Научная статья на тему 'Консервативные католические интеллигенты США в 1970-80-е гг. И администрация Р. Рейгана'

Консервативные католические интеллигенты США в 1970-80-е гг. И администрация Р. Рейгана Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

141
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАТОЛИЧЕСКАЯ ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ / КУЛЬТУРНЫЙ КОНСЕРВАТИЗМ / ЗАПАДНАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ / КРИЗИС АМЕРИКАНСКОГО ОБЩЕСТВА / РЕЛИГИЯ / МОРАЛЬ / АДМИНИСТРАЦИЯ Р. РЕЙГАНА

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Борзов Алексей Владимирович

Освещаются взгляды католических интеллигентов США - представителей течения «культурного консерватизма» 1970-80-х гг. и анализируется их влияние на религиозный аспект внутриполитической деятельности администрации Р. Рейгана. Особое внимание уделяется разногласиям между культурными консерваторами и республиканским Белым Домом и ставится вопрос о степени идейной независимости католических интеллектуалов-традиционалистов от консервативного политического класса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Консервативные католические интеллигенты США в 1970-80-е гг. И администрация Р. Рейгана»

А. В. Борзов

КОНСЕРВАТИВНЫЕ КАТОЛИЧЕСКИЕ ИНТЕЛЛИГЕНТЫ США В 1970—80-е гг.

И АДМИНИСТРАЦИЯ Р. РЕЙГАНА

В американском обществе период 1970—80-х гг. характеризуется усилением консервативных настроений. Специфической чертой этой «консервативной волны» стала важность её религиозноценностной составляющей. Значительная часть американцев болезненно восприняла послевоенную культурную революцию на Западе, секуляризацию американского общества и усиление моральноэтического релятивизма. Эти процессы зачастую поддерживались или даже инициировались федеральным правительством. Многие американцы связывали разгул преступности, дезинтеграцию семей, деградацию морального облика нации, даже экономические и внешнеполитические проблемы именно с отказом от традиционных религиозно-этических ориентиров. Так полагали не только определённые клерикальные круги и жители консервативной и религиозной глубинки, но также некоторые представители интеллектуалов. В 1970-х гг. в среде американской академической, религиозной и журналистской интеллигенции активизируется движение культурно-религиозного консерватизма. Особое место в нём заняли интеллектуалы католического вероисповедания. Это произошло на фоне усиления голоса католической церкви в общественных дебатах США. Среди наиболее видных культурных консерваторов-католиков — историк и философ, «отец» послевоенного американского консерватизма Рассел Керк (он перешёл из протестантизма в католицизм в 1960-х гг.), военный исследователь Уильям Линд, политический комментатор и священнослужитель — диакон Мелькитской Греко-католической церкви (восточного обряда) Пол Уайрич, политолог Майкл Новак, политический активист Ричард Вигери и некоторые другие. В конце 1970-х гг. данные деятели активизировали взаимоотношения с консервативными политическими кругами.

Так было положено начало движению Новой религиозной правой, которое сыграло важную роль в приходе республиканской партии к власти в 1980 г. Ещё в конце 1970-х гг. по инициативе Пола Уайрича были созданы общественно-политическая организация «Моральное большинство» и исследовательский центр «Фонд наследия», который стал одним из важнейших консервативных мозговых трестов США. В 1980-е гг. программа культурных консерваторов вошла в моральнорелигиозную повестку дня деятельности администрации Рейгана и многих консервативных конгрессменов. В общественном мнении и исследовательской литературе консервативная идеология Рейгана в морально-религиозной сфере чаще всего ассоциируется с протестантским фундаментализмом. Вместе с тем, своё влияние на деятельность республиканцев в 1980-х гг. оказала и католическая церковь. Этот аспект не стал предметом достаточно глубокого рассмотрения. Целью данной статьи является характеристика религиозных взглядов культурных консерваторов из среды католической интеллигенции и выявление их влияния на политическую идеологию и программу администрации Р. Рейгана.

Движение культурных консерваторов-католиков провозглашало своим кредо сохранение и возрождение традиционной западной (в частности — американской) культуры. В данном случае под культурой подразумевалась совокупность базовых установок, представлений и ценностей, определяющих бытие общества. В трактовке У. Линда культура — «это образы мышления, жизни и поведения, характеризующие людей и подчёркивающие их достижения. Это коллективный дух нации, её восприятие правоты и неправоты, способ достижения реальности и самоинтерпретации. <...> Это мораль и привычки, которые мы стремимся привить своим детям... наши определения долга, чести и достоинства...»1. Для консервативных интеллектуалов источником и первоосновой любой культуры как цивилизационной общности являлась религия. Р. Керк отмечает: «Многие культуры человечества возникают из культов. Культ — это совместное собрание людей для поклонения, попытка людей вступить в общение с трансцендентной силой. Из культового сообщества, то есть из сообщества верующих вырастает человеческое сообщество. <...> Объединение людей для соблюдения культа делает возможным сотрудничество, взаимодействие между людьми во многих других сферах»11. В этой

© Борзов А. В., 2010

Борзов Алексей Владимирович — аспирант кафедры новой и новейшей истории Владимирского государственного гуманитарного университета. borzovalex@yandex.ru

связи утверждалось, что американская культура, как и любая другая западная культура, содержит в качестве своей активной основы именно христианскую религию. Причём католические интеллигенты в данном случае имели в виду не выхолощенный примитивный протестантизм пилигримов Новой Англии, а тысячелетнюю христианскую традицию Европы и Ближнего Востока: «Американская цивилизация нашей эры имеет свои корни в [религиозных общинах] Палестины, Греции, Италии тысячелетней давности. Огромные материальные достижения нашей цивилизации стали результатами, пусть и отдалёнными, духовных откровений пророков и провидцев»111. Эти строки наводят на следующие выводы. Во-первых, консервативные интеллектуалы-католики США второй половины ХХ века были уверены в том, что католическая церковь гармонично интегрировалась в североамериканскую цивилизационно-историческую реальность, стала для неё «своей». Во-вторых, они по умолчанию отвергали привилегию новоанглийского протестантизма как единственного религиозного источника американской идентичности и считали, что традиционный ценностно-этический мир США связан с католической религиозностью в такой же степени, как и аналогичный мир Европы.

В соответствии с воззрениями культурных консерваторов, религиозные иудео-христианские ценности жизненно важны для западной цивилизации, так как они формируют чёткое представление о добре и зле, вневременные и непререкаемые табу и ограничители инстинктов несовершенного человека, культивируют самодисциплину, осуждают гедонизм и моральный релятивизм, что необходимо для процветания и свободы отдельного индивида и западного общества в целом. Консервативные философы выдвинули гипотезу о том, что именно христианская система ценностей «способна производить максимальный баланс между индивидуальными правами и властью общества, привнося, таким образом, гармонию в культуру »1У.

В связи с этими принципами консервативная католическая интеллигенция негативно оценивала изменения, произошедшие в морально-этических и ценностных установках значительной части западного общества, в том числе и США, в XX веке. По мнению Рассела Керка, культурная революция означала «отказ Запада, Востока и всего человечества от своей многовековой цивилизацию/. Данное положение наиболее сильно проявлялось в сфере морали и этики. В Америке и Европе это было сопряжено с усилением этического релятивизма, доминированием на общественном форуме плюрализма и «свободного рынка» применительно к моральным нормам” Социокультурный «дрейф», которому подвергся Запад, был напрямую обусловлен, по мнению консерваторов, кризисом религиозного сознания. Керк пишет, что сегодня «религиозная вера... ослаблена, будучи секуляризованной и превращённой в элемент социальной трансформации. <...> Если культ, религия ослабляется с течением времени, то это приводит ко всеобщему и быстрому распаду культуры»™. Так как в данном случае под культурой понимаются все аспекты цивилизационного бытия, то, по мнению католиков-консерваторов, отказ от христианской веры и христианской морали неизбежно вызвал не только кризисные явления в духовной жизни как таковой, но и упадок во всех остальных сферах американского социума — в том числе и в материально-экономической™1. Кроме того, консерваторы напрямую увязывали, с одной стороны, упадок религиозности, а с другой — рост насилия, преступности, атомизацию общества. По мнению Керка, выхолащивание традиционного религиозного сознания неизбежно ведёт, в частности, к потере морального воображения и «правильно устроенного разума»1*, необходимого для поддержания социальной толерантности.

Принимая и одобряя достижения социально-экономического и научно-технического прогресса человечества, культурный консерватизм осуждал стремительное следование по пути прогресса в отрыве от духовно-религиозных целей и ориентиров: «Самые серьёзные беды современной цивилизации вызваны. резким отделением внешних атрибутов умудренной цивилизации от питающего её культа, с его проблеском трансцендентного»*.

Культурная революция и связанное с ней наступление постмодерна, которое сегодня переживает Запад, воспринимались католическими мыслителями в пессимистично-трагических, эсхатологических тонах и совпадали, по их мнению, с началом постхристианской, если не антихристианской, эры. Керк предостерегал, что после отказа от христианской культуры возникнет потребность в новой культуре, а следовательно — в новом культе, новой трансцендентной санкции, возможно каком-то «богоявлении», в нечто «более живучем, чем марксистская идеология, которая была жестокой попыткой найти новую веру и новую культуру»*1. Керк исходил из той посылки, что человечество неизбежно нуждается в религии и культе, и здесь очевиден намёк на то, что в данных обстоятельствах Америка и весь Запад логически готовят себя к принятию новой религии Антихриста.

Важнейшей мишенью для критики со стороны культурных консерваторов-католиков, как и протестантских фундаменталистов, стал не столько атеизм сам по себе, сколько светский гуманизм, который, однако, трактовался широко и часто служил ярлыком для большинства либералов. Данная идеология рассматривалась как главный источник культурной радикализации американского общества, его отхода от традиционных христианских ценностей. По мнению Рассела Керка, мировоззрение светских гуманистов последней трети ХХ века носило «воинствующий», нетерпимый характер, и именно с их чаяниями совпадает наступление постхристианской эры и решительный разрыв с культурным прошлым*11.

В качестве выхода из кризисных ситуаций современности консервативная католическая интеллигенция предлагала вновь сделать аксиомой тезис о неразрывной обусловленности культуры религией, возродить традиционную христианскую религиозность и связанные с ней моральные абсолюты: «Только возродив чувство священного, возвратившись к христианскому пониманию человеческой природы и её ограничений, американская нация может противостоять идеологическим шаблонам и восстановить тот... образ жизни, который мы называем “американской культурой”»*111.

Консервативные католики-интеллектуалы, очевидно, ощущали себя в некоторой изолированности внутри своей собственной социальной прослойки, где в данный период времени преобладали секулярно-прогрессивистские идеи. В этой связи они декларировали свою мировоззренческую близость скорее к простому жителю американской провинции, чем к профессиональным и интеллектуальным собратьям. Католические интеллигенты-консерваторы противопоставляли, с одной стороны, мировоззрение значительной части интеллигенции и высшего общества и, с другой — морально-этические установки простых американцев, апеллируя к последним как хранителям христианской веры и истинно американских ценностей. Рассел Керк пишет: «Связь между религиозной верой и высокой культурой... была отвергнута или проигнорирована интеллектуалами, но не была забыта простыми людьми»*"

Признавая ведущих персоналий западного христианства (Христа, Августина Блаженного, Фому Аквинского) своими мировоззренческими авторитетами и провозглашая укоренённость ценностей западной цивилизации в христианском религиозном учении, культурные консерваторы-католики, тем не менее, подчёркивали светский характер своей программы. Все наиболее видные представители данного движения были убеждёнными христианами и в своей индивидуальной церковной жизни, очевидно, делали упор на трансцендентный и «неотмирный» аспект религиозных убеждений, но они избегали признавать самоценность религиозных представлений в публичной платформе своей идеологии. Кредо культурного консерватизма — это не догматические, церковно-канонические или литургические аспекты западного христианства, а хранимые им ценности и этические представления, которые вполне могут быть функциональными и для нерелигиозного человека. Пол Уайрич утверждал, что «человек может быть культурным консерватором на чисто светской основе, как и тот, кто пришёл к своим политическим убеждениям от религии»™ Данное мнение связано с убеждённостью в том, что христианская ценностно-этическая система настолько глубоко вошла в ткань американской нации, что разделяется подавляющим числом граждан США, независимо от степени их «воцерковлённости» и даже вероисповедания: «...христианство, иногда в выхолощенной форме, — это религия большинства современных американцев. Помимо церковных сообществ, существуют миллионы американцев, не посещающих церкви, но находящихся под сильным влиянием христианской морали; более того, почти каждый, кто долго живёт в Америке, будь это иудей или мусульманин, в значительной степени приспосабливается к народным обычаям и традициям Америки, которые являются христианскими по своему происхождению». Данная идея, в целом, разделялась Рейганом, который заявлял, что общие традиционные ценности разделяются большинством американцев, «какое бы ни было их этническое, расовое, религиозное происхождение»™ Консервативные католические интеллектуалы, в том числе наиболее радикальные в своих взглядах, обращали внимание на христианскую религиозность афроамериканцев и латиноамериканских иммигрантов*™. Это связано с тем, что для религиозно-консервативного движения 1970—80-х гг. характерно изживание расизма и стремление к диалогу с национальными и расовыми меньшинствами.

С 1970—80-х гг. американские католики-традиционалисты признали консервативных протестантов в известной степени своими идейными союзниками и, в итоге, выступили с ними единым политическим фронтом в рамках движения «религиозной правой», поддержавшего Р. Рейгана. Тем не менее, католические интеллигенты — идеологи культурного консерватизма — отчётливо дистанцировались от протестантского фундаментализма и связанных с ним доминионистско-теократических идей, оставаясь в одном с протестантами политическом движении. У. Линд отмечал, что «одним из неверных представлений об американских культурных

консерваторах — членах политического движения новой религиозной правой — является предубеждение, что они будто бы нацелены на создание в США теократии в духе протестантского сектантства, нечто вроде колонии Массачусетского залива, где религиозный примитивизм и протестантский евангелизм будут поддержаны всей мощью и силой государства'. Ярлык протестантского фундаментализма для новой религиозной правой неуместен. Многие из её лидеров

— католики»™1. Католические интеллигенты всячески подчёркивали надконфессиональный характер основанного ими движения культурного консерватизма, в котором было много протестантов, а также исповедующих иудаизм.

Принципиально важным во взглядах консервативной католической интеллигенции было то, что она не придерживалась твёрдого антиэтатизма. В планы культурных консерваторов не входило установление теократии, однако они считали необходимым, чтобы государство взяло на себя активные полномочия по морально-религиозному возрождению Америки. У. Линд пишет: «В отличие от прочих консерваторов [культурные консерваторы] рассматривают правительство в качестве позитивной силы, которой принадлежит важная роль в утверждении традиционных ценностей, как посредством их популяризации, так и в некоторых случаях принуждения к их соблюдению»*1*.

В то же время, консервативные интеллектуалы-католики отстаивали принцип отделения церкви от государства, оговаривая при этом, что государство должно уважительно относиться ко всем конфессиям, «не оказывая ни на одну из них никакого давления»**. В данном тезисе завуалировано стремление минимизировать вмешательство либерального правительства в те сферы общественной и индивидуальной жизни, которые должны, по мнению культурных консерваторов, регулироваться традиционными религиозно-этическими нормами и представлениями. Фактически, движение культурного консерватизма носило не наступательный, а, скорее, оборонительный характер, так как было связано со стремлением «защитить нашу веру, наши семьи и наши общины от секуляристских радикальных атак»**1. Принцип уважительного отношения к различным религиозным конфессиям является основой консервативного аккомодационистского подхода к церковно-государственным отношениям.

Влияние консервативных католических интеллектуалов на деятельность администрации Рейгана в сфере церковно-государственных отношений проявилось также и в том, что они, наряду с другими консерваторами, обосновали при помощи религии концепцию «изначального намерения» в интерпретации Конституции. «Идеи относительно того, как человек должен трактовать свою собственную природу, не теряют ценности просто по прошествии какого-то временного периода. Это убеждение ведёт нас не только к традиционным личностным ценностям, но и к таким политическим концепциям, как “изначальное намерение”, — концепции, в соответствии с которой Конституцию следует интерпретировать в свете замыслов и разумения тех, кто её писал»**11, — отмечал У. Линд.

Культурные консерваторы, в том числе интеллектуалы-католики, обращали особое внимание на общеобразовательные школы и федеральную судебную систему как на главные агенты дехристианизации социума. Рассел Керк пишет: «Наши общеобразовательные школы, почти всецело секуляризованные, умерщвляют религиозное воображение, федеральные суды часто имеют тенденцию выражать неодобрительное отношение к христианской морали и претензиям церквей на свою независимость»**111. Религиозная политика администрации Рейгана была направлена преимущественно на эти сферы. Одними из важнейших пунктов моральнорелигиозной программы президента и республиканской партии были возвращение религии в общеобразовательные школы и назначение в федеральную судебную систему тех судей, которые придерживаются традиционных морально-этических ценностей**" и разделяют консервативные взгляды на церковно-государственные отношения. Показательно, что в кадровой политике Рейгана в отношении судов было очень заметно католическое влияние. Рональд Рейган назначил в федеральные суды больше католиков, чем любой другой президент до него, причём номинируемые судья зачастую были практикующими верующими с традиционалистскими взглядами на мораль и этику.

Одним из болезненных вопросов современной американской жизни, которым консервативная католическая интеллигенция уделила особо пристальное внимание, был вопрос об абортах. Легализация абортов рассматривалась ей как одно из наиболее трагических явлений культурной революции послевоенной Америки. По мнению Рассела Керка, распространенность абортов являлась свидетельством падения христианской веры и христианской морали, «отступления от них в пользу неверия... и атеизма»*™ Католические интеллектуалы указывали на то, что движение «Право на жизнь» (общественное движение за отмену легализации абортов) было одним из предшественников культурного консерватизма. По их мнению, «оно привлекло

общественное внимание к, возможно, самому острому конфликту между традиционными ценностями и культурным радикализмом: конфликту между уважением к жизни и “новой моралью”, для которой жизнь имеет второстепенное значение»*™

Между взглядами Рейгана в вопросе об абортах и позицией консервативной католической интеллигенции имелось принципиальное отличие. Отрицательное отношение к абортам у последних было интегрировано в более широкую идею священности и ценности жизни невинного человека и не отделялось от стремления предотвратить вооружённые конфликты или материально помочь нуждающимся. Уильям Линд пишет: «Благоговейное отношение к жизни невинного существа, может быть, самая властная общая норма традиционной западной культуры. Она заложена в сердцевине извечных стремлений обуздать войну, заботиться о бедных и детях, обеспечить старость и улучшить общественное здоровье и медицинскую науку...»*™1 Эта позиция схожа с официальной доктриной католической церкви США по данному вопросу, так называемой «последовательной этикой жизни» — религиозно-политической концепцией, выдвинутой Конференцией Епископов США. В этой концепции жёстко завязаны между собой и отрицательное отношение к абортам, и осуждение смертной казни, и необходимость борьбы за ядерное разоружение*™11. В отличие от культурных консерваторов и официальной католической церкви, Рейган, официально заявляя о приверженности идее «священности человеческой жизни», игнорировал в своей риторике и деятельности остальные, помимо абортов, составляющие данной религиозно-этической доктрины.

Между мировоззрением консервативной католической интеллигенции и идейной позицией администрации Рейгана имелись и другие существенные отличия. Несовпадение взглядов просматривалось в вопросах взаимоотношения религии и политики в Америке. Подчёркивая цивилизационную важность христианства для американской нации, значительная часть католиков-традиционалистов была далека от сакрализации и религиозного обоснования политической системы США, что было характерно для Рейгана и других консервативных политиков. Президент в своих выступлениях часто рассуждал о религиозной вере в политически-утилитарном смысле, заостряя внимание на её важности для американской демократии, республиканских институтов, политической жизни в целом**1*. Рейган заявлял, что церковь воспитывает смирение, «а только те, кто достаточно смиренны, могут привнести в демократию терпимость»***. Рассел Керк, напротив, употреблял слово «демократия» преимущественно в негативном значении, подразумевая, как минимум, частичную несовместимость культурно-религиозного консерватизма и современных демократических ценностей. Однако следует отметить, что большинство культурных консерваторов-католиков не выступали против демократии. Они фокусировали свои идеи на том, что «существует необходимая и причинная связь между традиционными... иудео-христианскими ценностями, представлениями о правильном и неправильном. — параметрами западной культуры

— и “мирскими” успехами западных обществ: их процветанием, свободами и возможностями»***1. Но при этом отношение консервативной католической интеллигенции к религиозной вере отличалось меньшей утилитарностью и политической ангажированностью, чем аналогичная позиция президента Рейгана или неоконсерваторов.

Консервативная католическая интеллигенция, которая на рубеже 1970—80-х гг. активно вошла в политическую жизнь с целью способствовать христианскому возрождению Америки и поддержала республиканцев во главе с Рейганом, стала подвергать серьёзной критике политический курс Белого Дома и «религиозной правой» со второй половины 1980-х гг. По мнению П. Уайрича, консервативный политикум 1980-х гг., в первую очередь республиканцы и сам президент, неоправданно ограничили религиозно-этическую повестку дня вопросами о школьной молитве и абортах. Культурные консерваторы признавали безусловную важность данных проблем, но считали, что консервативное движение проигнорировало общий цивилизационный кризис американского социума: «Этих двух вопросов явно недостаточно, чтобы сдвинуть страну. <...> Это не повлияло бы существенным образом на процесс общего культурного упадка нации, отхода от традиционных ценностей. С точки зрения формирования такой программы, которая была бы достаточно широкой и глубокой для того, чтобы предотвратить культурный упадок, мы провалились. <...> [Консерваторы оказались неспособны] осознать решающие проблемы нашего времени: закат Америки и упадок нации»***11. Консервативные католические интеллектуалы были недовольны отсутствием реальных успехов в реализации даже ограниченной морально-религиозной программы, принятой Белым Домом и конгрессменами-республиканцами.

Таким образом, в 1960—80-е гг. в среде католической интеллигенции формируется движение культурного консерватизма, что стало реакцией на происходившие в западном обществе процессы секуляризации и радикального изменения ценностно-этических установок в духе контркультуры. Консервативные католики-интеллектуалы, выдвигая в качестве постулата прямую обусловленность культуры и цивилизации религией, призывали восстановить в современном американском обществе влияние традиционных христианских ценностей. На волне усиления присутствия католической церкви в общественно-политической жизни США, они оказали влияние на формирование внутриполитической идеологии и программы Р. Рейгана. Многие высказывания президента о необходимости усиления роли религии и традиционных ценностей в США напрямую коррелировали с идеями консервативной католической интеллигенции. В то же время, в 1980-е гг. между консервативными политиками и католическими интеллектуалами выявились разногласия как на уровне самих религиозных идей, так и на уровне их реализации. Ведущие представители культурного консерватизма из среды католической интеллигенции — П. Уайрич, Р. Керк, У. Линд — хотя и приняли активное участие в политической жизни США конца 1970—80-х гг., тем не менее, сохранили свою мировоззренческую независимость. Поддержав Рейгана и республиканцев постольку, поскольку те приняли их морально-религиозную программу, они сохраняли дистанцию с Белым Домом и критиковали его политику. Это особенно ярко проявилось уже после ухода Рейгана, когда многие культурные консерваторы католического вероисповедания, в том числе и Пэт Бьюкенен, частично или полностью размежевались с республиканским истэблишментом, который, по причине возрастающего влияния неоконсерваторов, стал цитаделью имперской идеологии, глобализма и внешнеполитического интервенционизма. Движение культурных консерваторов в среде католической интеллигенции в 1970—80-х гг. являет собой пример того, что христианский консерватизм, во-первых, не ассоциирован с обскурантизмом и интеллектуальным примитивизмом, а во-вторых, далеко не всегда сопряжён с ура-патриотическими настроениями и желанием срастить церковь с государственной машиной.

Примечания

I Линд У., Маршнер У. Культурный консерватизм. К новой национальной повестке дня // Рахшмир П. Ю. Культурный консерватизм в США. Пермь, 1995. С. 30.

II KirkR. Civilization without Religion? URL: http//www.orthodo*ytoday. org/articles/KirkCivilization.php (дата обращения: 30.04.2010).

III Ibid.

IV KirkR. Renewing a Shaken Culture. URL: http://www.heritage.org/ Research/Lecture/Renewing-a-Shaken-Culture (дата обращения: 30.04.2010).

v Kirk R. Civilization without Religion?

VI Линд У., Маршнер У. Указ. соч. С. 31.

VII Kirk R. Civilization without Religion?

VIII Kirk R. Renewing a Shaken Culture. i* Ibid.

* Ibid.

*1 . Ibid.

*11 Kirk R. Civilization without Religion?

*111 Kirk R. Renewing a Shaken Culture.

*1V Ibid.

*v См.: Линд У. Что такое культурный консерватизм? // Рахшмир П. Ю. Культурный консерватизм в США. С. 20.

*V1 Remarks at the Centennial Meeting of the Supreme Council of the Knights of Columbus in Hartford, Connecticut. August 3, 19S2. URL: http://www.reagan.ute*as.edu/search/speeches/speech_srch.html (дата обращения: 05.03.2006).

*V11 Kirk R. Renewing a Shaken Culture.

*V111 Линд У. Указ. соч. С. 19.

*к Там же. С. 25.

** Уайрич П. Культурный консерватизм и консервативное движение // Рахшмир П. Ю. Культурный консерватизм в США. С. 47.

** . Там же.

™ Линд У. Указ. соч. С. 25.

™1 Kirk R. Renewing a Shaken Culture.

**1v 1980 Repubtican Party Platform. URL: http://www.pres1dency.ucsb. edu/ws/mde*.php?pid=25844 (дата обращения: 03.04.2010).

**v Kirk R. Renewmg a Shaken Culture.

**v1 Линд У., Маршнер У. Указ. соч. С. 36.

™ ^ Там же. С. 37.

McLoughlinM. America’s New Crnl War // U.S. News and World Report. 1988. October 3. P. 28.

^ Rad1o Address to the Nation on Education. March 12, 1983. URL:

http://www.reagan.ute*as.edu/arch1eves/speeches/1983/31283a.htm (дата обращения: 05.03.2006) ; Written

Responses to Questions Subm1tted by Indro Montanelh, E&tor of Il G1ornale, on Fore1gn & Domest1c Issues. June 1, 1984. URL: http://www.reagan.ute*as.edu/spearch/speeches/speech_srch.html (дата обращения: 05.03.2006).

*** Remarks at an Ecumemcal Prayer Breakfast. August 23, 1984. URL:

http://www.reagan.ute*as.edu/search/speeches/speech_srch.html (дата обращения: 12.12.2006).

***1 Линд У., Маршнер У. Указ. соч. С. 33.

***11 Уайрич П. Указ. соч. С. 46—48.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.