DOI: 10.24412/2076-1503-2022-1-176-181 NIION: 2018-0076-1/22-399 MOSURED: 77/27-023-2022-1-598
УДК 340
ББК 67
ГОНЧАРОВА Валерия Андреевна,
кандидат юридических наук, ведущий специалист Центра технологий образовательного права Томского государственного университета, доцент кафедры информационного права Томского государственного университета систем управления и радиоэлектроники, e-mail: valeria.goncharova.93@bk.ru SPIN-код: 1084-9207
КОНСОРЦИУМЫ В ВЫСШЕМ ОБРАЗОВАНИИ: СОВРЕМЕННЫЕ ПРАВОВЫЕ ВЫЗОВЫ
Аннотация. Актуальность исследования вызвана современными тенденциями развития высшего образования в России, а также целями разработки и принятия федеральной программы стратегического академического лидерства «Приоритет 2030». Наделение консорциумов образовательных организаций преимуществами при включении в программу выявляет закономерную необходимость в осмыслении феномена образовательной интеграции, поиске наиболее оптимальной модели ее правового регулирования. Цель: с опорой на отечественный, а также иностранный опыт проанализировать современное состояние консорциумов в высшем образовании России и предложить оптимальный вариант их юридического оформления. Методология исследования — формально-юридический, сравнительный методы, методы анализа, синтеза и юридического моделирования. В результате обоснована необходимость внесения изменений в ФЗ «<Об образовании в РФ» в части регламентации понятия, видов и форм существования консорциумов.
Ключевые слова: консорциум, высшее образование, образовательная интеграция, коллаборация, «Приоритет-2030», сетевая форма реализации образовательных программ.
GONCHAROVA Valeriya Andreevna,
PhD in Law, Lead specialist of Center for Educational Law Technologies, Associate Professor at information law department of Tomsk State University of Control Systems and Radioelectronics
CONSORTIUMS IN HIGHER EDUCATION: MODERN LEGAL CHALLENGES
Annotation. The relevance of the study is caused by modern trends in the development of higher education in Russia, as well as the goals of developing and adopting the federal program of strategic academic leadership "Priority 2030". Providing consortiums of scientific and educational organizations with advantages when included in the program reveals a natural need to understand the phenomenon of educational integration in general, to find the most optimal model for its legal regulation. Purpose: based on the existing domestic and foreign experience, to analyze the current state of consortiums in higher education in Russia and offer the best option for their legal registration. Research methodology - formal legal, comparative, methods of analysis, synthesis and legal modeling. As a result, the need to amend the current provisions of the Federal Law "On Education in the Russian Federation" in terms of regulating the concept, types and forms of existence of consortiums is substantiated.
Key words: consortium, higher education, educational integration, collaboration, Priority 2030, network form of educational programs implementation.
Концентрация ресурсов для обеспечения вклада российских университетов в достижение национальных целей развития Российской Федерации, повышение науч-
но-образовательного потенциала университетов и научных организаций, а также обеспечение участия образовательных организаций высшего образования в социально-экономическом разви-
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2022
тии субъектов Российской Федерации - все это составляет содержательный потенциал программы стратегического академического лидерства «Приоритет 2030», целью которой является формирование к 2030 году в России более 100 прогрессивных современных университетов -центров научно-технологического и социально-экономического развития страны.
При этом, как отмечается в п.17 Постановления Правительства РФ от 13 мая 2021 г. N 729 «О мерах по реализации программы стратегического академического лидерства «Приоритет-2030»», одним из критериев оценки программы развития университета-конкурсанта является модернизация системы управления университета-конкурсанта и его взаимодействие с другими участниками консорциума - объединения, в том числе без образования юридического лица, с другими университетами и (или) научными организациями, независимо от их ведомственной принадлежности, и при необходимости с иными организациями на основании соглашений о взаимодействии. По словам министра науки и высшего образования России В.Н. Фалькова, консорциумы как добровольные объединения высших учебных заведений и иных, научных, научно-производственных организаций, предприятий, совместно реализующие прорывные проекты, направленные на научно-техническое развитие страны, являются одними из ключевых механизмов реализации Программы стратегического академического лидерства1.
В настоящее время в образовательном пространстве России уже созданы и устойчиво функционируют несколько научно-образовательных и образовательных консорциумов: НП «Образовательный консорциум «Среднерусский университет» (включающий в себя Брянский институт управления и бизнеса, Институт управления, бизнеса и технологий (г. Калуга), Тульский институт управления и бизнеса им. Н.Д. Демидова (г. Тула), Среднерусский гуманитарно-технологический институт (г. Обнинск), Московский психолого-социальный университет), НИТУ «МИСиС», с 2016 г. реализующий проект «Инженерные решения для больших установок (MegaScience)» (включающий также Европейскую организацию по ядерным исследованиям (CERN), Университет Неаполя имени Федерико II, Итальянский национальный институт ядерной физики (INFN), Институт теоретической и экспериментальной физики НИЦ Кур-
1 Валерий Фальков: Формирование консорциумов - основа Программы стратегического академического лидерства [Электронный ресурс] // Сайт Министерства науки и высшего образования России. Электрон. дан. М., 2021. URL: https://www.minobrnauki.gov.ru/ press-center/news/?ELEMENT_ID=25548 (дата обращения: 13.01.2022).
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2022
чатовский институт (ИТЭФ НИЦ КИ)), Консорциум «КНОСС» (включающий Российский новый университет (РосНОУ) и Региональный открытый социальный институт (РОСИ) [7]).
Примером образовательного консорциума является также Томский консорциум научных и научно-образовательных организаций, уникальный экономический и социальный потенциал которого высоко оценивается на политическом уровне. Томский консорциум был создан в 2012 г. в организационно-правовой форме ассоциации, на тот момент включал в себя 7 университетов, 10 академических институтов и Томский научный центр СО РАН, а через год был указан в качестве субъекта организационно-правового обеспечения научной и (или) научно-технической деятельности на территории Томской области (ст.9 Закона Томской области от 1 декабря 2000 г. №56-ОЗ «О научной деятельности и научно-технической политике Томской области»).
В настоящее время Томский консорциум является оператором масштабного проекта, несмотря на региональный формат, имеющего значение в рамках всего государства, - Большого университета Томска, концепция которого строится на двух основных принципах: важности и необходимости сохранения юридического и исторического лица и понимании всеми участниками реальных изменений в каждом из вузов от возникшей коллаборации.
Формат союзов, включающих в себя образовательные, научные, производственные организации, является распространенным форматом сотрудничества в зарубежных странах, которым по масштабу и распространенности пока уступает отечественный опыт. Так, по данным Ассоциации «Глобальные университеты», университетами во всем мире накоплен большой опыт объединения и координации усилий для работы в различных областях. Существующая общемировая образовательная система дает основания выделить следующие группы образовательных, научных и близких к ним объединений: образовательные консорциумы (IES Abroad, Una Europa, EUC, UK China Iniversities Consortium of Engineering Education and Research, Group of Eight (Go8), the International Network of Universities и другие), научные консорциумы (Collaborative Research Centers, ACLS Research University Consortium), объединения университетов по продвижению общих интересов (League of European Research Universities (LERU), UNICA, Association of American Universities (AAU)), многопрофильные консорциумы (University Consortium International (UCI), European Consortium of Innovative Universities (ECIU)) [8; 10].
Анализируя образовательные консорциумы как особую форму образовательной интеграции, следует выделить несколько выполняемых ими функций: в рамках образовательной интеграции университетами различной национальной принадлежности (например, IES Abroad Una Europa) - организация обучения студентов за рубежом, в том числе по индивидуальным программам, формирование системы единой подготовки по единым образовательным планам с выдачей единых завершающих документов; в рамках интеграции внутринациональных университетов (например, Five Colleges Consortium, Paris Science et Lettres University (PSL University)) - развитие образовательной и культурной деятельности участников за счет создания единой ресурсной системы, инфраструктуры для студентов и преподавателей, обеспечение использования проектных методов и междисциплинарности в образовании1.
Примечательно то, что многие образовательные консорциумы за рубежом предполагают тесную связь со средними учебными заведениями, обеспечивая преемственность в подготовке обучающихся. Подобные задачи выполняются в частности Консорциумом европейских университетов (European Universities Consortium (EUC)). В ряде государств и вовсе существуют различные формы интеграции в зависимости оттого, о каком уровне образования - высшем или среднем -идет речь. Так, помимо уже названного Консорциума пяти колледжей, в США функционируют региональные образовательные коллаборации: Claremont Colleges, Baltimore Collegetown, Atlanta University Center Consortium, the Quaker Consortium2. Особое место занимает Консорциум американских университетов (American Consortium of Universities (ACU)), в большей степени ориентированный на международное сотрудничество. Развитие в США получила и школьная образовательная коллаборация, о чем свидетельствуют данные Национальной образовательной ассоциации (National Educational Association)3.
Положительный потенциал образовательной и научной интеграции подчеркивается в литературе [1-6; 8-10] и не может быть подвергнут сомнению.
1 Об этом см. Университетские консорциумы: обзор практики университетов. 2021. № 6 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://globaluni.ru/uploads/ media/default/0001/01/4f4c209b382ebeae5502cd6adf772 d5eef437c0f/Uni_practice_06.pdf.
2 Об этом см. 5 examples of college consortiums [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.bestvalueschools.com/lists/examples-of-college-consortiums/.
3 Об этом см. Collaborative Practice. National Educational Association [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.nea.org/student-success/great-public-schools/collaborative-practice.
Как отмечается в доктрине российского образовательного права, консорциум как организационный элемент, обеспечивающий образовательную и научную коллаборацию, «позволяет создавать структуру не просто единого производственного комплекса, а комплекса, охватывающего все виды необходимой для достижения поставленной цели деятельности... сочетание конкуренции и сотрудничества способствует постоянному развитию и совершенствованию участников консорциума» [1, с. 201]. По справедливому утверждению Ю.В. Гнездовой, консорциум в образовании представляет собой «виртуальное предприятие, объединяющее цели, ресурсы, традиции и опыт нескольких предприятий при разработке сложных инновационных проектов или производстве продукции мирового класса» [6, с. 65]. Особая роль интегра-тивного вектора в деятельности образовательных организаций повсеместно подчеркивается и в свете разработки и принятия уже упоминаемой Программы академического лидерства, организационной платформой которой как раз и призваны служить консорциумы [8].
В то же время анализ образовательного законодательства России свидетельствует о том, что в настоящее время не сложилось единого подхода к определению понятия консорциума и к форме его функционирования. Как подчеркивал в одном из своих выступлений В.Н. Фальков, для того, чтобы получить возможность участия в Программе, вуз в обязательном порядке в своей заявке подтверждает создание консорциума письменным соглашением между его участниками. При этом допускается два возможных типа объединения организаций - с образованием самостоятельного субъекта - юридического лица, а также без такового - на основании соглашения о взаимодействии с другими организациями. Оба приведенных варианта подразумевают создание эффективной и взаимовыгодной системы управления консорциумом, которая обеспечивает четкое разделение функций между его участниками, их полномочий и ответственности, а также способствуют развитию интеграционных процессов -созданию общих рабочих площадок, инфраструктуры, ресурсной базы. Аналогичной позиции придерживаются Е.В. Анохова и Д.А. Штыхно, отмечая возможность нескольких вариантов оформления консорциумов в образовании и науке: это заключение договора простого товарищества (гл. 55 ГК РФ) и создание нового юридического лица. При этом в связи с отсутствием в гражданском законодательстве организационно-правовой формы консорциума создание такого юридического лица опосредуется реорганизацией уже имеющихся образовательных и научных учреждений (присоединением и слиянием). Однако, по
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2022
мнению авторов, повсеместно для целей создания консорциумов участниками заключаются договоры «смешанного типа, именуемые договорами о сотрудничестве и т.д., в которых сочетаются элементы договоров подряда, купли-продажи, передачи прав на результаты интеллектуальной деятельности и т.д.» [1].
Следует отметить, что понятие консорциума для целей конкретной сферы финансового права закреплено в актах Правительства РФ: так, согласно Постановлению Правительства РФ от 21 июня 2021 г. № 948 «Об утверждении Правил предоставления грантов в форме субсидий из федерального бюджета юридическим лицам на реализацию мероприятий по внедрению комплексов цифровых сервисов и решений, созданных на базе цифровых платформ, в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования» консорциум представляет собой объединение не менее 5 научно-образовательных партнеров консорциума и одного технологического партнера консорциума, созданное на основании соглашения о консорциуме без образования юридического лица, в целях совместной реализации мероприятий по созданию и дальнейшему внедрению комплексов цифровых сервисов и решений в организациях. Очевидно, однако, что в приведенном понимании понятие консорциума не универсально, а истолковано исключительно в целях представленного нормативно-правового акта.
Как показывает практика и опыт исследования форм образовательной коллаборации в России, образовательными и научными учреждениями для оформления собственной интеграции в равной степени используются оба ранее приведенных варианта: так, «Образовательный консорциум «Среднерусский университет» создан в форме некоммерческого партнерства - основанной на членстве некоммерческой организации, учрежденной гражданами и (или) юридическими лицами для содействия ее членам в осуществлении деятельности, направленной на достижение социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей (ст. 8 ФЗ «О некоммерческих организациях»). Томский консорциум научных и научно-образовательных организаций с точки зрения организационно-правовой формы является ассоциацией - объединением юридических лиц и (или) граждан, основанным на добровольном или в установленных законом случаях на обязательном членстве и созданным для представления и защиты общих, в том числе профессиональных, интересов, для достижения общественно полезных целей, а также иных не противоречащих
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2022
закону и имеющих некоммерческий характер целей (ст. 123.8 ГК РФ).
Подобные формы образовательной интеграции не означают однозначного разрешения всех возникающих в процессе функционирования консорциумов вопросов, вынуждая их участников одновременно прибегать и ко второму варианту -заключать многочисленные соглашения о сотрудничестве, действительно носящие смешанный и многоаспектный характер: о системе аспирантских школ, общей научной и ресурсной базе, общей организации научных мероприятий.
Представляется, однако, что в условиях отмечаемой на самых высоких уровнях значимости консорциумов в повышении конкурентоспособности российских вузов и улучшении качества образования и научных исследований, законодательством недвусмысленно должны быть предусмотрены варианты их правового оформления, ориентированные исключительно на подобную форму интеграции. Формирование правовой базы для регулирования вопросов создания и функционирования консорциумов с различных аспектов -организационного, содержательного, финансового, во-первых, способствовало бы в целом развитию системы консорциумов в России, поскольку, однозначно введя их в правовое поле, с учетом централизованной жесткой системы российского образования, «развязало бы руки» образовательным организациями и открыло бы путь к их объединению. Во-вторых, специальное правовое регулирование деятельности консорциумов способствовало бы унификации в уже существующих образовательных объединениях, разрешило бы многие вопросы, с которыми они закономерно сталкивались и продолжают сталкиваться сейчас.
Выходом из сложившейся ситуации видится внесение комплексных изменений в отечественное законодательство. Прежде всего, стоит отметить, что неоправданным представляется закрепление консорциума образовательных организаций в качестве одной из разновидностей организационно-правовых форм юридических лиц в силу уже имеющегося в отечественном законодательстве института, способного «оформить» функционирование консорциумов и положительно зарекомендовавшего себя в организации образовательной деятельности. В качестве возможного варианта определения консорциума является его указание в тексте ст. 15 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Так, возможно дополнение ст. 15 пунктом следующего содержания: «5. В целях осуществления образовательной деятельности с использованием сетевой формы реализации образовательных программ могут создаваться научно-образовательные и образовательные консорциумы». Наравне с указанной поправкой воз-
можно дополнение ст. 2 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» понятием консорциума -объединения самостоятельных организаций, осуществляющих образовательную деятельность и (или) научных организаций, медицинских организаций, организаций культуры, физкультурно-спор-тивных и иных организации, обладающих ресурсами, необходимыми для осуществления образовательной деятельности по соответствующей образовательной программе, созданного с целью интеграции науки и образования, совместного выстраивания научных и образовательных стратегий, объединения и оптимизации ресурсов для создания и использования совместной инфраструктуры, общих сервисов, объединения компетенций в целях реализации совместных междисциплинарных научных и образовательных проектов, создания новых форм и повышение уровня взаимодействия членов консорциума.
Указанной формулировкой определяются цели создания консорциума, однако - с учетом возможной корректировки его видов в сторону расширения - возможно описание целей применительно к каждому конкретному возможному виду консорциума (образовательному; научному; научно-образовательному; научно-исследовательскому; опытно-производственному).
Сетевая форма реализации образовательных программ является наиболее удобной и, что не менее важно, законодательно закрепленной формой образовательного взаимодействия, создающей в связи с этим минимальные риски для ее участников. В то же время представляется, что при внесении вышеуказанных изменений в ФЗ «Об образовании в РФ» необходимо параллельное внесение изменений в ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» за счет включения в него ст. 5.1 «Научно-образовательные и научные консорциумы» с акцентом на такой цели создания консорциумов, как разработка научных проектов и получение результатов интеллектуальной деятельности. Не исключается и вариант, предполагающий принятие рамочного закона, посвященного консорциумам.
Применительно к деятельности консорциумов может использоваться уже имеющаяся типовая форма договора о сетевой форме реализации образовательных программ (Приказ Минобрнауки России N 882, Минпросвещения России N 391 от 05.08.2020 «Об организации и осуществлении образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ» (вместе с «Порядком организации и осуществления образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ»)), которой могут быть определены вклады каждого
из участников, вопросы управления консорциумом, распределение прибыли.
В рамках заключаемого договора о сетевой форме реализации образовательных программ в рамках консорциума возможно разрешение вопросов о параллельном обучении студентов в нескольких организациях, что исключает монополизацию образования и не допускает возможной квалификации указанного образовательного объединения в качестве картели (ст.11 ФЗ «О защите конкуренции).
Статья 15 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» максимально широко подходит к определению круга лиц, способных быть участниками договора о сетевой форме реализации образовательных программ, что может быть использовано как ее преимущество и устраняет необходимость четко описывать субъектов консорциума. Есть основания полагать, что ограничительное указание на состав таких договоров, инициаторов их заключения, лимитированного состава, является излишним: динамичное развитие науки и техники, постоянное изменение потребностей бизнеса, изменения на рынке образования делают формат работы консорциумов максимально «подвижным» и сориентированным на необходимость регулярной перестройки под новые форматы. Положительно при этом следует оценить возможность создания специального реестра консорциумов для осуществления координационных и - при необходимости - надзорных мероприятий со стороны федеральных органов исполнительной власти.
С целью обеспечения наиболее тесной интеграции участников консорциума вслед за предлагаемыми изменениями закономерно внесение соответствующих поправок в законодательство о контрактной системе закупок для государственных нужд, налоговое и бюджетное законодательство, что обеспечит полноценное существование консорциумов в качестве самостоятельных субъектов образовательного права (при сохранении их юридической автономности), а следовательно, будет способствовать реализации Программы академического стратегического лидерства [1].
Список литературы:
[1] Анохова Е.В., Штыхно Д.А. Научно-образовательные коллаборации как инструмент повышения конкурентоспособности российских вузов // Открытое образование. 2021. № 25(2). С. 4-14.
[2] Бевз Е.В. Профессиональная подготовка бакалавров педагогического образования в условиях социально-образовательного консорциума // Вестник университета. 2012. № 8. С. 209-212.
[3] Ван Б. Роль российско-китайских университетских консорциумов в развитии инновацион-
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2022
ной среды международного образования // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2019. Т. 8. № 2 (27). С. 88-90.
[4] Василенко Н.В., Костенко А.А., Назаретян К.А. Коллаборация в высшем образовании: организационные перспективы консорциумов // Вопросы управления. №1 (44). 2017. С 196-204.
[5] Веснина Л.В., Чучалин А.И. Формирование системы подготовки кадров для развития наукоемких отраслей экономики на основе консорциума университетов и научных организаций // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2011. №10. С 180-184.
[6] Гнездова Ю.В. Консорциум как коллективный участник инновационной деятельности системы образования // Социально-экономическое развитие регионов на инновационной основе. Сборник научных статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции. Редакционная коллегия: Веселовский М.Я., Нуралиев С.У, Федотов А.В., Алексахина В.Г., 2015. С. 61-69.
[7] Зернов В.А., Минаев В.А. Будущее науки и образования - за сетевыми научно-образовательными консорциумами // Высшее образование сегодня. 2013. № 10. С. 2-5.
[8] Платонова Р.И., Петрова Т.Н. Формирование консорциумов в высшем образовании как стратегическая задача // Вестник Северо-восточного федерального университета им. М.К. Аммо-сова. Серия: Педагогика. Психология. Философия. 2021. № 4 (24). С. 84-91.
[9]Половецкий С.Д. Реализация проекта «Музейный консорциум» в образовательных организациях системы департамента образования города Москвы: проблемы, поиски, решения // Актуальные вопросы гуманитарных наук: теория, методика, практика. Памяти академика РАО Л.Н. Боголюбова: Сборник научных статей. В 2-х томах. Под редакцией А.А. Сорокина. 2018. С. 8-13.
[10] Сигова М.В., Банников С.А. Международные консорциумы как форма реализации сотрудничества в сфере науки и образования // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2014. № 6 (90). С. 114-117.
Spisok lite ratury
[1] Anohova E.V., SHtyhno D.A. Nauchno-obra-zovatel'nye kollaboracii kak instrument povysheniya konkurentosposobnosti rossijskih vuzov (In Russ.) // Otkrytoe obrazovanie. 2021. 25(2). S. 4-14.
[2] Bevz E.V. Professional'naya podgotovka bakalavrov pedagogicheskogo obrazovaniya v usloviyah social'no-obrazovatel'nogo konsorciuma (In Russ.) // Vestnik universiteta. 2012. № 8. S. 209212.
[3] Van B. Rol' rossijsko-kitajskih universitetskih konsorciumov v razvitii innovacionnoj sredy mezh-dunarodnogo obrazovaniya (In Russ.) // Azimut nauchnyh issledovanij: ekonomika i upravlenie. 2019. T. 8. № 2 (27). S. 88-90.
[4] Vasilenko N.V., Kostenko A.A., Nazaretyan K.A. Kollaboraciya v vysshem obrazovanii: organiza-cionnye perspektivy konsorciumov (In Russ.) // Voprosy upravleniya. №1 (44). 2017. S 196-204.
[5] Vesnina L.V., CHuchalin A.I. Formirovanie sistemy podgotovki kadrov dlya razvitiya naukoemkih otraslej ekonomiki na osnove konsorciuma universi-tetov i nauchnyh organizacij (In Russ.) // Vestnik Tom-skogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 2011. №10. S 180-184.
[6] Gnezdova YU.V. Konsorcium kak kollek-tivnyj uchastnik innovacionnoj deyatel'nosti sistemy obrazovaniya (In Russ.) // Social'no-ekonomicheskoe razvitie regionov na innovacionnoj osnove. Sbornik nauchnyh statej po materialam Vserossijskoj nauch-no-prakticheskoj konferencii. Redakcionnaya kol-legiya: Veselovskij M.YA., Nuraliev S.U, Fedotov A.V., Aleksahina V.G., 2015. S. 61-69.
[7] Zernov V.A., Minaev V.A. Budushchee nauki i obrazovaniya - za setevymi nauchno-obrazova-tel'nymi konsorciumami (In Russ.) // Vysshee obrazovanie segodnya. 2013. № 10. S. 2-5.
[8] Platonova R.I., Petrova T.N. Formirovanie konsorciumov v vysshem obrazovanii kak strategich-eskaya zadacha (In Russ.) // Vestnik Severo-vostoch-nogo federal'nogo universiteta im. M.K. Ammosova. Seriya: Pedagogika. Psihologiya. Filosofiya. 2021. № 4 (24). S. 84-91.
[9] Poloveckij S.D. Realizaciya proekta «Muze-jnyj konsorcium» v obrazovatel'nyh organizaciyah sistemy departamenta obrazovaniya goroda Moskvy: problemy, poiski, resheniya (In Russ.) // Aktual'nye voprosy gumanitarnyh nauk: teoriya, metodika, praktika. Pamyati akademika RAO L.N. Bogolyubova: Sbornik nauchnyh statej. V 2-h tomah. Pod redakciej A.A. Sorokina. 2018. S. 8-13.
[10] Sigova M.V., Bannikov S.A. Mezhduna-rodnye konsorciumy kak forma realizacii sotrudnich-estva v sfere nauki i obrazovaniya (In Russ.) // Izves-tiya Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo eko-nomicheskogo universiteta. 2014. № 6 (90). S. 114-117.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2022