ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНОВ И ОТРАСЛЕВЫХ КОМПЛЕКСОВ
Ш
предполагает проведение семинаров, тренингов, конференций на базе образовательного учреждения потребительской кооперации и Кемеровского облпотребсоюза, а также консалтинг в области бухгалтерии, управления, логистики и прочее, что будет обеспечено за счет разработки программ семинаров, тренингов, курсов повышения квалификации, коммерческих предложений и их рассылка потенциальным участникам.
Организация совместных логистических процессов. Задействовав ресурсную базу потребительской кооперации, которая насчитывает более 35 оптовых складов со складской площадью — 16000 м2. Аутсорсинг логистических услуг предполагает возможность предоставления услуг по хранению, транспортировке товаров, подбору поставщиков, в том числе сотрудничество по направлению «Совместные покупки».
Внедрение разработанной модели интеграции в деятельность потребительской кооперации предусматривает использование Интернет-ресурсов, требует создания дополнительных рабочих мест, корректировки организационной структуры, повышения ее мобильности, что планируется провести в рамках дальнейшего изучения выбранной темы, включая разработку поэтапного механизма реализации данного проекта.
Проведенное исследование состояния и тенденций развития предприятий потребительской кооперации Кемеровской области, роли в экономике региона позволило выявить круг
проблем, обобщить и систематизировать практический материал. Современная потребительская кооперация, сочетая в себе элементы диверсификации и интеграции, имеет значительный потенциал для развития на качественно новом, инновационном уровне, от полноты и эффективности выполнения своих социально-экономических функций зависит степень удовлетворения потребностей пайщиков и населения, проживающего на обслуживаемой территории, а также прочих субъектов потребительского рынка.
Главным результатом данного исследования является разработка мероприятий по усилению социального вектора развития экономики Кузбасса на основе Кемеровского облпотребсоюза. Создана модель взаимодействия и сотрудничества потребительской кооперации и сельскохозяйственных предприятий, личных подсобных хозяйств населения, крестьянских (фермерских) хозяйств, местных товаропроизводителей продуктов питания. В этой модели Кемеровский облпотребсоюз выступает интегрирующим звеном, логистико-информационной площадкой для других субъектов рынка Кузбасса. Это будет способствовать развитию дистанционных форм торговли, насыщению продовольственного рынка региона продуктами из экологически чистого сырья, обеспечит поддержку и конкурентное преимущество малого и среднего бизнеса в сельской местности, в том числе за счет сбыта продукции в торговой сети потребительской кооперации.
Литература
1. Закон Кемеровской области от 28.02.2011 № 17-ОЗ «Об установлении нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов» [Электронный ресурс] // URL: http://www.ako.ru/ZAKON/viewzakon. asp?C56367=On (дата обращения: 15.03.2013).
2. Кузбасс в 2012 г. — Кемерово, 2013.
3. Социально-экономическое положение потребительской кооперации Кемеровской области за 2012 год. — Кемерово, 2013.
4. Торговля в Кемеровской области в 2012 г. — Кемерово, 2013.
КОНКУРЕНЦИЯ КАК ГЛАВНЫЙ ФАКТОР ВОСПРИИМЧИВОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ ЛЕСОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА К ИННОВАЦИЯМ (НА ПРИМЕРЕ республики КОМИ)
Н.Ю. Кирушева,
соискатель кафедры банковского дела Сыктывкарского государственного университета
kirusheva.nina@yandex.ru
В статье представлены результаты изучения барьеров входа на товарные рынки продукции лесопромышленного комплекса Республики Коми. Определены факторы, затрудняющие и ограничивающие хозяйствующим субъектам начало деятельности на этом рынке. Выявлены особенности влияния конкуренции на уровень инновационного развития лесопромышленного комплекса Республики.
Ключевые слова: Республика Коми, лесопромышленный комплекс, барьеры входа на рынок, инновации, инновационное развитие, влияние конкуренции на инновационное развитие.
УДК 332.1 ББК 65.30
За последние десятилетия отмечено усиление конкуренции фактически во всем мире. Ее движущей силой являются инновации. Конкуренция не только заставляет постоянно искать и использовать в производстве новые возможности, но и повышать качество продукции, совершенствовать технику и технологии.
В настоящее время конкурентная среда на товарных рынках продукции лесопромышленного комплекса (ЛПК) Республики Коми характеризуется, как умеренно концентрированная. Товарный рынок офисной и упаковочной бумаги в республике представлен в основном продукцией ОАО «Монди СЛПК», ведущего мирового производителя данного вида продукции. Рынок балансовой древесины республики имеет практически одного покупателя, поэтому он относится к монопсоническому.
Рынок плитной продукции (шпона, фанеры, плит, панелей) Республики Коми представлен на 1 января 2013 г. семью организациями. Значительные объемы фанеры реализуются на экспорт (60% в объеме производства фанеры в 2012 г.) [1], древесностружечные и древесноволокнистые плиты менее востребованы на международном рынке (1,2% и 2,3% в объеме производства соответственно) [2] и поэтому реализуются на территории России и Республики Коми. Несмотря на отнесение рынка пиломатериалов Республики к рынкам с развитой конкуренцией, структура лесопромышленного комплекса в целом характеризуется существенными диспропорциями в размещении производства и концентрацией в Центральной зоне (г. Сыктывкар, Усть-Вымский район). В общереспубликан-
303
Ill
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНОВ И ОТРАСЛЕВЫХ КОМПЛЕКСОВ
ском объёме производства пиломатериалов доля г. Сыктывкар составляет более 60% [3].
С целью изучения барьеров входа на товарные рынки продукции ЛПК Республики Коми (а именно рынок заготовки балансового сырья для лесной промышленности/рынок лесопильных и деревообрабатывающих производств/рынок производства древесных плит/рынок деревянного домостроения), а также развития малого предпринимательства в отрасли, в августе 2013 г. было проведено исследование. Исследование проводилось методом телефонного опроса респондентов на основе заранее разработанной анкеты.
Анкета разработана с использованием формы федерального статистического наблюдения № 4-инновация «Сведения об инновационной деятельности организаций» [4]. Были изучены существующие на данный момент методики оценки инновационного развития региона, отрасли промышленности, предприятия [5, 6, 7, 8] и факторы, оказывающие влияние на уровень инновационного развития указанных экономических субъектов.
В ходе исследования было опрошено 67 предприятий ЛПК Республики Коми, из них юридических лиц — 35 единиц, индивидуальных предпринимателей — 32 единицы. Большинство опрошенных (48% или 32 предприятия) занимаются двумя и более видами деятельности, среди которых одно—лесозаготовка, второе/третье — лесопиление, домостроение, производство топливных гранул. 31% респондентов представлен предприятиями, осуществляющими только лесозаготовку, 7% — только лесопилением. Четыре (6%) из опрошенных предприятий занимаются домостроением, и одно (2%) производство относится к плитным. Срок ведения бизнеса большинства респондентов (67%) — более 5 лет, 30% респондентов ведут деятельность один-пять лет, и 3% опрошенных — менее 1 года.
65% респондентов считают, что начать новый бизнес на рынках лесной промышленности в Республике Коми сейчас достаточно сложно: 15,1% респондентов оценили сложность начала бизнеса на 4 балла (по шкале от 1 до 5, где 1 — очень легко, 5 — очень сложно), 49,9% респондентов — на 5 баллов. Лишь 10,5% респондентов посчитали начало нового бизнеса
Рис. 1. Распределение предприятий-респондентов по ответам в выборе существующих барьеров входа на товарные
рынки ЛПК Республики Коми
Таблица 1
Инновации в лесопромышленном комплексе
Типы инноваций Описание инноваций по предмету и сфере применения
Продуктовые Новые виды продукции первичной и глубокой деревопереработки. Новые направления использования продукции деревообработки (новые виды изделий из дерева). Новые (не используемые ранее) связующие вещества в производстве фанеры, плит, панелей.
Технико-технологические и производственные Использование новой техники. Новые системы управления процессом лесозаготовки. Новые методы защиты древесины от деформаций, растрескивания, гниения, возгорания и поражения древогрызущими насекомыми. Новые ресурсно-сберегающие технологии использования низкосортной древесины и отходов деревообрабатывающего производства. Новые энергосберегающие технологии переработки древесины и производства изделий из дерева. Новые способы оптимизации производственного процесса, обеспечивающего повышение качества продукции, повышение производительности труда, уменьшение ручного труда, снижение энергетических, материальных и трудовых затрат. Новые системы контроля качества производимой продукции. Экологическая модернизация (экологизация) производственного процесса, обеспечивающая сокращение выбросов, загрязняющих окружающую среду.
Организационноуправленческие и экономические Развитие кооперации и формирование интегрированных структур в лесной отрасли. Новые формы технического обслуживания и обеспечения ресурсами предприятий лесной отрасли. Новые формы организации и мотивации труда. Новые формы организации и управления на предприятиях лесной отрасли. Маркетинг инноваций. Создание инновационно-консультативных систем в сфере научно-технической и инновационной деятельности. Новые концепции и методы выработки решений.
Социально-эколо- гические Формирование системы кадров научно-технического обеспечения на предприятии лесной отрасли. Улучшение условий труда, решение проблем здравоохранения, образования и культуры работников предприятий лесной отрасли. Оздоровление и улучшение качества окружающей среды. Обеспечение благоприятных экологических условий для жизни, труда и отдыха населения.
304
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНОВ И ОТРАСЛЕВЫХ КОМПЛЕКСОВ
Ш
на данных рынках легким, и 24,2% респондентов — выбрали среднее значение показателя.
Большинство предприятий-респондентов относят к барьерам входа на товарные рынки лесопромышленного комплекса республики «значительные первоначальные капитальные вложения при длительных сроках окупаемости» (65,7%) и «отсутствие у компаний необходимых кадровых ресурсов» (55,2%). Лесопромышленное производство республики испытывает дефицит квалифицированных специалистов. Согласно ответам опрошенных, предприятиям лесного комплекса требуются вальщики леса, лесорубы, трактористы по подготовке лесосек, трелёвке и вывозке древесины, машинисты трелёвочных машин, операторы сучкорезной установки и машин «Харвестер» и «Форвадер», заточники деревообрабатывающих машин.
«Транспортные ограничения» считают препятствием для выхода на товарные рынки ЛПК Республики Коми 34,3% опрошенных респондентов. Такие ограничения производители связывают:
— с особенностями организации железнодорожных грузоперевозок: ростом тарифов на грузовые перевозки, заключением договоров на короткие сроки (со слов респондентов, до полугода), неразвитостью контейнерных перевозок;
— с плохой транспортной доступностью некоторых районов республики. На транспортную доступность влияют два основных фактора: удаленность сырьевой базы до потенциального потребителя древесины (до центра муниципального образования) и плотность дорог в самой базе. Самыми недоступными в виду обширных территорий с крайне слабой сетью лесовозных дорог и больших расстояний вывозки древесины до центров потребления считаются базы на крайней периферии Удорского, Троицко-Печорского, Вуктыльского районов, в Усть-Цилемском районе, частично в Княжпогостском и других районах [9];
— отсутствием своего транспорта;
— необходимостью приобретения специального разрешения на транспортировку по автомобильным дорогам тяжеловесных и/или крупногабаритных лесных грузов.
32,8% опрошенных (или 22 предприятия) к барьерам входа на рынок относят «наличие на рынке крупных компаний». Необходимо отметить, что все опрошенные занимаются лесозаготовками. На сегодняшний день фактически право пользования лесными ресурсами в Республике Коми монополизировано. На холдинг ОАО «Монди Сыктывкарский ЛПК» напрямую или через дочерние предприятия приходится 5,1 млн м3 расчётной лесосеки, переданных в аренду лесных ресурсов или 40,8% от всей аренды по республике. Компания также является основным потребителем низкосортной древесины (балансы лиственных и хвойных пород). Ситуация монопсонии в лесном секторе республики влияет на работу всего комплекса. Снижение объемов производства на доминирующем предприятии по потреблению древесного сырья ОАО «Монди СЛПК», как правило, снижает и так невысокую цену на сырье у лесозаготовителей и увеличивает производственные затраты до критического уровня, растет доля убыточных предприятий.
«Трудности в получении земельных участков» являются барьером входа на рынок балансовой древесины/дров для отопления/продукции лесопиления для 22,4% респондентов. Со слов респондентов, трудности связаны с выделением земель промышленного назначения и в рамках аукционов земель лесного фонда.
Для определения влияния уровня инновационного развития отрасли республики и развитости конкуренции соответствующих рынков определены типы инноваций, реализуемые
на предприятиях ЛПК в 2011 г. — I полугодии 2013 года. Среди них — продуктовые инноваций, наиболее характерные для сегмента глубокой переработки древесины, технико-технологические и производственные, организационно-управленческие и экономические, социально-экологические (табл.1).
В 2011-2013 гг. наибольшее число инноваций в лесопромышленном комплексе связано с внедрением более совершенных технологий, машин и оборудования:
в лесозаготовительной промышленности — приобретение современных лесозаготовительных машин (харвестеров и форвардеров), лесовозов с манипуляторами (гидромани-пулятороами), замена топоров на бензопилы, использование современных систем управления лесозаготовкой, в т.ч. систем телекоммуникации и навигации GPS;
в деревообрабатывающей промышленности — приобретение современных лесопильных и сушильных комплексов, строительство котельных на отходах деревообрабатывающего производства; реконструкция/строительство новых лесопильных цехов; производство новых видов продукции — топливных брикетов, арболитовых блоков, эфирных масел из хвои сосны.
Среди опрошенных — доля предприятий внедривших продуктовые, технико-технологические и/или производственные инновации составила 70,15% (или 47 предприятий).
Доля предприятий, занимающихся внедрением организационно-управленческих инноваций, составила 19,4% (или 13 предприятий). Среди инноваций таких предприятий — использование различных форм мотивации работников, организация профессионального обучения работников предприятия.
37,32% опрошенных предприятий за период с 2011 г. по 2013 г. не осуществляли никакую инновационную деятельность.
Основные проблемы, которые были выделены в ходе исследования:
1. Среди основных барьеров входа на товарные рынки лесопромышленного комплекса — «значительные первоначальные капитальные вложения при длительных сроках окупаемости» (65,7% от общего числа респондентов), «отсутствие у компаний необходимых кадровых ресурсов» (55,2%), «транспортные ограничения» (34,3%), «наличие на рынке крупных компаний» (32,8%). Развитию конкуренции на товарном рынке препятствует ситуация монопсонии в лесном секторе республики.
2. Наличие таких барьеров входа как «значительные первоначальные капитальные вложения...» и «транспортные ограничения» в первую очередь тормозят развитие глубокой переработки на территории Республики.
3. Треть опрошенных предприятий не внедряла инноваций за последние три года, что подтверждает недоразвитость конкуренции в деревообрабатывающей промышленности как результат диспропорций в размещении производства на территории Республики.
Проведенный анализ определил основные моменты, способствующие позитивному развитию лесопромышленного комплекса Республики Коми:
— возможность значительного увеличения объемов производства на действующих предприятиях различного профиля за счет их модернизации, технического перевооружения, реконструкции, а также создания новых производств;
— развитие сети индустриальных парков в лесопромышленном комплексе Республики Коми с созданием соответствующей нормативно-правовой базой, стимулирующей приток новых предпринимателей и инновационных идей в соответствующие отрасли промышленности.
Литература
1. Республика Коми в цифрах: Краткий стат. сб. [Электронный ресурс] / Комистат: официальный сайт. Систем. требования: Microsoft Word. URL: http://komi.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/komi/resources/04af17004fdae6058dbcff6be9e332ec/% (дата обращения: 04.09.2013)
2. Там же.
3. Лесной план Республики Коми [Электронный ресурс] / Комитет лесов Республики Коми: официальный сайт. — Сыктывкар, 2010. — С. 81. Систем. требования: Microsoft Word. URL: http://komles.rkomi.ru/left/deyatelnost/plani/ (дата обращения: 03.09.2013)
4. Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения за численностью, условиями и оплатой труда работников, деятельностью в сфере образования [Электронный ресурс] / утв. приказом Федеральной службы государственной статистики, 29.08.2013, № 349 // Консультант Плюс: информационно-правовой портал.
305
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНОВ И ОТРАСЛЕВЫХ КОМПЛЕКСОВ
URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/onNne.cgi?req=doc;base=LAW;n=151820;fld=134;dst=102217;md=0.6933921429724359 (дата обращения: 30.09.2013)
5. Бортник И.М., Сенченя Г.И., Михеева Н.Н., Здунов А.А., Кадочников П.А., Сорокина А.В. Система оценки и мониторинга инновационного развития регионов России // Инновации. — № 9. — 2012.- С. 25-38.
6. Валинурова Л.С., Кузьминых Н.А. Оценка уровня инновационного развития отраслей промышленности // Инновации. —
№ 6. — 2007. — С. 42-47.
7. Киселев В. Н. Сравнительный анализ инновационной активности субъектов Российской Федерации // Инновации. — № 4.2010. — С. 44-55.
8. Никитина О.В. Методы оценки инновационной активности промышленных предприятий [Электронный ресурс] : дис. ... канд. экон. наук: 08.00.05 / О. В. Никитина. — СПб, 2007. — 158 с. //Электронная библиотека диссертаций РГБ: сайт. Систем. требования: Defview. URL: http://dNb.rsl.ru/information.php?path=/rsl01003000000/rsl01003310000/rsl01003310508/rsl01003310508.pdf (дата обращения: 05.11.2009)
9. Основные направления развития лесопромышленного комплекса Республики Коми на 2010-2015 гг. и на период до 2020 г. [Электронный ресурс] / Мин-во развития промышленности, транспорта и связи Республики Коми: официальный сайт. — Сыктывкар, 2010. — С.54. Систем. требования: Microsoft Word. URL: http://minprom.rkomi.ru/page/5912/ (дата обращения: 03.09.2013)
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ КОНЦЕПЦИИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ УПРАВЛЯЮЩИХ ОРГАНИЗАЦИЙ В СФЕРЕ ЖКХ
С.А. Евсеева,
доцент кафедры экономики и управления на предприятии Лесосибирского филиала Сибирского государственного технологического университета,
кандидат экономических наук sae1972@rambler.ru
В статье автором рассмотрены основные положения концепции устойчивого развития управляющих организаций в сфере ЖКХ на основе менеджмента качества. Предлагаемая концепция основана на необходимости разработки механизма управления, обеспечивающего удовлетворение потребностей и ожиданий всех заинтересованных сторон сбалансированным образом.
Ключевые слова: устойчивое развитие, управляющая организация, управление многоквартирным домом, механизм управления, заинтересованные стороны.
УДК 338 ББК 65.01
Проблемные ситуации постоянно возникающие в практике управления являются основанием для разработки управленческих решений. При этом проблема определяется как «несоответствие существующего состояния организации или его динамика желательному состоянию, которое задано субъектом управления» [1, с.6]. Управленческое решение является решением, на основе которого формируются управляющие воздействия на объект управления (управляемую систему), обеспечивающие достижение цели управления. Однако при принятии управленческих решений достаточно сложной задачей для субъекта управления является выявление наиболее «выгодных точек приложения» управляющих воздействий. Для решения этой сложной задачи необходима разработка и применение эффективного механизма управления.
Проблема устойчивого развития, существующая в деятельности управляющей организации в сфере ЖКХ (далее — управляющая организация), делают задачу разработки и применения такого механизма управления актуальной и для ее субъекта управления. Разработка эффективного механизма управления требует наличия адекватной методической основы.
При разработке методической основы к разработке механизма управления, обеспечивающего достижение целей устойчивого развития управляющей организации необходимо определить сущность механизма управления. Эта необходимость вытекает из того, что в настоящее время отсутствует единый подход к механизму управления, начиная от определения самого понятия, и заканчивая раскрытием его структуры. Анализ основных подходов к механизму управления в работах [2-6], позволил выделить особенности механизма управления, которые соответствуют нашим представлениям о нем. К числу основных особенностей, характеризующих механизм управления можно отнести:
• механизм управления является составной частью системы управления организацией;
306
• первоосновой механизма управления является проблема, т.е. «несоответствие существующего состояния организации или его динамика желательному состоянию»;
• основополагающими элементами механизма управления является цель управления и количественный аналог целей — критерий управления;
• наличие альтернативных вариантов достижения целей управления;
• наличие ограничивающих факторов, т.е. факторов, ограничивающих выбор, или ограничений, осуществляющих непосредственное или косвенное воздействие на возможность и способность субъекта управления достигать поставленных целей управления;
• результатом реализации механизма управления является управленческое решение, формирующее управленческое воздействие, связывая, таким образом, субъект и объект управления;
• управляющее воздействие требует от субъекта управления выявление предметов управления (изменяемые в результате управления элементы объекта управления) и выбор соответствующих методов (видов) управления;
• технология разработки и реализации механизма управления отличается большим многообразием методов, т.е. способов и приемов, с помощью которых обосновываются управленческие решения;
• механизм управления реализуется в условиях неопределенности, т.е. недостаточности информации о текущей ситуации и тенденциях ее развития, а также при неясных представлениях обо всех последствиях принимаемого решения.
На основании выделенных особенностей, характерных для механизма управления предлагаем собственное определение термину «механизм управления». Механизм управления — это порядок действий при осуществлении выбора управляющих