Научная статья на тему 'Интеграционный потенциал системы здравоохранения региона (на примере Краснодарского края)'

Интеграционный потенциал системы здравоохранения региона (на примере Краснодарского края) Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
194
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕГРАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ РЕГИОНА / ИНТЕГРАЦИОННОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ / ЖЕСТКИЕ И МЯГКИЕ СВЯЗИ / ВЕДОМСТВЕННЫЕ ИНТЕРЕСЫ / КЛАСТЕРНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Захарова Елена Николаевна, Ковалева Ирина Петровна

Objective: To define prospects for increasing the efficiency of a medical service system in the Krasnodar region on the basis of realization of its integration potential. Model: Integration interactions as multilevel and mutually influencing processes. The assessment of integration potential of the region makes it possible to define undeveloped communications and to strengthen operating influence on their sensitization. Conclusions: The Krasnodar Region was taken as an example to study the development of health system. Five trends of integration interactions in health care were designated in terms of their optimization. Each trend was investigated by using a branched structure with designation of the actual directions of development. Practical significance: Integration potential plays an important role in the formation of clusters of the regional system of medical services. Originality/value: The implemented work has a conceptual character, giving an opportunity to continue research in broader aspect.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Захарова Елена Николаевна, Ковалева Ирина Петровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Integration potential of regional health system (as shown by Krasnodar Region)12Novorossiysk Branch of Academy of Marketing and Information and Social Technologies

Objective: To define prospects for increasing the efficiency of a medical service system in the Krasnodar region on the basis of realization of its integration potential. Model: Integration interactions as multilevel and mutually influencing processes. The assessment of integration potential of the region makes it possible to define undeveloped communications and to strengthen operating influence on their sensitization. Conclusions: The Krasnodar Region was taken as an example to study the development of health system. Five trends of integration interactions in health care were designated in terms of their optimization. Each trend was investigated by using a branched structure with designation of the actual directions of development. Practical significance: Integration potential plays an important role in the formation of clusters of the regional system of medical services. Originality/value: The implemented work has a conceptual character, giving an opportunity to continue research in broader aspect.

Текст научной работы на тему «Интеграционный потенциал системы здравоохранения региона (на примере Краснодарского края)»

Бизнес в законе

1 ’2014

18. МИРОВАЯ И РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА

18.1. ИНТЕГРАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ СИСТЕМЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕГИОНА (НА ПРИМЕРЕ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ)

Захарова Елена Николаевна, д.э.н., профессор

Место работы: Адыгейский государственный

университет, г. Майкоп

zahar-e@yandex.ru

Ковалева Ирина Петровна, старший преподаватель кафедры экономики и управления

Место работы: Академия маркетинга и социальноинформационных технологий, Новороссийский филиал

ipk28@yandex.ru

Аннотация: Задача: Определить перспективы повышения эффективности системы медицинских услуг в Краснодарском крае на основе реализации ее интеграционного потенциала

Модель: Интеграционные взаимодействия -

многоуровневые и взаимовлияющие процессы. Оценка интеграционного потенциала региона позволяет определить малоразвитые связи и усилить управляющее воздействие по их активизации.

Выводы: На примере Краснодарского края было обозначено по цели оптимизации пять направлений интеграционных взаимодействий в здравоохранении. Каждое направление исследовалось по разветвленной структуре с обозначением актуальных направлений развития.

Практическое значение: Интеграционный потенциал

играет важную роль при формировании кластеров региональной системы медицинских услуг. Оригинальность/ценность: Выполненная работа носит концептуальный характер и позволяет продолжить исследование в более широком аспекте.

Ключевые слова: интеграционный потенциал региона, интеграционное воздействие, жесткие и мягкие связи, ведомственные интересы, кластерная организация

INTEGRATION POTENTIAL OF REGIONAL HEALTH SYSTEM (AS SHOWN BY KRASNODAR REGION)

Zakharova Elena Nikolayevna, Doctor of Economics, Professor

Work place: Adyghe State University, Maikop

zahar-e@yandex.ru

Kovaleva Irina Petrovna, Senior Lecturer of Economy and Management Department

Work place: Novorossiysk Branch of Academy of Marketing and Information and Social Technologies

ipk28@yandex.ru

Annotation: Objective: To define prospects for increasing the efficiency of a medical service system in the Krasnodar region on the basis of realization of its integration potential.

Model: Integration interactions as multilevel and mutually influencing processes. The assessment of integration potential of the region makes it possible to define undeveloped

communications and to strengthen operating influence on their sensitization.

Conclusions: The Krasnodar Region was taken as an example to study the development of health system. Five trends of integration interactions in health care were designated in terms of their optimization. Each trend was investigated by using a branched structure with designation of the actual directions of development.

Practical significance: Integration potential plays an important role in the formation of clusters of the regional system of medical services.

Originality/value: The implemented work has a conceptual character, giving an opportunity to continue research in broader aspect.

Keywords: integration potential of the region, integration impact, rigid and soft communications, departmental interests, cluster organization.

Интеграционный потенциал системы

здравоохранения Краснодарского края имеет разветвленную структуру и разноуровневую степень развития. В зависимости от поставленной цели оптимизации возможные варианты интеграции можно сгруппировать по пяти направлениям:

Первое направление затрагивает материальнотехническую базу отрасли - это интеграция с целью повышения эффективности использования основных фондов и оборотных средств медицинских учреждений. Данное направление связано с развитием интеграционных процессов на микроуровне. Для организации интеграционного взаимодействия используются как жесткие, так и мягкие связи. Жесткие связи подразумевают юридическое объединение медицинских организаций между собой и (или) их интеграцию с предприятиями других отраслей. Мягкие связи базируются на заключении договоров об оказании услуг, выполнении работ для реализации общих целей и задач.

Жесткие связи межфирменной интеграции более широко используются при объединении муниципальных унитарных предприятий по

следующим направлениям: поликлиника-поликлиника; стационар-стационар; поликлиника-стационар. В едином комплексе повышается рациональность организации работы функционально-диагностической и лабораторной служб, растет эффективность использования медицинского оборудования, исключается дублирование обследований в

стационаре и поликлинике, частично решаются вопросы дефицита кадров, уменьшаются взаимные неплатежи и пр. Факторами дезинтеграции в данном случае могут выступать территориальная разобщенность медицинских учреждений и дефицит финансовых ресурсов.

Мягкие связи межфирменных интеграционных процессов получили более широкое использование, так как не требуют серьезной проработки вопросов об эффективности объединений и существенных затрат, связанных с реализацией интеграционных процессов, а также носят краткосрочный характер на основе реализации принципа взаимовыгодности.

Распространенная форма мягких связей -стационарозамещающие технологии (дневные стационары на базе амбулаторно-поликлинических и больничных учреждений, стационары на дому). Экономическая эффективность дневных стационаров

226

Захарова Е. Н., Ковалева И. П.

ИНТЕГРАЦИОННЫМ ПОТЕНЦИАЛ СИСТЕМЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕГИОНА (НА ПРИМЕРЕ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ)

обусловлена разницей стоимости 1-го койко-дня в круглосуточном и дневном стационарах, которая достигает 40%.

Количество дневных стационаров в Краснодарском крае составляет порядка 4% от их общероссийской численности, что позволяет обслуживать более 8 000 человек в год. Обеспеченность населения местами в дневных стационарах и эффективность их использования в регионе выше среднероссийских показателей.

Проведем сравнительный анализ в динамике деятельности круглосуточных стационаров, дневных стационаров и амбулаторно-поликлинических учреждений (таблицы 1,2 и 3). На долю круглосуточного стационара приходится 82,8% коечного фонда края, дневные стационары больничных учреждений обеспечивают 7,1% от общего числа коек, а дневные стационары амбулаторно-поликлинических учреждений - 10,1%.

Обеспеченность населения Краснодарского края круглосуточными койками имеет тенденцию к снижению, но при этом оборот койки возрастает и как следствие сокращается время пребывания на койке, что способствует росту числа пролеченных больных (таблица 1) [3].

Таблица 1

Сведения о деятельности коечного фонда Краснодарского

края (круглос

уточные стационары)

Наименование показателя 2008 2009 2010 2011 2012 2012 в % к 2008

Число коек 43404 42969 41841 42239 42204 97,2

Средняя занятость койки (дней) 330 323 319 319 324 98,2

Оборот койки 28,1 28,5 29,4 29,3 30,0 106,8

Среднее пребывание больного на койке (дней) 11,7 11,4 10,9 10,9 10,7 91,5

Уровень госпитализации (на 100 чел. населения) 23,4 23,4 23,3 23,3 23,4 100,0

Число пролеченных больных 11925 68 12041 19 12023 75 12138 28 12334 08 103,4

Таблица 2

Динамика посещений к врачам первичного медикосанитарного звена (на 1 жителя соответствующего возраста)

Наименование показателя 2008 2009 2010 2011 2012 2012 в % к 2008

Число посещений врачей общей практики 0,17 0,22 0,22 0,22 0,21 123,5

Число посещений участковых терапевтов 1,54 1,84 1,8 2,01 2,18 141,6

Число посещений участковых педиатров 6,73 6,38 6,16 6,88 8,08 120,1

По сравнению с 2008 годом в 2012 году число посещений к врачам общей практики увеличилось на 23,5%, к участковым терапевтам на 41,6% (таблица 2) [3].

За рассматриваемый период времени число мест в дневных стационарах незначительно увеличилось, повысилась обеспеченность населения местами в дневных стационарах при АПУ, но снизилась в дневных стационарах при больницах (таблица 3) [3].

Таблица 3

Сведения о деятельности коечного фонда

Краснодарского к

рая (дневные стационары)

Наименование показателя 2008 2009 2010 2011 2012 2012 в % к 2008

Число мест ДС при больницах 3807 4022 3839 3748 3659 96,1

Обеспеченность местами на 10 тыс. населения 7,4 7,8 7,4 7,2 6,9 93,2

Средняя занятость койки (дней) 314 300 300 300 295 93,9

Число мест ДС при АПУ 4838 4305 5010 5010 5125 105,9

Обеспеченность местами на 10 тыс. населения 9,4 8,4 9,7 9,6 9,7 103,2

Средняя занятость койки (дней) 357 337 348 339 СО со 92,7

Стационарозамещающие технологии активно используются в здравоохранении Краснодарского края, и их дальнейшее развитие не потеряло своей актуальности и в настоящее время.

Второе направление - интеграция с целью повышения эффективности использования трудовых ресурсов. В данном случае речь идет о тесном взаимодействии профессиональных образовательных учреждениях с медицинскими учреждениями региона.

Анализ трудовых ресурсов медицинских учреждений Краснодарского края показывает, что наблюдается нехватка медицинских кадров, владеющих новейшими технологиями в области диагностики и лечения различных заболеваний. Это формирует предпосылки для коренного улучшения взаимосвязей между вузами и органами практического здравоохранения. В настоящее время на территории Краснодарского края функционируют 12 профессиональных

образовательных учреждений (2 высшего профессионального образования и 10 среднего профессионального образования). Ведущим образовательным учреждением является Кубанский государственный медицинский университет, осуществляющий целевой прием студентов на бюджетной основе (федеральный бюджет). Обязательным условием при зачислении по целевому приему является наличие договора на осуществление трудовой деятельности гражданина после окончании ВУЗа в учреждении здравоохранения не менее трех лет.

Ежегодно также осуществляется подготовка по программам послевузовского профессионального образования (интернатура, ординатура) целевым назначением для Министерства здравоохранения Краснодарского края. При формировании заявки учитываются предложения учреждений

здравоохранения края о потребности во врачах соответствующих специальностей. На 2012 год краю Министерством здравоохранения Российской Федерации было выделено 136 мест в интернатуре и 22 в ординатуре.

Высшее медицинское учебное заведение должно иметь перспективную ежегодную заявку на врачей различных специальностей от различных лечебных заведений с тем, чтобы уже с третьего года обучения студент мог ориентироваться в своем будущем трудоустройстве. При этом администрация

медицинского учреждения может контролировать уровень профессиональной подготовленности своего будущего сотрудника, используя механизм

производственной практики. Для большей взаимной

227

Бизнес в законе

1 ’2014

заинтересованности целесообразно использовать контрактную систему с материальным стимулированием. Аналогичная ситуация возможна и с подготовкой среднего медицинского персонала.

Третье направление - интеграция с целью снижения затрат и оптимизации финансовых результатов при оказании медицинских услуг: более активное

использование механизмов рыночной экономики; привлечение частного бизнеса к развитию лечебнопрофилактических учреждений; развитие

медицинского страхования.

Рыночным механизмом могут выступать долгосрочная аренда, лизинг оборудования и т.п. В качестве примера использования долгосрочной аренды можно привести создание хозрасчетных подразделений (на долю которых приходится 7-8% от общего объема оказываемых услуг) на базе муниципальных учреждений здравоохранения. Однако низкая рентабельность отрасли снижает ее привлекательность для инвесторов и тормозит развитие данного направления.

Партнерство государственных, муниципальных и частных структур возможно в рамках участия последних в реализации программ обязательного медицинского страхования (ОМС). В России до настоящего времени известны лишь единичные случаи успешного участия частных клиник в реализации муниципального заказа. Это связано с неадекватностью тарифообразования в системе ОМС, которое негативно сказывается на интересах частных клиник и не способствует развитию данного направления.

Четвертое направление - интеграция с целью оптимизации процессов управления. Повышение эффективности системы оказания медицинских услуг может быть связано с использованием зарубежных моделей медицинского менеджмента; развитием информационных и телекоммуникационных технологий; обязательным страхованием

профессиональной ответственности и

стандартизацией методик лечения пациентов и т.п.

В большинстве зарубежных стран, в отличие от России, функции главного врача и управляющего медицинским учреждением разделены. Это приводит к повышению гибкости самого процесса управления лечебно-профилактическим учреждением. Основной причиной, тормозящей эту практику в России, является преобладание государственного сектора в российском здравоохранении. Эффективность использования в структуре управления топ-менеджера более заметна при использовании частной собственности.

В соответствии с Концепцией создания единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения, утвержденной приказом

Минздравсоцразвития РФ от 28 апреля 2011 г. № 364 в Краснодарском крае обеспечивается соблюдение единой информационно-технологической политики при создании регионального сегмента единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения (ЕГИСЗ). Создана единая система удаленной записи на прием к врачу через Интернет. По состоянию на апрель 2013 года осуществляется запись через Интернет в 194 подразделениях и 157 медицинских организациях края. На текущий момент услугой записи на прием воспользовались более 40 тысяч пациентов. Создание локальных сетей позволит

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

оптимизировать процессы установки диагнозов, ускорит передачу информации о больном между отделениями, медицинскими учреждениями и т. д. [1].

Множество проблем, возникающих в процессе взаимодействия между пациентами и врачами, не смогут найти своего решения без обязательного страхования профессиональной ответственности (широко используется в зарубежной практике). В настоящее время отсутствует законодательная база, регламентирующая эти взаимоотношения.

Рассмотрение жалоб пациентов возложено на главных врачей и Управления здравоохранения, что значительно отвлекает медицинских работников от процесса оказания медицинских услуг. Защитой интересов врачей от пациентов не занимается ни одна структура.

Еще одно направление интеграции с мягкими связями, ориентированной на оптимизацию процесса управления, - это тесное взаимодействие медицинских учреждений с профсоюзами работников здравоохранения. К настоящему времени система социального партнерства сложилась, регулярно заключаются трехсторонние соглашения на федеральном уровне, на региональном уровне, а так же в муниципальных образованиях. В то же время, в отраслевой системе социального партнерства остаются проблемы, требующие решения. В этой связи усиливается актуальность участия профсоюзных комитетов в организации надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде при заключении индивидуальных трудовых договоров с работником, изменении их условий, увольнении, сокращении численности или штата работников, предоставлении льгот и гарантий в процессе работы, при реорганизации и ликвидации организаций.

Исходя из источников финансирования реализуемых мероприятий, работу Краснодарской краевой организации профсоюза работников здравоохранения можно подразделить на две составляющие:

Первая финансируется за счет средств Краснодарской краевой организации профсоюза работников здравоохранения: проведение

физкультурно-оздоровительных и культурно-массовых мероприятий, оздоровление работников и их детей, оказание материальной помощи, выплата стипендий учащимся медицинских учебных заведений, оплата обучения профессиональных кадров, подписка СМИ.

Вторая финансируется по инициативе профсоюзов за счет работодателей, средств бюджетов всех уровней, внебюджетных фондов и спонсоров. Это -выплата доплат и надбавок, повышение окладов, перерасчет неправильно начисленной заработной платы и пособий, оказание материальной помощи, выделение средств на охрану труда, меры социальной поддержки по оплате жилья, предоставление льгот по оплате за содержание в детских дошкольных учреждениях и др.

При этом отметим, что проводимые сегодня реформы по оптимизации деятельности лечебных учреждений приводят к увеличению нагрузки на медицинских работников, скрытому увеличению продолжительности рабочего времени и соответственно уменьшению времени отдыха, росту психофизиологических нагрузок и производственного травматизма [5].

Анализ производственного травматизма работников здравоохранения Краснодарского края показывает, что

228

Захарова Е. Н., Ковалева И. П.

ИНТЕГРАЦИОННЫМ ПОТЕНЦИАЛ СИСТЕМЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕГИОНА (НА ПРИМЕРЕ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ)

коэффициент частоты травматизма составляет 0,48. Более высокое значение коэффициента наблюдается в таких отраслях как: строительство - 1,19;

обрабатывающие производства - 0,88; транспорт -0,84; сельское хозяйство - 0,82; ЖКХ - 0,53. Во всех остальных отраслях (производство газа и электроэнергии, потребительская сфера, образование, культура, управление и финансы) производственный травматизм ниже. Удельный вес пострадавших работников здравоохранения составляет 9,3% от общего числа пострадавших [2].

Учитывая показатели производственного травматизма, профессиональной заболеваемости и возрастающую нагрузку на медицинских работников вследствие реформирования и модернизации отрасли необходимо усиление интеграционных процессов между медицинскими организациями и профсоюзами, поскольку потенциал этого взаимодействия используется не в полном объеме.

Пятое направление - интеграционные процессы с целью повышения качества оказания медицинских услуг. Это, прежде всего, внедрение новых технологий; сотрудничество с ведомственными медицинскими учреждениями, органами МВД, с социальными службами и пр.; вертикальная интеграция медицинских учреждений с предприятиями смежных отраслей.

По результатам выполненных в Кубанском государственном медицинском университете исследований в работу лечебно-профилактических учреждений Краснодарского края за последние пять лет внедрены 377 различных способов и методов диагностики, лечения, профилактики и реабилитации, являющихся основой для разработки инновационных проектов (таблица 4) [1].

Таблица 4

Показатели внедрения результатов научно-

исследовательских работ в деятельность учреждений _______здравоохранения Краснодарского края_______

Вид результатов НИР Количество внедренных результатов НИР

2008 2009 2010 2011 2012 Всего

Методы и способы диагностики 37 14 54 19 33 157

Методы и способы лечения 30 75 28 21 19 173

Методы и способы профилактики, реабилитации 5 4 4 10 15 38

Медицинские устройства, приборы 2 2 3 1 1 9

Сотрудничество с ведомственными медицинскими учреждениями позволяет расширить перечень медицинских услуг и в случае дефицита отдельных видов услуг использовать лечебно-профилактические учреждения другого подчинения. Фактор дезинтеграции в данном случае один -несогласование интересов медицинских учреждений различного подчинения.

Что касается межведомственного взаимодействия, то рассмотрим основные направления его развития:

Так, совместно с Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Краснодарскому краю постоянно проводятся мероприятия по профилактике и контролю внутрибольничного заражения ВИЧ-инфекцией в ЛПУ края, а также семинары, конференции, «круглые столы» и другие акции для медперсонала, осуществляются совместные выезды с

целью контроля мероприятий по профилактике внутрибольничного ВИЧ-инфицирования в лПу края.

Совместно с Главным управлением Федеральной службы исполнения наказаний по Краснодарскому краю обеспечивается контроль и анализ качества медицинского обследования и антиретровирусной терапии лиц, находящихся в УИС края; разработаны методические рекомендации, определяющие порядок медицинского освидетельствования для уточнения диагноза, назначения антиретровирусной терапии и диспансерного наблюдения ВИЧ-инфицированных лиц, находящихся в УИС края; проводится работа по повышению приверженности к лечению ВИЧ-инфекции, необходимости продолжения лечения по месту жительства после освобождения, разработана и распространена санитарно-просветительная

литература по вопросам профилактики ВИЧ/СПИД.

Министерство здравоохранения Краснодарского края тесно взаимодействует с министерством социального развития и семейной политики Краснодарского края при реализации следующих направлений: медикосоциальная реабилитация инвалидов; работа с семьями высокого социального риска, имеющими детей; оказание консультативной и лечебной помощи лицам, находящимся в домах-интернатах для престарелых и инвалидов; организация оказания медико-социальной помощи лицам пожилого и старческого возрастов; оказание социальной и медицинской помощи лицам без определенного места жительства; вопросы охраны труда и техники безопасности, профзаболеваемости.

Вопросы организации медицинской помощи детям в детских дошкольных учреждениях,

общеобразовательных учреждениях, вопросы летнего оздоровления реализуются совместно с министерством образования и науки Краснодарского края, вопросы организации медицинского обеспечения юношей до их постановки на воинский учет - с краевым военкоматом.

Асоциальные больные (пациенты без регистрации и документов, удостоверяющих личность) после окончания нормативных сроков пребывания в стационаре остаются без долечивания в поликлиниках, домашней реабилитации. Социальные службы в большинстве случаев отказывают таким пациентам в домах круглосуточного пребывания. Одним из вариантов решения данной проблемы может являться интеграционное взаимодействие с хосписными учреждениями. В Краснодарском крае пока создан только один хоспис - в Новороссийском районе в станице Раевская. На практике после оказания медицинских услуг в соответствие с медицинскими стандартами выписывать их на долечивание нет возможности, и дальнейшая реабилитация продолжается в медицинском учреждении. Участие организаций рекреационной сферы в долечивание и реабилитации пациентов обусловливает необходимость развития вертикальной интеграции между медицинскими учреждениями и санаторно-курортными организациями. Санаторнокурортное лечение является важнейшим с точки зрения обеспечения эффективности медицинского процесса этапом проведения лечебновосстановительных мероприятий. До 2010 года закупкой путевок и распределением их между лечебно-профилактическими учреждениями

229

Бизнес в законе

1 ’2014

Краснодарского края занимался региональный Соцстрах. В настоящее время эти функции выполняет Министерство здравоохранения Краснодарского края. Долечиванием в санатории могут воспользоваться только работающие граждане, постоянно проживающие на территории Кубани, причем непосредственно после стационарного лечения. Право на выдачу путевки имеют только муниципальные и государственные ЛПУ, подавшие заявки в краевой департамент здравоохранения на выделение путевок. Эффективность функционирования данного направления жестко регламентируется нормативными и законодательными документами. В этой связи медицинские учреждения самостоятельно не могут решать вопросы о социальной или экономической эффективности интеграционных взаимодействий [6].

Таким образом, в настоящее время на территории Краснодарского края развивается широкий спектр интеграционных процессов в сфере здравоохранения. Однако ключевой проблемой, возникающей в процессе их развития, является отсутствие

системности и единства ведомственных интересов.

Решение данной проблемы представляется возможным достичь в процессе кластерной

организации региональной системы медицинских

услуг.

Список литературы:

1. Государственный доклад о состоянии здоровья населения Краснодарского края в 2012 году. - Краснодар, 2013. - С. 180.

2. Информационный сборник «Охрана труда в 2012 году». Сайт Министерства социальной защиты населения Краснодарского края. URL: http://www.sznkuban.ru/about.html

3. Официальный сайт Министерства здравоохранения Краснодарского края. URL: http://www.minzdravkk.ru/

4. Официальный сайт Кубанского государственного медицинского университета. URL: http://www.ksma.ru/

5. Первая Всероссийская конференция НМП «Саморегулирование профессиональной медицинской деятельности. Улучшение качества оказания медицинской помощи населению России. Защита интересов медицинских работников». URL: http://www.przrf.ru/doc-map/

6. Реабилитация в условиях санатория // Краснодарские известия. - 2010. - № 207.

Reference list:

1. The state report on a state of health of the population of Krasnodar Region in 2012. Krasnodar, 2013. P. 180.

2. Information collection “Labor Protection in 2012”. Site of the Ministry of Social Protection of the Population of the Krasnodar Region. URL: http://www.sznkuban.ru/about.html

3. Official site of Ministry of Health of Krasnodar Region. URL: http://www.minzdravkk.ru/

4. Official site of the Kuban State Medical University. URL: http://www.ksma.ru/

5. The First NMP Russian Conference “Self-regulation of professional medical activity. Improvement of quality of rendering medical care to the population of Russia. Protection of interests of medical workers”. URL: http://www.przrf.ru/doc-map/

6. Rehabilitation in the conditions of sanatorium // The Krasnodar News. 2010. No. 207.

230

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.