Научная статья на тему 'Консолидированная экспресс-оценка бюджетных рисков региона'

Консолидированная экспресс-оценка бюджетных рисков региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
408
100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНСОЛИДАЦИЯ / КЛАСТЕР / МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАНИЯ / РЕГИОНА / БЮДЖЕТНЫЙ РИСК / ДОХОДЫ БЮДЖЕТА / РАСХОДЫ БЮДЖЕТА / ДЕФИЦИТ БЮДЖЕТА / ИСПОЛНЕНИЕ БЮДЖЕТА / ОЦЕНКА РИСКОВ / CONSOLIDATION / CLUSTER / MUNICIPAL FORMATIONS / REGION / BUDGETARY RISK / INCOMES OF THE BUDGET / EXPENSES OF THE BUDGET / BUDGET DEFICIT / EXECUTION OF THE BUDGET / AN ASSESSMENT OF RISKS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Паздникова Наталья Павловна

Предметом исследования выступает возможность внедрения в практику органов региональной и муниципальной власти методов бюджетного менеджмента. Статья посвящена консолидированной экспресс-оценке бюджетных рисков региона. Цель статьи показать возможные методы консолидированной экспресс-оценке бюджетных рисков муниципальных образований конкретного региона с целью принятия своевременных управленческих решений по их минимизации. На основе проведенного исследования существующих научных подходов к сущности риска применительно к бюджетному процессу, в статье предложено уточняющее понятие «бюджетный риск региона (муниципального образования)». В авторском понимании бюджетного риска особый акцент сделан на риск роста дефицита бюджета, основанный на мультипликации доходно-расходных рисков бюджета, что влечет снижение уровня бюджетной безопасности и качества бюджетного процесса региона. Автором выдвинуто предположение, что использование методической базы оценки должно основываться на возможностях и иметь целевую направленность. Предложен методологический подход к оценке консолидированных рисков на основе статистического метода. На примере Пермского края с применением коэффициента вариации были оценены доходно-расходные риски и риски дефицита бюджета муниципальных образований. В кластер высокого доходно-расходного риска попали муниципальные районы с низкой бюджетной устойчивостью, а в кластер высокого риска дефицита бюджета попали муниципалитеты с низкой долей безвозмездных поступлений. Результаты исследования могут быть использованы региональными и муниципальными органами власти для формирования методологической базы экспресс-оценки бюджетных рисков консолидированной территории региона. Основные выводы автора показали, что современный процесс оценки рисков бюджетного процесса региона должен основываться на консолидации территории, учитывая особенности протекания бюджетного процесса каждого муниципального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Consolidated the express train-assessment of budgetary risks of region

As object of research possibility of introduction in practice of bodies of regional and municipal authority of methods of the budgetary management acts. Article is devoted to the consolidated express assessment of the budgetary risks of the region. Article purpose to show possible methods to the consolidated express assessment of the budgetary risks of municipalities of the concrete region for the purpose of adoption of timely administrative decisions on their minimization. On the basis of the conducted research of the existing scientific approaches to essence of risk in relation to the budgetary process, in article the specifying concept "budgetary risk of the region (municipality)" is offered. In author''s understanding of the budgetary risk the particular emphasis is placed on the risk of growth of a budget deficit based on animation of profitable and account risks of the budget that attracts decrease in level of the budgetary safety and quality of the budgetary process of the region. The author made the assumption that use of methodical base of an assessment has to be based on opportunities and have a target focus. Methodological approach to an assessment of the consolidated risks on the basis of a statistical method is offered. On the example of Perm Krai with application of coefficient of a variation profitable and account risks and risks of a budget deficit of municipalities were estimated. Municipal areas with low budgetary stability got to a cluster of high profitable and account risk, and municipalities with a low share of gratuitous receipts got to a cluster of high risk of a budget deficit. Results of research can be used by regional and municipal authorities for formation of methodological base of an express assessment of the budgetary risks of the consolidated territory of the region. The main conclusions of the author showed that modern process of an assessment of risks of the budgetary process of the region has to be based on consolidation of the territory, considering features of course of the budgetary process of each municipality.

Текст научной работы на тему «Консолидированная экспресс-оценка бюджетных рисков региона»

Интернет-журнал «Науковедение» ISSN 2223-5167 http ://naukovedenie.ru/ Том 7, №3 (2015) http ://naukovedenie. ru/index.php?p=vol7-3 URL статьи: http://naukovedenie.ru/PDF/08EVN315.pdf DOI: 10.15862/08EVN315 (http://dx.doi.org/10.15862/08EVN315)

УДК 338. 262.7

Паздникова Наталья Павловна

ФГБОУ ВПО «Пермский национальный исследовательский политехнический университет»

Россия, г. Пермь1 Доцент кафедры «Экономики и финансов» Кандидат экономических наук E-mail: [email protected]

Консолидированная экспресс-оценка бюджетных

рисков региона

1 614990, Россия, Пермский край, г. Пермь, Комсомольский проспект, д. 29

Аннотация. Предметом исследования выступает возможность внедрения в практику органов региональной и муниципальной власти методов бюджетного менеджмента. Статья посвящена консолидированной экспресс-оценке бюджетных рисков региона. Цель статьи -показать возможные методы консолидированной экспресс-оценке бюджетных рисков муниципальных образований конкретного региона с целью принятия своевременных управленческих решений по их минимизации. На основе проведенного исследования существующих научных подходов к сущности риска применительно к бюджетному процессу, в статье предложено уточняющее понятие «бюджетный риск региона (муниципального образования)». В авторском понимании бюджетного риска особый акцент сделан на риск роста дефицита бюджета, основанный на мультипликации доходно-расходных рисков бюджета, что влечет снижение уровня бюджетной безопасности и качества бюджетного процесса региона. Автором выдвинуто предположение, что использование методической базы оценки должно основываться на возможностях и иметь целевую направленность. Предложен методологический подход к оценке консолидированных рисков на основе статистического метода. На примере Пермского края с применением коэффициента вариации были оценены доходно-расходные риски и риски дефицита бюджета муниципальных образований. В кластер высокого доходно-расходного риска попали муниципальные районы с низкой бюджетной устойчивостью, а в кластер высокого риска дефицита бюджета попали муниципалитеты с низкой долей безвозмездных поступлений. Результаты исследования могут быть использованы региональными и муниципальными органами власти для формирования методологической базы экспресс-оценки бюджетных рисков консолидированной территории региона. Основные выводы автора показали, что современный процесс оценки рисков бюджетного процесса региона должен основываться на консолидации территории, учитывая особенности протекания бюджетного процесса каждого муниципального образования.

Ключевые слова: консолидация; кластер; муниципальные образования; региона; бюджетный риск; доходы бюджета; расходы бюджета; дефицит бюджета; исполнение бюджета; оценка рисков.

Ссылка для цитирования этой статьи:

Паздникова Н.П. Консолидированная экспресс-оценка бюджетных рисков региона // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» Том 7, №3 (2015) http://naukovedenie.ru/PDF/08EVN315.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ. DOI: 10.15862/08EVN315

В рамках проводимой реструктуризации общественного сектора в России, как одного из основополагающих институтов социально-экономической системы, повышение эффективности бюджетного процесса за счет более качественных механизмов управления общественными ресурсами, является важнейшей задачей бюджетной политики на региональном и муниципальном уровнях. В этой связи для российских регионов и муниципальных образований особую актуальность приобретает использование методов программно-целевого управления, диктуемое тенденциями «управления результатом», ориентированного на укрепление бюджетной устойчивости за счет минимизации бюджетных рисков. [17, 18].

Процесс внедрения программно-целевых принципов в бюджетный процесс неизбежно связан с комплексом рисков, то есть подвержен влиянию случайных событий, которые влияют на достижение конечного результата. Мониторинг эффективности планирования и исполнения бюджета определяется соотношением полученных результатов с плановыми показателями. Существенное несовпадения плановых и фактических показателей дает основания полагать о существовании определенных бюджетных рисков. Процесс управления бюджетными рисками обладает специфическими чертами, тем не менее, он всецело подпадает под действие теории бюджетного и финансового менеджмента, и включает в себя следующие этапы: идентификация, оценка, минимизация. [2, 6, 16].

Синтезируя концептуальные подходы сущности бюджетных рисков, относительно регионов и муниципальных образований, чаще всего понятие риска встречается при исследовании бюджетной устойчивости и сбалансированности бюджета. Однако, с появлением в 2014 году, программных бюджетов, оценка и минимизация рисков является одним из этапов реализации государственных и муниципальных программ, с одной стороны, и необходимым инструментом эффективного управления бюджетными средствами - с другой стороны. [5, 7, 10].

Соглашаясь с мнением большинства ученых, дополним, что бюджетный риск региона или муниципального образования, по нашему мнению, можно трактовать как недофинансирование вследствие возникновения дефицита бюджета, неэффективного формирования доходной части и расходования бюджетных средств, что влечет за собой снижение уровня бюджетной безопасности и качества бюджетного процесса. [8, 9, 11].

Для оценки бюджетных рисков используется комплекс разнообразных методов: статистические методы, дерево решений, имитационное моделирование, анализ чувствительности, метод экспертных оценок, метод достоверных эквивалентов и др. Однако, использование методической базы должно основываться на возможностях оценки, иметь целевую направленность и отвечать на основной вопрос: какова цель оценки? [1, 3, 4].

Далее, на примере Пермского края произведем оценку бюджетных рисков муниципальных образований с целью определения бюджетной безопасности края, основанную на статистических методах агрегированной оценки, представленной следующим алгоритмом. [14, 15].

Во-первых, на начала 2014 г. на территории Пермского края насчитывалось 48 муниципальных образований, из них 8 городских округов и 40 муниципальных районов. Воспользуемся отчетными данными фактического исполнения бюджетов муниципальных образований за 2011-2013 гг.

Во-вторых, примем, что для бюджетного процесса основными бюджетными рисками являются: риски снижения доходной части бюджета, превышение расходов над доходами (дефицит) и низкое фактическое исполнение расходной части бюджета. В этой связи, оценивать будем три индикатора: 1) показатели фактического формирования доходной части

бюджета; 2) показатели фактического исполнения расходной части; 3) фактические показатели дефицита бюджета. [13].

В-третьих, для оценки рисков и зависимости устойчивости бюджета от фактических показателей бюджета воспользуемся статистическим методом оценки. Для этого определим коэффициенты вариации по 48 муниципальным образованиям за 2011- 2013 гг., отражающие сравнительную оценку единиц совокупности (табл. 1).

Таблица 1

Статистические показатели оценки бюджетного риска

№ п/п Наименование показателя Формула для расчета Обозначения показателей в формулах

1 2 3 4

1 Ожидаемое исполнение бюджета (среднее математическое ожидание) _ п Г = 2 Г • Рг , =1 п - общее число возможных вариантов исполнения бюджета Г - 1-е исполнение бюджета Рг - вероятность каждого исхода событий

2 Дисперсия п а2 = £ (Я — Я)2 • р г=1 Я — значение возможных вариантов ожидаемого дохода по рассматриваемому бюджету Я - среднее ожидаемое значение по статьям доходов (расходов) бюджета Р, - вероятное появление бюджетного риска п - число наблюдений

3 Отклонение показателей исполнения бюджета (среднее квадратичное отклонение) п _ 2(г, — г)2 •п г =1 2 п Г — ожидаемое значение для каждой статьи доходов (расходов) г - среднее ожидаемое значение

4 Коэффициент вариации (общий бюджетный риск) + а V = _ -100% г V - коэффициент вариации

На основе полученной информации был составлен временной ряд, и с помощью статистических показателей были найдены коэффициенты вариации для каждого муниципального образования Пермского края по фактическим показателям бюджета. [12, 19, 20].

В-четвертых, для детального анализа причин возникновения бюджетных рисков необходимо провести кластеризацию муниципальных образований по полученным данным коэффициентов вариации на основе шкалы оценки для доходной и расходной частей бюджетов (табл. 2).

Таблица 2

Шкала оценки доходно-расходных рисков

Коэффициент вариации (V), % Уровень риска (кластер)

свыше 4 высокий риск

от 2 до 4 средний риск

менее 2 низкий риск

В результате исследования определены три кластера: высокий, средний, низкий уровень риска, которые необходимо визуализировать по территории региона.

Рис. 1. Территориальное расположение кластеров доходно-расходной рисков бюджетов

муниципальных образований

На основании рисунка 1 можно сделать вывод о том, что расходная часть бюджетов имеет большую вариативность, приводящую к наибольшей доли муниципальных образований с высокой степенью риска - 53,6% (против 16,7% доходной части). При этом доля муниципальных образований с низкой степенью риска расходной части (31,3%) также уступает доли по доходной части (58,4%). Средний уровень риска для расходов незначительно выше (37,5%), чем для доходов (25%).

Кроме того, для доходно-расходных рисков наблюдается следующая зависимость - в «кластер высокого риска» попадают в основном муниципальные районы с низкой устойчивостью бюджета, что доказывает о необходимости усиления бюджетного

менеджмента в вопросах управления собственными средствами. В кластер низкого риска попали городские округа (за исключением города Березники) и муниципальные районы края с высокой бюджетной устойчивостью.

В-пятых, поскольку дефицит бюджета является производной переменной от доходов и расходов бюджета, для завершения оценки бюджетных рисков, произведем кластеризацию муниципальных образований на основе полученных данных коэффициента вариации фактического и нормативного значения дефицита местных бюджетов, регулируемого бюджетным законодательством (10% доходной части бюджета за исключением безвозмездных поступлений) (рис. 2).

Рис. 2. Кластеры рисков дефицита бюджетов муниципальных образований

Хотелось бы заметить, что в процессе исполнения местных бюджетов на протяжении 2011-2013 гг. фактический размер совокупного объема дефицита имеет тенденции к сокращению, что объясняется ростом потоков безвозмездной помощи (бюджетные дотации) практически всем сорока восьми муниципальным образованиям и нарушением методики бюджетного планирования. Стоит отметить тот факт, что общая сумма бюджетного дефицита сорока восьми муниципальных образований Пермского края имеет мультипликативный эффект отражающий тенденции мультипликации исполнения доходов и расходов местных бюджетов.

Как видно из рисунка 2, не имеют бюджетного дефицита только пять муниципальных образований (Карагайский, Красновишерский, Ординский, Очерский и город Кудымкар); 10,4% относятся к кластеру высокого риска бюджетного дефицита и значительная часть муниципальных образований относится к кластеру низкого риска - 70,3%. Полученный результат показывает, что в период 2011 - 2013 гг. более крупный дефицит имеют муниципалитеты с низкой долей безвозмездных поступлений из фонда финансовой поддержки муниципальных районов (городских округов) краевого бюджета, доказывающий обратную зависимость объема дефицита бюджета и дотаций из фондов финансовой

поддержки краевого бюджета. Это еще раз доказывает дотационность местных бюджетов Пермского края и слабую собственную бюджетную базу.

Предложенная методика консолидированной экспресс - оценки бюджетных рисков региона достаточно проста, основана на статистическом методе и обладает рядом преимуществ: 1) позволяет измерить риск через показатели отклонений, а значит и потерь, которые может получить носитель риска за определенный период времени с определенной вероятностью; 2) универсальность методики расчёта, визуализация точек роста риска территории, что позволяет принимать соответствующие управленческие решения по их минимизации; 3) унифицированность методики позволяет сократить не только риски, но и транзакционные издержки на мониторинговые мероприятия и саму оценку.

Таким образом, по нашему мнению, современный процесс оценки рисков бюджетного процесса региона должен основываться на консолидации муниципальных образований территории, учитывая особенности протекания бюджетного процесса каждого муниципального образования и не должен ограничиваться только оценкой бюджета самого региона. Соответственно, механизм оценки бюджетных рисков, должен базироваться на научных методах оценки, позволяющих использовать современные технологий в сфере бюджетного менеджмента и теории вероятности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Айвазян С.А., Мхитарян В.С. Прикладная статистика и основы эконометрики. М., ЮНИТИ, 1998. - 234 с.

2. Аюпова С.Г. Методологические аспекты прогнозирования бюджетных доходов с учетом оценки степени риска поступлений // Вестник Челябинского Государственного Университета. 2010. №6(187). - С. 81-85.

3. Винокурова Е.С. Риски бюджетного процесса // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2007. №2. с. 329-333.

4. Галухин А.В. К вопросу о бюджетных рисках региона// Проблемы развития территории. 2014. №2(70). - с. 105-114.

5. Грудинова И.П., Перко Н.В. Управление рисками финансово-бюджетного развития региона (муниципального образования) // Вестник МГТУ, том 15, 2012. №1. - С.161-170.

6. Клейнер Г.Б., Тамбовцев В.Л. и др. Предприятие в нестабильной экономической среде: риски, стратегии, безопасность. - М.: Экономика, 1997.

7. Ковалева Т.В. Организация бюджетного менеджмента в субъекте Российской Федерации // Финансы и кредит. 2003. №6(120). - С. 41-47.

8. Курченко Л.Ф. Бюджетная система Российской Федерации: субфедеральный и местный уровни: Учебное пособие / Л.Ф. Курченко. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°». 2012. — 252 с.

9. Лаврушин О.И., Валенцева Н.И. Банковские риски: учебное пособие. - М.: КНОРУС, 2007. - 232 с.

10. Министерство финансов Пермского края: [электронный ресурс]. URL: http://www.budget.perm.ru.

11. Найт Ф.Х., Риск, неопределенность и прибыль / Пер. с англ. - М.: Дело, 2003. -360 с.

12. Паздникова Н.П., Качарян А.А., Методические аспекты оценки бюджетных рисков региона // Журнал «Российское предпринимательство». - 2014. -№15(261). - С. 4-12.

13. Сатаев М.У. Бюджетные риски, обусловленные финансово-бюджетной политикой субъекта Российской Федерации (муниципального образования) // Финансы и кредит. 2010. №43. - с. 63-67.

14. Татаркин А.И., Бочко В.С. Об антикризисных действиях муниципалитетов // регион: экономика и социология. 2009. №2. с. 137-155.

15. Татаркин А.И., Куклин А.А. Изменение парадигмы исследований экономической безопасности региона//экономика региона. 2012. №2. с. 25-39

16. Усков И.В. Методологические подходы оценки угроз и рисков местных бюджетов, // экономика и организация управления, Вып. №1(9), 2011.

17. Пещанская И.В. Мониторинг как инструмент управления риском неэффективного использования бюджетных средств в системе ВПО // Экономика образования. 2014. №2. с. 67-76.

18. Подъяблонская Л.М. Государственные и муниципальные финансы: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Государственное и муниципальное управление», «Финансы и кредит» / Л.М. Подъяблонская. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. — 559 с.

19. Янов В.В. Бюджетные риски муниципальных образований: содержание методов оценки экономика и управление: новые вызовы и перспективы. 2011. т. 1. №2. с. 324-327.

20. Янов В.В. Концептуальные подходы к определению понятий «риск», «финансовый риск» и «бюджетный риск» // Вестник поволжского государственного университета сервиса. Серия: экономика. 2011. №19. - с. 149158.

Рецензент: Мингалева Жанна Аркадьевна, профессор, доктор экономических наук, ФГБОУ ВПО «Пермский национальный исследовательский политехнический университет».

Pazdnikova Natalia Pavlovna

Perm National Research Polytechnic University

Russia, Perm E-mail: [email protected]

^nsolidated the express train-assessment of budgetary

risks of region

Abstract. As object of research possibility of introduction in practice of bodies of regional and municipal authority of methods of the budgetary management acts. Article is devoted to the consolidated express assessment of the budgetary risks of the region. Article purpose - to show possible methods to the consolidated express assessment of the budgetary risks of municipalities of the concrete region for the purpose of adoption of timely administrative decisions on their minimization. On the basis of the conducted research of the existing scientific approaches to essence of risk in relation to the budgetary process, in article the specifying concept "budgetary risk of the region (municipality)" is offered. In author's understanding of the budgetary risk the particular emphasis is placed on the risk of growth of a budget deficit based on animation of profitable and account risks of the budget that attracts decrease in level of the budgetary safety and quality of the budgetary process of the region. The author made the assumption that use of methodical base of an assessment has to be based on opportunities and have a target focus. Methodological approach to an assessment of the consolidated risks on the basis of a statistical method is offered. On the example of Perm Krai with application of coefficient of a variation profitable and account risks and risks of a budget deficit of municipalities were estimated. Municipal areas with low budgetary stability got to a cluster of high profitable and account risk, and municipalities with a low share of gratuitous receipts got to a cluster of high risk of a budget deficit. Results of research can be used by regional and municipal authorities for formation of methodological base of an express assessment of the budgetary risks of the consolidated territory of the region. The main conclusions of the author showed that modern process of an assessment of risks of the budgetary process of the region has to be based on consolidation of the territory, considering features of course of the budgetary process of each municipality.

Keywords: consolidation; cluster; municipal formations; region; budgetary risk; incomes of the budget; expenses of the budget; a budget deficit; execution of the budget; an assessment of risks.

REFERENCES

1. Ayvazian S.A., Mkhitaryan V.S. Applied Statistics and Econometrics fundamentals. M., UNITY, 1998. - 234 p.

2. Aiupova S.G. Methodological aspects of forecasting of budget revenues, taking into account risk assessment revenue // Bulletin of the Chelyabinsk State University. 2010. №6(187). - P. 81-85.

3. Vinokourov E.S. Risks budget process // Proceedings of the St. Petersburg State University of Economics. 2007. №2. - p. 329-333.

4. Galukhin A.V. Concerning the fiscal risks in the region // Problems of development of the territory. 2014. №2(70). - P. 105-114.

5. Grudinova I.P., Perko N.V. Risk management of financial and budgetary development of the region (municipality) // Vestnik MSTU, Volume 15, 2012. №1. - P. 161-170.

6. Kleiner G.B, Tambovtsev V.L. and others. The company in an unstable economic environment: risks, strategies, safety. - M.: Economics, 1997.

7. Kovalev T. Organization of budget management in the Russian Federation // Finances and Credit. №6 2003(120). - P. 41-47.

8. Kurchenko L.F. Budgetary system: sub-national and local levels: Textbook / LF Kurchenko. - M.: Publishing and Trading Corporation "Dashkov i K°». 2012. - 252 p.

9. lavrushin O.I., Valentseva N.I. Bank risks: a tutorial. - M.: KNORUS, 2007. - 232 p.

10. The Ministry of Finance of the Perm Territory: [electronic resource]. URL: http://www.budget.perm.ru.

11. F.H Knight, Risk, Uncertainty and Profit / Per. from English. - M.: Case, 2003. - 360 p.

12. Pazdnikova N.P. Methodological aspects of assessing fiscal risks in the region [Text] / N.P. Pazdnikova, A.A. Kocharian // Journal "Russian Entrepreneurship." - 2014. -№15(261). - P. 4-12 (Ed. 0.3).

13. Sataev M.U. Fiscal risks arising from financial and budgetary policy of the Russian Federation (municipality) // Finance and credit. 2010. №43. - p. 63-67.

14. Tatarkin A.I., barrels V.S. Crisis action municipalities // Region: Economics and Sociology. 2009. №2. p. 137-155.

15. Tatarkin A.I., Kuklin AA Changing the paradigm of research of economic security of the region // the region's economy. 2012. №2. p. 25-39

16. Uskov I.V Methodological approaches threat and risk assessment of local budgets, // Economics and Organization Management, Vol. №1(9), 2011.

17. Peschanskaya I.V Monitoring as a tool for risk management inefficient use of budget funds in the VPO // Economics of Education. 2014. №2. p. 67-76.

18. Podyablonskaya L.M State and municipal finance: a textbook for university students studying in the field "State and Municipal Management", "Finance and Credit" / LM Podyablonskaya. - M.: UNITY-DANA, 2009. - 559 p.

19. Janov V.V. Byudzhetnye risks municipalities: methods for assessing the content of Economics and Management: New Challenges and Perspectives. 2011 m. 1. №2. p. 324-327.

20. Janov V.V. Kontseptualnye approaches to the definition of "risk", "financial risk" and "risk budget" // Bulletin Volga State University of Service. Series: the economy. 2011. - №19. - p. 149-158.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.