Научная статья на тему 'Трансформация доктрины лейборизма в Великобритании (1945-1997)'

Трансформация доктрины лейборизма в Великобритании (1945-1997) Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY-NC-ND
1088
209
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛЕЙБОРИСТСКАЯ ПАРТИЯ / LABOUR PARTY / ВЕЛИКОБРИТАНИЯ / GREAT BRITAIN / СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / SOCIAL POLICY / НИЛ КИННОК / NEIL KINNOCK / IV ПУНКТ УСТАВА ЛЕЙБОРИСТСКОЙ ПАРТИИ / CLAUSE IV OF THE LABOUR PARTY CONSTITUTION / ТОНИ БЛЭР / TONY BLAIR / ПРЕДВЫБОРНЫЕ МАНИФЕСТЫ / PRE-ELECTION MANIFESTOS

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Охошин Олег Валерьевич

Статья посвящена проблеме дальнейшего развития доктрины лейборизма в Великобритании в послевоенный период. На основе предвыборных манифестов лейбористской партии исследуется формирование новых подходов к переосмыслению ее идеологических принципов в зависимости от современных политических условий. Актуальность данной темы обусловлена тем, что трансформация доктрины лейборизма и фракционная борьба внутри лейбористской партии отражали общую проблему самоидентификации всех прогрессивных партий во второй половине XX в., которые находились в поиске современной политической программы, способной учитывать реальные потребности населения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The transformation of the labour's doctrine in Great Britain (1945-1997)

The article is dedicated to the problem of the further development of Labour doctrine in Great Britain in Post-War period. On the basis of the Labour party's pre-election manifestos the formation of new approaches to reconsideration its ideological principles according to modern political conditions is investigated. Relevance of this subject is connected with the fact, that transformation of the Labour doctrine and fractional fight in the Labour party reflected a common problem of self-identification of all progressive parties in the second half of the XX century which consisted in search of the modern political program, capable to consider real requirements of the population.

Текст научной работы на тему «Трансформация доктрины лейборизма в Великобритании (1945-1997)»

О.В. Охошин

ТРАНСФОРМАЦИЯ ДОКТРИНЫ ЛЕЙБОРИЗМА В ВЕЛИКОБРИТАНИИ (1945-1997)

Статья посвящена проблеме дальнейшего развития доктрины лейборизма в Великобритании в послевоенный период. На основе предвыборных манифестов лейбористской партии исследуется формирование новых подходов к переосмыслению ее идеологических принципов в зависимости от современных политических условий. Актуальность данной темы обусловлена тем, что трансформация доктрины лейборизма и фракционная борьба внутри лейбористской партии отражали общую проблему самоидентификации всех прогрессивных партий во второй половине XX в., которые находились в поиске современной политической программы, способной учитывать реальные потребности населения.

Ключевые слова: лейбористская партия, Великобритания, социальная политика, Нил Киннок, IV пункт устава лейбористской партии, Тони Блэр, предвыборные манифесты.

Лейбористская партия Великобритании гораздо моложе своих главных исторических соперников - консерваторов, ее возникновение и становление наполнено драматическими моментами, взлетами и падениями на пути к власти. Один из самых значительных успехов лейбористов в завоевании широкой популярности у электората совпал с окончанием Второй мировой войны. Последствия этой войны оказали огромное влияние как на уровень жизни широких масс населения, так и на их политическое мировоззрение, которое основывалось на представлениях о социальной справедливости и необходимости государственного контроля над рыночными механизмами. Это было сложное время, когда вся Ев-

© Охошин О.В., 2014

ропа восстанавливала свои силы после ужасающих разрушений, а мир разделился на два противоборствующих военно-политических лагеря. Тем не менее многие британцы связывали окончание Второй мировой войны с надеждами на рост своего благосостояния, они верили, что правительство удовлетворит их социальные требования: увеличит пенсии и пособия, улучшит систему образования и здравоохранения, откроет новые рабочие места. Наблюдался всплеск симпатий к идеалу социального государства, под которым подразумевался умеренный демократический социализм. Потери военных лет и дух коллективного усилия перед лицом общего врага дали начало популярной идее о том, что послевоенная Великобритания должна быть свободна от социальных потрясений, особенно это касалось массовой безработицы1.

В мае 1945 г. на ежегодной партийной конференции лейбористы во главе со своим лидером Клементом Эттли утвердили программу «Лицом к будущему», в которой было заявлено, что лейбористская партия является социалистической и гордится этим2. Лейбористы обещали провести национализацию важных отраслей производства, покончить с безработицей и построить «государство благоденствия», которое обеспечит меры социальной защиты населения в условиях капиталистического строя. Взяв за основу доклад Уильяма Бевериджа, лейбористское правительство провело ряд важных реформ. Были национализированы Банк Англии, металлургическая, угольная, газовая и сталелитейная промышленность, электроэнергетика, транспорт и железные дороги. Создавалась Национальная служба здравоохранения, и по всей стране вводилось бесплатное медицинское обслуживание3. Резко возросшие расходы государство компенсировало за счет национальной системы страхования и прогрессивного налогообложения.

Успешный период премьерства К. Эттли в 1945-1951 гг. сменился для лейбористов «черной полосой», и они на 13 лет ушли в оппозицию. В течение 1950-х гг. лейбористская партия потерпела подряд три поражения на парламентских выборах, причем каждый раз количество голосов, отданных за нее, постепенно сокращалось4. Мнения политических экспертов о причинах поражения лейбористов разделились. Одни считали, что лейбористская партия потеряла связь с проблемами молодого поколения, а также с избирателями из среднего класса, которые видели в национализации промышленности пережиток прошлого. Другие полагали, что причиной неудач лейбористов стал усиленный государственный контроль, который тормозил развитие британской экономики.

Тем не менее период продолжительной оппозиции оказал огромное влияние на формирование новых программных подходов.

В период лидерства Хью Гейтскелла в 1955-1963 гг. в лейбористской партии, находившейся в оппозиции, развернулась острая полемика между правым и левым крылом о путях развития социализма в современном обществе и дальнейшей национализации производства. Х. Гейтскелл придерживался теории «демократического социализма»5 и заявлял, что национализация должна охватывать только отдельные отрасли промышленности. В своем памфлете «Социализм и национализация» 1956 г. он утверждал, что общественная собственность не является необходимой предпосылкой социализма. Его концепция лежала в основе принятого в 1957 г. программного документа «Промышленность и общество», отвергавшего принцип национализации и взамен предлагавшего проект покупки будущим лейбористским правительством акций крупных промышленных компаний для более успешного развития смешанной экономики.

Лейбористская партия в 1959 г. опубликовала предвыборный манифест «Британия принадлежит тебе». Она обратилась к избирателю с обновленной программой в духе ревизионизма, обещая национализировать только убыточные отрасли промышленности6. Тем не менее на выборах 1959 г. выиграли консерваторы, которые убедительно говорили не только о блестящих перспективах развития страны в будущем, но и о достижениях, которые уже сделаны. Достижения лейбористов были скромнее, как, впрочем, и сумма, потраченная на предвыборную кампанию. Согласно подсчетам, консервативный кабинет Гарольда Макмиллана вложил в нее 500 тыс. фунтов7.

После поражения на выборах в лейбористской партии возобновились разногласия. Х. Гейтскелл обвинял левых в том, что они мешают сплочению партии, и предложил изменить IV пункт Устава, который касался полномасштабной национализации промышленности. Эта попытка закончилась неудачей Гейтскелла, так как партия, объявившая себя социалистической, не могла так легко отказаться от тех базовых принципов, на которых она была основана. В это же время вновь набирает силу «Кампания за ядерное разоружение», которая привлекает на свою сторону всё больше сторонников из числа лейбористов. В итоге партийная конференция 1961 г. поддержала идею одностороннего ядерного разоружения, несмотря на протест лидера. Кроме того, Х. Гейтскелл высказался против вступления Великобритании в Европейское экономиче-

ское сообщество8. В партии всё чаще стали обращать внимание на нецелесообразность пребывания Гейтскелла на посту лидера. Его внезапная смерть в январе 1963 г. означала конец целой эпохи в истории лейбористской партии, которая сменилась, тем не менее, другой интересной эпохой с приходом Гарольда Вильсона.

В начале 1960-х гг. положение лейбористской партии снова улучшилось, и в октябре 1964 г. она одержала победу на парламентских выборах. Лейбористы во главе с Гарольдом Вильсоном опубликовали манифест «Новая Британия», ставший главным «оружием» в противостоянии консерваторам. В нем руководство лейбористов подвергло критике консерваторов не за их философию частной собственности или за то, что их поддерживали деловые круги, а скорее за их старомодность и некомпетентность9. Лейбористы в предвыборном манифесте делали ставку на научно-техническую революцию, которая, по их мнению, должна была не только способствовать улучшению экономической ситуации, но и повысить их популярность и оживить интерес к социализму. Вильсон хотел, чтобы «белые воротнички», ученые и менеджеры отождествляли лейбористскую партию с научным прогрессом, что, несомненно, давало ему огромные преимущества перед консерваторами10. Главными целями лейбористов стали модернизация британской промышленности и создание справедливой системы распределения материальных благ. В манифесте было заявлено, что обеспечение продолжительного экономического роста и развитие наукоемких отраслей производства могут быть достигнуты только за счет государственного планирования11. Лейбористы наглядно продемонстрировали приверженность социалистическим ценностям, сделав акцент на том, что эти ценности не вступают в противоречие с глубокими изменениями, происходившими во всех сферах современной жизни. Государство в условиях отставания британской экономики от других развитых капиталистических стран, в частности Франции и ФРГ, должно было сосредоточить внимание на повышении профессиональной квалификации кадров, сократить безработицу и обеспечить социальные гарантии для наиболее уязвимых слоев населения. Государственное планирование стало ключевым элементом лейбористского подхода к улучшению эффективности национальной экономики. В 1960-е гг. руководство лейбористской партии, в состав которого входила небольшая, но сплоченная группа так называемых технократов, возродило идеи «демократического планирования» и выступало за форсированное развитие науч но-технической революции. «Демократическое планирование»

предполагало активное участие трудящихся в его разработке и учитывало интересы всего населения в распределении доходов. На практике «демократическое планирование» воплотилось в создании двух государственных ведомств, возникших в период премьерства Г. Вильсона: Министерства экономического развития и Министерства по технологиям. В лейбористской теоретической мысли в 1960-е гг. стали господствовать идеи левоцентристских «технократов», которые настаивали на том, что рыночные механизмы не могут обеспечить справедливое распределение ресурсов и осуществлять эффективное макроэкономическое управление в стране12.

Политику Гарольда Вильсона отличал прагматизм, который выражался в стремлении примирить классы, построить конструктивный диалог с профсоюзным движением. Вильсон критиковал грубый индивидуализм, отсутствие сопричастности отдельного гражданина к современным социальным проблемам в условиях капиталистического строя. В качестве альтернативы этому явлению он предложил принцип корпоративизма, когда предприниматели, профсоюзы и правительство строят деловые отношения друг с другом на основе конкретных обязательств. В результате складывается благоприятная атмосфера взаимовыгодного сотрудничества и партнерства, когда учитываются интересы рабочих. Государство в данном случае выступает в качестве посредника на переговорах между крупным бизнесом и лидерами профсоюзного движения.

В годы премьерства Гарольда Вильсона были расширены социальные гарантии и гражданские права. Лейбористское правительство увеличило размер пенсий, ограничило право домовладельцев произвольно повышать квартплату, улучшило систему образования, ослабило цензуру средств массовой информации и отменило смертную казнь. Правление Вильсона многие британские историки называют периодом «либерализации» общественно-политической жизни. Тем не менее к началу 1970-х гг. экономические реформы, проведенные лейбористами, не привели к желаемым результатам, правительство было вынуждено ввести жесткие меры экономии, сократить расходы на социальное обеспечение и девальвировать фунт. В провале экономических реформ правительство обвинило тред-юнионы, которые не хотели вести конструктивный диалог с властью и сознательно препятствовали введению новых производственных технологий, так как опасались сокращения рабочих мест.

Следует сказать, что внутри партии в период премьерства Вильсона царили острые разногласия, потому что итоги его правительства сильно разочаровали левое крыло. Его экономическая

политика доказала свою несостоятельность, так как большая часть расходов на социальное обеспечение выразилась в увеличении числа безработных и росте цен, а перераспределение доходов между крупным частным капиталом и бедными слоями населения существовало только на бумаге13. Современники Вильсона относились скептически к его стремлению ослабить фракционную борьбу внутри лейбористской партии. Например, Пол Фут в статье 1968 г. «Гарольд Вильсон и левые лейбористы» писал, что прагматизм Вильсона привел лейбористское движение к идеологическому тупику, когда «правые» решили отказаться от IV статьи устава партии и пытались найти способы сгладить социальное неравенство в рамках капитализма, а «левые» пытались сохранить социалистические требования14.

Кроме того, у правительства Вильсона возникли серьезные разногласия с тред-юнионами, поддерживавшими левых активистов. С начала 1970-х гг. руководство Конгресса тред-юнионов и Национальный исполнительный комитет лейбористской партии провели ряд встреч, на которых решали такие вопросы, как контроль над ценами, широкая национализация, ослабление судебных постановлений по поводу стачек. На лейбористских конференциях начала 70-х гг. с энтузиазмом приняли эти новые планы и затем их вместе включили в «Лейбористскую программу 1973 г.», которая была разработана при участии лидера левого крыла Тони Бена. Кроме всего прочего, она предполагала национализацию 25 главных компаний. Вильсон ясно дал понять, что не будет осуществлять ее главные по-ложения15.

Таким образом, мы видим, как быстро расширялась пропасть между умеренным крылом и левыми активистами, которые ждали от правительства Вильсона радикальных реформ. Многие бывшие сторонники лейбористов переходили на сторону консерваторов, а правительство оставалось на центристских позициях, опасаясь нового раскола16.

К середине 1970-х гг. Великобритания вступила в полосу глубокого экономического кризиса. Лейбористское правительство Джеймса Каллагэна для снижения инфляции решило сократить заработную плату трудящихся, вызвав возмущение в профсоюзной среде. Зимой 1979 г. профсоюзные лидеры провели массовые стачки. Рейтинг лейбористов стал стремительно падать, большая часть избирателей считала, что они неспособны решить острые социально-экономические проблемы. В мае 1979 г. консерваторы во главе с Маргарет Тэтчер обошли лейбористскую партию на

парламентских выборах. Лейбористы перешли в оппозицию, которая продолжалась 18 лет.

Левое крыло отправило в отставку умеренного лейбориста Д. Каллагэна и избрало на его место Майкла Фута в ноябре 1980 г. В период его лидерства была проведена важная структурная реформа ЛПВ. Левые лейбористы развернули «Кампанию за демократию в лейбористской партии», которая закончилась учреждением коллегии выборщиков. 40 % выборщиков представляли профсоюзы и по 30 % принадлежало местным отделениям и членам парламентской фракции17. Лейбористы предложили избирателям на выборах 1983 г. программу левого толка «Новая надежда для Британии»18. Она включала одностороннее ядерное разоружение, высокий подоходный налог, высокую степень вмешательства государства в экономику, которая выражалась в национализации промышленности, транспорта, телекоммуникаций и банковской системы, выход из ЕЭС и увеличение расходов на образование. Лейбористы также обещали упразднить палату лордов. Это была самая радикальная предвыборная программа за всю послевоенную историю Великобритании. Общее экономическое улучшение в стране, приватизация муниципальной собственности и успехи во внешней политике при Маргарет Тэтчер заставили большую часть избирателей вновь отдать свое предпочтение консерваторам. Лейбористы получили 209 мест в парламенте, в то время как консерваторы - 397 мест19. После очередного поражения лейбористов на выборах Майкл Фут решил оставить пост лидера и подал в отставку, что означало в целом несостоятельность левого курса.

В октябре 1983 г. лидером лейбористской партии был избран Нил Киннок, который начал проводить модернизацию ее программных и партийных установок. Он дистанцировался от левого крыла и стоял на умеренных позициях. Результатами работы Кин-нока стали подготовка и принятие ряда документов, в значительной мере менявших сложившийся в начале 1980-х облик партии. В 1984 г. исполнительный комитет лейбористов принял «Хартию равенства женщин в партии»20, содержавшую призыв ко всем партийным отделениям позволить женщинам занимать руководящие посты и запрещавшую их дискриминацию. Этот документ свидетельствовал о постепенном расширении социальной базы лейборизма, который перешел от классового подхода к общенациональному. Для того чтобы изменить баланс сил в пользу центра при разработке политического курса, был создан Национальный политический форум, включавший представителей от профсоюзов,

округов, регионов и парламентской фракции21. Нил Киннок стремился ослабить позиции левых, особенно наиболее радикальных из них. В 1985 г. на партийной конференции он потребовал исключить из состава лейбористской партии группу троцкистского толка «Милитант», преобладавшую к тому времени в местном совете Ливерпуля22.

В 1987 г. вышел предвыборный манифест «Британия победит с лейборизмом»23. Он оказался полной противоположностью манифеста 1983 г. и символизировал окончательное возвращение лейбористов к умеренным позициям. Было решено укреплять партнерские отношения в рамках ЕЭС, обеспечить стабильные темпы экономического роста и всеобщую занятость, поддержать право арендаторов на покупку муниципального жилья.

Выборы в июне 1987 г. снова выиграли консерваторы, которые смогли набрать 42,9 % голосов24. Лейбористы получили 32,1 % голосов избирателей, сохранив статус оппозиции, в то время как альянс социал-демократов с либералами набрал 22,9 %25. После поражения лейбористы сосредоточились на том, чтобы продолжать обновление программных установок и привести их в соответствие с новыми потребностями и настроениями широких масс избирате-лей26. Умеренное крыло лейбористов стало разрабатывать обновленную концепцию «социального рынка», которая должна была сгладить значительное неравенство в доходах британцев и оказать поддержку социально незащищенным слоям населения.

На парламентских выборах 1992 г. лейбористы потерпели очередное поражение, которое стало четвертым подряд. Сменивший Нила Киннока на посту лидера лейбористской партии Джон Смит продемонстрировал свою твердую приверженность ревизионистскому подходу своего предшественника и продолжил процесс идеологического пересмотра лейбористских программных установок. Джон Смит был уверен, что лейбористы созрели для перехода от традиционного государственного социализма к европейской социал-демократии. Его политические взгляды сильно тяготели к этическому и христианскому социализму в интерпретации Ричарда Генри Тоуни и Вильяма Темпла. В марте 1993 г. Джон Смит, выступая с лекцией, посвященной памяти Р.Г. Тоуни, заявил, что для него особенностями этического социализма были вера в сообщество и взаимозависимость свободы личности и коллективного действия27. Ричард Генри Тоуни и Вильям Темпл признавали свободу личности исключительно в рамках общества, поскольку она проявлялась во взаимодействии людей и достижении общих целей.

Моральную основу христианского социализма составляла вера в то, что индивид добьется больших результатов внутри сообщества, где отношения построены не на конкурентной борьбе, а на тесном сотрудничестве. В 1994 г. Джон Смит планировал издать переработанную и улучшенную версию своей лекции, которая легла бы в основу новых социал-демократических ценностей лейбористской партии28. Приверженность умеренно правой позиции в управлении партией привела к тому, что Смит столкнулся с сопротивлением левого крыла, хотя оно было не таким серьезным, как при его предшественнике. Смит в отличие от Киннока руководил партией, обходясь без властных методов контроля, и предпочитал коллегиальный подход к решению спорных вопросов29. Он пользовался широкой поддержкой однопартийцев и имел мало политических противников30.

При Джоне Смите были пересмотрены отношения с профсоюзами и ограничено их влияние при выборе кандидатов для парламентских выборов, когда профсоюзные лидеры, пользуясь правом «коллективного голоса», продвигали своих кандидатов. Он предложил новый принцип голосования «один человек - один голос» («One Member - One Vote»), который был поддержан рядовыми членами профсоюзов, возмущенными спекуляцией на их избирательном праве. В 1993 г. на партийной конференции Джон Смит ввел принцип OMOV, который стал применяться для выдвижения кандидатов от ЛПВ на парламентских выборах и избрания в Национальный исполнительный комитет31. В результате этой реформы произошло ослабление позиций профсоюзов в формировании политического курса лейбористов и были созданы благоприятные условия для пересмотра партийной идеологии.

Серьезным препятствием, которое мешало лейбористам завоевать широкую популярность среди избирателей, по-прежнему оставался IV пункт Устава ЛПВ, согласно которому устанавливалась общественная собственность на средства производства. Соратники Джона Смита по партии требовали от своего лидера решительных действий по изменению устава в соответствии с современной политической обстановкой. В частности, теневой министр по охране окружающей среды Джек Стро в марте 1993 г. опубликовал памфлет «Политика и идеология», в котором высказывался за полный пересмотр IV пункта Устава ЛПВ. Главный аргумент, который приводил автор, заключался в том, что IV пункт создавал разрыв между существовавшей партийной идеологией и политическим курсом32. Тем не менее Смит не рискнул пойти на изъятие из Устава

Лейбористской партии IV Статьи, опасаясь, что оно вызовет негодование левого крыла и приведет партию к расколу. Он считал, что это не имеет никакого отношения к делу победы на выборах, продолжая оставаться на умеренных, но все же традиционных лейбористских позициях33. Несмотря на призывы соратников о проведении радикальных перемен в короткие сроки, чтобы основательно подготовиться к предстоящим парламентским выборам, Смит придерживался мнения, что модернизация партийной структуры и идеологии должна произойти в длительной перспективе.

Политических эксперты считали, что у Джона Смита было много шансов обеспечить партии победу на парламентских выборах. В мае 1994 г. опрос общественного мнения показал, что лейбористы опережают консерваторов по количеству отданных за них голосов, а 49 % опрошенных были удовлетворены работой Смита на посту лидера34. Тем не менее обстоятельства сложились таким образом, что работа по кардинальному изменению облика партии легла на плечи Тони Блэра. 12 мая 1994 г. Джон Смит в результате сердечного приступа скоропостижно скончался.

Заняв пост лейбористского лидера, Тони Блэр с присущими ему упорством и активностью стал проводить «модернизацию» партии, о которой он неоднократно заявлял. В наследство Блэру досталась партия, деморализованная из-за частых поражений на парламентских выборах, тем не менее он заявил, что намерен вернуть лейбористам большинство в парламенте. Проводить новый политический курс помогло Блэру то обстоятельство, что он был первым лидером за всю историю ЛПВ, который абсолютно не зависел от традиционных лейбористских принципов35. Он и его соратники из числа «модернизаторов» отвергали идею в духе «старого лейборизма» о том, что капитализм может быть однажды заменен более совершенной социально-экономической системой36.

По мнению Блэра, лейбористская партия со времени лидерства Нила Киннока твердо встала на социал-демократические позиции, поэтому наступило время отказаться от классового подхода и добиваться поддержки массового избирателя. Первостепенной задачей Блэр считал замену IV пункта устава лейбористской партии 1918 г., который долгие годы определял ее главной задачей введение общественной собственности на средства производства и справедливой системы распределения продуктов труда37. Еще находясь на посту министра в теневом кабинете Джона Смита, Тони Блэр окончательно сформировал свою позицию относительно IV пункта: «После поражения партии на выборах 1992 г., не советуясь ни

с кем, даже с Гордоном Брауном, я четко определил для себя, что если я стану лидером, то устав будет переписан, старые требования национализации и государственного контроля будут выброшены из него»38.

На конференции в октябре 1994 г. Блэр заявил: «Наша задача -приспособить новые ценности под условия современного мира. Это изменит традиционные барьеры между левыми и правыми»39. Хотя на конференции напрямую не говорилось о том, что следует отказаться от IV пункта Устава, делегаты поняли истинный смысл этой фразы. При подготовке речи Блэр консультировался как со своими соратниками из крыла «модернизаторов», так и со своими оппонентами из крыла «традиционалистов» - Джоном Прескоттом и Маргарет Беккет40. Хотя первоначально Джон Прескотт сомневался в стратегическом и тактическом благоразумии Блэра, он всё же с ним согласился, но при условии, что лидеры тред-юнионов получат гарантии от Блэра, что тот не будет проводить новые реформы по модернизации партии до начала парламентских выборов 1997 г.41

Новый вариант IV статьи лейбористского устава, предложенный Блэром, содержал в себе традиционные социал-демократические ценности: солидарность, толерантность, социальную справедливость. Блэр включил в него также принципы христианского социализма, предложенные Джоном Смитом и выраженные в идее «сообщества», которое рассматривалось как единая британская нация. Понятие «равенство» трактовалось теперь как равенство доходов и возможностей в условиях смешанной экономики. В целом на основе этого документа можно проследить общие контуры доктрины «нового лейборизма», которая основана на принципах, определяющих прогрессивную политику уже более века, - демократия, свобода, справедливость, взаимные обязательства и интернационализм42.

В апреле 1995 г. на специальной партийной конференции в Вестминстере, где по иронии судьбы был принят в 1918 г. лейбористский устав, Тони Блэр одержал внушительную победу и набрал 65 % голосов, что позволило ему утвердить новый текст IV Статьи устава. Его поддержали 90 % выборщиков от избирательных округов и 54,6 % выборщиков от тред-юнионов43. Утверждение новой IV Статьи лейбористского устава ознаменовало собой переход к доктрине «нового лейборизма», который признавал, что в рамках капиталистического строя можно сгладить социальное неравенство, если сочетать распределительную деятельность государства в социальной сфере с личной инициативой граждан. Смыслом социальных реформ, по мнению Блэра, должно было стать превраще-

ние «государства благоденствия» в «государство социальных инвестиций». «Новые лейбористы» разработали собственный подход в сфере социально-экономической политики, который сочетал идеи либерализма и достижения консерваторов.

Предвыборный манифест «Новый лейборизм: потому что Британия заслуживает лучшего» 1997 г. заверил избирателей, что приоритетные направления государственного развития останутся не-изменными44. «Новые лейбористы» не стали искоренять элементы рыночной экономики, которые существовали в системе образования и здравоохранения, но потребовали одинакового уровня предоставляемых услуг, как в частных, так и в государственных учреждениях. В экономической политике «новые лейбористы» взяли за основу концепцию «социального рынка» и поощряли сотрудничество государства и бизнеса. Они выступили за прогрессивное налогообложение, утверждение минимального уровня оплаты труда, введение налога на сверхприбыль корпораций, отказались от повторной национализации предприятий, приватизированных в период правления консервативных кабинетов М. Тэтчер и Дж. Мэйд-жора. Главной задачей экономической политики лейбористов было обеспечение низких темпов инфляции, сохранение существующего уровня подоходного налога и снижение государственных расходов. Успешность сформулированной Тони Блэром доктрины подтвердили парламентские выборы 1997 г., на которых лейбористская партия одержала внушительную победу.

Таким образом, рассмотрев эволюцию доктрины лейборизма с 1945 по 1997 г., можно сделать вывод, что политический курс лейбористов в большей мере зависел от результатов фракционной борьбы внутри партии, а в меньшей мере был ответом на программные установки консервативных кабинетов. В послевоенные годы, когда возрос интерес к идее умеренного демократического социализма, лейбористское правительство успешно реализует программу «государства благоденствия». В 1950-е гг., когда лейбористская партия находится в оппозиции и безуспешно старается победить на выборах в парламент, ее руководство во главе с Х. Гейтскел-лом прибегает к ревизионистскому подходу, который предполагает отказ от полномасштабной национализации промышленности. С приходом на пост лидера Г. Вильсона позиции лейбористской партии в противостоянии консерваторам сильно окрепли, что сразу же сказалось на результатах выборов. Лейбористы становятся партией социального действия, отождествляющей свои успехи с научно-техническим прогрессом.

Ухудшение экономической ситуации в Великобритании в конце 1970-х гг., неспособность лейбористской партии предложить адекватный выход из кризиса показали историческую несостоятельность применяемых методов управления, которые уступили место в 1979 г. новым подходам неоконсерваторов. С этого времени лейбористы задумываются о коренной модернизации организационной структуры и имиджа партии.

Выборы 1983 г. доказали несостоятельность социалистических идей и чуть было окончательно не отбросили партию на второстепенные позиции. Приход в партию умеренных лейбористов во главе с Нилом Кинноком, курс на ограничение роли профсоюзов и левого крыла в партии и признание эффективности рыночных механизмов вернули симпатии избирателей и подготовили почву для модернизации партийной идеологии. В период лидерства Тони Блэра оформилась доктрина «нового лейборизма», которая отвергла классовый подход в политике и существовавшее ранее деление партий на «правых» и «левых». Именно она стала определять политический курс лейбористского правительства в начале XXI в.

Примечания

1 Fielding S. The Labour Party. Continuity and change in the making of New Labour. N. Y., 2003. P. 21.

2 Let Us Face the Future: A Declaration of Labour Policy for the Consideration of the Nation [Электронный ресурс] // Political Science Resources. URL: http://www. politicsresources.net/area/uk/man/lab45.htm (дата обращения: 25.04.2014).

3 Coates D. The Labour Party and the Struggle for Socialism. L., 1975. P. 44.

4 Fielding S. Op. cit. P. 23.

5 Теория «демократического социализма» предусматривала создание общественного устройства с многоукладной, социально ориентированной экономикой, государственным регулированием рынка в интересах населения и контролем со стороны общественных организаций. Каждому человеку гарантировано равенство возможностей и создаются необходимые условия, позволяющие ему свободно развивать и реализовывать свои навыки и таланты, полезные для общества. В Великобритании популяризацией теории «демократического социализма» занималось Фабианское общество, основанное в Лондоне в 1884 г.

6 Coates D. Op. cit. P. 78.

7 1959: Macmillan wins Tory had trick [Электронный ресурс] // BBC News. URL: http://news.bbc.co.uk/2/hi/uk_news/politics/vote_2005/basics/4393287.stm (дата обращения: 19.03.2014).

8 Howe S. Labour and international affairs // Labour's First Century. Cambridge, 2000. P. 139.

9 Coates D. Op. cit. P. 97.

10 Morgan K. Britain Since 1945. The People's Peace. L., 2001. P. 231.

11 "The New Britain" [Электронный ресурс] // Political Science Resources. URL: http://www.politicsresources.net/area/uk/man/lab64.htm (дата обращения: 25.04.2014).

12 Favretto I. The long search for a Third Way: The British Labour Party and the Italian Left since 1945. N. Y., 2003. P. 65.

13 Coates D. Op. cit. P. 114.

14 Foot P. Harold Wilson and the Labour Left (Summer 1968) [Электронный ресурс] // Marxists' Internet Archive. URL: http://www.marxists.org/archive/foot-paul/1968/ xx/wilson.htm (дата обращения: 25.04.2014).

15 Kogan D. The Battle for the Labour Party. L., 1983. P. 24.

16 Berrington H. Change in British Politics. L., 1984. P. 41.

17 Громыко А.А. Модернизация партийной системы Великобритании. М., 2007. С. 46.

18 The New Hope for Britain [Электронный ресурс] // Political Science Resources. URL: http://www.politicsresources.net/area/uk/man/lab83.htm (дата обращения: 25.04.2014).

19 Harmer H. The Longman companion to the Labour party, 1900-1998. L., 1999. P. 125.

20 Степанова Н.М. Культура тендерных отношений в политических партиях и в парламенте Великобритании [Электронный ресурс] // Open Women Line. URL: http://www.owl.ru/win/books/genderpolicy/stepanova1.htm (дата обращения: 25.04.2014).

21 Капитонова Н.К. Великобритания в кон. XX - нач. XXI века: от консерваторов к лейбористам. М., 2003. С. 39.

22 Shaw E. The Wilderness Years 1979-1994 // The Labour Party: a Centenary History. N. Y., 2000. P. 123.

23 Britain will win with Labour [Электронный ресурс] // Political Science Resources. URL: http://www.politicsresources.net/area/uk/man/lab87.htm (дата обращения: 25.04.2014).

24 Политические сдвиги в странах Запада / Под ред. С.П. Перегудова. М., 1989. С. 78.

25 Там же.

26 Там же. С. 97.

27 Jones T. Remarking the Labour Party from Gaitskell to Blair. L., 1996. P. 98.

28 Ibid.

29 Shaw E. Op. cit. P. 135.

30 McSmith A. John Smith. L., 1994. P. 180.

31 Ibid.

32 Jones T. Op. cit. P. 98.

33 McSmith A. Op. cit. P. 184.

34 Short C. An honourable deception? New Labour, Iraq, and the misuse of power. L., 2004. P. 44.

35 Panitch L, Leys C. The End of Parliamentary Socialism: from New Left to New Labour. L., 2001. P. 227.

36 Ibid.

37 Clause IV [Электронный ресурс] // AustralianPolitics.com. URL: http://www.aus-tralianpolitics.com/uk/labour/clauseIV.shtml (дата обращения: 25.04.2014).

38 Blair T. А Journey: My Political Life. L., 2010. P. 78.

39 Blair T. The Labour Party conference speech, October 4, 1994 [Электронный ресурс] // Tony Blair. URL: http://keeptonyblairforpm.wordpress.com/1994-first-blair-speech-to-conference-as-party-leader (дата обращения: 25.04.2014).

40 Blair T. А Journey... P. 86.

41 Jones T. Op. cit. P. 103.

42 The New Labour Reader / Ed by A. Chadwick, R. Heffernan. Cambridge, 2003. P. 28.

43 Jones T. Op. cit. P. 108.

44 New Labour. Because Britain deserves better [Электронный ресурс] // Political Science Resources. URL: http://www.politicsresources.net/area/uk/man/lab97.htm (дата обращения: 25.04.2014).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.