New university
Economics & Law 2015. № 12 (58)
ISSN 2221-7347
ЭКОНОМИКА НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА
УДК 338.4
Ю.П. Грабоздин
КОНСАЛТИНГ КАК ОСНОВА ПОВЫШЕНИЯ УСТОЙЧИВОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ
В статье проведено исследование возможностей использования консультационных услуг в обеспечении устойчивого развития промышленных предприятий, основанного на анализе жизненного цикла организации. Выделены барьеры, препятствующие привлечению консультантов в деятельности предприятий. Раскрыт потенциал использования труда консультантов в деятельности компаний.
Ключевые слова: консалтинг, жизненный цикл организации, предприятие, консультационная услуга.
В условиях современной экономики, которая характеризуется различными негативными тенденциями и турбулентными изменениями [7-9] особую актуальность приобретают услуги консультационных компаний [3-5,6], как источника независимого экспертного мнения, а также новых идей и прогрессивных технологий в развитии бизнеса. Сохраняющаяся востребованность консалтинга подтверждается опубликованным рейтингом «Эксперт РА»[1] по итогам 2014г. в котором отмечен прирост совокупной выручки крупнейших консалтинговых групп России на 9% по сравнению с 2013г., темпы прироста выручки по направлениям консалтинга представлены на рисунке №1.
Как отмечает ряд экспертов [1], в ближайшей перспективе вероятно проявление тенденций застоя или сжатия рынка консалтинга, и оно будет основано на снижение консалтинговых бюджетов предприятий в виду обращения предприятий за помощью не к бизнесу, а государству. В результате, целью исследования является выявление возможностей использования консалтинга в процессе обеспечения устойчивого развития предприятий на каждом этапе его развития, а объектом исследования выступают организационно-экономические отношения, возникающие в процессе взаимодействия предприятий и консультационных компаний.
Как отмечает в своей работе «Управление устойчивым развитием промышленных предприятий: методология и технология» Л.А. Базарова, основными барьерами для использования консультирования можно считать отсутствие его традиций, а также недоверие к консультантам, связанное с ожиданием неадекватной оценки ситуации и разглашением конфиденциальной информации [2]. К барьерам, отмеченным Л.А. Базаровой следует дополнительно отнести и нали-
© Грабоздин Ю.П., 2015.
DOI: 10.15350/2221-7347.2015.12
Грабоздин Юрий Павлович - кандидат экономических наук, Самарский государственный социально-педагогический университет, Россия.
5
Новый университет
Экономика и право 2015. № 12 (58)
ISSN 2221-7347
чие низкого качества менеджмента самих заказчиков консультационных услуг и недостаточная информационная обеспеченность о реальном положении дел на предприятии.
Рис. 1. Темпы роста выручки участников рэнкинга «Эксперт РА» по направлениям консалтинга (%) (2013-2014 гг.) [1]
Как показало исследование, в настоящее время менеджмент предприятий не отслеживает внутрикорпоративные тенденции и в большей мере полагается на ручное управление и действует ситуационно, отрицая системный подход, что может быть оправдано в оперативном управлении и наличия агрессивной внешней среды, но данная форма работы теряет свою эффективность в средне - и долгосрочной перспективе.
Каждое из предприятий сталкивается с кризисными явлениями, природа которых описана известными экономистами, среди которых необходимо выделить: Н.Д. Кондратьева (теория больших циклов), Л. Грейнера, И. Адизеса (теория жизненного цикла). В результате, осознанность цикличности процессов, происходящих в экономики позволяют менеджменту оперативно принимать решения о проведении изменений на предприятии, а также создавать условия для предотвращения кризиса в компании. В этой связи, труд консультантов становится ключевым, так как, основываясь на определении консультационной услуги [5] как коммерческой деловой услуги (комплекса услуг), направленной на решении проблем менеджмента компаний заказчиков посредством профессиональной экспертной помощи консультантов, выражающейся в виде рекомендаций, советов - консалтинг становится ключевым элементом в повышении устойчивости предприятия на каждом этапе его жизненного цикла.
Согласно Л. Грейнеру [2] по мере роста организации она сталкивается с определенными вызовами, которые являются прямым следствием развития компании, но для поступательного роста необходимо наличие новых компетенций и знаний, которыми на наш взгляд обладают специалисты в области консалтинга. На каждом кризисном этапе должно происходить целенаправленное воздействие, ставящее перед собой задачу развития предприятия. Первый организационный кризис - это кризис лидерства в компании, при котором необходимо определение тренда развития предприятия, что является предметом исследования консультантов в области стратегии, маркетинга. Второй кризис «автономии» должен корректироваться с помощью методического подхода консультантов по организационному развитию. Подобный подход, осно-
6
New university
Economics & Law 2015. № 12 (58)
ISSN 2221-7347
ванный на привлечении консультантов, можно сохранять и на последующих кризисных этапах в деятельности предприятий описанных Л. Грейнером.
Аналогичный вышеописанному подход можно применять и основываясь на теории жизненных циклов И. Адизеса, описавший ряд затруднений, которые возникают в процессе деятельности компаний и названы автором теории как «детская смерть», то есть распад организации на ранних этапах ее существования, «ловушка основателей», «неосуществленное предпринимательство», «преждевременное старение».
Общей проблемой, сопровождающей предприятие на определенном этапе его существования как в рамках модели И. Адизеса, так и Л. Грейнера это кризис границ организации и поиска новых путей развития, что усиливает позиции консультантов, как признанных специалистов в области инноваций и разработки новых направлений функционирования компании.
Осознание цикличности развития экономики позволяет менеджменту принимать взвешенные и своевременные решения для нивелирования негативных эффектов циклического характера развития предприятия с помощью методов описанных Л.А. Базаровой, а именно [2]:
1.Объединение (позволяет сократить издержки путем сокращения числа структурных элементов и увеличения функциональной нагрузки на них);
2. Сокращение (метод развития заключаются в блокировании энергоемких производств и операций);
3. Повышение информированности (метод управления организационными циклами связан с получением, хранением и использованием данных или повышением уровня информированности);
4. Управленческие технологии (выбор наиболее рациональных действий).
При реализации мероприятий вышеописанного метода, труд консультантов [2] используется в процессе повышения информированности, однако, компетенции консультанта применимы в каждом из методов. К примеру, метод «объединение» включает в себя также реализацию мероприятий «слияние и поглощение» и как показывает мировая практика крупнейшие предприятия в мире часто сопровождают подобные мероприятия с помощью независимых экспертов - консультантов.
В заключении, необходимо отметить, что консалтинг является инструментом, позволяющим сохранить устойчивое положение предприятия на рынке, а также дать новые точки роста бизнеса, однако потенциальные заказчики до сих пор сохраняют определенный уровень культуры ведения бизнеса и считают, что обладают всеми возможностями для самостоятельного разрешения управленческих проблем, в этой связи отечественному бизнесу еще необходим период адаптации к новым формам организации предпринимательства и осознания необходимости привлечения независимых экспертов в деятельности своего предприятия на каждом этапе его жизненного цикла.
Библиографический список
[1] URL: http: // www.raexpert.ru.
[2] Базарова, Л.А. Управление устойчивым развитием промышленных предприятий: методология и технология [Текст]: дис. ... док. экон. наук / Л.А. Базарова. - СпБ, 2014. - 329 с.
[3] Грабоздин, Ю.П. Сущность и специфика консультационных услуг [Текст] / Ю.П. Грабоздин // Вестн. Самар. муницип. ин-та управления. - 2014. - № 2 (29). - С. 74-80.
[4] Жабин, А.П., Грабоздин Ю.П. Роль и значение использования маркетинговых инструментов в сфере консультационных услуг [Текст] / А.П. Жабин, Ю.П. Грабоздин // Вестн. Самар. муницип. ин-та управления. - 2014. - № 2 (29). - С. 42-49
[5] Грабоздин, Ю.П. Развитие сервисной деятельности малого и среднего бизнеса в сфере консультационных услуг [Текст]: дис. ... канд. экон. наук / Ю.П. Грабоздин. - Самара, 2015. - 135 с.
[6] Грабоздин, Ю.П. Количественная оценка консультационных услуг [Текст] / Ю.П. Грабоздин // Вестн. Самар. муницип. ин-та управления. - 2013. - № 1 (24). - С. 41-46
[7] Карсунцева, О.В. Оценка и формирование производственного потенциала промышленного предприятия как условие его конкурентоспособности [Текст]: дис. ... канд. экон. наук / О.В. Карсунцева. - Самара, 2007. - 183 с.
7
Новый университет
Экономика и право 2015. № 12 (58)
ISSN 2221-7347
[8] Карсунцева, О.В. Влияние инновационного потенциала на конкурентоспособность промышленного предприятия [Текст] / О.В. Карсунцева // РИСК: Ресурсы, информация, снабжение, конкуренция. - 2009. - № 1. - С. 113-117.
[9] Карсунцева, О.В. Многомерный факторный анализ как метод оценки производственного потенциала [Текст] / О.В. Карсунцева // Вестник Поволжского государственного университета сервиса. Серия: Экономика. - 2013. - № 2 (28). - С. 140-147.
kkk
UDC 338.4
Yu.P. Grabozdin
CONSULTING AS BASIS OF INCREASE OF STABILITY OF THE ENTERPRISES
In article research of opportunities of use of consulting services in providing the sustainable development of the industrial enterprises based on the analysis of life cycle of the organization is conducted. The barriers interfering involvement of consultants in activity of the enterprises are allocated. Potential of use of work of consultants in activity of the companies is opened.
Keywords: consulting, life cycle of the organization, enterprise, consulting service.
8