УДК 373.24
КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ
Научно-методический электронный журнал
Конькова Е. А. Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе детского сада «В поисках посоха Деда Мороза» // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2020. — № 1 (5) / апрель. — С. 99-103. — URL: https:// koirojournal.ru/realises/g2020/1apr2020/kvo113/
Конькова Елена Александровна | [email protected]
Воспитатель
МАДОУ г. Калининграда детский сад № 113 Калининград, Россия
Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе детского сада «В поисках посоха Деда Мороза»
Аннотация. Читателям представлен конспект тематического занятия, направленного на закрепление полученных знаний по изучению профессии «Полицейский», а также на развитие связной речи, мышления, творческого воображения, мелкой моторики рук. В занятии используются разнообразные формы работы и приемы: игровые ситуации, дидактические игры и упражнения, практическая деятельность, художественная деятельность, проблемные вопросы — вследствие чего осуществляется интеграция образовательных областей (речевое развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие). Использование в данном занятии ИКТ-технологии способствует улучшению качества обучения, повышает мотивацию детей к получению новых знаний, ускоряет процесс их усвоения и делает занятие более интересным.
Ключевые слова: непосредственно образовательная деятельность, профессия «полицейский», профессиональная ориентация, игровая деятельность.
Цели занятия:
1. Формировать умение творчески развивать сюжет игры.
2. Знакомить с трудом полицейского через игровую деятельность.
3. Научить соотносить инструменты с профессиями, в которых они используются.
4. Развивать коммуникативную функцию речи, познавательный интерес, внимание, мышление, память.
5. Воспитывать уважительное отношение к труду взрослых, желание помочь им.
Предварительная работа. Чтение стихов, загадок, пословиц, сказок, рассказов, поговорок о труде, о профессиях. Беседы о профессиях. Фотографии с мест работы родителей. Изготовление костюмов разных профессий в уголках сюжетно-роле-вых игр.
Методы, приемы и формы работы:
игровой и наглядный методы, практическая деятельность детей, вопросы к детям, дидактическая игра, использование художественной литературы,
УДК 373.24
КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ
Научно-методический электронный журнал
Конькова Е. А. Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе детского сада «В поисках посоха Деда Мороза» // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2020. — № 1 (5) / апрель. — С. 99-103. — URL: https:// koirojournal.ru/realises/g2020/1apr2020/kvo113/
сюрпризные моменты (видеообращение, говорящее зеркало), здоровьесберегаю-щие технологии, работа по подгруппам.
Материалы и оборудование. Видеозапись «Обращение Деда Мороза», музыкальная гимнастика «Автобус» (Е. Железнова, диск «Веселые уроки»), аудиозапись «Голос зеркала», электронная гимнастика для глаз «Ворона» (авторская, учитель-дефектолог
А. М. Харламова), музыкальное сопровождение к выполнению заданий (по желанию). Предметы и инструменты, используемые представителями разных профессий: пинцет, перчатки, шприц, бинт, кастрюля, чашки, тарелки, молоток, гаечный ключ и т. п. Фуражки полицейского (на каждого ребенка). Следы валенка, лап кота. Конверт с письмом-заданием «Соедини по точкам» (изображение кота), простые карандаши, «Волшебное зеркало», задание «Собери картинку» (Леший, Кикимора, Кощей Бессмертный), образец «Метла» для выкладывания счетными палочками, лист с изображением грибов, нарисованных свечным воском или стеарином, краски акварельные, кисти, вода. Костюм Бабы Яги, реквизиты (посох Деда Мороза, ель, пень).
Ход занятия
Вводный момент (мотивационный) — видеообращение Деда Мороза.
Текст обращения Деда Мороза: «Здравствуйте, дорогие ребята. Все вы знаете, что скоро Новый год, а у меня приключилась такая беда: был я в лесу, проверял
зверюшек, как они зимуют, как они поживают, а волшебный посох свой оставил возле елки. Не успел оглянуться, а посоха-то уже и нет. Только видел, что кто-то промелькнул мимо елок с моим посохом. Как же теперь быть, останутся детишки без подарков на Новый год! Пожалуйста, помогите мне вернуть мой посох, очень вас прошу!»
Воспитатель: ребята, поможем Деду Морозу? (Ответы детей.)
Основной момент (познавательный).
Воспитатель: как вы думаете, в людей какой профессии мы с вами должны превратиться, если хотим помочь Деду Морозу в поисках посоха? Может быть, станем врачами?
Ответ детей: нет.
Воспитатель: почему?
Дети: врач лечит.
Воспитатель: тогда давайте мы станем учителями.
Ответ детей: нет.
Воспитатель: почему?
Дети: учитель учит.
Воспитатель: может быть, мы станем строителями?
Ответ детей: нет.
УДК 373.24
КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ
Научно-методический электронный журнал
Конькова Е. А. Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе детского сада «В поисках посоха Деда Мороза» // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2020. — № 1 (5) / апрель. — С. 99-103. — URL: https:// koirojournal.ru/realises/g2020/1apr2020/kvo113/
Воспитатель: почему?
Дети: строитель строит.
Воспитатель: может быть, мы станем поварами?
Ответ детей: нет.
Воспитатель: почему?
Дети: повар готовит еду.
Воспитатель: кто же по профессиональному долгу разыскивает пропавшее или похищенное, находит и обезвреживает злоумышленников?
Ответ детей: полицейский.
Воспитатель: как это ему удается?
Ответ детей: полицейский расследует.
Воспитатель: полицейскому помогают различные предметы. Как вы думаете, какие?
Игра «Найди нужный предмет». На столе расставлены: кастрюля, тарелка, молоток, кирпичи, шприц, бинт, таблетки, лупа, перчатки, пинцет, салфетки, целлофановый пакет. Дети выбирают нужные предметы, берут с собой.
Воспитатель: молодцы, еще нам надо надеть фуражки, а теперь отправляемся в путь. Давайте вспомним, где был последний раз Дед Мороз?
Ответы детей: в лесу.
Воспитатель: значит, мы отправляемся в лес? (Ответы детей.)
Воспитатель: правильно, поедем в лес собирать улики на воришку. На чем можно поехать в лес? (Ответы детей.)
Воспитатель: нас много, я предлагаю отправиться на автобусе. Кто управляет автобусом?
Дети: водитель.
Воспитатель: кто желает быть водителем? (дети решают), теперь занимаем места и отправляемся в путь.
Музыкальная гимнастика «Автобус» [2].
Вышли из автобуса, стоит пень с кусочками меха на сучках.
Воспитатель: что же будем дальше делать?
Дети рассматривают предметы-помощники, которые брали с собой. Решают использовать лупу. Через лупу рассматривают кусочки меха.
Воспитатель: ребята, как вы думаете, кому может принадлежать этот мех? (Ответы детей.)
Воспитатель: смотрите, здесь еще и следы (на полу разложены следы (кошачьи). Следы приводят к конверту.
Воспитатель: нам надо выполнить задание, и тогда мы узнаем, кто оставил следы. (Задание «Соедини по точкам» — кот [2].)
УДК 373.24
КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ
Научно-методический электронный журнал
Конькова Е. А. Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе детского сада «В поисках посоха Деда Мороза» // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2020. — № 1 (5) / апрель. — С. 99-103. — URL: https:// koirojournal.ru/realises/g2020/1apr2020/kvo113/
Воспитатель: так кто же оставил следы? (Ответы детей.)
Около пня находят зеркало.
Воспитатель: что это?
Дети берут в руки зеркало, оно начинает разговаривать с ними (звучит аудиозапись голоса зеркала: «Я волшебное зеркало и знаю о беде, которая случилась с Дедом Морозом, и о том, что вы хотите ему помочь. Вы должны выполнить мое задание и узнать, кто дружит с воришкой, которого вы ищете».)
Задание «Собери картинку». Работа в подгруппах. На трех столах разложены разрезанные картинки, дети складывают паззлы (Леший, Кикимора и Кощей Бессмертный).
Воспитатель: кто дружит с воришкой? (Ответы детей.)
Звучит фонограмма голоса кота и вороны.
Воспитатель: у полицейского должен быть зоркий глаз, поэтому мы сейчас выполним гимнастику для глаз.
Гимнастика для глаз (на экране телевизора) (гимнастика изготовлена учите-лем-дефектологом А. М. Харламовой). Ворона улетает от кота. Пока летала, из клюва выронила что-то.
Дети поднимают записку. Воспитатель читает: «Выполните задание и узнаете, на чем передвигается вор».
Задание «Выложи метлу из палочек» (по образцу).
Воспитатель: на чем передвигается вор? (Ответы детей.)
Воспитатель: предлагаю собрать все улики и сделать вывод, кто же этот вор?
Воспитатель: Живет где ... — в лесу, ходит с кем ... — с котом, друзья кто ... — Леший, Кикимора и Кощей Бессмертный, передвигается на чем ... — на метле. Кто это?
Дети делают вывод: Баба Яга.
Баба Яга (слышит шум, выходит): Кто шумит у моей избушки? Зачем сюда пожаловали?
Дети: мы ищем посох Деда Мороза. Баба Яга: не отдам! Он мне самой нужен! Дети: зачем?
Баба Яга: я хотела сделать подарок для моей подруги Кикиморы.
Дети: а как же Дед Мороз? Он не сможет сделать подарки к Новому году всем детям.
Баба Яга: раз так, тогда помогите мне! Кикимора заколдовала свое желание, и я не знаю, что она хочет. Потом я верну вам посох.
Задание «Расколдуй рисунок»: на столе лежат акварельные краски, кисти, лист бумаги (на каждого ребенка), на котором
УДК 373.24
КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ
Научно-методический электронный журнал
Конькова Е. А. Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе детского сада «В поисках посоха Деда Мороза» // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2020. — № 1 (5) / апрель. — С. 99-103. — URL: https:// koirojournal.ru/realises/g2020/1apr2020/kvo113/
свечным воском или стеарином нарисован гриб.
Воспитатель: как вы думаете, как нам расколдовать рисунок? (Ответы детей.)
Воспитатель: правильно, мы будем закрашивать лист бумаги акварельными красками. (Появляются грибы.)
Воспитатель: какое желание было у Кикиморы? Подарим ей наши грибы?
Баба Яга: хорошо, раз вы мне помогли, я сама отнесу посох на место. А вы возвращайтесь в детский сад.
Заключительный момент (рефлексивный).
Воспитатель: но нам пора уже возвращаться в детский сад.
Звучит музыкальная гимнастика «Автобус» [1].
Дети возвращаются в сад. Список литературы
1. Железнова, Е. [Электронный ресурс] / Е. Железнова. — URL: https://qmusic. me/mp3/%D0%B7%D0%B0%D1%80-%D1%8F%D0%B4%D0%BA%D0%B0+ %D0%B6%D0%B5%D0%BB%D0%B5% D0%B7%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D 0%B0 (дата обращения: 11.02.2020).
2. Рисуем по точкам [Электронный ресурс]. — URL: https://yandex.ru/col-lections/user/golovckinn/risuem-po-tochkam/ (дата обращения: 11.02.2020).
Elena A. Konkova
Kindergarten № 113 Kaliningrad, Russia
Notes of the lesson on preschoolers' cognitive development in the senior group "In the search of Father Frost's cane"
Abstract. Readers are presented an abstract of a thematic lesson aimed at the strengthening of the knowledge gained in the learning of the profession "police officer", as well as the development of coherent speech, thinking, creative imagination, fine motor skills. The variety of methods and techniques are used at the lesson: game situations, didactic games and exercises, practical activities, artistic activities, provocative problem questions for children. As a result, the integration of the educational areas (speech development, cognitive development, artistic and aesthetic development) is carried out. The use of ICT-technology at this lesson helps to improve the quality of the education, increases the children's motivation to obtain new knowledge, speeds up the process of learning, and makes the lesson more interesting.
Keywords: directly educational activity, profession "police officer", professional orientation, game activity.