Научная статья на тему 'Трансформация лесопромышленного сектора республики Карелия'

Трансформация лесопромышленного сектора республики Карелия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
268
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОН / ЛЕСОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС / ЛЕСОПРОМЫШЛЕННЫЙ СЕКТОР / ЛЕСНОЕ ХОЗЯЙСТВО / ЛЕСОЗАГОТОВКИ / ДЕРЕВООБРАБОТКА / РЕГИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Курило А.Е., Немкович Е.Г., Курило М.О.

В статье рассматривается процесс трансформации лесопромышленного комплекса Республики Карелия с начала рыночных преобразований до настоящего времени. Проведен комплексный анализ лесопромышленного сектора республики, который представлен несколькими видами деятельности. Приведена динамика показателей, характеризующих развитие комплекса. Обозначены проблемы, предложены пути их решения и намечены перспективы развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Трансформация лесопромышленного сектора республики Карелия»

УДК 332.05: 630*6 (470.22)

трансформация лесопромышленного сектора

республики Карелия

а. е. курило,

кандидат экономических наук, доцент, старший научный сотрудник E-mail: akurilo@mail.ru

е. г. немкович,

кандидат технических наук, доцент, ведущий научный сотрудник E-mail: enemkovich@mail.ru

М. О. КУРИЛО, аспирант E-mail: alxera@mail.ru Институт экономики Карельского научного центра РАН

В статье рассматривается процесс трансформации лесопромышленного комплекса Республики Карелия с начала рыночных преобразований до настоящего времени. Проведен комплексный анализ лесопромышленного сектора республики, который представлен несколькими видами деятельности. Приведена динамика показателей, характеризующих развитие комплекса. Обозначены проблемы, предложены пути их решения и намечены перспективы развития.

Ключевые слова: регион, лесопромышленный комплекс, лесопромышленный сектор, лесное хозяйство, лесозаготовки, деревообработка, региональное развитие.

Развитие хозяйственной деятельности на территории карелии исторически было связано с использованием лесных ресурсов, которые являлись основным богатством. крупномасштабное использование леса началось в 1929 г. с вводом кондопожского целлюлозно-бумажного комбината. Достаточно длительное время основу экономики карелии составлял лесопромышленный комплекс (лПк), в состав которого входили три вида экономической деятельности: лесное хозяйство, лесозаготовительная промышленность и деревообработка (механическая и химическая).

на протяжении последних двадцати лет лесопромышленный комплекс Республики карелия претерпел значительную трансформацию. За время преобразований от прежнего лПк остались лишь отдельные элементы, он стал несистемным и фрагментарным, утеряна система управления и взаимодействия. Предприятия лесного хозяйства в стране и, соответственно, в республике претерпели глубокую реорганизацию и сейчас в основном находятся в государственной собственности или замещены предпринимательскими структурами. Все лесозаготовительные организации прошли через процедуру банкротства и неоднократно меняли собственников. Предприятия этого вида деятельности приватизированы, редко где остались государственные доли акций. В деревообработке в основном работают малые и средние товаропроизводители. В целлюлозно-бумажном секторе остались крупные комбинаты, построенные в советское время, которые находятся в частной собственности и работают обособленно.

В республике появились крупные межрегиональные компании, холдинги, вертикально интегрированные структуры, предприятия иностранных компаний. к управлению различными сферами деятельности пришло молодое поколение менеджеров, сформированное новой рыночной формацией. В связи со станов-

лением полноценного института собственности и развитием организационно-правовых форм предприятий понятие ЛПК фактически потеряло свой смысл.

В стране принят и действует Лесной кодекс Российской Федерации, согласно которому лесные ресурсы находятся в федеральной собственности, что означает обязательное государственное управление ими. Объектом управления признается лесной участок, передающийся в пользование на правах аренды хозяйствующим субъектам различных форм собственности. осуществляя свою хозяйственную деятельность на арендованных участках, они выполняют работы лесохозяйственного назначения, проводят лесозаготовки и переработку древесины. В новых условиях требуется новая система управления со своими инструментами и механизмами управления, формирующими государственно-частные партнерские взаимоотношения.

Сегодня можно говорить о существовании лесопромышленного сектора республики как некоторой совокупности хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность по использованию и восстановлению лесных ресурсов в таких видах экономической деятельности, как лесное хозяйство, лесозаготовка и предоставление услуг в этих областях; обработка древесины и производство изделий из дерева, целлюлозно-бумажное производство.

Лесные ресурсы и сегодня составляют основное возобновляемое богатство республики. Общая площадь

земель лесного фонда на 01.01.2011 составила 14,9 млн га, в том числе покрытая лесом - 9,5 млн га, лесистость территории - 52,7 %. Характерной особенностью карельских таежных лесов является преобладание ценных хвойных пород (сосна, ель), удельный вес которых составляет 88,3 % всей покрытой лесом площади, в том числе сосна занимает 65,0 %, ель - 23,2 % [2].

Расчетная лесосека в республике составляет 11,3 млн м3. Установленный годовой отпуск древесины по всем видам рубок арендаторам лесных участков на 2012 г. - 7,5 млн м3, или 66,5 % от расчетной лесосеки по республике. По данным статистики за 2010-2012 гг., объемы заготовки древесины снизились и держатся на уровне 5,5-5,7 млн м3. Расчетная лесосека осваивается на 51-53 % [1]. В лесном секторе республики функционируют 1 272 организации, в которых трудится 16 798 чел., или 7,4 % от занятых в экономике (табл. 1).

Лесной сектор карелии, считающийся приоритетной сферой долгие годы, на самом деле теряет свою ведущую хозяйственную роль. Сокращается количество предприятий. С 2005 г. их стало меньше на 10 %. Многие находятся в состоянии банкротства. Численность работников с 2005 г. сократилась почти на 50 %. В республике снижается объем лесозаготовок, растут убытки лесопромышленных предприятий.

Ситуация в лесном секторе карелии остается сложной на протяжении ряда лет. Развитие этого сектора сдерживают: дефицит транспортно доступного

Таблица 1

Лесной сектор по видам деятельности в Республике Карелия в 2005-2011 гг. [6]

Вид деятельности 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011

Число учтенных в статистическом регистре организаций, ед.

Лесное хозяйство и предоставление услуг в этой области 876 852 854 843 836 768 751

Обработка древесины и производство изделий из дерева 495 426 467 497 519 497 496

Производство целлюлозы, древесной массы, бумаги, 26 25 22 24 24 26 25

картона и изделий из них

Итого... 1 397 1 303 1 343 1 364 1 379 1 291 1 271

Среднесписочная численность работающих, чел.

Лесное хозяйство и предоставление услуг в этой области 15 728 14 249 12 336 10 145 8 495 7 741 6 113

Обработка древесины и производство изделий из дерева 7 452 6 453 7 042 6 581 5 006 4 507 3 660

Производство целлюлозы, древесной массы, бумаги, 9 478 9 161 8 841 8 492 7 686 7 176 7 025

картона и изделий из них

Итого... 32 658 29 863 28 219 25 218 21 187 19 424 16 798

Доля занятых в лесном секторе от общей численности 12,6 11,7 11,3 10,6 9,0 8,5 7,4

занятых в экономике, %

Сальдированный финансовый результат, млн руб.

Лесное хозяйство и предоставление услуг в этой области -509,7 -465,5 -406,9 -1 959,1 1 094,2 -836 -1 064,3

Обработка древесины и производство изделий из дерева -182,7 -129 135,9 -1 696,6 -768,5 -924,3 -964,4

Производство целлюлозы, древесной массы, бумаги, 945,3 2 426,6 950,9 -3 578 -1 566,6 -712,4 -1 891,7

картона и изделий из них

Итого... 252,9 1 832,1 679,9 -7 233,7 -1 240,9 -2 472,7 -3 920,4

лесного сырья, недостаток мощностей по переработке лиственной и низкосортной древесины, а также низкая обеспеченность транспортной инфраструктурой. На предприятиях происходят массовые увольнения, а остающиеся работники получают зарплату не в полном объеме или с большой задержкой. Население лесных поселков остается без работы. Большое количество карельских деревень и поселков целиком зависит от использования лесных ресурсов.

Работает этот сектор экономики недостаточно эффективно, накопился груз старых и новых ошибок и просчетов управления, доля ЛПК в 2010 г. в структуре промышленного комплекса Карелии составила 26,8 % [4]. В 2012 г. ситуация не изменилась в лучшую сторону. Предприятиями лесного сектора заготовлено древесины на 10 % меньше, чем в 2011 г. Также почти на 10 % упал объем производства на крупных лесоперерабатывающих предприятиях. В целлюлозно-бумажном производстве завод «Питкяранта» признан банкротом, ОАО «Кондопога» снизило объем производства, на нем введено временное управление, ОАО «Сегежский ЦБК» работает с перебоями.

Практически все крупные и средние предприятия лесопромышленного сектора республики ориентированы на внешние рынки, где сокращается спрос на древесину, идет падение цен, в связи с этим в сложную ситуацию попадают целлюлозно-бумажные предприятия республики [134]. В 2012 г. карельские предприятия лесопромышленного сектора сократили поставки своей продукции за рубеж. В первом полугодии экспортировано всего 367,1 тыс. м3 необработанной древесины, что на 14,1 % меньше аналогичного периода 2011 г. Вывоз за рубеж обработанных лесоматериалов сократился на 14,7 % и составил 107,6 тыс. м3. Произошло снижение экспорта газетной бумаги на 3,6 % (306,6 тыс. т). Кроме того, республика уменьшила на 0,4 % экспортные поставки сульфатной целлюлозы - до 41,5 тыс. т [9]. Лесопромышленные предприятия республики внесли в бюджет в 2012 г. всего 200 млн руб. налогов, это в пять раз меньше, чем могли бы получать [1].

В Карелии сложилась следующая система управления лесами: государственное управление лесами на территории Республики Карелия осуществляет Министерство природопользования и экологии через подведомственные госучреждения и центральные лесничества. На территории республики функционируют 17 центральных лесничеств, разделенных на участковые лесничества с общей численностью работающих 1 370 чел. [10].

При формировании лесничеств были определены работы, относящиеся к управленческому блоку и выполняемые их работниками. Работы либо выполняются арендатором, либо выносятся на конкурс, организатором которого выступает лесничество. Лесничества занимаются государственным контролем, организуют аукционы по продаже права на заключение договора аренды лесного участка или договора купли-продажи лесных насаждений, осуществляют сбор данных для государственного лесного реестра, ведут статистическую отчетность и обеспечивают реализацию лесохозяйственного регламента.

Сильные позиции по влиянию на политику государства в лесном секторе имеет Союз лесопромышленников и лесоэкспортеров Республики карелия, который отстаивает интересы бизнеса, участвует в подготовке проектов законов, управленческих решений по вопросам развития национального и регионального лесного комплекса. Создан и начал свою работу общественный совет при министерстве по природопользованию и экологии республики. В его состав вошли известные в республике специалисты, представители научных учреждений, лесозаготовительных и лесоперерабатывающих предприятий, профессионалы в области управления лесами.

С 2007 г. в Республике карелия осуществляется передача лесных ресурсов в аренду. В 2012 г. в аренду сдано 80 % территории лесного фонда. В аренде находятся участки лесного фонда с годовым объемом лесопользования 6,6 млн м3 (75 % расчетной лесосеки) [10].

В соответствии со ст. 74 Лесного кодекса Российской Федерации с 2006 г. право аренды приобретается по результатам лесных аукционов. Организатором проведения аукционов и арендодателем по договорам аренды участков, входящих в состав лесного фонда, является Министерство природопользования и экологии Республики карелия.

По состоянию на 01.10.2012 заключено 466 договоров на право долгосрочного пользования лесными участками. оказалось, что большинство арендаторов не способны самостоятельно заготавливать древесину. они сдают лесные участки в субаренду частным подрядным организациям и превратились в сборщиков природной (лесной) ренты. Например, холдинговая компания ОАО «ка-реллеспром» перешла от лесозаготовок к продаже леса на корню (продажа несортированных, круглых лесоматериалов), зарабатывая с каждого м3 около 100 руб. [3].

Сейчас на лесозаготовках трудятся более 700 подрядных организаций. С каждым годом их становится все больше, а эффекта от использования лесных ресурсов все меньше. За один арендованный 1 м3 древесины в бюджет республики поступает всего 23 руб. По мнению экспертов, за 1 м3 надо платить от 300 до 500 руб. И тогда в бюджетную систему республики по этой доходной статье поступит не менее 2 млрд руб. [17], а это почти в 10 раз больше, чем сегодня получает бюджет за аренду. Кроме того, столь серьезное увеличение арендной платы должно привести к смене арендаторов, которые смогут более эффективно использовать лесные ресурсы и в конечном итоге перестроить модель функционирования лесного сектора республики.

На сегодняшний день в лесном секторе преобладает модель, когда лесозаготовители оторваны от дальнейшей переработки. Таким образом они формируют достаточно короткую товарную цепь, продавая заготовленную древесину за пределы республики, что не способствует успешному социально-экономическому развитию, так как сохраняется сырьевая направленность. Себестоимость продукции карельских деревообрабатывающих предприятий в 2-2,5 раза выше, чем в соседней Финляндии, что делает ее неконкурентоспособной. Такая ситуация складывается в связи с тем, что большинство деревообрабатывающих предприятий имеет достаточно низкий уровень технического оснащения производства. В итоге многие лесозаводы прекратили свое существование. Но есть и положительные примеры. Соломенский лесозавод, проведя модернизацию производства, поставляет продукцию деревообработки в Японию (более 80 % своей продукции). Вновь созданный лесозавод в п. Импилахти успешно поставляет свою продукцию в Финляндию.

При сложившейся модели хозяйствования лесозаготовители обеспечивают только 65 % мощностей перерабатывающих предприятий республики. Целлюлозно-бумажные комбинаты и деревообрабатывающие предприятия испытывают дефицит хвойной древесины и поэтому завозят ее из других регионов. С пуском в Петрозаводске первой очереди крупнейшего в стране завода «Калевала» по производству OSB-плит потребуется около 600 тыс. м3, а после пуска второй очереди - 1 млн м3 балансовой древесины хвойных и лиственных пород. Ситуация с сырьем будет еще острее.

Лес, заготавливаемый в республике, можно разделить на три товарные группы: хвойная древесина

(сосна, ель), береза, дрова. Основными потребителями хвойного леса для глубокой переработки в республике являются два крупных предприятия: ОАО «Кондопо-га» (ель) и ОАО «Сегежский целлюлозно-бумажный комбинат» (сосна). Береза идет на экспорт, а дрова - в систему жилищно-коммунального хозяйства.

В лесу происходит смена пород, и хвойной древесины с каждым годом становится все меньше. Интенсивные лесозаготовки середины прошлого столетия подорвали сырьевую базу лесопромышленного комплекса республики. Растет объем лесоматериалов, не имеющих платежеспособного спроса (лиственная и низкосортная древесина). По оценке Союза лесопромышленников и лесоэкспортеров республики, в настоящее время ресурсы лиственной древесины (березы и осины) составляют около 30 % от расчетной лесосеки Карелии - примерно 3 млн м3, в том числе березы - около 2,6 млн м3. В последние годы весь объем заготовленных в республике березовых балансов шел на экспорт, поскольку спрос на внутреннем рынке был ограничен. Этот товарный поток регулируется государством.

Итак, на территории республики сформировался рынок, имеющий три узкоспециализированных товарных сектора: по сосне, ели и березе. В сложившейся ситуации возникла монопсония, при которой доминирует небольшое количество покупателей древесины. Огромный разрыв в масштабах производства (два крупнейших предприятия и государство) и большого числа малых и средних предприятий-арендаторов (466 арендаторов-продавцов) в республике привел к тому, что эти покупатели получили возможность оказывать практически единоличное влияние на цены закупаемых ими лесных ресурсов (сосна, ель, береза). Это привело к тому, что на территории республики возникла реальная зависимость небольших предприятий от политики крупных (ОАО «Кондопога» и ОАО «Сегежский ЦБК»), производящих продукцию из заготавливаемого ими сырья, и экспортной политики государства.

Когда в 2009 г. ввели заградительную пошлину на вывоз необработанной древесины (в том числе на березу пошлину подняли с 6 до 50 евро за 1 м3, притом что у нас березу не обрабатывают, а используют на дрова), это сразу привело к системной убыточности лесозаготовительных предприятий, лишению оборотных средств и приостановке работ в лесу. Нарушилась устойчивость цепочек поставки древесины от лесозаготовителей к переработчикам. Наиболее значительное снижение финансового результата

допустили предприятия целлюлозно-бумажной сферы. И, как следствие, упал объем лесозаготовок, и снизился выпуск продукции деревообрабатывающих предприятий. Возникла разбалансированность экономической среды, нарушились пропорции территориального развития в соответствии с интересами крупных компаний, а не местных сообществ. В 2012 г. долги целлюлозно-бумажных предприятий за полученное сырье достигли 160 млн руб. Создалась ситуация, когда из 10 м3 заготовленной древесины не оплачиваются 6 [11]. Эти задержки оплаты за поставленную древесину привели к ухудшению финансового состояния лесозаготовительных компаний республики.

Ситуация монопсонии в лесопромышленном секторе республики практически влияет на работу всех предприятий сектора. Например, в 2012 г. целлюлозно-бумажные комбинаты республики снизили объемы производства: ОАО «Кондопога» - из-за падения спроса на газетную бумагу, ОАО «Сегежский ЦБК» -из-за неоплаты поставок сырья, ОАО «Питкяранта» стало банкротом; остановились лесозаводы ЗАО «Инвестлеспром». В результате лесозаготовители вынуждены были снизить цены на лесоматериалы до критического уровня (на 30-40 %). И доля убыточных предприятий в сфере превысила 80 %.

За последние годы в лесном секторе республики появилась еще одна особенность - он все больше попадает в условия «внешнего» управления, и его деятельность контролируется из-за пределов республики.

Кроме того, сфера производства, осуществляющая лесовозобновление, лесоохрану, лесозаготовку, первичную переработку лесоматериалов и выпуск бумажной продукции, расположена на территории республики. А сфера обращения контролируется из-за пределов республики (Москва, Ижевск, Нижний Новгород, Вологда, Финляндия, Швеция). Например, трансрегиональная компания ЗАО «Инвестлеспром», входящая в десятку крупнейших лесопромышленных компаний страны, подчиненная «Банку Москвы», владеет 10 предприятиями лесного сектора республики. В ее состав входят: ОАО «Сегежский ЦБК» (включая дочерние подразделения - ООО «Сегежс-кая упаковка», ООО «Сегежская лесохимия», ООО «Сегежа Энерго»), ООО «ЛДК «Сегежский», ОАО «Муезерский ЛПХ», ОАО «Лендерский леспромхоз», «Костомукшский ЛПХ», «Медвежьегорский ЛПХ», ООО «Карелия ДСП». Компания скупает или учреждает предприятия для обслуживания своих перерабатывающих мощностей, ведет политику

отказа от непрофильных активов, передает объекты социальной инфраструктуры на баланс муниципальных властей. В частности, компания проводит комплексную механизацию лесозаготовок и других производств без учета социальных последствий для населения территории. Эти действия сокращают занятость и, соответственно, потенциал привлечения рабочей силы предприятия для тушения пожаров в пожароопасный сезон [8].

На территории республики работают: ОАО «Ладэнсо», ООО «Сетлес», ОАО «Олонецлес». Это дочерние компании финского лесопромышленного концерна «Stora Enso». Инвесторы группы «АСПЭК» из г. Ижевска контролируют ЗАО «Соло-менский лесозавод», ЗАО «Шуялес» и ЗАО «Поро-созеро». Подводя итоги 2012 г., правление совета директоров ОАО «Кондопога» приняло решение о создании совместного холдинга с ОАО ЦБК «Волга» из г. Балахна Нижегородской области.

Правительством республики подписан протокол о намерениях с австрийской компанией «Биндер Хольц» по реализации инвестиционного проекта строительства лесопильного завода на базе ОАО «Кемский лесозавод» и ОАО «Пяозерский ЛПХ». Кроме того, еще оставшиеся малые и средние предприятия лесного сектора республики сталкиваются с трудностями в организации поставок леса по железной дороге, что также отрицательно сказывается на их экономической деятельности.

Все это оказывает отрицательное влияние на занятость населения в лесных поселках, где жизнь непосредственно связана с использованием лесных ресурсов, а менеджмент, не связанный с территорией, не заинтересован в ее развитии. На лесозаготовительных и лесопильных предприятиях происходит массовое сокращение работников, некоторые предприятия близки к полной остановке. Половина из 34,5 тыс. экономически активных граждан, проживающих в 100 лесных поселках Карелии, почти не имеют работы [8].

Еще одним фактором, влияющим на деятельность лесного сектора республики, является институт лесной сертификации. Сертификация является подтверждением того, что деятельность предприятия соответствует установленным принципам устойчивого лесоуправления в экономической, экологической и социальной сферах. Наличие сертификата повышает авторитет карельских предприятий и конкурентоспособность их лесопродукции, а на мировых рынках позволяет повысить цену ее реализации. Но это и

увеличение затрат для карельских производителей.

В Карелии уже достаточно много арендаторов, добровольно сертифицировавших свое лесоуправле-ние на лесных участках и цепочки поставок переработчикам леса. В настоящее время в республике шесть предприятий имеют сертификаты FSC (Лесного попечительского совета) по лесоуправлению и цепочке поставок: ООО «Сведвуд Карелия», ОАО «Ладэнсо», ОАО «Олонецлес», ОАО «Сегежский ЦБК», ОАО «Лендерский ЛПХ», ЗАО «Запкареллес». В целом сертифицировано 27 % общего объема расчетной лесосеки по арендуемым участкам лесфонда [10].

Серьезным фактором, сдерживающим освоение расчетной лесосеки в полном объеме, остается слаборазвитая лесная дорожно-транспортная инфраструктура. Вести лесозаготовки и осуществлять вывозку древесины на значительной площади лесосечного фонда республики (на 40 %) можно только в зимний период, что ставит результаты работы лесозаготовителей в зависимость от погодных условий.

У большинства лесозаготовительных предприятий отсутствует необходимая сеть дорог, которые можно использовать для вывозки древесины круглогодично. Работы по строительству дорог в соответствии с Лесным кодексом РФ возложены на арендаторов, но большинство лесозаготовительных предприятий не имеет достаточных финансовых средств. Ежегодно в республике строится около 250 км лесовозных дорог при нормативной потребности 540 км [10]. Значимость этой работы в республике возрастает, поскольку она направлена не только на повышение экономической доступности лесов, но и на развитие сети дорог, необходимых для жизнеобеспечения лесных поселков, развития их инфраструктуры.

Правительство республики приняло участие в подготовке проекта распоряжения Правительства Российской Федерации об утверждении государственной программы «Развитие лесного хозяйства на 2012-2020 годы», которая предполагает дополнительное ресурсное обеспечение, в том числе для создания лесных дорог на принципах государственно-частного партнерства, предполагающих софинансирование арендаторов лесных участков. Это должно изменить ситуацию к лучшему.

Управление лесным сектором республики осложнено и асимметричностью информации о состоянии лесов республики. По данным ФГУП «Рослесинфорг», информация о лесоустройстве почти половины территории республики устарела и не может применяться для принятия управленческих

решений. Ие изучены северные территории, неизвестны запасы леса и качество древостоя. Имеющиеся данные по лесоустройству на 53 % были получены в Карелии 10 лет назад, 30 % - 15 лет назад, а еще 17 % данных - 20 лет назад [7]. В 2012 г. в Карелии исследовано 527 тыс. га, это всего 3,6 % от общей площади всех лесов Карелии (14,9 млн га) [17]. До 2012 г. лесоустроительные работы от лица государства в республике не велись, поскольку на это не выделялись бюджетные средства. Без этих данных невозможно ни долгосрочное, ни даже краткосрочное планирование экономического развития региона.

В течение последних лет в республике не проводилась полномасштабная системная работа по лесовозобновлению. В результате Лесфонд республики очень сильно деконцентрирован. Здесь много низко-бонитетных и низкополнотных насаждений, которые не представляют экономического интереса в силу огромных затрат по их промышленному освоению.

Даже если в республике удастся увеличить объем лесозаготовок с 5,7 до 7,5 млн м3, ее перерабатывающие предприятия не будут в полной мере обеспечены сырьем для полной загрузки производственных мощностей. Решать проблему обеспечения сырьем можно через получение дополнительных лесных ресурсов, причем не вовлекая в хозяйственный оборот дополнительные лесные площади на отдаленных или особо охраняемых природных территориях. Эту задачу можно решить, используя скандинавскую технологию лесопользования на территориях, уже вовлеченных в промышленный оборот.

Карельскими учеными уже была разработана модель регионального лесопользования, учитывающая правила заготовки леса, рубки ухода и лесовос-становления. Холдинг «Инвестлеспром» выступал с инициативой проведения в республике промышленного эксперимента по проведению коммерческих рубок ухода по скандинавской методике, которые бы позволили Сегежскому ЦБК получить дополнительное лесное сырье за счет увеличения интенсивности рубок и снятия некоторых технологических ограничений [13]. но в Рослесхозе и Правительстве Республики Карелия эксперимент не поддержали. Только через 7 лет, в 2012 г. на российско-финляндском Лесном саммите принято решение о том, что Республика Карелия станет пилотным регионом по реализации проекта интенсификации лесной сферы. но оно, к сожалению, пока не реализуется.

некоторые проблемы, возникающие в процессе функционирования лесного сектора республики,

требуют изменения формальных институтов на федеральном и региональном уровнях. например, сегодня существует проблема так называемого наложения аренды под разные виды использования лесов. Она возникает на территориях, арендуемых для лесозаготовок, где есть возможность добычи полезных ископаемых. Лицензии выдаются и лесопользователям, и недропользователям, и между ними могут возникать трения. В республике по состоянию на конец 2012 г. из 453 договоров аренды 109 заключены «с наложением». Эту проблему удается решать путем переговоров, но есть отдельные ситуации, когда отказ первоначального арендатора фактически блокирует возможность многоцелевого использования участка.

В республике есть проблема, связанная с хозяйственной деятельностью на предприятиях, занимающихся разведением форели. Для таких предприятий невозможно предоставление в аренду лесных участков в связи с отсутствием установленных Правительством Российской Федерации ставок платы по этому виду использования лесов. Понятно, что форель обитает в водоемах, но необходим участок земли под хозяйственные постройки для хранения кормов и переработки продукции. Многие предприятия решают эту коллизию, размещая постройки над водоемом (на сваях). Законодательное Собрание Республики карелия внесло свои предложения к проекту Федерального закона «Об аквакультуре», в соответствии с которыми в Лесной кодекс РФ требуется внести изменения, предусматривающие, что деятельность в области аквакультуры (в т. ч. товарное рыбоводство) становится отдельным видом использования лесов. В таком случае с лицами, имеющими договор на право пользования рыбоводным участком, договор аренды заключается без проведения аукциона.

В соответствии с требованиями лесного законодательства возникла необходимость провести межевание и поставить на кадастровый учет все лесные участки, предоставляемые в аренду. Такая процедура требует временных затрат (4-8 мес.) и дополнительных средств. В республиканском бюджете расходы на проведение кадастровых работ в 2012 г. не были предусмотрены. Министерство природопользования и экологии добилось получения из федерального бюджета на проведение этого вида работ в 2013 г. 1,5 млн руб., но этих средств недостаточно.

В связи с отсутствием достаточного количества полигонов по утилизации твердых производственных и бытовых отходов остро стоит проблема

возникновения несанкционированных свалок на территории государственного лесного фонда. на сегодняшний день в республике, по данным Росприроднадзора, зарегистрировано только 15 санкционированных свалок. С 2010 г. в республике за арендаторами закреплена обязанность по ликвидации свалок, возникающих на арендуемых участках, причем зачастую участки уже арендуются с таким обремененим (наличием свалок). В данном случае на бизнес перекладываются обязанности муниципальных органов власти по исполнению возложенных полномочий - организации сбора, вывоза, хранения бытовых отходов [12].

На арендаторов участков лесного фонда возложили дополнительные обременения в виде выполнения за свой счет лесохозяйственных мероприятий, лесоустроительных мероприятий, производства отводов и ежегодной индексации арендных платежей, естественно, в сторону увеличения.

Довольно часто арендаторы вынуждены исправлять технологические ошибки, возникшие при отводе делянок на арендуемых участках леса, поскольку в случае неустранения на них возлагаются штрафные санкции с предъявлением огромных сумм возмещения ущерба, гораздо больших, чем нанесенный ущерб.

к сожалению, сегодня в лесном секторе республики выстроена вертикаль власти, при которой министерства и ведомства вынуждены выполнять много бюрократической работы по написанию отчетов, справок, вести кабинетную переписку и почти полностью отключаются от решения важных для развития экономики и бизнеса дел. Для решения этих вопросов Законодательному Собранию Республики карелия целесообразно обратиться в Государственную Думу РФ с предложениями по внесению изменений и дополнений в действующие нормативные правовые акты Российской Федерации. В Лесной кодекс Российской Федерации необходимо внести поправки по передаче полномочий субъектам Российской Федерации, которые могли бы самостоятельно разрабатывать региональные правила заготовки древесины, ухода за лесом и лесовосстановления.

В республике в настоящее время отсутствует четкая программа развития лесного сектора. Соответственно, никто не проявляет интереса к нему, о нем лишь периодически вспоминают в связи с необходимостью пополнения бюджета. В сложившейся ситуации Правительству Республики карелия необходимо разработать и принять республиканскую

государственную целевую программу воспроизводства и использования природных ресурсов и охраны окружающей среды, которая бы включала подпрограммы охраны лесов от пожаров, воспроизводства лесов и развития лесной и транспортной инфраструктуры. Она должна быть увязана с целями улучшения уровня жизни населения и социально-экономического развития региона на основе наращивания объемов лесозаготовок при соблюдении устойчивого управления лесами и воспроизводства лесных ресурсов.

В бюджете республики необходимо предусматривать средства на компенсацию расходов муниципальных образований по организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. Целесообразно подготовить перечень первоочередных мероприятий по стабилизации и развитию лесного сектора республики на 2013-2017 гг., в том числе по обеспечению сырьем градообразующих лесоперерабатывающих предприятий республики. необходимо разработать план мероприятий по проведению лесоустроительных работ в лесном фонде Карелии.

Развитие лесного сектора экономики Карелии требует сегодня качественных изменений процесса лесопользования. Опыт соседней Финляндии показывает, что продуктивность лесов в Карелии и экономическая отдача от них могут быть существенно повышены.

В лесном секторе Республики Карелия продуктивность лесных ресурсов по конечному продукту составляет примерно 62,6 евро с 1 м3 древесины, а в Финляндии - до 216 евро [5]. По показателю «вывозка древесины» с 1 га лесной площади, кото-

рый учитывает перемещение древесины с лесосеки до пункта переработки с помощью транспортных средств (табл. 2), эти две территории достаточно сильно различаются.

В Финляндии используют современные технологии лесопосадок, которые позволяют интенсивно выращивать ценные породы древесины (хвойные). например, при лесопосадках используют 80 % быстрорастущих саженцев с закрытой корневой системой. За 15-20 лет вырастают деревья, диаметр ствола которых составляет 15-17 см, и их можно использовать как сырье (балансы) для целлюлозно-бумажной промышленности. В Республике Карелия используют лишь около 20 % быстрорастущих саженцев. В основном используют саженцы с открытой корневой системой и технологию естественного возобновления леса, которая требует больше времени и слабо регулирует качественный состав лесонасаждений. В результате на лесных участках вырастают лиственные насаждения, имеющие меньшую ценность и применяемость, что ведет к снижению экономической ценности лесосеки.

В итоге в Республике Карелия запасы древостоя составляют 943 млн м3, что в 4 с лишним раза меньше, чем в Финляндии, хотя ее площадь больше Карелии всего в 2 раза, при этом более трети приходится на тундру и лесотундру. В Финляндии с 1 га лесной площади вывозится в среднем в 3,7 раза больше древесины, чем в Карелии, хотя природно-климатические условия не отличаются. Столь сильное различие в объемах вывозки древесины вызвано особенностями ведения лесного хозяйства и технологией возобновления лесов. Дело в том, что в Финляндии значительную часть лесной площади

Таблица 2

Вывозка древесины в Финляндии и Карелии в 2000-2010 гг. [15, 16]

Показатель 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010

Финляндия

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Всего, млн плотных м3 54,30 52,20 53,40 54,20 54,40 52,30 50,80 56,60 50,70 41,70 54,00

С 1 га лесной площади, м3 2,33 2,24 2,29 2,33 2,33 2,24 2,18 2,43 2,21 1,79 2,19

Республика Карелия

Всего, млн плотных м3 5,60 5,90 5,60 6,10 6,90 6,40 6,10 6,60 6,00 - -

Производство древесины необработанной, млн - - - - - - - - - 5,30 5,50

плотных м3

С 1 га лесной площади, м3 0,56 0,59 0,57 0,62 0,70 0,64 0,62 0,67 0,60 0,54 0,56

Финляндия - Республика Карелия

Превышение продуктив- 4,20 3,80 4,00 3,80 3,30 3,50 3,50 3,60 3,70 3,30 3,90

ности леса в Финляндии,

во сколько раз

Источник: рассчитано авторами.

составляют леса, выращенные искусственным способом после первичной вырубки.

Учитывая схожесть территорий и имеющийся опыт работы лесного сектора республики, Рослесхоз предложил республике стать пилотной территорией по отработке новой модели ведения лесного хозяйства, которая позволит увеличить отдачу древесины от единицы площади лесных угодий и значительно повысить эффективность использования лесов.

Понятие «скандинавские технологии» подразумевает целый комплекс мер по ведению интенсивного лесного хозяйства. Основные меры [10]:

1) высокая интенсивность лесного хозяйства и планируемое лесовосстановление с применением рубок ухода;

2) высокотехнологичное лесовосстановление с использованием высококачественного посадочного материала;

3) сортиментная технология заготовки древесины;

4) контрактные отношения между предприятиями (на определенный вид работ);

5) подготовка специалистов;

6) долгосрочное планирование на основе лесоин-вентаризации;

7) открытость информации о лесопользовании;

8) кооперация крупного и малого бизнеса;

9) сохранение прав граждан на доступ в лес (даже при условии частной собственности на лесной участок);

10) вариативность природоохранных мер.

Эта модель лесопользования подразумевает увеличение ежегодного прироста древесины на единицу площади и переход на интенсивное лесопользование, в первую очередь за счет выборочных рубок или в процессе ухода за лесом до достижения возраста спелости, то есть то, чего удалась добиться финским лесоводам.

Новая технология позволит республике получить дополнительные сырьевые ресурсы, даже не осваивая новые лесные запасы, за счет интенсификации лесопользования на тех территориях, которые уже вовлечены в промышленный оборот. Внедрение передовых интенсивных технологий лесопользования для Карелии особенно актуально, поскольку именно здесь начала снижаться эффективность деятельности лесного сектора и возникла проблема нехватки древесного сырья для промышленных предприятий.

Предполагается, что разработать модель и приступить к ее реализации республика сможет в 2013 г. Для реализации новой модели лесопользования пот-

ребуется изменение действующего законодательства, так как в настоящее время в России действуют единые правила для всех территорий независимо от их географического расположения и агроклиматических условий. Они не учитывают местных региональных особенностей лесопользования. Поэтому идею Рос-лесхоза о предоставлении регионам специализированных, созданных именно для них правил можно только поддержать. О создании таких правил, учитывающих региональные особенности, давно говорилось и в республике. Еще 10 лет назад карельские ученые разработали модель лесопользования, учитывающую правила и заготовки леса, и рубки ухода, и лесовос-становления. Эта модель, на наш взгляд, могла бы эффективно применяться в республике.

Опыт повседневной работы показывает, что реализация этого проекта потребует поддержки федерального центра, участия лесопромышленного бизнеса, арендаторов лесных участков, науки и органов региональной власти и региональных сообществ. Совместные усилия всех заинтересованных лиц создадут хорошие предпосылки для достижения желаемого результата - значительного повышения эффекта лесопользования. Если карельский пилотный проект интенсивного лесопользования будет эффективным, то его распространят на другие лесные регионы России.

Еще один аспект влияет на деятельность лесного сектора республики - вступление во Всемирную торговую организацию (ВТО). Россия стала полноправным членом ВТО с 22.08.2012, что дало снижение экспортных пошлин, а это шанс для лесозаготовителей. Поставки на экспорт позволяют предприятиям пополнять оборотные средства, инвестировать в дорожную сеть и увеличивать заготовку и вывозку лесопродукции для устойчивых поставок целлюлозно-бумажным комбинатам, а также лесопильным заводам.

Для упорядочения и прозрачности процесса плавного вхождения в новые условия торговых отношений постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2012 № 779 были утверждены тарифные квоты на вывоз за пределы территории Российской Федерации необработанной древесины ели и сосны, а также Правила распределения тарифных квот между участниками внешнеэкономической деятельности страны. За основу были взяты предоставленные таможней данные об объемах экспорта круглого леса предприятиями и внешнеэкономической деятельности за последние три года.

Для получения лицензии на экспорт хвойных лесоматериалов необходимо отсутствие задолженности по арендной плате за использование лесов. В связи с этим был составлен реестр добросовестных арендаторов. В Республике Карелия на сегодняшний день лишь 28 арендаторов лесных участков (из 466) получили право поставлять на экспорт хвойные лесоматериалы [1]. Подавляющее большинство крупных лесопользователей республики не попало в список арендаторов лесных участков, имеющих право экспортировать хвойные лесоматериалы в 2012-2013 гг. Корни этой ситуации тянутся с 2007 г., когда Правительство Российской Федерации ввело запретительные экспортные пошлины в размере 15 евро (640 руб./м3) на березовые балансы. Это привело к системной убыточности лесозаготовительных предприятий, лишению их оборотных средств для работы в лесу. Часть лесозаготовителей обанкротилась, а кто выжил, остался в долгу по арендной плате. но тем не менее только лесозаготовители, попавшие в список, могут отправлять круглый лес на экспорт при наличии квоты либо продавать его посредникам, которые имеют квоту, но не имеют собственной арендованной базы.

Таким образом, многие предприятия лесопромышленного комплекса республики оказались не готовы к работе в условиях членства России в ВТО. наличие задолженности за пользование лесами автоматически вывело их за пределы внешнеэкономической деятельности. В это число попал ряд крупных арендаторов лесных участков. Среди них ОАО «Воломский КЛПХ «Лескарел», ОАО «Лед-мозерское ЛЗХ», ЗАО «норд-Интер-Хауз», ЗАО «Шуялес», ЗАО «Ладвинский ЛПХ», ЗАО «Запка-реллес», ООО «Северторг» и др.

В результате отгрузка карельскими предприятиями необработанных лесоматериалов хвойных пород, вывозимых за пределы России и территорий государств - участников соглашений о Таможенном союзе, приостановилась с 20.08 2012. По данным таможни, в связи с этим расчетная величина потерь таможенных платежей от экспорта товаров составит 70 % [7]. К большому сожалению, механизмов внесения изменений в список арендаторов на сегодняшний день не существует. Обновление списка происходит раз в год. Те, кто не попал в опубликованный список, смогут получить право экспорта только в 2014 г., так как следующий список арендаторов Рос-лесхоз должен представить только в августе 2013 г., и попавшие в него предприятия получат право на тарифную квоту по ели и сосне на 2014 г.

Для выхода из сложившейся ситуации необходимо:

- принятие нормативного документа, определяющего механизм внесения изменений в списки арендаторов, обладающих правом на заготовку ели и сосны;

- расширение критериев, по которым ведется отбор арендаторов.

Правительство республики направило обращение в адрес министра промышленности и торговли Российской Федерации о необходимости внесения изменений в постановление Правительства РФ, в том числе предложение по разработке механизма оперативного внесения изменений в перечень арендаторов лесных участков, имеющих право поставлять на экспорт хвойные лесоматериалы [1].

Механизм получения права на экспорт должен быть более гибким, так как предприятия представляют сложную производственно-хозяйственную систему, которая находится в постоянном движении. Возникает логичный вопрос: как работать арендаторам, ведь за результатами их деятельности стоят рабочие места и налоговые отчисления. В числе арендаторов немало предприятий, являющихся градообразующими для лесных поселков и районов.

на сегодняшний день существует единственный критерий - наличие задолженности по арендным платежам. Целесообразно внести показатели, отражающие социальную значимость, например, количество рабочих мест, налоговые платежи. В республике списки добросовестных арендаторов леса должны формировать Министерство по природопользованию Республики Карелия и Министерство экономического развития, так как стоит вопрос о дальнейшем развитии сферы и республики.

Итак, в настоящее время остро возникла необходимость повышения эффективности работы лесного сектора на основе более полного освоения имеющихся лесных ресурсов с соблюдением принципа обеспечения рационального и неистощительного использования лесов, их охраны, защиты и воспроизводства. В стране начался новый этап преобразований традиционно сложившихся институтов в сфере лесовосста-новления, лесопользования и управления, который требует изучения, осмысливания и использования уже накопленных в этой области опыта и знаний.

Все приведенные примеры подтверждают низкий уровень менеджмента региональной власти в вопросах управления государственной собственностью, которой являются лесные ресурсы. Одновременно

предприниматели (лесозаготовители, переработчики и лесоэкспортеры) не в полной мере усвоили новые принципы организации и рационального ведения хозяйственной деятельности. Их интересы разошлись с интересами населения республики.

Проблемы, возникшие в лесном секторе республики, тесно взаимосвязаны, а их масштаб требует системного подхода к решению на государственном уровне, в том числе через разработку и принятие программных документов.

Лесной сектор является важнейшей базовой сферой материального производства республики, и он должен восстановить свое ведущее положение в экономике республики, тем более что лес является возобновляемым ресурсом. Сложившаяся ситуация требует выработки и принятия в республике новой модели ведения лесного хозяйства и лесопользования, которая позволит республике осуществлять неистощительное лесопользование и увеличить ежегодный прирост древесины на единицу площади.

Для этого необходимо осуществить мероприятия, направленные:

- на обеспечение рентабельной работы предприятий лесопромышленного комплекса;

- на повышение бюджетной эффективности работы лесного комплекса Республики Карелия;

- на повышение эффективности работы предприятий - арендаторов лесных участков;

- на обеспечение предприятий лесопромышленного комплекса древесным сырьем;

- на переход на новые технологии, на реконструкцию действующих и создание новых перерабатывающих производств на основе регионального баланса производства и потребления древесного сырья (пиловочника, балансов, низкосортной древесины);

- на привлечение инвестиций, направленных на переработку древесины на территории Республики Карелия, на оказание им государственной поддержки и сопровождение инвестиционных проектов до полного завершения;

- на реализацию проектов по переработке низкосортной и лиственной древесины, отходов лесозаготовки и лесопереработки, на развитие биоэнергетики;

- на переориентацию потоков древесного сырья на переработку внутри республики;

- на содействие в проведении предприятиями лесопромышленного комплекса добровольной сертификации управления лесными ресурсами.

В основе новой модели лесного сектора республики должны лежать обеспечение прироста лесных ресурсов, их неистощительное использование и получение за счет этого экономического эффекта.

Список литературы

1. В Законодательном Собрании Карелии прошли парламентские слушания о проблемах лесного сектора // Лесная Карелия. 2012. № 9.

2. Государственный доклад о состоянии окружающей среды Республики Карелия в 2009 г. Петрозаводск. 2010.

3. Губич Н. Кареллеспром должен быть хозяином, а не свадебным генералом // Карелия. 2012. № 83.

4. Леса много не бывает // ЛесПромИнформ. 2011. № 2. С. 72-76.

5. Лесной комплекс Республики Карелия / Под общей ред. Немковича Е. Г. Петрозаводск: КарНЦ РАН. 2006.

6. Лесной комплекс Республики Карелия. Стат. сборник. Петрозаводск: Карелиястат. 2011.

7. Лесной сектор Карелии: проблемы и пути их решения. Материалы парламентских слушаний. URL: http://petrozavodsk. bezformata. ru/listnews/putyah-resheniya-problem-lesnogo/7578841/.

8. Лесные поселки: от лесозаготовок к средневековому «собирательству». URL: http://forest-karelia. ru/?id=488.

9. Лесопромышленный комплекс Карелии сократил экспорт лесной продукции. URL: http://www. wood. ru/ru/lonewsid-45902.html.

10. Лесопромышленный комплекс Карелии: «перспективы светлые, путь извилист». URL: http://pv. karelia. ru/files/archive/80_web_5.pdf.

11. Пладов А. В. Как платить за аренду, если из 10 м3 заготовленной древесины не оплачиваются 6? URL: http://forest-karelia. ru/?id=490.

12. Пладов А. В. Общие проблемы предприятий лесного сектора Республики Карелия и пути их решения // Лесная Карелия. 2012. № 9.

13. ПоташовВ. ЛПК Карелии: до прежних высот далеко // ЛесПромИнформ. 2010. № 3. С. 20-23.

14. Правительство Карелии рассмотрело прогноз социально-экономического развития республики на 2013-2015 гг. URL: http://www. gov. karelia. ru/gov/ News/2012/09/0926_18.html?print=.

15. Регионы России. Социально-экономические показатели. Стат. сборник. М.: Росстат. 2011.

16. Россия и страны мира. Стат. сборник. М.: Росстат. 2011.

17. Цыганков А. Кто в лес, кто по дрова. URL: http://politika-karelia. ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.