Научная статья на тему 'Развитие государственно-частного партнерства в системе здравоохранения'

Развитие государственно-частного партнерства в системе здравоохранения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
88
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЫНОК / МЕДИЦИНСКИЕ УСЛУГИ / СИСТЕМА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ / РЕФОРМИРОВАНИЕ / ФИНАНСИРОВАНИЕ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / СТРУКТУРНЫЕ ДИСПРОПОРЦИИ / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ / ИНВЕСТИЦИИ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / MARKET / MEDICAL SERVICE / HEALTH PROTECTION SYSTEM / REFORMING / FINANCING / STATE REGULATION / STRUCTURE DISPROPORTIONS / ECONOMIC PROBLEMS / INVESTMENTS / COMPETITION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Айвазов Амаяк Львович

В статье рассматриваются основные пути совершенствования рынка медицин-ских услуг в Краснодарском крае. Показана актуальность вопроса эффективной органи-зации охраны здоровья, особенности процессов реформирования системы здравоохра-нения. Обозначены основные экономические проблемы здравоохранения России. Гово-рится о необходимости оптимального сочетания государственного и частного начала в деятельности системы здравоохранения, при обязательном государственном регулиро-вании рынка медицинских услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article considers the main ways of further medical service's market perfection in Krasnodar region. Author describes actuality of effective health protection organization, pecu-liarity of reformation process of domestically health protection system. Also he emphasizes basic economic problems of health protection. Optimal combinations of market and nonmar-ket beginnings in health protection system activity are necessary, under obligatory state regu-lation of medical service's market.

Текст научной работы на тему «Развитие государственно-частного партнерства в системе здравоохранения»

А. Л. Айвазов

РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА В СИСТЕМЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

Аннотация

В статье рассматриваются основные пути совершенствования рынка медицинских услуг в Краснодарском крае. Показана актуальность вопроса эффективной организации охраны здоровья, особенности процессов реформирования системы здравоохранения. Обозначены основные экономические проблемы здравоохранения России. Говорится о необходимости оптимального сочетания государственного и частного начала в деятельности системы здравоохранения, при обязательном государственном регулировании рынка медицинских услуг.

Annotation

The article considers the main ways of further medical service’s market perfection in Krasnodar region. Author describes actuality of effective health protection organization, peculiarity of reformation process of domestically health protection system. Also he emphasizes basic economic problems of health protection. Optimal combinations of market and nonmarket beginnings in health protection system activity are necessary, under obligatory state regulation of medical service’s market.

Ключевые слова

Рынок, медицинские услуги, система здравоохранения, реформирование, финансирование, государственное регулирование, структурные диспропорции, экономические проблемы, инвестиции, конкурентоспособность.

Key words

Market, medical service, health protection system, reforming, financing, state regulation, structure disproportions, economic problems, investments, competition.

В настоящее время недостаточно высокая экономическая эффективность функционирования бюджетных учреждений здравоохранения (в силу специфики данной организационно-правовой формы, ограниченности общественных ресурсов и других факторов) неизбежно

ставит вопрос о поиске путей привлечения в отрасль дополнительных инвестиций, о приемлемых формах взаимоотношений бюджетных медицинских учреждений и частных организаций, о заимствовании опыта функционирования коммерческих структур для совершен-

2010 № 3

Вестник Ростовского государственного экономического университета (РИНХ)

ствования деятельности бюджетных учреждений.

По мере развития негосударственного сектора здравоохранения, увеличения инвестиций в частное здравоохранение проблема взаимодействия государства и частных медицинских организаций становится все более актуальной.

При этом бюджет Краснодарского территориального фонда обязательного медицинского страхования (далее -ОМС) формируется из налоговой части (отчисления социального налога, единого налога, взимаемого при упрощенной системе налогообложения, и единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности) и средств, поступающих в фонд из местного бюджета в виде страховых взносов на ОМС неработающего населения. Из фонда ОМС эти средства поступают в страховые компании, имеющие договоры о предоставлении услуг ОМС неработающему населению. Через страховщиков деньги распределяются по больницам и поликлиникам. Оплата медицинской помощи в поликлиниках проходит по подушевому нормативу на прикрепленное население, а в больницах проходит по тарифу за пролеченного больного. Практически, как показывают исследования, эти средства поступают медикам с постоянными задержками или в неполном объёме. Следовательно, многие страховые компании имеют задолженность по оплате счетов стационаров системы ОМС, это приводит к тому, что многие медучреждения не в состоянии оплатить поставки медикаментов, задерживают выплаты заработной платы медицинскому персоналу.

Такая практика привела к тому, что общепринятым явлением стали "добровольные" взносы пациентов всем категориям медицинского персонала в больницах и поликлиниках. Во многих больницах и медицинских центрах право на госпитализацию фактически получают только те граждане, которые в

состоянии принести все необходимое: постельное белье, лекарства и т.п. или оплатить за медицинские услуги. В поликлиниках же стали процветать приписки, так как фонд ОМС перечисляет пусть небольшие, но все-таки какие-то средства за каждого пациента, пришедшего на прием. Сложные операции фактически недоступны для рядового гражданина [1]. Так, исследования Краснодарского территориального фонда ОМС при анкетировании пациентов лечебнопрофилактических учреждений (далее -ЛПУ) края показали, что около 30% пролеченных граждан в 2009г. оплачивали медицинскую помощь в государственных лечебных учреждениях [2].

Все это говорит о том, что существующие системы ОМС регионального и государственного финансирования медицины не обеспечивают должным образом решения задачи улучшения качества оказываемых медицинских услуг и являются источником высоких рисков для менеджмента медицинских организаций.

Поэтому становится необходимым поиск новых форм и методов финансирования медицинских учреждений. При этом, определяя стратегию развития здравоохранения региона, государство должно сделать выбор между двумя альтернативами или найти вариант их оптимального сочетания. Первая - это модернизация системы гарантированного медицинского обслуживания. Вторая

- развитие рынка частной медицины. Для реализации этих направлений необходимо ориентировать государственную стратегию развития здравоохранения на превращение здравоохранения в зону, благоприятную для инвестиций. Как следствие важно определить, кто и при каких условиях готов работать на этом рынке и что необходимо сделать государству для привлечения инвесторов, в том числе путем конкретной помощи малоимущим слоям населения.

Исследования свидетельствуют о том, что до сих пор так и не определена государственная политика в отношении частной медицины и оказания платных услуг в муниципальных и государственных медучреждениях. Нередко государственные ЛПУ навязывают пациентам услуги, которые те имеют полное право получать бесплатно.

В свою очередь, представители частного сектора считают, что к медицине следует относиться, как к любому другому бизнесу. При этом они совершенно не принимают в расчет его социальную ориентированность и значимость, не соблюдаются установленные законом сроки продления и выдачи лицензий, нет прозрачных нормативов при лицензировании клиник, требования к которым зачастую намного строже, чем к государственным.

Практика показывает, что частное здравоохранение за последние 10 лет оказалось одним из самых быстрорастущих секторов российской экономики. Так, с 1998 по 2008 год объем частной медицины только в Краснодарском крае вырос в 10 раз [3]. В дальнейшем, как предполагается, темпы роста сектора будут только увеличиваться, так как в регионе неуклонно сокращается количество государственных лечебных учреждений. По данным департамента здравоохранения Краснодарского края, число больниц в 2008 году по сравнению с 2001-м уменьшилось на 36%, амбулаторно-поликлинических учреждений - на 10%, больничных коек - на 9%. Сегодня в частном здравоохранении края заняты около 44% всех врачей. Конечно, многие из них - только совместители, и работа в частной клинике для них не основная. Однако есть и те, кто полностью ушел в частную медицину, и их интересы государством просто игнорируются.

С целью развития конкуренции между частной и государственной медициной в 2008 году Министерство за-

пустило в работу в качестве пилотного проекта одноканальную модель финансирования, внедряя принцип "деньги за пациентом". В министерстве были уверены, что одноканальное финансирование, предполагающее оплату помощи не только на основе стандартов, но и с учетом качества оказанных услуг, подтолкнет государственные лечебные учреждения к существенному повышению качества медицинской помощи. Однако уже сейчас принцип "деньги идут за пациентом", принятый с целью создания здоровой конкуренции между муниципальными, частными и государственными ЛПУ, оказался неэффективным из-за чрезмерной поддержки, которую оказывают фонды ОМС отдельным медучреждениям.

Кроме этого, госучреждения “уводят” у частных медицинских организаций пациентов за счет более низких цен, так как в стоимость медицинских услуг включается лишь заработная плата персонала (мед. оборудование, его амортизация, аренда помещений, коммунальные услуги - все оплачено государством). Частные учреждения этой возможности лишены, что объективно заставляет их повышать цены на аналогичные виды оказываемых медицинских услуг, ориентироваться на дефицитные, сервисные или высокодоходные услуги.

Однако, согласно федеральному закону РФ «Об охране здоровья граждан» № 5487-1 в редакции от 30.12.2008 N 309-ФЗ платные услуги, оказанные на коечной мощности, предназначенной только для бесплатного лечения в медицинских учреждениях, являются незаконными, так как нарушают антимонопольное законодательство.

При этом предоставление платных медицинских услуг в бюджетных учреждениях наносит финансовый урон не только населению и бюджету, но и частному здравоохранению, поскольку государственные медицинские учреждения оказываются в лучших конку-

рентных условиях по сравнению с частными организациями.

Чтобы избежать указанных выше недостатков, необходимо всемерно развивать и поощрять в системе здравоохранения государственно-частное

партнерство, которое, как показали исследования, имеет огромный инвестиционный потенциал развития здравоохранения в целом.

Тем не менее необходимо иметь в виду, что частное здравоохранение, наряду с традиционными выгодами от развития предпринимательства (рост занятости населения, налоговые посту-пления и т. д.), способствует:

- привлечению в здравоохранение дополнительных финансовых ресурсов (средств населения и предприятий);

- экономии средств общественного здравоохранения, которая достигается за счет того, что обеспеченная часть населения обращается за коммерческими услугами, это позволяет улучшить оказание медицинской помощи остальной части населения;

- появлению возможностей для медицинского персонала государственных учреждений здравоохранения получать дополнительный заработок за счет оказания платных услуг или работы по совместительству в частных медицинских организациях.

Таким образом, развитие государственно-частного партнерства в системе здравоохранения региона позволяет улучшить ситуацию в отрасли за счет государственных источников инвестиций, оптимизации расходов и создания условий для технологического прорыва и стабильного роста. С точки зрения экономической теории, усиление стабильности отрасли за счет государственных инвестиций со временем должно стимулировать рост частных инвестиций [5].

В современных условиях основными направлениями развития государ-

ственно-частного партнерства в здравоохранении нашей страны могут стать:

а) создание (строительство) новых частных медицинских центров при содействии государства с точки зрения инфраструктуры и т.д.;

б) передача инвестору территориально выгодно расположенных зданий медицинских учреждений на условиях строительства новых медицинских учреждений для этих медицинских учреждений в других местах;

в) реконструкция зданий для перемещения туда медицинских учреждений, привлекательных для частных инвесторов;

г) реорганизация государственных медицинских учреждений в акционерные общества со 100%-ным государственным капиталом и возможным последующим созданием с участием частного инвестора совместного государственночастного предприятия[4].

Одним из эффективных приемов, объединяющих вышеизложенные направления развития государственночастного партнерства в здравоохранении РФ, уже сегодня может стать передача 10-15% коечного фонда муниципальных и государственных ЛПУ частным инвесторам без права изменения ими вида деятельности. Это придаст им статус унитарных государственных предприятий, медицинских трастов и объединений врачей. Они смогут оказывать специализированную медицинскую помощь, работая по формуле «Государственная собственность в частном управлении».

Для качественного развития новых медицинских хозяйственных структур необходимо предоставление им прав на распоряжение полученной прибылью, ее вложение в развитие своего дела и прав на привлечение инвестиций.

Изменение организационно-

правовых форм ЛПУ, предоставление коллективам медиков частичных имущественных прав с четко зафиксиро-

ванными обязанностями сторон без изменения вида деятельности и продажи предоставленного имущества могут повысить реакцию на изменения рынка медицинских услуг. Самостоятельность таких ЛПУ будет способствовать увеличению конкуренции среди медицинского персонала, а следовательно, и качества оказываемых медицинских услуг, что в итоге повысит инвестиционную привлекательность данных ЛПУ и всего здравоохранения в целом.

Итогом такого поэтапного внедрения здравоохранения, работающего по формуле «Государственная собственность в частном управлении», будет не только уменьшение стоимости медицинских услуг, но и снижение общенациональных расходов на здравоохранение.

Для развития данного направления государственно-частного партнерства

немаловажным моментом является эффективная административная налоговая поддержка и повышение инвестиционной привлекательности, которая проявляется в следующем:

1. Предоставление льгот по налогам, а также изменение сроков их уплаты в форме отсрочки, рассрочки, налогового кредита и инвестиционного налогового кредита.

2. Предоставление инвесторам субсидий из государственного бюджета на оплату части процентов по банковским кредитам.

3. Предоставление льготных условий пользования землей, предназначенной для строительства новых больниц и поликлиник.

4. Вовлечение в инвестиционный процесс приостановленных и законсервированных строек и объектов, находящихся в государственной и муниципальной собственности.

5. Доминирующее участие государства в финансировании инвестиционных проектов за счет средств федерального и региональных бюджетов в соот-

ветствии с действующим законодательством.

6. Гарантированное финансирование за счет средств федерального и региональных бюджетов строительства объектов инженерной инфраструктуры вновь строящихся медицинских объектов^].

В результате реализации направлений развития государственночастного партнерства будет создана принципиально новая система здравоохранения, ориентированная на интересы пациента. Такая система может стать конкурентоспособной на рынке медицинских услуг и определяющей для социально-экономического развития страны.

Библиографический список

1.Т.И. БРИЗ «О частном по-честному» Медицинский вестник №10, 2009

2. www.Kubanoms.ru - официальный сайт Краснодарского территориального фонда ОМС

3.«Здоровье населения и здравоохранение в 2008г.» ГУЗ МИАЦ г.Краснодар, 2009

4.Д.В.ПИВЕНЬ «О развитии частногосударственного партнерства в здравоохранении. Вопросы и ответы», Менеджер здравоохранения №6, 2008г.

5.В .И. Стародубов «Сбережение народа зависит от вас». М.: «ГЭОТАР-Медиа» -2007г. С.27.

6.«Концепция развития частной системы здравоохранения Российской Федерации» под ред. А.В. Каменева, А.А. Самошкина. Москва, 2008

Bibliographic list

1.Briz T.I. “About quotient on honest” Medicine messenger №10, 2009.

2. www.Kubanoms.ru - official web of Krasnodar medical insurance found

3. “Health nation and health protection system in 2008” GUZ MIAC 2009.

4.Piven D.V. “About development quotient-state partners in health protection sys-

tem. Questions and answers”, Manager health protection system №6, 2008. 5.Starodubov V. I. People’s savings are dependent on you. - M.: GEOTAR-Media.

- 2007. - P.27.

6.«Development quotient health protection system in Russian Federation” A.V. Kameneva, A.A. Samoshkina, Mos-

cow,2008.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.