28 (121)- 2009
Туристско-рекреационные зоны
КОННЫЙ ТУРИЗМ И СПОРТ -КОНКУРЕНТОСПОСОБНЫЙ СЕКТОРТУРИЗМА И ПУТЕШЕСТВИЙ В ПРИМОРСКОМ КРАЕ
Н.С. МАРТЫШЕНКО, кандидат экономических наук,доцент Владивостокский государственный университет экономики и сервиса
Приморский край в ближайшие годы может стать одним из центров развития конного туризма и спорта. Традиции коннозаводства в Приморье имеют глубокие корни. Здесь сектор конного туризма и спорта сегодня является наиболее конкурентоспособным сектором туризма по сравнению с сопредельными территориями края.
Ключевые слова: конный туризм и спорт, виды конного спорта, конкурентоспособность.
Современная история Приморского края как форпоста России на Дальнем Востоке насчитывает уже 150 лет. В 1859 г. сюда прибыла эскадра Балтийского флота. Имена кораблей стали новыми географическими названиями в зоне акватории Японского моря: залив Стрелок, бухты Абрек и Разбойник, острова Путятин и Аскольд.
По настоящему освоение края начиналось с конных экспедиций В. К. Арсеньева(1872 — 1930 гг.) — выдающегося русского путешественника, географа, этнографа, писателя, исследователя Дальнего Востока. Другого способа передвижения по необжитым и труднодоступным территориям, кроме как на лошадях, в те годы и не существовало.
Самый известный предприниматель Приморья рубежа ХГХ—ХХвв. М. И. Янковский(1842-1912гг.) — дворянин польского происхождения одним из первых оценил перспективы занятия коннозаводством в Приморье. Лошади Янковского регулярно участвовали в скачках, проводившихся на Владивостокском ипподроме, чем приносили имению немалый доход. Уже в те годы во Владивостоке существовал ипподром, ну и конечно регулярно проводились скачки. К сожалению, технический прогресс давно уже вытеснил из быта
жителей края этих животных. А содержать лошадей для души и развлечения многие годы никто и не помышлял.
Использование лошадей в быту и ратном деле в Приморском крае имеет давние традиции. Первые переселенцы, осваивающие территорию Приморского края, были казаки, весь уклад жизни которых был тоже связан с лошадьми, благо, что просторы Приморского края и тогда и сейчас так благоприятны для разведения этих благородных животных. Казаки обладали значительными привилегиями и являлись оплотом Российской государственности на Дальнем Востоке. История Уссурийского казачьего войска, составлявшего большую часть населения края, беретсвое началов 1858г. Влияние казачества в Приморье было так велико, что даже большевики, пришедшие к власти в 1917г., не решились сразу провозгласить свою власть на территории края. И только 15 ноября 1922 г. территория Приморского края была включена в состав РСФСР как Дальневосточная область. Правительство РСФСР не признавало казачьего движения. Однако казачество еще долгие годы сохраняло традиционный уклад жизни, несмотря на репрессии. Многие казаки были вынуждены покинуть обжитые места и нашли прибежище в соседнем Китае, а затем расселились по всему миру.
Сегодня многие утраченные традиции казачества восстанавливаются. К сожалению, казачье движение по всей России, а не только в Приморском крае, и сегодня не находит должного внимания со стороны государства. Однако потомки казаков, а за ними и все жители края свято хранят большую любовь к лошадям.
Конные маршруты — новый вид туризма в Приморском крае. С открытием Приморского края для посещения, туризм на его территории начал развиваться бурными темпами. В первую очередь начали осваиваться направления, связанные с наиболее массовыми потоками туристов. Для Приморья это выездной туризм в приграничный Китай и пляжно-купальный отдых на побережье Японского моря. Популярность отдыха на побережье неуклонно растет не только у жителей края, но и у жителей ближайших регионов. Осваиваются все новые и новые участки прибрежных территорий. Медленно, но развивается инфраструктура, обеспечивающая этот вид отдыха. Непредсказуемая погода приморского климата сдерживает крупных инвесторов от участия в развитии данного вида туризма. До сих пор этот вид туризма в большой степени носит характер массовых набегов отдыхающих в погожие дни. Преобладающим для этого вида является краткосрочный отдых. В течение короткого отдыха многие туристы готовы нести все тяготы необустроенности прибрежных территорий. И все-таки пляжно-купальный отдых был и остается для России сезонным видом туризма. Однако в Приморском крае кроме пляжных зон достаточно неосвоенных природно-рекреационных ресурсов, которые требуют к себе внимания.
В условиях Приморского края с его низкой заселенностью и огромными пространствами нетронутой природы начинает проявлять себя такой вид туризма, как конные маршруты [1]. Это совсем еще молодой и потому не освоенный для Приморья вид туризма, способный превратить недостатки края в преимущества. Он относится к экологическому [2], который, за редким исключением, никак нельзя отнести к массовым видам туризма. Этот вид туризма является очень перспективным, но еще более перспективен туризм, связанный с развитием на территории края индустрии развлечений, связанных с конным спортом. В этом направлении перспективы развития практически не ограничены.
Конкурентные преимущества развития конного туризма, спорта и развлечений в Приморском крае. Развитие конного туризма, спорта и массовых развлекательных программ в Приморском крае имеет неоспоримые преимущества перед соседними странами АТР и ближайшими регионами России. Обе Кореи с населением почти в 75 млн чел., проживающих на территории, всего в 1,5 раза превышающей по площади Приморский край, явно не могут себе позволить массовое увлечение конными видами спорта. В пограничном Китае плотность населения
тоже крайне высокая. В этой стране даже содержание собаки считается роскошью и облагается немалым налогом. Индустриальная Япония также ограничена в территориях. И, конечно, эти страны не могут себе позволить содержание пастбищ для выращивания таких крупных животных, как лошади. Там каждый клочок земли на учете. Да и путешествовать на лошадях особенно некуда.
Содержание лошадей для личного пользования в развитых странах Европы и даже в густонаселенных регионах России, например таких, как Москва, очень дорогое удовольствие и доступно очень незначительной части населения, представителей которой у нас в стране принято называть олигархами.
Совершенно другая обстановка складывается в Приморском крае. Сегодня даже житель со средним достатком может позволить себе не только увлечение конным спортом, но и содержание собственной лошади. Во Владивостоке хорошую лошадь для конных прогулок можно приобрести за 500 долл. Очень хорошую — за 1—2тыс. долл. Понятно, что верхней границы цен не существует. Содержание лошади в среднем обходится в 100—120 долл. в месяц. Упряжь стоит 500 долл. США. Экипировка — костюм, сапоги, шапочка и хлыст — в среднем потянут на 300 долл. [3]. И это сегодня, когда вся экипировка заказывается в Москве. Если появится массовый спрос, ее можно будет заказывать и в Китае. И все-таки специалисты советуют сначала научиться ездить верхом, а потом делать покупку собственной лошади. Во Владивостоке можно найти индивидуального тренера за 200 руб. в час.
Не будем сбрасывать со счетов и такой факт. Приморский край в законодательном порядке утвержден как одна из четырех зон развития игорного бизнеса. Пока никакого движения в этом направлении в Приморье не происходило. Государственная Дума приняла закон об игорных зонах. И с 1 июля 2009 г., несмотря на кризис, этот документ вступил в силу. Этим мы в большой степени обязаны Президенту России Дмитрию Медведеву, который проявил большую выдержку. Ведь противников закона во властных структурах гораздо больше, чем сторонников. Большинство населения, напротив, поддерживает бескомпромиссный курс президента в этом вопросе.
Игорный бизнес, да еще и сосредоточенный в одном месте, — это не просто игорные заведения, а настоящая индустрия развлечений, рассчитанная в большой степени на приезжих и туристов. Специалисты высказывают большой скептицизм по
поводу возможности привлечения достаточного количества клиентов в игорную зону края. Ни одна • известная игорная зона в мире не приобретала своей известности в короткие сроки. И в этом они правы. Нужны сопутствующие услуги для туристов, которые не доступны в местах постоянного проживания туристов. И тут индустрия развлечений, основанная на конном спорте, как раз может оказаться очень полезной. •
Посещаемость города Владивостока иностранными гражданами сопредельных государств в ближайшие годы будет только расти. Сегодня в Приморье осуществляются беспрецедентные проекты. Во-первых, уже в этом 2009 г. сдается в эксплуатацию первая очередь нефтепровода из Восточной Сибири. Ускоренными темпами ведется строительство каскада мостов и других объектов, запланированных к вводу для проведения саммита стран АТР в 2012г. в городе Владивостоке. Строительство находится на особом контроле Правительства страны. А значит, есть надежда, что • объекты будут построены в срок. По завершении строительства мостов огромная территория острова Русский с его уникальными туристско-рекреаци-онными ресурсами станет доступна.
Во Владивостоке недавно произошло событие, не очень заметное в масштабах страны, но очень важное для Приморья — была запущена паромная переправа между краевым центром и Южной Кореей, а также Японией. Более того, было принято решение о безвизовом пребывании туристов из этих стран на территории края в течение 72 часов. А это значит, что появится новый поток туристов. А туристов необходимо чем-то привлекать. Таким образом, спрос на индустрию развлечений должен • возрасти уже в ближайшее время.
Можно было бы возразить, что не так уж далеко, по российским меркам, находятся регионы, в которых конные виды спорта являются национальным увлечением. Взять хотя бы Забайкалье. Можно • развивать конный вид туризма в Хабаровском крае, граничащем с Приморьем. Там пространства тоже хватает. Да вот только сезон в этих регионах для посещения очень короткий, и климат гораздо более • суровый, чем на юге Приморского края.
Вот почему можно утверждать, что туризм, связанный с конным спортом в Приморье, имеет все перспективы для зарождения и развития и может быть вполне конкурентоспособным.
Конный спорт требует вложений, но насколько • они велики? Чтобы понять это, необходимо рассмотреть общепринятые стандарты конного спорта.
Конные виды спорта:
выездка (высшая школа верховой езды) — искусство управлять лошадью на различных ал-люрах (шаг, рысь, галоп, пассаж, пьяффе и др.). Соревнования проводятся на площадке размером 20 х 40 или 20 х 60 м по программам различной трудности обычно в течение 5—12мин. Олимпийский вид спорта; преодоление препятствий (конкур-иппик) — широко культивируемый вид конного спорта., в котором каждый участник должен преодолеть от 6 до 13 различных препятствий, расположенных по определенному маршруту (паркурн) протяженностью от 200 до 1100м и на специальном (конкурном) поле размером не менее 75 х 40 м. Различают несколько видов конкуров: высший класс, охотничий, по выбору, эстафета и т. д. Вид спорта входит в программу Олимпийских игр, чемпионатов мира и Европы;
троеборье состоит из манежной езды, полевых испытаний и преодоления препятствий. Манежная езда проводится на открытой площадке или в закрытом манеже (размером 20 х 60 м) по программе, включающей демонстрацию упражнений на основных аллюрах (шаг, рысь, галоп); полевые испытания — на дистанции от 23 до 34 км, разбитой на 4 отрезка, включающие движение по дорогам, стипл-чейз и кросс; соревнования по преодолению препятствий — на дистанциях 800—1000 м с 13 препятствиями высотой не свыше 120 см и шириной канавы до 3,5 м. Соревнования по троеборью включаются в программу Олимпийских игр; скачки — конноспортивные соревнования на быстрейшее прохождение дистанции на ипподроме или на ровной местности. Гладкие скачки проводятся, как правило, на дистанциях 1200— 3200 м (в зависимости отвозрасталошадей). стипл-чейз — наиболее сложные из скачек (дистанции до 6—7 км с 18 массивными неподвижными препятствиями высотой до 140 см и шириной до5,5м);
кроссы (скачки по пересеченной местности) проводятся на дистанциях от 3 до 8 км по обязательному или произвольному маршрутам с неподвижными препятствиями полевого типа из расчета — три препятствия на каждый километр;
конные охоты (парфорсная езда, от французского par force — силой) — разновидность полевой езды, проводятся с гончими собаками за живым
зверем (олень, волк, кабан, лисица, заяц) или по искусственному следу зверя. Дистанция охот до 35 км;
• конно-лыжные соревнования на скаковой дорожке ипподрома или ровных умеренно заснеженных проселочных дорогах бывают двух видов: лыжника везет лошадь, управляемая им при помощи тесьмы или ремней, идущих от шлеи (скоринг); лыжника везет лошадь, управляемая всадником;
• конные пробеги на скорость (дистанции 25, 50 и 100 км), когда маршрут прокладывается по шоссе или проселочным дорогам или на выносливость (суточные, многодневные на длинные дистанции);
• в соревнованиях по вольтижировке и джигитовке (обязательная или произвольная программы) спортсмены выполняют гимнастические упражнения; вольтижировка (толчки, перемахи, соскоки, упоры, ножницы, стойки и т.п.) — на движущейся по кругу рысью или галопом лошади; джигитовка (толчки, перемахи, езда стоя, вертушка, поднимание с земли различных предметов и т.п.) — на прямой дорожке протяженностью 200 м при скорости движения лошади 400 м/мин.
Среди конных игр наиболее известны пушбол и поло.
Пушбол — две команды по 6—8 всадников на поле размером 150 х 300 м или 200 х 400 м играют мячом диаметром 130 х 150 см, стремясь забить его в ворота противника.
Поло — игра, распространенная в странах Западной Европы и Америки. Играют две команды по 4 человека. Всадники стремятся специальными клюшками забить в ворота противника деревянный мяч (диаметром 10—12 см). Обычный размер поля
150 х 300 м. Поло неоднократно входило в программы Олимпийских игр.
Все конные виды спорта требуют не таких уж грандиозных сооружений. И эти затраты уж не как не идут в сравнение с затратами, необходимыми на возведение таких объектов, как ледовые дворцы или аквапарки — необходимые атрибуты современного большого города.
Для массового развития конного спорта нужны кадры. Они есть, только разбросаны по всей стране и в бывших советских республиках, которые с радостью примут приглашение поучаствовать в перспективном секторе бизнеса.
Ведь смог же ссыльный предприниматель Михаил Янковский более ста лет назад организовать коннозаводство в Приморье, взяв кредиты. Об этом надо помнить.
Можно сделать следующие выводы:
1) На сегодняшний день имеются все возможности развития конного туризма и спорта в Приморском крае.
2) Для успешного развития этого сектора туризма необходимо разработать специальную программу на уровне региона.
3) Хорошо бы получить какие-то льготы на развитие этой отрасли и от центрального правительства. Ведь были же льготы у Уссурийского казачьего войска.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. http://splc.vl.ra/find/KOHHbffl/, 12.07.2009.
2. Бабкин А. В. Специальные виды туризма: учеб.
пособие / А. В. Бабкин — Ростов-на-Дону:
Феникс, 2008. 252 с.
3. http://vlad.kp.ru/daily/sport/doc32295/, 12.07.2009.