Научная статья на тему 'Консервативная партия Великобритании и «Женский вопрос»'

Консервативная партия Великобритании и «Женский вопрос» Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1052
179
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Вершинина Д. Б.

Анализируется эволюция отношения Консервативной партии Великобритании к женскому вопросу, выявляется степень заинтересованности партии в продвижении женщин в политику.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The UK Conservative Party and «the Woman Question»

The author analyses the evolution of the Conservative Party' attitude to the woman question and the problem of women's representation in politics.

Текст научной работы на тему «Консервативная партия Великобритании и «Женский вопрос»»

_ВЕСТНИК ПЕРМСКОГО УНИВЕРСИТЕТА_

2008 История Выпуск 7 (23)

КОНСЕРВАТИВНАЯ ПАРТИЯ ВЕЛИКОБРИТАНИИ И «ЖЕНСКИЙ ВОПРОС»

Д.Б. Вершинина

Пермский государственный университет, 614990, г. Пермь, ул. Букирева, 15

Анализируется эволюция отношения Консервативной партии Великобритании к женскому вопросу, выявляется степень заинтересованности партии в продвижении женщин в политику.

Специфика политической системы страны и ее политическая культура непосредственным образом влияют на развитие общественных движений; поэтому достаточно важным представляется не только анализ развития женского движения в Великобритании, но и выявление взаимосвязи гендерного аспекта деятельности политических партий и особенностей женского движения. В этом плане из ведущих партий Великобритании традиционно привлекали внимание историков лейбористы, что достаточно логично в силу целого ряда причин, среди которых стоит назвать включение лейбористами первыми из политических партий в свою программу 1912 г. требования избирательного права для женщин, а также принятие ими в 1993 г. так называемых «женских коротких списков», позволивших Лейбористской партии в 1997 г. кардинально увеличить женское представительство в парламенте.

Гораздо меньшее внимание уделялось гендерной стороне истории Консервативной партии, которая тоже традиционно рассматривалась многими историками как патриархальная организация с шовинистско-мачистскими устремлениями. Из отечественных исследователей проблемы консервативной интерпретации женского вопроса можно назвать лишь Н.М. Степанову, которая в своей статье «Культура гендерных отношений в политических партиях и в парламенте Великобритании» прослеживает эволюцию отношения консерваторов к проблеме равенства полов в политике и делает вывод о том, что «партия еще не готова ни на руководящем, ни на массовом уровне к принятию радикальных гендерных стратегий»1.

В подобном же духе расценивает деятельность Консервативной партии и белорусская исследовательница И.Р. Чикалова,

утверждая, что выборы 1997 г. продемонстрировали «слабую восприимчивость» консерваторов к переменам и постепенную потерю ими женского электората2. Действительно, выборы последнего десятилетия (1997, 2001 и 2005 гг.), т.е. выборы, на которых неизменно побеждает Лейбористская партия, отразили серьезнейшие изменения в пристрастиях британского электората. Так, вплоть до 1992 г. консерваторы традиционно получали преимущество именно за счет женских голосов (к примеру, наибольшую разницу в предпочтении избирательниц демонстрируют выборы 1992 г., на которых 48% женщин проголосовали за консерваторов и лишь 34% отдали свои голоса лейбористам). Подсчеты британской исследовательницы П. Норрис свидетельствуют о том, что если бы в течение XX в. британкам не предоставили право голоса, то с 1945 по 1979 г. в стране правила бы Лейбористская партия, за которую тогда голосовало большинство британцев мужского пола3.

Однако с начала 1990-х гг. Консервативная партия начала достаточно быстро терять женские голоса, особенно поддержку молодых избирательниц. Уже на выборах 1992 г. молодые женщины в массе своей голосовали за лейбористов (их было на 13% больше тех, кто проголосовал за консерваторов), в то время как молодые мужчины, наоборот, склонялись к консерваторам. При этом противоположная ситуация наблюдалась в среде избирателей среднего и старшего возраста: 56% женщин старше 55 лет отдали свои голоса консерваторам и во многом обеспечили победу своей партии на выборах4.

Выборы 1997 г. стали первыми в послевоенной истории страны, на которых лейбористы получили на 12% больше женских голосов, чем консерваторы, а в 2005 г.

© Д.Б.Вершинина, 2008

впервые за консерваторов проголосовало на 2 % больше британцев, чем британок.

Подобные изменения в электоральных предпочтениях большинством исследователей расцениваются как симптом серьезнейшего кризиса гендерной политики Консервативной партии Великобритании, назревавшего в течение всего XX столетия. Однако немало фактов говорит о том, что восприятие Консервативной партии как «маскулинной» по своему духу не соответствует историческим реалиям. Если обратиться к концу XIX в., то можно отметить, что именно Консервативная партия достигла тогда наибольших успехов в массовом вовлечении женщин в политическую деятельность. Эту роль выполняла основанная в 1883 г. консервативная организация «Лига подснежника» (Primrose League), через которую с азами политической активности познакомились порядка одного миллиона женщин. Не случайно даже активистки суфражизма признавали колоссальный вклад дам «Лиги подснежника» не только в победы на выборах мужчин-консерваторов, но и в утверждение женщин как субъектов политической деятельности. А члены Социал-демократической федерации в своей газете вообще признали эту лигу «самым влиятельным политическим институтом в Великобритании»5. И, несмотря на то что Лига заняла принципиально нейтральную позицию по вопросу о женском избирательном праве, заслуги ее активисток позволяют утверждать, что деятельность Лиги благоприятно повлияла и на результат полемики относительно возможности предоставления женщинам избирательных прав. Как справедливо отмечает К. Хиршфилд, все организации, созданные при партиях, так или иначе «разрушали представление о сепаратных сферах» и тем самым помогали «готовить британское общество к прогрессу в более позднее время»6.

Именно консерваторы стали первой партией, с которой представительницы суфражистского движения пошли на контакт. Так, в 1907 - 1911 гг. идеолог Женского социально-политического союза К. Панк-херст вела активную переписку с А. Баль-фуром (1848 - 1930), лидером консерваторов, в которой демонстрировала свою готовность сотрудничать именно с консерваторами. С точки зрения Кристабель, обра-

щение к консерваторам логично вытекало из неприятия ею и лейбористов, выступавших не за предоставление женщинам права голоса, а за установление всеобщего избирательного права для мужчин, и либералов, дискредитировавших себя репрессиями против суфражисток.

С другой стороны, лидеры именно консервативной партии постоянно заявляли о своей поддержке требований избирательного права для женщин. Еще в 1866 г. Б. Диз-раэли (1804 - 1881) отмечал, что не видит «причин, по которым у женщины нет права голоса»7, а Р. Солсбери (1830 - 1903) двадцать два года спустя заявлял, что «не так далек тот день, когда женщины также будут вносить свой вклад в голосование за членов парламента и определение политики страны»8. Аналогичным образом и А. Бальфур, и Э. Бонар-Лоу (1858 - 1923) в начале XX в. выразили поддержку идее предоставления женщинам избирательных прав. При этом выступления консервативных лидеров не сопровождались какими-либо конкретными действиями с их стороны. Можно согласиться с отечественным исследователем И.А. Школьниковым в том, что лидеры консервативной партии использовали вопрос о женском избирательном праве для изменения в свою пользу политической ситуации. Так, в конце 1860-х гг. главной задачей консерваторов было «суметь использовать власть для проведения своего билля с целью перехвата... стратегической инициативы у либералов, восстановления престижа и популярности партии.»9. Именно поэтому, высказавшись за необходимость предоставления женщинам избирательного права, Дизраэли получил поддержку определенной части британских женщин.

Причины того, что решение женского вопроса не стало официальным требованием партии, лежали в нежелании большинства консерваторов-заднескамеечников в принципе расширять британский электорат. Консерваторы предпочитали сохранять статус-кво в британской политической жизни, который играл им на руку, и инстинктивно выступали против любой реформы, могущей укрепить демократию. Кроме того, лидеры партии осознавали весь риск установления связи партии с Женским социально -политическим союзом, все больше уходившим в воинственную деятельность.

Д. Б. Вершинина

Тем не менее нельзя утверждать, что основная часть партии постоянно выступала против наделения женщин избирательным правом. Данные о голосовании консерваторов в парламенте по всем биллям о рассматриваемом вопросе позволяют выделить три фазы в эволюции их отношения к проблеме: в 1867 - 1883 гг. консерваторы постоянно голосовали против предоставления женщинам права голоса, в 1884 - 1908 гг., наоборот, постоянно высказывались в поддержку этой идеи, а с 1909 по 1917 г. в пяти из семи случаев голосования большинство фракции голосовало против билля. Таким образом, сначала, как истинные консерваторы, члены парламентской фракции инстинктивно отвергли новую идею, а затем постепенно свыклись с ней и даже стали активно ее поддерживать. Что же касается третьей фазы, то негативное отношение к идее связано, во-первых, с неприятием воинственной тактики суфражеток, а во-вторых, с политическим маневрированием в борьбе за власть.

Исходя из сказанного, можно констатировать, что суфражизм и консерватизм не были идеологиями, исключающими друг друга. Более того, именно консервативное правительство С. Болдуина (1867 - 1947) в 1928 г. предоставило женщинам равные с мужчинами избирательные права. Первой женщиной в парламенте стала сторонница этой партии Н. Астор (1879 - 1964), а первой и единственной пока женщиной - премьер-министром в Англии стала тоже представительница консерваторов - М. Тэтчер (р. 1925).

Приход к власти в 1979 г. консерваторов во главе с М. Тэтчер обозначил новый виток в проведении политики равенства полов. Это было связано с распространением экономического и политического подхода «новых правых» к пониманию роли и обязанностей государства. Именно Британия обычно воспринимается пионером в применении этого подхода в Европе. Он получил в ней политическое воплощение в особой форме, связанной с идеологией тэт-черизма.

Правые партии в 1980-е гг., как пишет С.Г. Айвазова, «были озабочены набором в свои ряды женщин, их продвижением в партийной иерархии, назначением на высокие государственные должности»10. Они по-

своему отвечали на стремление женщин к политическому самовыражению, выдвигая на политическую авансцену незаурядных женщин из своего лагеря, однако их «выдвижение не создавало предпосылок для политической активизации сколько-нибудь значительной массы женщин»11. Приход к власти М. Тэтчер, которая вошла в историю как первая и пока единственная британка, занявшая пост лидера консервативной партии (в 1975 г.), а затем (в 1979 г.) ставшая первой в Европе женщиной - главой правительства, не повлек за собой ни «феминизации» партии консерваторов, ни введения женщин в правительственный кабинет. М. Тэтчер лишь однажды назначила женщину на кабинетский пост: баронесса Янг была лордом-хранителем малой печати и председателем Палаты лордов в 1982 - 1983 гг. Более того, в результате выборов 1979 г. в Палате общин оказалось рекордно малое число женщин - 19 (в том числе 8 представительниц Консервативной партии и 11 лейбористок), что составило лишь 3 % от общего количества членов парламента.

Как считает депутат британского парламента от партии консерваторов Т. Гор-ман, на пост лидера партии М. Тэтчер избрали потому, что «она в большей степени отражала взгляды мужчин на политику»12. Об этом же в многочисленных статьях в годы правления Тэтчер рассуждали авторы журнала «Марксизм сегодня». Так, в статье Р. Бранта «Тэтчер использует свои женские качества» утверждалось, что «политика Тэтчер ограничена патриархальными ценностями» и, кроме того, в качестве премьер-министра она «никогда не делала заявлений о том, что является представительницей женщин, и не выступала исходя из их интересов»13. Сама «железная леди», отвечая на вопрос о том, рассматривала ли она то, что стала лидером партии в 1975 г. , как победу женщин, заметила: «Это не победа женщин. Это - победа политика»14.

Однако в конце XX в. наметилась тенденция к переосмыслению вклада Тэтчер в развитие женского движения и феминизацию политики. Так, Н. Уолтер в книге «Новый феминизм» (1997 г.) утверждает, что премьер-министр Великобритании в 1979 -1990 гг. «нормализовала женский успех» и показала, что, «хотя женскую и мужскую власть могут характеризовать разные язы-

ки, разные метафоры, разные подходы, разные действия, разные традиции... они в равной степени сильны, в равной степени цен-ны»15.

Так или иначе, в 1980-е гг. правительство осознавало необходимость привлечения широких масс женщин к участию в принятии политических и экономических решений. Однако руководство консерваторов реализовывало подход к антидискриминационной политике, который согласовывался с его идеологическими установками. Как отмечает Я. Форбс, «консервативная идеология с ее четким и установочным взглядом на равенство возможностей основана на ключевых ценностях стабильности и порядка»16. Чтобы добиться порядка, консерваторы хотят гарантировать сохранение общества со стабильной иерархией, где каждый знает свое место и связанные с ним обязанности. Консервативные противники концепции равных возможностей полагают, что конкуренция порождает приток «новой крови». По мнению консерваторов, общество найдет естественное и продуктивное соотношение полов, если позволить ему свободное от излишнего государственного вмешательства существование.

Исходя из этого консерваторы поддерживают «принцип заслуг» как основу и предел суждений о месте человека в иерархии. «Люди должны стремиться к получению выгоды от их преимущественного положения в иерархии, и все, что уменьшает их стремление к конкуренции, должно быть сведено к минимуму»17. Это по сути дела означает ограничение вмешательства государства в жизнь более бедных категорий населения через сокращение государственных пособий и т.д. Цель такой политики -побуждение людей к активности и обретению независимости от пособий и, следовательно, от государства. Таким образом, перемены, по мнению консерваторов, должны осуществляться только благодаря частной инициативе. Это в равной степени относится и к оказанию помощи одиноким родителям, и к политике позитивных действий в отношении женщин. Такую точку зрения выражала, к примеру, представительница Консервативной партии М. Ро: «Я считаю, что женщины должны конкурировать с мужчинами естественным путем. Они не должны подражать мужчинам. Это худшее,

что может случиться. Я не согласна с тем, что женщины должны получать особые привилегии. Они должны находиться в равном положении с мужчинами»18.

По мнению консерваторов, правительство должно только проводить в жизнь законы, которые ставят дискриминацию вне закона. Использование подобного формального подхода к равенству позволяет правительству утверждать, что оно не занимается тем, как ведут себя люди за пределами действия законов, запрещающих дискриминацию по признаку пола. Таким образом, обязанности правительства по отношению к женщинам четко ограничены законодательством; оно «может избежать дискуссии и ответственности за гораздо более широкую программу... в отношении семьи, учреждений для дошкольников, образования, социального обслуживания, пенсий, бедности, здравоохранения, насилия.»19.

Подобное отношение к проблеме продвижения женщин в политику Н.А.Шведова характеризует как классическое либеральное представление о равенстве, согласно которому «равенство может быть достигнуто посредством предоставления женщинам и мужчинам одинаковых возможностей, т. е. посредством устранения лишь формальных барьеров»20.

О политике консерваторов в отношении равенства полов не всегда положительно отзываются и представительницы самой консервативной партии. К примеру, Т. Гор-ман, депутат британского парламента с 1987 г., замечает, что у консерваторов нет специальной организации для женщин, «поэтому единственная реальная возможность для женщины получить продвижение внутри партии - это стать чьим-либо помощником, своего рода личным секретарем. Затем вы должны работать в партийной дисциплинарной системе (еще недавно в этом подразделении не было ни одной женщины)»21. И далее: «Консерваторы не

склонны принимать женщин-политиков

22

всерьез» .

Однако изменения в поведении британского электората, о которых уже шла речь, и серьезный кризис руководства Консервативной партии, выразившийся в неоднократной смене лидеров, заставил партийных функционеров в 2005 г. фактически повторить поведение лейбористов 1980-х

Д.Б.Вершинина

гг., а именно начать борьбу за избирательниц, немыслимую без борьбы за увеличение женского представительства в парламенте. Этапной в этом отношении стала речь нового лидера партии Д. Кэмерона (р. 1966), которая была произнесена 12 декабря 2005 г. в Лидсе (через шесть дней после официального провозглашения лидером партии) и в которой было заявлено о начале широкомасштабной кампании по увеличению в парламенте количества женщин - представителей консерваторов - и о необходимости так называемых позитивных действий, к которым относятся побуждение самих женщин выставлять свои кандидатуры на выборах, организация финансовой помощи женщинам-кандидатам, проведение для них конференций и семинаров и т.д. Но самым главным в этой речи стало суждение лидера партии о том, что в половине из пятидесяти наиболее надежных консервативных округов кандидатами должны стать женщины, баллотировавшиеся до того традиционно в самых бесперспективных округах. А 2 марта 2008 г. Кэмерон заявил, что намерен отдать треть постов в своем первом правительстве женщинам. Обозреватели же газет считают вполне возможным результатом участия консервативной партии в выборах 2009 г. получение мандата парламентария 55 женщинами23.

Увеличением числа своих представительниц в парламенте, где сейчас работают 17 женщин - представителей консерваторов и 98 лейбористок, Консервативная партия пытается ответить на вызовы «современной многоликой Британии»24, апеллировать к которой уже немыслимо без учета интересов таких групп британского населения, как женщины и этнические меньшинства. В основе радикальных реформ Кэмерона -«Тони Блэра для тори», как поспешила окрестить молодого лидера оппозиции Ее Величества пресса, лежит, по его собственному утверждению, идеология «сострадательного консерватизма», и намеченные им реформы могут изменить подпорченные одиннадцатью годами жесткого правления Тэтчер взаимоотношения партии и активисток женского движения. Последние уже поспешили одобрить планы по реформированию облика партии. Так, создание по инициативе члена парламента Т. Мэй женской консервативной организации

«Women2Win», нацеленной на увеличение числа женщин-консерваторов в парламенте, получило одобрение главы комиссии по равным возможностям Дж. Уотсон: «Политическая реальность такова, что все партии должны признать невозможность выигрыша без женских голосов. Консервативная партия начинает осознавать этот факт. Мы всячески приветствуем инициативу женщин-консерваторов во главе с Терезой Мэй - «Women2Win», которая впервые отвечает на вызовы, встающие перед партией, и предлагает позитивные меры для увеличения числа женщин в парламенте»25.

Таким образом, вслед за Лейбористской партией консерваторы в начале XXI в. сделали женский вопрос одним из центральных в своей политике. Налицо готовность консервативной партии начать диалог с феминистками и всерьез работать над феминизацией облика партии. В то же время следует признать, что в основе отношения консерваторов (равно как и лейбористов) к проблеме женского представительства в политике лежит прежде всего политическая конъюнктура, а не серьезные идеологические установки по женскому вопросу.

Примечания

1 Степанова Н.М. Культура гендерных отношений в политических партиях и в парламенте Великобритании. Режим доступа: http://www. owl.ru/win/books/genderpolicy/stepanova1.htm.

2 Чикалова И. Партии и власть в США и Великобритании: гендерная политика в 1970 -1990-е годы. Минск, 2000. С. 205.

3 Norris P. Mobilising the «women's vote»: The gender-generation gap in Voting behaviour // Parliamentary Affairs. 1996. Vol. 49, № 2.

4 Чикалова И. Партии и власть в США и Великобритании. С. 199.

5 Walker L. Party Political Women: A Comparative Study of Liberal Women and the Primrose League, 1890-1914 // Equal or Different: Women's Politics 1800-1914 / Ed. by J. Rendall. Oxford, 1987. P. 190.

6 Hirshfield C. Fractured Faith: Liberal Party Women and the Suffrage Issue in Britain, 18921914 // Gender & History. 1990. Vol. 2, № 2. P. 174.

7 Disraeli B. Speech to the House of Commons // Votes for Women: The Virago Book of Suffragettes / Ed. by J. Marlow. London, 2000. P. 9.

8 Цит. по: Bartley P. Votes for Women. 18601928. London, 1998. P. 67.

9 Школьников И.А. Парламентская деятельность либеральной партии Великобритании и политические права женщин (вторая половина XIX - начало XX вв.). Режим доступа: www. icgs.ivanovo.ru.

10 Айвазова С. Женское движение и политика // Массовые демократические движения. М., 1990. С. 123.

11 Там же. С. 123.

12 Горман Т. Интервью. Режим доступа: www.envila.iatp.by/g_centre/another3/art2.htm.

13 Brunt R. Thatcher Uses Her Woman's Touch // Marxism Today. 1987. June. P. 23.

14 Цит. по: Чикалова И. Партии и власть в США и Великобритании. С. 203.

15 Walter N. The New Feminism. London, 1999. P. 175.

16 Форбс Я. Приватизация политики равенства полов на рынке труда для женщин Британии // Обеспечение равенства полов: политика стран Западной Европы. М., 2000. С. 240.

17 Там же. С. 241.

18 Ро М. Интервью. Режим доступа: www. envila.iatp.by/g_centre/another1/article17.htm.

19 Форбс Я. Приватизация политики равенства полов на рынке труда для женщин Британии. С. 249.

20 Шведова Н.А. Квоты: благо или новые проблемы? Режим доступа: http://www.owl.ru/ win/books/policy/quota.htm.

21 Горман Т. Указ.соч.

22 Там же.

23 Hinsliff G. Cameron vow on women ministers // The Observer. March 2. 2008.

24 Cameron D. Until we're represented by men and women in the country, we won't be half the party we could be. Режим доступа: http://www. conservatives.com.

25 EOC welcomes Women2Win. Режим доступа: www.women2win.com/newsstory.php? new-sid=3.

THE UK CONSERVATIVE PARTY AND «THE WOMAN QUESTION» D.B. Vershinina

Perm State University, 614990, Perm, Bukireva str., 15

The author analyses the evolution of the Conservative Party' - attitude to the woman question and the problem of women's representation in politics.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.