Научная статья на тему 'Конкуренция: от личного обмена к личностному регулированию'

Конкуренция: от личного обмена к личностному регулированию Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
171
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРЕНЦИЯ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / МОНОПОЛИЯ / УПРАВЛЯЕМОСТЬ / ТАМОЖЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сорокин Михаил Афанасьевич

РАССМАТРИВАЮТСЯ ВОПРОСЫ КОНКУРЕНЦИИ И КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРИ ПЕРЕХОДЕ ОТ ЛИЧНОГО ОБМЕНА К ОБЕЗЛИЧЕННОМУ ИСХОДЯ ИЗ КЛАССИЧЕСКИХ ТЕОРИЙ. РАСКРЫВАЕТСЯ ОСНОВНОЙ ПАРАДОКС КОНКУРЕНЦИИ, ОТРАЖАЮЩИЙ ЛИЧНЫЕ И ОБЩЕСТВЕННЫЕ ПОТРЕБНОСТИ И ПРЕДПОЧТЕНИЯ. РАССМАТРИВАЮТСЯ ФОРМЫ ПРЕОДОЛЕНИЯ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ В КОНКУРЕНЦИИ НА УРОВНЕ ГЛОБАЛЬНОГО ОБМЕНА. ОПРЕДЕЛЕНЫ УРОВНИ И УСЛОВИЯ УПРАВЛЕНИЯ КОНКУРЕНЦИЕЙ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Competition: from personal exchange to personal regulation

The article, referring to the classic theories, deals with the issues of competition and competitive ability in terms of transition from a personal exchange to impersonal one. It shows the main paradox of competition, which reflects both personal and social needs and preferences. The article examines the ways of overcoming a competitive ambiguity on the global exchange scale. It points out the levels and conditions of competition control in terms of globalization.

Текст научной работы на тему «Конкуренция: от личного обмена к личностному регулированию»

12.6. КОНКУРЕНЦИЯ: ОТ ЛИЧНОГО ОБМЕНА К ЛИЧНОСТНОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ

Сорокин Михаил Афанасьевич, кандидат экономических наук, ФГБОУ ВПО «Владивостокский государственный университет экономики и сервиса», заместитель директора. Институт международного бизнеса и экономики

sma-vlv@mail. ru

Аннотация: рассматриваются вопросы конкуренции и конкурентоспособности при переходе от личного обмена к обезличенному исходя из классических теорий. Раскрывается основной парадокс конкуренции, отражающий личные и общественные потребности и предпочтения. Рассматриваются формы преодоления неопределенности в конкуренции на уровне глобального обмена. Определены уровни и условия управления конкуренцией в условиях глобализации.

Ключевые слова: конкуренция, конкурентоспособность, глобализация, монополия, управляемость, таможенное регулирование.

COMPETITION: FROM PERSONAL EXCHANGE TO PERSONAL REGULATION

Sorokin М.А., candidate of economic science, FSBEI HPE «Vladivostok State University of Economics and Service», Deputy Director of the Institute of International Business and Economics

sma-vlv@mail. ru

Annotation: the article, referring to the classic theories, deals with the issues of competition and competitive ability in terms of transition from a personal exchange to impersonal one. It shows the main paradox of competition, which reflects both personal and social needs and preferences. The article examines the ways of overcoming a competitive ambiguity on the global exchange scale. It points out the levels and conditions of competition control in terms of globalization.

Keywords: competition, competitive ability, globalization, monopoly, controlling, customs regulation.

Одним из феноменов, сопровождающих существование человеческого общества с момента появления разделения труда, является конкуренция. Сложность изучения этого как явления, так и процесса подтверждает тот факт, что за несколько веков его изучения ученые не пришли к единому мнению о том, какую сущность однозначно вложить в это понятие. На наш взгляд, это можно объяснить двумя причинами.

Во-первых, конкуренция как противоборство (в самом общем смысле) - это не столько природное, сколько социальное явление. Точные науки и науки о природе характеризуются постоянством изучаемых объектов и явлений, их воспроизводимостью, возможностью создания приборов для точной фиксации показателей, а, следовательно,

возможностью создания универсальных (объективных) научных законов. Социальные же явления, генерируемые людьми, трудно поддаются

формализации, зачастую невоспроизводимы и неизмеримы. Социологи и философы не могут прийти к единому мнению, что же движет человеком, почему мы совершаем те или иные поступки и выполняем те или иные действия? Применительно к конкуренции одни ученые доказывают, что противоборство у

человека от природы, так сказать, «в крови»; другие -что конкуренция - это реакция на неопределенность и попытка выстроить некую (опять же, по неизвестным для других людей правилам управляемую) систему устранения этой неопределенности. То есть, от взора ученого скрыты не только возможные последствия таких действий, но даже и их побудительные механизмы.

Во-вторых, сложным является сам процесс построения цепочки научного исследования в его классической форме - от дескриптивной к нормативной функции. Ввиду отсутствия повторяющихся или воспроизводимых явлений, становится проблемным процесс научной верификации прогнозов в области конкуренции, впрочем, как и всякого социально-экономического феномена. А на пути редукции, неизбежно сопровождающей трансформацию объекта исследования в предмет, изначально заложены искажения, ибо редукция сама по себе - действие субъективное. Причем, в области экономических наук, редукция может привести к серьезным научнопрогностическим последствиям. Так, разразившийся в 2008 году мировой финансовый кризис был во многом связан с недооценкой возрастания роли и масштаба влияния финансовых активов на фоне реальных объемов мирового промышленного производства. Следует отметить, что по прошествии нескольких лет с точки зрения экономической науки причина дальнейших кризисов не устранена - финансовый сектор продолжает жить своей, оторванной от реального производства жизнью. Следуя идеям Т. Веблена можно утверждать, что мировые финансы превратились сейчас в праздный класс праздного класса.

Тем не менее, написаны сотни монографии и тысячи научных статей о конкуренции. Ученые рассматривают конкуренцию с различных позиций и анализируют возможные проявления. Конкуренцию типологизируют по характеру, по выполняемым функциям, по условиям и характеру протекания, по структуре и содержанию, по месту образования и т.д. [3, С. 124]. Однако, на наш взгляд, движущие силы конкуренции еще не достаточно изучены. Таким образом, для дальнейшего разнопланового и разноаспектного научного изучения конкуренции как феномена общественной жизни есть объективные причины и предпосылки.

Говоря о конкуренции, необходимо отметить один важный, на наш взгляд, парадокс этого, казалось бы, сугубо положительного в плоскости рыночной экономики явления. Многие говорят о том, что конкуренция - это хорошо, но в действительности для себя лично ее никто не хочет. Выражаясь словами знаменитого Гжегожа Колодко, «ратовать за конкуренцию предпринимателя будто бы вынуждает реальность, хотя не всегда и не везде это до конца является правдой» [2, С. 69]. Уточним - когда мы выступаем в роли потребителя товаров или услуг, то говорим, что конкуренция - это хорошо. Если человек желает купить какую-либо вещь - от булавки до недвижимости - то он будет заинтересован в конкуренции, ведь она (возможно, потенциально) может создать условия для снижения цены, повышения качества или улучшения иных потребительских характеристик. Мы не случайно поставили в скобки слова возможно и потенциально.

Чтобы этот потенциал реализовался, кроме большого числа продавцов идентичного или однородного товара необходимо выполнение еще целого ряда условий. Несомненно, их изучение - предмет отдельного исследования. Нам же достаточно утверждения, что большой объем предложения не ведет к автоматическому, пусть и с неким коэффициентом эластичности, снижению цен. Глобальная экономика с мощнейшими информационными ресурсами и коммуникационными возможностями пока не решила эту проблему. Даже, несмотря на то, что существуют биржи, где торги идут в режиме реального времени с реальной удаленностью трейдеров, цена не является обязательной и единственной для всех покупателей и продавцов.

Как только каждый из нас сам начинает предлагать другим товар или услугу, наше отношение к конкуренции меняется на деле (а не на словах) на противоположное. Любой производитель не заинтересован в расширении круга производителей идентичных или однородных своим товаров или услуг. Поэтому, возникновение и существование монополий является не столько естественным, зависящим изначально от сферы деятельности, сколько искусственным феноменом, ставящим цель единоличного контроля предложения определенных товаров или услуг. Как показывает российский пример дробления естественной монополии РАО «Единые энергетические системы», созданные на ее базе отдельные региональные или межрегиональные микро-структуры в свою очередь стали монополистами, только в несколько меньших масштабах. К сохранению монополии предприятия стремятся не только при дроблениях, но и тем более, при слияниях и поглощениях. Недавний пример -перераспределение осенью 2011 года (через Росавиацию) пассажиропотока в Юго-Восточную Азию от корейской авиакомпании «Korean Air» в пользу российской «Владивосток Авиа», ставшее возможным только после продажи последней «Аэрофлоту». Невостребованный спрос существовал на услуги авиакомпании «Korean Air», но до вхождения в «Аэрофлот» менеджмент «Владивосток Авиа» не делал попыток перераспределения пассажиропотока в свою пользу. Теперь, находясь «под крылом сильной компании», такая возможность появилась, и в конце 2011 года была реализована.

Таким образом, конкуренцию саму по себе как явление, генерируемое людьми, можно рассматривать как некую линию фронта, на одной стороне которой -желание усилить конкуренцию (для потребителей), а на другой - желание монополизировать рынки (для производителей и продавцов). Особенность состоит в том, что один и тот же человек в течение даже одного дня много раз оказывается в роли первых или

последних. Так к чему же должен стремиться человек, когда речь заходит о конкуренции? Здесь следует согласиться с мнением Дугласа Норта о том, что человек будет пытаться найти механизмы

минимизации факторов неопределенности, переводя их в риски. Для рисков можно посчитать вероятность наступления.

Что же качается непосредственно самого рынка как такового, то уже упомянутый ранее Г. Колодко

переводит рыночное отношение «затраты-

результаты» в плоскость «интересы-ценности» [2, C.

66-67], что совершенно логично трансформируется в сухаревскую рыночную дихотомию «эффективность-справедливость» [5, С. 50].

История научного изучения конкуренции уже имеет свою историю. Можно выделить несколько научных школ, направлений, временных этапов. Тем не менее, кроме предлагаемых Д. Нортом элементов взаимодействия человека с физической и социальной средой в проекции на личный и обезличенный обмен [4, С. 126], добавим в матрицу глобальный обмен (табл. 1). Такой подход, на наш взгляд, имеет право на существование, т.к. глобализация, вне всякого сомнения, представляет собой не только современный этап развития мирового капитализма, но и несет в себе значительный пласт еще не изученных феноменов, в том числе, и в области конкуренции. А прежние методы изучения конкуренции не всегда являются адекватными ни по своему инструментарию, ни по преследуемым целям.

Таблица 1

Формы преодоления неопределенности в конкуренции

Личный обмен Обезличенный обмен Глобальный обмен

Физическая среда Личный договор, хорошее знание производителя или продавца товара Создание систем определения качества товаров, работ, услуг. Создание условий для независимых экспертиз товаров, работ, услуг Создание наднациональных систем управления качеством. Создание конкурентных рынков в сфере услуг.

Социальная среда Создание условий для более полного знания о производителе или продавце товара Создание условий для «управляемой» конкуренции Создание наднациональных национальных и региональных структур управления конкуренцией

В глобальной экономике, на первый взгляд может показаться, что достигнута смитовская «свободная конкуренция». Однако, мы утверждаем, что в глобальной экономике конкуренция является управляемой больше, чем когда бы ни было. Далее выделим три уровня (субъекта) управления международной конкуренцией и три условия, позволяющих такое управление осуществлять в условиях глобализации мировой экономики (рис. 1).

Во-первых, существует значительное число монополизированных рынков, спрос и предложение на которых осуществляется не в рыночной (а, следовательно, не в конкурентной) среде. Субъектом управления здесь являются транснациональные компании (ТНК). В проекции на нортовскую теорию минимизации неопределенности, ТНК не только минимизируют саму неопределенность, но и идут значительно дальше - минимизируют риски. Это позволяет им планировать и прогнозировать свою деятельность с большей долей вероятности, чем на немонополизированных рынках (которых в мире становится все меньше). Кроме того, и это самое главное, на наш взгляд, таким образом ТНК страхуют себя и свои структуры от возможных хреодных (тупиковых) траекторий развития. Доказательство тому - незначительная доля закрытия (или приостановления деятельности) крупных компаний среди общего числа исчезнувших предприятий.

Рис. 1. Уровни и условия управления конкуренцией в условиях глобализации.

Во-вторых, глобальные экономические организации уровня Всемирного экономического форума или Европейского экономического форума, на которых

обсуждаются и принимаются не всегда (скорее, редко

когда) рыночные решения в отношении отдельных секторов экономики, финансов, стран и регионов. Кроме того, на условия конкуренции оказывают

влияние различные неправительственные

организации. Для лесной отрасли существуют

несколько стандартов, являющихся, на первый взгляд, добровольными. Например, сертификаты на лесо-управление и сертификаты на цепочки поставки Лесного попечительского совета (Forest Stewardship Council). Лесохозяйственные предприятия вынуждены оплачивать расходы за получение сертификатов и аудит, так как, на самом деле, отсутствие сертификата может служить искусственным торговым барьером по поступлению их продукции на рынки различных государств. Или система анализа рисков пищевых продуктов Hazard analysis and critical control points, внедренная в Евросоюзе. Среди дальневосточных рыбо- перерабатывающих предприятий в настоящее время не более 1% внедрили эту систему, а с 01.07.2013 без соответствующего сертификата экспорт рыбо- продукции в Евросоюз будет под запретом.

В-третьих, на региональном уровне, по крайней мере, в России, политический монополизм активно и мощно перерождается в монополизм экономический. На это обстоятельство в последнее время обращают внимание многие ученые, но роль административного ресурса в экономических отношениях конкурирующих сторон субъектов Российской Федерации также еще не изучена. Не случайно по инвестиционной привлекательности Россия находится на 120-м месте в мире, а по возможностям аренды земельных участков для ведения бизнеса - на предпоследнем. На последнем месте находится страна, где вообще отсутствует законодательство по аренде земельных участков.

Рассмотрим условия для управления конкуренцией. Отметим, что они созданы исключительно факторами глобализации.

Во-первых, принцип Всемирной торговой организации (ВТО) о транспарентности национальных нормативных актов в области налогов, регулирования бизнеса, внешней торговли и т.д. (при условии его неукоснительного выполнения) создает

дополнительную информационную базу для прогнозирования конкурентных возможностей отдельных товаров, а, следовательно, отдельных, предприятий и организаций на глобальных или региональных рынках. Меры тарифного регулирования

можно с некоторой достаточной эффективностью нивелировать, управляя цепями поставок, перенося сборочные (финальные) производства в различные страны, создавая совместные предприятия, устанавливая цены на грани с демпинговыми, используя скрытые субсидии и т.д. Меры нетарифного регулирования (только основных видов которых существует более 800) можно «обойти», зная заранее требования и условия поставки конкретных товаров в отдельные страны.

Во-вторых, информационно-коммуникационные технологии позволяют получать информацию о ценах, свойствах товаров, условиях поставок, условиях хранения, таможенных ограничениях и т.д., практически мгновенно с момента их принятия или утверждения. Эти возможности повышают управляемость и предсказуемость конкурентных рынков субъектами управления.

В-третьих, промышленная разведка и промышленный шпионаж родились не из праздного любопытства и активно реализуются практически всеми компаниями, особенно крупными, в рамках не только маркетинговых исследований. Несомненно, раскрытие роли и места промышленного шпионажа и промышленной разведки в конкуренции - предмет отдельного исследования. Тем не менее, информация, полученная посредством указанных мероприятий, способна оказать влияние на управленческие решения топ-менеждмента. Приведем пример: во Владивостоке одна крупная компания из КНР открыла сборочное предприятие по производству легковых автомобилей. Другая крупная компания из Японии только собирается открыть подобное производство. Но ни в одном интервью руководителей этих компаний мы не найдем перечня моделей автомобилей, которые планируется производить в Приморье в ближайшем будущем.

Таким образом, некоторые перечисленные нами (а реально их гораздо больше) способы «ухода» от конкуренции или минимизации ее действия не появляются сами по себе, они приводятся в движение людьми, как правило, задолго до выхода товаров на рынок. То есть, смитовский обезличенный обмен на самом рынке, в конкурентной среде, готовится и управляется заранее и персонифицированно. И цепочка конкурентоспособность продукции - конкурентоспособность предприятия -конкурентоспособность отрасли - конкурентоспособность национальной экономики смещается de facto в противоположном направлении [1, C. 8].

В этих условиях реальной действительности задачи экономической науки смещаются из области изучения конкуренции на товарных или иных рынках в область изучения управления конкуренцией, изучения субъектов управления конкуренцией, что, несомненно, представляется более сложной научной проблемой. Следует предположить, что методами только экономической науки здесь будет не обойтись, в скором времени мы увидим результаты междисциплинарных исследований в области конкуренции, проводимых на стыке психологии, экономики и биологии.

Список литературы:

1. Ворожбит О.Ю. Конкурентоспособность рыбной продукции: теория, методология, практика / О.Ю. Ворожбит. - Владивосток: Дальнаука, 2007. - 180 с.

2. Колодко Г.В. Глобализация, трансформация, кризис -что дальше? / Г.В. Колодко; вводная статья Р.С. Г ринберга. - М.: Магистр, 2011. - 176 с.

3. Кравцевич С.В. Историко-экономические взгляды на формирование представлений о конкуренции / С.В. Кравцевич. - Чита: ЧитГУ, 2011. - 146 с.

4. Норт Д. Понимание процесса экономических изменений / пер. с англ. К. Мартынова, Н. Эдельмана; Гос. ун-т -Высшая школа экономики. - М.: Изд. дом Гос ун-та -Высшая школа экономики, 2010. - 256 с.

5. Сухарев О.С. Институциональная теория и

экономическая политика: К новой теории передаточного механизма в макроэкономике: в 2 кн. Кн. 1.:

Институциональная теория. Методологический эскиз / О.С. Сухарев. - М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2007. - 516 с.

Reference list:

1. Vorozhbit O. Competitiveness of fishery products: theory, methodology, practice / O. Divination. - Vladivostok: Dal'nauka, 2007. - 180 p.

2. Kolodko G.V. Globalization, the transformation of the crisis

- what next? / GV Block; introductory article RS Greenberg.

- M.: Master, 2011. - 176.

3. Krawcewicz S.V Historical and economic views on the formation of ideas about competition / S. Krawcewicz. -Read: ChSU, 2011. - 146 p.

4. North D. Understanding the process of economic change / per. from English. K. Martynov, H. Edelman, Gos. Univ -Higher School of Economics. - M.:. House State University

- Higher School of Economics, 2010. - 256.

5. Sukharev O.S. Institutional Theory and Economic Policy: Toward a new theory of the transmission mechanism in Macroeconomics: in 2 books. Prince. 1.: Institutional Theory. Methodological Sketch / O.S. Sukharev. - Moscow: ZAO "Publisher" Economy ", 2007. - 516 p.

международной конкуренцией и три условия, позволяющих такое управление осуществлять в условиях глобализации мировой экономики.

Важным положительным фактором нейтрализации конкуренции являются транснациональные компании (ТНК), позволяющие минимизировать не только неопределенность, но и риски. Кроме того, немаловажную роль играет усиление влияния неэкономических факторов в регулировании различных секторов экономии, финансов, а также отдельных регионов.

В таких условиях, как считает автор, на управление конкуренцией также решающее влияние оказывают факторы, являющиеся следствием глобализации. К числу указанных факторов автор относит, прежде всего, установленные Всемирной торговой организацией принцип транспарентности национальных нормативных актов в области налогов, регулирования бизнеса, внешней торговли, высокий уровень развития информационно-коммуникационные технологии, а также активное развитие промышленной разведки и промышленного шпионажа.

Давая общую оценку статье Сорокина М.А., следует отметить достаточное наличие фактического материала, удачно дополняющего выводы автора. Изложение носит последовательный, логичный характер, и методологически выверено, подтверждается соответствующими ссылками на использованные источники.

Статья в полной мере соответствует требованиям, предъявляемым к научным работам, и может быть рекомендована к публикации в научных журналах, в том числе в журналах из перечня ВАК.

К.э.н., зав. кафедрой «Менеджмент»

НОУ ВПО Тульский институт управления и бизнеса им. Н.Д. Демидова

В. В. Яровова

РЕЦЕНЗИЯ

на статью Сорокина Михаила Афанасьевича «Конкуренция: от личного обмена к личностному регулированию»

Происходящие в настоящее время процессы глобализации экономии во многом меняют, наполняя новым содержанием казалось бы сложившиеся понятия. Одним из таких явлений, требующих определенного переосмысления, несомненно, является конкуренция.

Именно поэтому автор, прежде всего, обращает внимание на существование различных подходов к определению самого понятия конкуренции, объясняя, это во-первых социальными корнями данного явления, обуславливающими неизбежную изменчивость данного явления. Во-вторых, сложным является сам процесс построения цепочки научного исследования в его классической форме - от дескриптивной к нормативной функции. Кроме того, автор выявляет противоречивость природы конкуренции, обусловленную, с одной стороны желанием потребителей усилить ее, а с другой - желанием производителей и продавцов монополизировать рынки.

Наличие в статье содержательного анализа различных подходов трактовке понятия конкуренция, а также его эволюции, вызванного социально-экономическим развитием, позволило автору статьи сформулировать собственное видение конкуренции в настоящее время. В частности, следует согласиться с его выводом о том, что в условиях глобальной экономики конкуренция является управляемой больше, чем когда бы ни было. При этом автором выделяются три уровня (субъекта) управления

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.