//Дефектология. 2004. № 5. С. 74-83.

4. Мезрин В.П. Значение идей и общественно-педагогической деятельности К.К.Грота по обучению и воспитанию слепых в России для современной практики специального образования//Дефектология. 2015. № 2. С.3-10

5. Терентьева А.В. История Александро-Мариинского училища слепых (Санкт-Петербург 1889-1917 годы) / Частная школа: история и современность. Сборник научных и учебно-методических трудов/ Под ред.К.В.Романенчук. Ал-маты: «Принт Экспресс», 2016. С.216-228.

6. Терентьева А.В.История памятника Гроту - истории семьи Перовых-Ме-зриных// Школьный вестник. 2015. №1. С.47-55.

7. Терентьева А.В. Сердце, отданное людям. Страницы жизни создателя Александро-Мариинского попечительства о слепых в России Константина Карловича Грота. СПб.: «Нестор - История», 2015. 112 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.