Научная статья на тему 'Американские консерваторы и концепт традиционных ценностей: общественно-политические дебаты в 1950-1970-е гг. '

Американские консерваторы и концепт традиционных ценностей: общественно-политические дебаты в 1950-1970-е гг. Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
160
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АМЕРИКАНСКИЙ КОНСЕРВАТИЗМ / ТРАДИЦИОННЫЕ ЦЕННОСТИ / ТРАДИЦИОНАЛИЗМ / СОЦИАЛЬНЫЙ КОНСЕРВАТИЗМ / AMERICAN CONSERVATISM / TRADITIONAL VALUES / TRADITIONALISM / SOCIAL CONSERVATISM

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Сокольщик Лев Маркович

В статье рассматриваются формирование идейного содержания концепта традиционных ценностей в контексте общественно-политической дискуссии в США в 1950 гг. и роль в этом процессе традиционалистского течения консерватизма. Определяется место проблемы традиционных/нетрадиционных ценностей в политическом дискурсе США в 1960-е гг., а также ее влияние на идейно-политический спектр. Выявляется взаимосвязь между деятельностью представителей социального консерватизма и политизацией верующих американцев на основе идеи сохранения морально-нравственных устоев и семейных ценностей в 1960-1970-е гг. Анализируется стратегия американских консерваторов по использованию концепта традиционных ценностей для завоевания власти в начале 1980-х гг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AMERICAN CONSERVATIVES AND THE CONCEPT OF TRADITIONAL VALUES: SOCIO-POLITICAL DEBATES IN THE 1950-1970S

The article discusses formation of the ideological base of the traditional values concept in the context of socio-political debates in the United States in the 1950s and the role of traditional conservatives in this process. The place of the problem of traditional/non-traditional values in political discourse of the United States in the 1960s and its influence on the ideological spectrum are under investigation. The relationship between the rise of social conservatism and politicization of Christian believers on the basis of the idea of preserving moral standards and family values in the 1960-1970s is revealed. The strategy of the American conservatives in using of the traditional values concept to gain political leadership in the early 1980s is analyzed.

Текст научной работы на тему «Американские консерваторы и концепт традиционных ценностей: общественно-политические дебаты в 1950-1970-е гг. »

92_ВЕСТНИК УДМУРТСКОГО УНИВЕРСИТЕТА_

2019. Т. 3, вып. 1 СОЦИОЛОГИЯ. ПОЛИТОЛОГИЯ. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

УДК 323.225 Л.М. Сокольщик

АМЕРИКАНСКИЕ КОНСЕРВАТОРЫ И КОНЦЕПТ ТРАДИЦИОННЫХ ЦЕННОСТЕЙ: ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ДЕБАТЫ В 1950-1970-е гг.

В статье рассматриваются формирование идейного содержания концепта традиционных ценностей в контексте общественно-политической дискуссии в США в 1950 гг. и роль в этом процессе традиционалистского течения консерватизма. Определяется место проблемы традиционных/нетрадиционных ценностей в политическом дискурсе США в 1960-е гг., а также ее влияние на идейно-политический спектр. Выявляется взаимосвязь между деятельностью представителей социального консерватизма и политизацией верующих американцев на основе идеи сохранения морально-нравственных устоев и семейных ценностей в 1960-1970-е гг. Анализируется стратегия американских консерваторов по использованию концепта традиционных ценностей для завоевания власти в начале 1980-х гг.

Ключевые слова: американский консерватизм, традиционные ценности, традиционализм, социальный консерватизм.

Многомерные, зачастую противоречивые, социальные, экономические, политические и информационно-технологические процессы, протекающие в последние десятилетия, влияют на глубинные институциональные и ценностные основы современного социума. Перемены происходят как на глобальном уровне, что выражается в перестройке системы международных отношений, переформатировании прежних и создании новых наднациональных объединений, так и в масштабе отдельных стран, где фиксируются изменения в устоявшихся партийно-политических системах и идеологических концепциях, прослеживается эволюция общественных норм и правил, мировоззрения, мотиваций и жизненных приоритетов различных социальных групп.

Особенно рельефно трансформации в ценностных ориентациях значительной части общества проявились в США как в одной из наиболее развитых стран Западного мира. Со времени окончания Второй мировой войны в социокультурном и политическом пространстве этой страны тема конфликта традиционных и нетрадиционных ценностей постепенно стала приобретать все большую значимость. Она сохраняет актуальность и на современном этапе развития США, о чем свидетельствует активное отстаивание традиционных ценностей консервативными политиками в период избирательных кампаний 2000-2010-х гг. [5. С. 204-209; 6. С. 127-142].

Концепт традиционных ценностей в различных странах имеет свою специфику, в США он входит в круг так называемых социальных вопросов (social issues), к которым также относятся проблемы распространения наркотиков и порнографии, легализации абортов и эвтаназии, расширения прав сексуальных меньшинств, вытеснения религии из публичной сферы, сохранения права на владение огнестрельным оружием, взаимоотношения церкви и государства. В американской интерпретации традиционные ценности базируются на иудео-христианской этике и консервативной политической философии. При этом религиозный фактор играет важную роль в поддержании концепта традиционных ценностей, но не определяющую, как замечает американский консервативный теоретик У. Линд [4. C. 20].

Общественная дискуссия вокруг традиционных ценностей стала разворачиваться с появлением в 1950-е гг. в Соединенных Штатах консервативного движения. В этот период понятием «традиция» обозначалось то моральное содержание жизни, которое стало подвергаться деконструкции со стороны либеральной идеологии [7. P. 871]. Американский историк Л. Эдвардс отмечает, что в предшествующее десятилетие консерватизм в США еще не имел идеологического и организационного оформления [10. P. 15]. На его появление повлиял комплекс внутриполитических и внешнеполитических факторов: рост авторитета СССР на международной арене, усиление левых партий в Западной Европе, политика «нового курса» президента Ф.Д. Рузвельта, а также угроза распространения коммунизма в мире.

Особое внимание к вопросу сохранения семейных устоев, классических форм культуры, морально-нравственных норм, религиозной этики в послевоенный период высказывали последователи традиционалистского течения в американском консерватизме. Среди наиболее выдающихся представителей данной ветви консерватизма значились имена незаурядных мыслителей и общественных деятелей Р. Уивера, П. Вирека, Р. Кирка, Ф. Мейера, Р. Низбета. Отечественный историк В.Р. Золотых отмечает: «Консервативное движение в 1950-е гг. - это в первую очередь небольшое объединение

СОЦИОЛОГИЯ. ПОЛИТОЛОГИЯ. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

2019. Т. 3, вып. 1

интеллектуалов, бросивших вызов либеральному истеблишменту» [2. С. 90]. Одной из ключевых целей формирующегося интеллектуального консервативного движения стала разработка принципов политики и правовых основ, «которые бы позволили защитить те социальные структуры, в которых естественным образом возникает нравственное содержание жизни» [7. Р. 871].

Наряду с традиционализмом авторитетный американский исследователь Дж. Нэш выделяет другие составные элементы американского консерватизма в тот период - либертарианизм и антикоммунизм [14. Р. XV-XVI]. Либертарианцев преимущественно волновала тенденция расширения государственного вмешательства в сферы личной свободы, частного предпринимательства и экономики. Серьезное влияние на формирование идейной базы данной вариации консерватизма оказали труды выдающегося экономиста Ф.А. Хайека. Антикоммунисты в лице У. Чамберса, Дж. Бернхема сфокусировали свою деятельность на вопросах внешней политики и холодной войны [2. С. 89].

Интеллектуальный поиск традиционалистов был порожден прежде всего вопиющим диссонансом между высотами научно-технического прогресса, которых достигло человечество в XX в., и той духовной пропастью, в которой оно оказалось. Более чем наглядной иллюстрацией этого противоречия были миллионы убитых в двух мировых войнах, оружие массового поражения, геноциды, трагедия холокоста. Профессор Чикагского университета Р. Уивер, анализируя причины духовного упадка, приходит к выводу, что общество переживает культурную деградацию, которая началась еще в эпоху Средних веков, причем это движение сопровождалось усиливающимися пороками равнодушия и бесчувственности [15. Р. 95-97].

Другой представитель традиционализма, Р. Кирк, по праву считается одним из отцов-основателей американского консерватизма [10]. Его интересовала тема традиционных ценностей в широком контексте западноевропейской культуры. В работе под названием «Корни американского порядка» он прослеживает историю формирования ценностей американского общества, анализируя значительный исторический период почти в три тысячи лет. «В сердце каждой культуры, - пишет автор, - лежит определенная совокупность этических норм, различий между добром и злом; а по крайней мере изначально эти различия основываются на авторитете религиозного откровения» [3. С. 55]. Каноны консерватизма, предложенные Р. Кирком, базировались на представлении о том, что политические проблемы, в сущности, являются проблемами религиозными и моральными [7. Р. 871]. По его мнению, основой общественных отношений и норм является религиозное учение, таким учением для Соединенных Штатов стал протестантизм, в котором «ключом били энергия и индивидуализм рождавшегося американского порядка» [3. С. 337]. В целом Р. Кирк подчеркивает, что в процессе становления США особую роль играла иудео-христианская система ценностей, а с XIX в. наряду с протестантизмом важным элементом морально-этической традиции становится католицизм [12. Р. 63].

Р. Кирк не ограничивается простой констатацией факта, что американские ценности исторически проистекают из богатого античного и европейского наследия, он предпринимает попытку дать им сущностную характеристику. Говоря о традициях, способствующих поддержанию общественного согласия в США, он особо выделяет такие из них, как «вера в духовную реальность, которая определенным образом влияет на мир земной; политическое самоуправление; отстаивание естественных неотъемлемых прав человека; убежденность в важности брака и семьи» (Там же).

В работе под названием «Консервативный дух» одной из ключевых задач, стоящих перед американскими консерваторами в послевоенные годы, Р. Кирк определял сохранение традиционных ценностей. В частности, он ратовал за «духовное и моральное возрождение; восстановление этических норм и религиозного благочестия, на которых зиждется всякая достойная жизнь» [13. Р. 119]. Именно в этом, по мысли Р. Кирка, проявляется консерватизм в самой высшей своей форме (Там же). Среди других важных вопросов, которые необходимо решить представителям консерватизма в США, выделялись проблемы лидерства, положения работающих граждан, экономической стабильности, однако приоритет им все же не отдавался (Там же).

Начав свою общественно-политическую деятельность как коммунист, Ф. Мейер к 1945 г. порывает с леворадикальной идеологией и в конце 1950-х гг. присоединяется к политическим философам и публицистам, группировавшимся вокруг консервативного журнала «Нэйшнл ревью», издаваемого У. Бакли-младшим. Стоит отметить, что на формирование взглядов Ф.Мейера в этот период особое влияние оказали работы Р. Кирка и Ф.А. Хайека. Важной интенцией Ф. Мейера была защита основополагающего для США принципа индивидуализма в экономической и социальной сферах, поскольку все остальные ценности, по его мнению, коренятся в индивидуальной свободе. Кроме того,

94_Л.М. Сокольщик_

2019. Т. 3, вып. 1 СОЦИОЛОГИЯ. ПОЛИТОЛОГИЯ. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Ф. Мейер отстаивал идею объединения всех течений американского консерватизма или «фьюджи-низма», которая означала, «что защита свободы - это политическая цель, а поощрение добродетели и вопросы морали - это задачи, стоящие перед человеком как личностью и относящиеся к его частной жизни» [2. С. 89-90].

Бурные 1960-е гг. привнесли в социально-экономическую, политическую и культурную жизнь США серьезные перемены. В этот период на общественно-политической авансцене начали активно действовать так называемые «новые левые», идейными вдохновителями которых были представители Франкфуртской школы Г. Маркузе, Т. Адорно, М. Хоркхаймер, Э. Фромм. Они перенесли акцент борьбы с вопросов социально-экономического характера в сферу культуры и резко выступили против традиционного общественного уклада и семейных ценностей. В частности, Г. Маркузе пропагандировал сексуальное раскрепощение и «искоренение мужского доминирования» [8. Р. 277]. Идеи неомарксизма были подхвачены усиливающимися молодежным, пацифистским, женским движениями, составившими авангард общественного протеста.

В ответ на коренные сдвиги в социокультурной сфере США в 1960-е гг., к которым, помимо сексуальной революции, упадка морали и общественных выступлений, можно добавить рост преступности, взлет наркотиков и абортов, начинается процесс политизации верующих сначала католиков, затем и протестантов. Они выступили в качестве социальной базы для конституировавшегося нового течения в американском консерватизме - социального консерватизма, краеугольным камнем идейной концепции которого стали религиозные и семейные ценности. Активно отстаивали традиционные ценности такие консервативно ориентированные политические деятели, как Р. Вигери, П. Вайрих, Х. Филипс, Дж. Фалуэлл, П. Робертсон, Ф. Шлафли.

Постепенно концепт традиционных ценностей стал неотъемлемым элементом политической борьбы, более того, широкая дискуссия в средствах массовой информации, среди экспертов вокруг него стала катализатором для поляризации политических сил и общественного мнения. Начиная с 1960-х гг. именно традиционные ценности стали одним из ключевых вопросов, по которому принципиально разошлись мнения консерваторов и либералов. Заметим, что либералы к этому моменту уже восприняли многие идеи «новых левых». Американский исследователь Р. Хорвиц замечает: «В 1960-е гг. комплекс полемичных социальных вопросов создал условия для поляризации и перестройки политической идентичности» [11. Р. 57].

Мобилизационный потенциал концепта традиционных ценностей в полной мере проявился в конце 1960-х - начале 1970-х гг. в ходе борьбы социальных консерваторов за сохранение прав религиозных объединений и особенно против легализации абортов (1973 г.). В это время набирает популярность так называемая «Христианская правая», которая взяла на себя функции выразительницы политических требований значительной части сторонников традиционных ценностей в США. Отстаивая свою позицию, верующие апеллировали не только к совести сограждан и моральным устоям, важным аргументом с их стороны в полемике об узаконивании абортов были положения Декларации независимости США, которые определяют жизнь, свободу и стремление каждого человека к счастью в качестве основных прав, при этом право на жизнь ставится на первое место [1. С. 126].

В ответ на стремление либеральных активистов провести деконструкцию традиционных ценностей, с одной стороны, и расширение деятельности государственных институтов по секуляризации общества - с другой, социальные консерваторы начали формировать собственную организационную структуру, которая стала эффективным инструментом отстаивания их идеалов. В 1970-е гг. стали активно создаваться религиозные учебные заведения, консервативные благотворительные фонды и общественные объединения, открываться тематические издания, радио- и телевизионные передачи. Одним из видных религиозных проповедников и поборников традиционных ценностей был П. Роберт-сон, чьи программы на телевидении собирали многомиллионную аудиторию [9].

Ключевая роль в консолидации большинства социальных консерваторов в этот период принадлежала организации «Моральное большинство», основателями которой являлись Р. Вигери, Х. Филипс, П. Вайрих, Дж. Фалуэлл. Отчетливо проявившиеся к концу 1970-х гг. кризисные явления в социальной, экономической и общественно-политической жизни США способствовали возрастанию популярности консервативных сил. За короткий промежуток времени организации «Моральное большинство» удалось сплотить под своими знаменами многих поборников традиционного уклада, религиозных и моральных ценностей с целью политического участия. Немаловажен и тот факт, что проблема лидерства, о которой говорили консервативные идеологи со времени окончания Второй

СОЦИОЛОГИЯ. ПОЛИТОЛОГИЯ. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

2019. Т. 3, вып. 1

мировой войны, получила свое разрешение в лице харизматичного республиканца Р. Рейгана. Во многом именно умелое использование концепта традиционных ценностей при апелляции к религиозно настроенными американцам, жесткая оппозиция коммунизму, а также способность консолидировать вокруг себя большинство консервативных сил позволили ему заручиться поддержкой избирателей в ходе президентских выборов 1980 г.

Итак, концепт традиционных ценностей, вошедший в обиход общественно-политической жизни США в 1950-е гг. благодаря деятельности консерваторов-традиционалистов, постепенно стал важнейшим фактором политического процесса. Под воздействием коренных социальных и культурных трансформаций, а также из-за распространения идей так называемых «новых левых» в американском обществе в 1960-гг. дебаты по вопросу сохранения традиционных ценностей резко усилились. Поляризация политического спектра в США привела к формированию противостоящих друг другу социально-либерального и социально-консервативного идейно-политических течений, водораздел между которыми прошел в области отношения к традиционным ценностям. В 1970-е гг. социальный консерватизм с успехом использовал концепт традиционных ценностей в борьбе за умы и сердца американцев, о чем свидетельствуют его организационное оформление и увеличение числа сторонников. Политизация избирателей, ориентированных на традиционные ценности, позволила консерваторам сформировать собственную электоральную базу и во многом способствовала приходу их к власти в начале 1980-х гг.

Новый всплеск интенсивности «культурных войн» уже в XXI в., спровоцированных сложными глобализационными процессами, свидетельствует, что концепт традиционных ценностей не утратил своей актуальности для общественно-политической жизни США в целом и американских консерваторов в частности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Декларация независимости. 4 июля 1776 года // Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран. Новое и новейшее время. М.: Зерцало-М, 2012.

2. Золотых В.Р. Американский консерватизм в 1950-1970-е гг.: интеллектуальная традиция и социальные проблемы // Американский ежегодник. 2016.

3. Кирк Р. Корни американского порядка. М.: МГИМО, 2017.

4. Линд У. Что такое культурный консерватизм? // Культурный консерватизм в США / сост. П.Ю. Рахшмир. Пермь: Пермский государственный университет, 1995.

5. Рахшмир П.Ю., Сокольщик Л.М. Р. Санторум. Консерваторы в синих воротничках. Возвращение к Америке, которая работает. 2014. 216 с. // Новая и новейшая история. 2015. № 4.

6. Сокольщик Л.М. Дж. Буш-мл. и социальные консерваторы: некоторые аспекты социальной политики в 2000-е гг. // Американский ежегодник. 2016.

7. American Conservatism. An Encyclopedia / ed. by ed. by B. Frohnen, J. Beer, J. Nelson. Wilmington: ISI Books, 2006.

8. Bell J. The Case for Polarized Politics. Why America Needs Social Conservatism. NY: Encounter Books, 2012.

9. Biography. Pat Robertson. URL: http://www.patrobertson.com/Biography/index.asp (дата обращения 10.09.2018).

10. Edwards L. Conservative Revolution: The movement That Remade America. NY: Free Press, 1999.

11. Horwitz R.B. America's Right. Anti-establishment Conservatism from Goldwater to the Tea Party. Cambridge, Malden: Polity Press, 2013.

12. Kirk R. Beyond the Dreams of Avarice. Essays of a Social Critic. Peru: Sherwood Sugden and Company, 1991.

13. Kirk R. The Conservative Mind // Conservatism in America since 1930. / ed. by G. Schneider. NY: New York University Press, 2003.

14. Nash G.H. The Conservative Intellectual Movement in America since 1945. Wilmington: Intercollegiate Studies Institute, 1996.

15. Weaver R.M. Ideas Have Consequences // Conservatism in America since 1930 / ed. by G. Schneider. NY: New York University Press, 2003.

Поступила в редакцию 05.10.2018

Сокольщик Лев Маркович, кандидат исторических наук, старший преподаватель кафедры всеобщей истории

ФГБОУ ВО «Пермский государственный национальный исследовательский университет» 614990, Россия, г. Пермь, ул. Букирева, 15 E-mail: Sokolshcik@yandex.ru

96_Л.М. Сокольщик_

2019. Т. 3, вып. 1 СОЦИОЛОГИЯ. ПОЛИТОЛОГИЯ. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

L.M. Sokolshchik

AMERICAN CONSERVATIVES AND THE CONCEPT OF TRADITIONAL VALUES: SOCIO-POLITICAL DEBATES IN THE 1950-1970S

The article discusses formation of the ideological base of the traditional values concept in the context of socio-political debates in the United States in the 1950s and the role of traditional conservatives in this process. The place of the problem of traditional/non-traditional values in political discourse of the United States in the 1960s and its influence on the ideological spectrum are under investigation. The relationship between the rise of social conservatism and politicization of Christian believers on the basis of the idea of preserving moral standards and family values in the 1960-1970s is revealed. The strategy of the American conservatives in using of the traditional values concept to gain political leadership in the early 1980s is analyzed.

Keywords: American conservatism, traditional values, traditionalism, social conservatism.

Received 05.10.2018

Sokolshchik L.M., Candidate of History, Senior Lecturer at Department of General History

Perm State University

Bukireva st., 15, Perm, Russia, 614990

E-mail: Sokolshcik@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.