Научная статья на тему 'КОНКУРЕНЦИЯ В РОССИЙСКОМ ЗДРАВООХРАНЕНИИ (НА ПРИМЕРЕ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ)'

КОНКУРЕНЦИЯ В РОССИЙСКОМ ЗДРАВООХРАНЕНИИ (НА ПРИМЕРЕ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
47
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
КОНКУРЕНЦИЯ / COMPETITION / КОНКУРЕНТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / COMPETITIVE RELATIONS / УЧАСТНИКИ КОНКУРЕНТНЫХ ОТНОШЕНИЙ / THE PARTICIPANTS OF COMPETITIVE RELATIONS / МЕДИЦИНСКИЕ УЧРЕЖДЕНИЯ / MEDICAL INSTITUTIONS / СИСТЕМА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РФ / THE HEALTH SYSTEM OF THE RUSSIAN FEDERATION / РЫНОК МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ / MARKET OF MEDICAL SERVICES / КАЧЕСТВО УСЛУГ / QUALITY OF SERVICES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Карамова А.С., Чуваткин П.П.

В статье проанализированы тенденции развития конкурентных отношений в здравоохранении на примере Краснодарского края, основные критерии развития малых предприятий в здравоохранении, срок существования бизнеса в системе здравоохранения. Представлены результаты мониторинга состояния конкурентной среды на рынке медицинских услуг в Краснодарском крае, изучен характер конкуренции на рынке медицинских услуг.The article analyses tendencies of development of competitive relations in health care on the example of Krasnodar Krai, the main criteria for the development of small enterprises in healthcare, the term of existence of the business in the health care system. The results of monitoring of the competitive environment on the market of medical services in the Krasnodar region, studied the nature of competition in the market of medical services. When writing the article were used economic and mathematical methods. The article is of interest to a wide circle of readers.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «КОНКУРЕНЦИЯ В РОССИЙСКОМ ЗДРАВООХРАНЕНИИ (НА ПРИМЕРЕ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ)»

УДК 338.26

А.С. Карамова

Преподаватель, Сочинский Государственный университет

(aida. karamova@mail. ru) A.S. Karamova the senior lecturer, Sochi state university

П.П. Чуваткин

Профессор, зав. кафедрой Экономики и менеджмента, Сочинский Государственный университет (Lаres@socM.com)

P.P. Chuvatkin professor Sochi state university

КОНКУРЕНЦИЯ В РОССИЙСКОМ ЗДРАВООХРАНЕНИИ (НА ПРИМЕРЕ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ)

Аннотация. В статье проанализированы тенденции развития конкурентных отношений в здравоохранении на примере Краснодарского края, основные критерии развития малых предприятий в здравоохранении, срок существования бизнеса в системе здравоохранения. Представлены результаты мониторинга состояния конкурентной среды на рынке медицинских услуг в Краснодарском крае, изучен характер конкуренции на рынке медицинских услуг.

При написании статьи использовались экономические и экономико-математические методы. Статья представляет интерес для широкого круга читателей.

Annotation. The article analyses tendencies of development of competitive relations in health care on the example of Krasnodar Krai, the main criteria for the development of small enterprises in healthcare, the term of existence of the business in the health care system. The results of monitoring of the competitive environment on the market of medical services in the Krasnodar region, studied the nature of competition in the market of medical services.

When writing the article were used economic and mathematical methods. The article is of interest to a wide circle of readers.

Ключевые слова: конкуренция, конкурентные отношения, участники конкурентных отношений, медицинские учреждения, система здравоохранения РФ, рынок медицинских услуг, качество услуг.

Key words: competition, competitive relations, the participants of competitive relations, medical institutions, the health system of the Russian Federation, the market of medical services, the quality of services.

Рыночные принципы построения отношений, а именно принцип свободной конкуренции, все более активно проявляется и в здравоохранении.

Совершенно определенно, в системе здравоохранения объектом конкуренции являются государственные финансовые ресурсы, денежные средства предприятий (организаций) и пациентов (получатели медицинских услуг), а субъектами - медицинские учреждения и организации различных форм собственности и непосредственно медицинские работники.

Кроме того, активными участниками конкурентных отношений являются органы государственной власти всех уровней; страховые компании, предприятия и организации других сфер деятельности косвенно участвующих в финансировании программ по охране здоровья и наконец, пациенты (получатели медицинских услуг), отдающие предпочтение медицинскому учреждению, страховой компании или лечебно - диагностической организации на безвозмездной или платной основе (рис.1).

Участники конкурентных отношений в системе здравоохранения

Органы государственной власти всех уровней

I

Разрабатывают нормативные правовые акты в области обеспечения медицинской помощи населению

Страховые компании

I

Предлагают программы обязательного и добровольного медицинского страхования

Предприятия, организации других сфер деятельности

I

Осуществляют финансирование дополнительных

программ по охране здоровья населения

Пациенты (получатели медицинских услуг)

I

Выбирают медицинское учреждение (предприятие) для безвозмездного или платного лечения

Рисунок 1 - Участники конкурентных отношений в системе здравоохранения.

Несмотря на все усилия Правительства РФ в системе здравоохранения РФ существует множество проблем из-за отсутствие системных, целенаправленных и скоординированных мероприятий на долгосрочный период, а именно: недофинансирование российского здравоохранения на протяжении последних лет; несправедливое распределение ресурсов здравоохранения между различными регионами страны и населением, проживающим в городских и сельских условиях; недостаточная квалификация медицинских кадров и их мотивация к качественному труду; замещение гарантированных бесплатных медицинских услуг платными; неэффективное управление, в том числе использование материально-технической базы государственных учреждений здравоохранения для коммерческой деятельности и др.. Все это отрицательно сказалось как на конкурентоспособности медицинских учреждений, так и на характере этих отношений.

Вместе с тем, важнейшим фактором, который должен учитываться при реформировании системы российского здравоохранения, является развитие конкурентных отношений между медицинскими учреждениями и организациями различных форм собственности и непосредственно медицинскими работниками.

Учитывая вышеизложенное, проанализируем тенденции развития конкурентных отношений в здравоохранении на примере Краснодарского края и оценим их влияние на функционирование системы целом.

Одним из определяющих факторов развития Краснодарского края и обеспечения эффективности и устойчивости национальной экономики является развитие здоровой конкуренции и свободного предпринимательства. К числу основных критериев развития конкуренции в регионе относятся показатели динамики количества хозяйствующих субъектов на данной территории.

По данным выборочного обследования, Управления Федеральной службы государственной статистики по Краснодарскому краю по состоянию на 30 июня 2017г. наибольшую долю занимают следующие виды экономической деятельности: оптовая и розничная торговля (30,3 %), строительство (13,7 %), обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха (12,2%). Вместе с тем анализ основных критериев развития малых предприятий в здравоохранении в Краснодарском крае показал, что данный вид экономической деятельности развивается динамично (табл.1).

Таблица 1 - Анализ основных критериев развития малых предприятий в здравоохранении в Краснодарском крае (по состоянию на 30 июня 2017г.) [1]_

№ п/п Наименование критерия Ед.изм в % к итогу

1. Число малых предприятий и их распределение по видам экономической деятельности - всего, шт 7613 100

1.1 в том числе: здравоохранение и предоставление социальных услуг 229 3,0

2. Число замещенных рабочих мест на малых предприятиях по видам экономической деятельности- всего, тыс.чел 231,5 100

2.1 в том числе: здравоохранение и предоставление социальных услуг, тыс.чел 6,4 2,8

3. Оборот малых предприятий по видам экономической деятельности- всего, млн.руб 435648,5 100

3.1 в том числе: здравоохранение и предоставление социальных услуг 7786,1 1,8

4. Инвестиции в основной капитал малых предприятий по видам экономической деятельности- всего, млн.руб 5956,0 100

4.1 в том числе: здравоохранение и предоставление социальных услуг, млн, руб 1429,2 24,0

Из табл. 1 видно, что в структуре малых предприятий и их распределение по видам экономической деятельности услуги в сфере здравоохранения занимают только 3%. Низкая рыночная доля негосударственных учреждений здравоохранения объясняется несколькими причинами это: отсутствие финансирования из системы ОМС и льгот при уплате налогов и оформлении лицензий; нехватка средств на продвижение услуг и наконец высокая стоимость кредитов для малого бизнеса. По этим причинам негосударственные учреждения здравоохранения проигрывают в ценовой конкуренции государственной медицине, занимая нижние строчки среднеценового сегмента рынка платных услуг.

Вместе с тем в последние годы наблюдаемся устойчивая тенденция вторжения негосударственных медицинских организаций на рынок медицинских услуг различных сегментов, включенных в программу государственных гарантий.

В реализации Территориальной программы обязательного медицинского страхования (далее — ТП ОМС) участвовали 23 негосударственные медицинские организации или 9,3% от общего числа медицинских организаций. Негосударственные медицинские организации оказали медицинскую помощь в области: стоматологии, нефрологии, медицинской реабилитации на 1613,5 млн. руб. [3]

Услуги Санаторно-

клинической -курортные

больницы щ ■С лечение

Лечебно- 4% V 15%

дигностически

е услуги

27%

Стамотологиче

1 ские услуги

19%

Услуги

поликлиник

РЖД

35%

Рисунок 2 - Структура услуг негосударственных медицинских организаций, включенных в программу государственных гарантий в Краснодарском крае.

Из структуры услуг негосударственных медицинских организаций (рис. 2), включенных в программу государственных гарантий в Краснодарском крае вид-

но, что наиболее распространенными сегментами являются поликлинические, лечебно-диагностические и стоматологические услуги. Услуги по этим медицинским направлениям предоставляют соответственно 35%, 27% и 19% негосударственных медицинских учреждений

Если рассматривать критерий «число замещенных рабочих мест на малых предприятиях в здравоохранении», то можно отметить, что рост этого показателя в течении последних лет связан с высоким уровнем оплаты труда в негосударственной медицине, что является привлекательным для перехода в этот сектор квалифицированного медицинского персонала. Сегодня система негосударственной медицины не испытывает дефицита кадров, в то время как нехватка медицинского персонала в муниципальных учреждениях является хронической проблемой.

Таким образом, путем выбора уникальной и выгодной структуры медицинских услуг, принятия решений относительно приоритетных направлений развития бизнеса система негосударственных медицинских учреждений, начинает все более масштабно конкурировать с государственным здравоохранением.

В процессе исследования автором был проведен мониторинг состояния конкурентной среды на рынке медицинских услуг в Краснодарском крае. В опросе приняло участие 127 представителей негосударственных учреждений здравоохранения, осуществляющих деятельность на территории края, из них 68 субъектов (53,5%) осуществляют свою деятельность в городах Анапа, Геленджик, Краснодар, Сочи и т.д.

В результате были получены следующие данные. На вопрос о сроке существования бизнеса больше половины (53%) респондентов ответили, что осуществляют деятельность более 7 лет (рис. 3).

Рисунок 3. - Анализ срока существования бизнеса в системе здравоохранения.

Это означает, что предприниматели накопили определенный опыт ведения бизнеса и могут адекватно реагировать на сложности, возникающие в конкурентной среде.

На вопрос об уровнях конкуренции большинство участников опроса (69%) отметили, что оказывают медицинские услуги на уровне однопрофильных организаций здравоохранения отдельного муниципального образования и 26% - на всей территории Краснодарского края, и только 5% осуществляют свою деятельность в нескольких субъектах РФ.

Таким образом, конкурентная среда в здравоохранении в Краснодарском крае, как показало исследование, в основном существует на уровне однопрофильных организаций здравоохранения отдельного муниципального образования.

Результаты исследования характера конкуренции на рынке медицинских услуг демонстрируют следующие результаты. Большинство респондентов - 43% характеризуют данный рынок как рынок умеренной конкуренцией, 38% отмечают высокую и очень высокую конкуренцию. Участники исследования, которые придерживаются точки зрения, что уровень конкуренции высокий и очень высокий, особенно в таких сферах, как косметология, лечебно-диагностические и стомато-

Срок существования бизнеса

■ 7 лет и более ■ 3-7 лет ■ до 3 лет до 1 года

логические услуги.

12% респондентов заявили, что конкуренции между медицинскими учреждениями (организациями) нет или ее уровень невысок. По их мнению, это связано с незначительной долей предпринимательской деятельности в данной сфере (рис. 4).

услуг Краснодарского края

Как показывает мировой опыт наличие высокой и умеренной степени конкуренции на рынке медицинских услуг приводит к постепенному укрупнению лидирующих игроков и сокращению общего количества участников (табл. 2).

Таблица 2 - Сравнение характера конкуренции на рынке медицинских услуг*_

Характеристики рынка Рынок высокой конкуренции Рынок умеренной конкуренции

Эластичность спроса Высокая Низкая

Цена Цена на один вид услуг не превышает 5-10% у разных продавцов Существенный разброс цен на один вид услуг (от 10% до 40%)

Темпы роста рынка Невысокий - выше 3 % Высокий - выше 10%

Степень конкуренции на рынке Рынок однороден. Неоднородный рынок

Количество участников рынка Постепенное сокращение количества участников рынка, укрупнение игроков Большое количество участников рынка

*Составлено автором по материалам [2]

Согласно данным Управления Федеральной службы государственной статистики по Краснодарскому краю в регионе количество участников рынка медицинских услуг постоянно растет, причем подобная картина наблюдается в различных сегментах рынка.

Развитие конкуренции между в системе здравоохранения влияет на качество медицинских услуг, что, в свою очередь, способствует улучшению результатов клинической, операционной и финансовой деятельности медучреждений.

В опросе по оценке качества медицинских услуг участвовало 9875 жителей Краснодарского края. Проведенный опрос свидетельствует, что 28% опрошенных потребителей считают, что качество предоставляемых медицинских услуг в крае находится на низком уровне; 34% - ответили, что, по их мнению, качество предоставляемых услуг находится на среднем уровне; 15% потребителей признают высокое качество предоставляемых услуг и 23% респондентов отмечают, что услуги их не удовлетворяют полностью, качество - очень низкое.

■ Высокое ■ Среднее ■ Низкое ■ Очень низкое

Рисунок 5- Оценка качества медицинских услуг в Краснодарском крае (по мнению жителей).

Мониторинг качества медицинских услуг в населенных пунктах края показал следующие результаты: в районах 30% населения «скорее не удовлетворены» медицинскими услугами, это хорошо видно в Абинском районе - 74%, Апшеронском - 96%, Белореченском - 77% и Темрюкском - 76%. Положительная тенденция, отслеживается в Крыловском районе 75% опрашиваемых дали положительный ответ, и в Курганин-ском районе - 74%. Респонденты (41% опрошенных), которые проживают в городах края (Краснодар, Анапа, Геленджик и Сочи) оценивают рынок медицинских услуг на среднем уровне Таким образом результаты проведенного исследования показали, что качество услуг выше на рынках с более высоким уровнем конкуренции.

В заключении хочется отметить, что при наличии свободной конкуренции за государственные финансовые ресурсы и денежные средства пациентов, учреждениям здравоохранения различных форм собственности необходимо предоставлять медицинские услуги по приемлемым ценам гарантируя их высокое качество. Потому что только высокое качество услуг является приоритетным фактором конкурентоспособности медицинской организации, которое оказывает на нее самое сильное влияние. Источники:

1. http://krsdstat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/krsdstat/resources (Дата обращения: 01.10.2017)

2. Конкурентная стратегия: Методика анализа отраслей и конкурентов/ Майкл Е. Портер; Пер. с анг. - М: Альпика Бизнес Букс,2005 - 454 с.

3. Анисимова Н.Н., Давыдович, А.Р. Анализ реализации Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи // Конкурентоспособность в глобальном мире: экономика, наука, технологии №1 (часть 1) 2017 - С. 13-17

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.