А. А. ГОЛЬДИН
Алексей Аркадьевич Гольдин — аспирант кафедры прогнозирования и планирования экономических и социальных систем СПбГУЭФ.
Закончил СПбГУЭФ в 2006 г. по специальности финансы и кредит.
Автор 3 публикаций.
Область научной специализации — консалтинговые услуги в
антикризисном управлении.
^ ^ ^
КОНСАЛТИНГОВЫЕ УСЛУГИ В МЕХАНИЗМЕ АНТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ РОССИЙСКИМИ ПРЕДПРИЯТИЯМИ*
Сегодня, когда мировой экономический кризис входит в активную стадию своего развития, многие компании прибегают к профессиональной помощи специалистов по консалтингу, привлекая их к разработке новых или модификации существующих механизмов управления: методологии финансового учета и планирования, оптимизации организационной структуры и бизнес-процессов компании, к разработке стратегии развития корпоративных информационных технологий и т. д.
Консалтинг как сфера услуг появился в результате промышленной революции в XIX в. Когда четко определились методы, виды и принципы консалтинга, консалтинг сформировался как самостоятельная наука и стал применяться в предпринимательской деятельности. Позднее широкое развитие менеджмента стало дополнительным стимулом для консалтинга, в результате чего произошло расширение сферы отраслей для использования услуг консалтинга. За последние 50 лет многие консалтинговые компании из маленьких фирм, ориентированных на небольшие локальные рынки, превратились в транснациональные корпорации, имеющие сотни отделений по всему миру. Также за последние годы конкуренция в сфере консалтинга в промышленно развитых странах резко возросла.
Круг проблем, решаемых консалтингом, весьма широк, кроме того, специализация компаний, предоставляющих консалтинговые услуги, может быть различной: от узкой, ограничивающейся каким-либо одним направлением консалтинговых услуг (например, стратегия, экология, организация труда, инвестиции, кадровая политика, финансы, налоги или ИТ), до самой широкой, охватывающей полный спектр услуг в этой области. Соответственно, каждый поставщик консалтинговых услуг вкладывает в понятие консалтинга собственный смысл.
В современной научной литературе содержится множество определений консалтинга.
Консалтинг — деятельность специальных компаний, заключающаяся в консультировании производителей, продавцов, покупателей по широкому кругу вопросов экономики, финансов, внешнеэкономических связей,
создания и регистрации фирм, исследования и прогнозирования рынка товаров и услуг, инноваций [1].
Консалтинг — оказание профессиональных услуг со стороны независимых экспертов предпринимателям, хозяйственным руководителям и управленческим работникам различных организаций в решении всех актуальных и перспективных проблем жизни организации [2].
Консалтинг — высококвалифицированная помощь руководителям, направленная на повышение работы организаций, которая оказывается независимыми (не входящими в состав организации) экспертами, специализировавшимися в определенной области [3, с. 112].
В российской практике чаще используют следующее определение: Консалтинг — это профессиональная помощь со стороны специалистов по управлению хозяйственным руководителям и управленческому персоналу различных организаций в анализе и решении проблем их функционирования и развития, осуществляемая в форме советов, рекомендаций и совместно вырабатываемых с клиентом решений [4, с. 326].
Таким образом, можно определить консалтинговые услуги как анализ ситуации и разработку рекомендаций по дальнейшим действиям для усовершенствования деятельности предприятия.
ГРНТИ 06.75.10 © А. А. Гольдин, 2009
Статья публикуется по рекомендации доктора социологических наук, профессора В. И. Сигова.
Цель консалтинговых услуг заключается в улучшении качества работы руководства, и они направлены на повышение эффективности компании через повышение производительности труда.
Достижение цели консалтинговых услуг происходит через выполнение задач посредством классификации консалтинговой деятельности. Консалтинг можно поделить по следующим направлениям: управленческий (вопросы оптимизации управления компанией), стратегический (стратегия развития компании), операционный (бизнес-процессы компании) и кадровый (кадровая политика компании). Иногда отдельно выделяют финансовый консалтинг — консультирование по вопросам оптимизации финансовых потоков. Современный набор консалтинговых услуг окончательно сложился на Западе в 1950-60-е годы, которые называют «золотым веком
консалтинга».
Особенность современных консалтинговых услуг в сравнении с общепринятыми понятиями в классическом варианте в том, что консалтинг является интеллектуальной услугой в условиях мирового экономического кризиса. Кроме того, на рынке обычных товаров при их продаже происходит абсолютное отчуждение собственности продавца в пользу покупателя. На рынке, где в роли товаров выступают объекты интеллектуальной собственности, интеллектуальные ресурсы разного рода, включая консалтинговые услуги, отчуждение их носит относительный характер. Одновременно неосязаемость услуг консалтинга затрудняет оценку их качества. Поэтому
для преодоления неосязаемости консультанты стремятся создать определенный имидж своей фирмы, предлагают клиентам ознакомиться с результатами своей предыдущей деятельности, применяемой методологией действий. Нематериальность консалтинговых услуг создает невозможность большого количества унификаций, стандартизаций в данной сфере, вследствие чего консалтинговая деятельность предполагает периодическое возобновление.
Кроме того, как и любой другой продукт, консалтинговые услуги имеют свой жизненный цикл, проходящий от рождения до упадка. Поэтому в соответствии со стадиями жизненного цикла, в организации реализуется разное консультирование как реакция на изменения, происходящие как во внутренней, так и во внешней среде. Именно консалтинговые услуги помогают на различных стадиях жизненного цикла организации выйти на причинное видение ключевых проблем и помочь в их решении.
Сегодня рынок консалтинга вступает в новую эру. Консалтинг становится основным продуктом современной интеллектуальной деятельности для борьбы с антикризисными явлениями. Число консалтинговых компаний растет, а сами консалтинговые услуги становятся более востребованными в решении кризисных вопросов.
В современных рыночных условиях консалтинговая деятельность относится к предпринимательской деятельности и попадает в сферу действия законов рынка, конкурентно-рыночного механизма. Одновременно
усложнение инфраструктуры общества, производственной сферы, необходимость автоматизации бизнес-процессов, привлечение инвестиций, укрупнение бизнеса, развитие и широкое внедрение инноваций, рост мирового экономического кризиса и другие причины повлияли на увеличение темпов использования консалтинговых услуг в производственной деятельности современного предприятия.
Особенно в условиях мирового экономического кризиса руководители и менеджеры высшего звена предъявляют спрос на VIP-консультирование, или коучинг. Коучинг — процесс индивидуального консультирования руководителя. Для консультанта по управлению коучинг-консультирование, как правило, означает развитие организации через развитие ее руководителя. Одновременно развитие современного консалтинга проходит в тесном взаимодействии с кибернетикой и экономико-математическими методами.
Несмотря на мировой финансовый кризис, крупные предприятия все еще согласны платить за консалтинг — на фоне общего бюджета проекта эта статья для них не очень заметна. А заказчики из среднего бизнеса часто идут на такую хитрость, как объявление тендера. Фирмы предлагают свои подходы — заказчик анализирует предложения. После чего нанимает своих специалистов, которые реализуют понравившийся вариант; либо выбирает самое дешевое, но почти наверняка не самое подходящее для себя решение. Поэтому для современных консалтинговых услуг России в период мирового кризиса среднее предприятие западного образца — это наиболее благоприятный заказчик, хотя их не так много в нашей стране. С подобными компаниями работать проще всего, так как у них обычно есть готовые модели, они знают, что такое консалтинг, зачем он нужен и как его применить.
Анализируя развитие консалтинга в период кризиса экономики, стало очевидно, что ИТ-консалтинг — сравнительно молодой, но довольно прогрессирующий и пользующийся спросом вид консалтинга, что объясняется развитием информационных технологий и возможностью их применения в антикризисных программах. Крупнейшие западные ИТ-консалтинговые компании вышли из управленческого консультирования. В России в настоящее время наблюдается довольно острая конкуренция за сектор ИТ-консалтинга между системными интеграторами и консалтинговыми компаниями [5].
Особенно становятся популярны консалтинговые услуги корпоративных прикладных систем. Это узкий сегмент, но, тем не менее, он весьма показателен. В такого рода внедрениях консалтинг играет довольно важную роль. Причем там присутствуют и бизнес-консалтинговые, и ИТ-консалтинговые виды работ и антикризисное консультирование [там же].
1. URL: http://ru.wikipedia.org
2. Консалтинг — основные понятия // URL: http://www.profi-club.kiev.ua
3. Чакыров К. Управленческое консультирование — организация процесса, София, 1986.
4. Экономический словарь / Под ред. А. И. Архипова. СПб.: ПБОЮЛ М. А. Захаров, 2001.
5. Консалтинг сегодня и завтра. Круглый стол. URL: http://www.setevoi.ru