УДК 330.1
М.Б. ДЁМИН, кандидат экономических наук, доцент
Казанский государственный технический университет им. А.Н. Туполева
конкуренция субъектов в современной экономической системе
В статье исследуются субъекты и содержание конкуренции в условиях глобализации.
При экономических исследованиях в настоящее время особое внимание уделяется специфичности конкуренции фирм-субъектов хозяйствования в условиях формирования глобальной экономики. В современном мире основными агентами перестают быть единичные субъекты хозяйствования, поскольку их масштабы деятельности в условиях глобального рынка слишком незначительны. Ведущая роль в экономических отношениях переходит отдельным секторам, сформированным как комплексы взаимосвязанных отраслей. Однако нам представляется неоправданным рассматривать секторы в качестве конкурирующих субъектов. Основными агентами глобального рынка могут являться так называемые «корпоративные структуры», представляющие собой группы юридически независимых лиц, осуществляющих взаимоучастие в капитале или сотрудничающих в финансово-производственной сфере, объединенных формальными или неформальными координационными центрами и стремящихся к достижению единой цели.
Монополизация мировой экономики и возникающий в результате рост экономической концентрации одновременно выступают как предпосылка и следствие глобализации экономических отношений. На современном этапе развития гло-бализационных процессов происходит усиление взаимосвязи и взаимопроникновения категорий конкуренции и монополизма. Основным его проявлением стали активно развертывающиеся процессы глобальной интеграции и кооперации как в сфере производства, так и в потребительской сфере мирового и национального рынков. Также активизировалось развитие кооперации контрагентов, в том числе заключение соглаше-
ний между крупнейшими производителями и потребителями продукции.
В качестве специфических агентов глобальной экономики можно выделить корпоративные структуры кластерного типа. В трудах Майкла Портера кластер описывается как группа территориально соседствующих фирм и корпораций, объединенных в рамках сферы деятельности и связанных устойчивыми формальными и неформальными контактами для взаимодополнения. таким образом, с одной стороны кластер по своему экономическому содержанию близок к понятию сектора, а с другой - характеризуется наличием достаточно структурированных внутренних взаимосвязей, что позволяет рассматривать его как отдельный хозяйствующий субъект.
Основной специфической чертой кластера является «локализация» входящих в него субъектов, обеспечивающая тесные взаимосвязи и интенсивное взаимодействие (в том числе и неформальное) внутри кластерного сообщества, что вызывает постоянный обмен идеями, распространение инновационных технологий, применение современных управленческих практик [1, с. 274]. Портер отмечает, что участие в кластере позволяет осуществлять непосредственное и постоянное наблюдение за деятельностью других компаний.
Второй специфической чертой кластера является неоднородный состав участников. Кластер не ограничивается представительством компаний-производителей, в него могут входить также поставщики комплектующих и инфраструктурные службы. Постоянная потребность в техническом совершенствовании вызывает объективную необходимость включения в кластер научно-исследо-
вательских центров, а стремление к стабильному обеспечению финансовыми ресурсами требует наличия аффилированных банков. Еще одной важной задачей современных хозяйствующих субъектов является привлечение перспективных кадров, поэтому в кластерной структуре непременно присутствуют высшие и среднетехнические учебные заведения, а также курсы переподготовки и повышения квалификации.
Сочетание локализации и неоднородности является существенным преимуществом кластера, поскольку позволяет обеспечить его контрагентам максимальные удобства.
Большое влияние на деятельность кластера оказывает государство. Успешная деятельность отраслевого кластера позволяет стране-производителю оптимизировать свою экономическую политику, улучшая репутацию государства. Со своей стороны, государство экономическими и политическими методами воздействует на кластеры, ограничивая их деятельность законодательно либо создавая кластерам особые режимы функционирования.
Кластеры оказывают все возрастающее влияние на функционирование отдельных отраслей и региональных экономик всего мира. Международная конкуренция привела к тому, что некоторые сферы полностью строятся на доминировании кластерных структур. Особое значение кластеры приобретают на высокотехнологичных конкурентных рынках, имеющих высокий потребительский потенциал, например, на рынке биотехнологий действуют около 70 кластеров, в том числе и базирующиеся на территории развивающихся стран, в частности в Бразилии и Чили.
В основании кластера с большой вероятностью встанет компания, оперирующая на мировом рынке, поскольку формирование кластерной структуры в этом случае потребует только концентрации инновационно-ориентированных фирм вокруг крупного международного центра. Соответственно, идея построения кластера требует от национальных правительств принятия мер по либерализации экономики и открытию внутреннего рынка для ТНК. Требуемые при этом ограничения конкурентоспособности национальных компаний являются одним из негативных последствий развития кластерной экономики. Однако сама специфика кластера дает ему множество преимуществ,
недостижимых единичными хозяйствующими субъектами и необходимых для успешного развития в настоящее время, в том числе и на глобальном рынке. В рамках кластера специфическая конкурентная форма сотрудничества, характерная для современной постиндустриализационной и информационной экономики, развивается естественным путем. Особое значение при этом имеет локализация компаний в рамках кластера, создающая дополнительные преимущества для информационно-коммуникационной структуры. Благодаря этому существенные инвестиционные затраты, требуемые для эффективной интеграции в структуру кластерного типа, приносят быструю отдачу, а активная и четко направленная стратегия кластера стимулирует к сотрудничеству с ним и привлечению дополнительных внешних инвестиций.
Кластеры могут развиваться в разных формах. В зависимости от особенностей экономической системы это может быть промышленный округ либо микрокластер. Однако наиболее известной формой развития кластеров стали интегрированные бизнес-группы (далее - ИБГ), рассматриваемые как группы юридических лиц, объединенных под единым центром управления. Конкурентные преимущества ИБГ вызваны не только пространственной близостью к поставщикам и потребителям и наличием соответствующей инфраструктуры, но, прежде всего, построением развитой системы взаимоотношений, в том числе и доверительно-неформальных, между всеми участниками ИБГ. Это позволяет развивать так называемую кооперативную конкуренцию внутри ИБГ.
Кооперативная конкуренция проявляется в постоянном развитии и укреплении стратегического взаимодействия и сотрудничества ИБГ с национальным малым и средним бизнесом, научными учреждениями, университетами и местной властью. Такая форма конкуренции позволяет организовать информационный обмен как с внешней по отношению к ИБГ средой, так и внутри группы, и дает возможность использовать так называемые «неявные знания» об особенностях и скрытом спросе данного сегмента рынка.
В глобальной экономике конкурентные отношения существуют между группами взаимодействующих компаний, а не единичными предприятиями. Соответственно, конкурентные
аспекты разработки и использования методов ведения борьбы в глобализирующейся экономике дополняются не менее существенными аспектами сотрудничества (помимо существующих тенденций к возникновению монополий с целью ограничения конкуренции на рынке, соглашения и взаимодействие могут рассматриваться также как метод ведения конкурентной борьбы, применяемый как внутри группы взаимосвязанных компаний, так и в рыночных условиях).
В региональной экономике активное расширение деятельности ИБГ и тНК дополняется развитием малого и среднего бизнеса. В то же время, применительно к малому и среднему бизнесу кооперативная конкуренция проявляется именно в развитии отношений сотрудничества. При этом, строго в рамках классического понимания конкуренции, малые и средние компании конкурируют друг с другом за заказы ИБГ, а, получив их, переходят к кооперативной конкуренции в результате заключения долгосрочных контрактов и соглашений, одной из форм кооперации.
Одной из основных черт конкуренции в глобальной экономике является ее принципиальная неотделимость от инноваций и информации в виде знаний [2, с. 44]. Конкурентные преимущества получают организации, не только внедряющие инновации, но и создающие систему управления полученными из внешних источников знаниями, организующие обучение персонала и управление его потенциалом. Во многих отраслях мировой экономики, в частности в автомобильной и фармацевтической промышленности, машиностроении, судостроении, а также в сфере разработки программного обеспечения, господствует несколько крупных ИБГ, наднациональных по структуре капитала и руководимых выходцами из разных стран. Конкурентоспособность крупнейших ИБГ во многом зависит от стимулирования инновационных процессов, позволяющих своевременно внедрять изменения в технологии, воздействовать на потребительское поведение, а также на конкурентов и контрагентов, взаимодействовать с государством. Сотрудничество с ИБГ увеличивает также и инновационный потенциал малого и среднего бизнеса, поскольку контракты с ИБГ часто вынуждают их выходить за рамки прежней специализации и, соответственно, уделять особое внимание внедрению инноваций.
Очевидно, что глобализация национальных рынков, в особенности высокотехнологичной продукции, вызывает превращение нововведений в главный фактор обеспечения конкурентоспособности.
Конкуренция на рынках товара и идей представляет собой весьма дифференцированное явление, важнейшим показателем которого является его существование в любых формах разнообразия и единообразия. Стандартная идея настоящего времени (например, конвейерное производство Г. Форда) была следствием индивидуальной инновации, готовности разрабатывать новую идею, принятия на себя огромных рисков, что превратило ее в конкурентное преимущество.
Для глобальной экономики, наряду с конкуренцией производителей товаров и идей, характерна активно развивающаяся конкуренция национальных государств и специфических региональных образований. Государства, рассматриваемые в динамике глобализационных процессов, непрерывно открывают новые формы регулирования, соответствующие мирохозяйственным условиям и приносящие им сравнительные конкурентные преимущества. Конкуренция территориальных условий хозяйствования, как и конкуренция на рынках товаров и факторов производства, является эволюционным процессом, в котором непрерывно генерируются новации (на государственном уровне они имеют институциональные свойства), в определенный момент заменяющиеся другими новациями из-за несоответствия уровню глобального развития.
Глобализация в то же время не требует и не является причиной единообразия мирового хозяйства и мирового сообщества. В современной экономической науке глобализацию можно представить как процесс конкуренции статичных моделей экономической политики и разнообразных систем государственного и внутрикорпорационного регулирования [5, с. 29]. Постоянное усиление роли транснациональных ИБГ приводит к их противостоянию с национальными системами государственного регулирования, причем корпорации способны одерживать верх в борьбе в силу своего наднационального положения. Однако большинство негативных аспектов глобализации вызываются монопольным сговором крупных многонациональных компаний на гло-
бальном рынке и нерыночными отношениями между компаниями и правительствами и не являются следствием международной конкуренции глобальных субъектов.
Список литературы
1. Боуш Г. Д. Эволюционные аспекты кластеров предприятий // Проблемы современной экономики. - 2010. -№ 1 (33).
2. Гомон И.В., Косушкин В.Г. Концептуальные основы инноваций и инновационной деятельности // Проблемы современной экономики. - 2010. - № 3 (35).
3. Маркушина Е.В. Кластеры и кластерные стратегии в развитии экономики региона // Проблемы современной экономики. - 2010. - № 2 (34).
4. Петрова Е.А. Сущностная характеристика корпорации и корпоративного управления в постиндустриальной экономике // Актуальные проблемы экономики и права. -2009. - № 3 (11).
5. Рустамов Э. Финансовая глобализация и качество институтов // Вопросы экономики. - 2010. - № 2.
6. Степаненко Д.М. Рынок как регулятор инновационной деятельности // Проблемы современной экономики. - 2010. - № 3 (35).
В редакцию материал поступил 07.12.10
Ключевые слова: конкуренция, монополизм, сотрудничество, кластеры, интегрированные бизнес-группы, транснациональные корпорации.