Научная статья на тему 'КОНСОРЦИУМЫ В ВЫСШЕМ ОБРАЗОВАНИИ: МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ, ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ'

КОНСОРЦИУМЫ В ВЫСШЕМ ОБРАЗОВАНИИ: МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ, ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
71
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
КОНСОРЦИУМЫ / ПАРТНЕРСТВО / МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ДОГОВОР ПРОСТОГО ТОВАРИЩЕСТВА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Беляева Галина Серафимовна, Подольский Александр Владимирович, Иванов Сергей Анатольевич

В данной статье реализована попытка на основе международного и национального опыта рассмотреть некоторые дискуссионные вопросы относительно определения правовой природы и понятия консорциумов как объединений университетов, научных организаций и иных партнеров различных форм собственности для достижения общих целей, предусмотренных государственными программами развития науки и образования. На пути создания консорциумов в Российской Федерации существует достаточное количество проблем нормативного и организационно-правового характера, обусловленных, в большей степени, наличием пробелов в праве и другими неопределенностями правового свойства, а также недостаточным, по сравнению с другими странами, практическим опытом нашего государства в рассматриваемой сфере. Авторами статьи на основе установления атрибутивных признаков консорциумов определена их правовая природа и некоторые ориентиры в развития законодательства, регламентирующего их деятельности в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Беляева Галина Серафимовна, Подольский Александр Владимирович, Иванов Сергей Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONSORTIA IN HIGHER EDUCATION: INTERNATIONAL LEGAL REGULATION, PROBLEMS AND PROSPECTS OF FUNCTIONING

This article makes an attempt, based on international and national experience, to consider some debatable issues regarding the definition of the legal nature and concept of consortiums as associations of universities, research organizations and other partners of various forms of ownership to achieve common goals stipulated by state programs for the development of science and education. On the way to the creation of consortiums in the Russian Federation, there are a sufficient number of problems of a regulatory and organizational and legal nature, due, to a greater extent, to the presence of gaps in law and other uncertainties of a legal nature, as well as insufficient, compared with other countries, practical experience of our state in this sphere. The authors of the article, based on the establishment of attributive signs of consortiums, determined their legal nature and some guidelines in the development of legislation regulating their activities in Russia.

Текст научной работы на тему «КОНСОРЦИУМЫ В ВЫСШЕМ ОБРАЗОВАНИИ: МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ, ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ»

Международное право; Европейское право

DOI 10.47643/1815-1329_2022_4_114 УДК 341.01

КОНСОРЦИУМЫ В ВЫСШЕМ ОБРАЗОВАНИИ: МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ, ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ CONSORTIA IN HIGHER EDUCATION: INTERNATIONAL LEGAL REGULATION, PROBLEMS AND PROSPECTS OF FUNCTIONING

БЕЛЯЕВА Галина Серафимовна,

доктор юридических наук, профессор,

заведующий кафедрой административного права и процесса,

Белгородский государственный национальный исследовательский университет.

308015, Россия, Белгородская обл., г. Белгород, ул. Победы, 85.

E-mail: belyaeva_g@bsu.edu.ru;

ПОДОЛЬСКИЙ Александр Владимирович,

кандидат юридических наук, доцент кафедры «Международное право»,

Тамбовский государственный технический университет.

392000, Россия, Тамбовская обл., г. Тамбов, ул. Советская, 106.

E-mail: mse.shurik@gmail.com;

ИВАНОВ Сергей Анатольевич,

кандидат юридических наук, доцент кафедры «Международное право», Тамбовский государственный технический университет. 392000, Россия, Тамбовская обл., г. Тамбов, ул. Советская, 106. E-mail: transpravo@tstu.ru; BELYAEVA Galina Serafimovna,

doctor of law, professor, head of the department of administrative law and procedure,

Belgorod State National Research University.

85 Pobedy str., Belgorod, Belgorod region, 308015, Russia.

E-mail: belyaeva_g@bsu.edu.ru;

PODOLSKY Alexander Vladimirovich,

PhD in Law, associate professor of the department of international law, Tambov State Technical University.

106 Sovetskaya str., Tambov, Tambov Region, 392000, Russia. E-mail: mse.shurik@gmail.com; IVANOV Sergey Anatolyevich,

PhD in law, associate professor of the department of international law, Tambov State Technical University.

106 Sovetskaya str., Tambov, Tambov Region, 392000, Russia. E-mail: transpravo@tstu.ru

Краткая аннотация. В данной статье реализована попытка на основе международного и национального опыта рассмотреть некоторые дискуссионные вопросы относительно определения правовой природы и понятия консорциумов как объединений университетов, научных организаций и иных партнеров различных форм собственности для достижения общих целей, предусмотренных государственными программами развития науки и образования. На пути создания консорциумов в Российской Федерации существует достаточное количество проблем нормативного и организационно-правового характера, обусловленных, в большей степени, наличием пробелов в праве и другими неопределенностями правового свойства, а также недостаточным, по сравнению с другими странами, практическим опытом нашего государства в рассматриваемой сфере. Авторами статьи на основе установления атрибутивных признаков консорциумов определена их правовая природа и некоторые ориентиры в развития законодательства, регламентирующего их деятельности в России.

Abstract. This article makes an attempt, based on international and national experience, to consider some debatable issues regarding the definition of the legal nature and concept of consortiums as associations of universities, research organizations and other partners of various forms of ownership to achieve common goals stipulated by state programs for the development of science and education. On the way to the creation of consortiums in the Russian Fede-

ration, there are a sufficient number of problems of a regulatory and organizational and legal nature, due, to a greater extent, to the presence of gaps in law and other uncertainties of a legal nature, as well as insufficient, compared with other countries, practical experience of our state in this sphere. The authors of the article, based on the establishment of attributive signs of consortiums, determined their legal nature and some guidelines in the development of legislation regulating their activities in Russia.

Ключевые слова: консорциумы, партнерство, международно-правовое регулирование, высшее образование, договор простого товарищества.

Keywords: consortia, partnership, international legal regulation, higher education, simple partnership agreement.

Для цитирования: Беляева Г.С., Подольский А.В., Иванов С.А. Консорциумы в высшем образовании: международно-правовое регулирование, проблемы и перспективы функционирования // Аграрное и земельное право. 2022. № 4(208). С. 114-119. http://doi.org/10.47643/1815-1329_2022_4_114.

For citation: Belyaeva G. S., Podolsky A. V., Ivanov S.A. Consortia in higher education: international legal regulation, problems and prospects of functioning // Agrarian and Land Law. 2022. No. 4(208). pp. 114-119. http://doi.org/10.47643/1815-1329_2022_4_114.

Статья поступила в редакцию: 29.03.2022

Современные глобализационные процессы, характерные для всех сфер общественных отношений, не обошли своим вниманием науку и образование, поскольку масштабность реализуемых современными высшими учебными заведениями образовательных и научно-исследовательских задач с необходимостью требует развития различных форм кооперации и партнерства. Одной из эффективных форм межвузовского взаимодействия выступает создание консорциумов - объединений университетов, научных организаций и иных партнеров различных форм собственности для достижения общих целей, предусмотренных государственными программами Российской Федерации в области развития науки и образования последнего десятилетия (создание научно-образовательных центров мирового уровня, научных центров мирового уровня, программа стратегического академического лидерства «Приоритет-2030»).

Мировые тенденции в области развития консорциумов во всех сферах образования с уверенностью демонстрируют их важную роль в развитии инноваций, привлечению грантовой поддержки со стороны государства, реализации программ стратегического развития. Напротив, на пути создания консорциумов в Российской Федерации существует достаточное количество проблем нормативного и организационно-правового характера, обусловленных, в большей степени, наличием пробелов в праве, другими неопределенностями правового свойства, а также недостаточным, по сравнению с другими странами, практическим опытом нашего государства в рассматриваемой сфере.

Настоящая статья посвящена рассмотрению некоторых актуальных вопросов относительно понятия и правовой природы консорциумов (в том числе, и применительно к образовательной сфере) в российском и международном праве.

Полагаем, что одним из актуальных вопросов создания и функционирования консорциумов в России в мире выступают такие аспекты, как понятие и правовая природа (организационно-правовая форма) этого вида коллаборации. В данном случае не следует недооценивать важность легальных определений тех или иных понятий, создающих единообразие юридической практики применения отдельных норм и нормативно-правовых актов, в целом, в будущем и позволяющих избежать нарушения прав, свобод и законных интересов субъектов, вовлеченных в орбиту правовых установлений.

В международном праве, согласно Руководствам по составлению контрактов, разработанным Европейской экономической комиссией ООН в 1973 и 1979 гг. (носят рекомендательный характер), консорциумом именуется «временное договорное объединение субъектов (партнеров), обладающих статусом предпринимателей (как индивидуальных, так и с образованием юридического лица), сохраняющих свою юридическую самостоятель-

ность, объединяющихся с целью осуществления какого-либо финансового или промышленного проекта по контракту с третьим лицом». Исходя из представленного определения, сущностными признаками консорциума на международном уровне можно считать: объединение на основании контракта при сохранении юридической самостоятельности; временный характер объединения; наличие общей цели. На уровне ЕС в начале XXI века начинают формироваться наднациональные организационно-правовые формы исследовательских инфраструктур, специализирующихся на реализации интегрированных научно-инфраструктурных проектов. Данные организации на нормативном уровне получили именование «европейский консорциум исследовательской инфраструктуры» (или «консорциум для европейской исследовательской инфраструктуры»), сокращенно ERIC [1].

В данном разрезе проблемы необходимо поделиться и опытом нашего региона в сфере правового регулирования деятельности консорциумов. Так, в рамках Содружества Независимых государств, согласно ст. 9 Модельного закон об инновационной деятельности (Принят в г. Санкт-Петербурге 16.11.2006 Постановлением 27-16 на 27-ом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ) «консорциумом является государственно-частное партнерство, представляющее собой межотраслевой инновационно-технологический комплекс, объединяющий на договорной основе деятельность государственных организаций и частных компаний, связанных с разработкой и реализацией целевой программы или важнейшего национального инновационного проекта государственного значения» [2]. В соответствии с п. 2 ст. 38 данного закона он служит основой для разработки специальных законодательных и нормативно-правовых актов государств - участников СНГ, регулирующих отношения в сфере инновационной деятельности.

Обозначенный правовой акт, исходя из своего рамочного характера, насыщен распространительными, достаточно общими формулировками и декларативными установлениями, подлежащими конкретизации на национальном уровне. В данном случае консорциумы определены как государственно-частные партнерства, и здесь существуют очевидные коллизии с российской правовой системой, в рамках которой государственно-частные партнерства не отождествляются с консорциумами, а выступают предпосылкой их образования. В остальном, ничего нового в установление правовой природы консорциумов данная дефиниция не добавляет.

Данный модельный закон межгосударственного уровня может быть использован исключительно в качестве возможного ориентира для развития национального законодательства, однако, без сомнения, недостаточен для регулирования деятельности консорциумов и предполагает разработку конкретизирующих правовых норм (объединенных в специальный закон или оформленных в качестве дополнений и изменений в действующее законодательство) на национальном уровне, что, однако, по прошествии 15 лет, реализовано не было.

Еще одним ориентиром в выборе направления правотворческой деятельности по оформлению правового режима консорциумов в Российской Федерации может служить Модельный образовательный кодекс для государств - участников СНГ (общая часть) (принят постановлением Межпарламентской Ассамблеи государств -участников СНГ от 29 ноября 2013 г. № 39-6), который, к сожалению, дефиниции понятия консорциумов не содержит, но указывает на основные задачи их создания, состоящие в «разработке высококачественных образовательных программ, новых образовательных технологий, электронных учебников для обучающихся с применением дистанционных образовательных технологий и экстерната; поддержке и гармонизации условий использования технологий дистанционного образования, научных программ по приоритетным направлениям развития науки, техники и технологий, а также других учебно-методических материалов» [3].

В качестве некоторого промежуточного вывода можно констатировать, что, действительно, в настоящее время на законодательном уровне в Российской Федерации отсутствует легальное определение консорциума. Вместе с тем, в связи с большим количеством стратегических документов (концепций, программ, стратегий и

т.д.), направленных на инновационное развитие нашего государства и предусматривающих консорциумы в качестве движущей силы данных инноваций, подзаконные нормативные правовые акты организационно-распорядительного характера в своих глоссариях вынуждены определять данную форму взаимодействия.

Аналитический обзор данных нормативно-правовых актов демонстрирует, что в национальном законодательстве под образовательными консорциумами понимается совокупность образовательных организаций высшего образования, а также научных, инжиниринговых, производственных и иных организаций, в том числе зарубежных, участвующих в реализации программы создания и развития коллаборации; объединение вузов, научных организаций, в партнерстве с производственными организациями.

И опять же речь идет о той же группе атрибутивных признаков консорциума - объединение организаций для решения определенных (в данном случае, исследовательских) целей.

Суммируя изложенное выше, приходим к выводу о том, что консорциум сочетает в себе признаки, как юридического лица, так и договорной формы взаимодействия. На договорную форму указывает полная хозяйственная самостоятельность (в том числе производственная) входящих в него членов (например, в Германии консорциумы признаются договором простого товарищества) и временный характер их создания. Кроме того, именно договорную форму функционирования консорциумов (без образования юридического лица) чаще всего выбирают образовательные и научные организации (например, консорциум «Инновационная юриспруденция» на базе Московского государственного юридического университета им. О.Е. Кутафина.

Соответственно, применительно к сфере высшего образования консорциум целесообразно квалифицировать как договор простого товарищества - договор о совместной деятельности, ибо иной юридической конструкции для данного вида деятельности национальным законодательством Российской Федерации на сегодняшний день не предусмотрено. Конечно же, гражданское право, основанное на диспозитивном методе, предусматривает возможность заключения договоров, прямо не предусмотренных законом, но им и не запрещенных. Поэтому в данном случае можно говорить о смешанном характере соглашения о создании консорциума, совмещающего в себе элементы различных по своей природе гражданско-правовых договоров.

По этой причине очевидна потребность в выделении в качестве разновидности договора простого товарищества договора о создании консорциума. Примером подобного реформирования можно признать договор инвестиционного товарищества, когда путем принятия специального федерального закона и внесения минимальных поправок в структуру Гражданского кодекса РФ был создан и урегулирован востребованный на практике правовой институт.

И буквально несколько слов о деятельности консорциумов в сфере юридического образования в Российской Федерации, поскольку авторы данной статьи являются представителями именно данной отрасли науки и образования. Такой вид научно-образовательной коллаборации создан на базе Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА)» в статусе Опорного научно-образовательного центра по юриспруденции «Инновационная юриспруденция», в состав которого входит уже более 30 университетов, научных и иных организаций. Цели и задачи деятельности данного консорциума, в целом, сходны с направлениями работы подобных учреждений в различных странах мира, а именно - участие в исследовании актуальных потребностей рынка труда в области актуальных компетенций работников и их сопоставление с образовательными результатами программ высшего и среднего профессионального образования; ликвидация разрыва в уровнях качества регионального образования в различных регионах России, повышение глобальной конкурентоспособности российских юридических вузов и факультетов на основе единого информационно-образовательного базиса; осуществление оценки качества высшего юридического образования в российских образовательных ор-

ганизациях высшего образования, экспертиза образовательных программ и другие [4]. Безусловно, деятельность подобных организаций очень полезна для межрегионального взаимодействия в вузов в научно-образовательном контексте, однако учитывая существенное различие в стоимости обучения в Москве, Санкт-Петербурге и провинциальных вузах, совместные образовательные программы, предлагаемые консорциумом, в силу их высокой стоимости не востребованы студентами, обучающимися в регионах России.

Таким образом, как показывает практика функционирования консорциумов в сфере национальных правовых систем, на межгосударственном и международном уровнях, образовательные консорциумы в своем большинстве формируются на основе договорных форм взаимодействия. Это наиболее простая и «пластичная» форма научно-образовательного сотрудничества, поскольку:

- при создании нет необходимости проводить регистрацию (как и прекращение не требует процедуры ликвидации), вносить изменения во внутреннюю организационную структуру участников консорциума;

- есть возможность установить порядок распределения прав и обязанностей внутри консорциума в зависимости от профиля деятельности участников, а также рисков в случае неблагоприятных последствий деятельности консорциума.

Договорная форма позволяет организациям в согласительном порядке разрешать вопросы, связанные с деятельностью консорциума, путем внесения соответствующих изменений и дополнений в договор о создании консорциума с учетом изменения ситуации и появления рисков в реализации сетевого проекта. При этом учреждения высшего образования (участники консорциума), с одной стороны, получают возможность в процессе совместной деятельности обмениваться опытом, использовать общие инновационные ресурсы, не доступные в рамках индивидуальной деятельности, и т.д., а, с другой стороны, сохраняют свою индивидуальность и самобытность благодаря тому, что остаются полностью независимыми в реализации той деятельности, которые они осуществляют вне сотрудничества.

Для юридического оформления деятельности образовательных консорциумов существенно важна правовая формализация существенных и обычных условий договора консорциума: форма договора, предмет договора, цель, задачи, основные направления деятельности, срок действия соглашения (определенный срок, достижение определенного результата, без указания срока и т.д.); условие, определяющее, кто уполномочен выступать от имени сторон в отношениях с третьими лицами; условие, позволяющее определить доли сторон в общем имуществе (если это общее имущество создается для достижения целей функционирования консорциума); как (каким органом) осуществляется управление общими делами; права и обязанности сторон; общие расходы и порядок покрытия убытков участниками консорциума; порядок распределения результатов совместной деятельности; порядок передачи прав третьим лицам или порядок отказа от совместной деятельности; ответственность сторон; порядок разрешения споров; порядок изменения, расторжения договора; иные условия, которые стороны в силу предоставленного законом права и (или) соглашения сторон, могут самостоятельно определить в договоре.

Обращаем внимание, что все эти вопросы могут решаться участниками консорциума в согласительном порядке путем заключения дополнительных договоров и соглашений к основному договору, а вопросы образования совместного имущества, распределения прибыли, закрепления исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности могут быть рассмотрены и определены субъектами правоотношений совместно путем создания рабочих групп по отдельным проектам или направлениям деятельности.

Библиография:

1. Council Regulation (EC) № 723/2009 of 25 June 2009 on the Community legal framework for a European Research Infrastructure Consortium // Official Journal of the European Union. L 206. 08.08.2009. P. 1.

2. Модельный закон об инновационной деятельности (Принят в г. Санкт-Петербурге 16.11.2006 Постановлением 27-16 на 27-ом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ) // Информационный бюллетень. Межпарламентская Ассамблея государств-участников Содружества Независимых Государств. 2007. № 39 (часть 2). С. 371 - 427.

3. Модельный образовательный кодекс для государств - участников СНГ (общая часть) (принят постановлением Межпарламентской Ассамблеи государств - участников СНГ от 29 ноября 2013 г. № 39-6) // Информационный бюллетень. Межпарламентская Ассамблея государств-участников Содружества Независимых Государств. 2014. № 60 (часть 1).

4. О консорциуме «Инновационная юриспруденция» на базе Московского государственного юридического университета им. О.Е. Кутафина см.: https://msal.ru/content/ob-universitete/innovatsionnaya-yurisprudentsiya (дата обращения: 29.03.2022).

References:

1. Council Regulation (EC) № 723/2009 of 25 June 2009 on the Community legal framework for a European Research Infrastructure Consortium // Official Journal of the European Union. L 206. 08.08.2009. P. 1.

2. Model Law on Innovation Activity (Adopted in St. Petersburg on 16.11.2006 by Resolution 27-16 at the 27th plenary session of the Interparliamentary Assembly of the CIS Member States) // Newsletter. Interparliamentary Assembly of the Member States of the Commonwealth of Independent States. 2007. No. 39 (part 2). pp. 371 - 427.

3. Model Educational Code for the CIS Member States (General part) (adopted by Resolution of the Interparliamentary Assembly of the CIS Member States No. 39-6 of November 29, 2013) // Newsletter. Interparliamentary Assembly of the Member States of the Commonwealth of Independent States. 2014. No. 60 (Part 1).

4. About the consortium "Innovative Jurisprudence" on the basis of the Kutafin Moscow State Law University, see: https://msal.ru/content/ob-universitete/innovatsionnaya-yurisprudentsiya (accessed: 29.03.2022).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.