Научная статья на тему 'БОЛЬШОЙ УНИВЕРСИТЕТ КАК НОВАЯ ФОРМА ИНТЕГРАЦИИ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ'

БОЛЬШОЙ УНИВЕРСИТЕТ КАК НОВАЯ ФОРМА ИНТЕГРАЦИИ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
420
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЛЬТИУНИВЕРСИТЕТ / БОЛЬШОЙ УНИВЕРСИТЕТ / НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ХОЛДИНГ / КОНСОРЦИУМ / СЕТЕВАЯ ЭКОНОМИКА / ЦИФРОВАЯ ПЛАТФОРМА / ИНТЕГРАЦИЯ / НИОКР

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шестернина М.В.

Описывается переход российских вузов к модели технологической корпорации, который должен активизировать коллаборации с наукой и промышленностью региона присутствия, страны и мира. Тенденции формирования научно-образовательных холдингов в современной России, цифровая трансформация университетов и институтов РАН соответствуют требованиям времени по изменению системы их финансирования. Национальная исследовательская компьютерная сеть (НИКС), образованная в результате слияния RASNET и RUNNet, стала одной из крупнейших научно-образовательных компьютерных сетей мира. Формируемая цифровая платформа совместных исследований ЦПСП позволит осуществлять базовые платформенные и прикладные цифровые сервисы для осуществления научной, научно-технической и инновационной деятельности. Все эти технические изменения повлияют на появление новых интеграционных форм, в том числе в виде модели Большого университета и практической реализации модели Университета 3 (Entrepreneurial University), когда вуз становится предпринимательским университетом, технологической корпорацией, главной целью которого является способность вести фронтирные научные разработки, отвечая на запросы внешних и внутренних стейкхолдеров. Активизация научных разработок как в академической, так и университетской среде всячески стимулируется государством через различные проекты и программы. Кооперация участников научно-образовательного холдинга будет способствовать продвижению сетевых образовательных программ, формированию исследовательских коллабораций, трансферу технологий в реальный сектор экономики, реализации проектов, нацеленных на фронтирные и прикладные научные исследования, в том числе в глобальном пространстве и т.д. Новая интеграционная форма позволит через создание единой информационно-аналитической инфраструктуры (сети библиотечных услуг, формирование совместных баз данных и др.) сэкономить значительные финансовые ресурсы, привлечь госфинансирование и получить ряд синергетических эффектов объединения. В статье предложены варианты интеграции университетов и научных организаций в Большой университет, включающие как создание нового юридического лица в виде автономной некоммерческой организации, так и функционирование без образования юридического лица. Приведены примеры подобных интеграций в нашей стране. Назревшая необходимость использования методических подходов к обоснованию выбора партнеров для интеграции решается в данной статье на примере подбора университетов для проведения совместных научных и прикладных исследований.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шестернина М.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LARGE UNIVERSITY AS A NEW FORM OF INTEGRATION OF SCIENCE AND EDUCATION IN RUSSIA

The article describes the transition of Russian universities to the model of a technology corporation, which should intensify collaboration with science and industry in the region of presence, the country and the world. Trends in the formation of scientific and educational holdings in modern Russia, the digital transformation of universities and institutes of the Russian Academy of Sciences meet the requirements of the time to change the system of their financing. The National Research Computer Network (NICS), formed as a result of the merger of RASNET and RUNNet, has become one of the largest scientific and educational computer networks in the world. The emerging digital platform for joint research of the CSPC will allow the implementation of basic platform and applied digital services to perform scientific, technical and innovative activities. All these technical changes will affect the emergence of new integration forms, including in the form of a Large University model and the practical implementation of the University Model 3 (Entrepreneurial University), when the university becomes an entrepreneurial institution, a technology corporation, pursuing the goal of conducting state-of-the-art scientific research, responding to the requests of external and internal stakeholders. The activation of research and development both in the academic and university environment is strongly stimulated by the state through various projects and programs. The cooperation of the participants of the scientific and educational holding will contribute to the promotion of network educational programs, the formation of research collaborations, the transfer of technologies to the real sector of the economy, the implementation of projects aimed at frontier and applied scientific research, including globally, etc. The new integration form will allow by means of a unified information and analytical infrastructure (a network of library services, the formation of joint databases, etc.) to save significant financial resources, attract state funds, and obtain a number of synergy effects of the merger. The article offers options for integrating universities and research organizations into a Large University, including both the creation of a new legal entity in the form of an autonomous non-profit organization, and functioning without the formation of a legal entity. Examples of such integrations in Russia are given. The urgent need to use methodological approaches to justify the choice of partners for integration is solved in this article by the example of the selection of universities for joint scientific and applied research.

Текст научной работы на тему «БОЛЬШОЙ УНИВЕРСИТЕТ КАК НОВАЯ ФОРМА ИНТЕГРАЦИИ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ»

DOI: 10.15593/2224-9354/2021.3.8 УДК 378.4 (470+571)

М.В. Шестернина

БОЛЬШОЙ УНИВЕРСИТЕТ КАК НОВАЯ ФОРМА ИНТЕГРАЦИИ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ

Описывается переход российских вузов к модели технологической корпорации, который должен активизировать коллаборации с наукой и промышленностью региона присутствия, страны и мира. Тенденции формирования научно-образовательных холдингов в современной России, цифровая трансформация университетов и институтов РАН соответствуют требованиям времени по изменению системы их финансирования. Национальная исследовательская компьютерная сеть (НИКС), образованная в результате слияния RASNET и RUNNet, стала одной из крупнейших научно-образовательных компьютерных сетей мира. Формируемая цифровая платформа совместных исследований ЦПСП позволит осуществлять базовые платформенные и прикладные цифровые сервисы для осуществления научной, научно-технической и инновационной деятельности. Все эти технические изменения повлияют на появление новых интеграционных форм, в том числе в виде модели Большого университета и практической реализации модели Университета 3 (Entrepreneurial University), когда вуз становится предпринимательским университетом, технологической корпорацией, главной целью которого является способность вести фронтирные научные разработки, отвечая на запросы внешних и внутренних стейкхолдеров. Активизация научных разработок как в академической, так и университетской среде всячески стимулируется государством через различные проекты и программы. Кооперация участников научно-образовательного холдинга будет способствовать продвижению сетевых образовательных программ, формированию исследовательских коллабораций, трансферу технологий в реальный сектор экономики, реализации проектов, нацеленных на фронтирные и прикладные научные исследования, в том числе в глобальном пространстве и т.д. Новая интеграционная форма позволит через создание единой информационно-аналитической инфраструктуры (сети библиотечных услуг, формирование совместных баз данных и др.) сэкономить значительные финансовые ресурсы, привлечь госфинансирование и получить ряд синергетических эффектов объединения. В статье предложены варианты интеграции университетов и научных организаций в Большой университет, включающие как создание нового юридического лица в виде автономной некоммерческой организации, так и функционирование без образования юридического лица. Приведены примеры подобных интеграций в нашей стране. Назревшая необходимость использования методических подходов к обоснованию выбора партнеров для интеграции решается в данной статье на примере подбора университетов для проведения совместных научных и прикладных исследований.

Ключевые слова: мультиуниверситет, большой университет, научно-образовательный холдинг, консорциум, сетевая экономика, цифровая платформа, интеграция, НИОКР.

Проблемы интеграции науки и образования всегда были актуальны для российской экономики. Но только в результате резкого скачка в развитии использования цифровых технологий вследствие пандемии процесс коллабораций не только ускорился, но и приобрел новое качество. Цель данного исследования - выявить новые формы интеграции и кооперации науки и высшего образования в нашей стране. Для достижения поставленной цели было запланировано

© Шестернина М.В., 2021 Шестернина Марианна Витальевна - канд. экон. наук, доцент кафедры менеджмента и маркетинга ФГБОУ ВО «Уфимский государственный авиационный технический университет», e-mail: marianna12vs@mail.ru.

провести анализ происходящих изменений в высшей школе России и научной среде, связанных с законодательными инициативами правительства и объективными процессами глобальной пандемии, повлекшей за собой глубинные перемены в промышленности, взаимодействии хозяйствующих субъектов между собой, потребителями и государством, социальном климате планеты.

Раньше совместные образовательные программы в нашей стране были характерны лишь для межгосударственных сетевых университетов (например, стран СНГ или ШОС). Однако за прошедший 2020 г. это стало нормой не только для опорных и национальных исследовательских университетов России, но и региональных вузов. Этому способствовали и законодательные инициативы правительства, связанные с созданием в рамках национального проекта «Наука» научно-образовательных центров (НОЦ) мирового уровня. К началу 2021 г. их число составило 10; к 2024 г. планируется создать еще 5. Финансирование развития вузов с 2021 г. во многом будет определяться программой «Приоритет 2030» (ранее Программа стратегического академического лидерства - ПСАЛ) в рамках другого национального проекта «Образование», по которой гранты в форме субсидий будут предоставляться на конкурсной основе на поддержку вузов, реализующих проекты совместно с научными организациями и промышленными компаниями.

Если первые государственные программы поддержки российских университетов были направлены на выращивание отечественных вузов, способных занять высокие позиции в мировых рейтингах, то программа «Приоритет 2030» рассматривает кооперацию высшей школы и научных организаций в качестве ключевого фактора развития территорий присутствия, фронтирных технологий и достижения национальных целей России. Эти же цели преследует еще один национальный проект «Наука и университеты», в рамках которого планируется финансирование отечественных вузов по таким федеральным программам, как «Развитие интеграционных процессов в сфере науки, высшего образования и индустрии», «Исследовательское лидерство» (мировых и региональных тематических научных центров), «Развитие инфраструктуры для научных исследований и подготовки кадров» и «Развитие человеческого капитала в интересах регионов, отраслей и сектора исследований и разработок». Как можно уже понять из названия данных программ, государство стремится повысить не только качество российского образования, но и уровень внедрения результатов научных исследований и разработок.

После реализации госпрограммы «5-100 (поддержка национальных исследовательских университетов РФ)» и программы поддержки национальных опорных университетов у чиновников появилось понимание, что главное для современного вуза России не глобальная конкурентоспособность, а национальные и региональные цели развития, реализация третьей миссии университетов (полезность для местного сообщества, участие представителей вузов

в общественно полезных движениях). Данные портала «Scimago Journal & Country Rank» [1], отражающие публикационную активность разных стран по базе данных Scopus, показывают рост публикаций в России после 2012 г., когда заработала программа «5-100». Однако, как показали исследования [2], это не отразилось на позиции отечественных университетов в мировых рейтингах. Активизация российским государством процессов развития науки, в том числе университетской, во многом связана с ситуацией в мире, с закрытием национальных экономик и их стремлением максимально использовать собственные ресурсы.

Как считает А. Циганков, развитие академической науки России зависит не только от финансирования, но и от выстраивания идейных приоритетов. Представители научной интеллигенции могут быть мобилизованы для решения общенациональных задач при условии высвобождения общественной инициативы [3]. И такую возможность науке и высшему образованию сегодня наше государство предоставляет. Изменение системы функционирования вузов, исходя из интересов стейкхолдеров, является следствием в том числе цифровизации образовательного процесса, о котором впервые упоминается в «Законе об образовании» (2012 г.). Тогда было введено понятие электронной информационно-образовательной среды, благодаря которой электронное обучение и дистанционные образовательные технологии постепенно становились буднями большинства российских университетов. Многие практики склоняются к тому, что если университет не будет использовать цифровые технологии, он не выживет: «без цифровой трансформации вузы просто отомрут как инструмент подготовки профессионалов» [4]. С 2021 г. Министерство науки и высшего образования РФ осуществляет функции оператора государственной информационной системы «Современная цифровая образовательная среда» (Постановление Правительства РФ от 16 ноября 2020 г. № 1836).

Цифровизация в высшей школе началась с новой методики образования МООС (англ. Massive Open Online Course - массовые открытые онлайн-курсы), предполагающей бесплатное онлайн-обучение для всех желающих, когда все материалы в электронном виде находятся в свободном доступе. Расходы на MOOC-курс делают очное классическое обучение неконкурентоспособным по цене как для организатора образовательного процесса, так и для слушателя (как правило, за само прослушивание курса и участие в заданиях плата не взимается). Дистанционная технология позволяет снизить расходы на внутрифирменное обучение в 2,5 раза при сохранении качества образования на том же уровне» [5]. Это позволяет, на наш взгляд, разделить потоковые лекции на лекции для каждой группы, так как онлайн-формат их проведения делает классическую лекцию менее эффективной, чем лекция-консультация и/или лекция-дискуссия, когда для лучшей усвояемости материала происходит взаимодействие преподавателя почти с каждым студентом.

Объем мирового рынка онлайн-образования составляет $74 млрд; к 2023 г. составит $282,62 млрд. Данный рынок в России в 2019 г. достиг 45-50 млрд руб.; в 2020 г. - 55-60 млрд руб. Половину всего edtech-рынка (от англ. Educational technology - новые технологии в образовании) в России (22-25 млрд руб.) занимает дополнительное образование для взрослых [6]. Больше всего онлайн-курсов в 2020 г. опубликовали НИУ ВШЭ (18 %) и СПбГУ (16 %). Наиболее активным среди региональных вузов оказался Томский государственный университет, который занял четвертую позицию по количеству опубликованных курсов и обогнал большинство университетов Москвы и Санкт-Петербурга [7]. Технические университеты (10 из 19 вузов) в 2020 г. представили материалы, связанные с физико-математическим направлением (33 % - 237 курса). Однако в MOOC России преобладает гуманитарное направление (47 % - 333 курса); лидерами по количеству онлайн-курсов здесь стали НИУ ВШЭ и СПбГУ. На протяжении 6 лет НИУ ВШЭ продолжает делать каждый пятый онлайн-курс; всего им запущено 127 курсов. Самой популярной платформой для публикации онлайн-курсов остается Национальная платформа открытого образования; 20 % от общего числа курсов (148 курсов) российские вузы разместили на зарубежной платформе Coursera.

Перед высшей школой сейчас стоит сложная задача - изменять уровень образовательного процесса, заточенного все больше на онлайн-образование и параллельно развивать инновационную деятельность университетов, увеличивая свою финансовую независимость от бюджетного финансирования. Решить эту двуединую задачу и сделать революционный скачок от первой модели Университета, чья основная роль - подготовка специалистов для профессиональной деятельности в отдельных секторах экономики к модели Университет 3.0, минуя вторую фазу, означает не только активизацию научно-исследовательской работы, но и появление новых компетенций в коммерциализации результатов этой работы. Вопросам формирования и функционирования университетов по модели 3.0 посвящены работы [8-11]. Главным отличием этой модели является тот факт, что вуз становится технологической корпорацией, использующей принципы работы предпринимательской организации, осуществляя функцию интегратора основных процессов внутри экосистемы инноваций: разработку и трансфер технологий, коммерциализацию продуктов академической науки и вывод их на рынок, создание новых бизнесов, управление интеллектуальной собственностью с целью получения прибыли. При этом в планировании организационных изменений необходимо учитывать интервалы времени, через которые их следует проводить. «Частые изменения могут подвести систему к состоянию хаоса, преодоление которого сопровождается повышенным использованием различных ресурсов» [12, с. 225]. Кроме того, возможны имиджевые и репутационные потери университета. Механическое объединение вузов с целью победы в конкурсном отборе на тот или иной грант от государства может привести к снижению качества образования вследствие

внутриорганизационной конкуренции и переделу финансовых потоков. Все это в конечном счете скажется на снижении конкурентоспособности вновь созданного образовательного учреждения. И вместо развития произойдет еще больший отток абитуриентов [13].

Свобода в выборе форм научно-образовательной интеграции и самоорганизации как ответ на изменение условий взаимодействия с использованием цифровых технологий позволяет реализовывать принципы сетевой экономики, которая представляет собой особый тип роста, когда он в прямом понимании слова не предусматривается, поскольку речь идет о кооперационных соглашениях и разноуровневом партнерстве [14]. Главной проблемой управления сетевой экономикой как синергетической системы является то, «как управлять, не управляя; как обеспечить самоуправляемое и самоподдерживаемое развитие» [15]. Примечательно, что самым затратным федеральным проектом «Цифровая экономика» в целом в 2021-2023 гг. станет «Цифровое государственное управление» (рис. 1). Финансирование данной национальной программы в 2021-2023 гг. составит около 552 млрд руб. бюджетных средств. Распоряжением Правительства РФ от 28 августа 2019 г. № 1911-р утверждена Концепция создания государственной единой облачной платформы.

Нормативное регулирование цифровой среды Искусственный интеллект Информационная безопасность Кадры для цифровой экономики Цифровые технологии Информационная инфраструктура Цифровое государственное управление

Рис. 1. Бюджеты федеральных проектов «Цифровая экономика РФ» на 2021-2023 гг., млрд руб. [15]

Формированию сетевой экономики в нашей стране способствуют происходящие изменения в области интеграции образовательных и научных организаций. Так, в 2019 г. произошла интеграция телекоммуникационных сетей РАН (RASNET - Russian Academy of Science Network) с федеральной университетской компьютерной сетью RUNNet (Russian UNiversity Network) в Национальную исследовательскую компьютерную сеть России (НИКС). Обе сети (RASNET и RUNNet) были сформированы 25 лет назад для объединения образовательных и научных организаций страны. На протяжении этих лет RASNET стала действующей опорной сетью национального масштаба, имеющей высокоскоростную магистральную инфраструктуру, международные ка-

налы, обеспечивающие интеграцию с зарубежными научно-образовательными сетями и доступ в публичные сети. Сеть RUNNet объединяет 100 крупнейших организаций сферы высшего образования и науки во всех федеральных округах РФ; развивалась с 1994 г. в рамках государственной научной программы «Университеты России», программы «Информационные сети высшей школы», межведомственной программы «Создание национальной сети компьютерных телекоммуникаций для науки и высшей школы», федеральных целевых программ, государственных контрактов и программ Минобрнауки России.

В результате интеграции RASNET и RUNNet телекоммуникационные узлы НИКС расположены в более чем 50 регионах нашей страны. В настоящее время общее количество пользователей НИКС по независимым оценкам превышает 3 млн чел., что делает ее не только крупнейшей научно-образовательной сетью страны, но и одной из крупнейших компьютерных сетей мира [16]. Уже происходит межсетевой обмен данными между 300 организациями высшего образования и науки РФ, планируется подключение к региональным отраслевым сетям субъектов РФ, национальным научно-образовательным сетям разных стран мира (NREN), к сетевым консорциумам.

Все это потребует создания широкого спектра передовых телекоммуникационных и информационных сервисов передачи данных, инфраструктурных сервисов, сервисов коммуникаций в режиме реального времени, облачных сервисов, сервисов доверия, идентификации и безопасности и др. и позволит организовать верхнеуровневую связность участников региональных отраслевых сетей страны, наложенных сетей, вовлеченных в исследования по общим научным тематикам. НИКС станет единой точкой доступа для осуществления непрерывного образования, т.е. свяжет весь контент онлайн-образования. Кроме того, в 2019 г. Минобрнауки России утвердило Концепцию создания Единой цифровой платформы научного и научно-технического взаимодействия (Цифровая платформа совместных исследований ЦПСП) в рамках федерального проекта «Развитие научной и научно-производственной кооперации» как части национального проекта «Наука» [17]. Данная платформа должна быть разработана до конца 2021 г., обеспечив реализацию базовых платформенных и прикладных цифровых сервисов для осуществления научной, научно-технической и инновационной деятельности. Благодаря этому появится возможность управлять сервисами научной инфраструктуры коллективного пользования, предоставляющей безбарьерный доступ к исследователям, оцифрованным коллекциям и банкам данных организаций и к заказу услуг; появится федеральная цифровая платформа непрерывного образования; произойдет интеграция информационных систем Минобрнауки России и внешних информационных систем, что обеспечит доступ к ресурсам зарубежных образовательных сетей на базе GEANT (образовательный проект мультигигабитной интернет-сети, соединяющий в себе более 3500 образовательных учреждений в Европе из более 30 стран).

Цифровая платформа совместных исследований РФ обеспечит участников системы возможностью применять электронную подпись, закрепляя юридическую значимость обмениваемой между участниками информации. Данная платформа будет подтверждать целостность и авторство информации, сообщений и контента; сопровождать процесс разбора конфликтных ситуаций. Наличие на платформе биллинговых услуг обеспечит автоматизированную систему расчетов. Дальнейшая интеграция с другими платформами РФ обеспечит участникам возможность государственного заказа на научные исследования, заказываемые за счет федерального бюджета; доступ к цифровым коллекциям отчетов, выполненных по грантам РФФИ, Российского научного фонда, Фонда поддержки малого предпринимательства, фонду патентов Федерального института промышленной собственности, единой государственной информационной системе учета научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ гражданского назначения; федеральной системе мониторинга результативности деятельности научных организаций, выполняющих научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы.

В сфере среднего образования с 01.09.20 г. в школах 14 субъектов РФ действует платформа «Цифровая образовательная среда», объединяющая всех участников образовательного процесса (учеников, учителей, родителей и администрацию учебных заведений); к 2024 г. ЦОС внедрят в 75 субъектах РФ. Происходят колоссальные изменения и в сфере СПО. Внедрение дистанционных образовательных технологий, сетевых моделей образования, доступ к электронным библиотекам и цифровым коллекциям, обеспечение возможностей сетевого взаимодействия кампусов университетов и др. становится реальностью в результате ускоренного развития федеральных цифровых платформ. Данные процессы вполне отвечают требованиям стратегии развития научной и образовательной среды нашей страны. В частности к 2024 г. в соответствии с Национальным проектом «Образование» доля образовательных организаций ВО, использующих федеральные цифровые платформы, должна достигнуть 90 % (рис. 2).

2020 г. 2021 г. 2022 г. 2023 г. 2024 г.

Рис. 2. Прогноз изменения доли образовательных организаций ВО, использующих федеральные цифровые платформы

Все эти национальные и федеральные проекты и программы позволят не только генерировать новые фронтирные технологии через межотраслевую и междисциплинарную коллаборацию научных коллективов университетов и институтов РАН, но и выходить в мировую цифровую научную среду NREN, GEANT, NORDUnet и др., интегрируя российские коллективы в мировые проекты и разработки. Без подобной интеграционной шины (национальной платформы) нового масштаба, полноценное вхождение российской вузовской и академической науки в глобальную конкуренцию невозможно [16].

Все эти технические средства становятся инструментом изменения принципов управления как на макроуровне, так и на уровне компании или образовательного и научного учреждения нового формата. Интеграционные процессы должны начинаться, на наш взгляд, не с механического слияния, а с реализации совместных научных, образовательных и коммерческих программ и проектов. Сейчас время творчества: государство предоставляет свободу выбора новых индивидуальных форм организации научных, образовательных и коммерческих коллабораций. После того, как запущен механизм реализации совместных сетевых образовательных программ, согласована специализация вузов на тех или иных направлениях подготовки, можно переходить к новой фазе интеграции - созданию сетевого, Большого университета.

Прообразом современной модели Большого университета явился предложенный К. Керри еще в 1960-е гг. мультиверситет, который не только стал движущей силой индустрии знания, но и взял на себя функцию определения направлений общественного и интеллектуального развития общества. В 2000-х гг. в это понятие ученые вкладывали новый смысл: университет как один из системообразующих узлов сетевой экономики, осуществляющий не только образовательный процесс, но и интегрирующий свою деятельность с производственными, социальными и научно-исследовательскими структурами. Но если тогда в нашей стране это было лишь пожеланием ученых, то активизация цифровых технологий актуализировала эту роль вузов и сделала ее реальной. Пока словосочетание «Большой университет» воспринимается как сетевой университет, реализующий совместные сетевые образовательные программы через пул образовательных учреждений (например, сетевые университеты БРИКС, ШОС и СНГ). Цифровые технологии и открывающиеся возможности дополнительного финансирования заставляют вузы искать новые формы кооперации, создавая образовательные холдинги. Так, московские вузы, используя новые сетевые принципы объединения, формируют Большие университеты, интернируясь с региональными вузами и образовательными организациями СПО. Например, проект «Вернадский» объединил МГУ с несколькими региональными вузами, научно-исследовательскими институтами и компаниями. НИУ ВШЭ запустила программу поддержки региональных вузов «Университетское партнерство», включающую стажировки для работников и аспирантов, поддержку журнальных публикаций авторов, создание зеркальных ла-

бораторий. Присоединение образовательных организаций СПО, вузов и НИИ к Большому университету напоминает научно-образовательный холдинг, в котором одновременно осуществляются как вертикальная интеграция по жизненному циклу образования «среднее образование - СПО - ВО - ДПО», так и горизонтальная интеграция, увеличивающая инфраструктурный потенциал (лабораторный и аудиторный фонд) и контингент обучающихся, а значит, и финансовые возможности Большого университета; появляется возможность научных коллабо-раций на стыке нескольких научных направлений.

Методология объединения вузов пока недостаточно проработана. Мы предлагаем следующую методику выбора университета - партнера для различных научно-исследовательских коллабораций. В настоящее время большинство вузов России актуализируют свои научно-технические направления, связывая их с глобальными вызовами и приоритетами научно-технологического развития нашей страны. После того как этот этап пройден, целесообразно перейти к поиску партнеров по выбранным фронтирам. Благодаря развитию кооперации, у исследователей появляется шанс прийти к новым выводам и заключениям, изменить ход исследований и быстрее получить научный и прикладной результат.

Учитывая, что наиболее полной и формализованной базой данных о всех отечественных вузах является мониторинг эффективности деятельности образовательных организаций высшего образования Министерства науки и высшего образования РФ, мы предлагаем на основе информации из этой базы рассчитать долю студентов, обучающихся по реализуемой УГН(С), соответствующей выбранным научным фронтирам университета - инициатора интеграции, в общем контингенте студентов университета - потенциального партнера. Это позволит понять, насколько интересно заниматься данному вузу подготовкой специалистов по интересующим фронтирным направлениям университета - инициатора интеграции. Можно согласиться, что это косвенный показатель, отражающий научные интересы университета. Но логика подсказывает: значительный контингент студентов в федеральном или исследовательском университете не может обучаться на устаревшей материально-технической базе; абитуриенты не пойдут в вуз, если там не преподают современные и востребованные профессора.

Мы провели подобные исследования для Уфимского государственного авиационного технического университета (УГАТУ) по фронтирам вуза, отвечающим глобальному вызову Futureof mobile. Оказалось, что, к примеру, Томский госуниверситет и Томский политехнический университет, несмотря на то-повость и высокое развитие своих научных исследований и разработок, имеют всего по одной УГН(С), соответствующей выбранным научным фронтирам УГАТУ; Уральский федеральный университет имени Ельцина и Казанский федеральный университет - ни одной. Однако после этой формальной процедуры выбора следует детально проработать личные контакты ученых университета-инициатора, которые могут привести к подбору дополнительных стимулов кол-

лаборации. Следует помнить, что обе стороны должны иметь собственную выгоду от взаимодействия; видеть свои перспективы от данного сотрудничества. Поэтому прежде чем вступать в переговорный процесс, следует понять потребности потенциального партнера в научно-образовательной интеграции.

Положительные и отрицательные эффекты от объединения университетов, в том числе зарубежных, освещены в работах [18-21]. Большой университет может реализовать на практике модель Университета 3.0, когда вуз становится предпринимательским университетом (Entrepreneurial University), технологической корпорацией, главной целью которого является способность вести фронтир-ные научные разработки, отвечая на запросы внешних и внутренних стейкхолде-ров [21]. Адекватный ответ вуза на запрос подготовки тех или иных специалистов со стороны бизнеса является обязательной, но не главной чертой предпринимательского университета. Если раньше основные процессы в вузе были связаны с образованием и наукой, то сейчас появляется новый бизнес-процесс - создание и коммерциализация инноваций, который позволяет снизить объемы государственного финансирования университета и развивать новые отрасли экономики.

Университет 3.0 действует с опережением, предвосхищая потребности стейкхолдеров. Инвестировать в вуз на долгосрочной основе они будут при условии реализации своих ожиданий, которые, как правило, у разных стейк-холдеров входят в конфликт между собой. Следует понимать интересы каждой из заинтересованных сторон и соотносить их со стратегией университета, учитывающей ожидания региональной власти, родителей, студентов, инновационных и промышленных компаний.

Если в действующей системе управления действуют образовательная, научная и сервисная подструктуры управления, то у Большого университета должна появиться предпринимательская (инновационная) структура. Все они благодаря цифровизации и матричному подходу в управлении должны нало-житься, обеспечив усиление горизонтальных связей и появление новых форм интеграции. В результате отдельные научные и исследовательские лаборатории расширят свои функции, а их оборудование будет использовано не только в образовательном и научном процессе, но и в инновационном (предпринимательском). Студенты получат доступ к получению навыков работы в реальных коммерческих проектах с участием сторонних специалистов, развивая свое техническое творчество. Как результат - экономия на капитальных расходах приобретения дублирующего оборудования; повышение уровня знаний в области технологического предпринимательства среди НПР, студентов и контрагентов. То же происходит и с научно-педагогическими работниками - один и тот же сотрудник может быть начальником подразделения и одновременно входит в рабочую группу проекта и/или МИПа.

Степень связанности участников Большого университета между собой определяется не только наличием общих образовательных программ, но и ко-

личеством общих научных проектов, коммерциализуемых в университетских МИПах через госзаказ и хоздоговоры с реальным сектором экономики региона присутствия. И здесь опеределяющим становится коммерческий интерес участников Большого университета на основе их равноправия и возможностей для самореализации.

Инициатором создания Большого университета становится крупный вуз, занимающий доминирующее положение в образовательных, научных и/или инновационных процессах; его преимущества могут быть очевидными по отдельным позициям и дополняться другими участниками сети. Вузам меньшего размера, техникумам и/или колледжам, входящим в объединение, поручается выполнение отдельных видов деятельности. Сохранение их юридической и хозяйственной самостоятельности поддерживает устойчивость объединения и повышает конкурентоспособность образовательной среды региона в целом, выводя его на новый уровень развития. По мнению исследователей [18], при создании Большого университета надо исходить из приоритета повышения сложности после интеграции и появления у системы новых свойств, не присущих ее элементам в отдельности эмерджентности.

Юридически Большой университет может быть оформлен в виде консорциума как без образования юридического лица, так и с созданием нового юридического лица. К примеру, сетевой университет стран СНГ оформлен как консорциум без образования юридического лица. Здесь высшим органом управления является Координационный совет, в который входят председатели совета ректоров вузов - участников и органов власти. Он назначает ректора Большого университета, заслушивает его отчеты и утверждает перспективные и годовые планы работы университета. При этом все участники сохраняют свою юридическую независимость, участвуя в подготовке магистрантов по схеме «1+1», т.е. первый год магистрант учится в своем вузе, а второй - в вузе-партнере, получая диплом сразу двух университетов.

В случае регистрации Большого университета в виде консорциума вузов как юридического лица создается управляющая компания, которая регистрируется как автономная некоммерческая организация (АНО). Это можно сравнить с чистым холдингом в бизнесе, где управляющая компания выполняет роль координатора, не занимаясь профессиональной деятельностью (в нашем случае образовательной, научной, инновационной). Примером может служить Евразийский НОЦ РБ, включающий в себя юридически независимые университеты и институты РАН, зарегистрирован в виде АНО. АНО вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, соответствующую целям, для достижения которых она создана. Например, АНО высшего образования «Университет при межпарламентской ассамблее ЕВРАЗЭС» (г. Санкт-Петербург) является унитарной некоммерческой организацией, созданной в целях предоставления образовательных услуг.

В последние годы в нашей стране формируются научно-образовательные смешанные холдинги, в которых происходит слияние образовательных и научных учреждений, а ранее самостоятельные вузы прекращают свое существование; вновь созданное юридическое лицо наделяется всеми активами, правами и обязанностями предыдущих. В смешанном научно-образовательном холдинге головной вуз ведет хозяйственную и иную деятельность, оказывает образовательные и иные услуги, но при этом выполняет и управленческие функции по отношению к дочерним организациям. Ярким примером слияния региональных вузов под «крышу» нового университета является АНО Казанский федеральный университет - один из 10 федеральных университетов РФ с 2008 г., объединивший 41 организацию ВО. В 2011 г. университет начал процесс преобразования факультетов КГУ в институты КФУ с одновременным слиянием со сходными подразделениями присоединяемых вузов. В том же году на базе Елабужского государственного педагогического университета был создан Елабужский институт (филиал) КФУ. Поэтапный процесс «собирания» университетов в Большой университет КФУ продолжился в 2012 г., когда к Набережночелнинскому институту (филиалу) КФУ была присоединена «Камская государственная инженерно-экономическая академия». Чистопольский филиал Камской государственной инженерно-экономической академии был присоединен к КФУ в 2012 г. приказом Министерства образования и науки РФ. В 2018 г. «Волжский университет имени В.Н. Татищева» стал филиалом Казанского (Приволжского) федерального университета в г. Тольятти. В 2000 г. на базе Казанского государственного финансово-экономического института основана Высшая школа бизнеса КФУ (ранее - Высшая школа MBA, созданная в сотрудничестве с Санкт-Петербургским государственным университетом экономики и финансов и Высшей коммерческой школой ESIDEC г. Мец, Франция) [23]. Считать это консорциумом (временным объединением организаций для достижения какой-то цели) нельзя; это скорее холдинг, связи между организациями которого скрепляются обычно распоряжениями правительств субъекта РФ и/или России. Происходит организационное преобразование путем изменения типа существующего государственного образовательного учреждения ВО в государственное автономное образовательное учреждение ВО при сохранении учредителя в лице Министерства науки и ВО РФ.

Объединение разноуровневых учреждений в Большом университете позволяет оптимизировать образовательный процесс многоуровневой подготовки (в том числе по образовательной цепочке подготовки кадров: СПО, ВО, аспирантура, ДНО): активизирует НИОКР и коммерциализацию результатов через взаимодействие с университетскими НИИ и созданными университетами МИПами. Члены Большого университета не будут вести борьбу за абитуриентов, поскольку, соблюдая свои интересы, не допустят параллелизма подготовки и смогут осуществлять согласованную образовательную политику удовлетворения кадровых

потребностей хозяйственных отраслей региона, страны и, возможно, мира, если фронтирные направления подготовки (чаще всего магистратуры) соответствуют мировым трендам, спросу и качеству подготовки. Появится возможность более гибкого финансирования за счет реализации совместных (сетевых) образовательных программ, инновационных, экономических, социальных и иных проектов мирового, федерального, регионального и отраслевого уровней. На наш взгляд, структура Большого университета в дальнейшем будет прирастать новыми заведениями довузовского, послевузовского и дополнительного образования.

Таким образом, реализация намеченных госпрограмм и проектов по интеграции организаций высшей школы и науки, внедрение в практику России Больших университетов позволит нашей системе высшего образования перейти к новому формату университета 3.0, когда вузы концентрируются на решении крупных промышленных задач, задавая вектор развития и динамику производству. Научно-образовательные холдинги должны не только увеличить количество онлайн-курсов и совместных сетевых образовательных программ, но и найти новые формы интеграции с научными организациями, используя цифровые платформы взаимодействия. Активизация коллабораций университетов с наукой и промышленностью позволит осуществлять трансфер технологий в реальный сектор экономики (прежде всего региона присутствия), реали-зовывать проекты, нацеленные на территориальное развитие, фронтирные и прикладные научные исследования, в том числе в глобальном пространстве.

Список литературы

1. Country Rankings // Scimago Journal & Country Rank [Электронный ресурс]. -URL: https://www.scimagojr.com/countryrank.php (дата обращения: 22.04.2021).

2. Иванова А.Д., Евграфов А.А., Муругова О.В. Публикационная активность как приоритет в развитии вузов России // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Социально-экономические науки. - 2020. - № 3. - С. 88-99.

3. Циганков А. Сбережение державы: на что опереться в миропереходе // Россия в глобальной политике. - 2020. - № 3. - С. 43-55.

4. Неповоротливые вымрут: проректор ТПУ о «революции 4.0» в образовании [Электронный ресурс]. - URL: https://www.riatomsk.ru/article/20210216/ tomskij-politeh-cifrovizaciya/ (дата обращения: 22.04.2021).

5. Самарянита М. Научно-образовательный консорциум как способ модернизации профессионального образования в странах Евразии [Электронный ресурс]. - URL: https://pandia.ru/text/79/144/73185.php (дата обращения: 22.04.2021).

6. Исследование: рынок онлайн-образования в России может достичь 60 млрд рублей в 2020 году [Электронный ресурс]. - URL: https://vc.ru/edu-

cation/110253-issledovanie-rynok-onlayn-obrazovaniya-v-rossii-mozhet-dostich-60-mlrd-rubley-v-2020-godu (дата обращения: 22.04.2021).

7. Онлайн-образование 2020: какие российские вузы оказались готовы к дистанционному формату обучения [Электронный ресурс]. - URL: https:// roscongress.org/materials/onlayn-obrazovanie-2020-kakie-rossiyskie-vuzy-okazalis-gotovy-k-distantsionnomu-formatu-obucheniya/ (дата обращения: 22.04.2021).

8. Нариманова О.В. Концепция Университет 3.0: перспективы реализации в России в условиях новой технологической революции // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие. - 2019. - Т. 7, № 2. - С. 350-361.

9. Кудряшова Е.В., Сорокин С.Э. «Третья миссия» в стратегиях развития арктических университетов // Арктика и север. - 2019. - № 34. - С. 20-35.

10. Головко Н.В., Зиневич О.В. Университет третьего поколения: Б. Кларк и Й. Уисема // Высшее образование в России. - 2016. - № 8-9. - С. 40-47.

11. Третья миссия мультиверситета: как России утвердить свое академическое превосходство [Электронный ресурс]. - URL: https://news.rambler.ru/edu-cation/44555849/?utm_content=news_media&utm_medium=read_more&utm_source =copylink (дата обращения: 22.04.2021).

12. Бикметов Е.Ю., Амирханова Л.Р. Методология исследования характера и факторов организационных изменений // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Социально-экономические науки. - 2018. - № 3. - С. 225-239.

13. Амирханова Л.Р., Бикметов Е.Ю., Харисова А.З. Теоретические и методические аспекты исследования имиджа вуза // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Социально-экономические науки. - 2017. - № 2. - С. 234-249.

14. Шестернина М.В. Синергетический подход формирования российской сетевой экономики // Вестник УГАТУ. - 2013. - Т. 17, № 4 (57). - С. 202-214.

15. Финансирование национального проекта Цифровая экономика [Электронный ресурс]. - URL: https://www.tadviser.ru/index.php (дата обращения: 22.04.2021).

16. Национальная исследовательская компьютерная сеть России [Электронный ресурс]. - URL: https://niks.su/theory/info/1_2.html (дата обращения: 22.04.2021).

17. Минобрнауки утвердило концепцию цифровой платформы совместных исследований [Электронный ресурс]. - URL: https://news.rambler.ru/edu-cation/41965368/?utm_content=news_media&utm_medium=read_more&utm_sourc e=copylink (дата обращения: 22.04.2021).

18. Аникин В.М., Пойзнер Б.Н., Соснин Э.А. Объединение вузов с позиции теории целеустремленных систем деятельности // Университетское управление: практика и анализ. - 2015. - № 6 (100). - С. 41-56.

19. Аничкин Е.С. Объединение вузов и образовательная конкурентоспособность: вопросы взаимосвязи // Высшее образование в России. - 2018. -№ 10. - С. 9-19.

20. Корытцев М.А., Ипатова А.В., Николаенко И.О. Интеграция вузов в контексте реформ высшего образования: европейский опыт и российская практика // Актуальные проблемы экономики и права. - 2019. - Т. 13, № 2. - С. 1174—1183.

21. Пономарева О.Н. Модели университетов, обеспечивающие развитие инновационной деятельности [Электронный ресурс] // Экономические исследования и разработки. - 2020. - Июль. - URL: http://edrj.ru/article/08-07-20 (дата обращения: 22.04. 2021).

22. Университет 3.0: концепция, достижения и перспективы [Электронный ресурс]. - URL: https://neg.by/novosti/otkrytj/universitet-30 (дата обращения: 22.04.2021).

23. Официальный сайт КФУ. - URL: https://kpfu.ru (дата обращения: 22.04.2021).

References

1. Country rankings. Scimago Journal & Country Rank, available at: https:// www.scimagojr.com/countryrank.php (accessed 22.04.2021).

2. Ivanova A.D., Evgrafov A.A., Murugova O.V. Publikatsionnaia aktivnost' kak prioritet v razvitii vuzov Rossii [Publication activity as a priority in the development of Russian universities]. PNRPU Sociology and Economics Bulletin, 2020, no. 3, pp. 88-99.

3. Tsigankov A. Sberezhenie derzhavy: na chto operet'sia v miroperekhode [Power saving: What to rely on in the world transition]. Rossiia v global'noipolitike, 2020, no. 3, pp. 43-55.

4. Nepovorotlivye vymrut: prorektor TPU o "revoliutsii 4.0" v obrazovanii [The clumsy people will die out: TPU Vice-Rector on the Revolution 4.0 in education]. Available at: https://www.riatomsk.ru/article/20210216/tomskij-politeh-cifrovizaciya/ (accessed 22.04.2021).

5. Samarianina M. Nauchno-obrazovatel'nyi konsortsium kak sposob moderni-zatsii professional'nogo obrazovaniia v stranakh Evrazii [Scientific and educational consortium as a way to modernize vocational education in the countries of Eurasia]. Available at: https://pandia.ru/text/79/144/73185.php (accessed 22.04.2021).

6. Issledovanie: rynok onlain-obrazovaniia v Rossii mozhet dostich' 60 mlrd ru-blei v 2020 godu [The study: Online education market in Russia may reach 60 bln rubles in 2020]. Available at: https://vc.ru/edu-cation/110253-issledovanie-rynok-onlayn-obrazovaniya-v-rossii-mozhet-dostich-60-mlrd-rubley-v-2020-godu (accessed 22.04.2021).

7. Onlain-obrazovanie 2020: kakie rossiiskie vuzy okazalis' gotovy k distantsion-nomu formatu obucheniia [Online education 2020: Which Russian universities were ready for the distance learning]. Available at: https://roscongress.org/materials/onlayn-obrazovanie-2020-kakie-rossiyskie-vuzy-okazalis-go-tovy-k-distantsionnomu-formatu-obucheniya/ (accessed 22.04.2021).

8. Narimanova O.V. Kontseptsiia Universitet 3.0: perspektivy realizatsii v Ros-sii v usloviiakh novoi tekhnologicheskoi revoliutsii [University 3.0 concept: Prospects for implementation in Russia under the conditions of a new technological revolution]. Lichnost' v meniaiushchemsia mire: zdorov'e, adaptatsiia, razvitie, 2019, vol. 7, no. 2, pp. 350-361.

9. Kudriashova E.V., Sorokin S.E. "Tret'ia missiia" v strategiiakh razvitiia ark-ticheskikh universitetov ["The third mission" in the Arctic universities' strategies of development]. Arktika i sever, 2019, no. 34, pp. 20-35.

10. Golovko N.V., Zinevich O.V. Universitet tret'ego pokoleniia: B. Klark i I. Uisema [Third generation university: B. Clark and J. Wessema]. Vysshee obra-zovanie v Rossii, 2016, no. 8-9, pp. 40-47.

11. Tret'ia missiia mul'tiversiteta: kak Rossii utverdit' svoe akademicheskoe prevosk-hodstvo [The third mission of multiuniversity: How can Russia assert its academic excellence]. Available at: https://news.rambler.ru/edu-cation/44555849/?utm_content= news_media&utm_medium=read_more&utm_source=copylink (accessed 22.04.2021).

12. Bikmetov E.Iu., Amirkhanova L.R. Metodologiia issledovaniia kharaktera i faktorov organizatsionnykh izmenenii [Research methodology for nature and factors of organizational change]. PNRPU Sociology and Economics Bulletin, 2018, no. 3, pp. 225-239.

13. Amirkhanova L.R., Bikmetov E.Iu., Kharisova A.Z. Teoreticheskie i meto-dicheskie aspekty issledovaniia imidzha vuza [Theoretical and methodological aspects of studying the university image]. PNRPU Sociology and Economics Bulletin, 2017, no. 2, pp. 234-249.

14. Shesternina M.V. Sinergeticheskii podkhod formirovaniia rossiiskoi setevoi ekonomiki [Synergetic approach to network formation of the Russian economy]. Vestnik Ufimskogo gosudarstvennogo aviatsionnogo tekhnicheskogo universiteta, 2013, vol. 17, no. 4 (57), pp. 202-214.

15. Finansirovanie natsional'nogo proekta "Tsifrovaia ekonomika" [Financing the national project "Digital economy"]. Available at: https://www.tadviser.ru/ index.php (accessed 22.04.2021).

16. Natsional'naia issledovatel'skaia komp'iuternaia set' Rossii [National research computer network of Russia]. Available at: https://niks.su/theory/info/ 1_2.html (accessed 22.04.2021).

17. Minobrnauki utverdilo kontseptsiiu tsifrovoi platformy sovmestnykh issle-dovanii [Ministry of Education and Science approved the concept of a digital platform for joint research]. Available at: https://news.rambler.ru/edu-cation/ 41965368/?utm_content=news_media&utm_medium=read_more&utm_source=cop ylink (accessed 22.04.2021).

18. Anikin V.M., Poizner B.N., Sosnin E.A. Ob"edinenie vuzov s pozitsii teorii tseleustremlennykh sistem deiatel'nosti [Merging universities from the position of the theory of purposeful activity systems]. Universitetskoe upravlenie: praktika i analiz, 2015, no. 6 (100), pp. 41-56.

19. Anichkin E.S. Ob"edinenie vuzov i obrazovatel'naia konkurentosposob-nost': voprosy vzaimosviazi [Merge of higher education institutions and educational competitiveness: Interrelationship issues]. Vysshee obrazovanie v Rossii, 2018, no. 10, pp. 9-19.

20. Koryttsev M.A., Ipatova A.V., Nikolaenko I.O. Integratsiia vuzov v kon-tekste reform vysshego obrazovaniia: evropeiskii opyt i rossiiskaia praktika [Integration of universities in the context of reforms of higher education: European experience and Russian practice]. Aktual'nye problemy ekonomiki i prava, 2019, vol. 13, no.2,pp.1174-1183.

21. Ponomareva O.N. Modeli universitetov, obespechivaiushchie razvitie inno-vatsionnoi deiatel'nosti [Models of universities that ensure development of innovation activities]. Ekonomicheskie issledovaniia i razrabotki, 2020, available at: http://edrj.ru/article/08-07-20 (accessed 22.04. 2021).

22. Universitet 3.0: kontseptsiia, dostizheniia i perspektivy [University 3.0: Concept, achievements and prospects]. Available at: https://neg.by/novosti/otkrytj/ universitet-30 (accessed 22.04.2021).

23. Ofitsial'nyi sait KFU [Official website of Kazan Federal University]. Available at: https://kpfu.ru (accessed 22.04.2021).

Оригинальность 80 %

Получено 29.04.2021 Принято 17.05.2021 Опубликовано 30.09.2021

M.V. Shesternina

LARGE UNIVERSITY AS A NEW FORM OF INTEGRATION OF SCIENCE AND EDUCATION IN RUSSIA

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

The article describes the transition of Russian universities to the model of a technology corporation, which should intensify collaboration with science and industry in the region of presence, the country and the world. Trends in the formation of scientific and educational holdings in modern Russia, the digital transformation of universities and institutes of the Russian Academy of Sciences meet the requirements of the time to change the system of their financing. The National Research Computer Network (NICS), formed as a result of the merger of RASNET and RUNNet, has become one of the largest scientific and educational computer networks in the world. The emerging digital platform for joint research of the CSPC will allow the implementation of basic platform and applied digital services to perform scientific, technical and innovative activities. All these technical changes will affect the emergence of new integration forms, including in the form of a Large University model and the practical implementation of the University Model 3 (Entrepreneurial University), when the university becomes an entrepreneurial institution, a technology corporation, pursuing the goal of conducting state-of-the-art scientific research, responding to the requests of external and internal stakeholders. The activation of research and development both in the academic and university environment is strongly stimulated by the state through various projects and programs. The cooperation of the participants of the scientific and educational holding will contribute to the promotion of network educational programs, the formation of research collaborations, the transfer of technologies to the real sector of the economy, the im-

plementation of projects aimed at frontier and applied scientific research, including globally, etc. The new integration form will allow by means of a unified information and analytical infrastructure (a network of library services, the formation of joint databases, etc.) to save significant financial resources, attract state funds, and obtain a number of synergy effects of the merger. The article offers options for integrating universities and research organizations into a Large University, including both the creation of a new legal entity in the form of an autonomous non-profit organization, and functioning without the formation of a legal entity. Examples of such integrations in Russia are given. The urgent need to use methodological approaches to justify the choice of partners for integration is solved in this article by the example of the selection of universities for joint scientific and applied research.

Keywords: multi-university, large university, scientific and educational holding, consortium, network economy, digital platform, integration, network educational programs, R & D.

Marianna V. Shesternina - Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Department of Management and Marketing, Ufa State Aviation Technical University, Ufa, Russia, e-mail: marianna12vs@mail.ru.

Received 29.04.2021 Accepted 17.05.2021 Published 30.09.2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.