УДК 339.5:339.146.4
КОНКУРЕНЦИЯ РАСТИТЕЛЬНЫХ МАСЕЛ И ПРОДУКТОВ-СУБСТИТУТОВ НА ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫХ РЫНКАХ
А.В. Беликина, н. с. - НВНИИСХ - филиал ФНЦ агроэкологии РАН
Производство масличных культур занимает огромное место в национальной экономике и во многом определяет продовольственную безопасность страны и её регионов, и по сравнению с другими видами товарной растениеводческой продукции наиболее эффективно из-за высоких цен продажи маслосемян и продуктов их переработки в связи с растущим спросом на потребительском рынке. В Российской Федерации масличные культуры занимают третье место по объему производства сельскохозяйственной продукции растениеводства после зерна и сахарной свеклы и второе после зерновых культур по объему экспорта растениеводческой продукции. Страна обладает благопри-
Основной целью стратегического управления развитием производства масличных культур является укрепление потенциала и поддержание стратегической способности предприятий отрасли к конкурентоспособной и экономически эффективной работе в условиях изменяющейся внешней среды. В конце 60-х - начале 70-х гг. XX в. американский ученый И. Ансофф [1] предложил определение стратегического менеджмента, основу которого составлял анализ текущей ситуации и тенденций развития внешней среды (в том числе конкуренции), формулировались задачи долгосрочного развития организаций. В процессе разработки стратегии и планирования деятельности необходимо провести анализ пяти конкурентных сил, оказывающих влияние на конкурентоспособное, эффективное, устойчивое и безопасное развитие отрасли по производству маслосемян. Одной из пяти конкурентных сил, действующих на рынке - давление со стороны продуктов-субститутов [2]. Конкуренция возникает не только между сельхозорганизациями, работающими в отрасли, но и продуктами-заменителями, ограничивающими потенциально возможную прибыль для сельхозорганизаций на отечественном рынке маслосырья для пищевой промышленности, а для перерабатывающих маслосырье предприятий - загрузку производственных мощностей. Чем дешевле цена продукта-субститута, тем продукт-заменитель сильнее создает барьер для получения более высокой отраслевой прибыли.
Материалы и методы. В работе применяли экономико-статистический, абстрактно-логический, графический с использованием инструментов статистического и графического анализа данных программы Excel Microsoft 8. Использовались материалы Федеральной службы государственной статистики РФ.
Результаты и обсуждение. На продовольственных рынках маслосемена и растительные масла могут заменяться более дешевым продуктом-субститутом - пальмовым маслом. Основные потребители импортируемых масел - кондитерская, пищевая и косметическая промышленности. Из-за своих химических и физических свойств пальмовое масло - самый распространенный вид растительного масла в мире. Также это связано с тем, что оно легкодоступно [3] и стоит очень дешево. Растительные масла, тропического происхождения, составляют конкуренцию отечественному маслосырью из-за низкой себестоимости, они дешевле маслосемян подсолнечника в 12,7 раза, жира животного проис-
ятными природно-климатическими условиями для возделывания масличных культур (подсолнечник, горчица и др.) и достаточно развитой материально-технической базой для их переработки. Однако импорт масел тропического происхождения в страну остается на высоком уровне.
В статье рассмотрены причины использования и поставок в Россию растительных масел импортного происхождения. Определена степень предпочтения на продовольственных рынках отечественным растительным маслам импортных растительных масел.
Ключевые слова. Конкурентная стратегия, растительные масла, продукты-субституты, масла тропического происхождения, импорт, экспорт.
хождения - в 6,5 раз, а масштабность их использования связана с возможностями пищевой и других отраслей промышленности снизить себестоимость продукции и таким образом обеспечить загрузку производственных мощностей, а население - дешевыми продуктами питания, более приближенными к его покупательской способности. Также они и удобнее в применении при производстве кондитерских изделий: тонна какао-масла стоит 7-8 тыс. долларов, а средняя цена тонны рафинированного пальмового масла стоит 750 долларов.
В России при снижении производства молока в 2015 году на 2% импорт сыров снизился на 34%, при этом производство отечественных сыров выросло на 33%. При отмене импорта растительных жиров тропического происхождения цены на молочные продукты по прогнозам повысятся на 10-15% [4].
Для производства одной тонны подсолнечного масла требуется 1 га земли. Пальмовые плантации позволяют давать более 7 тонн растительного масла с такого же участка, а мировые посевы сои площадью 92,54 млн. га обеспечивают производство такого же количества масла, сколько 9,16 млн. га масличных пальм. Производство растительных масел для пищевых нужд у отечественных сельхозорга-низаций займет от начала сева яровых масличных до сбора урожая около 6 месяцев, а организация деятельности цеха по переработке семян масличных с момента постройки - около 26 месяцев [4]. Для обеспечения потребности внутреннего рынка в масложировой продукции, необходимо ежегодно перерабатывать около 6 млн. т маслосемян, в том числе 4 млн. т семян подсолнечника [5]. Поэтому на рынке масличных культур и растительных масел масла тропического происхождения являются лидерами в конкуренции по сравнению с другими маслами. Масла тропического происхождения превосходят другие растительные масла по ряду конкурентах позиций: ценам, технологиям возделывания, низким издержкам на их производство, своим химическим свойствам и пр. Основными поставщиками в Российскую Федерацию пальмовых масел являются страны-члены ВТО: Индонезия (308 тыс. тонн, 80,9% от общероссийского объема импорта), второе и третье места занимают Нидерланды (35,6 тыс. тонн; 9,4%) и Малайзия (26,5 тыс. тонн; 7,0%), поэтому с вступлением в ВТО импорт этих масел остается на высоком уровне - 16,3% в доле импорта отдельных продовольственных товаров в 2016 году (рисунок 1).
_мука; 1,9 „„„„.„,2 Рисунок 1 - Доля импорта
отдельных продовольственных товаров в 2016 году
В 2015 году поставка пальмовых масел была на уровне 642 тыс. тонн [6], в 2016 году - 647 тыс. тонн, и фактически составила на 25,1% больше, чем за 10 месяцев аналогичного периода в 2014 году. Средняя цена на пальмовые масла снижается, и в 2015 году она составила $767. По данным экспертов [7] в мире ежегодно потребляется около 40 млн. тонн пальмового масла, лидеры потребления - страны Азии. В Индии на 1 человека потребляется более 6 кг пальмового масла в год, США - 3 кг, в Европе - 7 кг, России - 4 кг. Так, в 2013 году в Россию импортировано 684,457 тыс. тонн пальмового масла, что на 120,283 тыс. тонн больше по сравнению с 2012 годом (564,174 тыс. тонн), в 2014 году - 706 тыс. тонн, а в 2016 году - 647 тыс. тонн, что на 59 тыс. тонн ниже. Средняя экспортная цена подсолнечного масла в России составила в 2012-2013 гг. $9745 за 1 тонну, а пальмовое масло покупалось по цене $765 за 1 тонну, что в 12,7 раза ниже. С 1 га пальмовых плантаций получают более $11 тыс. прибыли в год, урожайность маличной пальмы 4-8 т/га в год. Крупнейшие компании-импортеры пальмового масла в Россию - это корпорация «Союз» (7% рынка пальмового масла), ЭФКО (50%).
В таблице 1 приведены данные по экспорту и импорту растительных масел, производству масличных культур за исследуемый период, из которых можно заключить, что рост производства масличных культур позволяет увеличивать экспорт ма-слосемян (+89,3 %), а импорт подсолнечного масла имеет тенденцию к снижению (-6,2 %). В 2010 году в связи с засухой и недоборами урожая производство масличных культур составило 7,5 млн. тонн, и в этом году был самый большой объем импортируемых растительных масел - 963,0 тыс. тонн. Однако, по имеющимся данным, в России в 2013 году возрос объем производства маслосемян до уровня 14,2 млн. тонн, что на 89,3% превышает производство в 2010 году, и вместе с этим возросло производство растительных масел на 27,5% в 2013 году по сравнению с 2010 годом. Экспорт подсолнечного масла вырос до отметки 1467 тыс. тонн.
Таблица 1- Производство, импорт и экспорт масличных культур и растительного масла в Российской Федерации, 2014-2016 гг., тыс. тонн [8]
Продукция 2014 г. 2015 г. 2016 г. 2016 г. к 2014 г, %
Импорт
Маслосемян, тыс. тонн 1007 1011 1017 100,1
Масла растительные, тыс. т, из них: 855 889 885 100
Масло соевое и его фракция 622,5 659 747 120
Масло пальмовое и его фракция 7,06 3,4 5,9 83,6
масло кокосовое (копровое), паль-моядровое или масло бабассу и их фракции 34,3 90,5 42,4 123,6
Экспорт
Маслосемян, тыс. тонн 465,0 962,8 762,8 164
Масло подсолнечное 2380,8 1445 1790 75
Производство масличных культур и растительных масел в России
Масличных культур, тыс. т 5943 6523 7566 127
Растительных масел, тыс. т 70,1 62,5 60,9 86,9
Таким образом, можно заключить, что за 20142016 гг. импорт растительных масел тропического происхождения в Россию высок в основном за счет
соевого масла и его фракций (120%) и масел кокосового (копровое), пальмоядрового или масло ба-бассу и их фракций (123%).
Заключение. Из данных об импортируемых растительных маслах в Российскую Федерацию можно заключить, что после вступления России в ВТО поставки пальмового масла - основного конкурента российским растительным маслам - остаются на высоком уровне, во-первых, из-за его химических свойств, позволяющих применять в различных производствах. Вторая причина роста потребления российской промышленностью - относительно низкая цена, в 12,7 раз дешевле подсолнечного. В-третьих, пальмовое масло и другие масла тропического происхождения дешевле подсолнечного и других масел в разы, т.к. издержки на их производство более низки, а урожайность с 1 га выше. Рассчитано, что уровень конкурентоспособности импортных растительных масел, т.е. степень предпочтения на продовольственных рынках отечественным растительным маслам, равен 62,2%.
Литература:
1. Ансофф, И Стратегическое управление / И. Ансофф. Москва: Экономика, 1989. - 303 с.
2. Беликина А.В. Пять конкурентных сил в производстве и на рынке масличных культур. Материалы межд. научно-практической конф. «Вклад аграрной науки в развитие земледелия Юга Российской Федерации», посв. 90-летию НВНИИСХ, и школы молодых ученых и специалистов «Инновационное развитие АПК», 16-19.06.2015 г. / Нижне-Волжский научно-исследоват. ин-т сел.хоз-ва. - Волгоград:ООО «СФЕРА», - 2015. - С.431.
3. Ильина С. В. Перспективы перевозки пальмового масла из стран Юго-Восточной Азии в Дальневосточные порты России [Текст] / С. В. Ильина, С. В. Бушнев // Экономика, управление, финансы: материалы межд. науч. конф. (г. Пермь, июнь 2011 г.). - Пермь: Меркурий, 2011. - С. 44-49.
4. http: // milknews.ru / interviu - i - blogi / interviu - i -blogi _ 177 .html
5. Назаренко А. Рынок маслосемян подсолнечника / А. Назаренко // Экономика сельского хозяйства России. -2002. - № 3. - С. 40.
6. Российский статистический ежегодник. 2017: Стат. сб./Росстат. - Р76 М., 2017 - С. 583.
7. Бигимбетова И. Вред с маслом / И. Бигимбетова // Деньги. - .2015. - №27. - C. 24-27.
8. Национальный доклад «О ходе и результатах реализации в 2011 году государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы», Москва. - 2012 г.; www.gks. ru; www.msx.ru.
COMPETITION OF VEGETABLE OILS AND SUBSTITUTES PRODUCTS IN FOOD MARKETS A.V. Belikina, research fellow - Lower-Volga NIISKh, affiliate of FSC of Agroecology RAS
The Oilseed production has a big place in the national economy and largely determines the food security of the country and its regions, and compared to other types of commodity crop products, is most effective due to the high selling prices of oilseeds and their products due to the growing demand in the consumer market. In the Russian Federation, oilseeds occupy the third place in terms of agricultural production of plant growing after grain and sugar beet, and second place after grain crops in terms of export of crop production. The country has favorable climatic conditions for the cultivation of oilseeds (sunflower, mustard, etc.) and a sufficiently developed material and technical base for their processing. However, imports of oils of tropical origin in the country remain at a high level. The article discusses the reasons for the use and supply to Russia of vegetable oils of imported origin. The degree of preference in the food markets to domestic vegetable oils of imported vegetable oils has been determined.
Keywords: competitive strategy, vegetable oils, products-substitutes, oils of tropical origin, import, export.