Научная статья на тему 'КОННЫЙ ТУРИЗМ В РОССИИ: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ'

КОННЫЙ ТУРИЗМ В РОССИИ: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
3
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
лошади / внутренний туризм / этнотуризм / сельский туризм / агротуризм / horses / domestic tourism / ethnotourism / rural tourism / agritourism

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Спасская Н.Н.

Туристическая отрасль – одна из наиболее активно развивающихся в современной России. В последние годы вырос запрос на новые и необычные формы отдыха, увеличилась доля самостоятельной организации путешествий, существенно поменялись направления туристических потоков, в том числе вырос внутренний туризм. В работе дана классификация форм туризма с использованием лошадей в России, перечислены крупные событийные мероприятия, приведен анализ современного состояния, рассмотрены наиболее острые проблемы. Отдельно рассмотрена возможность использования в туризме аборигенных пород лошадей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EQUESTRIAN TOURISM IN RUSSIA: CURRENT STATE AND PROSPECTS

The tourism industry is one of the most actively developing in modern Russia. In recent years, the demand for new and unusual forms of recreation has increased, the share of independent travel arrangements has increased, the directions of tourist flows have changed significantly, including the growth of domestic tourism. The work provides a classification of forms of tourism using horses in Russia, lists major events, provides an analysis of the current state, and examines the most pressing problems. The possibility of using indigenous breeds of horses in tourism is separately considered.

Текст научной работы на тему «КОННЫЙ ТУРИЗМ В РОССИИ: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ»

УДК 636.1.082; 379.852

DOI: 10.24412/cl-37200-2024-1269-1272

КОННЫЙ ТУРИЗМ В РОССИИ: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ EQUESTRIAN TOURISM IN RUSSIA: CURRENT STATE AND PROSPECTS

Спасская Н.Н.

Spasskaya N.N.

МГУ имени М.В. Ломоносова, Научно-исследовательский Зоологический музей, Москва Россия2оо^юа1 Museum of Lomonosov Moscow State University, Moscow

E-mail: equusnns@mail.ru

Аннотация. Туристическая отрасль - одна из наиболее активно развивающихся в современной России. В последние годы вырос запрос на новые и необычные формы отдыха, увеличилась доля самостоятельной организации путешествий, существенно поменялись направления туристических потоков, в том числе вырос внутренний туризм. В работе дана классификация форм туризма с использованием лошадей в России, перечислены крупные событийные мероприятия, приведен анализ современного состояния, рассмотрены наиболее острые проблемы. Отдельно рассмотрена возможность использования в туризме аборигенных пород лошадей.

Ключевые слова: лошади, внутренний туризм, этнотуризм, сельский туризм, агротуризм.

Abstract. The tourism industry is one of the most actively developing in modern Russia. In recent years, the demand for new and unusual forms of recreation has increased, the share of independent travel arrangements has increased, the directions of tourist flows have changed significantly, including the growth of domestic tourism. The work provides a classification of forms of tourism using horses in Russia, lists major events, provides an analysis of the current state, and examines the most pressing problems. The possibility of using indigenous breeds of horses in tourism is separately considered.

Key words: horses, domestic tourism, ethnotourism, rural tourism, agritourism.

Несколько последних десятилетий тенденции, развивающиеся в российском туристическом бизнесе, связаны с переориентацией населения с иностранного на внутренний рынок, возрастанием запросов на новые и необычные формы отдыха, отказом клиентов от пакетных услуг туроператоров и увеличением доли самостоятельной организации путешествий [1]. Интерес к истории, культуре, этнографии собственной страны у широких масс стимулируют многочисленные и разнообразные акции: всероссийский конкурс «Самая красивая деревня России», фотоконкурсы «Самая красивая страна» и «Из окна РЖД», фестиваль «Первозданная Россия», мультимедийная выставка «Исторический багаж» и специальные туристические поезда, организованные компанией РЖД, регулярные фестивали Русского географического общества (например, второй прошёл под лозунгом «Открываем Россию заново!», третий - «Душа России - это её люди», пятый - «ГЕОГРАФИЯ») и прочее.

Развивается система государственной финансовой поддержки как туристической отрасли в целом, так и непосредственно потребителей внутреннего туризма [2, 3]. Для развития внутреннего туризма в стране, как считают специалисты, открыты большие возможности, что, прежде всего, связано с увеличением финансирования разработок и внедрения новых туристских проектов и маршрутов, создания новых, креативных направлений и видов туристской деятельности с целью повышения уровня конкурентоспособности регионов в сфере развития туризма [4]. В свете выше сказанного рассмотрим современное состояние и перспективы развития конного туризма в стране.

Конный туризм или в более широком понимании - туризм с использованием лошадей, в зависимости от целей можно условно разделить на рекреационный, спортивный и познавательный; или по другой классификации - экологический, агро- и этнотуризм. Однако четкие границы между этими типами туризма провести достаточно сложно, они пересекаются и взаимно дополняют друг друга. Значительно более интересно выделить формы деятельности в этой области. Источником информации послужили открытые интернет-источники, социальные сети и личные наблюдения автора.

Конные прогулки предлагают практически все конноспортивные клубы (а они есть в каждом городе, и часто не по одному), базы отдыха, а также агро-туристические и крестьянско-фермерские хозяйства, этнофермы и этнодеревни, многие природные и национальные парки.

Более продолжительные конные походы организуют конноспортивные и конно-туристические клубы, базы и комплексы отдыха, природные и национальные парки. Эта форма туризма традиционно начала развиваться с горных районов (Алтай, Кавказ, Крым, Урал), где из седла ещё можно полюбоваться великолепными пейзажами, но в последнее время и равнинные регионы тоже становятся популярными, хотя здесь походы бывают менее продолжительны. Конный туризм при таком аспекте рассмотрения оказывается ближе к экологическому туризму.

Еще одной распространенной формой оказываются экскурсии в агро-туристические и крестьянско-фермерские хозяйства, этнографические музеи, фермы и деревни. Обычно посетителей знакомят с отдельными аспектами жизни и быта, традиционными блюдами, проводят дегустации продуктов питания, устраивают мастер-классы, дают возможность пообщаться с домашними животными. При продолжительном времени пребывания туристов размещают в гостевых домах и усадьбах. Следует отметить, что наличие лошадей создаёт дополнительную привлекательность таким объектам для потребителей туристических услуг, подавляющее большинство которых составляют городские жители.

Набирают популярность психологические тренинги и ретриты, проводимые при непосредственном участии лошадей на небольших частных фермах и конюшнях.

Отдельную категорию туризма, где принимают участие лошади, составляет событийный туризм.

Яркими спортивными событиями становятся призовые скачки на крупных ипподромах страны. Турнир по традиционной экипажной езде «Владимирский тракт» (Владимирская область), зимние испытания на лошадях мезенской породы и летние соревнования Мезенка-Трек (Мезень, Архангельская область) привлекают не только спортсменов, но и зрителей. Конные соревнования - это неотъемлемая часть народных праздников, таких как Гажа валяй (Республика Коми), Сабантуй (Татарстан), Ысыах (Якутия), Сурхарбан (Бурятия), Наадым (Тыва).

Фольклорно-этнографические праздники не обходятся без участия лошадей - «День святых Флора и Лавра. Праздник лошади» (Малые Корелы, Архангельская область), «День коня» (Вологодская область), Фестиваль тюльпанов (Калмыкия) и «Гэсэриада» (Осинский район, Иркутская область). В Кировской области и Удмурдии более полутора десятилетий проходит и превратилась в яркий народный праздник Всероссийская выставка лошадей вятской породы «Золотая вятка». А Фестиваль башкирской лошади «Башкорт-ата» (Сибайский район, Башкирия) за два года своего существования уже стал одним из крупнейших культурных событий республики. Набирает популярность Международный конный фестиваль «Иваново Поле» (Московская область), в 2024 г. он будет проводиться в пятый раз; здесь происходит полное погружение в конный мир всех времен и народов, знакомство с лошадьми разных пород, искусством и ремеслами.

Разнообразные фестивали военно-исторической реконструкции не обходятся без конных участников - например, «Железный град» и «Исаборг» (Изборск, Псковская область), «День Бородина» (Московская область), «Поле Куликово» (Тульская область), в Сабуровской крепости (Орловская область).

В этой работе не было задачи собрать полный перечень конных мероприятий, проводимых в стране, а оценить представленность форм конного туризма можно только в целом, так как обобщенных источников информации фактически не существует (об этом далее). Безусловными лидерами по распространенности (количественной и пространственной) оказываются прогулки и экскурсии. Для остальных форм региональное распределение оказывается крайне неравномерным: их больше в центральной части Европейской России, горные территории. Районы степной зоны, на мой взгляд, этот ресурс в значительной степени недоиспользуют. Отрадным явлением последнего десятилетия является появление новых адресов событийного конного туризма. Однако существуют и проблемы, их много, и они разной степени глубины. Обозначим только наиболее явные.

Коневодство в стране в последние десятилетия испытывает многочисленные трудности. Одна из них связана с продолжающимся сокращением поголовья большинства аборигенных пород лошадей - уникального генетического и историко-культурного ресурса страны. Сокращение пользовательского спроса на этих животных может быть компенсировано широким привлечением их в туристическую отрасль. Немаловажный вопрос: каких лошадей можно и нужно задействовать в туризме? На породную принадлежность, как правило, не обращают должного внимания. В агротуризме подавляющее большинство животных помесные, часто сюда попадают лошади, списанные из-за возраста и болезней из спорта или проката. Однако именно

аборигенные породы лошадей могут и должны создать аутентичную атмосферу, так необходимую в сельском и, особенно, в этнографическом туризме: калмыцкая лошадь должна быть в караване на Шёлковом пути в Калмыкии и Астраханской области, со спины башкирской лошади надо любоваться уральскими пейзажами, на Владимирском тракте тройка из вятских лошадок.... В условиях конных походов великолепно зарекомендовали себя невысокие, выносливые, неприхотливые, добронравные аборигенные лошади. Долгое время эта форма туризма была только летней, но сейчас разработаны и проводят зимние, например, конно-санные, маршруты. Универсальность аборигенных пород позволяет с успехом использовать их так под седло, так и в запряжке [5]. В туризме эти породы могут получить шанс на выживание.

Одна из наиболее сложных проблем - это дефицит в регионах рабочих мест и, как следствие, активная миграция населения. А это не только экономическая проблема, но и социальная, и культурная деградация: исчезает преемственность поколений, теряются связи и традиции. Туризм считают одним из наиболее перспективных направлений по решению вопросов занятости населения: предполагают, что к 2030 г. будет создано около 4,7 млн новых рабочих мест [6]. Национальный проект «Туризм и индустрия гостеприимства» по оценке экспертов должен посредством привлечения инвестиций в отрасль, повышения занятости на туристических территориях, а также за счет мультипликативности туристической отрасли стимулировать экономический рост в регионах [7].

Для людей и компаний, работающих в туристической отрасли, необходимо создание многочисленных горизонтальных связей для формирования комплексного регионального туристического продукта, удовлетворяющего разнообразные запросы разных категорий потребителей. Отсутствие на местах часто комплексного плана развития, разобщенность участников не дает возможность объединить усилия и добиться больших результатов [8]. Конный туризм должен быть встроен в общую региональную схему, только в сочетании с другими туристическими объектами он может стать более востребованным.

Местные мероприятия недостаточно освещаются и рекламируются на разных уровнях, по этой причине зачастую не могут превратиться в туристический бренд. Власти разного уровня должны быть заинтересованы в сохранении традиций и поддержании региональной самобытности, стимулировании частных инициатив. Для непосредственных потребителей туристических услуг не хватает источников с аккумулированной информацией по регионам и тематикам для планирования времени и маршрута поездки. Только в последние годы на сайтах региональных департаментов и отделов культуры начали создаваться календари культурных мероприятий, но они охватывают далеко не все формы активности, которые могли бы быть интересны потенциальным потребителям. В 2024 г. создан портал Национального календаря событий [9], в котором заявлены все регионы страны, есть поиск по типам мероприятий, однако полнота информации здесь еще крайне недостаточна. А вот платформа Ассоциации содействия развитию агротуризма перестала функционировать (http://www.agritourism.ru).

Подытоживая выше сказанное, следует отметить, что потенциал у конного туризма в широком понимании есть, и есть перспективы его развития в стране в ближайшем будущем. Лошади - животные, которые сыграли ключевую роль в истории человечества и составляют значительный пласт историко-культурного наследия разных регионов нашей страны. И сейчас появляется надежда, что они смогут вывезти нас и из социально-экономических проблем.

Список литературы

1. Лавров В.В. Тенденции развития туризма в Российской Федерации в условиях новой экономической реальности // Петербургский экономический журнал. 2022. № 1-2. С. 178-185. DOI: 10.24412/2307-5368-2022-1-2-178-185.

2. Постановление Правительства РФ от 18.11.2021 № 1852 «Об утверждении Правил оказания услуг по реализации туристского продукта» // СПС «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_368293/ (дата обращения: 20.01.2024).

3. Распоряжение Правительства РФ от 20.09.2019 № 2129-р (ред. от 23.11.2020) «Об утверждении Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2035 года // СПС «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_333756/ (дата обращения: 20.01.2024).

4. Свежий взгляд: Правительство поменяло ориентиры в развитии туризма. 5 апреля 2022. [Электронный ресурс]. URL: https://xn--80aapampemcchfmo7a3c9ehj.xn--p1ai/news/svezhiy-vzglyad-pravitelstvo-pomenyalo-orientiry-v-razvitii-turizma (дата обращения: 22.01.2024).

5. Спасская Н.Н. Использование лошадей в сельском и этнотуризме: обзор современного опыта в России // Аборигенное коневодство России: история, современность, перспективы: Сб. науч. тр. по материалам II Всероссийской науч.-практ. конф. с междунар. участием (22 июня 2018 г., г. Мезень) / Отв. за выпуск И.Б. Юрьева / ПФ ФГБУН фИцКИА РАН - Архангельский НИИСХ. Архангельск. 2018. С. 129-133.

6. Развитие туризма в России. [Электронный ресурс]. URL: https://forumspb.com/news/news/razviti e-turizma-v-rossii/ (дата обращения: 22.01.2024).

7. Сергиенко Н.С. К вопросу о развитии внутреннего туризма в Российской Федерации. // Вестник университета. 2021. № 5. С. 77-84. DOI: 10.26425/1816-4277-2021-5-77-84.

8. Санжиев Д. Города и поселения с историческим наследием просят для себя особый статус. // Экономика и жизнь. 2018. № 04(9720). [Электронный ресурс]. URL: https://www.eg-online.ru/article/365269/ 01 февраля (дата обращения: 15.02.2024).

9. Национальный календарь событий. [Электронный ресурс]. URL: https://eventsinrussia.com (дата обращения: 10.02.2024).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.