КОННАЯ СТАТУЯ ДОМИЦИАНА ИЗ МИЗЕНСКОГО ХРАМА
АВТОРСКОЕ РЕЗЮМЕ
Статья посвящена истории бронзовой конной статуи Домициана из мизенского храма в Кампанье . Данное произведение рассматривается в контексте связи иконографии Александра Великого и ее влияния на римскую портретную пластику, связанную с императорским культом . Также конный монумент Домициана интересен как пример римской практики замены портретов на официальных почетных статуях.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: Древний Рим, искусство Древнего Рима, античная археология, Домициан, Александр Македонский, античная скульптура, римский скульптурный портрет .
EQUESTRIAN STATUE OF DOMITIAN FROM THE TEMPLE OF MISENO
Maria Nazarova
Saint Petersburg State University of Industrial Technologies and Design Russia, 191186, Saint Petersburg, Bolshaya Morskaya Street, 18 e-mail: fantomascha@gmail . com
ABSTRACT
The article is devoted to the history of the bronze equestrian statue of Domitian from the temple of Miseno in Campania . This art work is viewed in the context of influence of the iconography of Alexander the Great on the Roman portrait sculpture associated with the emperor's cult . Also, the equestrian monument of Domitian is of interest as an example of the Roman practice of replacing portraits on official honorary statues .
KEYWORDS: Ancient Rome, art of Ancient Rome, ancient archeology, Domitian, Alexander the Great, ancient sculpture, Roman sculptural portrait
М.С. Назарова
Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна Россия, 191186, Санкт-Петербург, ул. Большая Морская, д . 18 e-mail: fantomascha@gmail . com SPIN-код: 1774-7645
С развитием императорского культа в римском портретном искусстве появились статуи правителя, иконография которых обращалась к образам богов, созданных эллинскими мастерами. Порой такие памятники не только прямо цитировали формы и композиции, пришедшие из греческой скульптуры, но и стремились превзойти их своими грандиозными размерами для воздействия на зрителя и создания соответствующего эффекта. Грандиозные размеры таких статуй оставили далеко позади прежние республиканские традиции и превысили все пределы, допускавшиеся ранее в Риме при создании официальных почетных портретных скульптур. Похожий опыт Средиземноморье уже переживало в искусстве Поздней Классики и Эллинизма. Сюда можно отнести статуи Мавсола и Артемиссии в Га-ликарнасском Мавзолее (IV в. до н.э.), рельеф гробницы в Немруд-Даге с изображением Антиоха Коммагенского (I в. до н.э.). Еще раньше колоссальные изображения обоготворенных правителей появлялись в пластике Древнего Востока.
Среди памятников периода правления Юлиев-Клавдиев к подобным «большим скульптурам», заимствую-
щим иконографию произведений греческой пластики, и представляющим портретируемого в образе божества, относятся, например: «Август из Кум» (Эрмитаж, Санкт-Петербург), статуя Тиберия из Цере (Гигори-анский музей, Ватикан,), статуя Клавдия (Музей Пи-о-Клементино, Ватикан). Каждое из этих произведений представляет императора в образе Юпитера. Август и Тиберий изображены сидящими в позе «Зевса Олимпийского» Фидия. Такое композиционное решение сразу отсылало зрителя к иконографическому первоисточнику. Статуи Тиберия и Клавдия сохранили соответствующие атрибуты верховного божества греко-римского мира - дубовый венок на голове. Возле ног Клавдия помещена фигура орла - еще один символ античного бога-громовержца.
При первых двух представителях династии Флавиев, Веспасиане и Тите, традиция установки очень крупных портретных статуй императора в образе божества утратила былую популярность. Возможно, этому способствовало нежелание вызывать ассоциации с периодом правления Нерона и его наследием. Здесь сразу вспоминается его грандиозный колосс из вестибюля Золотого
Дома в Риме (Suet. Nero. 31; Светоний 1993: 156). Гораздо чаще при Веспасиане и Тите встречались почетные императорские изображения в «героическом образе», «тогатусы» или «полководцы». Подобные иконографические типы должны были воскрешать в памяти римлян образцы республиканской почетной портретной скульптуры и ее традиции.
Источники и археологические находки свидетельствуют, что Домициан Флавий в период своего правления вел активное строительство в столице. Евтропий выделял среди построек этого периода: храмы Изиды и Сераписа, портик Богов, Проходной форум (закончен в 98 г. и получил имя Нервы), Стадион, Капитолий (Eutrop. Brev. VII.23.5; Евтропий 2001: 113). Также известно, что император «увлекался» сооружением триумфальных арок в свою честь и установкой собственных колоссальных статуй. Одним из примеров дошедших до нас, является колосс Домициана. Его открыли при археологических раскопках храма Аполлона, Артемиды и Лето в Кларосе (Малая Азия, не далеко от Эфеса) (Lahusen 2010: 181). Эта статуя имела сакральное значение и была установлена в святилище согласно традициям императорского культа. Примечательно, что портретная скульптура живого Домициана была так же велика как культовые изображения божеств, которым принадлежал этот храм. И если для Малой Азии гигантские статуи правителей в силу исторических причин не были чем-то совсем из ряда вон выходящим и не вызывали у широкой публики негативного восприятия и отторжения, то для города Рима ситуация была иной. Здесь появление огромных императорских статуй воскрешало в памяти драматические события и болезненные воспоминания о периоде царствования Нерона.
Из сборника стихотворений «Сильвы» поэта Стация (Stat. Silv. I.1) известно об огромном бронзовом конном монументе Диоклетиана на Римском Форуме. Эта статуя на внушительном постаменте своими размерами затмила скульптуры и постройки форума (Античные поэты 1996: 128). Позади нее был храм Юпитера Капитолийского, слева - республиканская базилика Эмилиев, а справа - более поздняя базилика Юлия (Neumeister 2010: 91). Рядом с колоссом Домициана совершенно померкли крупные конные статуи Суллы, Помпея и Августа, размещенные на Ростре (Freyberger 2009: 90) «Что за громадный колосс, на другом возвышаясь колоссе, Форум Латинский объял?» - так начинал Стаций описание этого грандиозного произведения.
Памятник, изображавший Домициана верхом, установили в столице в 91 г. в честь победы над германцами. Сегодня этот конный монумент утрачен, как и многие другие портретные статуи последнего императора из династии Флавиев. После гибели принцепса в результате заговора в 96 г. его скульптурные изображения, многочисленные когда-то, повсеместно уничтожали из ненависти к тирану и применения к нему «Damnatio memoriae» (лат. - проклятие забвения). Упоминания о разрушении статуй Домициана и народного ликования по этому поводу встречаются у Плиния Младшего: «Никто не мог настолько сдержать порыв своей долго
сдерживавшейся радости, чтобы не дать воли своей мести и не крушить этих ненавистных изображений и не бросать затем обезображенные их члены и обломки в огонь, который превращал их, наконец, из грозных страшилищ в предметы полезные и приятные для людей» (Plin. Sec. Paneg. 52; Плиний Младший 1982: 243).
Однако колоссальный конный памятник Домициана с Римского Форума можно реконструировать, опираясь на свидетельство Стация и рельеф реверса монеты последнего Флавия (Национальный музей. Палаццо Массимо, Рим). Император восседал на вздыбленном коне, под копытами которого сидела согбенная фигура «варвара». Она символизировала пленного германца или «покоренный Рейн». Остатки постамента, сохранившегося на Римском Форуме до наших дней, позволили предположить реальные размеры этого памятника -примерно 8-9 метров составляла высота только одной статуи, вместе с постаментом монумент достигал 12-13 метров!
Можно предположить, что изображение Домициана на коне из коллекции музея Флегрейских полей (Байи) является своего рода уменьшенной версией памятника с Римского Форума . Это произведение - редкий образец дошедшей до нас большой бронзовой статуи последнего Флавия. Она происходит из мизенского храма императорского культа (Minerio 2006: 57). Царственный всадник, также как и на несохранившемся монументе c Римского Форума, представлен в воинском облачении и на вздыбленном коне. Эта статуя, уцелевшая после гибели Домициана, получила сильные повреждения предположительно во времена борьбы с язычеством при императоре Феодосии I Великом. Сегодня в музее Флегрейских полей можно увидеть уцелевшие фрагменты, позволившие создать реконструкцию большей части первоначального памятника. Сохранились: фигура императора, голова лошади, передние ноги животного и копыто задней левой ноги.
После того, как последний император династии Флавиев был предан проклятию забвения (damnatio memoriae) его статую переделали в изображение нового императора Нервы, заменив только лицо. На мраморном рельефе, открытом в конце 1930-х годов под палаццо Канчеллерия в Риме, сохранилась широкоплечая и грузная фигура молодого Домициана, тогда как вместо его головы появился портрет худого пожилого Нервы (Kleiner 1994: 177). Подобные случаи, когда менялась портретная голова почетной статуи, были известной практикой для Древнего Рима. Это было возможно потому, что торсы мраморных изваяний, головы, руки с атрибутами и жестами выполнялись отдельно. Ранее упоминалась статуя из коллекции Ватиканских музеев, где еще в I в. вместо головы Калигулы была поставлена голова Тиберия (Rose 1997: 72). Другой пример - история тогатуса из августеума Нароны (Marin 2010: 36). Там убрали голову Нерона и поместили на ее место портрет Веспасиана. После гибели последнего представителя Юлиев-Клавдиев его колосс в Риме, благодаря новой голове, был превращен в статую солнечного божества (Claridge 1998: 271). Хотя последний пример связан с опытом переделывания бронзовой пластики, все же,
чаще такие изменения происходили с мраморными портретными статуями, где относительно легко заменялись вставные детали.
Примечательно, что в скульптурах с Римского Форума и из мизинского храма император Домициан не был представлен в образе божества-олимпийца. Однако иконография этого образа восходит также, как и в случае с портретными статуями Августа и Тиберия, к греческому прототипу. Здесь за основу композиции и иконографии была взята группа Лисиппа, созданная в 334 г. до н.э., для Диона. Монумент воспроизводил эпизод битвы при Гранике, где на вздыбленном коне Александр Великий побеждал перса. В I в. скульптура Лисиппа была повторена в уменьшенном варианте для Геркуланума (Pollit 1986: 43). Эта копия сохранилась и экспонируется в Национальном археологическом музее в Неаполе.
В рамках изучения римских портретных памятников, связанных с императорским культом, статуя Домициана из мизенского храма примечательна отсылками к «божественному статусу» македонского царя. В Египте Александр был причислен к сонму богов в 332 г. до н.э. Еще в период поздней Республики в процессе сакрализации своей власти на опыт и образ Александра ориентировался Гней Помпей Великий. Плутарх упоминал о подражании Помпеем Александру, кроме того античный автор сообщает сведения о том, что в молодости Помпей был похож на Александра: «Мягкие откинутые назад волосы и живые, блестящие глаза придавали ему сходство с изображениями царя Александра» (Plut. Pomp. 2; Плутарх 1994: 62). И, вероятнее всего, этим сходством полководец охотно пользовался в политических и идеологических целях. Это прослеживается в интерпретации иконографии самого Помпея на монетах и в портретной пластике. Так локон надо лбом, удлиненные виски на портретах Помпея могли отсылать к иконографии Александра Македонского. При этом все же прическа Помпея, только слегка напоминает прическу Александра (Смыков 2018: 157), но не является ее точным воспроизведением. При Августе образ македонского царя продолжал играть важную роль в политической пропаганде и идеологии. Плиний Старший упоминал о том, что император использовал печать с головой Александра Македонского (Plin. Nat. Hist. XXXVII.IV; Плиний Старший 1994: 164). Исследователи отмечают, что в некоторых малоазийских изображениях Августа по сравнению со столичными типами наблюдались различия в трактовке отдельных портретных черт (Трофимова 2004: 68). Среди них: глаза миндалевидной формы, более широкий овал лица, локоны надо лбом и на висках.
Прическа портретируемого в бронзовой статуе из мизинского храма состоит из пышных недлинных кудрявых прядей. Такое иконографическое решение, близкое к приемам, использованным в портретах Помпея Великого, может быть трактовано как стремление создателей памятника Домициану придать его образу сходство с Александром. С другой стороны пышные локоны входили в иконографию принцепса. Известно из источников, что сам Домициан был кудряв в моло-
дости, чем очень гордился. Пышная шевелюра является одним из характерных иконографических элементов его портретах. Светоний в «Жизни двенадцати цезарей» упомянул об особом внимание правителя к уходу за волосами и горе Домициана, от того что он начал лысеть (Suet. Dom. 18; Светоний 1993: 217-218).
Костюм всадника мизенского конного портрета также отсылает зрителей к образу Александра Великого. Император представлен в коротком панцире, таком же, как носил Калигула. Дион Кассий (Dio. 57,17; Кассий 2014: 453) писал о том, что Калигула почти всюду носил панцирь, который, по собственным словам принцепса, он достал из гробницы Александра Македонского. Примечательно, что Калигула в 39 г. появлялся в своем «александроподобном наряде» (в этой же местности, где впоследствии появился конный монумент Домициана) во время празднования освящения моста между Байями и Путеолами. Светоний и Дион Кассий описали это очередное безумство принцепса. Светоний сообщал: «...для этого он собрал отовсюду грузовые суда, выстроил их на якорях в два ряда, насыпал на них земляной вал и выровнял по образцу Аппиевой дороги» (Suet. Calig. 19; Светоний 1993: 108). Два дня император разъезжал по своему мосту, подражая Александру Македонскому, то на богато убранном коне, то на биге с лучшими скакунами, которыми принцепс самолично правил, а перед ним находился пленный парфянский мальчик. Также Светоний упоминает о том, что в народе упоминали, будто Калигула построил мост между Байями и Путеолами в подражание ахеменидскому царю: «Гай выдумал этот мост в подражание Ксерксу, который вызвал такой восторг, перегородив много более узкий Геллеспонт» (Suet. Calig. 19.3; Светоний 1993: 108). Скорее всего, мост был построен для того, чтобы поразить прибывших в Рим парфян, которым, очевидно, была хорошо знакома история Ахеменидов и их поражение в войне с Александром Великим.
Принимая во внимание факты, изложенные выше, можно сделать выводы о том, что в I в. в рамках императорского культа встречались отсылки не только к образам и иконографии греческих богов, но и к образу Александра Великого. В свою очередь, эта традиция уходит корнями в республиканскую эпоху.
После гибели Домициана и предания его «проклятию забвения», изображения императора ждала незавидная участь. Плиний Младший упоминал о том, что римский народ уничтожал рьяно и с особенным наслаждением многочисленные статуи тщеславного правителя (Plin. Sec. Paneg.; Плиний Младший 1982: 243). Подобные свидетельства есть и у Диона Кассия (Dio. LXVIII.1.1; Кассий 2015: 85). Он писал, что ненавистные римлянам триумфальные арки, украшенные скульптурами Домициана разрушали, а его изображения переплавляли. Благодаря тому, что многие из этих портретных статуй были сделаны из золота и серебра, была пополнена государственная казна, оскудевшая именно из-за монументов, которые в честь себя возводил император.
Все же археологические раскопки позволили обнаружить фрагменты некоторых из этих произведений, погибших еще в античности. Однако если одни статуи
были сброшены с постаментов, разбиты, переплавлены, то на некоторых других - портреты последнего Флавия заменили на изображения его преемника Нервы. Таким примером является бронзовая конная статуя из мизенского храма. Примечательно, что памятник был не уничтожен, а переделан. Вероятно, могло иметь место стремление Нервы также отождествить себя с ве-
ликим македонским царем. Или можно предположить, что скульптура, в которой современник узнавал первоисточник Лисиппа, уцелела и претерпела незначительные изменения (замена лица Домициана на портрет Нервы) из-за уважения и почитания местным населением личности и образа Александра Македонского.
Рис. 7 . Статуя Домициана\Нервы из Мезенского Храма . Голова Домициана с портретом Нервы
Рис . 8 . Нерва . Кон. I в . Национальный музей (Рим)
Рис . 9 . Рельеф А из палаццо Канчеллерия в Риме . Император отправляется на военную кампанию (р|Оесйо) . Голова Домициана (фигура справа от Минервы) заменена изображением Нервы . 81-96 гг. н.э. Григорианский музей (Ватикан)
Рис . 10. Сестерций Домициана. Ок. 91-93 гг. Национальный музей (Палаццо Массимо, Рим)
Рис. 11 . Домициан. Кон. I в. Капитолийские музеи (Чентрале Монтемартини, Рим)
ЛИТЕРАТУРА
Античные поэты 1996 - Античные поэты об искусстве . СПб . : Алетейя, 1996. 240 с .
Евтропий 2001 - Евтропий Флавий. Бревиарий от основания Города / перевод с латинского, статьи, комментарии, приложения и указатели Д .В. Кареева и Л.А. Самуткиной. СПб . : Алетейя, 2001. 305 с .
Кассий 2014 - Кассий Дион Коккейан. Римская история. Книги LI-LXIII / Перевод с древнегреческого под редакцией А.В . Махлаюка; предисловие и комментарии А. В. Махлаюка . СПб . : Нестор-История, 2014. 680 с.
Кассий 2015 - Кассий Дион Коккейан. Римская история. Книги LXIV-LXXX / Перевод с древнегреческого под редакцией А.В . Махлаюка; комментарии и статья А.В . Махлаюка. СПб . : Нестор-История, 2015. 456 с . Назарова 2013 - Назарова М.С. Конные монументы Древнего Рима . Всадники и квадриги (к вопросу о формах римского репрезентативного портрета) // Научные труды Санкт-Петербургского государственного академического института живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е . Репина . Проблемы развития зарубежного искусства. Вып. 25. СПб . , 2013 . С . 41-50 .
Плиний Младший 1982 - Письма Плиния Младшего. Книги I-X / Издание подготовили М.Е . Сергеенко, А. И. Доватур . Второе переработанное издание. М. : Наука, 1982. 407 с.
Плиний Старший 1994 - Плиний Старший. Естествознание . Об искусстве / Перевод с латинского, предисловие и примечания Г.А. Тароняна. М . : Ладомир, 1994. 942 с.
Плутарх 1994 - Плутарх. Сравнительные жизнеописания в двух томах. T. II. Издание второе, исправленное и дополненное / Издание подготовили С. С. Аверинцев, М. Л. Гаспаров, С .П. Маркиш. М. : Наука, 1994. 672 с. Светоний 1993 - Гай Светоний Транквилл. Жизнь двенадцати цезарей / Издание подготовили М. Л. Гаспаров, Е .М. Штаерман . М. : Наука, 1993. 368 с.
Смыков 2018 - Смыков Е.В. Портрет гражданина и портрет властителя: изображения Помпея, Imitatio Alexandri и римские политические традиции // Исторический вестник . 2018 . Т. 28 . С . 156-181.
Трофимова 2004 - Трофимова А.А. Imitatio Alexandri в искусстве эллинизма // Эллинистические штудии в Эрмитаже. Сборник статей . СПб . : Издательство Государственного Эрмитажа, 2004. С. 62-74.
Claridge, Toms, Cubberley 1998 - Claridge A., Toms J., Cubberley T. Rome . An Oxford Archaeological Guide . New-York; Oxford: Oxford Press, 1998. 455 s .
Freyberger 2009 - Freyberger K. Das Forum Romanum. Meinz: Philipp von Zabern, 2009. 113 s . Kleiner 1994 - Kleiner D. Roman Sculpture. London: Yale University Press, 1994. 489 s. Lahusen 2010 - Lahusen G. Roemische Bildnisse. Mainz: Philipp von Zabern, 2010. 240 s. Marin 2010 - Marin E. Augusteum Narone . Katalog. Split: Kerschofsfet Zagreb, 2010. 80 s .
Minerio 2006 - Minerio P. Baia. The castle, museum and archaeological sites . Napoli: Soprientendenza per I beni archeologici di Napoli e Caserta, 2006.
Neumeister 2010 - Neumeister C. Das Antike Rom . Ein literarischer Stadtfürer. München, 2010. 328 s .
Pollit 1986 - Pollit J.J. Art in the Hellenistic Age . Cambridge: Cambridge University Press, 1986. 342 s .
Rose 1997 - Rose Ch.B. Dynastic Commemoration and Imperial Portraiture in the Julio-Claudian Period. New-York:
Cambridge University Press, 1997. 313 s.
REFERENCES
Antichnye poety 1996 - Antichnye poety ob iskusstve [Ancient poets about art], Saint-Petersburg, Aletejya Publ . , 1996, 240 p . [in Russian].
Claridge, Toms, Cubberley 1998 - Claridge A., Toms J., Cubberley T. Rome . An Oxford Archaeological Guide, New-York; Oxford, Oxford Press Publ. , 1998, 455 p . [in English].
Evtropij 2001 - Evtropij Flavij. Breviarij ot osnovaniya Goroda / perevod s latinskogo, stat'i, kommentarii, prilozheniya i ukazateli D .V. Kareeva i L.A. Samutkinoj [Breviary from the foundation of the City / translated from Latin, articles, comments, appendices and indexes by D.V. Kareev and L .A. Samutkina], Saint-Petersburg, Aletejya Publ . , 2001, 305 p . [in Russian]. Freyberger 2009 - Freyberger K. Das Forum Romanum [The Roman Forum], Meinz, Philipp von Zabern Publ . , 2009, 113 p . [in German]
Kassij 2014 - Kassij Dion Kokkejan. Rimskaya istoriya . Knigi LI-LXIII / Perevod s drevnegrecheskogo pod redakciej A.V. Mahlayuka; predislovie i kommentarii A.V. Mahlayuka [Roman history. Books LI-LXIII / Translation from Ancient Greek edited by A.V. Makhlayuk; preface and comments by A.V. Makhlayuk], Saint-Petersburg, Nestor-Istoriya Publ . , 2014, 680 p . [in Russian]
Kassij 2015 - Kassij Dion Kokkejan. Rimskaya istoriya . Knigi LXIV-LXXX / Perevod s drevnegrecheskogo pod redakciej A.V. Mahlayuka; kommentarii i stat'ya A.V. Mahlayuka [Roman history. Books LXIV-LXXX / Translation from Ancient Greek edited by A.V. Makhlayuk; comments and article by A.V. Makhlayuk], Saint-Petersburg, Nestor-Istoriya Publ . , 2015, 456 p . [in Russian].
Kleiner 1994 - Kleiner D. Roman Sculpture, London, Yale University Press Publ. , 1994, 489 p . [in English].
Lahusen 2010 - Lahusen G. Roemische Bildnisse [Roman portraits], Mainz, Philipp von Zabern Publ. , 2010, 240 p . [in
German]
Marin 2010 - Marin E. Augusteum Narone . Katalog [Augusteum Narone . Catalog], Split, Kerschofsfet Zagreb Publ . , 2010, 80 p . [in Croatian]
Minerio 2006 - Minerio P. Baia. The castle, museum and archaeological sites, Napoli, Soprientendenza per I beni archeologici di Napoli e Caserta Publ. , 2006 [in English].
Nazarova 2013 - Nazarova M.S. Konnye monumenty Drevnego Rima . Vsadniki i kvadrigi (k voprosu o formah rimskogo reprezentativnogo portreta) [Equestrian monuments of Ancient Rome. Horsemen and Quadriga (on the question of the forms
of the Roman representative portrait)], in: Nauchnye trudy Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo akademicheskogo instituta zhivopisi, skul'ptury i arhitektury imeni I.E. Repina. Problemy razvitiya zarubezhnogo iskusstva [Scientific works of the St. Petersburg State Academic Institute of Painting, Sculpture and Architecture named after I.E . Repin. Problems of the development of foreign art], Vol . 25, Saint-Petersburg, 2013, pp . 41-50 [in Russian].
Neumeister 2010 - Neumeister C. Das Antike Rom . Ein literarischer Stadtfürer [Ancient Rome . A literary townsman], München, 2010, 328 p . [in German].
Plinij Mladshij 1982 - Pis'ma Pliniya Mladshego. Knigi I-X / Izdanie podgotovili M. E . Sergeenko, A. I. Dovatur. Vtoroe pererabotannoe izdanie [Letters of Pliny the Younger. Books I-X / Edition were prepared by M. E . Sergeenko, A. I. Dovatur. Second revised edition], Moscow, Nauka Publ. , 1982, 407 p . [in Russian].
Plinij Starshij 1994 - Plinij Starshij. Estestvoznanie . Ob iskusstve / Perevod s latinskogo, predislovie i primechaniya G.A. Taronyana [Natural science. About art / Translated from Latin, preface and notes by G .A. Taronyan], Moscow, Ladomir Publ . , 1994, 942 p . [in Russian].
Plutarh 1994 - Plutarh. Sravnitel'nye zhizneopisaniya v dvuh tomah. T. II. Izdanie vtoroe, ispravlennoe i dopolnennoe / Izdanie podgotovili S. S . Averincev, M. L. Gasparov, S. P. Markish [Comparative biographies in two volumes. Volume II. The second edition, corrected and supplemented / The edition was prepared by S . S . Averintsev, M.L . Gasparov, S .P. Markish], Moscow, Nauka Publ. , 1994, 672 p . [in Russian].
Pollit 1986 - Pollit J.J. Art in the Hellenistic Age, Cambridge, Cambridge University Press Publ. , 1986, 342 p . [in English]. Rose 1997 - Rose Ch.B. Dynastic Commemoration and Imperial Portraiture in the Julio-Claudian Period, New-York, Cambridge University Press Publ . , 1997, 313 p . [in English].
Smykov 2018 - Smykov E.V. Portret grazhdanina i portret vlastitelya: izobrazheniya Pompeya, Imitatio Alexandri i rimskie politicheskie tradicii [Portrait of a Citizen and Portrait of a Ruler: Images of Pompey, Imitatio Alexandri and Roman Political Traditions], in: Istoricheskij vestnik [Historical Bulletin], 2018, Vol . 28, pp . 156-181 [in Russian].
Svetonij 1993 - Gaj Svetonij Trankvill. ZHizn' dvenadcati cezarej / Izdanie podgotovili M.L . Gasparov, E . M. SHtaerman [The Life of the Twelve Caesars / Edition prepared by M.L . Gasparov, E . M. Shtaerman], Moscow, Nauka Publ . , 1993, 368 p . [in Russian]
Trofimova 2004 - Trofimova A.A. Imitatio Alexandri v iskusstve ellinizma [Imitatio Alexandri in the Art of Hellenism], in: Ellinisticheskie shtudii v Ermitazhe . Sbornik statej [Hellenistic studies in the Hermitage . Collection of articles], Saint-Petersburg, Izdatel'stvo Gosudarstvennogo Ermitazha Publ . , 2004, pp. 62-74 [in Russian].
Назарова Мария Сергеевна
- Доцент кафедры истории и теории искусства Санкт-Петербургского государственного университета промышленных технологий и дизайна (Санкт-Петербург, Россия).
Maria Nazarova
- Associate Professor of the Department of History and Theory of Art of the Saint Petersburg State University of Industrial Technologies and Design (Saint Petersburg, Russia) .
fantomascha@gmail . com