Научная статья на тему 'Консолидация банковского сектора России: причины и последствия'

Консолидация банковского сектора России: причины и последствия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
359
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БАНК / БАНКОВСКИЙ СЕКТОР / КОНЦЕНТРАЦИЯ КАПИТАЛА / ЦЕНТРАЛИЗАЦИЯ КАПИТАЛА / КОНСОЛИДАЦИЯ / ФОНД КОНСОЛИДАЦИИ БАНКОВСКОГО СЕКТОРА / БАНК РОССИИ / BANK / BANKING SECTOR / CONCENTRATION OF CAPITAL / CENTRALIZATION OF CAPITAL / CONSOLIDATION / BANKING SECTOR CONSOLIDATION FUND / BANK OF RUSSIA

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Богомолов Сергей Михайлович, Ильина Лариса Владимировна, Копченко Юлия Евгеньевна

Усиление процессов консолидации российской банковской системы актуализирует исследования, посвященные анализу причин и последствий их развития. Представленная статья является попыткой сформулировать причины современных тенденций консолидации банковского сектора России и дать характеристику изменениям, которые происходят в деятельности различных групп банков вследствие политики регулятора. По итогам исследования делается вывод о ведущей роли Банка России в развитии процессов концентрации и централизации в банковской системе страны, когда меры, предпринимаемые регулятором с целью обеспечения стабильности национальной банковской системы, меняют конфигурацию банковского рынка в пользу крупнейших банков с ущерб интересам регионов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Богомолов Сергей Михайлович, Ильина Лариса Владимировна, Копченко Юлия Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONSOLIDATION OF THE BANKING SECTOR IN RUSSIA: CAUSES AND IMPLICATIONS

The article argues that current strengthening of the consolidation of the Russian banking system makes the analysis of the causes and implications of their consolidation more relevant. The article presents original ideas and interpretations of the causes of current trends in the consolidation of the banking sector in Russia and describes the changes that are occurring in the operation of various groups of banks as a result of the policy of the state regulator. The study concludes that the Bank of Russia plays a leading role in the development of the processes of concentration and centralization in the Russian banking system as the measures taken by the regulator to ensure the stability of the national banking system change the confi guration of the banking market in favor of the largest banks and damage to regional banks

Текст научной работы на тему «Консолидация банковского сектора России: причины и последствия»

ISSN 1994-5094

151

Sergey Mikhailovich Bogomolov,

Doctor of Economics,

professor of the department of banking, money and credit, Saratov socio-economic institute (branch) of Plekhanov Russian University of Economics

Larisa Vladimirovna Ilyina,

Doctor of Economics,

professor of the department of banking, money and credit, Saratov socio-economic institute (branch) of Plekhanov Russian University of Economics

Сергей Михайлович Богомолов,

доктор экономических наук, профессор кафедры банковского дела, денег и кредита, Саратовский социально-экономический институт (филиал)

РЭУ им. Г.В. Плеханова

bogomolv@yandex.ru

Лариса Владимировна Ильина,

доктор экономических наук, профессор кафедры банковского дела, денег и кредита, Саратовский социально-экономический институт (филиал)

РЭУ им. Г.В. Плеханова

4sai> iliyna2011@yandex.ru

Yulia Yevgenyevna Kopchenko, Юлия Евгеньевна Копченко,

Doctor of Economics, доктор экономических наук,

professor of the department of banking, money and credit, профессор кафедры банковского дела, денег и кредита,

Saratov socio-economic institute (branch) Саратовский социально-экономический институт (филиал)

of Plekhanov Russian University of Economics РЭУ им. Г.В. Плеханова

jk-sar@yandex.ru

УДК 336.7

КОНСОЛИДАЦИЯ БАНКОВСКОГО СЕКТОРА РОССИИ: ПРИЧИНЫ И ПОСЛЕДСТВИЯ

Усиление процессов консолидации российской банковской системы актуализирует исследования, посвященные анализу причин и последствий их развития. Представленная статья является попыткой сформулировать причины современных тенденций консолидации банковского сектора России и дать характеристику изменениям, которые происходят в деятельности различных групп банков вследствие политики регулятора. По итогам исследования делается вывод о ведущей роли Банка России в развитии процессов концентрации и централизации в банковской системе страны, когда меры, предпринимаемые регулятором с целью обеспечения стабильности национальной банковской системы, меняют конфигурацию банковского рынка в пользу крупнейших банков с ущерб интересам регионов.

Ключевые слова: банк, банковский сектор, концентрация капитала, централизация капитала, консолидация, Фонд консолидации банковского сектора, Банк России.

CONSOLIDATION OF THE BANKING SECTOR IN RUSSIA: CAUSES AND IMPLICATIONS

The article argues that current strengthening of the consolidation of the Russian banking system makes the analysis of the causes and implications of their consolidation more relevant. The article presents original ideas and interpretations of the causes of current trends in the consolidation of the banking sector in Russia and describes the changes that are occurring in the operation of various groups of banks as a result of the policy of the state regulator. The study concludes that the Bank of Russia plays a leading role in the development of the processes of concentration and centralization in the Russian banking system as the measures taken by the regulator to ensure the stability of the national banking system change the configuration of the banking market in favor of the largest banks and damage to regional banks.

Keywords: bank, banking sector, concentration of capital, centralization of capital, consolidation, Banking Sector Consolidation Fund, Bank of Russia.

В 2017 г. начал свою деятельность новый государственный надзорный орган, проводящий политику Банка России в области санации коммерческих банков - Фонд консолидации банковского сектора1. Название фонда, на наш взгляд, не случайно и наглядно отражает содержание политики Банка России по реформированию банковского сектора, реализуемой с начала 2000-х гг., следствием которой являются активно развивающиеся процессы концентрации и централизации банковского рынка.

1 Фонд создан в соответствии с Федеральным законом от 1 мая 2017 г. № 84-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Представленная статья является попыткой сформулировать причины современных тенденций консолидации банковского сектора России, оценить роль Банка России в развитии процессов концентрации и централизации в банковской системе страны и те изменения, которые происходят в деятельности различных групп банков вследствие политики регулятора.

В экономической литературе консолидация трактуется как процесс объединения нескольких экономических субъектов для достижения общих целей [2, с. 324]. Среди причин, активизировавших процесс консолидации в банковском секторе России, отмечается влияние финансового кризиса

152 ♦-

Вестник СГСЭУ. 2019. № 3 (77) -♦

1998 г., который спровоцировал массовое банкротство крупнейших банков, заставил регулятора обратить пристальное внимание на проблему низкой капитализации отдельных банков и банковской системы страны в целом и послужил отправной точкой для развития государственных программ реструктуризации банков. Результатом начального этапа консолидации в банковском секторе стало сокращение числа банков, основными причинами которого были:

- отзыв лицензий на право осуществления банковских операций: только в течение 1998 г. по причине утраты платежеспособности и дефицита капитала лицензии были отозваны у 221 кредитной организации;

- реорганизация банков в форме слияния и присоединения: за период с августа 1998 г. по февраль 2001 г. в результате 22 сделок по слиянию на федеральном и региональном уровнях было реорганизовано 48 банков [8].

В этот период Банк России рассматривал консолидацию банковского капитала в таких сравнительно новых для России организационных формах, как банковские пулы, холдинги и синдикаты, в качестве приоритетного механизма обновления российской банковской системы характеризующего способность самих банков преодолеть сложившиеся трудности [5].

Для целей управления проблемными банками в России в период после кризиса 1998 г. был создан специализированный орган - Агентство по реструктуризации кредитных организаций (АРКО), которое осуществляло свою деятельность в рамках Федерального закона от 8 июля 1999 г. № 144-ФЗ «О реструктуризации кредитных организаций». Приоритетным направлением деятельности АРКО была работа по финансовому оздоровлению банков, учредители которых заключили с Агентством добровольные соглашения. При этом реструктуризации подлежали кредитные организации, доля которых на рынке банковских услуг по сравнению с другими является существенной, а именно:

- доля вкладов граждан составляла не менее 1% совокупной доли вкладов граждан в кредитных организациях РФ и не менее 20% совокупной доли вкладов граждан в кредитных организациях, расположенных на территории субъекта РФ;

- доля активов составляла не менее 1% совокупной доли кредитов, предоставленных российскими банками, и не менее 20% совокупной доли активов кредитных организаций, расположенных на территории субъекта РФ.

Таким образом, государственную поддержку в период финансового оздоровления под управлением АРКО получали не только крупные федеральные банки, тесно связанные с экономикой страны, но и региональные банки, которые должны были стать опорными для дальнейшего развития регионов. Достаточно сказать, что за период своей деятельности АРКО приняло решение о реструктуризации 17 банков, расположенных на территории 9 субъектов РФ [12, с. 17].

Опыт работы АРКО по оказанию финансовой помощи банкам оказался востребован в 2008 г., когда очередной финансовый кризис остро поставил вопрос об осуществлении комплекса мер по укреплению финансовой стабильности банковской системы страны с участием государства. Такие функции были переданы Агентству по страхованию вкладов2, которое осуществляло меры по предупреждению банкротства банков следующими способами: рекапитализация проблемного банка, когда, по решению Банка России, уставный капитала банка уменьшается до реальной величины его собственного капитала, а затем выпускаются дополнительные акции (доли участия), которые приобретают заинтересованные инвесторы; предоставление финансовой помощи новому инвестору или банку при условии вхождения нового инвестора в капитал банка; эквивалентная передача финансово-устойчивому банку сохранившихся активов проблемного банка и его обязательств перед кредиторами.

Положительно оценивая деятельность Агентства по страхованию вкладов по поддержке проблемных банков, хотелось бы отметить, что принцип экономической целесообразности государственной санации банков сегодня учитывает только масштабы возможных убытков банковской системы в целом, оставляя в стороне финансовые потребности регионов.

Речь идет о том, что меры по финансовому оздоровлению посредством передачи банков под управление более устойчивым финансовым организациям были реализованы исключительно в отношении крупных банков. В частности, под контроль Внешэкономбанка перешли «Связь-банк» и «Глобэкс», сменил собственников «КИТ Финанс», «Собинбанк» воспользовался помощью «Газэнер-гопромбанка», а финансовая корпорация «Открытие» выкупила 100% акций «Русского банка развития». В отношении мелких и средних банков у государства отсутствует заинтересованность в их санировании. Не случайно из 19 банков, у которых в октябре-декабре 2008 г. была отозвана лицензия на право осуществления банковских операций с формулировкой «в связи с полной потерей капитала и ликвидности, несвоевременным осуществлением расчетов по счетам клиентов, невозможностью восстановления платежеспособности банка и отсутствием интереса инвесторов к его санированию», только один банк относился к категории крупных, а оставшуюся часть составили мелкие и средние региональные банки.

Таким образом, становится очевидным вывод, что действующие сегодня механизмы финансового оздоровления банков оказывают существенное влияние на процессы консолидации банковского сектора. Для региональных банков такое положение дел означает существенное сокращение масштабов их деятельности, что обусловлено целом рядом причин.

2 По состоянию на 1 марта 2019 г. Агентство завершило процедуры финансового оздоровления 28 банков, а в отношении 21 банка санационные процедуры продолжаются.

ISSN 1994-5094 153 ♦-♦

Таблица 1

Показатели концентрации в банковском секторе Саратовской области

Показатель концентрации 1 сентября 2016 г. 1 октября 2016 г.

Самостоятельные банки Филиалы банков других регионов Самостоятельные банки Филиалы банков других регионов

Доля в совокупных активах 70,5 29,5 32,8 67,2

Доля в совокупных кредитах 64,7 35,3 32,4 67,6

Доля в совокупных вкладах 57,3 42,7 40,4 59,6

Таблица 2

Государственная поддержка банков в условиях финансового кризиса 2008-2009 гг. [4, с. 125]

Банк Субординированный кредит, млрд руб. Активы, млрд руб. Капитал, млрд руб. Норматив достаточности капитала, % Доля субординированных кредитов в капитале, %

Сбербанк 500 5928,4 776,1 14,49 64

ВТБ 200 1875,1 380,1 15,44 53

Россельхозбанк 25 715,8 68,4 12,05 37

Другие банки 225 15 531,7 1 857,2 14,5 12

Все банки 950 24 033,0 3 081,7 14,8 31

Первая из них заключается в поглощении региональных банков крупными, когда в рамках процедур по предупреждению банкротства, реализуемых Банком России, санатор - крупный банк - реорганизует проблемный банк в форме присоединения. Принимая во внимание статистику Агентства по страхованию вкладов по финансовому оздоровлению проблемных банков, можно предположить, что показатели концентрации в сегменте крупнейших банков будут расти [1].

Влияние процедур финансового оздоровления региональных банков на уровень концентрации банковского дела в регионах может быть проиллюстрирован примером, имевшим место в банковском секторе Саратовской области. В сентябре 2016 г. крупнейший банк региона был реорганизован в форме присоединения к санатору. В результате показатели концентрации активов, кредитов и вкладов в регионе перераспределились в пользу филиалов банков других регионов, функционирующих на территории Саратовской области (табл. 1).

Вторая причина снижения показателей концентрации в сегменте региональных банков в пользу крупнейших банков связана с существенными различиями в подходах к их поддержке. В отношении разных по масштабам деятельности и критерию системной значимости групп банков используются разные меры финансового оздоровления. Так, при возникновении признаков проблемности крупные

банки в большей степени, чем региональные банки, могут рассчитывать на государственную поддержку, в том числе на докапитализацию, в противовес мерам по принудительной ликвидации или реорганизации. Такая практика, в частности, имела место в период острой фазы финансового кризиса 20082009 гг., когда за счет средств государственных фондов (Резервного фонда и Фонда национального благосостояния) крупнейшим банкам были выделены субординированные кредиты [6, с. 155-158], не обусловленные условиями софинансирования и количественными ограничениями по доли субординированных кредитов в структуре капитала, которые были реализованы в отношении других категорий банков3 (табл. 2).

Такая практика имеет место и сегодня. На фоне масштабных отзывов лицензий у региональных банков Внешэкономбанку, столкнувшемуся с финансовыми проблемами, размер которых оценивается экспертами в 1,5 трлн руб., на цели по-

3 Субординированные кредиты другим участникам рынка предоставлялись при соблюдении двух условий: наличие рейтинга долгосрочной кредитоспособности не ниже установленного минимального уровня; привлечение после 1 октября 2008 г. других субординированных кредитов от третьих лиц или увеличение уставного капитала. Общая сумма субординированного кредита, которую мог получить банк, не должна была превышать 15% от величины собственного капитала банка - получателя средств, рассчитанной на 1 октября 2008 г., и 100% от сумм, внесенных после этой даты владельцами банка.

154 ♦-

Вестник СГСЭУ. 2019. № 3 (77) -♦

вышения уровня капитализации в 2015 г. было выделено 300 млрд руб. из Фонда национального благосостояния и 27,5 млрд руб. из прибыли Банка России [3].

Кроме того, по официальным данным Агентства по страхованию вкладов, на цели финансового оздоровления проблемных банков по состоянию на 1 марта 2019 г. крупнейшим банкам, выступающим инвесторами, санирующими проблемные банки, было выделено 1163,6 млрд руб., из которых за счет средств Банка России профинансировано 1085,0 млрд руб., за счет имущественного взноса РФ в капитал Агентства - 75,9 млрд руб., за счет имущественного взноса Банка России в капитал Агентства - 2,6 млрд руб. [10].

В планах Банка России обозначено реформирование механизмов санации проблемных банков [11, с. 10]. В частности, предусмотрено, что меры по предупреждению банкротства будут реализовы-ваться за счет Фонда консолидации банковского сектора, который будет формироваться из денежных средств Банка России и использоваться на приобретение акций (долей) и иного имущества санируемых банков, предоставление им субординированных кредитов, размещение в санируемых банках депозитов и предоставление им банковских гарантий. Кроме того, планируется использовать новые инструменты санации, такие как докапита-лизация Банком России санируемого банка. Можно предположить, что планируемые нововведения в большей степени касаются техники осуществления санационных процедур и не меняют сути происходящих процессов: средства Банка России через каналы механизма финансового оздоровления банков поступят в распоряжение крупных банков, увеличивая масштабы концентрации капитала в банковском секторе.

Третья причина, обусловившая рост концентрации в сегменте крупнейших банков, связана с ограничением порядка осуществления отдельных банковских операций кругом определенных банков. Сегодня такие элементы централизации имеют место в отношении следующих операций:

1. Обслуживание счетов федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 13 июля 2016 г. № 670 «О требованиях к кредитным организациям, которые могут осуществлять операции со средствами федерального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации», право на осуществление таких операций предоставляется банкам, соответствующим определенным требованиям, самыми существенными из которых являются наличие у банка генеральной лицензии и собственного капитала в размере не менее 25 млрд руб. если банк претендует на обслуживание счетов федерального бюджета и 250 млрд руб. - на обслуживание счетов бюджетов государственных внебюджетных фондов.

2. Кредитование сельскохозяйственных товаропроизводителей, осуществляющих производство, переработку и реализацию сельскохозяйственной продукции, по льготной ставке в рамках программы государственной поддержки АПК. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2016 г. № 1528 «Об утверждении Правил предоставления из федерального бюджета субсидий российским кредитным организациям на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным сельскохозяйственным товаропроизводителям, организациям и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим производство, первичную и (или) последующую (промышленную) переработку сельскохозяйственной продукции и ее реализацию, по льготной ставке...», в качестве одного из критериев отбора банков, уполномоченных на проведение операций по льготному кредитованию АПК, выступает наличие у банка собственного капитала в размере не менее 20 млрд руб.

3. Обслуживание счетов предприятий, включенных в систему гособоронзаказа. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 8 октября 2014 г. № 1030 «О минимальном размере собственных средств (капитала) кредитных организаций, которые вправе открывать счета и покрытые (депонированные) аккредитивы, заключать договоры банковского вклада (депозита) и договоры банковского счета с хозяйственными обществами, имеющими стратегическое значение для оборонно-промышленного комплекса и безопасности Российской Федерации» право осуществления таких операций предоставлено банкам, собственный капитал которых составляет не мене 5 млрд руб.

И, наконец, четвертая причина усиления процессов концентрации в сегменте крупнейших банков заключается в субъективном представлении пользователей банковских услуг о большей надежности крупных банков и, как следствие, высоком уровне доверия к сохранности размещенных в них средств [7, с. 196-200]. Речь идет прежде всего о юридических лицах, депозиты которых, в отличие от вкладов физических лиц, не защищены системой государственных гарантий. Заявленная Банком России инициатива по реализации в российской практике механизма bail-in, предполагающего использование средств клиентов и вкладчиков сверх установленного порогового значения для восстановления капитала кредитной организации, потенциально несет в себе угрозу оттока средств крупных клиентов региональных банков и их концентрации в государственных и квазигосударственных банках.

Давая общую оценку тенденциям развития процессов концентрации и централизации в российской банковской системе, можно констатировать, что, несмотря на утверждения Банка России [9, с. 62], что консолидация банковского сектора не является его непосредственной задачей, а в рамках осуществления функций по банковскому регулированию и

ISSN 1994-5094 ♦-

155 -♦

надзору Банк России не будет ни подгонять, ни тормозить указанный процесс; меры, предпринимаемые регулятором с целью обеспечения стабильности национальной банковской системы, ориентированы на укрупнение субъектов банковского рынка.

1. Богомолов С.М., Ильина Л.В., Копченко Ю.Е. Региональные банки в контексте тенденций развития финансового рынка России // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2016. № 4 (63). С. 61-67.

2. Борисов А.Б. Большой экономический словарь. М.: Книжный мир, 2004.

3. Внешэкономбанк пытается «втюхать» государству «Связь-банк» и «Глобэкс» // Версия. 2019. 8 апр. № 13. URL: https://versia.ru/vneshyekonombank-pytaetsya-vtyuxat-gosu-darstvu-svyaz-bank-i-globyeks.

4. Герасименко В.П., Рудская Е.Н. Консолидация банковского сектора в условиях финансового кризиса: рынок слияний и поглощений // Вестник ДГТУ. 2009. Т. 9. № 1. С. 120-130.

5. Геращенко В.В. Актуальные проблемы банковской системы в 1999 году // Деньги и кредит. 1999. № 1.

6. Копченко Ю.Е. Теория и практика использования в банковской деятельности субординированных займов // Бизнес. Образование. Право. 2012. № 2 (19). С. 155-158.

7. Кравец Л.Г., ПлотниковаМ.В. Проблемы применения принципов менеджмента качества в деятельности банков // Наука и общество. 2012. № 4. С. 196-200.

8. Объединение и слияние банков после 1998 года. URL: http://www.protown.ru/information/hide/3221.html.

9. Основные направления развития финансового рынка Российской Федерации на период 2016-2018 годов. М., 2016.

10. Официальный сайт АСВ. URL: http://www.asv.org. ru/sanation/

11. Поздышев В.А. Банковское регулирование в 20162017 годах: основные изменения и перспективы развития // Деньги и кредит. 2017. № 1. С. 9-17.

12. Турбанов А.В. Агентство по реструктуризации кредитных организаций и его роль в оздоровлении банковской системы России // Вестник Финансовой Академии. 2000. № 2 (14). С. 15-22.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.